Распиновка датчика распредвала газель

Обновлено: 02.07.2024

ГАЗель Бизнес УМЗ-4216: синхронизация ДПКВ - ДПРВ

ГАЗель Бизнес УМЗ-4216: синхронизация ДПКВ - ДПРВ

Здравствуйте!
Автомобилями ГАЗель я вообще-то не занимаюсь, но тут знакомый слезно уговорил. Машина работает отвратительно, постоянно висит ошибка по датчику распредвала.
Я снял сигналы с датчиков и приговорил смотреть шкив коленвала, так как встречал информацию, что на этих моторах разбивает шпонку. Это решение было принято на основании снятой осциллограммы и эталона для этого мотора, который я нашел в библиотеке. Человек мне поверил, всё разобрал, и оказалось, что там всё в порядке, ничего не разбито и не болтается.
Я ,конечно, продолжу работу с этой машиной, но хотелось бы выяснить где же настоящий график синхронизации?

Будет-ли работать датчик фазы от ЗМЗ 405 МИКАС 11 евро3 BOSCH 0232103048 на ЗМЗ 406 МИКАС 7.1 напишите может кто ставил.

Будет-ли работать датчик фазы от ЗМЗ 405 МИКАС 11 евро3 BOSCH 0232103048 на ЗМЗ 406 МИКАС 7.1 напишите может кто ставил.
Будет.Тока провода в разъёме перекинуть придётся - распиновка у БОШ-а другая.Но зачем колхоз-то?Намучались с ДПРВ?Так отключите его программно и забудте как страшный сон.На расходе это не отразится.

Колхоз нужен потому что 0232103048 стоит порядка 500 рублей а 0232103006 стоит 2200 рублей. А какие провода поменять местами в колодке?

Интересный "разворот".
сейчас как раз подыскиваю датчики двигателя, на замену.
PIRELLI, та этом боше вижу колодка сразу на корпусе,без кабеля. А штекер стандартный как на другом или новый штекер надо подбирать?

насчёт отключения дпрв -не согласен. Мне на другом форуме посоветовали экранировать его кабель, желательно от эбу и до датчика, Попробую -или намотаю или поменяю на готовый кабель.

давно ещё 99 газ убрал экранирование с этого провода, а провод этот идёт впаре в пучке жгута вместе с низковольтными от катушек, вобщем много помех, датчик цифровой и с микросхемой.
Думаю газ это специально, так незаметно, подложил. нам

з.ы. посмотрел на колодки, разные, если поможет распиновка на картинке..

PIRELLI, насчёт совместимости датчиков.
В описании к дпрв на эксите для УАЗ (Hunter (3151)
2.7 [ZMZ-409.10] 128 л.с. Бензин , 2004 — наст. время )
смотрим год -2004,
тогда ещё небыло микаса11 и евро-3, следовательно датчик тогда работал на старом микасе 7,1

давно ещё 99 газ убрал экранирование с этого провода, а провод этот идёт впаре в пучке жгута вместе с низковольтными от катушек, вобщем много помех, датчик цифровой и с микросхемой.
Думаю газ это специально, так незаметно, подложил. нам
Не проявлеются это массово.А вот сами датчики по качеству стали хуже - магнит внутри недолговечный.И это массовая проблема.

vlr, примерно передаю как мне рассказали, эту проблему с дпрв:
Для эбу и следовательно в Бк этот датчик может выдать только ошибку в виде обрыва цепи или замыкания.Больше никаких ошибок мы не увидим,типа низкий уровень сигнала или высокий ,или помехи. считывания, короче подобние ошибки помехи мешающие работе мы не увидим,
дпрв дает команду форсунке начала впрыска, а если помехи сбой чтото не сработало в этой цепи, то контроллер переводит управление в "аварийный режим" с фазированного впрыска на общий . увеличивая расход топлива на 30%. а под педалью как кирпич.
дпрв и дпкв с виду очень похожи, но в реали разные:
дпКв магнитоэлектрический , а дпРв с датчиком Хола.

увеличивая расход топлива на 30%.
Вы проверьте,прежде чем писать.
Для эбу и следовательно в Бк этот датчик может выдать только ошибку в виде обрыва цепи или замыкания.Больше никаких ошибок мы не увидим,типа низкий уровень сигнала или высокий ,или помехи. считывания, короче подобние ошибки помехи мешающие работе мы не увидим,
Это касаемо тока для ЭБУ типа Микас 7.1 и аналогов.А Микасы 11 уже выдают и низкий и высокий уровень сигнала по тем же причинам.Для вас специально повторяю - для Микас 7.1 ДПРВ неактуален совершенно.Он отключается программно без всяких увеличений расхода.

А почему не актуален если ЭБУ не знает какой цилиндр в верхней мертвой тлчке 1 или 4 то делает впрыск в оба цилиндра а следовательно и расход увеличивается.

А почему не актуален если ЭБУ не знает какой цилиндр в верхней мертвой тлчке 1 или 4 то делает впрыск в оба цилиндра а следовательно и расход увеличивается.
У вас есть возможность смотреть параметры работающего двигателя на мониторе компьютера?Если есть,то отключите ДПРВ на работающем 406-м и посмотрите на параметры.При его отключении длительность импульса впрыска(т.е.времени открытого состояния форсунки) уменьшится В ДВА РАЗА.Иначе быть не может - двигатель просто зальёт бензином.

Тогда значит цилиндры наполняются не полностью а следовательно падение мощности.
Ужас какой!Отстаньте вы уже от ДПРВ.Куча авто работает вообще без него на попарно-паралельном впрыске.И это заводская комплектация,разработчиками так задумано,понимаете?И ничего на таких авто страшного не происходит - ездят нормально и топливо не жрут сильно.

А почему так сердито стоит задача дпрв убрать?
Задача не стоит.Я просто объясняю,что конкретно для ЭБУ типа Микас 7.1 иногда проще избавится от девайса,нежели затевать "колхоз" или покупать дрогостоящий БОШ.И всё,просто проще и дешевле.Кому нравится магическое словосочетание "фазированный впрыск",то пожалуйста - варианты все уже обсудили,всё можно сделать.Я,кстати,вначале и написал об этом.

ЗМЗ406 Микас 7.1
Недавно поставил БК, он мне тут же выдал ошибку ДПРВ (датчик фаз), пошел в магазин (Газ детали машин), попросил датчик фаз, заплатил что-то в пределах 500 рублей, воткнул - ошибок нет, все вроде нормально. Так-что так и не понял суть проблемы.
P.S. Зато вот заметил, что масло из под него бежит и штатная резинка не помогает, думаю вот на герметик сажать или другую резинку колхозить.
P.P.S. ДПКВ тоже пару раз ошибку выдавал, поменял - не помогло. Забил, на работе движка не отражается.
P.P.P.S. Расход по трассе 9литров на 100км. Расход в городе ~11-12 литров :P

VictorAS, ДПКВ и ДМРВ могут зафиксировать ошибку если двс случайно заглох от: не так тронулся не так отпустил сцепление. Эбу видит почему-то остановился коленвал, ошибка.
Возможно такие ошибки, но если снимать клему с аккума, допустим при замене датчиков, естетственно старые ошибки стираются.
отечественные датчики быстро выходят из строя,а иногда уже на момент изготовления.

VictorAS, ДПКВ и ДМРВ могут зафиксировать ошибку если двс случайно заглох от: не так тронулся не так отпустил сцепление. Эбу видит почему-то остановился коленвал, ошибка.
Возможно такие ошибки, но если снимать клему с аккума, допустим при замене датчиков, естетственно старые ошибки стираются.
отечественные датчики быстро выходят из строя,а иногда уже на момент изготовления.

Во-во именно если заглохну, когда буксую по снегу внатяг, они мне ошибку и глаголят :) Ошибки сбрасываю через БК. Но вот стала вылазить ошибка типа разрыв цепи зажигания 1-4цилинд, как по суше будет на улице, зачищу-обожму контакты :)

Знаете почему ДПРВ Бошевский на волгу (любой иной фирменный) - такой дорогой?
потому,что очень узкий круг применения и дорогие марки:
MAN, GMC, Ferarri. к примеру номер Ферарри 150866 .

Привет всем , Я поставил датчик фаз от газели евро 3 , а он у меня не работает, при установки поменял местами контакт1 и 3 как описано в инструкции, ставил на волгу, может есть какие нибудь нюансы, подскажите пожайлуста?

подскажите пожайлуста?
Издалека не видно почему он не работает.Начнём сначала.Штатный датчик работал на авто?Или как обычно - горела ошибка по ДПРВ,заменили датчик на аналогичный - не помогло."Приколхозили" БОШ - всё равно горит.Так?

Штатный у меня работал ( иногда только выдавал ошибку при заводке двс), увидел тему про датчик бош и решил поставить его, а он не заработал. Ставлю обратно свой - все работает . уже 3-и бошевских датчика пробовал (думал может брак попался), вчем прикол не понимаю?

химик, Эбу какой? клему аккума на пол часа снимал? часто помогает правильно определиться датчику( у меня так бывает даже с датчиком температуры).
ещё проверь с старым длину датчика -от края посадки до рабочего торца.

эбу микас 7.1, клему с акб не снимал, длина такая же, попробую клему снять ( только зачем на полчаса? , мозг вроде не так долго обнуляется)

P.P.P.S. Расход по трассе 9литров на 100км. Расход в городе ~11-12 литров
По трассе многовато (если не 130-140).

Сам разъём меняли?

Конечно поменял. Клему с акб скидывал - не помогло, Но попробовал еще следующее: на заведенной машине ослабил болт крепления датчика, выдвинул его на три милиметра, подождал пару секунд , вставил обратно, затянул болт и ошибка пропала( впрыск стал фазированный по бортовому), но не долго я радовался - заглушил двс - завел и опять появилась эта ошибка. Я так понимаю надо выставить зазор между датчиком и отметчиком ( но почему с обычным датчиком все работает, а с бошем нет, да и отметчики вроде все одинаковые что на 406, что на 405 двс):(:(:(

попробую клему снять ( только зачем на полчаса? , мозг вроде не так долго обнуляется)
у меня недавно было 15-20 минут не хотел обнуляться по причине замены датчика ож, выздал пол часа, включил,тогда только глаз проблемы погас и ошибки пропали.


Но попробовал еще следующее: на заведенной машине ослабил болт крепления датчика, выдвинул его на три милиметра, подождал пару секунд , вставил обратно, затянул болт и ошибка пропала( впрыск стал фазированный по бортовому), но не долго я радовался - заглушил двс - завел и опять появилась эта ошибка
ну если длина одинаковая,то чтотут выставлять.
попробуй включи старый,пусть поработает, отключи сними обе клемы подольше когда ввремя пройдёт -замени датчик фазы, подключи клемы сперва + потом -. включи зажигание подожди 10 секунд когда реле бенхонасоса остановится ,медленно надави педаль газа до конца плавно и отпусти, отключи зажигание ,подожди 10 сенунд, влючи зажигание, бензонасос остановиться, запусти двигатель и ничего не нажимай , -смотри ошибки.

ГАЗель Бизнес УМЗ-4216: синхронизация ДПКВ - ДПРВ

ГАЗель Бизнес УМЗ-4216: синхронизация ДПКВ - ДПРВ

Здравствуйте!
Автомобилями ГАЗель я вообще-то не занимаюсь, но тут знакомый слезно уговорил. Машина работает отвратительно, постоянно висит ошибка по датчику распредвала.
Я снял сигналы с датчиков и приговорил смотреть шкив коленвала, так как встречал информацию, что на этих моторах разбивает шпонку. Это решение было принято на основании снятой осциллограммы и эталона для этого мотора, который я нашел в библиотеке. Человек мне поверил, всё разобрал, и оказалось, что там всё в порядке, ничего не разбито и не болтается.
Я ,конечно, продолжу работу с этой машиной, но хотелось бы выяснить где же настоящий график синхронизации?


Индуктивный датчик ЗМЗ-406 (0 261 210113 или 406.3847113) автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 предназначен для определения углового положения коленвала, синхронизации работы блока управления с рабочим процессом двигателя и определения частоты его вращения.

Датчик установлен в передней части двигателя ЗМЗ-406 с правой стороны. Устройство датчика показано на рис.33.

Рис.33. Датчик положения коленчатого вала автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302

1 — обмотка датчика; 2 — корпус; 3 — магнит; 4 — уплотнитель; 5 -провод; 6 — кронштейн крепления; 7 — магнитопровод; 8 — диск синхронизации

Датчик ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 представляет собой индуктивную катушку 1 с магнитом 3 и сердечником 7. Датчик работает совместно с зубчатым диском синхронизации 8, установленном на шкиве коленчатого вала.

Прохождение мимо торца сердечника 7 датчика зубьев диска синхронизации 8, вызывает изменение магнитного потока в датчике. Изменение магнитного потока вызывает возникновение переменного электрического тока в катушке датчика.

Возникающее переменное напряжение передается в блок управления, который обрабатывает их с другими сигналами датчиков и формирует параметры электрических импульсов для работы форсунок и катушек зажигания.

При выходе из строя датчика положения коленвала двс ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 или его цепей прекращается работы системы зажигания и соответственно двигателя.

Исправность датчика можно проверить омметром. Сопротивление катушки датчика должно находиться в пределах 850-900 Ом. Нормальная работа датчика обеспечивается при зазоре между сердечником датчика и зубьями диска синхронизации в пределах 1+0,5 мм.

Более качественную проверку исправности датчика необходимо производить прибором DST-2 при прокрутке двигателя стартером.

Датчик положения распредвала ЗМЗ-406

Датчик двс ЗМЗ-406 положения распределительного вала 0232103006 или 406.3847050 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 (фазы) предназначен для определения верхней мертвой точки поршня первого цилиндра при такте сжатия.

Датчик установлен с левой стороны на головке цилиндров ЗМЗ-406 (у четвертого цилиндра).

Датчик представляет собой электронное устройство, работающее на эффекте Холла. При прохождении мимо торца датчика металлической пластины, установленной на распределительном вале, происходит изменение магнитного потока датчика.

Это вызывает появление в датчике электрического сигнала, который усиливается и передается в блок управления.

Сигналы датчиков двигателя ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 положения распределительного вала и положения коленчатого вала, обработанные в блоке управления, позволяют синхронизировать подачу топлива форсунками в каждый цилиндр двигателя (только при такте сжатия).

Рис.34. Электрическая схема проверки датчика положения распределительного вала ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302

1 — датчик; 2 — штекерная колодка датчика; 3 — сопротивление 0,5-0,6 кОм; 4 — аккумуляторная батарея; 5 — светодиод АЛ307; 6 — металлическая пластина

При выходе из строя датчика ЗМЗ-406 положения распредвала или его цепей блок, управления включает контрольную лампу и переходит на резервный режим с подачей топлива одновременно во все цилиндры двигателя.

Исправность датчика положения распредвала ЗМЗ-406 можно проверить собрав схему, показанную на рис 34. Перемещение металлической пластины 6 мимо торца датчика должно вызывать свечение светодиода.

Более качественную проверку исправности датчика можно провести прибором DST-2 на работающем двигателе.

Датчик массового расхода воздуха ЗМЗ-406

Датчик (расходомер) двигателя автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 массового расхода воздуха 0280 212 014 или ИВКШ407282000 термоанемометрического типа предназначен для определения количества воздуха, идущего на заполнение цилиндров во время работы двигателя.
Датчик установлен во впускной системе, после воздушного фильтра.

Рис.35. Датчик массового расхода воздуха ЗМЗ-406

1 — кольцо; 2 — платиновая нить;3 — термокомпенсационное сопротивление; 4 — кронштейн крепления кольца; 5 — корпус электронного модуля; 6 — предохранительная сетка; 7 — стопорное кольцо; 8 — корпус датчика; 9 — винт регулировки СО; 10 — крышка; 11 — колодка электрического разъема; 12 — штекер; 13 — уплотнителъ; 14 — электронный модуль

Устройство датчика ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 показано на рис. 35. В корпусе 8 установлено кольцо 1, внутри которого расположены чувствительный элемент 2 в виде платиновой нити диаметром 0,07-0,10 мм и термокомпенсационный резистор З, включенные в мостовую схему электронного модуля 14, датчика.

Электронная схема модуля 14 поддерживает температуру платиновой нити порядка 150°С. Во время работы двигателя воздух, засасываемый в цилиндры двигателя, проходит через корпус 8, и кольцо 1, охлаждая платиновую нить.

Электрическая мощность, затрачиваемая на поддержание температуры нити на прежнем уровне, является параметром для определения количества воздуха, проходящего через датчик.

Так как температура платиновой нити зависит и от температуры проходящего воздуха, то термокомпенсационный резистор 3 (определяющий температуру проходящего воздуха) вносит соответствующую коррекцию в режим работы электронного модуля.

Сигналы датчика ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 поступают в блок управления, обрабатываются и используются для определения оптимальной длительности электрических импульсов для открытия форсунок (определяется необходимое количество топлива для данного количества воздуха).

Для исключения загрязнения платиновой нити в электронном модуле предусмотрена кратковременная подача повышенного напряжения на нее для разогрева до 100СГС.

При повышении температуры нити на ней сгорают все загрязнения, попавшие на нее (режим прожига).

В электронном модуле имеется переменный резистор, с помощью которого можно провести регулировку (винт 9) концентрации окиси углерода в отработавших газах в режиме работы двигателя на холостом ходу.

При возникновении неисправностей датчика ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 или его цепей блок управления переходит на резервный режим работы по данным, занесенным в память блока.

О возникшей неисправности датчика массового расхода воздуха блок управления сигнализирует водителю включением контрольной лампы.

Рис.36. Электрическая схема проверки датчика ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 массового расхода воздуха

1 — штекерный разъем датчика; 2 — выключатель; 3 — аккумуляторная батарея; 4 — вольтметр

Исправность датчика можно проверить, собрав схему, показанную на рис.36. При подключении источника вольтметр 5 должен показывать 1,3- 1,4В, а при кратковременном включении выключателя 3 вольтметр 5 должен показывать примерно 8 В. Платиновая нить 2 (рис. 3) при этом должна разогреваться до красна.

Более качественную проверку датчика необходимо производить при работе двигателя прибором DST-2.

Датчик двс ЗМЗ-406 положения дроссельной заслонки

Датчик 0 280 122 001 или HPKI-8 предназначен для определения положения дроссельной заслонки. Положение заслонки определяет величина падения напряжения на переменном резисторе датчика, которая поступает в блок управления для обработки.

Данные о положении дроссельной заслонки ЗМЗ-406 (полностью закрыта, частично открыта, или полностью открыта) необходимы блоку управления для расчета длительности электрических импульсов управления форсунками и определения оптимального угла опережения зажигания.

Рис.37. Датчик ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 положения дроссельной заслонки

1 — корпус; 2 — поворотная втулка; 3 — подвижный контакт; 4 — штекерная колодка; 5 — штекер, 6 — печатная плата; 7 — упор; 8 — ось дроссельной заслонки; R1, R2, КЗ и R4 — сопротивления

Датчик заслонки двигателя установлен на корпусе узла дроссельной заслонки и механически соединен с осью дроссельной заслонки.

Устройство и электрическая схема датчика показаны на рис.37. Датчик представляет собой сдвоенный переменный резистор, выполненный на керамической подложке.

Датчик состоит из корпуса 1, печатной платы 6 с резисторами Rl, R2, R3 и R4 и подвижных контактов 3, установленных на поворотной втулке 2. Втулка установлена на оси дроссельной заслонки 8.

При выходе из строя датчика ЗМЗ-406 включается контрольная лампа, а блок управления переходит на резервный режим работы, используя данные датчика массового расхода воздуха и данные, заложенные в память блока.

Исправность датчика можно проверить омметром. Сопротивление между выводами 1 и 2 должно быть 2 кОм, а между выводами 2 и 3 в одном крайнем положении 700-1380 Ом, а в другом 2600 Ом.

Датчик детонации ЗМЗ-406

Датчик 0 261 231 046 или GT305 служит для определения детонации при работе двигателя ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302.
Детонация это несанкционированное самовоспламенение рабочей смеси в цилиндрах двигателя.

При работе двигателя в таком режиме возникают сильные вибрационные и термические нагрузки на детали двигателя.

Работа двигателя с детонацией может привести к разрушению деталей двигателя (например: поршня, прокладки головки блока и др.).

Датчик детонации ЗМЗ-406 установлен на правой стороне блока цилиндров. Устройство пьезоэлектрического датчика детонации показано на рис.38.

Рис.38. Датчик детонации ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302

1 — штекер;2 — изолятор;3 — корпус; 4 — гайка; 5 — упругая шайба; 6 — инерционная шайба; 7 — пьезоэлемент; 8 — контактная пластина

Основными элементами датчика являются: кварцевый пьезоэлемент 7 и инерционная масса 6, (шайба). При работе двигателя возникает вибрация его деталей. Инерционная масса 6 датчика воздействует на пьезоэлемент 7 и в нем возникают электрические сигналы определенной величины и формы.

Возникновение детонации в работе двигателя приводит к резкому увеличению вибрации, что вызывает увеличение амплитуды напряжения электрических сигналов датчика. Электрические сигналы датчика передаются в блок управления.

По сигналам датчика детонации ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 блок управления корректирует угол опережения зажигания до прекращения детонации.

При выходе из строя датчика или его электрических цепей блок управления сигнализирует водителю включением контрольной лампы.

Регулятор ЗМЗ-406 дополнительного воздуха

Регулятор 0 280 140 545 или РХХ-60 предназначен для поддержания заданной частоты вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу, при пуске, прогреве, при движении накатом и при изменяющейся нагрузке от вспомогательного оборудования.

Рис.39. Регулятор ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 дополнительного воздуха

1 — штекерная колодка; 2 — уплотнителъпое кольцо; 3 — шайба крепления; 4 — фланец крепления оси якоря; 5 — обмотка якоря; 6 — поворотный стакан; 7 — постоянный магнит; 8 — корпус; 9 — якорь неподвижный; 10 — ось якоря; 11 — магнитопровод; 12 — стопорное кольцо подшипника; 13 — шариковый подшипник; 14 — уплотнение подшипника; 15 — патрубок входной; 16 — поворотная заслонка; 17 — упор; 18 — роликовый подшипник; 19 — вал заслонки; 20 — патрубок выходной; х — соединение неразъемное

Регулятор ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 установлен на впускной трубе и соединен трубками с впускной трубой до дроссельной заслонки и после нее.

Устройство регулятора дополнительного воздуха показано на рис.39, а электрическая схема на рис. 40.

Рис.40. Электрическая схема регулятора ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 дополнительного воздуха

1 — заслонка; 2 — корпус; 3 — обмотка неподвижного якоря; 4 — магнит

Регулятор представляет собой клапан, который регулирует подачу воздуха во впускную систему минуя дроссельную заслонку.

Поворот заслонки 1 осуществляется двухобмоточным электродвигателем с неподвижными обмотками (якорь) и вращающимся магнитом 4.

Блок управления обрабатывает сигналы датчиков, определяет необходимое положение заслонки 1 и выдает на обмотки 3 регулятора электрические импульсы определенной скважности.

Электрический ток, проходя по обмоткам, создает свое магнитное поле, которое взаимодействуя с магнитом 4 заставляет повернуться его на определенный угол (шаг). Вместе с ним поворачивается и заслонка 1, изменяя проходное сечение регулятора.

При выходе из строя регулятора ЗМЗ-406 дополнительного воздуха в комбинации приборов загорается контрольная лампочка и нарушается работа двигателя на холостом ходу.

Исправность регулятора ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 можно проверить, подавая на его обмотки напряжение 12 В. При подаче напряжения на выводы 1 и 2 заслонка должна открыть отверстие регулятора, а при подаче напряжения на выводы 2 и 3 заслонка должна закрыть отверстие.

Сопротивление каждой обмотки должно быть в пределах 10-14 Ом.

Более качественная проверка работы регулятора дополнительного воздуха производится прибором DST-2 при работающем двигателе.


ДПКВ и ДПРВ: что к чему?​

Я не зря вспомнил про датчик положения коленвала: его задача очень близка к той, которую решает датчик положения распредвала. Да и устроены они практически одинаково. Так зачем тогда нужен второй датчик, который наблюдает за тем, как крутится распредвал?

Было дело, когда моторы обходились и без него, полагаясь исключительно на данные датчика положения коленвала (ДПКВ). Всё было хорошо, но расход бензина в этом случае был заметно выше из-за попарно-параллельного режима впрыска топлива. То есть впрыск топлива проходил через две одновременно открытые форсунки. В одном цилиндре при этом топливо начинало работать (сгорать), а в другом расходовалось впустую. В век тотального озеленения моторов и буйства экологов такую растрату бензина терпеть было нельзя, и тогда в дополнение к ДПКВ появился датчик положения распредвала (ДПРВ). Алгоритм впрыска топлива изменился.

Теперь стала открываться только одна нужная форсунка – началась эпоха фазированного впрыска. Задача ДПРВ – дать понять блоку управления, что поршень в конкретном цилиндре подходит к верхней мёртвой точке, и сейчас туда надо брызнуть топливо через открытую форсунку. Остальные форсунки при этом открывать не надо.


Теоретически этот датчик не так важен, как ДПКВ. Основные функции выполняет как раз датчик положения коленвала. Он сам способен определить скорость вращения коленвала и его положение в момент времени – то есть определить фазы. И внезапный выход из строя датчика положения распредвала не так страшен, как отказ ДПКВ. Чаще всего мотор лишь перейдёт в попарно-параллельный режим впрыска топлива, но колом не встанет (о симптомах отказа ДПРВ скажу чуть ниже подробнее). Но точная синхронизация с неработающим датчиком распредвала будет уже невозможной, и его придётся менять. Не зря же ДПРВ часто называют датчиком фаз, хотя это не совсем точно.

Так что он собой представляет и как его проверить?

Брат-близнец

Тут опять нельзя не вспомнить про датчик коленвала: датчики распредвала конструктивно точно такие же. И они тоже могут быть оптическими, магнитными (индуктивными) и датчиками Холла. Последние – наиболее распространённые, о них и пойдёт речь ниже. Вкратце напомню, что такое эффект Холла.

Был такой учёный американский дядя, которого звали Эдвин Холл. Он работал в Гарварде и как-то задался вопросом: а можно ли как-то изменить сопротивление проводника в магнитном поле? После ряда экспериментов он выяснил, что при помещении проводников с постоянным током в магнитные поля появляются разности потенциалов. Это явление назвали эффектом Холла, а возникающую разность потенциалов – холловским напряжением. Эффект Холла применяется очень широко. Например, в электронных компасах смартфонов. Но нас интересуют датчики Холла, которые используют этот эффект. Эти датчики реагируют на приближение металла, изменяя напряжение на сигнальном проводе. В качестве металла, который нужно приблизить к датчику, используется всё тот же задающий диск или отдельный репер на распредвале. В общем, система почти та же, что и у ДПКВ того же типа.


Конструктивно датчик положения распредвала тоже не сильно отличается от датчика коленвала. Основная его деталь – это катушка, на которую после включения зажигания приходит постоянное напряжение от бортовой сети – 12 вольт (на самом деле чуть больше, но для простоты – 12). Третий провод датчика – сигнальный. По нему в ЭБУ возвращается в среднем 90-95% напряжения. В момент прохождения репера около датчика напряжение на сигнальном проводе падает до значения ниже, чем в половину вольта (на разных машинах по-разному, но в среднем – 0,2-0,5 В). Это и есть сигнал на ЭБУ. И он заметно точнее, чем сигнал от датчика положения коленвала, а в моторах с фазовращателями он вообще единственный, который может точно указать фазы. Что будет, если сигнал пропадёт?

Может, он, может, и нет

А будет всё просто: ЭБУ, пользуясь данными датчика положения коленвала, будет знать, когда поршни проходят верхнюю мёртвую точку. Но не будет знать, какой именно поршень к этой точке приближается. Чтобы мотор не заглох, ЭБУ отдаст форсункам команду переключиться с фазированного впрыска на попарно-параллельный. Работать мотор будет, но не в штатном режиме. Интересно, что неопытный водитель даже не всегда поймёт, что с ДПРВ случилась какая-то беда: Check Engine загорается не всегда, а потерю тяги новичок (в данном случае – не средство против шпионов и прочих либералов, а неопытный водитель) частенько просто не замечает. Он может и не заметить повышенный расход бензина.


Периодически симптомы умершего ДПРВ проявляются только на повышенных оборотах, но это случается довольно редко.

К сожалению, весь этот набор неприятностей не может однозначно говорить об отказе датчика распредвала. С этими же симптомами может умереть, например, катушка зажигания или бензонасос. Или что-то ещё – уж очень эти симптомы размыты. Но ведь как-то найти неисправность датчика надо… Тогда ищем!

Честно говоря, диагностика этого датчика – штука не очень простая. Но попробуем что-нибудь сделать.

Начнём с самого простого и очевидного приёма – подключения сканера. Ошибки могут быть разными: P0340 (нет сигнала определителя положения распредвала), P0341 (фазы газораспределения не совпадают с тактами ЦПГ), P0342 (низкий уровень сигнала в цепи ДПРВ), P0343 (высокий уровень сигнала от ДПРВ), P0339 (неверный сигнал от ДПРВ). Наиболее частая ошибка – просто отсутствие сигнала, P0340. Но эта рубрика не для тех, кто умеет пользоваться сканером – они и так всё знают. Поэтому мы пойдём своим путём – путём молотка, анализа и дешёвого мультиметра. Всё, как мы любим.


Итак, если нет сканера, самый простой способ проверки ДПРВ – это установка заведомо исправного датчика. Найти его на моторе обычно несложно (он стоит где-то с краю рядом с концом распредвала), снять – тоже. Но вот беда: мало у кого дома в кладовке лежит запасной ДПРВ. Поэтому думаем дальше.

Другой способ чуть сложнее, но тоже вполне рабочий – с замером напряжения на сигнальном проводе. Для этого лучше будет заточить щупы мультиметра до состояния игл, чтобы проткнуть ими изоляцию проводов. Сначала находим постоянные 12 вольт, которые идут после включения зажигания, потом ищем сигнальный провод. Для этого смотрим, где напряжение ниже. Если, например, на датчик идут два провода с напряжением 13,4 В, то на сигнальном будет приблизительно 12 (13,4х0,9). Если этого напряжения нет, можно поздравить себя с победой – датчик не работает, дело сделано. Если напряжение есть, ищем дальше.

Теперь надо проверить, реагирует ли датчик на репер (то есть на кусок железа). Снимаем датчик, но разъём не отключаем, потому что без постоянного питания он работать не будет. Теперь при включенном зажигании пытаемся возбудить этот датчик любым куском железа (гаечным ключом, молотком – любым железным предметом). Если во время того, как вы подносите железку к торцу датчика, напряжение на сигнальном проводе проседает до 0,5 В и меньше, датчик точно рабочий. Если нет, то он не работает. Скорее всего не работает, потому что точнее его нужно проверять осциллографом, которого, конечно же, под рукой нет. Впрочем, отсутствие падения напряжения при приближении железа говорит о неисправности ДПРВ достаточно точно, а кроме того, есть и другие способы проверки датчика с помощью мультиметра. Тут описан самый элементарный.

Что делать и кто виноват?

Способов существенно продлить жизнь датчику распредвала не существует. Он, как любая деталь из железа и пластика, имеет право на естественную смерть. Так что остаются только несущественные способы: стараться содержать моторный отсек в чистоте (грязь не жалеет проводку и разъёмы), а всё, что есть под капотом кроме датчика, – в порядке. Лишние вибрации, перегревы – всё это вредит любому датчику. Кстати, именно поэтому проверку ДПРВ лучше начинать с внешнего осмотра. Если у него лопнул пластиковый корпус или проводка к нему позеленела и рассыпается в руках, есть повод переживать.

Ремонтировать датчик бесполезно, его придётся только менять. И не надо себя успокаивать тем, что мотор как-то работает и без него: мотор в этом случае работает в нештатном режиме, а это не приносит ему пользы.

Напоследок – пара потенциальных причин, по которым даже исправный датчик работать не будет. Первая – это если на его торце на многолетние потёки масла попала какая-нибудь металлическая пыль или стружка. В этом случае сигнал от репера на распредвале будет искажаться или его не будет совсем. Вторая причина – это сам реперный (или задающий) диск. Если он каким-то образом люфтит на распредвале, зазор между ним и датчиком будет гулять. Сигнал в этом случае тоже будет пропадать.

Читайте также: