Пятиступка на ваз 2101 плюсы и минусы

Обновлено: 02.07.2024

До 1976 года ВАЗ выпускал единственную модель коробки передач-2101, которую ставил на всe “жигули”. Затем появилась КП 2121 с “повышенным” рядом, предназначенная для “Нивы” и ВАЗ-2106. В 1979 году завод освоил КП 2105 для нового семейства. Сегодня она производится в двух вариантах (четырех- и пятиступенчатая) и идет на все “жигули” и “Ниву. А прежние агрегаты сняли с производства еще в 1987 году. Однако запчасти к ним делали очень долго. Поэтому в продаже до сих пор встречаются детали разных поколений. В чем их отличие? Начнем с первичного вала. 2101 имеет 17 зубьев на ведущей шестерне, 2121 — 19 зубьев. А вариант, что ныне ставят на конвейере, насчитывает 18 зубьев (фото 1). Средняя розничная цена — 550 рублей.

Каждому первичному валу соответствует свой промежуточный. У 2101 на венце постоянного зацепления нарезано 29 зубьев, а на шестерне первой передачи — 15. У 2121 — 28 и 15 соответственно. На венце промежуточного вала 2105 все те же 28 зубьев, но с другим модулем (!). Чтобы не запутаться, посчитайте зубья на шестерне первой передачи: здесь их 14. Вал 2107 предназначен для пятиступенчатой коробки передач. Все его шестерни такие же, как у 2105. Единственное отличие — резьбовое отверстие для крепления блока шестерен пятой передачи и заднего хода (фото 2). Вместе с болтом его можно купить за 520 руб

Вторичные валы в сборе у всех “четырехступок” взаимозаменяемы. Разница лишь в ведомой шестерне первой передачи. Их две — универсальная для 2101 и 2121 и уникальная — для 2105. Внешне они похожи, ведь у каждой по 33 зуба. Правда, с разным углом наклона. Отличие в диаметре: 2101 — 96,8 мм, 2105 — 98,8 мм (фото 3).


П ринято считать, что ВАЗ-2101 является лицензионной, а значит точной копией Fiat 124 — машины, ставшей европейским автомобилем года в 1967 году. Однако в действительности же итальянские и советские специалисты за почти четыре года совместной работы внесли около 800 изменений в конструкцию исходного автомобиля. И на это были достаточно веские причины.

lada_1200_10

Итальянский автомобиль (слева) с нашей Lada роднила даже тематика рекламных фото!

Первые образцы Fiat 124, поступившие на испытания в СССР летом 1966 года, начали "сыпаться" на дорогах Дмитровского полигона уже после пяти тысяч километров пробега! В частности, не выдерживал поездок по булыжникам тарированной "бельгийской мостовой" кузов, у которого появлялись трещины в местах соединения крыши и стоек, лопнул картер заднего моста, выходили из строя резиновые буферы передней подвески… И это еще не всё: в условиях советской действительности на посыпанных песком и солью зимних дорогах тормозные колодки задних дисковых тормозов изнашивались до металла всего за несколько сотен километров! Словом, "натурные" испытания показали, что итальянский автомобиль явно требует адаптации к нашим условиям.

Вдобавок советские специалисты еще на ранних стадиях переговоров с итальянцами настаивали на верхнем расположении распределительного вала (схема OHC) вместо архаичной схемы двигателя Fiat 124, в котором распредвал располагался в блоке цилиндров. В итоге серийный ВАЗ-2101 получил более современный мотор, усиленный кузов, барабанные задние тормоза, увеличенный дорожный просвет и множество других доработок, благодаря которым новая малолитражка с честью выдерживала испытания суровым климатом и не самыми лучшими дорогами огромной страны. Тысячи новоиспеченных владельцев в первый же год с радостью обнаружили, что новинка зимой на порядок теплее и устойчивее, чем советские машины того времени, а двигатель Жигулей легко и уверенно запускался даже в двадцатиградусный мороз.

Двигатель Fiat 124 был выполнен по схеме OHV – то есть, с нижним расположением распределительного вала

lada_1200 схема

Два ключевых отличия между Жигулями и Фиатом – конструкция двигателя и тип задних тормозов

Вместе с Жигулями в СССР появились новые промышленные стандарты — в обиход были введены высококачественные материалы и новые шины, а скорость и комфорт вышли на новый уровень.

Москвич и Жигули

Но при этом Москвичи были менее чувствительны к ухабам и неровностям. Ведь картер двигателя М-412 был надёжно "укрыт" мощной передней балкой, в то время как на Жигулях многие водители на каменистых дорогах иногда пробивали поддон. Кузов волжской малолитражки даже после советских доработок не любил перегрузок и лихой езды по бездорожью, отчего он мог необратимо деформироваться и без явных ДТП! Да и пружинная подвеска не терпела перегрузов и быстро проседала у тех владельцев, которые возили слишком много тяжестей на своей машине.

Кроме того, у двигателя ВАЗ-2101 была своя "ахиллесова пята" — печально известный распределительный вал, который в первое десятилетие в редких случаях служил хотя бы 80-100 000 километров, в то время как на Москвичах и ИЖах об этой детали газораспределительного механизма владелец вспоминал разве что при капитальном ремонте мотора.

vaz_2101__zhiguli__1

Посадка водителя за рулём Жигулей отличалась от той, к которой привыкли советские водители. Ведь чтобы увеличить простор на заднем сиденье, фиатовские конструкторы сильно наклонили руль

Наконец, многие водители отмечали, что сидеть за рулём АЗЛК (особенно – в модели 2140) удобнее, чем в "копейке", где ноги и руки водителя оказывались согнуты больше, чем обычно.

vaz_2101 жигули

Первые три модели ВАЗ создавались под присмотром фиатовских инженеров

К августу 1970 года, когда началось серийное производство ВАЗ-2101, изготовление всех деталей в СССР еще не было налажено, поэтому автомобили первых лет выпуска действительно активно комплектовались деталями иностранного производства. К примеру, во второй половине 1970-го и в начале 1971 года "копейки" оснащались более угловатыми "клыками" бамперов производства Fiat, а также "фиатовскими" стартером, генератором, рулевым редуктором, домкратом и тем самым крепежом с характерной надписью. В этот период на машины ставили напольную педаль газа, фонарь подсветки заднего номера, задние катафоты и накладку руля производства итальянской фирмы Stars. Из родины Fiat в Тольятти также поступали фары (Carello), стеклоочистители (Magnetti Marelli) и карбюратор (Weber). Однако со временем количество комплектующих иностранного производства заметно снизилось — в основном их использовали для комплектации Жигулей, предназначенных на экспорт.

lada_1200

Запуск массового автомобиля на ВАЗе преследовал несколько целей, одной из которых являлось поступление в казну иностранной валюты за счет экспортных поставок машин, начавшихся уже год спустя после запуска серийного производства Жигулей. Чтобы достойно выступать на внешних рынках, новенькие Жигули проходили почти четыре десятка различных дополнительных проверок, которые позволяли выявить даже незначительные огрехи сборки.

vaz-2102

fiat_124_t

Именно поэтому экспорт советских автомобилей начал увеличиться рекордными темпами: если в 1971-м СССР поставил за рубеж 150 000 автомобилей, то в 1975-м цифра выросла вдвое — до 300 000 машин в год! Как нетрудно догадаться, львиная доля в этом объеме принадлежала именно Жигулям первой модели, которые поставлялись не только в страны Восточной и Западной Европы, но и в Канаду, Новую Зеландию, а также некоторые страны Латинской Америки — Боливию, Панаму, Перу и Уругвай. Покупали Lada-1200 (экспортное обозначение ВАЗ-2101) и в Англии, куда поставлялись автомобили с правосторонним расположением органов рулевого управления.

lada_1200 праворульная

В 1979 году в страны СЭВ поставили миллионный автомобиль советского производства — и это были именно Жигули! Правда, интерес к "копейке" за рубежом к этому времени стал стремительно угасать — для избалованных "европейцев" первенец Волжского автозавода уже стал устаревшей моделью. Поэтому они переключились на другие модели ВАЗ, а производство "чистой единички" весной 1983 года прекратили, оставив в гамме моделей "наследницу" ВАЗ-21013, которая представляла собой сочетание кузова модели ВАЗ-21011 с 1,2-литровым двигателем 2101.

lada_1300

Высоцкий

Как бы то ни было, поврежденные вследствие аварии Жигули Владимира Семёновича были восстановлены, затем сняты с учёта осенью 1971-го и проданы, после чего Высоцкий за руль Жигулей уже не возвращался, предпочитая им автомобили иностранного производства вроде представительского седана Mercedes W116.

После того как советские конструкторы ознакомились с конструкцией Fiat 124, у них возник ряд вопросов и замечаний. В частности, советская сторона небезосновательно считала устаревшей конструкцию двигателя с нижним расположением распределительного вала и штанговым приводом клапанов. В это время на самом Фиате уже испытывали моторы с газораспределительным механизмом, полностью расположенным в головке блока цилиндров, причем наши представители лично видели опытные образцы с двумя верхними распредвалами и ременным приводом ГРМ!

Однако итальянская сторона на тот момент еще не проработала эту схему и настаивала на поставке оборудования для производства двигателя с нижним расположением распредвала.

В ходе многочисленных переговоров советским специалистам удалось "отстоять" верхнее расположение распределительного вала, согласившись при этом на использование чугуна для изготовления блока цилиндров вместо алюминия, на котором наши представители настаивали ранее.

vaz_2101 двигатель

vaz_2101 двигатель

Верхнее расположение распределительного вала было принципиальным для советских конструкторов. Впоследствии это решение сыграло злую шутку с многими тысячами владельцев Жигулей, столкнувшихся с преждевременным износом распредвала

Таким образом, в серийное производство был запущен верхневальный 1,2-литровый 64-сильный двигатель с диаметром цилиндра 76 мм и ходом поршня 66 мм.

Image36

Стремясь продлить ресурс кулачков, в СССР даже переделывали конструкцию распредвала! Один из вариантов — дополнительные маслосборники на корпусе для задерживания моторного масла и его подачи на рычаги и кулачки.

В дальнейшем технология изготовления распределительных валов была усовершенствована, а распространение качественных масел стало повсеместным. Поэтому примерно с начала восьмидесятых годов распределительные валы Жигулей стали служить до замены 110-120 тысяч километров, а в отдельных случаях — и до первого капитального ремонта мотора.

Тем не менее, одной из причин "распредвальной проблемы" ВАЗ-2101 стало именно вмешательство в конструкцию двигателя советских конструкторов, которые настаивали на такой схеме, но не полностью представляли себе возможные последствия подобного переноса.

Несмотря на недостатки и даже особенности конструкции, для миллионов советских граждан в семидесятые годы Жигули стали настоящим откровением. Ведь именно "копейка" позволяла с комфортом ездить по своим делам всем тем, кто был достаточно далёк от техники и сторонился прежних советских машин из-за более трудоёмкого обслуживания. И даже спустя почти полвека после начала производства эта модель с трогательно-наивным выражением круглофарного передка пользуется уважением и вызывает уже ностальгическую улыбку на лицах тех, кто когда-то впервые поехал на такой же машине — и даже не за рулём, а из роддома.

Официальный сайт автоклуба ВАЗ 2101 в Санкт-Петербурге

Или войти с помощью одного из сервисов

Гость RR

Опубликовал Гость RR , Август 27, 2006

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Отзыв о Автомобиль ВАЗ 2101 седан

Реально со всех советских машин, почему то всегда отдавал предпочтение копейке! На сегоднишний день им почти по 40 лет и я их вижу каждый день, ну до десятка это точно. И я бы ни сказал.

Очень выручает.

Не давно приобрёл копейку синего цвета за 31 000 руб. Для многих дел полезна, если есть дача. Доехать до дачи по бездорожью - легко, справляется на ура, даже мерседес джип не смог меня обогнать, а.

Советский "долгожитель"

Все мои приятные воспоминания из детства на автомобильную тему связаны с автомобилем ВАЗ-2101. Мой отец купил этот автомобиль, с завода, в 1975 году, и посей день он находится в его пользовании. Я помню как мы.

От этого автомобиля я получил много имоций,и разочерований.

Автомобиль больше подходит для молодежи, так как его не так жалко, и ремонт обходится по низкой цене. Я считаю для того чтоб научится ездить и получать от него удовольствия он стоит своих денег. Данный автомобиль.

Хороший аппарат своего времени

Это первая машина, которая появилась в нашей семье. Это время, когда родители были молодыми, а я ещё пешком под стол ходил. Машина выпущена в 1973 году, полностью из итальянских комплектующих, на болтиках написано Fiat, как.

Хороший надёжный автомобиль,который можно отремонтировать даже в поле с помощью отвёртки и молотка.

Имею данный экземпляр с 2011 года. покупал у дедушки. ездила только за хлебом и на работу в селе. дед был комбайнером и ему за хорошую работу в 1977 году дали новую копейку ваз 2101 цвета.

Устаревшая рабочая лошадка

Архаичная конструкция, устарелая внешность, сложность обслуживания (замена с.б, опор, втулок реактивных тяг, подвесного, крестовин)

Данный автомобиль ВАЗ 21011 1978 г. в. попал ко мне в руки совсем недавно, но уже порядком подзадолбал меня, если честно, в двух словах его можно описать как дешевое транспортное средство, по цене хорошего спортивного.

Отечественная легенда

Всех подробностей о машине не помню. Было это давно, в моих руках она оказалась более 8 лет назад. Но запомнилась надолго. Во-первых, это был мой первый автомобиль, во всех смыслах - первый опыт вождения без.

Беcсмертные авто

Знаком с этим авто не по наслышке. Практически у всех друзей начинающих водить были такие машины. Прелесть машины прежде всего в простоте обращения. Управление минимальное и особых навыков не требует. В то же время тот.

"Копеечка" мое солнышко

Вчера стала полноправной обладательницей этого автомобиля, подаренного братом. Машина в семье уже катает 3 поколения. Масик изначально был голубой и за 38 лет трансформировался в фиолетовый. За столько лет все осталось родное, естественно поремонтировано не.

Хорошая машина в общем

Здравствуйте, вот купил я себе автомобиль ВАЗ 2101 и остался рад своей покупкой, так как это ещё и отечественный автопром. Все запчасти на неё дешевые, а вот сами подумайте, люди которые покупают иномарки постоянно обходятся.

Хорошая машина для начинающих

Решили купить автомобиль для дачи в семейном бюджете денег не густо 50 000 рублей и решили купить ВАЗ 2107 долго искал я попадались за такой бюджет только побитые. Через месяц один мой родственник посоветовал купить.

Купил Тазик.

Купил в недавнем времени себе автомобиль, если его конечно можно так назвать. Чудо это произведено в Тольяти под маркой ВАЗ 2101 в 1973 году. Авто покупался для поездок в лес и на рыбалку, т. е.

Раритет на все времена

Копейка. У кого-то это слово ассоциируется с монетой, а у кого-то с той самой старой доброй машинкой. Конечно в 21 веке многие считают эту машину ведром с гайками, со спартанскими условиями. Ничего, ваши Лексусы тоже.

Резвая Машинка

Надежность, Дизайн, Стоимость обслуживания, Подвеска, Динамика, Расход топлива, Коробка передач, Мультимедиа, Проходимость, Вместительность салона, Обзорность

Здравствуйте Решил написать о своем "копье" исключительно с целью вспомнить, как это было, больше 15 лет уже прошло. В общем автомобиль достался в почти идеальном состоянии, только пенки дверей были подгнившими. Ну молодость не порок.

автомобиль для души!

Хороший вариант для начинающих автомобилистов, а также для любителей "покопаться" в технике. Во время эксплуатации к нему можно не очень бережно относиться (в связи с дешевизной), но в разумных пределах, конечно. Если научиться управлять в.

За-то не пешком

Машина очень не комфортная! Частенько она у меня ломалась, всё-таки машине больше 30 лет. В ней очень неудобные сиденья так как они пружинные и даже без подголовников. У меня сильно болела спина после долгой езды.

Старая добрая классика

Машинка была куплена у деда в 2016 году. Было достаточно много колхоза в виде брызговиков разноцветных, тонировки стекол и разных дедовских примочек. Благо это все устранимо. Пахло духом того времени. В целом машинка была в.

Это же "копейка"!

Да что можно написать о Жигулях? - скажите вы) И будете неправы! ВАЗ-2101 с каждым годом становится все более ретро, автомобилем-легендой (особенно в том случае, если вам повезло стать владельцем автомобиля в хорошем техническом.

Отечественный внедорожник.

Опыт вождения данного авто - 7 лет. Автомобилем в целом доволен. Мотор ломался только один раз, и то по моей неосторожности. Мотор работает хорошо, не тарахтит. Заводится с первого раза. Сидения мягкие, ехать удобно. Кондиционер.

Читайте также: