Реставрация вазы из керамики

Обновлено: 02.07.2024

  • О мастерской
  • Услуги
  • Услуги
  • Сусальное золочение предметов интерьера
  • Работы по дереву
  • Мозаика из смальты
  • Живопись
  • Иконы
  • Металл и сплавы
  • Стекло и зеркало
  • Натуральный камень
  • Книги и графика
  • Мебель
  • Фарфор
  • Часы и механизмы

Реставрация художественных произведений из фарфора керамики. Бесшовная сборка, восстановление утраченных фрагментов, роспись.

Полный спектр услуг по реставрации предметов искусства из фарфора, камня, стекла, металла, дерева. Реставрация мебели и рам. Реставрация живописи и икон. Художественные мастерские.

Художественная реставрация изделий из натурального камня. Очистка, консервация, восстановление утрат, удаление трещин, полировка.

Определение наличия реставрационных вмешательств в произведение, выявление авторского слоя, укрепление и консервация произведений.

Реставрация и склейка изделий из стекла и хрусталя. Восстановление утрат, удаление сколов и трещин, декорирование по уникальным технологиям нашей мастерской.

Мозаика из смальты и мрамора для оформления фасадов и интерьера. Все классические виды набора, подготовка эскизов с художником.

Комплексный ремонт антикварных часов и механических изделий: музыкальных шкатулок, печатных машинок, швейных машин, полифонов и т.п.

Полный цикл работ по реставрации бумажных документов, гравюр, книг, книжных переплетов. Переплетные работы.

Дорогие друзья и клиенты мастерской "Артвиль"!

Рады приветствовать Вас на нашем обновленном сайте и в наших мастерских, где можно увидеть своими глазами все удивительные процессы реставрации и создания предметов искусства.
В 2020 году исполняется 14 лет нашей работе в сфере реставрации. К Вашим услугам сегодня - наш богатый опыт, профессиональный подход и безупречное качество работы.

Наши преимущества:

Самая старая частная реставрационная мастерская в Москве.
12 лет безупречной работы в сфере музейной и коммерческой реставрации.

Профессионально оснащенная многопрофильная мастерская
По каждому виду материала работают специалисты узкого профиля. Для реставраций применяются специальные сушильные, покрасочные камеры и оборудование, позволяющие получать идеальный к требованиям заказчика результат в оптимальные сроки.

Собственная лаборатория
Под нестандартные случаи реставрации мы сами подбираем необходимые компоненты и изготовляем реставрационные материалы.

Большие площади мастерской позволяют принять в работу большой объем предметов искусства и мебели.

Удобное расположение, парковка

Официальные договора и акты приема предметов на реставрацию, фотоотчеты и реставрационные паспорта

  • Наличная и безналичная система расчетов.
  • Выездной специалист
  • Транспортировка предметов на реставрацию до мастерской.
  • Ответственное хранение мебели и предметов искусства

-Всегда под рукой

-Поиск по дневнику

-Статистика

Так случилось, что у нашей семейной реликвии, старинной хрустальной вазы откололся кусок. Пришлось искать советы, как можно реанимировать. Если у кого-то есть опыт в склеивании хрусталя, буду рада их услышать.

А это то, что я нашла в инете:

Склеить сегодня можно все. Цианокрилатный клей, клей для ПВХ, вискозный клей, полиуретановый клей, антибактериальный силикон творят чудеса и спасают даже самые мелкие вещи. Даже самые несовместимые материалы можно соединить намертво. Например, склеить металл с пластиком, или металл с деревом.

Очень много сувенирной продукции сегодня сделано из хрусталя, простого стекла. Часто бывает так, что изделия растрескиваются по швам, статуэтку с грохотом сбрасывает со стола кот или маленький ребенок. И что теперь? Большинство людей забрасывает это все в какую-нибудь из многочисленных ящиков в доме, и каждый раз натыкается на обломки "красоты", с досадой поджимает губы.

Поэтому если рука не поднимается отнести на помойку старый фарфоровый шедевр, может быть, стоит пересмотреть, что есть на рынке, и, вероятно, вашему "горю" таки удастся помочь.

Итак, краткий путеводитель по клеям, категориям и возможностям применения.

Как склеить стекло?


Нужно различать стекло оконное и стекло сувенирное. Если вам нужно склеить оконное стекло, то лучше применить герметики или силиконы. Желательно использовать их и при монтаже оконных и дверных рам. В таком случае они будут выполнять еще и теплоизоляционные функции.

В любом специализированном отделе вам посоветуют цианокрилат, или, по-другому, циоанокрилатний клей. Именно он позволяет сказать: разбитое стекло - это еще не прямая дорога в корзину.

Цианокрилат применяют для тонких швов, когда нужно, чтобы прошлое вашего стекла не бросалось в глаза. В эту категорию попадает не вся сувенирная, подарочная продукция. Чтобы восстановить целостность статуэтки, вазы, стеклянного покрытия или даже починить уже, казалось бы, безнадежный аквариум, достаточно воспользоваться цианокрилатним клеем. Не ПВА и не "Моментом", а четко предназначенным для этого клеем. Конечно же, при условии соблюдения следующих требований:

- поверхности должны практически касаться друг друга, т.е. плотно прилегать друг к другу,

- зазор даже на 1 мм - недопустим. Если он все-таки есть, то на качество склеивания стекла не стоит надеяться. Шов на стекле таки будет заметен,

- стекло должно быть тщательно вымытым, сухим и обезжиренным,

- в клей не должна попасть вода,

- клей наносят два раза. Первый - тонкий слой деревянной палочкой или тоненькой кисточкой. Ждем, пока клей перестанет липнуть к пальцам при прикосновении к нему. Затем наносим второй слой,

- эффект склеивания можно проверять не раньше, чем на 4 день.

Способ применения цианакрилатного клея:

- клей наносится вручную из флакона,

- прижимайте детали друг к другу до тех пор, пока они не зафиксируются.

Помните о том, что цианокрилат подходит для склеивания двух однородных поверхностей.

Как склеить фарфор?

Фарфор можно склеивать тем же клеем, что и стекло. Для "реанимации" фарфора особенно хорошо подходит цемент из гипса, замешанный на яичном белке. Этот цемент очень быстро затвердевает, и поэтому работать с ним нужно очень осторожно.

Можно получить клей для фарфора и фаянса и следующим способом: взбить в пену яичные белки и поставить их в прохладное место на сутки. После этого следует отделить отстоянный белок и тщательно растереть с порошком негашеной извести, добавляя его постепенно в таком количестве, чтобы получилась тестообразная масса. Этот клей накладывается на части тонким слоем. Процесс склеивания нужно производить как можно скорее, чтобы клей не успел подсохнуть.

Фарфор и керамику можно клеить водостойким клеем. Двухкомпонентний клей - то, что вам нужно. Он подходит как для строительства, так и мелкого склеивания. Можно наносить так же, как и в случае стекла - двумя слоями, а можно намазать и сразу прижать или перебинтовать чем-то очень тугим - бинтом, грубым шнурком, лентой, резинкой.

Помните, что все клеящие средства являются токсичными. Ими следует клеить только сувенирно-подарочную продукцию. Склеенная бытовая посуда опасна для употребления, ведь она содержит токсины. Из нее не стоит есть или пить.

Как склеить вазу?


Чтобы склеить вазу или замаскировать огромную надщербину, сначала вырезают заплату, затем приклеивают ее средством в соответствии с материалом (хрусталь, фарфор, другие материалы). Подходит тот же цианокрилат или водостойкий клей. Следите за тем, чтобы он был прозрачным, и не содержал желтоватых, серых примесей, как это часто бывает при покупке.

А потом идет сердцевина фокуса. Ждать, что заплата бесследно прирастет и ваза станет как новая, - не стоит. Рекомендуют проделать следующую процедуру: в вазу наливают воду и кипятят ее. То же самое можно проделать и со статуэтками, например. После этого склеивание будет надежнее, а в случае вазы - еще и незаметным.

Как видите, качественный клей может "полечить" подарочно-сувенирную продукцию из любого материала. Так же клей станет полезным при строительстве, ремонте. Главное - правильно его применить и подождать.

Совсем забросила канал, простите! Времени в сутках не хватает, чтобы успеть сделать все задуманное.

Сегодня, решила показать вам, процесс реставрации, совсем не характерного предмета для моего вида деятельности.

Недавно, мне принесли на реставрацию вазу из молочного стекла. Сразу оговорюсь, я не реставрирую стеклянные предметы, занимаюсь исключительно фарфором и керамикой. Так исторически сложилось, во первых я не училась на реставратора стекла, это отдельный вид реставрации, во вторых элементарно не люблю стеклянные предметы, мне не приятно их держать в руках и соответственно с ними работать. Я не ханжа, и конечно же дома у меня куча стеклянных предметов используемых мной в быту, но битое стекло мне категорически не нравится. Да и в целом стекло холодное, в нем полностью отсутствует то тепло, присущее керамическому или фарфоровому черепку, да-да керамика на протяжении всего своего существования остается теплой, стекло же напротив, напоминает мне мокрую холодную лягушку.

Вазу принес мой постоянный заказчик, которому я просто не имела права отказать. Согласилась я так же, потому, что молочное стекло не прозрачное, а имеет цвет, а значит, технология реставрации будет похожей на реставрацию керамики.

Заказчик хотел, чтобы ваза была склеена, без маскировки швов. Клиент всегда прав, так что я согласилась. Сама ваза была разбита на кучу мелких кусочков. Во время сборки выяснилось, что отсутствует большой фрагмент тулова вазы. Уведомив об этом заказчика, он был крайне удивлен, так как считал, что все фрагменты должны были быть, так как вазу он заказывал целой, а разбилась она во время пересылки почтой. Самым неудобным моментом в этой реставрации оказалось то, что заказчика, очевидно, обманули еще во время высылки ему этой вазы, другого объяснения отсутствия нужных фрагментов я не могу найти.

Тем не менее, ситуация получилась некрасивая, ведь стоимость реставрации выросла в разы, так как теперь требовалось восстановить значительную часть вазы, и не о какой склейке и музейной реставрации речи больше не могло идти. Теперь, получая от клиента коробку с предметами, я стала сразу записывать видео распаковки, чтобы в дальнейшем не было вопросов, куда делись недостающие фрагменты. Ведь очень часто, клиенты сами, не знают все ли части на месте.

И так перейдем к делу! К сожалению, я поторопилась, и сразу стала склеивать фрагменты, забыв сфотографировать, как выглядела ваза после очистки, но на фотографиях ниже хорошо виден размер и количество утрат.


Мытье изделия теплой водой с мылом Отбеливание трещины с помощью компресса Прогрев кипятком и демонтаж старой склейки Удаление следов предыдущей склейки Нанесение клея на поверхность скола Фиксация приклеенного фрагмента Удаление выступившего на поверхность клея Наложение воска для изготовления формы Снятие готовой, застывшей восковой формы Заполнение формы фарфороподобной массой Шлифовка отлитого куска наждачной бумагой Тонировка отреставри-
рованного изделия Консервация новых фрагментов лаком Мастиковка мелких сколов по краям Шлифовка фрагмента надфилем

Возвращение голубой чашки

". Осколки лежали на освещенном закатным солнцем полу, казалось, игривый ветерок разметал их поодаль друг от друга, и не хотелось верить, что то, что вчера вечером, даже сегодня утром, было любимой маминой чашкой, превратилось в голубые фарфоровые лепестки. " - кто не помнит печальной истории о голубой чашке, рассказанной Аркадием Гайдаром. Чувство безнадежной, непоправимой утраты смешалось в памяти с детским страхом перед разбившейся посудой. Эта история, конечно, закончилась бы совсем по-другому, случись она сегодня и окажись у ее героев последний номер нашего журнала.

Мамина любимая голубая чашка была бы, несомненно, восстановлена, да так, что мама вряд ли заметила бы что-то особенное. Посуда бьется во все времена - осколки ее либо торопливо выбрасываются, либо неумело склеиваются клеем БФ.

Сейчас мы расскажем о реставрации фарфора по всем ее классическим правилам.

Прежде всего упредим реставрационных экстремистов - если вы счастливый обладатель майсеновского, или гарднеровского фарфора, умерьте свой восстановительный пыл и успокойте себя тем, что в вашем распоряжении действительно музейный экспонат, который можно доверить только высококлассному специалисту.

Наши советы относятся именно к "голубым чашкам", т. е. К тем дорогим сердцу и памяти вазочкам, статуэткам, чайникам и чашкам, которые, тем не менее, не имеют музейно-коллекционной ценности. Нашим учителем в таком ответственном деле как реставрация фарфора стал Сергей Бобров - известнейший московский реставратор. Свой профессиональный опыт он получил, работая во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. И. Грабаря и музее-усадьбе Царицыно.

Рабочее место реставратора должно иметь естественное дневное освещение, которое особенно важно при тонировке и реконструкции фарфора. Стол хорошо бы защитить пробковым или любым другим упругим покрытием, которое в случае падения предмета ослабит удар. Следует обратить внимание на то, что все действия, которые вы совершаете, и их последствия должны быть поправимы, то есть на то, что профессионалы называют обратимостью процесса. Ни в коем случае, даже с самыми благими намерениями, нельзя сверлить, шлифовать, царапать оригинал.

Рассмотрим процесс реставрации подробно на примере восстановления разбитой фарфоровой менажницы. Прежде всего объект внимательно осматривается; выявляются трещины, сколы, места старых склеек. Затем, в зависимости от характера и объема повреждений, определяется план реставрации, т. е. порядок и очередность восстановительных работ. Если изделие разбито, нужно попробовать совместить его куски без склейки, выяснить возможность их совпадения, выявив наиболее сложные места.

Далее необходимо вымыть изделие в горячей воде, применяя любое мыло с низким содержанием щелочи, это может быть, например, обычное детское мыло. Средства для мытья посуды, сода для этого не годятся, так как могут способствовать выщелачиванию или отслоению глазури. Мытье должно быть довольно бережным - вместо щетки лучше использовать щетинную кисть или помазок для бритья. Для удаления загрязнений в трещинах применяется компресс - в данном случае это ватный жгут, смоченный 10% раствором лимонной кислоты или 3% раствором перекиси водорода - наложенный на потемневшую трещину. Компресс выдерживается до ее полного отбеливания. Чтобы раствор не испарился слишком быстро, компресс следует укрыть целлофаном или поместить в полиэтиленовый пакет все изделие. Если изделие было склеено ранее, после мытья его необходимо демонтировать.

Струей крутого кипятка, направленной на место предыдущей склейки, разогрейте шов. После достаточного прогрева, не применяя больших механический усилий, попытайтесь отделить склеенный фрагмент. Если это не принесет успеха, залейте изделие кипятком и оставьте на некоторое время. Делать это можно несколько раз, до тех пор, пока фрагменты легко не отделятся друг от друга. Демонтаж проводите над пластмассовым тазиком с водой, чтобы при случайном падении изделие или его фрагмент не разбились.

Полученные после демонтажа осколки нужно очистить от старого клея скальпелем или острым ножом. Разогретый кипятком клей размягчается и должен легко отделиться от сколов. Если удаление клея затруднено, можно воспользоваться ацетоном или спиртом. Во избежание повреждений глазури лучше не применять номерные разбавители, растворители или концентрированные кислоты. Когда старый клей полностью удален, сложите очищенные фрагменты, чтобы определить порядок новой склейки - сначала склеиваются друг с другом мелкие фрагменты.

Обезжирив поверхности сколов спиртом или ацетоном, тщательно промажьте клеем скол меньшего по размеру фрагмента.

Для более точного совпадения рельефа излома, клей следует наносить равномерным, предельно тонким слоем. Когда осколки промазаны клеем и плотно прижаты друг к другу, зафиксируйте место склейки скотчем, пластилином, лейкопластырем. В любом случае, даже если кажется, что изделие крепко склеено, его следует оставить на сутки для полного высыхания, так как "схватывание" и полная полимеризация клея - вовсе не одно и то же. После того как вы убедитесь, что склейка завершена, фрагменты держатся прочно, удалите выступивший по шву клей скользящими движениями скальпеля.

Если фрагменты изделия безвозвратно утрачены, их можно изготовить самим, но только в том случае, если вещь симметрична или является фигурой вращения. Тогда с аналогичной утерянному фрагменту детали сначала снимите форму с помощью базисного воска, производимого харьковским заводом стоматологических материалов "СТОМА" в виде пластин 170 80 мм.

Разогретую в горячей воде пластину накладывают на сохранившуюся поверхность и плотно обжимают. Пластина должна быть больше восстанавливаемого фрагмента, и заходить за его края примерно на 10 мм. Остывшую, затвердевшую восковую форму аккуратно снимите и наложите на утраченный участок. Теперь, предварительно зафиксировав ее по краям пластилином, приступайте к отливке нужного фрагмента.

Для тонировки воспользуйтесь акриловыми белилами, уточняя оттенки белого цвета добавлением акварели. При подборе оттенка следует иметь в виду дальнейшую консервацию изделия лаком, поэтому цвет должен быть на полтона светлее оригинала. Орнаменты или рисунки на утраченных фрагментах также воспроизводите акварелью и белилами, так как чистая акварель - слишком яркая. На этом этапе восстановления терпение и хороший дневной свет - главные помощники, ибо точность подбора цвета определяет качество реставрации. Не рекомендуется использовать для тонировки масляные краски, которые могут в дальнейшем изменить цвет. Завершается процесс консервацией, т. е. покрытием даммарным или акриловым лаком фирмы MAIMERI или аналогичным, в один или несколько слоев так, чтобы характер блеска покрытия полностью совпал с блеском оригинала.

Если при осмотре изделия обнаружены мелкие сколы, нужно провести мастиковку, т. е. заполнение их объемов имитирующей фарфор эпоксидной массой, рецепт приготовления которой вы узнали выше. В той же последовательности проведите шлифовку, тонировку и консервацию. Теперь восстановленное изделие может снова украсить сервант, горку или домашнюю витрину. Однако пить чай из маминой чашки все же не стоит, теперь она принадлежит семейной истории. Пищевое применение для реставрированной посуды исключено - это может свести на нет все ваши усилия и неблагоприятно сказаться на здоровье.

Читайте также: