Снять кпп камаз 65115

Обновлено: 05.07.2024

Коробка передач ZF на камазе 6520 . Расположение и переключение передач.

Снятие КПП Камаз, замена сцепления и установка на место.

Подключение воздуха на управление делителем КПП zf-16

Снятие КПП КамАЗ

Установка КПП КамАЗ

Круиз-контроль на Камазе 43118

Как регулировать Евро трещётку

ASR. Хитрая клавиша на КамАЗ 6520. Как её отключить самостоятельно без вреда для автомобиля.

Снятие КПП КамАЗ.Для снятия КПП:снимите пневмоусилитель гидропривода сцепления;
отсоедините фланец-вилку карданного вала среднего моста от фланца ведомого вала коробки передач, отвернув гайки болтов крепления, снимите пружинные шайбы и выньте болты; ослабьте стяжные ленты и снимите соединительный шланг трубы эжектора; отсоедините воздухопроводы: от, Снятие кпп камаз.
ослабьте болты крепления передних опор силового агрегата; отверните гайки болтов крепления задних опор двигателя и выньте болты;
выверните болты крепления балки поддерживающей опоры к раме;
выверните болты крепления поддерживающей опоры коробки передач к поперечной балке;снятие кпп камаз.
вывесите силовой агрегат за рым-болты коробки передач; подложите деревянные бруски под переднюю и заднюю половины второй поперечины рамы и опустите силовой агрегат (толщина брусков должна быть такой, чтобы при опускании силового агрегата кронштейны задних опор были выше подушек задних опор на 50 мм) Брусок из дуба.


Принцип устройства КПП автомобиля КАМАЗ, описание особенностей

В оснащение автомобиля КамАЗ входят 2 типа КПП: имеющие пять и десять ступеней. Конструкция 10-ступенчатой КПП включает в себя основную 5-ступенчатую КПП с передаточными числами и передний 2-ступенчатый редуктор-делитель с передаточными числами. Благодаря этому делителю автомобиль имеет целых 10 передних и 2 задние скорости.



В 5-ступенчатую КПП входят:

  • Картер коробки передач, в котором смонтированы первичный, вторичный и промежуточный валы в сборе с шестернями, а также синхронизаторы и подшипники;
  • Обособленный блок шестерен задних передач;
  • механизм переключения передач в отдельном блоке в верхней части коробки;
  • Делитель передач, прикрепленный к переднему торцу картера кпп 154 камаз.
  • Крышки с уплотнительными прокладками, которые закрывают подшипники валов, при этом наружная обойма подшипника является центрующей для крышки заднего подшипника первичного вала.
  • Наружная обойма заднего подшипника 29 ведомого вала является центрующей для крышки 27 заднего подшипника ведомого вала, крепящейся к заднему торцу картера КПП-154 Камаз.
  • Манжета с пыльником, установленная в задней части крышки и имеющая рабочую кромку с левой насечкой.
  • Правая стенка картера имеет расточку в прилавках. В эту расточку запрессована ось блока шестерен заднего хода, закрепляющаяся от выпадения. Сама шайба прикручена болтом со сверлением, куда для уплотнения резьбового соединения и избежания вытекания смазки вставляется пластмассовый штифт.
  • С правой стороны картера есть горловина для заливки масла в КП. Она закрывается пробкой, в которую встроен щуп для контроля уровня.
  • Масло в коробку передач заливается через горловину, расположенную на правой стенке картера. Сливная пробка, ввернутая в бобышки, располагается внизу картера. Она снабжена магнитом, способным улавливать находящиеся в масле металлические частицы.
  • На 2х сторонах картера располагаются люки для установки коробок отбора мощности. Люки закрываются крышками с уплотнительными прокладками. ГОСТ для люков- 12323.
  • Допустимый отбор мощности по 22064, 97 Вт (30 л-с.) с каждого люка. Отбор мощности во время движения автомобиля недопустим.
  • Правая верхняя часть задней стенки имеет карман для масла, в который его забрасывает вращением шестерен. Сверление в стенке картера пропускает масло из кармана в полость задней крышки ведомого вала, так происходит смазывание червячной пары привода спидометра.

Первичный вал устанавливается на 2-х шариковых подшипниках. Передний подшипник находится в гнезде коленчатого вала, задний — в расточке переднего торца картера КП. Опорой ведущему валу служит стопорное кольцо, защищающее его от сдвигов.


Первичный вал выполнен совместно с шестерней. Передняя часть вала переходит в цилиндрическую шейку под передний шарикоподшипник и имеет шлицы. На шлицах установлены ступицы ведомых дисков сцепления. Шестерня первичного вала косозубая, постоянно находится в зацепленном состоянии с шестерней привода промежуточного вала. Она состоит из внутреннего зубчатого венца, применяемого для соединения с зубчатым венцом каретки синхронизатора, и внутреннего цилиндрического отверстия для установки переднего роликового подшипника ведомого вала.

Промежуточный вал выполнен совместно с венцами шестерен 1й и 2й передач и передачи заднего хода. На переднем конце вала напрессованы шестерни 3й и 4й передач и шестерня привода промежуточного вала.



Ведомый вал в сборе с шестернями и синхронизаторами установлен соосно с ведущим валом. Упорное кольцо с внутренними шлицами закрепляет шестерни 3й и 4й передач. Расположение шлицев кольца такое, что они находятся напротив шлицев вала. Кольцо удерживает от проворачивания подпружиненная замковая шпонка. Подшипники шестерен получают масло, подающееся масло-нагнетающим устройством ведущего вала, через просверленный канал по оси ведомого вала. Синхронизаторы инерционного типа (2 штуки) отвечают за безударное переключение передач: 2й, 3й, 4й, 5й. Механизм переключения передач смонтирован в верхней крышке коробки и образован:

  • штоками (3 шт);
  • вилками переключения (3 шт);
  • головками штоков (2 шт);
  • фиксаторами (3 шт);
  • предохранителями включения 1й передачи и заднего хода;
  • замками штоков. Замок штоков образуется 2мя парами шариков и штифтом. Шарики расположены между штоками во втулках, штифт находится в отверстии среднего штока между шариками.

Шарики имеют такие диаметры, что с данным межштоковым расстоянием в случае перемещения штока из среднего положения, они имеют возможность выйти из лунок перемещаемого и входят в лунки неподвижных штоков. На крышке механизма переключения расположена опора рычага ПП. Справа в ней имеется установочный винт, фиксирующий нейтральное положение рычага. При рабочем положении винт должен быть вывернут. Сам делитель передач образуется:

  • Цилиндрическими шестернями;
  • Ведущим и промежуточным валами;
  • Синхронизатором и механизмом ПП с пневманическим управлением.












Устройство

Коробка передач КамАЗ-154 включает:

  • основную 5-ступенчатую коробку;
  • 2-ступенчатый делитель, или мультипликатор;

В разобранном виде устройство выглядит так:

  • ведущий вал;
  • шестерная передача;
  • синхронизаторы;
  • муфта;
  • ведомый вал;
  • промежуточные валы;
  • картеры;
  • привод.


Схема КПП на КамАЗ 154 для моделей 43118, 4350, 43505, 5350, 65115, 53605:

  • при разгоне — 1В-2В-ЗВ-4Н-4В-5Н-5В;
  • на пересеченной местности или при езде в сложных условиях — 1Н -2Н-ЗН-4Н-4В-5Н-5В.

Переключение передач происходит только при отключенном сцеплении и подбирается перемещением кранового рычага в позицию В или Н с помощью распределительного золотника.

Переключатель делителя смонтирован на картере с левой стороны. Привод управления включает:

  • опору рычага переключения передач;
  • кольца для уплотнения;
  • реактивную тягу;
  • ось;
  • рычаг;
  • вибрационный изолятор.

Принцип работы

Как только включается прямая передача, зубчатая муфта жестко соединяет ведущие валы мультипликатора и коробки. От силовой установки к КПП направляется крутящий момент, не меняющийся по величине. При нажатии на рычаг повышающей передачи происходит фиксация зубьев синхронизаторами на ведущем валу делителя. Вращение проходит через колеса на промежуточный вал КПП, в результате чего передаваемый момент понижается, количество оборотов увеличивается.

Данный процесс способствует эффективности работы транспортного средства, увеличению скорости передвижения и экономии топлива.

Отличие КПП-152 модели от 154

КПП-154 — улучшенная модификация коробки передач 152 на КамАЗ. Основными преимуществами являются:

  • усиленные синхронизаторы;
  • усовершенствованные крепления шестерен;
  • улучшенное управление мультипликатором.


При этом сама пневмосистема управления делителем считается механизмом, характеризующимся сложным обслуживанием. Для проведения сервисных работ необходим специально обученный мастер.

Главное отличие КПП-152 от модели 154 — наличие подшипников конической формы в опорах валов.

Как обслуживать КП на КамАз

Техническое обслуживание заключается в:

  • регулировке привода переключения скоростей;
  • регулировке величины зазора в клапане активации делителя;
  • а также в периодическом обновлении масла.
  1. Регулирование зазора между торцом крышки и ограничителем хода штока клапана включения делителя: Сначала проводится проверка регулировки привода выключения сцепления; регулировка производится по мере необходимости; Гайки упора штока клапана, располагающиеся на толкателе поршня пневмоусилителя, расстопориваются и отворачиваются. Контрольный вывод контура IV привода вспомогательного тормоза пневмопривода тормозов подсоединяется к манометру. Давление в контуре доводится до 7-7,5 кгс/см; Педаль сцепления выжимается до упора; упор штока клапана включения делителя подводится до соприкосновения с ограничителем штока клапана и перемещается в сторону штока клапана. Получившийся зазор между торцом крышки клапана и ограничителем штока должен быть 0,2 — 0,3 мм. В таком положении упор штока клапана закрепляется гайками и застопоривается отгибными шайбами. Если давление в IV контуре привода вспомогательной тормозной системы упало до 6,2 кгс/см2, можно увеличить зазор до 0,6 мм. Далее шток и крышка клапана закрываются резиновым пылепредохранителем;
  2. Проверка масла. Пробка маслозаливной горловины выворачивается, указатель вытирается чистой тряпкой и вставляется в заливное отверстие до тех пор, пока пробка не упрется в резьбу. Закручивать не нужно.
  3. Замена масла производится не реже раза в год, но только если машина проезжает менее 90 000 км. Если автомобиль задействован в тяжелой работе, то количество раз смены масла значительно увеличивается. Поэтому при принятии решения о замене отталкиваться нужно не от рекомендаций производителя, а от эксплуатационных условий конкретного автомобиля. При замене горячее масло сливается через сливные отверстия (для этого выворачиваются пробки, расположенные в нижней части картеров коробки передач и в нижней части картера делителя передач). Магниты сливных пробок очищаются от грязи и металлических частиц. Картеры коробки и делителя промываются чистым маслом. Чистое масло заливается в КП, которую нужно на нейтральной передаче прокручивать двигателем на протяжении 10 мин; далее масло из КП сливается, вворачиваются сливные пробки и до верхней метки указателя уровня заливается смазка ТСп-1.5К. После этого нужно снова прокрутить КП на нейтральную передачу 3-5 минут. Если после всех манипуляций при замере уровня он окажется недостаточным, значит, масло надо долить. Масло обязательно должно быть горячим, т.к. чем выше его температура, тем ниже вязкость.

Снятие коробки передач с автомобиля и ее установка

Снятие КП включает

Важно! Толщина подставок должна позволять кронштейнам задних опор быть выше подушек на 50 мм.

  1. Выворачивание стяжного болта рычага передней тяги привода управления коробкой передач;
  2. Разъединение передней тяги с рычагом, снятие резинового чехла, вынимание шарика и пружины из шаровой головки наконечника рычага;
  3. Отсоединение 3-х болтов воздухопроводов управления делителем от колодки со стороны двигателя, выверение болтов крепления стартера; Выворачивание болтов, крепящих сцепление или картер делителя на картер маховика двигателя с помощью установки цепных захватов подъемного приспособления за рым-болты на КП;
  4. Снятие коробки передач и установка ее на тележке.

План установки коробки передач

Важно! Перед стыковкой коробки передач с двигателем в полость переднего подшипника ведущего вала, расположенного в расточке коленчатого вала, заложите 15 г смазки 158;

Ремонт делителя КПП автомобилей КаМаз

Возможные поломки

  • Шариковые подшипники первичного и вторичного валов неисправны;
  • Роликовые подшипники шестерни повышенной передачи;
  • Вал и шестерня повреждены роликами;
  • Зубья шестерен сломаны;
  • Крепежные болты опорной шайбы вторичного вала раскручены;
  • Для исправления неполадок делитель нужно разобрать, выявить проблемное место, заменить детали и собрать устройство обратно.

Разборка

  • Снятие вилки включения передач;
  • Снятие синхронизатора;
  • Одновременное снятие вилки выжимного подшипника и вала;
  • Раскручивание и снятие крышки заднего подшипника первичного вала;
  • Снятие первичного вала и подшипника, после которого необходимо совмещение выреза ведущей шестерни с зубьями промежуточного вала;
  • Снятие крышки шарикового подшипника промежуточного вала. Для этого есть специально предусмотренная резьба в отверстиях крышки;
  • Снятие опорной шайбы подшипника и роликового подшипника вторичного вала;
  • Изъятие подшипника совместно со стаканом;
  • Выбивание деревянным бруском вала из шарикового подшипника;
  • Изъятие подшипника из корпуса делителя;
  • Далее происходит разборка первичного вала. Он разбирается раскручиванием стяжной гайки с левой резьбой, затем происходит снятие маслонагнетательной шайбы, подшипника с втулкой, ведущей шестерни и роликовых подшипников;
  • При необходимости происходит замена деталей.

Обслуживание и ремонт

Самой распространенной проблемой в коробке является износ шестерен и подшипников. Детали постоянно находятся в движении, из-за трения изнашиваются. В таких случаях восстановить или отремонтировать КПП невозможно, элементы меняют на новые.

Детали и запасные части, техническое обслуживание, сервис и ремонт


Автомобили ГАЗ


Автомобили ЗИЛ


Автомобили КАМАЗ


Автомобили МАЗ


Автомобили КРАЗ


Автомобили УРАЛ

Устройство и детали сцепления и КПП Камаз-65115

Техническая характеристика сцепления автомобиля Камаз-65115


Рис. 1. Свободный ход муфты выключения сцепления автомобилей Камаз-65115

Сцепление Камаз-65115 - фрикционное, сухое, двухдисковое, с периферийным расположением пружин модели 142 или диафрагменное двухдисковое модели 17, или однодисковое, диафрагменное, вытяжного типа модели MFZ 430 фирмы F&S (Германия).

Привод управления сцеплением гидравлический, снабженный пневмоусилителем. В приводе управления сцеплением модели 17 для уменьшения усилия на педали введена дополнительно сервопружина, прикрепленная одним концом к верхней части педали, другим - к кронштейну.

Краткая техническая характеристика сцепления Камаз-65115

Модель сцепления - 142 / 17

Передаваемый крутящий момент, Н/м (кг/см) - 833 (85) / 1350 (135)

Число нажимных пружин - 24 / -

Усилие пружин и диафрагмы при сцеплении, кН (кгс):

- включенном - 13,15-15,3 (1315-1530) / 18,5 (1850)
- выключенном - 14,05-16,2 (1405-1620) / 17,5 (1750)

Свободный ход муфты выключения сцепления определяйте, перемещая рукой рычаг. Пружину при этом отсоедините. Нормальному ходу муфты соответствует ход рычага 4—5 мм. Если ход рычага менее 3 мм, то, вращая сферическую гайку, отрегулируйте ход рычага.

Свободный ход педали сцепления (до начала работы главного цилиндра) зависит от зазора А, между поршнем и толкателем поршня главного цилиндра. Нормальному зазору соответствует ход педали 6—12 мм.


Рис. 2. Свободный ход педали сцепления Камаз-65115


Рис. 3. Регулировка зазора между поршнем и толкателем поршня главного цилиндра сцепления Камаз-65115

Для регулировки зазора расшплинтуйте и ослабьте корончатую гайку эксцентрикового пальца и, вращая эксцентриковый палец, установите требуемый свободный ход педали сцепления.

Удаление воздуха из гидропривода выключения сцепления Камаз-65115 (прокачку) проводите в таком порядке:

- снимите с бачка пробку 5 и заполните бачок рабочей жидкостью до уровня не ниже 15—20 мм от верхней крышки заливной горловины бачка;

- снимите с перепускного клапана колпачок, наденьте на головку клапана шланг, свободный конец которого опустите в прозрачный сосуд с рабочей жидкостью;

- отверните на 0,5—1 оборот перепускной клапан и резко нажимайте на педаль сцепления до упора в ограничитель хода педали до прекращения выделения пузырьков воздуха из рабочей жидкости;

- в процессе прокачки добавляйте рабочую жидкость в систему, не допуская снижения ее уровня в бачке ниже 40 мм от верхней кромки заливной горловины;

- по окончании прокачки при нажатой до упора педали заверните до отказа перепускной клапан, снимите с головки клапана шланг, наденьте колпачок;

- после прокачки системы долейте свежую рабочую жидкость в бачок до нормального уровня.

Качество прокачки можно определить по величине полного хода толкателя) пневмоусилителя ПГУ сцепления Камаз-65115.

Если уровень жидкости в главном цилиндре нормальный и в жидкости отсутствует воздух, то полный ход толкателя должен быть не менее 25 мм. Для замера полного хода толкателя нажмите педаль сцепления до упора.

На автомобилях, в зависимости от моделей и комплектаций, применяются коробки передач моделей 142, 152, 161 или ZF-9S109 (Германия).

Коробка передач Камаз-65115 КПП 142— механическая, пятиступенчатая, состоит из основного редуктора; модели 152— десятиступенчатая, отличающаяся от модели 142 наличием двухступенчатого делителя, расположенного впереди основной коробки.

Управление коробками передач Камаз-65115 КПП 142 и 152 механическое, дистанционное, качающимся рычагом, установленным на двигателе, управление делителем —селекторное, пневмомеханическое с помощью переключателя на рычаге переключения передач.

Коробка передач КПП 161 – механическая, восьмиступенчатая, включает основной четырехступенчатый редуктор и планетарный демультипликатор, расположенный сзади основной коробки.

На крышке коробки установлена опора рычага переключения передач оригинальной конструкции. В ней находятся шток и рычаг управления редуктором, механизм предохранения от случайного включения заднего хода и пневматические клапаны переключения демультипликатора.

Коробка передач КПП ZF-9S109 – механическая, девятиступенчатая, имеющая по сравнению с моделью 161 дополнительную пониженную передачу.

Регулировку дистанционного привода управления механизмом переключения передач в коробках передач Камаз-65115 моделей 142, 152, проводите при нейтральном положении рычага переключения передач в следующем порядке:

- ослабьте стяжные болты 5 (см. рис.4) и, вывернув болты 3, обеспечьте зазор в соединении, навернув на один-два оборота регулировочный фланец 4 на тягу 6;

- ослабив контргайку 1, вверните установочный винт 2, застопорив этим перемещение штока 7;

- ослабив контргайку 1, вверните установочный винт 2, застопорив этим перемещение рычага переключения передач;

- вращая, переместите по резьбе регулировочный фланец 4 до контакта по всей поверхности с фланцем штока 7. Установите болты 3 и затяните стяжные болты 5;

- выверните установочный винт 2 на 21 мм и застопорите его контргайкой;

- выверните установочный винт 2 на 31 мм и застопорите его контргайкой.


Рис.4. Регулировка привода сцепления Камаз-65115

Зазор в клапане включения делителя КПП Камаз-65115 проверяйте при отрегулированном приводе выключения сцепления и номинальном давлении сжатого воздуха в пневмоприводе тормозов в следующем порядке:

- снимите резиновый пылепредохранитель 1;

- плавно нажмите педаль сцепления до упора;

- щупом проверьте зазор между крышкой 2 и ограничителем штока 3.


Рис.5. Привод сцепления Камаз-65115 / Рис.6. Механизм делителя КПП Камаз-65115 / Рис.7. Установочный винт и контргайка

При номинальном давлении сжатого воздуха в пневмоприводе тормозов зазор должен быть 0,2…0,3 мм. Зазор контролируйте не позднее 30 с после выключения сцепления.

При необходимости отрегулируйте зазор, перемещая упор (флажок) 4 штока клапана. После установки требуемой величины закрепите упор гайками, гайки застопорите отгибными шайбами.

Ход рычага делителя передач КПП Камаз-65115 проверяйте при наличии сжатого воздуха в пневмоприводе тормозов.

- снимите крышку смотрового люка механизма переключения делителя передач;

- нажмите до упора педаль сцепления;

- передвигая переключатель управления делителем передач из верхнего положения в нижнее или наоборот, замерьте ход рычага по центру отверстия. Нормальная величина хода—- 16,5. 19.0 мм.

Рис.8. Привод управления механизмом переключения передач КПП Камаз-65115

1 - рычаг переключения передач; 2 - опора рычага переключения передач; 3 - тяга; 4 - стержень; 5 - рычаг; 6 - кронштейн реактивной штанги; 7 - тяга реактивная; 8 - кожух защитный; 9 - хвостовик; 10 - гайка.

Регулировка хода рычага механизма переключения передач КПП Камаз-65115 в следующем порядке:

- ослабьте контргайки и выверните установочные винты;

- установите переключатель на рукоятке рычага переключения передач в нижнее положение;

- нажмите педаль сцепления до упора;

- вверните задний установочный винт до контакта с рычагом, после этого доверните его еще на 1/4 оборота и застопорите контргайкой;

- установите переключатель в верхнее положение и нажмите педаль сцепления до упора. Вверните передний установочный винт так же, как был ввернут задний винт.

Регулировку дистанционного привода управления механизмом переключения передач коробок передач Камаз-65115 моделей 161 и ZF-9S109 производите при нейтральном положении рычага переключения передач в следующем порядке:

- зафиксируйте тягу 3 технологическим стержнем 4 (d=4мм, l=100мм) в опоре 2;

- установите хвостовик 9 в коническое отверстие рычага 5 , затяните гайку 10 моментом 40. 50 Нм, для модели 161 зашплинтуйте;

- удалите технологический стержень;

- отклонение общей плоскости симметрии рычага 1 и тяги 3 от вертикальной плоскости не более 2 мм обеспечить изменением длины тяги 7.

Пробки слива масла в картерах коробок передач Камаз-65115 КПП 142, 144, 152, 154

Уровень масла в картере коробки передач проверяйте указателем, вмонтированным в пробку 2 (см. рис. 9/11) маслозаливной горловины.

Нормальный уровень должен доходить до верхней метки на указателе. При проверке уровня пробку не вворачивайте, а только вставьте ее в отверстие до упора в резьбу.

Для коробок передач модели ZF- 9S109 уровень масла должен доходить до нижней кромки заливных (контрольных) отверстий 3, расположенных симметрично по обе стороны коробки (см. рис. 10).


Рис.9. Пробки слива масла в картере коробки КПП 161 / Рис.10. Пробки слива масла в картере коробки передач Камаз-65115 ZF-9S109 (вид снизу) / Рис.11. Пробки слива масла в картере коробки передач Камаз модели КПП142/152

Сливайте масло из картера, когда оно еще теплое от нагрева при работе: для коробок моделей 152 и 142 — вывернув пробки 1, 3, 4 на автомобиле Камаз-65115 с делителем (1 и 4 — без делителя); для коробки модели 161 — вывернув масляный фильтр 1, установленный на заднем торце картера демультипликатора, и пробки 2 и 3 картера; для модели ZF- 9S109 – вывернув пробки одного из заливных отверстий 3 и пробки 1 и 2 сливных
отверстий. Очистите магнитные пробки от грязи и после слива отработавшего масла установите их на место.

Читайте также: