Штраф за отсутствие ттн на груз у водителя 2021

Обновлено: 05.07.2024

К фактам беспричинной, ничем не обоснованной остановки сотрудниками ГИБДД наши водители давным-давно привыкли. У большинства законопослушных граждан не возникает даже справедливого вопроса, зачем, мол, постоянно тормозят. Как бы то ни было, такую практику нельзя назвать нормальной, как нельзя назвать адекватными действия полиции, связанные с беспричинным осмотром и досмотром транспортных средств.

По теме

Проверка содержимого салона и багажника – одна из излюбленных фишек ГИБДД, направленная не только на предотвращение преступлений, но и на пополнение собственного кармана не совсем честным путём. Всего и надо – хорошенько припугнуть автомобилистов, потребовав документы на перевозимый груз.

Работает схема незамысловато, а рассчитана она, в основном, на простаков. Такие водители безропотно открывают все двери автомобиля и показывают содержимое багажника по первой же просьбе инспектора ГИБДД, не заморачиваясь вопросами видеосъёмки и приглашением двух понятых.

Согласно пункту 2.1.1 ПДД, водитель обязан при себе иметь и предъявлять по требованию сотрудников ГИБДД документы на перевозимый груз. Однако нигде не сказано, что именно считается грузом, на который должны быть документы. К грузам легко можно отнести сложные технические устройства – телевизор, кухонный комбайн, самую обычную электродрель или велосипед. Ничто не мешает и набор инструментов посчитать перевозимым грузом. А уж если вы везёте на верхнем багажнике заборную доску для дачного участка, шансы проехать незамеченным и вовсе стремятся к нулю. Тут только ленивый страж правопорядка не попробует вас развести. С формальной точки зрения, на каждую из вещей должны быть документы или доказательства того, что она не была вами похищена. Так уж повелось: с точки зрения российского законодательства, все граждане страны – подозреваемые, поэтому обязаны доказывать представителям ГИБДД, что преступниками не являются.

С 1 января 2021 года в России действует новая форма транспортной накладной (ТН). В связи с этим Минтранс дал разъяснения, как заполнить новый образец транспортной накладной с 2021 года и нюансы заполнения некоторых реквизитов бланка этого документа.

Новый бланк ТН

Постановлением Правительства России от 21.12.2020 № 2200 с 1 января 2021 года утвердило Правила перевозок грузов автомобильным транспортом. А вместе с ними – новую форму транспортной накладной в Приложении № 4.

Заключение договора перевозки груза подтверждает транспортная накладная (п. 2 ст. 785 ГК РФ, ч. 1 ст. 8 Устава Автомобильного транспорта (УАТ)).

Как заполнять реквизиты новой ТН

Разъяснения о правильном заполнении транспортной накладной Минтранс дал в своём письме от 26.03.2021 № Д3/6976-ИС.

РЕКВИЗИТ ТН

КАК ЗАПОЛНЯТЬ/ЧТО УКАЗЫВАТЬ

Что можно не заполнять

Обязательно ли заполнять все разделы транспортной накладной?

Другие формы ТН

Минтранс отметил, что новыми Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200, утверждена только одна форма транспортной накладной. И использование иных форм ТН, отличных от этой, законодательство РФ в области автомобильного транспорта не регламентирует.

Отсюда можно сделать вывод, что с 01.01.2021 в России установлена единая форма транспортной накладной. И использовать в работе нужно только её. Старые не подойдут. Например, из прежних Правил (утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272).

В то же время, Налоговый кодекс РФ не устанавливает конкретный перечень документов, которые подтверждают произведенные расходы. То есть, он не ограничивает налогоплательщика в вопросе подтверждения правомерности учета соответствующих затрат (письмо ФНС от 20.02.2021 № СД-3-3/1280).

Полностью правильно заполненный образец транспортной накладной можно посмотреть в Готовом решении КонсультантПлюс здесь.

Дело № А55-1240/2018
город Самара
21 сентября 2018 года
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2018 года. Постановление в полном объеме изготовлено 21 сентября 2018 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова С.А., судей Деминой Е.Г., Морозова В.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мавлютовой М.И., с участием: от ответчика – представитель Паперина Г.В., доверенность от 01.03.2018, от других лиц, участвующих в деле, представители не явились, извещены надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТрастАгроком" на решение Арбитражного суда Самарской области от 14.06.2018 (судья Каленникова О.Н.) по делу № А55-1240/2018 по иску общества с ограниченной ответственностью "ТрастАгроком" к обществу с ограниченной ответственностью "ЖИТО" о взыскании убытков, третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Компания ФТК",

общество с ограниченной ответственностью "ТрастАгроком" (далее – ООО "ТрастАгроком", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ЖИТО" (далее – ООО "ЖИТО", ответчик) о взыскании 75 000 руб. убытков.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Компания ФТК" (далее – третье лицо).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 14.06.2018 в иске отказано.

Истец обжаловал судебный акт суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

В апелляционной жалобе истец просит решение Арбитражного суда Арбитражного суда Самарской области от 14.06.2018 отменить, принять по делу новый судебный акт, иск удовлетворить полностью.

Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствием изложенных в обжалуемом судебном акте выводов обстоятельствам дела.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчик просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании представитель ответчика не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил оставить решение без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание другие лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили, извещены надлежащим образом, что в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Суд апелляционной инстанции отказал в приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, приложенных к возражениям ответчика на апелляционную жалобу истца, в связи с отсутствием предусмотренных частями 2, 3 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для принятия судом апелляционной инстанции дополнительных доказательств.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции.

Согласно ч. 8 ст. 12.21.1 КоАП РФ предоставление грузоотправителем недостоверных сведений о массе или габаритах груза в документах на перевозимый груз либо неуказание в транспортной накладной при перевозке крупногабаритных или тяжеловесных грузов информации о номере, дате или сроке действия специального разрешения либо о маршруте перевозки такого груза, если это повлекло нарушение, предусмотренное частью 1, 2 или 4 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа.

В соответствии с ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ при уплате административного штрафа не позднее 20 дней со дня вынесения постановления, штраф может быть уплачен в размере половины наложенного штрафа - 75 000 рублей.

Учитывая, что указанная претензия осталась без ответа, добровольно требования истца Ответчиком удовлетворены не были, Истец обратился в арбитражный суд иском.

Уплаченный штраф в размере 75 000 рублей Истец отнес к убыткам, возникшим вследствие ненадлежащего исполнения Ответчиком обязательств, предусмотренных законодательством Российской Федерации, т.к. отсутствие со стороны Ответчика контроля процесса погрузки допустимой массы груза и распределения его по осям привело впоследствии к превышению допустимой нагрузки на ось транспортного средства.

Как считал истец, после осуществления погрузки в транспортное средство Ответчик мог взвесить груз для выяснения его точной массы и определения допустимой нагрузки на ось транспортного средства, однако представителем Ответчика в транспортной накладной никаких замечаний и oговорок по ненадлежащей массе груза, расположению груза в транспортном средстве не указано.

Суд первой инстанции, отказывая в иске, исходил из следующего.

При установлении причинной связи между нарушением обязательства и убытками необходимо учитывать, в частности, то, к каким последствиям в обычных условиях гражданского оборота могло привести подобное нарушение. Если возникновение убытков, возмещения которых требует кредитор, является обычным последствием допущенного должником нарушения обязательства, то наличие причинной связи между нарушением и доказанными кредитором убытками предполагается.

Должник, опровергающий доводы кредитора относительно причинной связи между своим поведением и убытками кредитора, не лишен возможности представить доказательства существования иной причины возникновения этих убытков. Вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное.

Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником (п. 2 ст. 401 ГК РФ).

Судом первой инстанции установлено, что причинно-следственная связь между понесенными истцом расходами, на которые он ссылался в обоснование исковых требований, и действиями ответчика отсутствует.

Пунктом 2 ч. 1 ст. (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2021) > Глава 5. Использование автомобильных дорог > Статья 29. Обязанности пользователей автомобильными дорогами и иных лиц, осуществляющих использование автомобильных дорог" target="_blank">29 Закона N 257-ФЗ предусмотрено, что пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.

Частью 2 ст. (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2021) > Глава 5. Использование автомобильных дорог > Статья 31. Движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов" target="_blank">31 Закона N 257-ФЗ установлено, что движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.

В силу ст. 23.1 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием- изготовителем для данного транспортного средства.

В соответствии с ч. 12 ст. 11 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденного Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ, юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное средство, не вправе превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичная норма права содержится в ч. 15 ст. (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2021) > Глава 5. Использование автомобильных дорог > Статья 31. Движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов" target="_blank">31 Закона N 257-ФЗ.

В силу п. 8 ст. 11 Устава погрузка груза в транспортное средство, контейнер осуществляется грузоотправителем, а выгрузка груза из транспортного средства, контейнера - грузополучателем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза.

На основании п. 23.2 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, перед началом и во время движения водитель обязан контролировать размещение, крепление и состояние груза во избежание его падения, создания помех для движения.

В силу п. 11 ст. 11 Устава автомобильного транспорта грузоотправитель по требованию перевозчика обязан устранить нарушения установленного порядка погрузки груза в транспортное средство, контейнер, за исключением случая, если погрузка груза осуществляется перевозчиком. В случае невыполнения грузоотправителем требований об устранении недостатков в погрузке груза перевозчик вправе отказаться от осуществления перевозки.

Шофер обязан проверить соответствие укладки и крепления груза на подвижном составе требованиям безопасности движения и обеспечения сохранности подвижного состава, а также сообщить грузоотправителю о замеченных неправильностях в укладке и креплении груза, угрожающих его сохранности. Грузоотправитель по требованию шофера обязан устранить обнаруженные неправильности в укладке и креплении груза (§ 14 раздела 5 Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Минавтотрансом РСФСР 30,07.1971).

Согласно п. 26 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272, перевозчик (водитель) по завершении погрузки подписывает транспортную накладную и в случае

необходимости указывает в пункте 12 транспортной накладной свои замечания и оговорки при приеме груза.

Из приведенных выше положений нормативных актов следует, что лицо, осуществляющее перевозку груза, являясь профессиональным участником дорожного движения, осуществляющим деятельность по перевозке грузов, должно было проявить необходимую предусмотрительность и проконтролировать правильность погрузки груза в транспортное средство, в том числе с учетом допустимых нагрузки на оси и общей массы, при наличии нарушений указать на них грузоотправителю, потребовать от грузоотправителя устранения нарушений, а при отказе или неисполнении грузоотправителем таких требований исполнитель был вправе отказаться от перевозки груза.

Суд первой инстанции согласился с доводами истца, заявившего о том, что из анализа выше указанных норм в совокупности следует, что наличие у перевозчика определенных прав в отношении действий грузоотправителя, предоставленных частью 11 статьи 11 Устава, не означает, что в отсутствие их реализации, поведение грузоотправителя, осуществившего загрузку транспортного средства с превышением допустимых показателей, становится правомерным, а сами эти действия не могут влечь негативных последствий для грузоотправителя в виде ответственности за нарушение условий обязательства, определяемых на основании закона, иных правовых актов и договора.

Кроме того, наложение административного штрафа на грузоотправителя за указанные нарушения предусмотрено ч. 8 ст. 12.21.1 КоАП РФ.

Однако доказательств искажения ответчиком как грузоотправителем сведений о свойствах груза, в том числе о его массе, габаритах, состоянии и степени опасности, в материалах дела не имеется.

В то же время отсутствие договора между сторонами и согласованного условия об ответственности перевозчика за перегруз транспортного средства само по себе не освобождает перевозчика от соблюдения указанных положений закона и не является основанием для освобождения его от ответственности.

По смыслу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации между возникновением убытков и неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательства либо действием (бездействием) причинителя вреда должна быть причинная связь, т.е. объективно существующая связь между явлениями, при которой одно явление (причина) предшествует во времени другому (следствию) и с необходимостью порождает его.

Погрузочные работы с нарушением, превышение при погрузке общей допустимой массы транспортного средства и нагрузок на оси сами по себе не могли породить привлечение истца к административной ответственности. К таким последствиям привело неисполнение работниками истца обязанностей по контролю за погрузочными работами и осуществление движения по автомобильной дороге без специального разрешения.

При этом исходя из положений ст. 1064, 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами,

осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 № 934, вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, перевозящими тяжеловесные грузы, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.

Истец, являющийся владельцем транспортного средства МАН TGS 19.360 4X2 BLS- WW гос. номер М764СР 48, не мог не знать, что при разрешенной максимальной массе данного транспортного средства в размере 18 000 кг (согласно свидетельству о регистрации ТС 48 41 № 998095, представленному истцом), он принимает к перевозке груз массой 20 тонн (при этом какие-либо отметки водителя в транспортной накладной отсутствуют и истец (водитель истца) не отказался от перевозки данного груза). Таким образом, истец, являясь профессиональным перевозчиком, знал и понимал о необходимости получения специального разрешения для перевозки данного груза, однако данного требования законодательства им не было исполнено.

Таким образом, наложение на истца штрафа в административном порядке обусловлено действиями (бездействием) самого истца, и именно истец был признан виновным в совершении правонарушения.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности истцом совокупности обстоятельств, необходимых для привлечения ответчика к ответственности в виде взыскания убытков, поскольку отсутствует непосредственная причинно-следственная связь между действиями грузоотправителя и привлечением истца к ответственности в виде штрафа по делу об административном правонарушении - превышении допустимой нагрузки на ось т/с без специального разрешения.

В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.

Обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, содержащиеся в нем выводы, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.

Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в суде апелляционной инстанции, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.

решение Арбитражного суда Самарской области от 14 июня 2018 года по делу № А55-1240/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Арбитражный суд Поволжского округа.

Перевозка груза

С 1 января 2022 года будут внесены очередные изменения в текст правил дорожного движения.

Сразу же нужно заметить, что изменения небольшие и затронут далеко не всех водителей (они относятся к перевозкам грузов). Кроме того, до момента их вступления в силу остался еще практически год, так что времени на подготовку у водителей предостаточно.

Тем не менее, поскольку о новой редакции правил известно уже сейчас, имеет смысл изучить ее заранее.

Информация о постановлении Правительства

2021.02.11 Постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 №2200 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации" опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 23 декабря 2020 года.

Изменения, относящиеся к правилам дорожного движения, вступают в силу с 1 января 2022 года.

Новые требования к документам на перевозимый груз

Изменения вносятся в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения:

2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:

  • в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а также специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, крупногабаритного транспортного средства либо транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов;

2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:

  • в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз (транспортная накладная, заказ-наряд, сопроводительная ведомость, которые могут быть представлены на бумажном носителе, либо в форме электронного документа, либо его копии на бумажном носителе), а также специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, крупногабаритного транспортного средства либо транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов;

Все нововведения относятся к документам на перевозимый груз.

Во-первых, с 1 января 2022 года строго определен перечень этих документов:

Во-вторых, определены форматы, в которых эти документы могут быть предъявлены:

  • оригинал на бумажном бланке;
  • электронный документ в электронном виде (например, на экране мобильного устройства);
  • электронный документ, распечатанный на бумаге.

На всякий случай напомню, что дополнительная информация о перевозке грузов приведена в Федеральном законе "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта". А именно, в нем приведены понятия груз и перевозчик:

3) груз - материальный объект, принятый для перевозки в установленном порядке;
.
13) перевозчик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу;

То есть, перевозка груза - это именно перевозка по договору.

Многие водители не учитывают этот момент и им кажется, что перевозка пакета из супермаркета в багажнике легковой машины также является перевозкой груза. На самом деле это не так, и документы на груз в описанной ситуации не требуются.

В заключение предлагаю Вам изучить полный текст обновленных правил дорожного движения:

Читайте также: