Система охлаждения ваз 2101 схема

Обновлено: 04.07.2024

Система охлаждения двигателя ВАЗ, особенности конструкции, назначение, принцип работы

Сегодня затронем в данном посте систему охлаждения двигателя, которая установлена на автомобиле ВАЗ первой модели 2101, на других машинах принцип ее работы схож, может только отличаться некоторыми элементами конструкции.

Система охлаждения двигателя направлена на отвод тепла, которое может зашкаливать за 2000 градусов от мотора автомобиля и поддержание его температурного режима в нормальных условиях эксплуатации, то есть это в приделах 80-90 °C. Как говорится это золотая середина, холодный двигатель плохо, сильно перегреты тоже не хорошо, при движении автомобиля или просто при работающем его двигателе, следите за показателями температуры охлаждающей жидкости на панели приборов.

Система охлаждения двигателя ВАЗ

В данный момент существует две основные системы охлаждения двигателей внутреннего сгорания:

Мы будем более тщательно рассматривать последний вариант, так как на всех автомобилях ВАЗ используется именно она.

Воздушная система охлаждения двигателя

Воздушная имеет более простую конструкцию и используется на маломощных двигателях, например мотоциклы, Запорожцы – ЗАЗ 968, у моего отца когда то такой был. Вы наверное видели на цилиндрах есть ребра, которые обдуваются воздухом и отводят таким образом часть тепла от работающего двигателя.

Плюс такой системы:

— нет охлаждающей жидкости, простота конструкции;

— меньший размер мотора и соответственно его вес.

Минусы:

— боится перегрева силового агрегата в летнюю жару со всеми вытекающими последствиями.

Жидкостная система охлаждения двигателя

Переходим непосредственно к нашим Жигулям, где рассмотрим основные элементы система охлаждения двигателя на примере легендарной и всем известной модели типа Копейка 2101.

Тип – закрытый (работает пот давление), жидкостной, как говорилось выше, с принудительной циркуляцией от насоса, с расширительным бачком, прям как в отоплении дома.

Чтобы было понятно куда и как двигается по контурам жидкость, на рисунке нанесены стрелочки для удобства и понимания.

Система охлаждения двигателя ВАЗ и ее конструкция

Система охлаждения двигателя ВАЗ

Принцип работы система охлаждения двигателя ВАЗ

Рассмотрим принцип работы система охлаждения двигателя, который заключается в следующем. При помощи насоса жидкость циркулирует по рубашке охлаждения блока цилиндров и головке, проходит через термостат, насос и опят туда же – малый круг охлаждения.

Принцип работы система охлаждения двигателя ВАЗ

При повышении температуры выше отметки 80–85°С, термостат открывается в автомате и какой то процент жидкости поступает в радиатор для охлаждения, таким образом получается большой круг.

Принцип работы система охлаждения двигателя ВАЗ

При открытии крана отопителя — 9, нагретая жидкость поступает в его радиатор, который обдувается своим вентилятором и служит для обогрева салона и лобового стекла автомобиля.

Принципиальная схема системы охлаждения двигателя и принцип ее работы:

1 – радиатор; 2 – патрубок для циркуляции охлаждающей жидкости; 3 – расширительный бачок; 4 – термостат; 5 – водяной насос; 6 – рубашка охлаждения блока цилиндров; 7 – рубашка охлаждения головки блока; 8 – радиатор отопителя с электрическим вентилятором; 9 – кран радиатора отопителя; 10 — пробка для слива охлаждающей жидкости из блока; 11 – пробка для слива охлаждающей жидкости из радиатора; 12 – вентилятор.

Основные составляющие система охлаждения двигателя ВАЗ

Насос – гоняет жидкость по системе, тип центробежный, вращается от шкива коленвала при помощи ремня на фото выше под №14.

Вентилятор – обдувает радиатор, имеет четыре лопасти из пластмассы, прикручен к ступице шкива насоса.

Термостат – основная задача поддержка оптимальной температуры двигателя, за счет включения или отключения дополнительного контура охлаждения.

Радиатор – отводит и рассеивает излишнее тепло от работающего двигателя. Как и большинство радиаторов, имеет трубочки с пластинами, расположенные вертикально в два ряда для увеличения общей площади. Пробка сверху не простая, с клапанами (впускной и выпускной).

О всех этих элементах мы расскажем в соответствующих статьях на нашем сайте.

Совет.

При техническом обслуживании и вообще перед каждым выездом, проверяйте уровень жидкости на неработающем моторе. По закону физики нагретая жидкость увеличивается в объеме и вы не сможете точно определить ее уровень.


Уровень охлаждающей жидкости рекомендуется проверять на холодном двигателе, так как при нагревании ее объем увеличивается, и у прогретого двигателя уровень жидкости может значительно подняться.

Насос охлаждающей жидкости центробежного типа, приводится в действие от шкива коленчатого вала клиновым ремнем 14.

Вентилятор 11 имеет пластмассовую четырехлопастную крыльчатку, установленную на ступице шкива насоса охлаждающей жидкости.

Термостат 17 с твердым термочувствительным наполнителем имеет основной 9 (см. рис. Термостат) и дополнительный 2 клапаны. Начало открытия основного клапана при температуре охлаждаюшей жидкости 77–86° С, ход основного клапана не менее 6 мм.

Copyright © 2007-2022 Все права защищены. Все торговые марки являются собственностью их владельцев.

Смазочная система (рис. 24) — комбинированная. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники, опоры и кулачки распределительного вала, подшипники вала и шестерня привода масляного насоса. Разбрызгиванием смазываются стенки цилиндров, поршни с поршневыми кольцами, поршневые пальцы в бобышках, цепь привода распределительного вала, опоры рычагов привода клапанов и стержни клапанов в направляющих втулках.

Устройство и работа смазочной системы ВАЗ-2101 Жигули

Рис. 24. Система смазки:

1 – масляный насос; 2 – масляный картер; 3 – канал подачи масла от насоса к фильтру; 4 – горизонтальный канал для подачи масла от фильтра в масляную магистраль; 5 – канал для подачи масла к шестерне привода масляного насоса и распределителя зажигания; 6 – канал в шейке коленчатого вала; 7 – передний сальник коленчатого вала; 8 – канал подачи масла от масляной магистрали к коренному подшипнику и к валику привода масляного насоса и распределителя зажигания; 9 – шестерня привода масляного насоса и распределителя зажигания; 10 – валик привода масляного насоса и распределителя зажигания; 11 – канал для стока масла; 12 – канал в кулачке распределительного вала; 13 – магистральный канал в распределительном вале; 14 – канал в опорной шейке распределительного вала; 15 – кольцевая выточка на средней опорной шейке распределительного вала; 16 -крышка маслоналивной горловины; 17 – наклонный канал в головке цилиндров; 18 – вертикальный канал в блоке цилиндров; 19 – масляная магистраль; 20 – датчик контрольной лампы давления масла; 21 – канал подачи масла к коренному подшипнику; 22 – канал подачи масла от коренного подшипника к шатунному; 23 – указатель уровня масла; 24 – масляный фильтр.

Масло с масляного картера 2 засасывается масляным насосом 7 и по каналу 3в блоке цилиндров подается к полнопоточному фильтру 24. Из фильтра масло поступает в масляную магистраль 19, на смазку коренных подшипников и двух подшипников валика 10 привода масляного насоса. От коренных подшипников масло через внутренние каналы коленчатого вала смазывает шатунные подшипники и от них через отверстия в нижних головках шатунов разбрызгиванием смазывает стенки цилиндров.

К опорам и кулачкам распределительного вала масло подается по каналам 17 и 18 в блоке и головке цилиндров и через магистральный канал 13 в распределительном валу. Цепь привода распределительного вала смазывается разбрызгиванием маслом, которое выдавливается из передней опоры распределительного вала и передней втулки вала привода масляного насоса.

Датчик 20 контрольной лампы давления масла устанавливается на блоке цилиндров и соединяется с масляной магистралью. Сигнальная лампа в комбинации приборов зажигается в момент пуска двигателя и должна гаснуть при работающем двигателе, когда давление достаточно для нормальной смазки.

В отдельных случаях при нагретом масле лампа может гореть, когда двигатель работает на малой частоте холостого хода.

Нормальное давление масла при 85°С и 5600 об/мин 3,5-4,5 кгс/см 2 . Минимальное давление масла при минимальной частоте вращения коленчатого вала (850—900 об/мин) должно быть не менее 0,5 кгс/см 2 .

Масляный насос

Шестеренного типа (рис. 25), устанавливается внутри картера и крепится к блоку цилиндров двумя болтами. Ведущая шестерня 7 неподвижно закреплена на валике 1 и поставляется в запасные части в комплекте с валиком. Ведомая шестерня 6 свободно вращается на оси 5, запрессованной в корпусе 4 насоса.

Устройство и работа смазочной системы ВАЗ-2101 Жигули

К корпусу насоса болтами 8 под крышкой 2 крепится маслоприемный патрубок 9 с фильтрующей сеткой и встроенным редукционным клапаном 10. Давление срабатывания клапана обеспечивает пружина 3 соответствующей упругости. Давление не регулируется. Длина пружины редукционного клапана в свободном состоянии 38 мм, под нагрузкой (6,35±0,2) кгс — 20 мм.

Привод масляного насоса — цепной передачей от звездочки коленчатого вала на звездочку валика 10 (см. рис. 24) привода масляного насоса и распределителя зажигания, который установлен в блоке цилиндров в сталеалюминиевых втулках. Валик имеет винтовую шестерню, находящуюся в зацеплении с шестерней 9 привода масляного насоса и распределителя зажигания. Шестерня 9 вращается в металлокерамической втулке, запрессованной в блоке цилиндров. В шлицевое отверстие шестерни входят шлицы валика масляного насоса и распределителя зажигания.

Масляный фильтр

Полнопоточный, неразборный, в стальной его корпус устанавливается бумажный фильтрующий элемент. фильтр имеет резиновый противодренажный клапан, не позволяющий стекать маслу из системы при остановке двигателя, и перепускной клапан, срабатывающий при засорении фильтра.

Фильтр навертывается на штуцер блока цилиндров и соединяется каналами с масляным насосом и масляной магистралью. Для снятия его используется приспособление А.60312 (см. рис. 45). При установке фильтр рекомендуется завертывать вручную без приспособления.

Вентиляция картера двигателя

Картерные газы отсасываются по шлангу 5 (рис. 26, а), надетому на патрубок крышки 6 сапуна, в вытяжной коллектор 3, размещенный под воздушным фильтром. Из вытяжного коллектора газы могут отсасываться двумя путями: в воздушный фильтр, минуя фильтрующий элемент 2, и далее через карбюратор во впускной трубопровод двигателя; через шланг 1 (см. рис. 26, а) в золотниковое устройство карбюратора (рис. 26, б и в) и далее в задроссельное пространство карбюратора.

Устройство и работа смазочной системы ВАЗ-2101 Жигули

Золотниковое устройство регулирует режим отсоса картерных газов при различной частоте вращения коленчатого вала. Устройство состоит из золотника на оси 9 дроссельной заслонки первичной камеры и калиброванного отверстия 12. Золотник имеет канавку 11.

При малой частоте вращения (рис. 26, а) коленчатого вала (при закрытых дроссельных заслонках) разрежение на входе в карбюратор незначительное, и основная масса газов отсасывается по шлангу 1, а затем через калиброванное отверстие 12 (рис, 26, 6) в задроссельное пространство карбюратора. Калиброванное отверстие ограничивает количество отсасываемых газов, и вентиляция оказывает малое влияние на разрежение за дроссельной заслонкой.

С повышением частоты вращения коленчатого вала при открывании дроссельной заслонки золотник 10 поворачивается и открывает дополнительный путь для газов по канавке 11 (рис. 26, в). Газы отсасываются как по шлангу 1, так и в воздушный фильтр. Общее количество отсасываемых газов увеличивается.

При высокой частоте вращения коленчатого вала (первичная дроссельная заслонка карбюратора полностью открыта) основная масса газов отсасывается в воздушный фильтр в пространство за фильтрующим элементом.

Картерные газы при работе двигателя проходят через маслоотделитель 7, где масло отделяется и стекает вниз по трубке 8. В шланге 5 установлен пламегаситель 4, не допускающий прорыва пламени в картер при “хлопках” в карбюратор.



Уровень охлаждающей жидкости рекомендуется проверять на холодном двигателе, так как при нагревании ее объем увеличивается, и у прогретого двигателя уровень жидкости может значительно подняться.

Насос охлаждающей жидкости центробежного типа, приводится в действие от шкива коленчатого вала клиновым ремнем 14.

Вентилятор 11 имеет пластмассовую четырехлопастную крыльчатку, установленную на ступице шкива насоса охлаждающей жидкости.

Термостат 17 с твердым термочувствительным наполнителем имеет основной 9 (см. рис. Термостат) и дополнительный 2 клапаны. Начало открытия основного клапана при температуре охлаждаюшей жидкости 77–86° С, ход основного клапана не менее 6 мм.

Радиатор – вертикальный, трубчато-пластинчатый, с двумя рядами трубок и стальными лужеными пластинами. В пробке 8 заливной горловины имеются впускной и выпускной клапаны.

Читайте также: