Схема сборки кпп ваз 2108

Обновлено: 30.06.2024

Она конструктивно объединена с дифференциалом и главной передачей. Выпуск четырех - и пятиступенчатых коробок с индексами 2108 и 21083 соответственно к настоящему времени прекращен.

На конвейер и в запасные части поставляют коробку 2109. Она отличается иным расположением сапуна вентиляции картера — на картере сцепления (раньше был на задней крышке), наличием щупа уровня масла, другой системой смазки.

Передаточные числа остались прежними

Корпус коробки передач состоит из трех частей (отлитых из алюминиевого сплава): картера сцепления, картера коробки передач и крышки.

Для улучшения теплоотвода их поверхность оребрена.

Первичный вал — с индексом 21083. Он выполнен как блок ведущих шестерен, которые находятся в постоянном зацеплении с ведомыми шестернями всех передач переднего хода.

Вторичный вал — также с индексом 21083. Его шестерни вращаются на игольчатых подшипниках. Шестерня главной передачи выточена заодно с валом.

Коробка передач ВАЗ-2108

Часть коробок 2109 комплектуются валами 2110 (шестерни вторичного вала 2110 — для снижения шума — вращаются на втулках).

Шестерня главной передачи выполнена съемной, на шлицах. На валу она фиксируется стопорным кольцом.

Внутри вторичного вала 2110 выполнена проточка для подачи смазки к втулкам шестерен.

Шестерни — цилиндрические, косозубые, постоянного зацепления, за исключением прямозубой шестерни заднего хода.

На каждой шестерне имеется дополнительный прямозубый венец, с которым соединяются скользящие муфты синхронизаторов при включении передачи.

В шестернях 2108 выполнены радиальные отверстия для подвода масла (смазка разбрызгиванием), шестерни 2110 смазываются маслом, поступающим из вала.

Наборы шестерен невзаимозаменяемы из-за разницы посадочных отверстий и поставляются вместе с валом.

Передние подшипники валов — роликовые, задние — шариковые.

Радиальный зазор в роликовых подшипниках не должен превышать 0,07 мм, в шариковых — 0,04 мм.

Под передним подшипником вторичного вала коробки с валами 2110 расположен маслосборник, направляющий поток масла внутрь вала.

Дифференциал — конический, двухсателлитный.

К фланцу коробки дифференциала крепится ведомая шестерня главной передачи.

На коробку дифференциала напрессована ведущая шестерня привода спидометра, вращающая ведомую шестерню, расположенную в корпусе привода спидометра, который крепится к картеру коробки передач.

Привод управления коробкой состоит из рычага переключения передач, шаровой опоры, тяги, штока выбора передач и механизмов выбора и переключения передач.

На внутреннем конце штока закреплен рычаг, который действует на трехплечий рычаг механизма выбора передач. Этот механизм выполнен отдельным узлом и крепится к плоскости картера сцепления.

В корпусе механизма выбора передач имеются две оси. На одной установлены трехплечий рычаг выбора передач и две блокировочные скобы.

Другая ось проходит через отверстия блокировочных скоб, что предотвращает их проворачивание.

Одно плечо рычага выбора передач служит для включения передач переднего хода, другое — для включения заднего хода, а на третье плечо действует рычаг штока выбора передач.

На оси установлена вилка включения заднего хода.

Механизмы выбора передач 2108 и 21083 устанавливаются соответственно на четырех- и пятиступенчатую коробку передач.

У механизма 2108 на оси нет пружины.

В коробку передач на заводе заливают трансмиссионное масло, рассчитанное на 75 000 км пробега.

Технические характеристики КПП ВАЗ 2109

Типмеханика
Количество передач5
Для приводапередний
Объем двигателядо 1.6 литра
Крутящий моментдо 120 Нм
Какое масло литьТНК Транс КП 80W-85
Объем смазки3.4 литра
Замена маслараз в 75 000 км
Замена фильтракаждые 75 000 км
Примерный ресурс150 000 км



Устраняем шум

Ремонт КПП ВАЗ 2109 и 21099. Когда нечем заняться

Ремонт КПП ВАЗ 2109 и 21099

своими руками, задача не такая уж и сложная. Перед ее выполнением рекомендуется ознакомиться с техническими характеристиками и особенностями коробки передач. Первостепенным считается первичный вал, на нем располагается блок с ведущими шестеренками. При движении вперед они постоянно находятся во взаимодействии с теми шестеренками, что ведутся.

Вторичный собран совместно с главной ведущей передачей. Также на нем установлены остальные ведомые шестеренки, а также 2 синхронизатора. К коробочному фланцу прикрепляется ведомая шестеренка главной передачи. Дифференциал имеет подшипники, они устанавливаются с натягом, и могут регулироваться с использованием различающихся в толщину колец.

Для работы вам потребуется снять КПП с автомобиля. Установите ее вертикально. Производятся ремонтные работы в следующем порядке:

    Сначала откручиваются 6 гаек, крепящих заднюю коробочную крышку;

Демонтируется место крепления сцепления, путем выкручивания винта, его крепящего;

Несильно ударяя молотком, страгиваете с места крышку, снимаете ее;

Включаете 3 или 4 передачи;

Откручиваете винт, крепящий синхронизатор на 5 передачу. После включения 5 передачи убеждаетесь, что ни один вал не проворачивается;

Далее стоит расконтрить и открутить гайки первичного и вторичного валов;

Двумя отвертками поддевается синхронизатор на 5 передачу. Демонтируется совместно с вилкой. При снятии синхронизатора, убедитесь, что подпружинные шарики не выскочили из гнезд;

Поддев отверткой ведомую шестеренку 5 передачи, демонтируете ее с вала;

Снимается кольцо на упор подшипника;

Снимается игольчатый подшипник;

Демонтируется ведущая шестеренка 5 передачи;

Откручиваются 4 винта, которыми прикреплены пластины подшипников. Удобнее это делать ударными отвертками;

Снимается кольцо (стопор) подшипника (игольчатый);

Далее снимается кольцо (стопор) подшипника на первичный вал, поддев жалом отвертки, аналогично поступают и на другом валу; Выкручивается пробка с фиксатора, извлекается шарик и пружина. Процедуру повторяют с оставшимися двумя фиксаторами;

Снимают крепление опоры под двигатель;

Выкручивают пробку фиксатора на задний ход, извлечь шарик;

Демонтируют картер сцепления. Откручивают винт и 12 гаек, которые его крепят. Осторожно разделите картер и коробку;

Демонтируйте картер КПП;

Откручивается винт, крепящий вилку первой и второй передач;

Извлеките шток и вилку совместно;

Откручиваем винт, который крепит вилку 3 и 4 передач. Выводят головку штока (расцепите с рычагом переключения). Шток снимается с вилкой;

Шток 5 передачи поворачивается, освобождая его головку от рычага. Демонтируете шток;

Демонтируется вилка, включающая задний ход;

Снимается шестеренка заднего хода. Делают это совместно с осью;

    Извлеките оба вала. Обязательно нужно их слегка покачать.

Коробка переключения передач (КПП) — один из важнейших узлов автомобиля. Её функция: передавать энергию двигателя на колеса и изменять частоту их вращения. Коробка состоит из множества деталей (шестерён, валов, подшипников, колец, сальников).

Устройство КПП ВАЗ 2109



Коробка переключения передач Ваз 2109 — вид справа
: 1 — кронштейн троса привода сцепления, 2 — указатель (щуп) уровня масла, 3 — картер сцепления, 4 — вилка выключения сцепления, 5 — первичный вал КПП Ваз 2109, 6 — подшипник выключения сцепления, 7 — сальник вала привода колес, 8 — защитный чехол штока механизма переключения передач, 9 — задняя опора силового агрегата, 10 — привод спидометра.


Коробка переключения передач Ваз 2109 — вид слева
: 1 — левая опора силового агрегата, 2 — задняя крышка картера коробки передач, 3 — сливная пробка, 4 — пробки фиксаторов передач, 5 — пробка фиксатора передачи заднего хода, 6 — выключатель света заднего хода, 7 — картер коробки передач.


Детали пятой передачи Ваз 2109 коробки переключения передач
: 1 — задняя крышка картера коробки передач, 2 — шток вилки включения пятой передачи, 3 — вилка включения пятой передачи, 4 — вторичный вал КПП Ваз 2109, 5 — ведущая шестерня пятой передачи, 6 — ведомая шестерня пятой передачи, 7 — картер коробки передач, 8 — синхронизатор пятой передачи, 9 — первичный вал.


Основные узлы и детали коробки передач и дифференциала Ваз 2109
: 1 — первичный вал, 2 — вторичный вал, 3 — шток вилки переключения третьей и четвертой передач, 4 — вилка переключения третьей и четвертой передач, 5 — дифференциал, 6 — вилка переключения первой и второй передач, 7 — шток вилки переключения первой и второй передач, 8 — шток переключения передач, 9 — шток вилки переключения пятой передачи, 10 — механизм переключения передач, 11 — промежуточная шестерня заднего хода, 12 — картер сцепления.


КПП Ваз 2109 — вид снизу
: 1 — коробка передач, 2 — задняя опора силового агрегата, 3 — маслосливная пробка, 4 — тяга привода переключения передач, 5 — двигатель, 6 — внутренние ШРУСы, 7 — выключатель света заднего хода, 8 — левая опора силового агрегата, 9 — растяжка.


Детали вторичного вала КПП ВАЗ 2109
: 1 – гайка; 2 – шариковый подшипник; 3 – упорная шайба; 4 – втулка подшипника; 5 – игольчатый подшипник; 6 – шестерня IV передачи; 7 – дистанционное кольцо подшипника; 8 – блокирующее кольцо синхронизатора; 9 – скользящая муфта синхронизатора III и IV передач; 10 – ступица скользящей муфты; 11 – шестерня III передачи; 12 – стопорное кольцо; 13 – упорные полукольца вторичного вала; 14 – шестерня II передачи; 15 – скользящая муфта синхронизатора I и II передач с зубчатым венцом заднего хода; 16 – стопорное кольцо ступицы синхронизатора; 17 – ступица скользящей муфты синхронизатора I и II передач; 18 – пружина синхронизатора; 19 – сухарь; 20 – фиксатор; 21 – шестерня I передачи; 22 – роликовый подшипник; 23* – упорная шайба; 24* – втулка подшипника; 25* – шестерня V передачи; 26* – ступица скользящей муфты; 27* – скользящая муфта синхронизатора V передачи; 28* – упорная пластина

Снятие и установка КПП ВАЗ 2109

Что именно шумит и почему?

Давайте попробуем разобраться в данном вопросе. Основными причинами возникновения шума, доносящегося из КПП, являются:



Новая механическая коробка переключения скоростей от Ваз 2109

Ремонт коробки передач ваз 2109,2110,2112,2114,2170,1118.

Огромное Вам спасибо за просмотры моих видео

, расскажите друзьям оставляйте коментарии подписывайтесь…

Ремонт коробки скоростей ВАЗ (1 часть). Сделай Сам!

Полный ремонт коробки

скоростей перднеприводной
ВАЗ
, в домашних условиях. Делаю с машины
ВАЗ 2109
. Принцип…

Кроме того, основными неисправностями, в последствии которых может возникнуть шум в КПП, являются:

  • внезапно появившееся затруднительное включение скорости: чтобы включить ту или иную передачу, водителю иногда потребуется несколько раз перевести рычаг коробки в нейтральное положение при выжатом сцеплении;
  • коробка сама выключает передачу авто во время движения;
  • из КПП может вытекать трансмиссионная жидкость.

Кроме того, во время диагностики нужно не забывать, что только один внешний признак может свидетельствовать о нескольких неисправностях в КПП. Поэтому визуально (т.е. по типу гула) вычислить, какой именно компонент коробки вышел из строя фактически невозможно. Определить поломку получится только сняв и разобрав коробку.

Также необходимо добавить, что ремонт КПП и устранение дефектов требуют больших знаний, поэтому в домашних условиях таким лучше не заниматься. КПП является важным агрегатом в структуре любого транспортного средства, поэтому ее ремонт и диагностику лучше доверить квалифицированному специалисту.



Тюнингованный ВАЗ 2109

Зачастую гул агрегата проявляется:

  • когда выжимаешь сцепление;
  • при включении третьей и четвертой скоростей;
  • на нейтральной скорости;
  • при езде авто на повышенных оборотах.

Ремонт, сборка и установка коробки

Ремонт коробки заключается в замене неисправных деталей. Специалисты советуют заменять также основные подшипники на новые. Это 2 роликовых конусных дифференциальных, роликовые подшипники валов, верхние шариковые и игольчатые подшипники. Рекомендовано заменять ось сателлитов с сателлитами и шестернями полуосей. Даже при отсутствии видимых повреждений и утечек желательна замена сальника КПП. Это уязвимая деталь.

Важно сохранять в исправном состоянии кольца синхронизаторов, ведь они отвечают за выравнивание частоты вала и шестерни при переключении. Поэтому их тоже лучше заменить. Устанавливать новые вилки тоже будет разумно, ведь от них зависит отсутствие люфта.

Новые запчасти готовы, теперь выполняется сборка коробки передач. Начинаем со сборки валов, а дальше повторяем все выполненные при разборке действия в обратной последовательности. При сборке обязательно использование герметика и фиксатора резьбы (клея), особенно в соединениях с наибольшей нагрузкой.

Далее заливаем новое трансмиссионное масло (желательно GL-4 или GL-4/5) и устанавливаем КПП обратно на автомобиль.

Ремонт коробки передач ВАЗ-2109 включает следующие этапы:

Снимаем коробку с машины

Для того чтобы начать ремонтные работы, следует разобраться, как снять коробку с автомобиля ВАЗ. Сделать это можно только в положении снизу, поэтому обязательно наличие смотровой ямы или подъёмника. Надежнее, если коробку снимают два человека, потому как двух рук может попросту не хватить.

Подготавливаем необходимый инструментарий для всех последующих операций:

  • комплект гаечных ключей и головок;
  • 2 отвертки: плоская и фигурная;
  • резиновый молоток, зубило;
  • небольшой магнит;
  • герметик;
  • фиксатор резьбы (клей);
  • съёмник сальников;
  • монтировка;
  • ёмкость, чтобы слить масло (до 5 л).

Начинаем снятие коробки передач ВАЗ под капотом. Для начала обязательно обесточиваем авто путем снятие минусовой клеммы на АКБ. Снимаем защиту с картера мотора. Она крепится к кузову на винтах, а его масса затянута на шпильке болтом. Откручиваем его, после чего ослабляем гайки, которые держат тросик привода сцепления, и снимаем тросик с рычага сцепления.

Далее отсоединяем от стартёра подпитывающие колодки проводов, откручиваем гайку и снимаем со шпильки кабель от аккумуляторной батареи. Затем стартёр отсоединяется от корзины сцепления (нужно отвинтить 3 гайки). Теперь тянем стартёр на себя и извлекаем его.

Следующий шаг: перемещаемся в смотровую яму или под подъёмник. Находим хомут, что соединяет тягу привода переключения скоростей и наконечник шарнира. Ослабляем хомут и отсоединяем тягу. Далее извлекаем разъём датчика света заднего хода и трос от спидометра.

После этого нужно развести растяжки подвески путем ослабления гаек крепления к рычагам и болтов крепления к кронштейну. Отвинтив гайку крепления шаровой опоры к поворотному рычагу, следует вынуть палец шарового шарнира из рычага поворота стойки. Далее поворотные кулачки рассоединяются с рулевыми наконечниками.

Следующий этап: выталкиваем гранату (сердцевину) из КПП, упираясь концом монтировки в шарнир привода. После снятия первого привода в полость, что осталась, нужно вставить какую-то заглушку, чтобы не сместились шестерни в дифференциале (главном механизме КПП, который отвечает за разделение мощностей). Откручиваем болты крепления щитка и снимаем его, а также ослабляем винты и гайку, скрепляющие картер сцепления и блок цилиндров.

Теперь можно пробовать отвести коробку от двигателя (нужно минимум 10 см для выхода первичного овала из корзины сцепления). Таким образом снимается коробка передач ВАЗ 2109.

Устранение проблемы

Если воет коробка передач ВАЗ 2109, то наиболее простым ремонтом является проверка уровня и замена масла в картере. Для устранения всех остальных дефектов требуется снятие коробки с автомобиля и полная ее разборка. Для этого необходимо закрытое помещение, большое количество разнообразного инструмента и опыт проведения ремонта таких узлов.

Недостаток масла

Замер уровня масла выполняется по щупу, установленному в верхней части картера коробки. Нормальным считается объем, находящийся на любом расстоянии между минимальной и максимальной риской на стержне щупа. На самых старых коробках, не имеющих повышающей пятой передачи, замер количества жидкости выполняется через отверстие в боковой части, закрытое пробкой. Уровень должен быть по нижнюю кромку этого отверстия.

Ремонт коробки передач ВАЗ 2108 своими руками зависит от того, какое именно устройство стоит в автомобиле – на 5, или на 4 передачи. С точки зрения конструкции эта часть соединяется с дифференциалом, главной передачей. Лучше приобрести ремкомплект для ремонта КПП , чтобы все инструменты и материалы были под рукой.

Устройство и его основные особенности

Четырёхступенчатая КПП ВАЗ 2108

Все элементы чытерёхступенчатой КПП ВАЗ 2108:

1 – картер коробки; 2 – пробка заливного и контрольного отверстия; 3 – пробка сливного отверстия; 4 – регулировочное кольцо; 5 – привод левого переднего колеса; 6 – ведомая шестерня I передачи вторичного вала; 7 – муфта синхронизатора I, II передач с венцом заднего хода; 8 – ведомая шестерня II передачи вторичного вала; 9 – стопорное кольцо; 10 – упорное полукольцо; 11 – ведомая шестерня III передачи вторичного вала; 12 – ступица муфты синхронизатора III и IV передач; 13 – ведомая шестерня IV передачи вторичного вала; 14 – игольчатый подшипник шестерен вторичного вала; 15 – упорная шайба шестерни IV передачи; 16 – шариковый подшипник вторичного вала; 17 – задняя крышка коробки передач; 18 – шариковый подшипник первичного вала; 19 – сапун; 20 – блокирующее кольцо синхронизатора; 21 – скользящая муфта синхронизатора III и IV передач; 22 – сухарь фиксатора; 23 – первичный вал; 24 – шарик фиксатора; 25 – вилка скользящей муфты синхронизатора III и IV передач; 26 – роликовый подшипник первичного вала; 27 – рычаг вилки выключения сцепления; 28 – втулка вилки выключения сцепления; 29 – картер сцепления; 30 – вилка выключения сцепления; 31 – подшипник выключения сцепления; 32 – роликовый подшипник вторичного вала; 33 – вторичный вал; 34 – ведомая шестерня главной передачи; 35 – роликовый конический подшипник дифференциала; 36 – коробка дифференциала; 37 – сателлит; 38 – стопорное кольцо полуосевой шестерни; 39 – полуосевая шестерня; 40 – ведущая шестерня привода спидометра; 41 – привод правого переднего колеса; 42 – привод спидометра; 43 – ось сателлитов; 44 – стопорное кольцо оси сателлита; 45 – защитный чехол шарнира привода переключения передач.

О важных характеристиках

Через привод 41 и 5, находящийся на передних колёсах, от этого изделия крутящий момент передаётся на ведущие колёса. Разборка коробки передач проводится по-разному, в зависимости от устройства детали.

Например, основные неисправности четырёхступенчатого варианта могут предполагать работу со следующими деталями:

  1. Конструкция привода, который помогает переключить передачи.
  2. Дифференциал.
  3. Самая важная деталь передачи.
  4. У заднего хода есть своя промежуточная шестерня, она расположена на отдельной оси.
  5. Два синхронизатора.
  6. Ни одна конструкция не обходится без вторичного и первичного валов.
  7. Картер 1.

Для изготовления картера всегда используется сплав на основе алюминия. Надо учитывать и это, если требуется устранение шумов КПП. Задняя крышка помогает спрятать всё. В её гнездо запрессовывается сапун. Гнёзда для подшипников выполняются в задней части. Ещё там присутствуют два отверстия, которые закрыты пробками. Секреты ремонта – в том, чтобы правильно работать с каждым из элементов.

Первичный вал располагается в картере, закрепляется на двух подшипниках. Сам этот вал изготавливается в виде передач и заднего хода, блока шестерён.

Замена подшипника КПП требует взаимодействия с такими устройствами.

Ремонт задней скорости должен учитывать, что вал вторичного типа и шестерня на главной передаче создают единую композицию. В пространстве между роликовым и шариковым подшипником происходит его вращение. Шестерни, отвечающие за 4,3, 2 и 1 передачу, можно найти на поясах вторичного вала, на подшипниках игольчатого типа. Подробное руководство по ремонту скажет и о том, что шлицы, на которых крепятся ступицы к 12 синхронизаторам, нарезаются с помощью 2 поясков небольших габаритов.

Все элементы вторичного вала:

1 – гайка; 2 – шариковый подшипник; 3 – упорная шайба; 4 – втулка подшипника; 5 – игольчатый подшипник; 6 – шестерня IV передачи; 7 – дистанционное кольцо подшипника; 8 – блокирующее кольцо синхронизатора; 9 – скользящая муфта синхронизатора III и IV передач; 10 – ступица скользящей муфты; 11 – шестерня III передачи; 12 – стопорное кольцо; 13 – упорные полукольца вторичного вала; 14 – шестерня II передачи; 15 – скользящая муфта синхронизатора I и II передач с зубчатым венцом заднего хода; 16 – стопорное кольцо ступицы синхронизатора; 17 – ступица скользящей муфты синхронизатора I и II передач; 18 – пружина синхронизатора; 19 – сухарь; 20 – фиксатор; 21 – шестерня I передачи; 22 – роликовый подшипник; 23* – упорная шайба; 24* – втулка подшипника; 25* – шестерня V передачи; 26* – ступица скользящей муфты; 27* – скользящая муфта синхронизатора V передачи; 28* – упорная пластина.

С 23 по 28 отмечены детали пятиступенчатой коробки передач ВАЗ 2108.

У каждой из шестерён обязательно присутствует два зубца:

Конструкции венцом с зубьями косой формы организуют постоянное сцепление для шестерён на первичном вале. Когда передача включается, возникает соединение синхранизаторных муфт с венцами, у которых зубья прямые. Это тоже часть такой конструкции, как механизм выбора передач на КПП.

Ремонт кулисы затрагивает другие детали. Передачи бесшумно переключаются друг на друга именно благодаря работе синхронизатора. На первичном и вторичном вале угловые скорости для шестерён постоянно выравниваются, чтобы добиться нужного результата. Первичные и вторичные валы сами содержат несколько элементов. Каждая схема ремонта КПП содержит упоминания о них.

  • У каждой шестерни есть зубчатый венец.
  • Фиксатор работает на пружинах.
  • Сухари с шариками в количестве трёх.
  • Два Кольца, отвечающие за блокировку.
  • Деталь муфты, которая может скользить.
  • Ступица, насаженная на шлицы вторичного вала.

Где сделать ремонт коробки передач? Можно и в собственном гараже – это достаточно простая работа. В разных передачах могут встречаться различные типы синхронизаторов, но они не сильно отличаются друг от друга.

Процесс установки ведомой шестерни первой передачи.

Процесс установки и снятия

После изучения устройства автовладельцы задаются вопросом как снять КПП на ВАЗ 2108. Монтаж и демонтаж КПП не должен вызвать затруднений, если следовать пунктам.

Детали разобранной коробки переключения передач от ВАЗ 2108.

Техническое обслуживание КПП предполагает проведение работ, связанных со снятием, которые осуществляются в нижней части автомобиля.

  1. Начинается ремонт подушки коробки, и других деталей, со снятия нижней крышки картера сцепления, брызговика двигателя.
  2. Когда осуществляется переборка КПП ВАЗ 21083, необходимо полностью слить масло, которое может находиться внутри коробки передач.
  3. Отключение проводов обязательно для выключателя света, ответственного за задний ход.
  4. После этого, проводя и тюнинг КПП ВАЗ, разрешается ослабить хомут. От шарнира штока выбора передач отсоединяется тяга.
  5. У крепления есть гайка шпильки. Отворачивается и она.
  6. Замена коробки переключения передач требует, чтобы шарниры шарового типа у подвесного рычага были отсоединены полностью.
  7. Дефектовка КПП означает, что понадобится из полуосевой шестерни выбить один шарнир. Для этого можно купить специальный подъёмник 67. 7801. 9524. Или использовать специальный молоток, он поможет повредить шарнир внутри, вернее, его корпус, проходя через деталь выколодки. Взяв технологическую оправку или заглушка, можно понять, что полуосевая шестрня легко закрепляется на конструкции. Книга по ремонту коробки станет незаменимым помощником.
  8. На следующем этапе выбивается полностью второй шарнир. Если изучить инструкции по ремонту КПП, можно понять, что без этого шага не обойтись.
  9. Валы приводов колёс отводятся в сторону. Сборка шестиступенчатой КПП проводится в обратном порядке.

Несколько советов по ТО

Перед тем как провести капитальный ремонт КПП ВАЗ, необходимо полностью очистить детали, находящиеся внутри. Для удаления всех отложений необходимо использовать щётку или скребок. Для промывки и обдува подойдёт сильная струя воздуха Зазоры шестерни КПП тоже очищаются полностью.

Ремонт трансмиссии КПП – не такое сложное дело, как может показаться. А поломки КПП – не такие страшные, как можно подумать на первый взгляд. Достаточно внимательно изучить пособие по ремонту КПП, чтобы в домашних условиях выполнить все необходимые работы.



Техника переключения передач
Чем бы я хотел с вами поделится!

В непрофессиональных кругах, да и частенько в профессиональных, существует очень много заблуждений по поводу переключения передач. Цель этой статьи — рассказать, как это делается правильно. Мы не ставим перед собой задачу покрыть все аспекты и рассказать про все тонкости переключения передач, например, как и в каких случаях можно переключать, не используя сцепление. Мы хотим объяснить правильную базовую технику. Это ответит на практически все Ваши вопросы и развеет неясности, позволит уверенно и правильно переключать передачи как на трэке, так и на улице.

Итак, мы надеемся, что все, читающие эту статью, понимают, зачем нужно переключать передачи — чтобы удерживать машину в желаемом диапазоне мощности двигателя.

Работа со сцеплением и газом При правильной технике переключения передач работа с педалью сцепления всегда выглядит так — нажали, отпустили. За исключением трогания с места, педаль никогда не отпускается (и, разумеется, не нажимается) медленно. Она быстро выжимается (желательно в пол, особенно при переключении вниз) и быстро отпускается. При этом не надо бить по педали или бросать ее. Все делается плавно, но быстро, как, впрочем, и со всеми другими элементами управления автомобилем. Педаль газа при переключении передач отпускается, чтобы снять нагрузку с коробки передач.

Отпускаете газ, нажимаете на педаль сцепления и переключаете передачу. Обороты двигателя падают до холостых, а скорость вращения сцепления увеличивается, т.к. скорость вращения колес осталась прежней, а передаточное число увеличилось.

Теперь разница между скоростью двигателя и коробки передач 4000 об/м. Если Вы отпустите сцепление, то двигателю и колесам придется сравняться в скоростях очень быстро. Двигатель резко раскрутится до 5000 об/м и передаст большой стресс на колеса (равносильно резкому кратковременному нажатию на тормоз), которые в этом случае могут потерять сцепление с дорогой, если на них действуют сильные боковые силы или же если дорога просто скользкая. Если сцепление отпускать медленно, то стресс будет намного меньше, но тогда подпалится сцепление.

Чтобы этого избежать, необходимо сделать подгазовку, т.е. немного нажать на газ перед тем, как отпустить сцепление. Делается это очень быстро: нога ударяет по педали газа, в нашем случае довольно глубоко, почти до пола, и мгновенно его отпускает. Тут же отпускается сцепление, и правая нога опять втапливает газ, но на этот раз уже для ускорения. Цель подгазовки в данном случае — поднять обороты двигателя до 5000 об/м или чуточку выше. Если все выполнить правильно, а потом быстро отпустить сцепление, то Вы вообще ничего не почувствуете, и машина начнет плавно ускоряться с повторным нажатием на газ.


Ремонт КПП ВАЗ 2108

Для устранения неисправностей узла его нужно снять с автомобиля. Для этого машина устанавливается на смотровую яму или подъемник. Поднимается и фиксируется от случайного закрытия капот. Изнутри отсека отсоединяются:

  • Снимается нижняя крышка картера сцепления и брызговик двигателя.
  • Из коробки передач сливается масло.
  • Отключается свет заднего хода.
  • Отсоединяется тяга от штока для выбора передач.
  • Разъединяются коробка передач и двигатель.
  • Откручиваются гайки, фиксирующие полуоси в ступице поворотного кулака.
  • От поворотных кулаков отсоединяются шаровые шарниры, установленные на рычагах подвески.
  • В стороны отводятся валы приводов колес.

Совет: При затруднении разъединения привода колеса и полуосевой шестерни авто, коробка передач снимается одновременно с приводом колеса и шарнир выпрессовывается из шестерни на стендовой плите.

  • Снимается со шпилек КП и извлекается кронштейн подвески, закрепленный в проушинах лонжерона кузова.
  • Снимается стартер.
  • Для разъединения ведомого диска сцепления и вала КП откручивается, фиксирующий картер к двигателю, болт и смещается коробка передач от двигателя.
  • Коробка передач извлекается из автомобиля.

Совет: При монтаже коробки передач нужно следить, чтобы ее первичный вал не опирался на лепестки, расположенные на нажимной пружине. В противном случае их легко можно повредить.

Разборка КП

Ремонт коробки ВАЗ 2108 начинается с промывки ее и установки на плиту для удобной последующей работы. Итак:

  • Откручивается и снимается задняя крышка устройства, удаляется уплотнительная прокладка.
  • С подшипников обеих валов снимаются установочные кольца.
  • Удаляется крышка фиксаторов и из гнезда вытаскиваются шарики и пружины фиксаторов.
  • Выкручивается пробка и вытаскиваются элементы, удерживающие вилки заднего хода.
  • Отсоединяется и снимается картер сцепления.
  • Вытаскиваются вилки, штоки и ось. Удаляется промежуточная шестерня заднего хода.
  • Одновременно вынимаются два вала из гнезд роликоподшипников картера сцепления, снимается дифференциал.
  • С помощью съемников из картера сцепления выпрессовываются наружные кольца подшипников дифференциала и валов.
  • Освобождается от фиксации и снимается механизм выбора передач.
  • Со штока откручивается и снимается винт фиксирующий рычаг выбора передач.
  • Из картера сцепления вытаскивается шток, как показано на фото.

Совет: Если нет необходимости шарнир и рычаг для выбора передач лучше не снимать. Фиксирующие их конические винты дополнительно крепятся специальным клеем .

Порядок разборки дифференциала

  • При замене ведомой шестерни откручиваются установочные болты и деталь спрессовывается с коробки дифференциала.
  • С оси сателлитов удаляется стопорное кольцо и ось выпрессовывается.
  • Из коробки дифференциала вынимаются сателлиты и полуосевые шестерни.
  • При необходимости с помощью съемника спрессовываются с коробки подшипники.
  • Механизм выбора передач разбирается, если его детали требуют ремонта.

Составление дефектной ведомости

Перед началом работ все детали очищаются от грязи, промываются и обдуваются сжатым воздухом. Особое внимание обращается на подшипники. Итак:

  • Визуальному осмотру подвергаются картеры сцепления и коробки передач, крышка. Детали не должны иметь трещины, сколы, посадочные поверхности подшипников – без износа и любых дефектов. Плоскости разъема коробки передач и картеров сцепления не должны иметь рисок, сколов или вмятин, которые могут повлиять на герметичность узла.
  • Осматривается задняя крышка. Необходимо убедиться, что состояние сапуна – рабочее, грязи на нем нет, без повреждений плоскость разъема крышки и картера коробки передач. От изношенных частиц детали очищается магнит.
  • Наличие на поверхностях небольших изъянов устраняются зачисткой шлифовальной шкуркой. В процессе сборки поврежденные места смазываются герметиком. Сильно изношенные и поврежденные элементы заменяются новыми.
  • Даже при наличие незначительных повреждений проводится замена сальников коробки. Не более 1 миллиметра допускается износ на сальнике рабочей кромки.
  • Все прокладки для уплотнения лучше заменить новыми.
  • На валах проверяются состояние зубьев на наличие сколов, износа.
  • Посадочные шейки под подшипники валов должны быть без задиров и износа.
  • Не иметь вмятин и износа канавки валов и поверхности шлицевых соединений. В противном случае возможно образование зазоров между валом и ступицами муфт синхронизаторов. При больших зазорах детали подлежат замены.
  • Все шестерни должны быть без видимых сколов. В зацеплении пятно контакта рабочих поверхностей зубьев обеспечивается на всей плоскости.
  • Особое внимание уделяется всем типам подшипников. Не более 0,05 миллиметров допускается радиальный зазор роликовых и шариковых подшипников. При наличии повреждений на беговых дорожках, поверхностях роликов, игл или шариков изделия полностью подлежат замене.
  • Исключается повреждения штоков, вилок, рычагов, участвующих в выборе передач. Скольжение штоков во втулках и отверстиях картера – свободное, без заеданий.
  • Обращается внимание на торцы зубьев муфт. При износе блокирующих колец до образования осевого зазора 0,6 миллиметров между торцами зубчатого венца и блокирующего кольца, последние заменяются новыми.
  • Если возможно, выполняется устранение неровностей, создающих препятствия свободному скольжению муфт блокирующих колец, бархатным напильником.
  • Визуально осматриваются оси сателлитов, шестерни дифференциала. Посадочные места подшипников на коробке дифференциалов. Незначительные повреждения устраняются мелкозернистой шкуркой, при больших изъянах – детали меняются новыми.
  • Проверяются состояние рычага, участвующего в выборе передач заднего и переднего хода, шайбы и упорной втулки, осей и блокировочных скоб механизма выбора и переключения передач. Сильно изношенные детали заменяются новыми.
  • Рычаг шаровой опоры должен свободно проворачиваться в узле, без заеданий, не иметь свободного хода. Нельзя допускать деформацию тяги привода, защитный чехол – без повреждений. При необходимости, деформированная тяга может быть выправлена или заменена на новую.

Как правильно выполнять проверку деталей на отсутствие дефектов можно посмотреть на видео. При выполнении всех работ самостоятельно цена ремонта будет значительно ниже.

Устройство

Чтобы понимать суть ремонта, разборки и сборки КПП, первым делом необходимо познакомиться с ее устройством. В случае с ВАЗ 2109 устройство коробки следующее:

  1. На первичном валу расположен блок из ведущих шестерней, находящихся в постоянном зацеплении с ведомыми шестернями передач при движении вперед;
  2. На втором валу имеются ведомые шестерни с игольчатыми подшипниками. Там же располагается пара синхронизаторов;
  3. Вторичный вал создан совместно с ведущей шестеренкой основной передачи;
  4. К фланцу коробки двухсателитного дифференциала крепится ведомая шестеренка основной передачи;
  5. Подшипники дифференциала всегда монтируются с натягом, регулирование которого осуществляется путем подбора разных по толщине колец.


На что следует обращать внимание при разборке?

Разборка КПП ВАЗ процесс не сложный, но во время всех действий, следует обращать внимание на некоторые детали. По ним можно понять устройство любой коробки передач ВАЗ 2109, что станет неплохим опытом, а также выявить возможные поломки.

Если перед снятием коробки машина издавала неприятный гул, то, скорее всего дело в подшипниках. Замена требуется обязательно, так как они значительно влияют на другие детали автомобиля. Система сцепления МКПП в которую входит диск, фиксаторы и ступицы – требует внимательного осмотра, так как именно она может препятствовать нормальному передвижению.

Слив масла КПП

В первую очередь сливаем масло с коробки. Если Вы не знаете, как снять КПП, то воспользуйтесь следующей инструкцией:

  1. Ставим машину на ровную поверхность
  2. Под задние колёса с обоих сторон подкладываем противооткаты.
  3. Обесточить автомобиль.
  4. От картера отвинчиваются болты крепления, снимается его защита.
  5. Откручивается провод массы, присоединённый к картеру.
  6. Откручиваем гайки на тросике сцепления.
  7. Полностью снимаем трос сцепления. Отсоединяем его от коробки.
  8. Со стартера снимаем все провода.
  9. Снимаем стартер. Для этого откручиваем болты, на которых он держится.
  10. Приводная тяга, которая осуществляет переключение скоростей, разъединяется с шарниром.
  11. Отсоединяем приводящий в движение спидометр, трос.
  12. Раскручиваем крепящие тягу болты и гайки.
  13. Палец шарнира вынимается из рычага стойки.
  14. Шарнир подвески и поворотный кулак разъединяются.
  15. Снимаются шрусы.
  16. Снимается щиток.
  17. Коробка крепится к двигателю с помощью болтов. Откручиваем их.
  18. Снимаем коробку.

Заранее подготовим схему переключения КПП.

Причины поломок КПП

Ремонт КПП ВАЗ 2109, в зависимости от степени поломки, можно осуществить от нескольких минут до нескольких часов. Главной проблемой считается снятие механизма, если неполадка содержится в труднодоступных местах. Разобрать ее своими руками сможет даже новичок, но если не хотите рисковать, то доверьте данное действие профессионалу.

Стоит отметить, что любой посторонний шум является сигналом о неприятности, и поэтому следует незамедлительно заняться ремонтом КПП ВАЗ 2109 или 2108.

Обязательный ремонт коробки передач ВАЗ 2109 нужно проводить если:

  • вы любитель быстрой езды и постоянно резко переключаете скорости на коробке;
  • долго не заливалось масло и механизмы заклинило или было залито не то масло;
  • от передвижений по неровной поверхности разрушается подшипник;
  • при сборке в механизм попали посторонние предметы.

При переключении пятиступенчатых коробок передач вы всегда чувствуете, какую реакцию дает автомобиль. Коробка передач на машину ВАЗ 21099 очень резвая, но переключения все же заметны водителю, и многие к этому сильно привыкают и сразу чувствуют в какой момент появляются неполадки и какой ремонт потребуется для них.

Осевая система



Пятиступенчатая КПП В устройстве коробки, а точнее в корпусе крепятся две оси. На одну ось, из которых устанавливаются пара блокировочных скоб, втулка и трехплечий рычаг, что делает устройство надежнее. Вторую ось, которая пронизывает отверстие скоб блокировочного типа, обусловленное ступицей, которой приобретается функция предотвращения проворачивания. Характерные плечевые рычаги:

  • Первое плечо предназначено для включения передающего момента хода переднего характера;
  • Плечо второго типа предназначается для запуска передающего элемента заднего хода;
  • Плечо третьего типа воздействует на рычаг переключения передающих элементов;
  • При этом ступица рычажного переключения оснащена фиксатором;
  • Также на оси монтируется вилка включения хода заднего типа.

Необходимость проведения текущего ремонта

Чтобы трансмиссия работала исправно, после определенного пробега делается текущий ремонт. В первую очередь это замена масла. В пятиступенчатом устройстве его объем составляет 3,3 литра. Сливать масло желательно после хорошего прогрева двигателя. Сначала нужно подставить какую-нибудь посудину, затем снизу открутить сливную пробку. После того как жидкость полностью вытечет, пробка закручивается обратно.

Дальнейший ремонт заключается в том, чтобы залить необходимое количество новой смазки. Для этого вытягивается щуп и в открывшееся отверстие заливается нужное масло. После этого щуп необходимо хорошо протереть и поставить на место. Подождав несколько секунд, следует проверить уровень смазки. Если он намного ниже верхней отметки на щупе, необходимо долить масло.

Когда изменяются передаточные ряды, пятая скорость авто становится мощней. Мотор быстрее выходит на максимальное число оборотов. Машина увереннее трогается с места и взбирается на крутые подъемы. Также измененные ряды способствуют надежному подхвату набора скорости на каждой передаче.

Иногда после изменения рядов может возникнуть шум на нейтральной скорости. Это вовсе не означает, что КПП необходим капитальный ремонт. Чаще всего требуется либо доливка недостающего масла, либо его замена, если оно сильно выработано.

Читайте также: