Рихтовка кузова своими руками ваз

Обновлено: 02.07.2024

Описание процесса рихтовки кузова автомобиля своими руками

Рихтовка кузова автомобиля проводится с целью устранения на поверхности различной величины изгибов, а также растяжений металла. Эта процедура восстанавливает естественную форму детали на кузове автомобиля. Сделать нужно так, чтобы она выглядела также плавно, как будто была только отштампована на заводе.

Последовательность рихтовки кузова своими руками проходит в следующим образом:

  • Сначала проводится внешний осмотр места;
  • Дальше определяется тип и степень повреждения элемента;
  • Последний этап — это сама рихтовка и придание детали её первоначальной, заводской формы.

А чтобы диагностировать серьезные неисправности геометрии кузова также проводится тщательный осмотр места повреждения. Если есть такая возможность, то лучше это делать с помощью специалистов-кузовщиков. Далее, мы расскажем, как провести рихтовку кузова своими руками, а также восстановление геометрии всего автомобиля.

Рихтовка деталей

Если не были деформированы такие элементы кузовка, как подрамник и стойки — можно спокойно проводить восстановление внешних деталей. Так как данный вид работ не является особо дорогим, его можно провести самостоятельно.

Когда проводится исправление значительных по площади неровностей на элементах кузова, где слой металла небольшой, используют преимущественно деревянные киянки. Такая процедура, по восстановлению форму изделия называется выколотка. Размещают деформированный элемент на специальные наковальни, а иногда и фасонные плиты. Вогнутости с небольшим изгибом необходимо выколачивать аккуратно, для того, чтобы после сильного удара не деформировать металл в обратную сторону.

Поврежденному элементы порой можно вернуть практически было состояние до повреждения. Если ремонт проходит удачно, то после того, как заканчивается рихтовку кузова, покраска может быть не нужна, если лакокрасочное покрытие осталось целым.

Восстановление деталей можно проводить своими руками. Во время этого процесс не рекомендуется держать элементы кузова на веса. Лучше положить их на специальную деревянную подставку, чтобы они были зафиксированы на одном месте. Выравнивание выколоткой начинается от центра поврежденного места и по спирали движется к краям деформации.

Когда на конкретном элементе присутствует сильное искажение, то выколотку начинают именно с этого места. После удаления резкого изгиба на участке, начинается восстановление первоначального вида детали.

Восстановление геометрии кузова

Когда в случае серьезной аварии произошло изменение расстояния, между определенным точками фиксации деталей — необходимо проводить реставрационные работы не только внешних элементов. Это называется восстановление геометрии кузова. Но провести самостоятельно такую работу очень тяжело, особенно когда отсутствуют необходимые навыки и опыт.

Рекомендуется обращаться к специалистам на станции технического обслуживания, чтобы устранить подобные дефекты. Дело в том, что для восстановления геометрии кузова необходимо иметь специальное автоматизированное оборудование, которое после внесения параметров сможет вернуть прежнее положение фиксационных деталей. К тому же не рекомендуется доверять такую работу малоопытным людям, ведь от корректности проведения работ будет зависеть не только внешний вид автомобиля, но и его поведение на дороге.


Нагрев деталей для восстановления

Использование во время ремонта точечной сварки позволяет за короткие сроки разогреть металл. Таким способом очень часто пользуются опытные мастера, занимающиеся ремонтом кузова автомобиля. Он заключается в очень быстро разогреве метала там, где его касается электрод от сварочного аппарата. Распространено применение нагрева с использованием ацетиленовой горелки, после чего проводится сама рихтовка кузова.

Внимание! Во время работ со сварочным аппаратом не стоит увеличивать силу тока более чем 40 А. Исключения составляют автомобили более ранних годов выпуска, так как в них использовался металл более толстый.

Сначала необходимо нагревать центр выпуклости. Во время такой процедуру пластичность металла, как известно, сильно возрастает и при этом он расширяется. Но этому будут мешать внешние участки детали, которые более холодные. И так как металл не может расширяться, ему приходится из-за сжимающего напряжения оседать между разными участками детали.

После достижения нужной температуры, убирается нагревательный элемент. Теперь остывающий металл будет сжиматься и его площадь соответственно уменьшаться. Но при это он опять же будет сдерживаться теми участками детали, где металл был холодным и их металл не менялся. Чтобы быстро остудить кузовные детали используют обычный тампон, смоченный асбестом. В случае если после первого нагрева дефект полностью не был устранен, проводят такие же процедуры примерно в 5 точках вокруг места, где проводился первый нагрев.

Рихтовка крыла в домашних условиях

Крылья автомобиля нередко страдают при ДТП, а также подвергаются воздействию камней, вылетающих из-под колес, так как расположены вблизи дорожного полотна. Основным способом восстановления кузовных элементов машины является рихтовка с последующей перекраской. Далее рассмотрено, как отрихтовать крыло автомобиля своими руками.

Оборудование

К рихтовочному оборудованию относят, прежде всего, молотки. Существует несколько типов таких инструментов, различающихся формой и назначением. Молотки с плоским бойком служат для рихтовки плоских поверхностей. Варианты с выпуклым бойком используют для обработки выпуклых поверхностей. Инструменты с насечками предназначены для работы с вытянутыми поверхностями. Гладкими моделями осуществляют сглаживание. Названные типы рихтовочных молотков производят из инструментальной стали.

Помимо данных инструментов, для рихтовки автомобиля применяют напильники с крупными насечками. Ими выравнивают небольшие поверхности. Крючками выдавливают вмятины с тыльной стороны. Их также производят из инструментальной стали. Наковальни и поддержки используют для поддержки металла с обратной стороны при проведении рихтовочных работ. Они состоят из латуни. Обычно все оборудование приобретают наборами, стоимость которых определяется тем, сколько инструментов они включают. Можно купить их и по отдельности, но это сложнее, так как нужно знать, сколько и каких инструментов потребуется для рихтовки.

Рихтовку машины своими руками следует осуществлять в защитном снаряжении, представленном спецовкой, очками, перчатками.

Нужно работать в хорошо освещенном помещении. В сети можно найти видео о подготовке оборудования и помещения для рихтовки.

Особенности

Следует различать рихтовку и вытягивание. Второй вид работ является начальным этапом кузовного ремонта. Его выполняют с применением гидравлических и винтовых домкратов. Затем на стапеле вытягивают перекосы кузова. Наконец, кузов авто измеряют специализированной линейкой и сравнивают полученные значения с заводскими параметрами. К рихтовке переходят лишь полностью устранив перекосы.


Перед началом работ своими руками стоит посмотреть обучающие видео и статьи. Помимо ознакомления с видео и прочими материалами следует потренироваться на ненужных металлических предметах. Это позволит понять, как нужно наносить удары и сколько прикладывать усилий.

Классификация

Существует три вида рихтовочных работ, выделяемых на основе технологии осуществления.

Рихтовка без покраски

Данный способ характеризуется высокой скоростью выполнения работ и выгодно отличается от прочих вариантов тем, что в таком случае сохраняется лакокрасочное покрытие авто. Однако и основным условием применения этой технологии рихтовки является его целостность. Также нужно учитывать, что данные работы требуют дорогостоящего специализированного оборудования, хотя существуют технологии выправления вмятин без покраски подручными средствами.

Обычная рихтовка

Такая технология значительно более распространена. Она подразумевает устранение оставшихся после вытягивания деформированного материала дефектов. При выполнении таких работ своими руками требуется тщательный расчет и распределение воздействия на металл во избежание образования хлопунцов, под которыми понимают излишки материала, образовавшиеся в результате чрезмерного его вытягивания. Поэтому при осуществлении таких работ особо актуальны гладкие молотки.

Рихтовка заднего крыла

Рихтовка авто с усадкой на горячую

Такую технологию применяют в тех случаях, когда растягивание металла настолько значительно, что его невозможно устранить прочими способами. Суть работ состоит в усадке с применением гладких молотков и поддержки нагретых газовой горелкой фрагментов рабочей поверхности площадью около 1 см². Усаживают по спирали от краев к центру. В связи с тем, что такая рихтовка приводит к нарушению структуры металла, ее используют лишь в крайних случаях.
Существуют видео о каждом названном типе работ и их легко можно найти на просторах интернета.

Подготовка

Сначала крыло демонтируют с автомобиля. Затем его очищают и осматривают повреждения. На основе того, сколько на нем дефектов и какого типа, определяют методы восстановительных работ.

Выполнение

Рихтовка автомобиля предполагает удаление напряжения деформированного металла. При этом в процессе работ необходимо избежать образования новых участков сжатия и растяжения. Поэтому стоит предварительно определиться с технологией рихтовки. Ее выбирают на основе того, какие повреждения присутствуют на детали авто, и сколько их.

Крупные вмятины удаляют своими руками рихтовочным молотком, перенося легкие удары постепенно от краев к середине дефекта. При этом недопустимо нахождение контропоры, смещаемой от его центра, на одной оси с молотком. Грамотное выполнение рихтовки своими руками позволит восстановить геометрию детали автомобиля и удалить напряжения деформации. Однако для этого требуются навыки и опыт.

Рихтовочный молоток

Небольшие углубления, остающиеся после восстановления кузовной геометрии автомобиля, путем спиралеобразной рихтовки разглаживают методом прямой ковки, предполагающим применение алюминиевого молотка и контропоры с плоскими рабочими поверхностями. При данных работах напряжение концентрируют в точках взаимодействия данных инструментов при выправлении небольших углублений. Обычно при выравнивании вмятины удаляют несколько таких участков. Напряжение снижается с увеличением расстояния между точками ударов. В случае их близкого расположения стоит использовать термический метод снятия напряжения, так как в таком случае при механическом воздействии поверхность может выгнуться. Суть работ состоит в осаждении в середину путем рихтовки деформированного участка с предварительно нагретым сварочной горелкой либо угольным электродом центром. При высоких напряжениях разогретый участок авто охлаждают водой с целью уплотнения, что позволяет осадить большее количество материала.

Для удаления мелких вмятин автомобиля своими руками используют автоматический вытягивающий инструмент. Его штифтовый электрод приваривают за 0,3 секунды к центру и активируют вытягивание, предварительно задав высоту. Нужно измерить, сколько составляет глубина вмятины, чтобы не перетянуть ее в выпуклость. Исправленную поверхность авто стоит охладить. В завершении электрод отсоединяют и место его расположения выравнивают. Также мелкие вмятины авто можно отрихтовать магнитом. Для исправления вмятин диаметром до 1 см и глубиной до 2 мм подходит тепловой метод. Данная технология состоит в смещении источника нагрева от краев к середине дефекта и охлаждении.

На основании какого либо из рассмотренных способов может осуществляться рихтовка как переднего, так и заднего крыла. Однако каким именно способом проводить работу — определяют на основе того, сколько и какие именно дефекты имеются на поврежденном крыле.

Даже самый опытный водитель не застрахован от повреждений корпуса своего автомобиля. Неудачная парковка, плотный поток машин или ДТП могут стать причиной деформации кузова транспортного средства. Для исправления данной ситуации существует специальный вид ремонтных работ – рихтовка кузова.


Что такое рихтовка кузова

Рихтовка – это вид кузовных ремонтных работ, направленный на корректировку механически поврежденных частей кузова, удаление вмятин, восстановление геометрии и придание им первоначального вида.

Металл кузовных деталей имеет три основные характеристики: упругость, жесткость и пластичность. Упругость означает способность возвращаться в первоначальное состояние при снятии напряжения. Пластичность – то самое качество, благодаря которому металлу можно придать необходимую форму. При превышении силы воздействия на металл, то есть при преодолении допустимой границы его упругости, происходит деформация его молекул. В дальнейшем место данной деформации не способно само вернуться в исходное состояние. На заводе во время штамповки металл получает подобное упрочнение для удержания нужных линий и форм. Это свойство называется жесткостью.

Чтобы правильно оценить объем предстоящих работ, нужно знать характеристики повреждения материала. Существуют прямое и непрямое повреждение металла. При прямом повреждении нанесенный урон может повредить лакокрасочное покрытие или разорвать металл в месте удара. При непрямом происходит деформация области, прилегающей к месту удара. В некоторых случаях она может находиться на некотором расстоянии от области прямого урона.

При выборе способа восстановления учитывается местоположение повреждения и его доступной с внутренней стороны. При открытом доступе используются одни лишь молоток и поддержка. Если область удара расположена неудобно для ремонтных манипуляций, могут быть использованы вакуумная присоска, споттер, клеевая система для вытягивания и последующей корректировки.

Главным принципом в ремонте кузовных является его простота. При возможности лучше не использовать специальное оборудование, чтобы не подвергать металл лишнему воздействию. В настоящее время для деталей используют тонкий и упругий сплав, что позволяет корректировать небольшие вмятины одной лишь ручной силой.

Основные этапы рихтовки


Данные работы направлены преимущественно на само место удара. Прилегающие зоны, благодаря характеристикам сплава, самостоятельно вернутся в прежнее состояние. Такое положение вещей является наиболее рациональным и грамотным. Если подойти к вопросу без тщательного анализа, есть риск нанести больший урон, который впоследствии выльется в крупную сумму.

Разумно поделить грядущие работы на три этапа:

Чтобы грамотно провести первый этап ремонта лучше расписать его на ключевые моменты:

  1. Необходимо грамотно оценить область повреждения и условия, при которых была получена деформация;
  2. Выявить направление, из которого произошел залом или вмятина;
  3. Найти место начала деформации – откуда началось столкновение с препятствием;
  4. Составить план устранения нанесенного урона в обратной последовательности его получению.

При обследовании зоны поражения лучше использовать тактильный способ. Всей ладонью необходимо провести по участку металла, поскольку одни лишь пальцы не смогут составить точную картину нанесенной деформации. Для усиления тактильных ощущений можно надеть перчатки из материи. Также для выявления неровностей прикладывают линейку и напильник. После удаления краски с краев вмятины будет легче определить ее размеры и контуры.

Второй этап направлен на выправление основных вмятин, заломов для возвращения первоначальной формы детали. Не рекомендуется в процессе этих работ заострять внимание на каком-то одном месте. Стоит постепенно возвращать форму, делая несколько заходов по всей поверхности. Выправляя вмятины, попутно простукиваются граничащие с поврежденной областью места. С обратной стороны можно использовать деревянный брус или специальную подушку. Мелкие недочеты и неровности будут устраняться во время финишной рихтовки.

Заключительный этап является, по сути, косметическим и своей целью имеет устранение оставшихся недочетов. Для выявления погрешностей используют брусок с шлифовальной бумагой с крупной зернистостью и специальное проявляющее средство. Лишь после тщательной обработки допустимо переходить к грунтовке и покраске.

Инструменты для рихтовки


Основным устройством, позволяющим качественно и комфортно выполнить кузовные работы, является стапель. Это приспособление может быть:

  • платформенным – пятиметровая платформа с подъемным механизмом и струбцинами позволяет не только выправлять вмятины, но и выступить в роли подъемника;
  • напольным – выполнен в виде рельс, прикрепленных к полу и соединенных с тяговым механизмов, обладает грузоподъемностью в десять тонн и управляется дистанционно;
  • рамным – более компактный по сравнению с напольным, вытягивает кузов посредством рамы с грузоподъемностью в 4-7 тонн.

Для простукивания небольших деталей используют споттер. Действует он на принципе работы обратного молотка, достаточно компактный и хорошо зарекомендовал себя в быстром устранении дефектов капота, порогов, крыльев и самого кузова, позволяя не разбирать авто. Зачастую он используется для рихтовки своими руками. Однако, при покупке данного инструмента нужно учитывать характер повреждения.

Самые простые и ходовые инструменты – молоток и киянка. Рихтовочные молотки делятся на несколько видов в зависимости от использования:

  • молоток для выправления средних повреждений;
  • экземпляр для устранения более деликатных вмятин;
  • инерционный молоток для устранения криволинейных деформаций и неровностей;
  • фланцевый позволяет соединять и разделять фланцевые изломы;
  • киянка – небольшой молоток, изготовленный из кожи, дерева, резины, зачастую дополненный бойком – съемным ударником;
  • при вытягивании вмятины приваривают обратный молоток через отверстие в кузове; данная работа достаточно тонкая, поскольку выправление происходит за счет простукивания грузиком и перемещению молотка вдоль полотна.

Для размещения поврежденных деталей алюминиевых или иных сплавов и удержания используются наковальни и поддержки. При самостоятельном ремонте также будут полезны напильник, шлифовальный инструмент или его аналог – наждачный круг. Помимо этого, существуют разнообразные ударные приборы:

  • монтировка;
  • вакуумные присоски, позволяющие произвести вытягивание вмятины без последующей покраски;
  • гладилки-молотки;
  • молоток с насечками;
  • прибор для работ по пластику – комплект из строительного фена, воздушного и электрического паяльников, термопистолета поможет завершить финишную рихтовку.

Также в процессе монтажа могут пригодиться и другие инструменты. В сервисах часто используют разнообразные металлические крюки диаметром 1-1,2 см, так называемые ложки для работы в труднодоступных местах. В таких случаях еще применяются пневматические молотки.

При нехватке одной лишь силы рихтовщика в ход идет рычаг. Каким бы ни был характер повреждения, самым ходовым инструментом остается молоток. Однако, в некоторых случаях нельзя обойтись без комплекта зажимов. В наборе часто идет три наименования с шурупами для надежной фиксации на полотне.

При всем разнообразии рихтовочных инструментов необходимо помнить вышесказанное правило – не использовать без крайней надобности сложные приборы.

Технологии рихтовки


Условно все виды проводимых работ по устранению деформаций можно разделить на 4 класса:

Классическая (обычная) рихтовка

Предполагает использование молотков, рычагов, домкратов, ложек, зажимов, в редких случаях – контактной сварки. Направлена на исправление локальных повреждений кузова. Производится нанесением частых ударов молотками, разглаживанием фасонными плитками, выдавливанием крюками, ложками и использованием других приемов.

Вакуумная рихтовка

Горячая рихтовка

Чаще всего используется газовая горелка для того, чтобы размягчить деталь. Ее использование рекомендовано только в крайних случаях, либо в руках специалиста. Более безопасной альтернативой является применение строительного фена.

Использование споттера

На поврежденный участок устанавливаются части крепления с помощью контактной сварки. Через воздействие на них и происходит выравнивание. Неоспоримыми плюсами являются:

  • быстрота нагрева, не позволяющая металлу прогореть;
  • отсутствие искр, шлака и окалин;
  • многоразовость крепежных элементов;
  • точность и быстрота работ;
  • возможность поверхностной работы без необходимости демонтажа детали.

Сам прибор оно из дешевых, потому в кустарных условиях создаются аналоги на основе сварочных аппаратов, подручных средств или микроволновок.

Самостоятельно проводить подобные работы можно при незначительности полученных дефектов. В более серьезных случаях стоит обратиться в сервис, чтобы не получить еще большие расходы.

Если результатом такой ситуации стало появления серьезных кузовных дефектов, например, вмятин, частичного повреждения ЛКП, то следует как можно скорее восстановить исходное состояние машины. Для проведения таких работ потребуется подготовка некоторых инструментов и специальной аппаратуры.

Выбор способа. До того как начинать практическую часть реставрации поврежденной поверхности, следует внимательно осмотреть само место работ. При небольшой глубине вмятины и отсутствии традиционных заломов, не имеет смысла выполнение традиционной рихтовки, так как результатом станет повреждение ЛКП и необходимость перекраски поверхности. Если же обнаружены царапины и другие дефекты поверхности, то следует остановиться на традиционной рихтовке.

a77e356fd29aa61bac592a446f38be12_w650.jpg

Выравнивание поверхности производится легкими постукиваниями разными молотками

Инструменты для рихтовки. Проведение реставрации кузова при помощи рихтовки представляет собой кропотливое действие узкого профиля, которое можно успешно выполнить исключительно при наличии опыта и специально предназначенного для этого инструмента. Для того чтобы отрихтовать поверхность, потребуется приготовить такой инструмент:

  • Молотки для рихтовки с различными бойлами;
  • Прорезиненные молотки без инерции;
  • Штампы и наковальни, чтобы зафиксировать поверхность;
  • Полотно, на котором будут обрабатываться изделия из металла;
  • Рихтовочные ложки, при помощи которых снимаются листы;
  • Наждачная бумага и машина для шлифовки;
  • Напильники для работы с необъемными выпуклостями;
  • Споттер для выравнивания конструкции с использованием точечной сварки.

Для проведения успешной рихтовки лучше всего подготовить несколько молотков различного типа. Также потребуется наличие слесарного инструмента, имеющегося у каждого автомобилиста.

Ход работы. Для выполнения работ деталь помещается на ровную поверхность с покрытием из ватина, войлока или синтепона, подавляющего удары. Выравнивание поверхности производится легкими постукиваниями разными молотками. Если имеются специальные инструменты, деталь надежно закрепляется в требуемом состоянии.

В процессе рихтовки нелишней будет и защита для других узлов, для чего применяется специальная магнитная наставка по их форме. Для устранения вмятин применяется обратный молоток.

Рихтовка внутренних деталей рассматривается как несложная работа, которую можно выполнить самому, особенно если это касается лонжеронов и балок. Наибольшие трудности могут возникнуть при работе с сопряженными элементами — дверной проем с дверьми, брызговик с капотом, моторный щиток с рамкой и др.

Для восстановления геометрии уже потребуется наличие профессиональных инструментов и оборудования.

Рихтовка выстукиванием и вытягиванием зацепов. Такой вид работы требует большого количества времени и усилий, так как понадобится демонтировать поврежденное место кузова, и обозначить область вмятины. Для выстукивания потребуется ровная поверхность, например, наковальня.

37551d0c58c8ce288c0c2443f4976bfb_w650.jpg

Для выстукивания потребуется ровная поверхность, например, наковальня.

В некоторых случаях металл подогревается, чтобы придать ему мягкость.

Второй способ производится по такой схеме. В центр проблемной области вкручивается саморез, после чего ударами молотка производится вытягивание изгиба до того момента, как он вернется в исходное положение.

a242fc136d3a7af87b93a0bdbdee8e87_w650.jpg

Вытягивание вмятины при рихтовке

Заключение. Если рихтовку кузова было принято решение выполнять самостоятельно, то следует учитывать как положительные моменты, так и неудобства и неприятные последствия. Даже если рихтовка завершена успешно, за ней идет еще один ответственный и непростой этап — покраска.

Читайте также: