Схема тормозной системы ваз 2108

Обновлено: 04.07.2024

Рис. 8.5.a. Главный тормозной цилиндр автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099:
3 — поршень привода контура левый передний-правый задний тормоз; 4 — распорное кольцо; 5 — уплотнительное кольцо высокого давления; 6 — прижимная пружина уплотнительного кольца; 7 — тарелка пружины; 8 — возвратная пружина поршня; А — зазор

Тормозной механизм переднего колеса на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 дисковый, с автоматической регулировкой зазора между тормозными колодками и тормозным диском, с плавающей скобой.
Скоба образуется передним тормозным суппортом 3 (рис. 8.6) и колесным цилиндром 5, которые стянуты болтами. Подвижная скоба крепится болтами к пальцам 9, которые установлены в отверстиях направляющей тормозных колодок. В эти отверстия закладывается смазка, между пальцами и управляющей тормозных колодок установлены резиновые чехлы 8. К пазам направляющей поджаты пружинами тормозные колодки 4.
В полости тормозного цилиндра 5 установлен поршень 6 с уплотнительной манжетой 7. За счет упругости манжеты поддерживается оптимальный зазор между тормозными колодками и тормозным диском. В вариантном исполнении на автомобили ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 устанавливаются тормозные колодки с сигнализатором износа тормозных колодок.


Рис. 8.6. Тормозной механизм переднего колеса автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099:
1 — тормозной диск; 2 — направляющая тормозных колодок; 3 — тормозной суппорт; 4 — тормозные колодки; 5 — цилиндр; 6 — поршень; 7 — уплотнительная манжета; 8 — защитный чехол направляющего пальца; 9 — направляющий палец; 10 — защитный кожух Тормозной механизм заднего колеса на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 (рис. 8.7) барабанный, с автоматической регулировкой зазора между тормозными колодками и тормозным барабаном. Устройство автоматической регулировки зазора расположено в колесном тормозном цилиндре.
Основным элементом тормозного цилиндра заднего колеса является разрезная упорная манжета 9 (рис. 8.8), установленная на поршне 4 между буртиком упорного винта 10 и двумя сухарями 8 с зазором 1,25—1,65 мм.
Упорные манжеты 9 вставлены в тормозной цилиндр с натягом, обеспечивающим усилие сдвига манжеты по зеркалу цилиндра не менее 343 Н (35 кгс), что превышает усилие на поршне от стяжных пружин 3 и 7 (см. рис. 8.7) тормозных колодок.
Когда из-за износа тормозных накладок зазор 1,25-1,65 мм полностью выбирается, буртик на упорном винте 10 (см. рис. 8.8) прижимается к буртику манжеты 9, вследствие чего упорная манжета сдвигается вслед за поршнем на величину износа тормозных накладок. С прекращением торможения поршни усилием стяжных пружин сдвигаются до упора сухарей в буртик упорной манжеты. Таким образом, автоматически поддерживается оптимальный зазор между тормозными колодками и тормозным барабаном.


Рис. 8.7. Тормозной механизм заднего колеса автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099:
1 — гайка крепления ступицы; 2 — ступица заднего колеса; 3 — нижняя стяжная пружина тормозных колодок; 4 — тормозная колодка; 5 — направляющая пружина; 6 — колесный тормозной цилиндр; 7 — верхняя стяжная пружина; 8 — разжимная планка; 9 — палец рычага привода стояночного тормоза; 10 — рычаг привода стояночного тормоза; 11 — щит тормозного механизма

Стояночная тормозная система на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 с механическим приводом, действует на тормозные механизмы задних колес.
Привод стояночного тормоза состоит из рычага 2 (рис. 8.9), регулировочной тяги 4, уравнителя 5, троса 8, рычага 10 (см. рис. 8.7) ручного привода задних тормозных колодок и разжимной планки 8.
Датчик аварийного уровня тормозной жидкости механического типа.
Корпус 2 (рис. 8.10) датчика с уплотнителем 4 поджимается к основанию 3 зажимным кольцом 5, которое навинчивается на горловину тормозного бачка. Одновременно к торцу горловины поджимается фланец отражателя 6. В этом положении зажимное кольцо удерживается двумя фиксаторами, изготовленными на основании 3.
Через отверстие основания проходит толкатель 7, соединенный с поплавком 9 при помощи втулки 8. На толкателе расположен подвижный контакт 11, а на корпусе датчика — неподвижные контакты 10. Полость контактов герметизируется защитным колпачком 1. При понижении уровня тормозной жидкости в тормозном бачке до предельно допустимого подвижный контакт опускается на неподвижные контакты и замыкает цепь лампы аварийной сигнализации в комбинации приборов.


Рис. 8.10. Датчик аварийного уровня тормозной жидкости автомобили ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099:
1 — защитный колпачок; 2 — корпус датчика; 3 — основание датчика; 4 — уплотнительное кольцо; 5 — зажимное кольцо; 6 — отражатель; 7 — толкатель; 8 — втулка; 9 — поплавок; 10 — неподвижные контакты; 11 — подвижный контакт


Рис. 8.1. Схема тормозной системы автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099:
1 — тормозной механизм переднего колеса; 2 — трубопровод контура левый передний-правый задний тормоз; 3 — главный тормозной цилиндр; 4 — трубопровод контура правый передний-левый задний тормоз; 5 — бачок главного тормозного цилиндра; 6 — вакуумный усилитель тормозов; 7 — тормозной механизм заднего колеса; 8 — упругий рычаг привода регулятора давления тормозов; 9 — регулятор давления тормозов; 10 — рычаг привода регулятора давления тормозов; 11 — педаль тормоза; А — гибкий шланг переднего тормоза; В — гибкий шланг заднего тормоза


Рис. 8.2. Вакуумный усилитель тормозов автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099:
1 — шток; 2 — уплотнительное кольцо фланца главного цилиндра; 3 — чашка корпуса усилителя; 4 — регулировочный болт; 5 — уплотнитель штока; 6 — возвратная пружина диафрагмы; 7 — шпилька усилителя; 8 — уплотнительный чехол; 9 — корпус вакуумного усилителя; 10 — диафрагма; 11 — крышка корпуса вакуумного усилителя; 12 — поршень; 13 — защитный чехол корпуса клапана; 14 — воздушный фильтр; 15 — толкатель; 16 — возвратная пружина толкателя; 17 — пружина клапана; 18 — клапан; 19 — втулка корпуса клапана; 20 — буфер штока; 21 — корпус клапана; А — вакуумная камера; В — атмосферная камера; С, D — каналы


Рис. 8.3. Привод регулятора давления тормозов автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099:
1 — регулятор давления тормозов; 2,16 — болты крепления регулятора давления тормозов; 3 — кронштейн рычага привода регулятора давления; 4 — штифт; 5 — рычаг привода регулятора давления тормозов; 6 — ось рычага привода регулятора давления тормозов; 7 — пружина рычага; 8 — кронштейн кузова; 9 — кронштейн крепления регулятора давления тормозов; 10 — упругий рычаг привода регулятора давления; 11 — серьга; 12 — скоба серьги; 13 — шайба; 14 — стопорное кольцо; 15 — палец кронштейна; А, В, С — отверстия


Рис. 8.4. Регулятор давления тормозов автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099:
1 — корпус регулятора давления тормозов; 2 — поршень; 3 — защитный колпачок; 4, 8 — стопорные кольца; 5 — втулка поршня; 6 — пружина поршня; 7 — втулка корпуса; 9, 22 — опорные шайбы; 10 — уплотнительные кольца толкателя; 11 — опорная тарелка; 12 — пружина втулки толкателя; 13 — кольцо уплотнительное седла клапана; 14 — седло клапана; 15 — уплотнительная прокладка; 16 — пробка; 17 — пружина клапана; 18 — клапан; 19 — втулка толкателя; 20 — толкатель; 21 — уплотнитель головки поршня; 23 — уплотнитель штока поршня; 24 — заглушка; A, D — камеры, соединенные с главным цилиндром; В, С — камеры, соединенные с колесными цилиндрами задних тормозов; К, М, Н — зазоры; Е — дренажное отверстие


Рис. 8.5. Главный тормозной цилиндр с тормозным бачком автомобили ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099:
1 — корпус главного тормозного цилиндра; 2 — уплотнительное кольцо низкого давления; 3 — поршень привода контура левый передний-правый задний тормоз; 4 — распорное кольцо; 5 — уплотнительное кольцо высокого давления; 6 — прижимная пружина уплотнительного кольца; 7 — тарелка пружины; 8 — возвратная пружина поршня; 9 — шайба; 10 — стопорный винт; 11 — поршень привода контура правый передний-левый задний тормоз; 12 — соединительная втулка; 13 — тормозной бачок: 14 — датчик аварийного уровня тормозной жидкости; А — зазор


Рис. 8.8. Задний колесный тормозной цилиндр автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099:
1 — упор тормозной колодки; 2 — защитный колпачок; 3 — корпус тормозного цилиндра; 4 — поршень; 5 — уплотнитель; 6 — опорная тарелка; 7 — пружина; 8 — сухари; 9 — упорная манжета; 10 — упорный винт; 11 — штуцер; А — прорезь на упорной манжете


Рис. 8.9. Привод стояночной тормозной системы автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099:
1 — кнопка фиксации рычага ручного тормоза; 2 — рычаг привода стояночного тормоза; 3 — защитный чехол; 4 — тяга; 5 — уравнитель троса; 6 — регулировочная гайка; 7 — контргайка; 8 — трос; 9 — оболочка троса

Обычно пользователи нашего сайта находят эту страницу по следующим запросам:
нет тормозов ВАЗ 21099 , прокачка тормозов ВАЗ 21099 , схема тормозной системы ВАЗ 21099 , ремонт тормозной системы ВАЗ 21099 , неисправности тормозной системы ВАЗ 21099 , нет тормозов ВАЗ 2109 , прокачка тормозов ВАЗ 2109 , схема тормозной системы ВАЗ 2109 , ремонт тормозной системы ВАЗ 2109 , неисправности тормозной системы ВАЗ 2109 , нет тормозов ВАЗ 2108 , прокачка тормозов ВАЗ 2108 , схема тормозной системы ВАЗ 2108 , ремонт тормозной системы ВАЗ 2108 , неисправности тормозной системы ВАЗ 2108 , нет тормозов LADA 21099 , прокачка тормозов LADA 21099 , схема тормозной системы LADA 21099 , ремонт тормозной системы LADA 21099 , неисправности тормозной системы LADA 21099 , нет тормозов LADA 2109 , прокачка тормозов LADA 2109 , схема тормозной системы LADA 2109 , ремонт тормозной системы LADA 2109 , неисправности тормозной системы LADA 2109 , нет тормозов LADA 2108 , прокачка тормозов LADA 2108 , схема тормозной системы LADA 2108 , ремонт тормозной системы LADA 2108 , неисправности тормозной системы LADA 2108

Общие сведения

тормозная система ВАЗ 2108, тормозная система ВАЗ 2109

Рабочая тормозная система:

  1. Передние дисковые тормоза.
  2. Задние барабанные тормоза.
  3. Вакуумный усилитель тормозов.
  4. Расширительный бачок тормозной системы.
  5. Главный тормозной цилиндр.
  6. Регулятор давления.

Автомобиль оснащен двумя тормозными системами: рабочей (основной) и стояночной.

Рабочая тормозная система – двухконтурная, диагональная, с гидравлическим приводом и вакуумным усилителем.

Гидравлический привод состоит из главного тормозного цилиндра, магистралей, рабочих тормозных цилиндров (дисковых тормозных механизмов для передних колес, барабанных – для задних) и регулятора давления.

Регулятор давления тормозной жидкости контролирует тормозное усилие на задних тормозных механизмах в зависимости от загруженности автомобиля, предотвращая блокировку задних колес и, как следствие, занос автомобиля при экстренном торможении.

Каждый из двух тормозных контуров включает в себя расположенные по диагонали тормозные механизмы (например, переднего левого и заднего правого колеса). При выходе из строя одного из контуров, второй продолжает работать, обеспечивая, хотя и менее эффективное, но достаточное для остановки автомобиля, торможение.

Вакуумный усилитель тормозов использует разрежение во впускном коллекторе для снижения усилия, прикладываемого водителем к педали тормоза.

На главном тормозном цилиндре установлен расширительный бачок для тормозной жидкости. Он оборудован датчиком недостаточного уровня тормозной жидкости, благодаря которому водитель получает своевременную информацию об опасном падении уровня жидкости в системе.

Стояночная тормозная система включает в себя рычаг, тросовый привод и реализующий узел на тормозных механизмах задних колес. При поднятии рычага стояночного тормоза в верхнее положение, происходит принудительное разжатие тормозных колодок, фиксирующих тормозной барабан от проворачивания.

1. Тормозной шланг.
2. Болт крепления направляющего пальца.
3. Клапан прокачки.
4. Колесный цилиндр.
5. Болт крепления цилиндра к суппорту.
6. Болты крепления основания.

Тормозной механизм
(вид сбоку):

1. Колесный цилиндр.
2. Поршень.
3. Основание тормозной скобы.
4. Тормозной диск.
5. Тормозные колодки.
6. Суппорт.

Предупреждения

Ослабляйте и затягивайте болты крепления колеса только на автомобиле, стоящем на земле. Момент затяжки болтов 65–95 Н·м (6,5–9,5 кгс·м).

Применение для очистки тормозов бензина, дизельного топлива или каких-либо других минеральных растворителей недопустимо.

Минимально допустимая толщина накладок 1,5 мм. Если у вас возникнут сомнения, что толщина фрикционной накладки в пределах допустимой или ее поверхность замаслена или есть подозрение, что фрикционная накладка непрочно соединена с основанием, обязательно снимите, проверьте и при необходимости замените колодки. Накладки не должны иметь глубоких бороздок и сколов.

При установке старых колодок замена внутренней и внешней колодок между собой, а также между левым и правым колесом недопустима. Это может привести к неравномерному торможению.

Поверхность фрикционных накладок не должна быть замаслена, иметь глубокие риски и сколы. Накладка должна быть прочно соединена с основанием колодки. Если при очередной проверке толщина накладок приближается к минимально допустимой, то такие колодки еще работоспособны, но скоро закончится их срок службы. Выбирайте сами либо сразу заменить колодки, либо постоянно контролировать их толщину.

Комплекты тормозных колодок необходимо заменить одновременно с обеих сторон автомобиля.

Вдавливать поршень в цилиндр надо аккуратно, чтобы он не перекосился. Для этого установите обе изношенные тормозные колодки (лучше если от внутренней осталось одно основание) и корпус скобы на место. Аккуратно большой отверткой или монтировкой переместите поршень, надавливая на внутреннюю колодку и опираясь на тормозной диск.

Если уровень тормозной жидкости в бачке находится на отметке "MAX" или приближается к ней, то откачайте из бачка часть жидкости. Иначе она польется через край при установке новых колодок.

1. Затормозите автомобиль стояночным тормозом и установите под задние колеса упорные бруски. Поднимите и установите на опоры переднюю часть автомобиля. Снимите колесо.

2. Промойте теплой водой с моющим средством и высушите тормозной механизм.

3. Через отверстие в корпусе тормозной скобы визуально проверьте состояние колодок.

4. Выньте из кронштейна резиновый уплотнитель вместе со шлангом.

5. Отогните отверткой усик стопорной шайбы верхнего болта крепления направляющего пальца.

6. Отверните верхний болт крепления направляющего пальца, придерживая при этом его ключом за шестигранник.

7. Поверните корпус скобы вниз вокруг оси нижнего пальца.

8. Промаркируйте тормозные колодки, если предполагаете их вновь установить.

9. Снимите тормозные колодки.

10. Проверьте толщину и состояние фрикционных накладок тормозных колодок.

11. Очистите от грязи и ржавчины детали тормоза, особенно посадочные места тормозных колодок.

12. Если вы устанавливаете новые тормозные колодки, то вдавите поршень в цилиндр.

13. Установите новые тормозные колодки. Следите за тем, чтобы нажимные пружины стояли параллельно верхнему краю тормозных колодок. Старые колодки необходимо установить в соответствии с ранее сделанной маркировкой.

14. Поверните корпус скобы и заверните верхний болт крепления направляющего пальца моментом 31–38 Н·м (3,1– 3,8 кгс·м), придерживая при этом его ключом за шестигранник.

15. Загните отверткой усик стопорной шайбы.

Затормозите автомобиль стояночным тормозом и установите под задние колеса упорные бруски. Поднимите и установите на опоры переднюю часть автомобиля. Снимите колесо.

Промойте и высушите тормозной механизм.

Если вы собираетесь менять поршень или уплотнительное кольцо, то для удобства отсоедините колесный цилиндр от суппорта.

Предупреждения

При наличии забоин, следов износа и коррозии на рабочих поверхностях поршня и цилиндра их надо заменить.

На направляющих пальцах не должно быть коррозии и повреждений. Они должны свободно перемещаться в отверстиях основания. В противном случае пальцы замените, а также порванные или потерявшие упругость защитные чехлы направляющих пальцев.

1. Отверните гайку крепления и отсоедините тормозной шланг от штуцера колесного цилиндра. Заглушите отверстие шланга.

2. Отогните отверткой усики стопорных шайб двух болтов крепления направляющих пальцев.

3. Отверните нижний болт крепления направляющего пальца, придерживая при этом его ключом за шестигранник.

4. Поднимите суппорт вверх и аналогичным образом отверните верхний болт крепления.

5. Снимите суппорт с колесным цилиндром с основания.

6. Зажмите суппорт в тиски и отверните два болта с внутренним шестигранником крепления цилиндра к суппорту.

7. Снимите колесный цилиндр с суппорта.

8. Аккуратно, чтобы не порвать защитный чехол, снимите стопорное кольцо.

9. Снимите защитный чехол.

10. Подав сжатый воздух через штуцер для тормозного шланга.

11. . извлеките поршень из цилиндра.

12. Аккуратно, чтобы не повредить зеркало цилиндра, выньте уплотнительное кольцо.

Предупреждения

Затормозите автомобиль стояночным тормозом и установите под задние колеса упорные бруски. Поднимите и установите на опоры переднюю часть автомобиля. Снимите колесо.

Промойте и высушите тормозной механизм.

1. Отогните отверткой усики стопорных шайб двух болтов крепления направляющих пальцев.

2. Отверните нижний болт крепления направляющего пальца, придерживая его ключом за шестигранник.

3. Снимите суппорт с колесным цилиндром с основания.

4. Поднимите суппорт вверх и аналогичным образом отверните верхний болт крепления.

5. Подвесьте суппорт с колесным цилиндром на проволоке к пружине передней подвески. При этом следите, чтобы тормозной шланг не перекручивался и не был сильно натянут.

6. Снимите тормозные колодки. При этом промаркируйте колодки, чтобы установить их на прежние места.

7. Снимите тормозной диск.

8. Выверните два установочных штифта.

Видео про "8. Тормозная система" для ВАЗ 2108

Бюджетный тюнинг тормозной системы Ваз Признаки неисправности вакуумного усилителя и его замена, ВАЗ 2109. Сделай Сам! Замена тормозной жидкости своими силами

На автомобиле применена рабочая тор­мозная система с диагональным разделени­ем контуров (рис.5), что значительно повы­шает безопасность вождения автомобиля. Один контур гидропривода обеспечивает ра­боту правого переднего и левого заднего тор­мозных механизмов, другой - левого перед­него и правого заднего. При отказе одного из контуров рабочей тормозной системы ис­пользуется второй контур, обеспечивающий остановку автомобиля с достаточной эффек­тивностью. В гидравлический привод включе­ны вакуумный усилитель 6 и двухконтурный регулятор 9 давления задних тормозов. Стоя­ночная тормозная система имеет привод на тормозные механизмы задних колес.

Вакуумный усилитель.Резиновая диа­фрагма 10 (рис.4) вместе с корпусом 21 кла­пана делят полость вакуумного усилителя на две камеры: вакуумную А и атмосферную В. Камера А соединяется с впускной трубой дви­гателя. Корпус 21 клапана пластмассовый. На выходе из крышки он уплотняется гофриро­ванным защитным чехлом 13. В корпусе клапа­на размещен шток 1 привода главного цилинд­ра с опорной втулкой, буфер 20 штока, пор­шень 12 корпуса клапана, клапан 18 в сборе, возвратные пружины 16 и 17 толкателя и клапа­на, воздушный фильтр 14, толкатель 15. При нажатии на педаль перемещаются толкатель 15, поршень 12, а вслед за ними и клапан 18 до упора в седло корпуса клапана. При этом камеры А и В разобщаются. При дальнейшем перемещении поршня его седло отходит от клапана и через образовавшийся зазор ка­мера В соединяется с атмосферой. Воздух, поступивший через фильтр 14 в зазор между поршнем и клапаном и канал D, создает давле­ние на диафрагму 10. За счет разности давле­ния в камерах А и В корпус клапана перемеща­ется вместе со штоком 1, который действует на поршень главного цилиндра. При отпущен­ной педали клапан отходит от своего корпуса, и через образовавшийся зазор и канал С ка­меры А и В сообщаются между собой.


:

Рис.4. Вакуумный усилитель:

1 - шток; 2 - уплотнитель­ное кольцо фланца главного цилиндра; 3 - чашка корпуса усилителя; 4 - регулировочный болт; 5 - уплотнитель штока; 6 - возвратная пружина диафрагмы; 7 - шпилька усилителя; 8 - уплотнительный чехол; 9 - корпус усилителя;

10 - диа­фрагма; 11 - крышка корпуса усилителя; 12 - поршень; 13 - защитный чехол корпуса клапана; 14 - воздушный фильтр; 15 - толкатель; 16 - возвратная пружина толкателя;

В17 - пружина клапана; 18 - клапан; 19 - втулка корпуса кла­пана; 20 - буфер штока;

21 - корпус клапана; А - вакуумная камера; В - атмосферная камера; С, D - каналы


Рис 5. Схема гидропривода тормозов:

1 - тормозной механизм переднего колеса; 2 - трубопровод контура левый передний-правый задний тормоз; 3 - главный цилиндр гидропривода тормозов; 4 - трубопровод контура пра­вый передний-левый задний тормоз; 5 - бачок главного цилиндра; б - ваку­умный усилитель; 7 - тормозной механизм заднего колеса; 8 - упругий рычаг привода регулятора давления;

9 - регулятор давления; 10 - рычаг привода ре­гулятора давления; 11 - педаль тормоза;

А - гибкий шланг переднего тормо­за; В - гибкий шланг заднего тормоза

Регулятор давлениярегулирует давление в гидравлическом приводе тормозных меха­низмов задних колес в зависимости от нагруз­ки на заднюю ось автомобиля. Он включен в оба контура тормозной системы, и через не­го тормозная жидкость поступает к обоим задним тормозным механизмам.


Рис. 6. Привод регулятора давления:

1 - регулятор давления; 2,16 - болты крепления регулятора давления; 3 - кронштейн рычага привода регулятора давления; 4 - штифт; 5 - рычаг привода регулятора давления;

6 - ось ры­чага привода регулятора давления; 7 - пружина рычага; 8 - кронштейн кузова;

9 - кронштейн крепления регулятора давления; 10 - упругий рычаг привода регулятора давления; 11 - серьга; 12 - скоба серьги; 13 - шайба; 14 - стопор­ное кольцо; 15 - палец кронштейна; А, В, С – отверстия

Регулятор давления 1 (рис. 6) прикреплен к кронштейну 9 двумя болтами 2 и 16. При этом передний болт 2 одновременно крепит вильчатый кронштейн 3 рычага 5 привода ре­гулятора давления. На пальце этого крон­штейна шарнирно штифтом 4 закреплен дву­плечий рычаг 5. Его верхнее плечо связано с упругим рычагом 10, другой конец которого через серьгу 11 шарнирно соединен с крон­штейном рычага задней подвески.




Кронштейн 3 вместе с рычагом 5 за счет овальных отверстий под болт крепления мож­но перемещать относительно регулятора дав­ления. Таким образом, регулируется усилие, с которым рычаг 5 действует на поршень регу­лятора.


Рис. 7. Регулятор давления:

1 - корпус регулятора давления; 2 - поршень; 3 - защитный колпачок; 4,8 - сто­порные кольца; 5 - втулка поршня; б - пружина поршня; 7 - втулка корпуса; 9, 22 - опорные шайбы; 10 - уплот­нительные кольца толкателя; 11 - опорная тарелка; 12 - пружина втулки толкателя; 13 - кольцо уплотнительное седла клапана; 14 - седло клапана; 15 - уплотнительная прокладка; 16 - пробка; 17 - пружина клапана; 18 - кла­пан; 19 - втулка толкателя;

20 - толкатель; 21 - уплотнитель головки поршня; 23 - уплотнитель штока поршня;

24 - заглушка; A, D - камеры, соединенные с главным цилиндром; В, С - камеры, соединенные с колесными цилин­драми задних тормозов; К, М, Н - зазоры; Е - дренажное отверстие

В «регуляторе четыре камеры: А и D (рис. 7) соединяются с главным цилиндром, В - с правым, С - с левым колесным цилинд­ром задних тормозов.

В исходном положении педали тормоза пор­шень 2 поджат рычагом 5 (см. рис. 6) через пластинчатую пружину 7 к толкателю 20 (см. рис.7), который под этим усилием поджимает­ся к седлу 14 клапана 18. При этом клапан 18 от­жимается от седла, в результате чего образует­ся зазор Н, а также зазор К между головкой пор­шня и уплотнителем 21. Через эти зазоры каме­ры А и D сообщаются с камерами В и С.

При нажатии на педаль тормоза жидкость через зазоры К и Н и камеры В и С поступает в колесные цилиндры тормозных механизмов. При увеличении давления жидкости возраста­ет усилие на поршне, стремящееся выдвинуть его из корпуса. Когда усилие давления жидкости превысит усилие упругого рычага, пор­шень начинает выдвигаться из корпуса, а вслед за ним перемещается под действием пружин 12 и 17 толкатель 20 вместе с втулкой 19 и кольцами 10. При этом зазор М увеличи­вается, а зазоры И и К уменьшаются. Когда за­зор Н выберется полностью и клапан 18 изо­лирует камеру D от камеры С, толкатель 20 вместе с расположенными на нем деталя­ми перестает перемещаться вслед за порш­нем. Теперь давление в камере С будет изме­няться в зависимости от давления в камере В. При дальнейшем увеличении усилия на педали тормоза давление в камерах D, В и А возрас­тает, поршень 2 продолжает выдвигаться из корпуса, а втулка 19 вместе с уплотнитель­ными кольцами 10 и тарелкой 11 под усилива­ющимся давлением в камере В сдвигается в сторону пробки 16. При этом зазор М начи­нает уменьшаться. За счет уменьшения объе­ма камеры С давление в ней, а значит и в при­воде тормоза, нарастает и практически будет равно давлению в камере В. Когда зазор К станет равен нулю, давление в камере В, а значит и в камере С, будет расти в меньшей степени, чем давление в камере А за счет дросселирования жидкости между головкой поршня и уплотнителем 21. Зависимость меж­ду значениями давления в камерах В и А опре­деляется отношением разности площадей го­ловки и штока поршня к площади головки.

При увеличении нагрузки автомобиля упру­гий рычаг 10 (см. рис. 8.3) нагружается больше , и усилие от рычага 5 на поршень увеличивает­ся, те. момент касания головки поршня и уплот­нителя 21 (см. рис. 8.4) достигается при боль­шем давлении в главном тормозном цилиндре. Таким образом, эффективность задних тормо­зов с увеличением нагрузки увеличивается.

При отказе контура тормозов правый передний-левый задний тормоз уплотнительные кольца 10 и втулка 19 под давлением жидкости в камере В сместятся в сторону пробки 16 до упора тарелки 11 в седло 14. Давление в заднем тормозе будет регулироваться частью регулятора, которая включает в себя поршень 2 с уплотнителем 21 и втулкой 7. Работа этой ча­сти регулятора при отказе названного контура аналогична работе при исправной системе. Характер изменения давления на выходе регу­лятора такой же, как и при исправной системе.

При отказе контура тормозов левый передний-правый задний тормоз давлением тормоз­ной жидкости толкатель 20 с втулкой 19, уплот­нительными кольцами 10 смещается в сторону поршня, выдвигая его из корпуса. Зазор М уве­личивается, а зазор Н уменьшается. Когда кла­пан 18 коснется седла 14, рост давления в ка­мере С прекращается, т.е. регулятор в этом слу­чае работает как ограничитель давления. Однако достигнутого значения давления доста­точно для надежной работы заднего тормоза.

В корпусе 1 выполнено отверстие, закры­тое заглушкой 24. Течь жидкости из-под за­глушки при ее выдавливании свидетельствует о негерметичности колец 10.

Главный цилиндр(рис.8) с последова­тельным расположением поршней. На корпу­се главного цилиндра крепится бачок 13, в на­ливной горловине которого установлен дат­чик 14 аварийного уровня тормозной жидкости. Уплотнительные кольца 5 высокого давления и кольца заднего колесного цилинд­ра взаимозаменяемы.


Рис.8. Главный цилиндр с бачком:

1 - корпус глав­ного цилиндра; 2 - уплотнительное кольцо низкого дав­ления; 3 - поршень привода контура левый передний правый задний тормоз; 4 - распорное кольцо;

5 - уплотнительное кольцо высокого давления; 6 - при­жимная пружина уплотнительного кольца; 7 - тарелка пружины; 8 - возвратная пружина поршня; 9 - шайба; 10 - стопорный винт; 11 - поршень привода контура правый передний-левый задний тормоз; 12 - соедини­тельная втулка; 13 - бачок; 14 - датчик аварийного уров­ня тормозной жидкости; А – зазор

Тормозной механизм переднего колесадисковый, с автоматической регулировкой за­зора между колодками и диском, с плаваю­щей скобой.

Скоба образуется суппортом 3 (рис.9) и колесным цилиндром 5, которые стянуты болтами. Подвижная скоба крепится болтами к пальцам 9, которые установлены в отверсти­ях направляющей колодок. В эти отверстия закладывается смазка, между пальцами и на­правляющей колодок установлены резиновые чехлы 8. К пазам направляющей поджаты пру­жинами тормозные колодки 4.

В полости цилиндра 5 установлен поршень 6 с уплотнительным кольцом 7. За счет упругости этого кольца поддерживается оптимальный за­зор между колодками и диском. В вариантном исполнении на автомобили устанавливаются колодки с сигнализатором ее износа.


Рис. 9. Тормозной механизм переднего колеса:

1 - тормозной диск; 2 - направляющая колодок; 3 - суп­порт; 4 - тормозные колодки;

5 - цилиндр; б - поршень; 7 - уплотнительное кольцо; 8 - защитный чехол направ­ляющего пальца; 9 - направляющий палец; 10 - защит­ный кожух

Тормозной механизм заднего колеса(рис.10) барабанный, с автоматической регу­лировкой зазора между колодками и бараба­ном. Устройство автоматической регулировки зазора расположено в колесном цилиндре.

Его основным элементом является разрез­ное упорное кольцо 9, установлен­ное на поршне 4 между буртиком упорного винта 10 и двумя сухарями 8 с зазором 1,25-1,65 мм.

Упорные кольца 9 вставлены в цилиндр с натягом, обеспечивающим усилие сдвига кольца по зеркалу цилиндра не менее 343 Н (35 кгс), что превышает усилие на поршне от стяжных пружин 3 и 7 (см. рис.10) тормоз­ных колодок.

Когда из-за износа накладок зазор 1,25-1,65 мм полностью выбирается, бур­тик на упорном винте 10 при­жимается к буртику кольца 9, вследствие чего упорное кольцо сдвигается вслед за поршнем на величину износа. С прекра­щением торможения поршни усилием стяжных пружин сдвигаются до упора су­харей в буртик упорного кольца. Таким образом, автоматически поддерживается оптимальный зазор между колодками и ба­рабаном.


Рис.10. Тормозной механизм заднего колеса:

1 - гайка крепления ступицы; 2 - ступица колеса; 3 - нижняя стяжная пружина колодок;

4 - тормозная колодка; 5 - направляющая пружина; 6 - колесный цилиндр; 7 - верхняя стяжная пружина; 8 - разжимная планка; 9 - палец рычага привода стояночного тормоза;

10 - ры­чаг привода стояночного тормоза; 11 - щит тормозного механизма

Стояночная тормозная система с механическим приводом, действует на тормозные механизмы задних колес.

Привод стояночного тормоза состоит из ры­чага 2 (рис.12), регулировочной тяги 4, урав­нителя 5, троса 8, рычага 10 (см. рис.10) руч­ного привода колодок и разжимной планки 8.


Рис.12. Привод стояночной тормозной системы:

1 - кнопка фиксации рычага; 2 - рычаг привода стояночного тор­моза; 3 - защитный чехол; 4 - тяга; 5 - уравнитель троса; 6 - регулировочная гайка; 7 - контргайка; 8 - трос; 9 - обо­лочка троса

Датчик аварийного уровня тормозной жид­кости механического типа.

Корпус 2 (рис.13) датчика с уплотнителем 4 поджимается к основанию 3 зажимным коль­цом 5, которое навинчивается на горловину бачка. Одновременно к торцу горловины под­жимается фланец отражателя 6. В этом положении зажимное кольцо удерживается двумя фик­саторами, изготовленными на основании 3.

Через отверстие основания проходит тол­катель 7, соединенный с поплавком 9 при помощи втулки 8. На толкателе расположен по­движный контакт 11, а на корпусе датчика - неподвижные контакты 10. Полость контактов герметизируется защитным колпачком 1. При понижении уровня тормозной жидкости в бач­ке до предельно допустимого, подвижный кон­такт опускается на неподвижные контакты и замыкает цепь лампы аварийной сигнализа­ции в комбинации приборов.


Рис.12 Датчик аварийного уровня тормозной жид­кости:

1 - защитный колпачок; 2 - корпус датчика; 3 - основание датчика; 4 - уплотнительное кольцо; 5 - зажимное кольцо; 6 - отражатель; 7 - толкатель; 8 - втулка; 9 - поплавок;

Читайте также: