Слабые места газели бизнес

Обновлено: 07.07.2024

Самый популярный в России грузовик называется “Газель”, они буквально заполонили дороги. А для тех, кто непосредственно связан с малотоннажными грузоперевозками — это целый мир.

Появление семейства грузовичков и микроавтобусов марки “Газель” стало самым значительным событием в истории отечественного автомобилестроения постсоветского периода. Машины этой марки распространились с поразительной быстротой. Появилась новая формация водителей, которую иногда зовут “газелятниками”. Некоторые из них раньше управляли “настоящими” грузовиками. Другие до этого грузовика не водили ничего крупнее “Жигулей”, есть и молодежь, для которой “Газель” — первая в жизни машина.

А сам грузовик, при всех своих достоинствах, принесших ему огромную популярность, является типичным изделием российского автопрома эпохи рыночных реформ, и уже поэтому имела конструктивные недоработки. Были претензии и к качеству изготовления. Тема технических неисправностей газелей и мучений с их устранением неисчерпаема и, как показал опыт подготовки этой статьи, любима “газелятниками”. Но прежде нужно вспомнить предысторию и обстоятельства рождения этого семейства.

Нехватка малотоннажных грузовиков в СССР остро ощущалась еще на рубеже 50-х и 60-х годов. Уже тогда у ГАЗа был проект полуторатонного грузовика ГАЗ-56 с мотором от “Волги” ГАЗ-21. Но руководство страны сделало ставку на УАЗы, в частности, на УАЗ-451, неполноприводную версию “буханки” или “головастика”. Эти машины долго работали в СССР и честно исполняли свои обязанности. Но, во-первых, объем их выпуска был все же недостаточен, а во-вторых, с годами росла потребность в автомобиле, который по размерам и грузоподъемности занял бы место между УАЗом и ГАЗ-52.

В 80-е годы эту дырку в типаже пытались заткнуть, наладив импорт в СССР грузовиков и фургонов “Авиа”, чехословацкой лицензионной версии французских автомобилей “Савием” и “Рено”. Тогда же были предприняты две попытки создать отечественный автомобиль того же класса. Первой стал “проект 3772” Ульяновского завода для так и не построенного в азербайджанском Кировобаде предприятия. Вторая машина, БАЗ-3778, как видно из индекса, должна была выпускаться Брянским автозаводом, прославившимся ракетными тягачами. В ее разработке участвовало английское кузовное ателье IAD. Отметим, что в обоих случаях немалую работу выполняли специалисты НАМИ, да и без участия Горьковского автозавода дело не обошлось. Тем более что в те времена все работали на государство.

Экономические потрясения рубежа 80-х и 90-х годов похоронили оба проекта. Сегодня злые языки порой говорят, что их похоронила “Газель”, но истина заключается в том, что ни тот, ни другой завод оказались не способны закрыть образовавшуюся на рынке брешь. А у ГАЗа в те годы упал объем выпуска традиционных среднетоннажников.

Использовав опыт, накопленный при участии в разработке и испытаниях ульяновско-кировобадской и брянской машин, горьковские конструкторы в очень короткие сроки создали свой альтернативный проект. Несмотря ни на что, настоящего опыта производства и эксплуатации подобного автомобиля в России не было: рождалось даже не семейство оригинальных машин, а новый класс. По мнению профессиональных конструкторов, много лет работавших на наших автозаводах, именно спешка стала одной из причин того, что “Газель” появилась на свет с множеством недоработок. Но какая была альтернатива — тратить годы на испытания и доводку? Так можно и вовсе не запустить новинку на конвейер, а машина требовалась уже вчера. ГАЗ пошел на главный компромисс, решив устранять недостатки в процессе производства, и не проиграл.

В годы становления малого бизнеса малотоннажник, не требовавший от водителя “профессиональной” категории “С” в правах, оказался самым необходимым стране грузовиком. “Газель” в значительной мере позволила заводу пережить худшие времена без остановок конвейера. Более того, массовое производство самых простых версий — бортовой и шасси для фургона — позволило заработать средства, необходимые для освоения более сложного “вагонника”. Затем доходы от “газелячьего” производства дали возможность выпустить семейство более легких “Соболей” с оригинальным шасси.

Устранять последствия заводских недоработок пришлось, конечно же, простому водителю. Без малого 25 лет назад, когда в продаже появились первые партии ГАЗ-3302, никто не подозревал, как много головной боли они доставят будущим владельцам. “Газель” выглядела привлекательно. Отделка кабины на уровне средней отечественной легковушки выгодно отличалась от аскетичного рабочего места водителя новых ЗИЛ-4331 и ГАЗ-3307, а уж тем более была контрастом кабинам привычных в то время ЗИЛ-130 и ГАЗ-53. Да и сама кабина находилась в более комфортной и безопасной зоне, чем у УАЗа и РАФа. Маленькие колеса подчеркивали, что новый грузовичок, в отличие от предшественников, спроектирован без оглядки на военных. Низкая посадка кузова над дорогой обещала упростить работу грузчиков. Тогда еще не был забыт дефицит запчастей, и казалось чудом, что удалось освоить колеса с дисками и резиной, не унифицированными ни с одной прежней отечественной моделью.

Двигатель от “Волги” был очень хорошо знаком водителям и ремонтникам. Автомобиль мог взять на борт намного больше груза, чем УАЗ или ЕрАЗ. Бортовая платформа “Газели” оказалась даже длиннее, чем у ГАЗ-51 или ГАЗ-52. При этом новоявленное “копытное” имело радиус поворота на уровне легковой машины. Кажется, впервые на отечественном грузовике появились дисковые передние тормоза. А как же иначе: по динамике “Газель”, особенно порожняя, не проигрывала иным легковушкам. На высоте оказалась также плавность хода, отчасти благодаря телескопическим амортизаторам в задней подвеске.

Первый опыт эксплуатации новинки показал, что двигатель, особенно летом и в пробках, перегревается; зимой через “печку” дует ледяной воздух. Для замены колеса штатный домкрат надо подставлять под мост, а это удовольствие для настоящего мазохиста. Безобразно работали стеклоподъемники и дверные замки.

Тогда, в середине 90-х, ходили жуткие слухи о качестве сборки “Газелей”. Рассказывали, что в автосалоны с завода поступают новенькие “Газели” с “застучавшим” двигателем и заклиненным редуктором заднего моста, а дилерам приходится собирать одну машину, разобрав на запчасти три-четыре. Материалы в печати подтверждали худшие опасения. Но, как известно, “бытие определяет сознание”. А мы живем не в Америке, где книга “Опасен на любой скорости” может подорвать репутацию новой модели автомобиля. И привычный ко всему российский водитель тоже пошел на компромисс: согласился бороться с недостатками новой машины своими силами.

“Поставить на ноги” новую модель помогло несколько благоприятных факторов: удачный момент, когда требовались легкие грузовики; конструктивные преимущества перед прежними отечественными машинами; несопоставимая с иномарками цена, и, наконец, то, что бороться с вечно неисправным “железом” часто приходилось не хозяину, а наемному водителю.

К чести завода надо сказать, что он не оставался глухим к бедам потребителей. “Газели” модернизировали. Если поставить рядом две машины, скажем, выпущенные 1998 и 2017 году, то окажется, что это во многом разные автомобили. Правда, не всегда изменения конструкции приводили к ее улучшению. У грузовиков разных лет выпуска различается и набор типичных “болячек”, но это отдельная тема. Впрочем, качество автомобилей и их агрегатов в современной России — величина крайне нестабильная. По словам перегонщиков и продавцов, автомобили из следующих друг за другом партий могут заметно отличаться и по качеству сборки в целом, и по набору конкретных неполадок.

Слабые места Газелей

Для владельца легковой машины один из самых важных вопросов — как быстро проржавеет насквозь кузов. Казалось бы, у грузовика с этим проще: при рамной конструкции он может работать даже с гнилой в труху кабиной. И все же долговечность кабины интересный показатель для тех, кто по-честному проходит техосмотр или кого волнует, как быстро их автомобиль потеряет свою стоимость. Можно ли кабину бортовой “Газели” и кузов “вагонника” назвать долговечным изделием? Каково качество заводской окраски и антикоррозионной обработки?

Почему у многих машин дырявые двери, пороги, колесные арки, крышки капота? Как на скорость распространения коррозии влияют конструктивные особенности: наличие скрытых полостей, дренаж, вентиляция? Почему бывает, что деревянный настил на днище бортовой платформы служит дольше, чем стальные борта? И, наконец, что изменилось с появлением на ГАЗе новой окрасочной линии? Все эти вопросы, казалось бы, имеющие очевидные ответы, далеко не так просты, как кажутся, и заслуживают отдельного разговора.

Кроме ржавчины, у автомобильного кузова и грузовой кабины есть еще один враг — усталостные разрушения. После нескольких лет интенсивной эксплуатации на кабине “Газели” появляются характерные трещины. Кузов фургона и микроавтобуса тоже теряет жесткость, например, нарушается геометрия проема задней двустворчатой двери. Лопаются и поперечины рамы. Подлежит ли такая машина восстановлению, и в каком случае ей верный путь на списание — тоже особый разговор.

Горьковский автозавод всегда максимально унифицировал двигатели, а если получалось, то и другие системы у своих грузовых и легковых моделей. В каталогах прошлых лет печатали целые таблицы взаимозаменяемости запчастей грузовых “газонов” с “Победой”, ЗИМом, “Волгами” и “Чайками”. Малотоннажник создавали, ориентируясь на агрегаты “Волги”. Ее древний двигатель, ныне именуемый ЗМЗ-402, стал одним из тех компромиссов, что дали жизнь полуторке. В 1994 г., представляя публике первые “Газели”, заводчане говорили, что основным мотором для нее станет ЗМЗ-406Ю, который тогда еще не выпускался в нужных количествах, а “402” применяется “временно”. Эта ориентация на “светлое будущее” и породила уже упоминавшуюся проблему перегрева.

Это в Советском Союзе Заволжский завод выпускал моторы ГАЗ-24, которые при должном уходе выхаживали от 180 до 250 тыс. км без капремонта. К моменту выпуска первой “Газели” страна проваливалась в новые экономические отношения. И как свидетельствуют ремонтники, считалось удачей, если мотор “Волги”, выпущенный после 1991 г., прошел без переборки хотя бы 100 тысяч. У “Газели” условия работы того же двигателя намного тяжелее. Когда ЗМЗ запустил в серию современный, а потому довольно сложный ЗМЗ-406, первые его партии стали индикатором всех конструкторских и технологических недоработок. Естественно, это больно ударило по карману владельцев автомобилей, ведь запчасти к 406-му мотору намного дороже, чем к 402-му. Со временем, конечно, оказалось, что и ЗМЗ-406 не такой уж страшный.

Коробка передач, редуктор зад него моста, приборы электрооборудования также у одних машин работают долго и честно, а у других служат источником головной боли. Подобрать б/у грузовик

Обзор ГАЗель Next 2017 года выпуска

Напоследок еще раз подчеркнем, что качество изготовления и конструкторской проработки “Газели” не является чем-то из ряда вон выходящим. Это вполне привычный уровень. Причем, еще не худший вариант: у зиловского “Бычка” целый букет гораздо менее приятных врожденных пороков. И несмотря ни на что, “Газели” раскупаются, как горячие пирожки. Ведь недорогой грузовик или микроавтобус еще и очень выгоден. Его задача — заработать денег, накормить хозяина и водителя, побыстрее окупить себя и расходы на свою эксплуатацию. И “Газели” честно кормят если не миллионы, то сотни и сотни тысяч людей.


Передняя подвеска не вызывает нареканий, а вот задняя часто выходит из строя. Рессоры производят много шума, за счет того, что между листами не предусмотрены противовибрационные прокладки.

Электрооборудование Газели

Болезнью всех Газелей является плохое качество электроники. Уже после 50 тысяч пробега могут появиться проблемы. Причем из строя может выйти любая деталь. А, например, освещение заднего номера выходит из строя регулярно, ведь на него постоянно попадает грязь, вода и соль с заднего борта автомобиля.

Кузов Газели

Качество металла, его обработки с последующей грунтовкой и покраской не самое высокое. Капот и детали моторного отсека очень быстро покрываются ржавчиной. За первые 4 года использования автомобиля в транспортной компании внутрикапотное пространство может обильно покрыться ржавчиной, а еще через пару лет и сам капот может полностью проржаветь. С выходом новой Газели NEXT эта ситуация немного улучшилась за счет применения новых технологий покраски кузовных частей.

Крылья, двери и подножки с колесными арками тоже легко подвергаются коррозии. Иногда даже по истечению одной зимы колесные арки могут начать шелушиться. Опытные водители зачищают такие поверхности и покрываю противокоррозионными составами.

Борта кузова хорошо проветриваются, что не дает им так быстро ржаветь, зачастую они в хорошем состоянии. Фонари подсветки заднего номера и задний борт быстро ржавеют за счет того, что на них попадает грязь, соль и вода во время езды.

Часто загрузка Газели происходит не только ручным способом или при помощи погрузчиков, но методом верхней загрузки, в таком случае тент подвергается сильной деформацией. При регулярной загрузке верхним способом уже через четыре года тент начинает пропускать влагу внутрь автомобиля, а еще через пару лет материал трескается, и образуются дыры.

Кабина Газели

В кабине есть много слабых мест, одним из них являются стеклоподъемники, ролики которых изготовлены из хрупкой пластмассы, поэтому часто лопаются при малейшей нагрузке, а их замена достаточно дорогостоящая, ведь продаются они только в комплекте со стеклоподъемным механизмом. Также часто выходит пластмассовая трубочка стеклоподъемного механизма, которая бегает вверх и вниз, работая на разрыв. Примерно через год использования трубочка ослабляется, часто сходит с канавки барабана, заклинивает механизм. Также нужно знать, что правый и левый стеклоподъемник разные по строению, и нельзя установить на один автомобиль два левых или два правых устройства. Опытные механики самостоятельно усовершенствуют данный механизм, меняя пластмассовые детали самодельными металлическими.

Подробнее про двигатель и коробку передач можно узнать в первой части данной статьи.

ГАЗ 3302

Достоинства : запчасти везде и недорого. Подлезть под нее можно без домкрата. Отечественный (то есть родной).

Недостатки : болеет часто, а докторов хороших мало, и медицина платная.

ГАЗ 3302, 2001 г

Достоинства : надёжность. Малый расход газа. Низкая стоимость запчастей. Ликвидность на рынке.

ГАЗ 3302, 2011 г

Недостатки : мелочные в принципе.

ГАЗ 3302, 2008 г

Достоинства : цена. Расход газа. Дешевые запчасти.

Недостатки : качество сборки и комплектующих.

ГАЗ 3302, 2012 г

Приобрел по объявлению ГАЗ 3302 2012 года выпуска с большим пробегом. Автомобиль интересовал как рабочий инструмент, важна была в первую очередь его грузоподъемность – 1,5 тонны. Выбирал 3-местный вариант, чтобы ездить с напарником. Доработал машину гидроусилителем руля, обновил панель. ГАЗ-3302 - тентованный грузовик, оснащенный 4-х цилиндровым двигателем УМЗ 4216. Работаю на машине полтора года, в целом всем доволен. Конечно, приходилось ремонтировать, зачастую делать это вынужден был самостоятельно. Автомобиль доступен для гаражного ремонта, исключение двигатель, в него лучше без специальных знаний не лезть. Как вы сами понимаете, автомобиль уже немало намотал пробега. Первым что пришлось заменить - потекшие патрубки радиатора, купил копеечные, продержались они меньше года, когда резина высохла и растрескалась, вероятной причиной такого быстрого износа была покупка неоригинальной запасной части. Пришлось менять опять, но в этот раз приобрел родные заводские детали. Почему новые запчасти так быстро приходят в негодность? Причину вижу в том, что в стремлении сэкономить брал подделки, скорее всего китайские. Когда перешел на оригиналы, то проблема исчезла. Электромотор пришлось заменить. После этого появилась проблема завоздушивания системы охлаждения, подсказку нашел в интернете: из-за некачественного тосола, забивался канал штуцера к расширительному бачку. Потом пропала зарядка аккумулятора, вышел из строя генератор, благо менять не пришлось, помогла замена шкива и щеток. Почему то новые детали ломаются намного чаще, похоже, попадаются мне подделки. Ну что говорить, покупал раньше запчасти на авто рынке, а там всякое продают. В последнее время стараюсь приобретать детали в официальном магазине, где продают запчасти с завода ГАЗ. Они по качеству лучше и служат дольше. Не так давно подвело зажигание, пропала искра, накрылась катушка. Но я сразу оригинальную купил, теперь с этим проблем нет.

Достоинства : хороший надежный грузовик.

Недостатки : качество запчастей хромает.

Сергей, Нижний Новгород

ГАЗ 3302, 2001 г

Итак, масло менял раз в 10-11 тыс. км, покупал 2 по 5 л лукойл 15w40 минералку. Пробовал Сибнефть - не пошло. От замены до замены, как раз 5 литров доливал плюс 5 при замене. Шкворня шприцевал раза два, то забывал, то забивал. Подшипники колесные не регулировал, сначала не знал, потом забил. Ощущения от вождения ГАЗ 3302 - кабина просторная, можно спать в полный рост. Посадка удобная, высокая, про боли в пояснице я не знал никогда. Эргономика не очень, есть решения со времен второй мировой (переключатель света), пластик деревянный, панель не гремит. Шума в кабине не очень много, на уровне той же Волги. Двигатель: мой любил покушать, но не любил ехать. На бензине ехал хорошо, на газу не очень. ГБО, конечно, нужно было настроить, но это не ко мне. КПП: включалась четко, ремонты были. Кардан: один раз менял подвесной подшипник. Задний мост: вообще ничего не делал. Подвеска: амортизаторы менялись до меня, поменял один лист на рессоре, больше там нет ничего. Рулевое: была убита крестовина на рулевом карданчике, руки не дошли. Тормоза: они, как бы, есть, предпочитал думать, что их нет. Когда ГАЗ 3302 едет - ехать приятно, когда начинает мозг пудрить - хочется с обрыва сбросить.

Достоинства : цена. Недорогие запчасти и обслуживание.

Недостатки : много мелких поломок.

ГАЗ 3302, 2012 г

Достоинства : хорошая рабочая машина. Удобная кабина. Надежная, если следить.

Особенности эксплуатации



  • неритмичность движений, колебания кузова, раскачивание при езде по неровной дороге;
  • тормозной путь увеличивается, эффективность тормозной системы снижается;
  • слышны стуки и скрипы при наезде на ямки, кочки и прочие неровности дороги;
  • существенно увеличился износ покрышек, периодически слышен запах паленой резины.

Читайте также: