Ремонт кпп ваз 21099

Обновлено: 03.07.2024

В процессе эксплуатации автомобиля коробка передач периодически выходит из строя. Это связано с тем, что любой узел машины имеет свой ресурс. Важным фактом являются и запасные части, которые также влияют на срок эксплуатации. Если верить заводу-изготовителю, то ремонт КПП ВАЗ-2109 стоит проводить один раз на 50 000 км.

  • Элементы узла греются при кратковременной работе. Первое, что указывает на нагрев коробки передач – это ручка КПП. Она передает тепловую энергию, которую можно ощутить прикосновением руки. Сама коробка передач при этом очень сильно нагревается. Признаком также может стать пробой одной из прокладок, которые не выдержали значительного нагрева.
  • Шум при работе двигателя. Когда выходят со строя синхронизаторы или изнашиваются шестерни, они начинают гудеть, что слышно даже в кабине автомобиля. В большинстве случаев гул производят подшипники, а также выжимной механизм.
  • Плохое включение передач. Первая позиция включается не с первого раза, или нужно приложить достаточно много усилий для того, чтобы рычаг попал в нужную точку.
  • При движении передачи самопроизвольно выключаются. Это свидетельствует о том, что шестерни первичного и вторичного вала износились и требуют замены.

Все эти причины могут послужить тому, что коробка передач начинает выходить из строя и требует ремонта.

Неполадки КПП ВАЗ-2109

Причин появления неисправности КПП в ВАЗ-2109 может быть много. Сначала определитесь, какими признаками характеризуется поломка. Если при переключении скоростей возникают трудности, неисправности могут быть такими:

  1. Не хватает или слишком мало смазочной смеси.
  2. Заклинило вал переключения передач.
  3. Нарушена целостность зубчатых колес КПП.
  4. В коробку передач случайно попал инородный предмет.
  5. Износилась и уже не подлежит ремонту деталь под названием ползун синхронизатора.

Если во время движения автомобиля происходит выбивание передачи или рычаг передач возвращается в нейтральное положение, причины обозначены в следующем списке:

  1. Дефект говорит о браке во время производства единицы ВАЗ-2109. Вот почему, покупая машину, необходимо тщательно отслеживать правильную работу всех устройств, не стесняйтесь задавать продавцу каверзные вопросы, в конце концов, вы платите. Гарантийный ремонт автомобиля тоже не говорит о том, что деталь в итоге удастся отремонтировать.
  2. Изношены зубья шестерен, тогда венец с зубьями становится похожим на конус и становится явным разрушение фиксации шестерен.
  3. Если оставляет желать лучшего состояние вала коробки передач ВАЗ-2109, шестерен или подшипников, тогда подшипник сходит с положенного места или слегка смещается в сторону.

Автолюбители на форумах, посвященных обслуживанию и ремонту ВАЗ-2109, указывают дополнительные дефекты и неисправности коробки передач авто:

  1. Появляются шумы, свидетельствующие об износе подшипников и шестерен, итогом такой неисправности может оказаться отсутствие адекватного сцепления составляющих. Повреждения скорее всего коснулись синхронизатора или конструкции коробки. К шуму может присоединяться стук. Управлять таким автомобилем опасно для здоровья и жизни водителя и пассажиров.
  2. Заметив под транспортным средством маслянистые пятна, следует предположить течь коробки передач. Почему возникает такая неисправность? Если неплотно прилегает крышка картера или пора заменить вал сальника. Устранить неполадки можно своими руками, не прибегая к дорогостоящим услугам специалистов СТО.
  3. Перегрев КПП – еще один неприятный фактор, означающий, что залито слишком мало масла.

Ценовая политика на КПП и детали в разных странах

Стоимость узлов и деталей в разных странах СНГ разная. Даже на территории РФ ближе к крупным городам (Москва и Санкт-Петербург) цена будет больше, чем в других регионах. Рассмотрим основные ценовые показатели на запасные части коробки передач ВАЗ-2109 в РФ и Украине.

Наименование детали Средняя стоимость по РФ в рублях Средняя стоимость по Украине в гривнах
Коробка передач в сборе 15000 5000
Ремкомлект прокладок 100 50
Вал первичный 1000 300
Вал вторичный 700 200
Вилка КПП 250 70
Шестерня передачи в сборе (1 шт.) 2000 600
Синхронизатор 200 60

ремонт кпп ваз 2109 цена

Замена переднего подшипника

Менять передний подшип первичного вала сложнее. Но все же выполнить такую работу своими руками вполне возможно.



Демонтаж переднего подшипа

В нормальном состоянии передний подшип вращается плавно, заеданий и люфта не наблюдается. Если же дефекты имеются в результате проверки, придется заменить элемент.

Для работы вам потребуется:

  • Отвертка;
  • Молоток;
  • Выталкиватель для подшипника.

Если выталкивателя нет, воспользуйтесь опилками и смазкой Литол 24. Подробнее об их применении мы вам расскажем.

Теперь, когда все готово, можно приступать к работе.

  1. Снимите со своего ВАЗ 2109 коробку передач. Задача не самая сложная, но и легкой прогулкой ее не назовешь.
  2. Демонтируйте кожух сцепления с нажимным диском с маховика.
  3. Выполните снятие ведомого диска сцепления с маховика.
  4. Теперь демонтируйте непосредственно сам маховик.
  5. Если есть съемник, проблем с извлечением подшипа не возникнет. Но при его отсутствии вооружитесь подручными средствами — опилки и Литол.
  6. Из Литола 24 и опилок приготовьте смесь. Пропорции при этом будут 1 к 1.
  7. Вам потребуется примерно целая пластиковая крышка от большой банки приготовленного раствора из опилок и смазки.
  8. Тщательно перемешайте компоненты, чтобы получить однородную массу.
  9. Заполните внутреннюю полость за подшипником приготовленным раствором. Учтите, после этого старый подшипник уже использовать нельзя.
  10. Используя оправку для центровки ведомого диска, выпрессуйте подшипник. Периодически добавляйте немного смеси, когда подшип начнет постепенно выходить со своего посадочного места.
  11. Добейтесь полного выхода элемента из гнезда.
  12. Зачистите гнездо от оставшейся внутри смеси. Убедитесь, что ничего там не осталось, иначе вскоре опять придется проводить ремонт.
  13. Установите новый подшип над гнездом и легкими ударами молотком запрессуйте его на место. Бить следует только по наружному кольцу.
  14. Обязательно запрессуйте полностью подшип. Тут вам потребуется любая подходящая по диаметру металлическая трубка, оправка.
  15. Верните все демонтированные узлы на место, соберите конструкцию в обратной последовательности.

Менять подшипники первичного вала — задача не самая простая. Основная сложность связана с необходимостью снимать коробку передач. В остальном же процедура по силам даже новичкам. Но рисковать не стоит.

Стоимость переборки и ремонта

Стоимость ремонта КПП ВАЗ-2109 в среднем по РФ составляет 12 500 рублей. Стоит отметить, что в регионах, близких к Москве, она будет составлять около 15 тыс. руб. В отдаленных районах – около 11-12 тыс. рублей. Таким образом, становится понятно, что ремонт КПП ВАЗ-2109 (цена, в частности) будет зависеть именно от региона, где проводятся восстановительные работы.

На Украине среднерыночная стоимость переборки коробки, с ее снятием и установкой, будет составлять около 3 500 гривен, что в переводе по курсу значительно меньше, чем в РФ.

Инструментарий и оборудование

Для того чтобы провести ремонт КПП ВАЗ-2109, потребуются определенные навыки. А также для совершения операций понадобится следующий инструментарий:

  • Набор головок и ключей от 8 до 24.
  • Плоская и крестообразная отвертка.
  • Молоток небольшого размера и зубило.
  • Магнит небольшого размера.
  • Герметик.
  • Съемник сальников.

При возникновении нестандартных ситуаций может понадобиться дополнительный инструмент, который можно позаимствовать у соседа по гаражу.

Разборка КПП

базовый ремонт кпп ваз 2109

Теперь можно провести базовый ремонт КПП ВАЗ-2109. А также капитальные восстановительные работы.

стоимость ремонта кпп ваз 2109

Если на ВАЗ-2109 делаем ремонт КПП своими руками, то перед этим коробку передач необходимо разобрать. Рассмотрим, как это сделать:

  • Очищаем от грязи всю поверхность коробки. Сделать это можно при помощи мягкой щетки, а также тряпки, смоченной керосином.
  • Выкручиваем болты крепления задней крышки и проводим демонтаж.
  • Включаем III или IV передачу. Фиксируем валы и откручиваем вилку V передачи.
  • Выкручиваем гайку на первичном и вторичном вале.
  • При помощи отвертки вынимаем синхронизатор, а затем муфту.
  • Демонтируем с вторичного вала шестерню V передачи.
  • Ведущую шестерню 5 передачи также снимаем с первичного вала.
  • Теперь демонтируем подшипники. Для этого предварительно снимем стопорные кольца.
  • Открутив фиксаторы, при помощи магнита демонтируем шарики.
  • Демонтируем картер КПП.
  • Открутив крепление, снимаем вилку переключения I-II передачи.
  • Шток V передачи выводим из зацепления и проворачиваем. Теперь можно его демонтировать.
  • Снимаем вилку и шестерню заднего хода.
  • Теперь можно вытянуть оба вала. Стоит обратить внимание, что делается это одновременно, дабы не повредить другие элементы.
  • Демонтируем механизм переключения передачи.
  • Выпрессовываем передние и задние сальники.
  • Отсоединяем привод спидометра.
  • Производим разборку валов. Последовательно вынимаем шестерни, синхронизаторы и стопорные кольца.
  • Когда коробка передач разобрана, следует ее обследовать на дефекты.

ремонт кпп на ваз 2109 своими руками




Избавляемся от воздушных пробок

  1. автомобиль выставить в приподнятом положении передней части кузова;
  2. задние колёса заблокировать при помощи специальных стопперов. При этом передние колёса должны быть в безопасном положении;
  3. откручиваем пробку расширительного бачка. Пробку не следует затягивать до упора. При возникновении неожиданного скачка давления, жидкость будет пытаться выйти наружу по пути наименьшего сопротивления. Потеря пробки, в данном случае, несоизмерима с пробоем прокладки;
  4. автомобиль следует завести;
  5. нажать на педаль газа до тех пор, пока выйдем на максимум температуры;
  6. продолжить кратковременно подгазовывать. Пробка должна уйти.

Если этот метод не сработал, то продолжим дальше наши действия:

  1. удалить пластиковый экран двигателя (закреплен шпильками);
  2. хомут демонтировать с использованием отвертки, что довольно легко;
  3. удалить одну из трубок, расположенных на штуцере подогрева дроссельного узла;
  4. накрыть горловину бачка чистой тканью и подуть в расширительный бачок до тех пор, пока не появится на поверхности тосол.

Если продувка ничего не дала:

  1. закрыть бачок;
  2. установить на своё место дроссельный узел;
  3. прогреть двигатель, отключить зажигание (через небольшой промежуток времени);
  4. демонтировать крышку подогрева (крышку расширительного бачка трогать не стоит);
  5. надеть трубку на штуцер подогрева дроссельного узла (при появлении на поверхности тосола);
  6. затянуть хомут;
  7. установить пластиковый экран на своё конструктивное место.

Нужно соблюдать осторожность и технику безопасности. Тосол является материалом повышенной токсичности. Следим за температурой трубок. Очень важно, чтобы работали все датчики на панели приборов. По ним можно определить состояние охлаждающей жидкости и в случае поломки своевременно остановится и принять меры.

Определение неисправностей

Прежде чем начать ремонт КПП ВАЗ-2109, необходимо определить основные неисправности:

  1. Осматриваем все части корпуса. Если имеются трещины и сколы, необходимо заменить поврежденную деталь.
  2. После демонтажа подшипников надо обследовать посадочные места на предмет выработки и износа. То же самое делаем и с местами установки сальников.
  3. Обследуются синхронизаторы, шестерни и вилки на предмет выработки.
  4. Внимательно изучаем валы. Если на них есть царапины, необходима замена детали.

ваз 2109 делаем ремонт кпп своими руками

Сборка и ремонт коробки передач

Сборка КПП ВАЗ-2109 проводится в обратном порядке к разборке. После того как коробка передач собрана, в нее необходимо залить масло. Для обкатки можно добавлять традиционную жидкость с маркировкой ТАД-17. Когда автомобиль проедет 500-700 км, необходимо слить обкаточное масло и залить постоянное. От его качества будет зависеть, сколько КПП проработает после проведения базового или капитального ремонта.

Стоит помнить, что при сборе необходимо использовать новые прокладки и герметик. Многие автолюбители рекомендуют не менять ремкоплект прокладок, если их удалось аккуратно снять. Профессионалы же советуют менять в любом случае, чтобы исключить вероятность пробоя прокладки.

Для заливки масла в КПП ВАЗ-2109 используется маркировка 75W-40, 80W-90. Вместительность коробки после ремонта – ровно 3 литра. Рекомендуется заливать GL-4 или GL-4/5.

Полезные советы

Как правило, следует выполнять проверку всех имеющихся сапунов на конкретном автомобиле (сапун двигателя, сапун коробки передач, сапун моста и т.д.). Дело в том, что через сапун в процессе его работы могут выдавливаться частицы масла, что приводит к активному загрязнению.

Также перед чисткой нужно знать, как снять сапун. На многих авто достаточно снять резиновый колпачок сверху, после чего выполнить прочистку клапана. Еще на некоторых моделях может не быть резинового колпачка сапуна, причем сапун находится в крышке 5 передачи. В этом случае очистку также проводят подручными средствами.

  • Еще добавим, что перед снятием сапуна для чистки или его заменой следует тщательно очистить посадочное место от грязи (чтобы устройство повторно не загрязнилось или новый сапун не вышел из строя через небольшой промежуток времени).

Параллельно добавим, что отдельного внимания заслуживает сапун картера заднего моста (на многих авто установлен в верхней части на картере заднего моста, ближе к правой стороне). Данный клапан подвержен активному загрязнению. Если сапун загрязняется или перестает работать по другим причинам, из моста течет масло по причине увеличенного давления.

В данном случае следует начать с чистки. После очистки рекомендуется проехать 20-30 км. Если течь продолжается, причем нет других явных причин, сапун заднего моста требуется заменить. В случае, когда потеки масла все равно появляются, следует искать неисправность, не связанную с сапуном.

Ремонт коробки переключения передач на ВАЗ 21099 требуется довольно часто. Если владелец автомобиля никогда не осуществлял подобный ремонт своими руками, то лучше обратиться к специалистам.

Если Вы всё же решили проводить ремонт КПП своими руками, то нужно иметь при себе пошаговую инструкцию и видео для ремонта.

КПП на ВАЗ 21099 имеет то же устройство и требует тот же ремонт, как и на восьмёрке и девятке.

Вначале разберёмся, из чего состоит коробка переключения передач на ВАЗ 21099.

Устройство коробки переключения передач

Механическая пятиступенчатая коробка переключения передач – это сложный механизм, состоящий из передаточных чисел, корпуса, шестерней. Существуют разные комплектации автомобиля ВАЗ 21099. С четырёхступенчатой и пятиступенчатой коробками передач.

  • закрывающая крышка на картер;
  • ведущие шестерни каждой передачи, заднего хода, оси;
  • подшипники;
  • картер кпп;
  • втулки;
  • валовые подшипники;
  • синхронизаторы на каждую передачу;
  • сальники;
  • саттелиты;
  • сапун;
  • первичный, вторичный валы;
  • муфты;
  • втулки;
  • дифференциальная коробка;
  • подшипники;
  • сливная пробка для трансмиссионного масла;
  • кольца и полукольца;
  • вилка для переключения передач.

Конструкции КП автомобиля ВАЗ 21099

  • На первичном валу поз. 23 (рис. 1) расположен блок ведущих шестерен, которые постоянно находятся с ведомыми шестернями передач в зацеплении, при движении вперед.
  • На вторичном валу поз. 33 расположены ведомые шестерни на игольчатых подшипниках. На нем же расположены два синхронизатора.
  • Вторичный вал изготовлен совместно с ведущей шестерней основной передачи. Двухсателлитный дифференциал, к фланцу коробки которого прикреплена ведомая шестерня поз. 34 основной передачи.


Рисунок 1. Основные узлы и детали коробки передач автомобиля ВАЗ 21099

  • Подшипники дифференциала устанавливаются с натягом, который регулируется подбором разной толщины колец поз. 4.

Совет: При эксплуатации автомобиля ВАЗ 21099 в черте большого города, когда требуется частое переключение передач, лучше применять моторное масло, обеспечивающее больший ресурс синхронизаторов. На автотрассах, где переключение скоростей редкое, предпочтение отдается трансмиссионному маслу, увеличивающему ресурс шестерен и подшипников, хотя долговечность синхронизаторов немного снижается.

Причины, вызывающие неисправность КП и методы их устранения

Для каждого автомобиля есть справочник по уходу за ним, где имеется определенная инструкция по устранению некоторых неполадок. Итак:

Причинами могут быть:

  1. износ зубьев на шестеренках;
  2. износ подшипников;
  3. возможно, понизился уровень масла в коробке.
  1. доливается масло;
  2. меняются изношенные детали и подшипники;
  3. при необходимости заменятся поврежденные сальники.
  • Возникают трудности при переключении передач.

Причинами могут быть:

  1. не полностью выжимается сцепление;
  2. произошла деформация тяги, управляющей механизмом осуществляющим переключение передач;
  3. деформация реактивной тяги;
  4. ослабились винты крепящие шарнир или рычаг штока выбирающего передачи;
  5. неправильно выбрана регулировка привода, осуществляющего переключение передач;
  6. вышли из строя пластмассовые детали в приводе, переключающем передачи.
  1. если возможно, выпрямляются тяги, при необходимости они подлежат замене;
  2. затягиваются винты;
  3. регулируется привод переключения передач;
  4. заменяются поврежденные детали.


Коробка передач ваз 21099 ремонт – износ штоков и вилок для переключения передач

Причинами могут быть:

  1. повреждены или износились торцы зубьев синхронизаторов на муфте и шестерне;
  2. появились трещины или расслоение резины, возникшие на задних опорах, которые создали на них повышенное колебание силового агрегата;
  3. неправильная регулировка привода переключающего передачи или неправильно натянут защитный чехол тяги вызывают недовключение передач.
  1. заменяются поврежденные и изношенные детали;
  2. регулируется привод;
  3. поправляется чехол на тяге.
  • При включении передач возникает шум или треск.
  1. недостаточное выключение сцепления;
  2. износилось блокирующее кольцо синхронизатора включаемой передачи.

Устраняется заменой блокирующего кольца.

Причинами могут быть:

  1. износились сальники первичного вала;
  2. изношен шток выбора передач;
  3. вышел из строя уплотнитель валика привода спидометра:
  4. произошло ослабление крепления картера или крышки на КП;
  5. повредился герметик под крышкой;
  6. ослабилось крепление, которое закрывает сливное отверстие.
  1. необходимо заменить: сальники, герметик, прокладки;
  2. подтянуть болты и гайки;
  3. подтянуть сливную пробку.

Совет: Если при ремонте коробки передач замене подлежали: картеры КП или сцепления; подшипники дифференциала или его корпус, то даже при замене одного устройства, должны подбираться регулировочные кольца подшипников дифференциала.

Признаки и причины неисправности КПП

  • Причиной неисправностей КПП может стать:
  • естественный износ деталей;
  • механические повреждения в результате дтп;
  • систематическое не полное выжимание передач;
  • повредился герметик;
  • резкое сбрасывание педали сцепления;
  • регулярное включение задней скорости при движении машины вперёд;
  • низкий уровень трансмиссионного масла в коробке передач;
  • нерегулярная замена масла в КПП;
  • частая пробуксовка колёс при трогании с места (шлифование).

К признакам поломки КПП ВАЗ 21099 можно отнести:

  • рычаг КПП болтается;
  • посторонние звуки в коробке;
  • когда идёт нагрузка на коробку, вылетают скорости (при езде в натяг);
  • скрежет при переключении передач;
  • подтекание трансмиссионного масла;
  • дёрганье при езде.


Синхронизация (выравнивание частоты вращения вторичного вала с частотой вращения шестерен постоянного зацепления, вращающихся на нем) всех передач переднего хода обуславливают получение трансмиссией следующих достоинств:

Снижение расхода топлива.

Повышение эксплуатационных характеристик.

Рациональный подбор величины передаточных чисел и количества передач.

Плавность процесса переключения и т.д.

Трансмиссия, как и любой технически сложный механизм, испытывающий повышенные нагрузки, рано или поздно изнашивается и его работоспособность снижается. Данный фактор является прямым указанием на необходимость проведения ремонтно-восстановительных работ.


a) Шум (гул) в КПП. Причинами данного дефекта являются: повышенный износ подшипников и шестереночных зубьев или значительное понижение уровня (ниже минимального) трансмиссионного масла в коробке. Устранение дефекта — замена изношенных элементов или долив масла в КПП. Кроме того, (по мере необходимости) производится замена поврежденных сальников.

b) Затрудненное переключение передач. Возникает по причине деформационных изменений тяги механизма переключения или реактивной тяги. Ослабление винтов, фиксирующих рычаг штока определения передач, недостаточность крепления шарнира, неправильный выбор регулировки привода и выход из строя пластмассовых деталей привода также приводят к данной неисправности. Способы устранения:

— выпрямление или замена тяг новыми; — замена поврежденных деталей; — регулировка параметров привода.


c) Самопроизвольное выключение передач. Источником данной неисправности, как правило, становятся:

— механическое повреждение или предельный износ зубьев (торцов) синхронизаторов шестерен и муфты; — растрескивание и расслоение резиновых элементов задних опор в результате воздействия колебательных перемещений силовой установки; — некорректная регулировка привода или неправильная установка защитного чехла, не позволяющие полностью включить передачи.

Методом устранения специалисты считают выполнение регулировки привода, установка чехла в штатное положение или заменой изношенных и поврежденных деталей.


d) Включение передач сопровождается треском и шумом. Возникает в случае износа блокирующего кольца синхронизатора, а также при неполном выключении сцепления. Устранение – замена кольца. e) Течь трансмиссионного масла. Возникновение данной неисправности может быть вызвано следующими причинами:

— предельный износ штока выбора передач или сальников первичного вала; — нарушение герметизации крышки или потеря своих свойств уплотнителем валика привода спидометра; — ослабление крепления пробки сливного отверстия.

Устраняется посредством замены изношенных деталей (штока, сальников, герметика, уплотнителя) или восстановлением герметизации и надежного крепления вышеназванных элементов.

Слив масла КПП

В первую очередь сливаем масло с коробки. Если Вы не знаете, как снять КПП, то воспользуйтесь следующей инструкцией:

  1. Ставим машину на ровную поверхность
  2. Под задние колёса с обоих сторон подкладываем противооткаты.
  3. Обесточить автомобиль.
  4. От картера отвинчиваются болты крепления, снимается его защита.
  5. Откручивается провод массы, присоединённый к картеру.
  6. Откручиваем гайки на тросике сцепления.
  7. Полностью снимаем трос сцепления. Отсоединяем его от коробки.
  8. Со стартера снимаем все провода.
  9. Снимаем стартер. Для этого откручиваем болты, на которых он держится.
  10. Приводная тяга, которая осуществляет переключение скоростей, разъединяется с шарниром.
  11. Отсоединяем приводящий в движение спидометр, трос.
  12. Раскручиваем крепящие тягу болты и гайки.
  13. Палец шарнира вынимается из рычага стойки.
  14. Шарнир подвески и поворотный кулак разъединяются.
  15. Снимаются шрусы.
  16. Снимается щиток.
  17. Коробка крепится к двигателю с помощью болтов. Откручиваем их.
  18. Снимаем коробку.

Заранее подготовим схему переключения КПП.

Проведение ремонта

Знание устройства КПП ВАЗ 21099 облегчает проведение ремонта этого сложного узла. При возникновении указанных выше неисправностей лучшим выходом становится обращение в специализированный сервис. В таких организациях производится полный цикл подобных работ с применением специализированного инструмента. К тому же обеспечивается гарантия проведённого ремонта и применение качественных материалов и комплектующих.

Тем не менее, многие автовладельцы проводят ремонт кпп (5-ти ступок) ВАЗ 21099 своими руками. Подобная операция может выполняться в гаражных условиях при наличии определённых навыков. Чтобы снять КПП, необходимо работать в такой последовательности:

  • демонтировать защиту катера двигателя;
  • снять тросовый привод сцепления;
  • снять стартёр;
  • рассоединить трос привода спидометра;
  • снять разъёмы с датчика заднего хода;
  • демонтировать элементы подвески передних колёс;
  • снять ШРУС;
  • обеспечить возможность безопасного вывешивания двигателя;
  • ослабить и разобрать элементы крепления КПП ВАЗ 21099;
  • вывести первичный вал из зацепления с деталями сцепления;
  • осторожно вывести агрегат из подкапотного пространства.

Для удобства проведения работ с машины снимается капот и аккумуляторная батарея. В качестве опор для вывешивания двигателя могут применяться деревянные бруски.

При этом следует учитывать, что подобные мероприятия требуют правильной организации рабочего процесса. Рабочее место должно быть снабжено ровной поверхностью и местом для хранения снятых частей.

Сборка коробки передач производится в чётком соответствии руководства по ремонту и эксплуатации автомобиля. При выполнении монтажа частей и агрегатов следует применять динамометрические ключи для правильной затяжки крепёжных элементов. Все уплотнения и стопорные изделия должны быть заменены.

После проведения сборки часто требуется регулировка рычага управления КПП, поскольку передаточная тяга механизма нередко болтается из-за повышенного зазора в соединениях.

Разбор КПП

Теперь разбираем коробку и выясняем причины неполадок. Если в КПП слышны посторонние стуки или гремит рычаг КПП, то причиной тому может быть износ деталей. Их нужно заменить. Проводим разборку:

  • снаружи коробка очищается;
  • ставится вертикально;
  • снимаются крышки;
  • резиновым молотком отбиваем крышку коробки;
  • четвёртую или третью передачу включаем (иначе сборка произведётся не правильно);
  • после откручивания болта, который крепит пятую передачу, включаем её;
  • отвинчиваем гайки переднего и заднего валов;
  • снимаем вилку и синхронизатор 5 передачи;
  • снимаем шестерни задней передачи;
  • разъединяем вторичный вал с шестерней;
  • подшипник крепится пластиной, снимаем её;
  • шестерня, которая является ведущей, снимается с вала;
  • подшипниковая пластина снимается;
  • кольца первичного и вторичного валов вынимаются;
  • на фиксаторе есть пробка, её отвинчиваем;
  • осторожно вытаскиваем пружинку и фиксаторный шарик;
  • также вытаскиваем два других шарика;
  • в задней части коробки есть силовой агрегат, снимаем его опору;
  • картер коробки переключения скреплен с картером сцепления;
  • картер снимаем;
  • откручиваем крепящие передачи болты;
  • вилку снимаем;
  • шток тоже;
  • вилки и шток снимаются с КПП.

После того как разобрали КПП, проведём её диагностику. Приготовим детали на замену и начинаем собирать коробку обратно. Делаем это аккуратно. Неправильно собранная коробка не будет работать, либо будет работать некорректно.

Установка КПП обратно

Сборка коробки передач:

  • меняем все нерабочие элементы;
  • рабочие очищаем тряпкой;
  • проводится сборка;
  • детали с резьбой обезжириваем;
  • при необходимости смазываем элементы;
  • меняем прокладки;
  • шарики и подшипники вставляем на места;
  • собираем синхронизатор;
  • ставим на место все пружины, закручиваем болты. При сборке смазываем герметиком все соединения;
  • закрепляем коробку к двигателю;
  • заливаем масло;
  • подключаем аккумулятор;
  • заводим машину, проверяем.

Регулировка КПП ВАЗ 21099 проводится по ходу сборки. Также после установки коробки переключения передач нужно провести регулировку рычага КПП. Важно правильно отрегулировать коробку и рычаг переключения передач.

Следует помнить, что профилактика может помочь избежать ремонт и неприятности в пути. Бережное отношение к КПП – залог её длительной эксплуатации.

Конструкционные особенности

Каждый владелец ВАЗ 21099 должен знать:

  • как снимать коробку передач;
  • каковы особенности этого устройство;
  • в чем заключается схема его переключения.

Автомеханики рекомендуют при езде на ВАЗ 21099 по городу использовать для КПП моторное масло. Существует несколько причин выхода из строя коробки переключения передач. Появление шума в данном устройстве может быть связано с износом зубьев, подшипников либо с понижением уровня масла. Ремонт коробки передач предусматривает доливание масла и замену вышедших из строя деталей.

При появлении трудностей в результате переключения передач потребуется установить причину поломки:

1. Очистите от грязи и вымойте снаружи коробку передач.

2. Установите коробку передач вертикально вверх.


3. Отверните шесть гаек крепления задней крышки.




4. Отверните болт крепления и.

5. . снимите кронштейн троса сцепления.

6. Аккуратно сбейте ударами резинового молотка заднюю крышку.



Снимайте уплотнительную прокладку аккуратно, поскольку неповрежденную прокладку при сборке можно установить вновь.

7. Снимите заднюю крышку с картера коробки передач.

8. Снимите уплотнительную прокладку.




9. Включите 3-ю или 4-ю передачу.

10. Отверните болт крепления вилки 5-ой передачи и включите 5-ую передачу.

Чтобы зафиксировать валы от проворачивания, надо одновременно включить 5-ую передачу и 3-ю либо 4-ую передачу. Чтобы включить 5-ую передачу, переместите вниз муфту синхронизатора вместе с вилкой (болт крепления вилки должен быть вывернут) так, чтобы шлицы муфты вошли в зацепление с зубчатым венцом шестерни.




11. Убедитесь, что валы не проворачиваются.

12. Расконтрите гайку на вторичном валу.

13. Отверните гайку на вторичном валу.

Гайки на валах затянуты большим моментом, поэтому нужно приложить большое усилие для отворачивания.



14. Расконтрите гайку на первичном валу.

15. Отверните гайку на первичном валу.



Предупреждение

Снимать синхронизатор надо осторожно. Следите, чтобы муфта синхронизатора не сошла со ступицы: подпружиненные фиксирующие шарики синхронизатора могут рассыпаться.

16. Подцепите отвертками за ступицу синхронизатор 5-ой передачи.

17. . и снимите его вместе с вилкой. Выньте вилку из муфты.




18. Снимите блокирующее кольцо синхронизатора 5-ой передачи.

19. Подцепите отверткой ведомую шестерню 5-ой передачи.

20. . и снимите ее с вторичного вала.




21. Снимите упорное кольцо игольчатого подшипника.

22. Снимите игольчатый подшипник шестерни 5-ой передачи.

23. Подцепите отверткой ведущую шестерню 5-ой передачи.




24. . и снимите ее с первичного вала.

25. С помощью ударной отвертки отверните четыре винта крепления пластины подшипников.

26. Снимите пластину подшипников.




27. Подцепите отвертками и снимите втулку игольчатого подшипника 5-ой передачи со вторичного вала.

28. Снимите упорную шайбу со вторичного вала.

29. Снимите стопорное кольцо подшипника первичного вала. Для этого подожмите одной отверткой стопорное кольцо к кольцу подшипника, а другой отверткой выведите кольцо из канавки.




30. Аналогичным образом снимите стопорное кольцо подшипника вторичного вала.

31. Отверните пробку фиксатора.

32. Осторожно извлеките шарик фиксатора с пружиной. Аналогичным образом извлеките еще два фиксатора.




33. Отверните два болта крепления и.

34. . снимите заднюю опору силового агрегата.

35. Отверните пробку фиксатора заднего хода. Наклоните коробку и извлеките шарик фиксатора с пружиной.




36. Отверните 12 гаек и болт крепления картера коробки передач к картеру сцепления.

37. С помощью большой отвертки аккуратно разъедините картеры сцепления и коробки передач.

Между картерами есть три места, куда можно вставить отвертку, чтобы не повредить уплотнительную прокладку. Поочередно вставляйте в эти пазы отвертку и аккуратно покачивайте до тех пор, пока картеры не разъединятся.




38. Снимите картер коробки передач.

39. Отверните болт крепления вилки переключения 1-ой и 2-ой передач.

40. Приподнимите шток и снимите его вместе с вилкой переключения 1-ой и 2-ой передач.




41. Отверните болт крепления вилки переключения 3-ей и 4-ой передач.

42. Выведите головку штока из зацепления с рычагом.

43. . и снимите его вместе с вилкой.




44. Поверните шток вилки 5-ой передачи, выведя его головку из рычага. Выньте шток.

45. Снимите стопорное кольцо.

46. Снимите вилку включения заднего хода.




47. Снимите шестерню заднего хода с осью.

48. Слегка покачивая, выньте одновременно первичный и вторичный валы.

При снятии обоих валов коробки передач внутренние кольца передних подшипников остаются на валах.




49. Выньте ведомую шестерню главной передачи вместе с дифференциалом.

50. Отверните три болта крепления механизма переключения передач.

51. Снимите механизм переключения передач.




52. Аккуратно снимите уплотнительную прокладку.

Не повредите уплотнительную прокладку при снятии. Неповрежденную прокладку при сборке коробки передач можно использовать вновь.

53. Выпрессуйте передний подшипник вторичного вала из картера сцепления. Для этого можно использовать лапку съемника или аналогичный инструмент.

Выпрессовывайте передние подшипники первичного вала и сальник только при их замене или замене картера сцепления.

54. Чтобы заменить передний подшипник первичного вала, выпрессуйте сальник.

Невозможно выпрессовать сальник первичного вала, не повредив его. Поэтому при замене подшипника первичного вала вам потребуется новый сальник.




55. Выпрессуйте подшипник внутрь картера, прикладывая усилие к наружному кольцу подшипника.

56. Выньте магнит из картера сцепления.

57. Отверните гайку крепления корпуса привода спидометра.




58. Подцепите отверткой корпус.

59. . и снимите корпус с ведомой шестерней привода спидометра.

Если в процессе эксплуатации были замечены следы подтекания масла через отверстие для привода спидометра, замените резиновое уплотнительное кольцо на корпусе привода.




60. Выньте из корпуса ведомую шестерню с валом привода спидометра.

61. Вытолкните уплотнительное кольцо из корпуса привода спидометра.

62. Выверните из картера коробки передач выключатель света заднего хода.




63. Сдвиньте защитный чехол шарнира тяги привода переключения передач с отбортовки на коробке передач.

64. Снимите противоположную кромку защитного чехла с фланца шарнира.

65. Отверните болт крепления шарнира к штоку.




66. . и снимите шарнир со штока.

67. Снимите со штока защитный чехол.

68. Отверните болт крепления рычага к штоку переключения передач внутри картера сцепления.



69. Выньте рычаг и шток из картера сцепления.

70. Если в процессе эксплуатации были замечены следы подтекания масла через отверстие в картере сцепления под шток переключения передач, замените сальник штока.


Многим автолюбителям будет интересно, как производится ремонт КПП ВАЗ 2109 и 21099 своими руками, и реально ли это. Ведь трансмиссия на этих моделях на самом деле не слишком надежная. Сейчас, также сказывается довольно почтенный возраст этих авто. Да и качество запчастей оставляет желать лучшего. В результате, поломки коробки на этих машинах не являются редкими. Благо особых проблем с восстановлением этого узла практически нет, все можно сделать в любом гараже. Справится с этим любой автолюбитель, умеющий хоть немного работать ключами. Обратите внимание на то, что узел это довольно сложный, желательно иметь возможность проконсультироваться в процессе работы с опытным слесарем.

Содержание


Устройство

Ремонт КПП ВАЗ 2109 и 21099 своими руками, задача не такая уж и сложная. Перед ее выполнением рекомендуется ознакомиться с техническими характеристиками и особенностями коробки передач. Первостепенным считается первичный вал, на нем располагается блок с ведущими шестеренками. При движении вперед они постоянно находятся во взаимодействии с теми шестеренками, что ведутся.


Вторичный собран совместно с главной ведущей передачей. Также на нем установлены остальные ведомые шестеренки, а также 2 синхронизатора. К коробочному фланцу прикрепляется ведомая шестеренка главной передачи. Дифференциал имеет подшипники, они устанавливаются с натягом, и могут регулироваться с использованием различающихся в толщину колец.

Диагностика неполадок

Проблемы с коробкой передач могут быть самыми разными. Если КПП начинает шуметь в процессе работы, а также переключаться с хрустом. Не стоит сразу ее разбирать. Возможно просто нужно долить трансмиссионное масло. Проверьте его уровень. Если доливка не помогла, то вероятнее всего износились игольчатые подшипники или шестерни. При затрудненном переключении передач, в первую очередь проверьте состояние сцепления. Если это не помогло, то придется разбирать коробку, и устранять неисправность.


Ремонт

  • Сначала откручиваются 6 гаек, крепящих заднюю коробочную крышку;
  • Демонтируется место крепления сцепления, путем выкручивания винта, его крепящего;
  • Несильно ударяя молотком, страгиваете с места крышку, снимаете ее;
  • Включаете 3 или 4 передачи;

  • Вытаскивается ведомая шестеренка главной передачи (дифференциал совместно);
  • Выкручиваются 3 винта крепления от механизма, переключающего передачи. После можно его демонтировать;
  • Снимается уплотнитель, если снимете ее аккуратно и не повредите, то сможете поставить на место при сборке;
  • Выпрессовываем подшипник впереди вторичного вала. Для этого возможно применять специальную выколотку, или трубку подходящего диаметра;
  • Если нужна смена подшипника первичного вала, то требуется снять сальник;
  • Демонтируйте подшипники только в случаях замены. При смене подшипника на первичном валу, дополнительно придется купить и новый сальник;
  • Подшипник выпрессовывается внутрь картера;
  • Извлекаем магнит, находящийся в картере;
  • Откручиваем гайку, крепящую спидометр, поддеваем его жалом отвертки, снимаем с коробки;
  • Выкрутите из КПП включатель фонарей заднего хода;
  • Снимается чехол шарнира, переключающего рычаг на передачи. Для этого нужно его сдвинуть относительно фланца, и аккуратно снять;
  • Демонтируется винт, крепящий шарнир, после чего можно снять его со штока;
  • Откручиваем винт крепления рычага к штоку переключения передач. Извлеките шток с рычагом из картера;
  • Осмотрите шток, если имеют место течи масла, то следует сменить сальник;
  • Внимательно разглядите картеры, не допускаются никакие повреждения. На всех привалочных плоскостях должны отсутствовать вмятины и прочие изъяны. Когда повреждения невелики, стоит обработать их наждачкой. В остальных случаях деталь заменяют. Сборка производится в обратном порядке. При сборке проверяйте состояние всех деталей, при необходимости их следует заменить. Все трущиеся поверхности смазывают маслом. Под прокладки обязательно наносите герметик, это позволит избежать проблем с утечкой трансмиссионной жидкости.


Дополнительно. Описанный здесь процесс ремонта 5КПП, можно применить и для четырехступенчатого агрегата. Но, если у вас на повестке стоит ремонт кпп ВАЗ 2109 и 21099 своими руками, имеющей 4 передачи, придется запастись старым ведомым диском, к которому приваривается стальная труба. Это позволит свободно заклинить валы, и проделать все необходимые работы. Это единственное отличие в ремонте такой КПП.

Читайте также: