Резьба на манометре камаз

Обновлено: 05.07.2024

хочу сделать топливный манометр.
у когонибудь есть чертеж этого переходника на рампу?сеня взял готовый манометр,чтобы сделать копию..прошелся по паре токарей..все отказались.
а нипиль из рампы у отечесвенных выкручивается?просто может взять выкрутить нипиль и напряму шланг хомутом и мерить.
помогите плиз.

Win_Post

Я взял штуцер у холодильщиков,подходит один в один,правда для 1.5л 16кл не влазит, там мало места.К токарям обращался,три города объехал не нашол метчикаА покупать за 800гривен,жаба душит

данила

Изображения:

MTA2.jpg

zariprinat

Seedd

10 лет пользую манометр с топливным шлангом от карбюраторной машинки и двумя нормовскими хомутами, и метал/колпачок для выкручивания золотника. Несколько переходников и тройников для иномарок по мере необходимости. Неудобно только на новой классике, посмотреть бы на извращенца, который так придумал поставить измерительный патрубок.
А купленный резьбовой штуцер закинул на крышу после того, как закусило резьбу и, при сравнительно небольшом усилии при откручивании, провернул завальцованный патрубок на рампе, рампа потекла и пришлось покупать и менять рампу за свой счет.

Shura_with_KINEF

а закусило то почему? Не потому ли, шо дюймы от миллиметров чем то отличаются?
Резцом мона и наружную, и внутреннюю резьбу нарезать. От тока шаг 1,27 на совдеповском станке поиметь - не поимеецца
Я тож, (при имении нормального манометра) пытался у токарей штуцер получить. (нормальный сделали только в Ростове) Был случай, когда с заказом мне выдали плашку. Я, типа. а науя.
-АААа, да нареш рисьбу, да накручивай эту гайку.
Бля, чуть в рожу не дал, чесслово.
НТСовский ремкомплект стОит вроде тыщщу. Там штуцер и тройник.
А ещё было, даёт мне токарь штуцер, берёт денях немало. Я на след. день с претензиями, шо, типа, не накручивается.
-Аааа где я тебе такой метчик возьму?
Деньги я так и не смог забрать. 200 рублей. 1999 год.

Всем привет!
Знаю, что тема много раз уже обсуждалась, но для меня есть несколько неясных подробностей:
1) Видел датчик давления масла, там до 1-ницы шкала разградуирована на несколько делений, что цифра "1" начинается уже ближе к центру, а за ней 2, 3, 4 и т.д. От чего этот датчик, никто не скажет?
2) Кто-то говорит, что надо тянуть медной трубкой, а кто-то говорит что шлангом. Чем лучше и от чего брать шланг или трубку или как опрессовывать штуцера на них если нужно, от чего штуцера брать, ну в общем о подводке хотелось-бы знать все от и до!
3) Слышал в одном автосервисе города, что датчик нужно врезать не заместо штатного, а куда-то в другое место. :eek:
Так это или нет!? Я почему-то думаю что нет. :D Но если что, то куда врезать!?
Всем заранее благодарен!

Всем привет!
Знаю, что тема много раз уже обсуждалась, но для меня есть несколько неясных подробностей:
1) Видел датчик давления масла, там до 1-ницы шкала разградуирована на несколько делений, что цифра "1" начинается уже ближе к центру, а за ней 2, 3, 4 и т.д. От чего этот датчик, никто не скажет?
2) Кто-то говорит, что надо тянуть медной трубкой, а кто-то говорит что шлангом. Чем лучше и от чего брать шланг или трубку или как опрессовывать штуцера на них если нужно, от чего штуцера брать, ну в общем о подводке хотелось-бы знать все от и до!
3) Слышал в одном автосервисе города, что датчик нужно врезать не заместо штатного, а куда-то в другое место. :eek:
Так это или нет!? Я почему-то думаю что нет. :D Но если что, то куда врезать!?
Всем заранее благодарен!

ТОт датчик о котором ВЫ пишете - вероятнее всего от трактора. Я ставил от не знаю чего но покупал в тракторном магазине. Шланг брал от КАМАЗа. Можно и датчик от КАМАЗа но он до 10 очков - в случае с УАЗом будет не очень информативно ибо работать будет на 1/3 -1/2 шкалы. Тянуть трубкой все равно что и шлангом - разницы никакой. . Когда Паскаль придумал эту мульку он не знал что мы будем размышлять о трубках и шлангах.
Трубкой делали раньше на тракторах и старых ЗИЛах и ГАЗонах потому, что с резиной в СССр было хреново, вообщем делали из того что есть
Врезать датчик надо в магистраль, соответственно разумнее всего завернуть штуцер (идет со шлангом в комплекте) на место штатного датчика (большого).

ТОт датчик о котором ВЫ пишете - вероятнее всего от трактора. Я ставил от не знаю чего но покупал в тракторном магазине. Шланг брал от КАМАЗа. Можно и датчик от КАМАЗа но он до 10 очков - в случае с УАЗом будет не очень информативно ибо работать будет на 1/3 -1/2 шкалы. Тянуть трубкой все равно что и шлангом - разницы никакой. . Когда Паскаль придумал эту мульку он не знал что мы будем размышлять о трубках и шлангах.
Трубкой делали раньше на тракторах и старых ЗИЛах и ГАЗонах потому, что с резиной в СССр было хреново, вообщем делали из того что есть
Врезать датчик надо в магистраль, соответственно разумнее всего завернуть штуцер (идет со шлангом в комплекте) на место штатного датчика (большого).

Спасибо за ответ такой подробный и за фотографию!
Все доходчиво и понятно!
Датчик ДА! От трактора! Но вот от какого!? :rolleyes:

И еще глупый вопрос, т.к. датчик с перевернутой стороны не видел: у него ушко 12V питания есть под подсветку или нету?

Датчик ДА! От трактора! Но вот от какого!? :rolleyes:

И еще глупый вопрос, т.к. датчик с перевернутой стороны не видел: у него ушко 12V питания есть под подсветку или нету?

1. от МТЗ-80, Т-25, Т-150 . МД-219 или МД-226 (какой найдешь или понравиться) ещё зависит от деления шкалы. ещё добавлю что механические датчики давления воздуха и масла взаимозаменяемые.
2. подсветка бывает подключается (папка мамка) и винтиком.

Leshiy,
сфоткай, где у тебя соединение шланга на блоке Врезать датчик в магистраль.

Leshiy,
сфоткай, где у тебя соединение шланга на блоке Врезать датчик в магистраль.

У меня шланг (штуцер) закручен прямо вместо датчика того что на показометр (большого). Попробую сфоткать но не обещаю быстро - козел в деревне, как поеду так сфоткаю

Не вижу, а под аварийный датчик там лампочки нет? А то не кошерно. :)

Под аварийный нет - на панели лампочка есть - вполне кошерно :)

Простите, а какой вообще смысл в установке механического датчика? У меня стоит пленочный датчик и штатный показометр. Все откалибровано по контрольному манометру. Точность прекрасная.

Простите, а какой вообще смысл в установке механического датчика? У меня стоит пленочный датчик и штатный показометр. Все откалибровано по контрольному манометру. Точность прекрасная.

ну во первых - фетишизм :), во вторых точность, независимость от напряжения, контактов, окислений. информативность (шкала симпатичней) и прочее.
Но первое пожалуй основное как в прочем и тахометр

Сам я не ставил, но скажу что знаю:

1. Касательно трубок, штуцеры к маслорадиатору такие же как на бензосистеме. Потому сгодятся бензотрубки или трубки для пропановой ГБО. В любой конторе по установке ГБО или магазине продажи запчастей к ГБО можно получить трубку нужной длины, а так же так называемые "боченки", надеваются на концы трубки и обжимаются намертво на этой трубке при первой затяжке штуцера. И штуцера там же. Правда за совместимость резьбы на них не поручусь, но от бензошлангов точно подойдут штуцера. Трубки вообще 2 видов на ГБО я видел. Нужные точно используются в Новогрудском комплекте ГБО и в турецком комплекте Atiker.

2. Трубка напрямую на мотор не есть хорошо, ибо мотор все-таки подвижен относительно кузова. Может в трубке наступить усталость металла и трещина со временем. Можно заметить, что к мотору не подходит ни одной трубки, только шланги. Собственно, бензошланги могут не быть рассчитаны на нужное давление, хотя и прекрасно подходят. Но вот шланги масляного радиатора должны быть на него рассчитаны. В месте стыковки шланга и конец трубки обязательно должен быть закреплен к кузову.

3. Не знаю, в чем смысл именно тракторного манометра, кроме подсветки, а вообще на любой вкус манометры продаются на любом хозрынке. Год назад я один купил такой специально для регулировки пропанового редуктора. Там медная трубка внутри и потому без разницы, давление чего им измерять, масла, воздуха и т.д. Но как их стыковать с трубкой, не знаю.

Так, пипл. :) в общем, я себе тоже собрался ставить механический показометр. Не так кошерно будет, как на УАЗе, ибо ставлю на Волгу и там особо в штатную панель его не вставишь, разве что вместо часов (Блин! А ведь идея!). Но если вместо часов не выйдет - буду напрямую к панели на саморезы и уголок ставить. :) вопрос! Какой длины нужен шланг? Не хочется взять больше или, что хуже, меньше. Вопрос номер два: какая резьба в блоке под штатный датчик и какой штуцер мне туда просить? Вопрос номер три: надо ли как-то специально уплотнять это все безобразие, дабы оно не протекло мне на причинное место?

Так, пипл. :) в общем, я себе тоже собрался ставить механический показометр. Не так кошерно будет, как на УАЗе, ибо ставлю на Волгу и там особо в штатную панель его не вставишь, разве что вместо часов (Блин! А ведь идея!). Но если вместо часов не выйдет - буду напрямую к панели на саморезы и уголок ставить. :) вопрос! Какой длины нужен шланг? Не хочется взять больше или, что хуже, меньше. Вопрос номер два: какая резьба в блоке под штатный датчик и какой штуцер мне туда просить? Вопрос номер три: надо ли как-то специально уплотнять это все безобразие, дабы оно не протекло мне на причинное место?

Если правильно помню, коническая дюймовая там, К1/4. В продаже есть переходники с этого конуса под стандартные бензоштуцера с резьбой М14. Прямые и уголковые, такие в УАЗовский фильтр-отстойник и бензонасос ШААЗ вкручиваются.
если бы я ставил манометр, то к мотору шланг бы пустил, но короткий, 30 см достаточно IMHO. А дальше по кузову трубкой бы медной до манометра вел. Стык шланга и трубки жестко прикрепить к кузову, как я писал выше. В общем за образец можно взять, как завод бензопровод тянет от бака к мотору. Тогда за причинное место можно не беспокоиться будет IMHO :).

Так, пипл. :) в общем, я себе тоже собрался ставить механический показометр. Не так кошерно будет, как на УАЗе, ибо ставлю на Волгу и там особо в штатную панель его не вставишь, разве что вместо часов (Блин! А ведь идея!). Но если вместо часов не выйдет - буду напрямую к панели на саморезы и уголок ставить. :) вопрос! Какой длины нужен шланг? Не хочется взять больше или, что хуже, меньше. Вопрос номер два: какая резьба в блоке под штатный датчик и какой штуцер мне туда просить? Вопрос номер три: надо ли как-то специально уплотнять это все безобразие, дабы оно не протекло мне на причинное место?

Изобретать велосипед не надо. Показометр и шланг от КамАЗа. Показометр встает на родное место. Длина шланга метра два. Дотянуть можно куда угодно. У меня например на полке стоит. Шланг в блок закручивается вместо родного датчика. Смысл установки - точность показаний. Сегодня сделаю фотки и прилеплю для общественности.

А у меня красивей всего вышло :razz:

Правда, теперь думаю вот, как бы мне воткнуть одновременно и электро, и механику. Надо какой-то разветвитель-тройник делать. а то некошерно, электрический показометр на своём месте остался и будет всегда 0 показывать :D

Шланг 2,5 м от камаза, на конце резьба идеально совпадает с той что на датчике. Надо теперь пробуровить дырку в моторном щите, а то такой большой у меня ещё пока нет :D

А у меня красивей всего вышло :razz:

Правда, теперь думаю вот, как бы мне воткнуть одновременно и электро, и механику. Надо какой-то разветвитель-тройник делать. а то некошерно, электрический показометр на своём месте остался и будет всегда 0 показывать :D

Шланг 2,5 м от камаза, на конце резьба идеально совпадает с той что на датчике. Надо теперь пробуровить дырку в моторном щите, а то такой большой у меня ещё пока нет :D

Классно получилось! А по поводу штатного - выкинь его вообще и поставь эконометр от ВАЗ-07 или М-2141 (вроде бы). Вообще будет круто! И тахометр надо - при наличии мех. датчика без тахометра как-то не серьезно получается :(

Устанавливаем приборы, проводим измерения, обсуждаем.

Установкой контроля температуры масла, займусь позже.

Итак, про манометр.
В августе уже хотел менять масло Shell Ultra 5W-40, но у меня на тот момент не был установлен манометр давления масла, который так давно я мечтал собрать и установить на автомобиль. Нужно было измерить давление в системе смазки на этом масле перед его сливом и зафиксировать показания прибора для статистики, ибо Shell Ultra 5W-40 более не планировалось использовать, а в планах Shellовские масла с другими вязкостями и из других линеек Shell, да и не только Shell.
Начал поиск запчастей для манометровой установки. От электрического прибора ещё несколько лет назад отказался :) Только механический! Был куплен практически сразу двухметровый шланг (280 руб.) манометра давления масла автомобиля КАМАЗ, т.к. нужной длины доступные в продаже шланги только от КАМАЗа. А вот сам прибор пришлось поискать. В том магазине запчастей грузовых авто, где покупал шланг, было несколько манометров, в том числе камазовский с разметкой циферблата до 10кг/сm2 (его присоединительный штуцер специально подходит к штуцеру шланга):
ФОТО 1

Был ещё прибор, примерно, как камазовский, но разметкой циферблата до 6кг/сm2:
ФОТО 2

И ещё там был манометр с разноцветной горизонтальной полоской-шкалой разметкой до 6-8кг/сm2 (или до 10кг/сm2, не помню уже), похожий на этот, решил, что он для клоунов:
ФОТО 3

В объявлениях на дроме увидел ещё такой манометр, наверное какой-то импортный:
ФОТО 4
ФОТО 5

Но все эти приборы, в том числе и тот смешной клованский рашин-манометр с горизонтальной цветной шкалой (напоминает манометр огнетушителя), мне не подходили. Объясняю почему. У всех этих приборов диаметр корпуса порядка 50мм, слишком низкий класс точности, очень большой шаг делений. Он компактный, но всё равно не то. Совсем другое дело ставить подобные манометры на грузовые автомобили, где особая точность показаний не очень важна или чтобы лиж бы видеть какой измерительный порог прошла стрелка прибора или же видить, что вот оно давление в системе смазки и стрелка лежит не на нуле. А мне нужна была точность измерений, чтобы была заметна незначительная разница в давлениях на разных маслах и при разных температурах и прочих условиях, поэтому я искал нормальный прибор диаметром корпуса 100мм, шагом делений 0.1кг(в крайнем случае 0.2кг) и невысоким диапозоном измерений. К тому же, показания такого прибора легче считываются броском взгляда во время движения; отчётливо отображаются на фото- и видео материалах, что важно для форума, а также ссылаясь на мой опыт форумчане смогут позволить себе отвечать на некоторые свои вопросы, а я продолжу ведение ветки "Выбор масла(подскажите?)" в чуть лучшем качестве, да и просто чтоб был прибор для контроля давления в системе смазки двс, а не на лапочку маслёнки смотреть. Уже хотел заказать манометр МП3-УУ2 у Томский манометровый завод(они через интернет принимают заказы), зато новый и проверенный, но ждать как минимум месяц - из-за срока такой вариант не устроил. Но подвернулся в автомагазине нужный манометр, его и купил. Прибор японского производства, бывший в употреблении, вероятно стоял на судне, с задним фланцем, цена 100 рублей. Зато с таким манометром чувствуешь себя как на яхте :) Точнее сказать, это мановакуумметр, предназначены для измерения избыточного и вакуумметрического давления:
ФОТО 6

Для соединения со шлангом и прибором потребовались, разумеется, переходники. Для их изготовления я обратился к соседу по гаражу. Изготовление переходников заняло половину дня, но уделить на это время сосед смог только через месяц в сентябре, ему более 70 лет, мысли ещё светлые и руки золотые Большое ему спасибо! :)
Конструкция переходника на участке шланг/блок двигателя несколько усложнилась, т.к. неоказалось нужного инструмента для нарезки конусной резьбы. Поэтому был куплен датчик давления, разобрали, вынули потраха, внутри корпуса нарезали резьбу под промежуточный переходник, изготовили промежуточный переходник, свинцовую прокладку:
ФОТО 7
ФОТО 8
ФОТО 9
Позднее, свинцовая прокладка была заменена на две паранитовые, а на резьбу добавлен анаэробный фиксирующий клей-герметик DoneDeal:
ФОТО 10

На противоположенном штуцере шланга перенарезали резьбу под переходник манометра (манометр при покупке уже был с переходником), использовалась свинцовая шайба в качестве уплотнения, между переходником и штуцером манометра находится медная прокладка:
ФОТО 11
ФОТО 12

На следующий день приступил к установке на авто. У Таун Айс Ноахов в перегородке моторного отсека в районе вакуумного усилителя, имеется отверстие, закрытое резиновой заглушкой. Возможно оно предназначено для версий с механической коробкой передач, а в модификациях A/T оно не используется и закрыто, но это не важно, главное оказалась нужная дырка как раз для этого важного события, как будно её специально делали на заводе для моего манометра :)
ФОТО 14

Убрал заглушку, в салонном утеплителе прорезал отверстие:
ФОТО 15
ФОТО 16

Чтобы шланг не смог повредиться об перегородку кузова, была куплена резиновая втулка необходимого размера:
ФОТО 17

Чтобы штуцер шланга смог пролезть через втулку, а втулка в свою очередь в перегородку моторного отсека, её поверхности нужно было чем-то смазать, а иначе никак. Думал чем смазать: или Shell Ultra 5W-40, или кошерной силиконовой смазкой, одобренной к применению американо-канадскими равинами?
ФОТО 18
. всё таки взял и мазанул Шеллом, куда ж кошернее :)) Вошла как родная. Бгг :)))
ФОТО 19
ФОТО 20

Далее протянул шланг над кронштейном крепления стояночного тормоза, чуток пропустил его внизу под панелью и вывел между седушками, прикрутил штуцер к прибору.
Установил штуцер к блоку двигателя на место штатного датчика давления масла:
ФОТО 21
ФОТО 22

Получилось под капотом так:
ФОТО 23

А теперь о проведённых измерениях. Когда запустил холодный двигатель, давление составило куда более 4кг, не хватало диапозона манометра. Я знал, что давление будет зашкаливать по причине повышенной вязкости масла. По мере нагрева масла, вязкость масла понижалась, а следовательно, понижалось и давление, спустя 40 минут работы на холостом режиме давление масла на прогретых оборотах составило 1.3кг:
ФОТО 24

Вот видео. Так работает манометр:

Если бы проехал, чтобы разогрелось масло получше, то давление возможно снизилось.
Затем слил Shell Ultra 5W-40 и залил временно Texaco Energy 5W-30. Прогрел двигатель и прокатился километров 8, масляный фильтр оставил старый(Denso 90915-10003), манометр фиксировал давление на холостых 0.95кг, ещё чуток поработал стало 1.0кг - нормальное давление.

С сентября машину не эксплуатировал, на днях солью Texaco 5W-30 и залью Shell с другой вязкостью.

Миниатюры

Миниатюры


Изображения

Все манометры, мановакуумметры и вакуумметры, выпускаемые отечественными и зарубежными заводами-изготовителями и получившие наиболее широкое применение в условиях промышленной эксплуатации, могут классифицироваться в первую очередь, как уже отмечалось выше, по особенностям измеряемой среды или условиям эксплуатации:

Общетехнические промышленные приборы предназначены для работы в нормальных эксплуатационных условиях. Их конструктивное исполнение следующее:

· циферблат изготавливается из сплава алюминия; цифры наносятся черной краской на белый фон циферблата; по отдельному заказу циферблат может покрываться люминофором; у манометров малых диаметров циферблаты могут изготавливаться из полистирола;

· держатель, являющийся основанием для крепления трубчатой пружины, изготавливается, как правило, из медных сплавов типа ЛС-59 с гранями под ключ 12х12, 14 ´ 14, 17 ´ 17 или 22 ´ 22 и резьбами присоединительного штуцера, приведенными в табл. 2.1;

· чувствительный элемент и держатель, изготавливаемые из медных сплавов, соединяют между собой пайкой;

· чувствительный элемент имеет вид трубчатой одновитковой пружины при давлении менее или равным 6 МПа и многовитковой при давлении более 6 МПа.

Показывающие манометрические приборы, как видно из рис. 2.9, могут изготавливаться с радиальным, торцово-осевым и торцово-смещенным расположением штуцера. В приборах с торцовым смещением штуцера держатель размещается на расстоянии s от оси манометра.

2.9.jpg

Рис. 2.9. Исполнения показывающих манометров с различным расположением штуцера: а – радиальное; б – торцово-осевое; в – торцово-смещенное

Для изготовления трубок отечественными производителями используются следующие сплавы: ЛАНКМЦ, бронза БрОФ4-0,25, латунь Л63. Зарубежные изготовители применяют медно-оловянные сплавы типа С uSn (4,6,8), медно-цинковые CuZn 15, CuZn 37, никеле-медно-железные NiCuFe 30 ( Monel ), CrMo 52, бериллиевую бронзу CuBe 2, коррозионно-стойкие стали AISI 316 TI ( Nirosta 1,4571).

Размеры присоединительных штуцеров показывающих манометров должны соответствовать ГОСТ2405-88/4/. На рис. 2.10 приведены различные варианты изготовления при c оединительного штуцера. Резьбы метрические – от М10х1 до М20х1,5 (см.табл.2.1).

рис 2.10.jpg

Рис. 2.10. Варианты изготовления присоединительного штуцера по ГОСТ 2405-88/4/:

а – сосковый; б – сосковый с дополнительной площадкой; в - широкоугольный; г – остроугольный с площадкой; д – остроугольный; е – конусный

Отечественными приборостроителями основная часть показывающих манометров производится с наиболее упрощенным вариантом штуцера - сосковым (рис. 2.10,а). Для высоких и сверхвысоких давлений, как это следует из табл.2.1, в большей степени применимы штуцеры с коническим уплотнением (рис.2.1,в-е).

Европейские нормы EN 837-1 и EN 837-3/7,9/, по сравнению с немецким стандартом DIN 16 288, действовавшим до принятия этих норм, кроме цилиндрических допускают изготавливать штуцеры с коническими резьбами (табл.2.2). Класс допуска на изготовление трубных резьб также снижен с категории А до В.

Резьбы присоединительного штуцера

согласно европейским нормам EN 837-1 и EN 837-3/7,9/

1/ 2 - 14 NPT EXT

Трубная резьба G 3/8 допускается к применению в исключительных случаях.

Метрические резьбы в европейских нормах не предусмотрены и отнесены к другим видам, допустимым в особых случаях.

На рис.2.11 показаны варианты изготовления присоединительного штуцера показывающих манометров, регламентированные европейскими нормами EN 837-1 и EN 837-3.

2.11.jpg

Рис. 2.11. Варианты изготовления присоединительного штуцера по EN 837-1 и EN 837-3/7,9/: а – сосковый с дополнительной площадкой; б – специальный; в - конический

Сосковый с дополнительной площадкой вариант изготовления штуцера (рис.2.11,а) наиболее широко используется зарубежными изготовителями. Размеры, в зависимости от присоединительной резьбы, приведены в табл.2.3.

Размеры для штуцеров сосковых с дополнительной площадкой с трубной резьбой по EN 837-1 и EN 837-3 /7,9/

При изготовлении держателя из нержавеющей стали допускается увеличение резьбового сгона f на 50%.

Для высоких давлений европейские нормы рекомендуют применять штуцеры специальные, показанные на рис.2.11,б. Размеры для такого соединения приведены в таблице 2.4.

Размеры (мм) для штуцеров специальных на высокое давление по EN 837-1/7/

Особое внимание заслуживают штуцеры с конической резьбой (рис.2.11,в). Размеры для таких соединений приведены в таб.2.5.

Размеры (мм) для штуцеров с конической резьбой EN 837-1 /7/

Уплотнение в таких соединениях обеспечивается по резьбе без дополнительных прокладок. EN 837-2/8/ рекомендует для обеспечения герметичности дополнительно использовать специальную ленту или герметик.

Возможны другие варианты изготовления присоединительных штуцеров показывающих манометрических приборов. Так, например, в горнодобывающей промышленности также используются манометры с системой монтажа в виде штека.

Европейская норма EN 837-2 предлагает другие варианты присоединений в определенных сферах промышленности оговаривать с производителем отдельно.

На участке штуцера после окончания резьбовой части для исключения монтажа прибора путем его вворачивания за корпус отечественными производителями предусматриваются две лыски или в большинстве случаев четыре грани под ключ 12, 14, 17 или 22.

Основные диаметры корпусов показывающих манометров, выпускаемых как в СНГ, так и в зарубежных странах, следующие: 40, 50, 63(60), 100, 160 и 250 мм. Диаметр корпуса 60 мм может использоваться только теми предприятиями, которые производили манометры с такими размерами корпусов до ввода в действие ГОСТ 2405-88/4/. В настоящее время вышеуказанный отечественный стандарт /4/ и европейские нормы /7,9/ рекомендуют выпуск манометров с диаметром корпуса 63 мм. Европейские нормы EN , польские нормы PN также допускают изготовление, наряду с отмеченными выше, показывающих манометров в корпусе диаметром 80 и 150 мм.

Встречаются показывающие манометры в корпусах квадратной формы. Они отличаются только формой и размерами крепежного фланца.

Корпуса промышленных манометров могут изготовляться как из металла (обычной стали), медных и алюминиевых сплавов, так и пластмасс – АВ S -состава, полистирола.

Остальные размеры должны приводится в технических условиях на прибор конкретного типа.

Промышленные манометры обозначаются как МП (манометры показывающие).

ч увствительный элемент и держатель в устройствах этого типа соединяются аргонно-дуговой сваркой.

Для работы в условиях агрессивных сред из нержавеющей стали могут изготовляться также корпус, передаточный механизм, циферблат.

Присоединительные размеры, так же как и размеры для ключа у штуцера коррозионно-стойких манометров, аналогичны размерам общетехнических манометров.

Основные диаметры корпусов показывающих коррозионно-стойких манометров, выпускаемых как в СНГ, так и в зарубежных странах, следующие: 40, 50, 63, 100 и 160 мм.

При измерении давления агрессивных сред могут также использоваться промышленные манометры, устанавливаемые в комплекте с мембранными разделителями.

Обозначения коррозионно-стойких манометров включают, в отличие от обычных промышленных, материал, из которого изготавливают часть прибора, узел или манометр в целом. Например, манометр с корпусом и передаточным механизмом, выполненными из коррозионно-стойкой стали, диаметром 100 мм, диапазоном измерения от 0 до 10 МПа, классом точности 1,5 обозначается:

МП 100 (0…10)МПа-1,5-Сн.

Специальные манометры включают приборы, измеряющие давление среды со свойствами, отличными от нормальных или активных по отношению к медным сплавам, исключая коррозионно-стойкие, описанные выше.

Аммиачные манометры относятся к группе специальных и имеют держатель из обычной стали. Чувствительный элемент может изготавливаться из упругого как нержавеющего, так и углеродистого металла. Это обусловлено тем, что аммиак, как и сернистый газ, разрушает цветные металлы.

Внешняя отличительная особенность таких манометров, кроме условного обозначения вида вещества на циферблате, моет заключаться в наличии параллельно с манометрической температурной шкалы.

т емпературная шкала может быть и у других видов манометрических приборов, таких, например, как фреоновые. Такого типа манометрические приборы используются только для измерения давления газов и жидких сред в состоянии насыщения, когда давление и температура вещества взаимосвязаны. Такое состояние веществ характерно для хладогенов при их работе в системах холодильных установок. Зависимость между давлением и температурой в состоянии насыщения для каждого вида вещества индивидуальна.

Цвет температурной шкалы и чисел отсчета температуры должен быть:

черный или красный – для плюсовой температуры;

черный или синий – для минусовой температуры.

Эти приборы не следует отождествлять с термоманометрами, у которых на одном циферблате нанесены две автономные шкалы отсчета давления и температуры, а также установлены две стрелки. У термоманометров имеются автономные каналы измерения давления и температуры.

Основной диаметр корпуса выпускаемых показывающих аммиачных манометров как в СНГ, так и в других странах – 100 мм. Однако это не принципиальный вопрос и нет конструктивных проблем для производства аммиачных манометров c другими размерами корпусов.

Аммиачные манометры обозначаются так же, как и обычные, но с указанием рабочей среды. Например, манометр диаметром корпуса 100 мм диапазоном измерений от 0 до 2,5 МПа классом точности 2,5 обозначается как

ГОСТ регламентирует выпуск манометров с одновременной индикацией давления и температуры для хладонов R 12, R 13, R 13В1, R 22, R 502, R 142. Подводящий штуцер и чувствительный элемент у них, как и у общетехнических, может выполняться из медных сплавов. Других отличий, кроме температурной шкалы у фреоновых манометров нет. Однако, из-за особенностей температурной эксплуатации таких приборов - перепада температур измеряемой среды и окружающего воздуха наблюдается быстропрогрессирующая коррозия корпусов, изготавливаемых из технических сталей. Поэтому для таких измерений в большей степени применимы приборы с корпусами, изготовленными из нержавеющих металлов.

К специальным манометрам можно также отнести приборы, измеряющие давление вязких сред и веществ, содержащих твердые частицы. В этих конструкциях присоединительный штуцер изготавливается значительно большего проходного размера (30-90 мм), а измерительная полость заполнена несжимаемой жидкостью и отделена от рабочего измерительного пространства диафрагмой, воспринимающей измеряемое давление.

Аналогичный принцип положен в работу манометрических устройств, предназначенных для пищевой промышленности. Трансформирующая давление вставка, одна часть которой устанавливается заподлицо с трубопроводом, а вторая – соединяется с показывающим манометром, заполнена несжимаемой жидкостью (см.п.8.1).

Конструктивно виброустойчивые манометры имеют герметичный корпус, внутренний объем которого заполнен жидкостью с повышенной вязкостью. Наиболее часто для этих целей используется глицерин, который, однако, при температуре ниже –17 о С кристаллизуется. Для таких температурных условий может использоваться силикон, у которого, в зависимости от добавок, фазовые преобразования наблюдаются при температуре ниже -30…-50 о С. Однако при комнатных температурах силикон имеет повышенную текучесть, что обуславливает более тщательное уплотнение соединений корпуса. Основным требованием к рабочей жидкости является, как отмечалось выше, повышенная вязкость, а также не агрессивность по отношению к деталям прибора и не изменяющая своего фазового состояния (кристаллизации или парообразования) при температурах эксплуатации прибора.

При пульсации измеряемого давления трубчатый чувствительный элемент, окруженный с внешней стороны вязкой жидкостью, как, например, глицерином обладает инерционностью перемещения, т. е. изменение положения его свободного конца происходит с определенным запаздыванием, что приводит к сглаживанию частотных нагрузок. Кроме того, находящаяся внутри корпуса вязкая жидкость, обеспечивает дополнительную смазку осей трения зубчатого зацепления передаточного механизма. Это также уменьшает износ зубчатой пары.

По наблюдению автора, на качественно изготовленном механизме (с высокой чистотой поверхности и оптимальной геометрией зуба) манометра, функционирующего в вязкой среде, при работе прибора на пульсирующих нагрузках энергетических установок даже после нескольких лет эксплуатации отсутствовали следы выработки пары трибка – сектор.

Представляет интерес опыт применения манометров, с корпусом заполненным вязкой жидкостью для измерения давления различных сред в системах, подвергающихся постоянным или периодическим затоплениям, когда прибор подвержен активным внешним влияниям. Защищенный корпус устройства предохраняет измерительную часть, передаточный механизм от внешних воздействий. В этих случаях также рекомендуется перед манометром устанавливать кнопочный включатель (см. п.8.4), обеспечивающий включение прибора только в период проведения измерений.

Воздействие пульсирующего давления и внешней вибрации на чувствительный элемент манометра может быть также снижено демпферами и демпфирующими устройствами, устанавливаемыми на входе измеряемой среды (см. п.8.2).

Виброустойчивые манометры изготовляются в герметичном корпусе. Специальные уплотнения между корпусом и держателем выполняются из каучуковых резин. В варианте с нержавеющим держателем и корпусом многие производители соединяют их сваркой. Обечайка корпуса герметично закрывает его и может устанавливаться как с помощью закрутки–завальцовки, так и с использованием резьбового уплотнения (рис. 2.12).

фото из разд 2.2.2.jpg

1412.jpg

Рис. 2.12. Разновидности корпусов виброустойчивых манометров: а – с использованием завальцовки; б – на основе резьбового уплотнения

Завальцовка применяется в манометрах малых диаметров, а также у приборов больших диаметров, но более де-шевых исполнений.

Корпуса виброустойчивых манометров большинством производителей изготавливаются из коррозионно-стойкой стали. Для этих целей может также использоваться техническая сталь. Основным требованием для этой конструкции служит герметичность. Остальные узлы, такие как держатель, чувствительный элемент, передаточный механизм, могут выполняться как из медных сплавов, так и из коррозионно-стойкой стали.

В большинстве виброустойчивых манометров с целью обеспечения безопасности эксплуатации на случай разрыва на задней стенке чувствительного элемента предусматривается резиновый клапан в виде пробки.

Заполнение манометра вязкой жидкостью не требует применения специальных технологий. В верхней части корпуса размещено отверстие для заливки вязкой жидкости, которое может закрываться резиновой пробкой или специальным запорным устройством с резьбовым стопором.

Для обеспечения заявленной точности виброустойчивыми манометрами, особенно это актуально для малых рабочих пределов, рекомендуется после монтажа прибора открывать малую верхнюю пробку или срезать специально предназначенную для этого ее верхнюю часть с целью выравнивания атмосферного давления и давления внутри корпуса.

Не рекомендуется использовать глицерин для наполнения манометров, измеряющих давление кислорода или других активных окислителей. Для таких условий используются высоко хлорированные жидкости.

Форма и присоединительные размеры штуцера такие же, как у промышленных приборов.

Основные диаметры корпусов выпускаемых показывающих виброустойчивых манометров 40, 50, 63, 100 и 160 мм.

Газовые манометрические приборы, согласно немецкому стандарту DIN 16006, должны содержать специальные конструктивные решения, обеспечивающие безопасность персонала при разрыве чувствительного элемента. Такие манометры должны иметь дополнительную разделительную перегородку между чувствительным элементом и шкалой. Смотровое окно выполняется как пробиваемое, многослойное с упрочнением, так и непробиваемое. На задней стенке устройства расположен разгрузочный клапан, раскрываемый минимум на 90 % поверхности стенки при превышении давления на 0,2 МПа от предельного для корпуса диаметром 63 мм и 0,15 МПа – для корпусов диаметрами 100 и 160 мм.

Чувствительные элементы должны выдерживать и не разрушаться при давлении до 2,5-х кратного конечного значения шкалы.

Европейские стандарты предусматривают наличие аварийного клапана практически для всех манометров, работающих при высоком давлении.

Внешнее отличие газовых манометров состоит в окраске корпуса прибора, а в некоторых случаях и центральной окружности шкалы. В табл. 2.6 приведены цвета, в которые рекомендуется окрашивать корпуса газовых приборов.

Многие газы обладают специфическими свойствами. Так, водород разрушает сталь, что необходимо учитывать при производстве и эксплуатации манометров.

Особое внимание надо обращать на ацетиленовые манометры, так как ацетилен при соприкосновении с медными сплавами, содержащими более 70 % меди, образует ацетиленистую медь – взрывчатое вещество.

Читайте также: