Ремонт главного цилиндра сцепления ваз

Обновлено: 16.06.2024

Переключение передач в трансмиссии автомобиля происходит за счет работы сцепления. Механизм сцепления состоит из нескольких элементов, которые во время эксплуатации изнашиваются. Для своевременной диагностики поломок вам полезно будет знать их устройство.

Схема сцепления ВАЗ 2101

1 – контргайка толкателя вилки выключение сцепления; 2 – картер сцепления; 3 – рабочий цилиндр гидравлического привода выключения сцепления; 4 – оттяжная пружина вилки выключения сцепления; 5 – колпачок клапана для прокачки гидравлического привода выключения сцепления; 6 – диафрагменная нажимная пружина сцепления; 7 – фрикционные накладки ведомого диска; 9 – ведомый диск сцепления; 10 – заклепка-упор демпфера; 11 – дисковые пластины демпфера; 12 – передний герметизированный шариковый подшипник первичного вала коробки передач; 13 – ступица ведомого диска; 14 – пружина демпфера; 15 – нажимной (ведущий) диск сцепления; 16 – передняя крышка картера сцепления; 17 – маховик коленчатого вала двигателя; 18 – зубчатый венец маховика; 19 – болт крепления кожуха к маховику; 20 – первичный (ведущий) вал коробки передач; 21 – упорный подшипник муфты выключения сцепления; 22 – пружинная пластина крепления упорного фланца; 23 – упорный фланец нажимной пружины; 24 – задний шариковый подшипник первичного вала коробки передач; 25 – ведущая шестерня первичного вала коробки передач; 25 – муфта выключения сцепления; 26 – вилка выключения сцепления; 27 – фрикционное кольцо упорного фланца; 28 – шаровая опора вилки; 29 – удерживающая пластина вилки; 30 – чехол вилки; 31 – ступенчатая заклепка (9 шт.) крепления опорных колец нажимной пружины и пластин упорного фланца; 32 – кожух сцепления; 33 – толкатель вилки выключения сцепления; 34 – регулировочная упорная гайка; 35 – пробка главного цилиндра; 36 – гнездо штуцера трубки для подачи жидкости в рабочий цилиндр; 37 – возвратная пружина поршня; 38 – главный цилиндр привода выключения сцепления; 39 – перепускное отверстие; 40 – штуцер гибкого шланга для подачи жидкости из бачка; 41 – впускное (компенсационное) отверстие для заполнения цилиндра; 42 – поршень главного цилиндра; 43 – уплотнительное кольцо поршня; 44 – толкатель педали сцепления; 45 – поршень толкателя главного цилиндра; 46 – канал уплотнения манжеты; 47 – манжета поршня; 48 – отверстие (0,2 мм) для выхода воздуха; 49 – фрикционные кольца демпфера; 50 – тарельчатая пружина фрикциона демпфера; 51 – клапан для прокачки гидравлического привода выключения сцепления; 52 – опорная тарелка поршня; 53 – поршень рабочего цилиндра; 54 – пробка рабочего цилиндра с гнездом под штуцер подачи жидкости в рабочий цилиндр

Почему надо менять сцепление

Диск сцепления ВАЗ 2101

Когда нужно менять сцепление?

В ходе эксплуатации сцепления у любого автомобиля со временем изнашивается, и первые признаки изношенного сцепления которые будет подавать автомобиль, это:

  • Повышенный шум который очень отчётливо начинает проявляться при переключении передач на автомобиле.
  • А так же могут происходить рывки при трогании с места на автомобиле, а так же они могут происходить и во время езды когда вы выжимаете педаль сцепления, затем включаете передачу и после чего при отпускании педали машина у вас чуть дергается вперёд.


В основном такое происходит из-за демпферных пружин которые установлены на ведомом диске, а на фото чуть ниже они показаны стрелками. Данные пружины нужны для того, чтобы сцепление выключалось плавно и тем самым не давала дискомфорта при езде, а когда эти пружины приходят в негодность то при выключении сцепления как уже было сказано раньше, происходит рывок который зачастую очень негативно сказывается на комфортности при езде на автомобиле!

Как происходит замена сцепления на ВАЗ 2101


Снятие КПП

Операция эта не особо сложная, но требует определенных навыков и знания последовательности выполнения работ. Сложность операции заключается в том, что приходится откручивать и отсоединять много элементов, при этом доступ к ним не всегда удобен.

Для снятия коробки потребуется такой инструмент и приспособления:

  • Набор ключей и головок (включая ключи на 10, 14, 17, 19);
  • Отвертки (тонкая плоская, крестообразная, ударная);
  • WD-40;
  • Отрезок первичного вала коробки;
  • Длинный деревянный брус;
  • Ветоши;
  • Маркер;
  • Емкость для слива трансмиссионного масла;

Все работы проводятся в трех местах — салоне, подкапотном пространстве, под автомобилем. Обращаем Ваше внимание. Для снятия КПП потребуется смотровая яма.

Последовательность снятия такая:

  1. Ставим автомобиль на яму и обездвиживаем противооткатными упорами, установленными под колеса. Коробку ставим в нейтральное положение, ручник не затягиваем;
  2. Сначала сделаем все работы в салоне. В этом месте необходимо снять рычаг со стержня коробки. Для этого оттягиваем пыльник рычага вверх, что обеспечит доступ к фиксирующей втулке. Ее нужно аккуратно поддеть тонкой отверткой, чтобы она выскочила вниз, после чего можно стянуть рычаг со стержня;
  3. Снимаем со стержня верхнюю пластиковую втулку, разжав лепестки отверткой, затем резиновый пыльник и нижнюю втулку. В итоге на стержне ничего не должно остаться;
  4. Снимаем пластиковую накладку, расположенную под напольным покрытием. Для этого необходимо снимать с авто сиденья, их направляющие и т. д. Значительно проще сделать разрез в сторону задних сидений, это позволит салон не разбирать. Обеспечив доступ к накладке, выкручиваем 4 самореза, крепящие ее и снимаем. Включаем на КПП 1-ю передачу;
  5. Переходим под автомобиль. Для удобства работ следует полностью демонтировать выхлопную систему. Для этого откручиваем глушитель от приемной трубы. Чтобы болты и гайки легче было откручивать, следует заранее обработать их средством WD-40;
  6. Сняв глушитель, переходим в подкапотное пространство, и откручиваем гайки крепления приемной трубы к выпускному коллектору. Затем эту трубу снимаем с авто;
  7. Все последующие работы выполняются под автомобилем. Откручиваем карданный вал от фланца коробки передач. Далее следует открутить две поперечины безопасности, чтобы опустить кардан вниз;
  8. Подставляем подготовленную емкость и откручиваем сливную пробку, чтобы удалить из КПП масло;
  9. Откручиваем крепление рабочего цилиндра привода сцепления. При этом патрубок от него отсоединять не нужно, после откручивания крепления его просто следует отвести в сторону;
  10. Откручиваем 4 болта крепления крышки картера сцепления;
  11. Подпираем брусом заднюю часть коробки и выкручиваем гайки крепления поперечины. Аккуратно вытаскиваем брус. При этом задок КПП пойдет немного вниз, это обеспечит более удобный доступ к остальным элементам, которые необходимо снять;
  12. Отсоединяем фишку с проводкой, подходящей к КПП. Откручиваем и снимаем трос привода сцепления;
  13. Снизу подбираемся и выкручиваем болты крепления стартера. Начинать следует с верхнего болта. После откручивания крепления отодвигаем стартер;
  14. Ставим подпорку под заднюю часть двигателя, предварительно приподняв рукой коробку;
  15. Выкручиваем болты крепления коробки передач к силовой установке;
  16. Поддерживая ее руками, раскачиваем вверх-вниз, чтобы снять с направляющих, а далее выводим первичный вал со сцепления и опускаем коробку вниз;
  17. Подготовленный отрезок первичного вала устанавливаем в сцепления, чтобы предотвратить смещение ведомого вала.

Если предполагается ремонт КПП, то дальше уже производится разборка коробки передач ВАЗ-2101 с последующей заменой изношенных элементов, а затем сборка и установка узла на место.

Снятие сцепления

Оправка для снятия сцепления

После того как коробка будет снята, возьмите в руки оправку (фото.1) для центрирования диска сцепления, и после чего установите её в центральное отверстие как показано на фото.

Читайте также: