Старый дуб умел еще на разные лады скрипеть стволом

Обновлено: 02.07.2024

В роще росли рядом молоденькая Рябина, пожилая Берёзка и старый Дуб. Когда набегал ветерок, они шелестели листьями. Так они разговаривали между собой. Старый Дуб умел ещё на разные лады скрипеть стволом. Когда ветер был сильный, голос Дуба слышен был по всей роще. Но всё равно Зоечка и её старая тётя не понимали ни шелеста, ни скрипа деревьев.

В первый раз Зоечка и её тётя пришли в рощу, когда поспела земляника. Они брали ягоды, а на деревья не обращали никакого внимания.

Прилетела серая тонкая птица, села на ветку молоденькой Рябины и закуковала:

— Слышишь, Зоечка, — кукушка! Когда я была маленькой, мы пели про неё хорошенькую песенку.

И тётя запела тонким жалостным голоском:

Там вдали за рекой
Раздаётся порой:
Ку-ку! Ку-ку!
Это птичка кричит
У зелёных ракит:
Ку-ку! Ку-ку!
Потеряла детей, —
Жалко бедненьких ей.
Ку-ку! Ку-ку!
Ку-ку-у.

Тут голосок тёти задрожал-задрожал, а Зоечка горько расплакалась.

Тётя погладила Зоечку по головке и сказала:

— Золотое у тебя сердечко: всех-то жалеет!

Тогда молоденькая Рябина зашелестела всеми своими разрезными листьями:

— Слушайте! Слушайте! Ведь это ужасно глупая песенка! Кукушка совсем не теряет своих детей. Она нарочно подкидывает их в чужие гнёзда. Не жалейте, пожалуйста, Кукушку. Жалейте, пожалуйста, других птичек.

Но Зоечка и её тётя не слушали шелеста листьев.

А серая тонкая птица всё куковала, да так жалобно:

Прилетела бурая тонкая птица, села на ветку пожилой Берёзы и пронзительно захихикала:

Тут Зоечка ещё пуще залилась слезами:

— Зачем эта гадкая птица смеётся над бедной Кукушечкой!

Тётя опять погладила Зоечку по головке и сказала:

— А вот мы её сейчас.

Подняла сучок, замахала им на бурую тонкую птицу:

— Кыш! Кыш! — И прогнала её.

Тогда пожилая Берёза зашелестела всеми своими листьями, похожими на сердечки:

— Слушайте, слушайте! Ведь это ужасно глупое недоразумение. Сами жалеете Кукушку и сами её прогнали! Кукушка-отец кричит: ку-ку! ку-ку! А Кукушка-мать кричит: хи-хи-хи-хи!

Бурая — это и есть Кукушка-мать. Сами поёте песенку и сами не знаете, про кого.

Молоденькая Рябина прошептала чуть слышно:

— Совершенно справедливо, совершенно справедливо.

А старый Дуб молчал: он триста лет прожил на свете, и его больше не интересовали слезливые песенки.

В другой раз Зоечка и её тётя пришли в рощу, когда поспела малина.

Они подошли к старому Дубу. Вдруг из его корней выпорхнула красногрудая птичка. Зоечка наклонилась и увидела между корнями гнёздышко. В нём сидело шесть птенчиков. Пятеро было в тёплом пушку, а шестой ещё совсем голый.

Зоечка сейчас же расплакалась:

— Зачем он голенький, ему холодно.

А тётя опять погладила Зоечку по головке и сказала:

Тогда молоденькая Рябина зашелестела всеми своими разрезными листьями:

— Слушайте, слушайте! Ведь этот птенец вышел на свет тремя днями позже других. Он подрастёт и оденется. Те пятеро тоже были голенькие, а над ними не плакала даже их родная мать.

И пожилая Берёзка зашелестела всеми своими листьями, похожими на сердечки:

— Слушайте, слушайте! Ведь это же Кукушонок! Не его надо жалеть, а других птенчиков.

Но Зоечка и её тётя не обращали никакого внимания на шелест листьев…

А старый Дуб молчал.

И в третий раз Зоечка и её тётя пришли в рощу, когда осенний ветер срывал с деревьев их листья.

Зоечка глянула под корни старого Дуба и заплакала.

Там сидел один Кукушонок. Он так вырос, что закрывал собой всё гнёздышко.

Прилетела красногрудая птичка, и Кукушонок сейчас же открыл рот и закричал.

Кукушонок был так велик, а красногрудая птичка была так мала. Ей пришлось сесть ему на голову, чтобы скормить ему бабочку, которую она принесла. И голова красногрудой птички при этом совсем исчезла в разинутом рте Кукушонка.

Тётя спросила Зоечку:

— Что ты плачешь, моё сердечко?

И Зоечка прошептала, всхлипывая:

— Да… Все птенчики давно уже вылетели из гнезда. А этот бедненький — хны! хны! Всё время хочет кушать!

Тогда молоденькая Рябина прошептала всеми своими оставшимися разрезными листьями:

— Смотрите, смотрите! Ведь это Кукушонок!

Когда он был ещё голенький, он вышвырнул из гнезда всех детей Красногрудки. Они были слабые, в пушку и погибли один за другим в траве.

Кукушонок убил их. Пожалейте птенчиков Красногрудки!

И пожилая Берёза прошептала всеми своими оставшимися листьями, похожими на сердечки:

— Смотрите, смотрите! Он вырос гораздо больше своей кормилицы-Красногрудки, а всё ещё просит есть у неё. Он лентяй и обжора. Его нельзя жалеть!

Но Зоечка ещё пуще залилась слезами и прохныкала:

— Все другие птички — хны! хны! — улетят за море в тёплые края. А эта останется. Пойдёт снег. И — хны! хны! — бедная птичка замёрзнет.

— Не могу видеть, как разрывается твоё золотое сердечко. Знаешь что, — возьмём эту птичку домой. Ты сама будешь кормить её булочкой, пока опять не настанут тёплые дни.

И Зоечка прошептала сквозь слёзы:

— И буду петь ей песенку.

Тут даже старый Дуб не выдержал и проскрипел:

— Скры. Скру. Поскру. Послушайте! Ведь это ж ужасно груст… нет, глупая история! Бросьте Кукушонка! Красногрудка, прочь, — он исправится. Крылья есть, какая кручина? А булку — крысам! Послушайте! Скрылись.

Зоечка и её тётя заткнули уши от страшного скрипа старого Дуба, подхватили Кукушонка и поспешно ушли из рощи.

Дома Зоечка посадила Кукушонка за куклин стол и до тех пор кормила его сладкой булочкой, пока Кукушонок не перестал просить есть.

Тогда Зоечка уложила его в куклину кроватку, прикрыла куклиным одеялом и запела тонким жалостным голоском:

Там вдали за рекой
Раздаётся порой:
Ку-ку! Ку-ку!

Кукушонок сейчас же закрыл глазки.

Это птичка кричит
У зелёных ракит:
Ку-ку! Ку-ку!

Кукушонок перевернулся на спинку.

Зоечка тихонько кончила песенку:

Потеряла детей,
Жалко бедненьких ей.
Ку-ку! Ку-ку!

Кукушонок дрыгнул ножками и сдох.

Говорят, что слоны и обезьяны очень умные животные. Но и другие животные тоже не дураки.
Вот. Читать текст полностью →

В Москве, в Русаковской больнице, где находятся дети, изувеченные фашистами, лежит Гриша Филатов. Читать текст полностью →

Вчера днём, на уроке математики, я твёрдо решил, что мне пора жениться. А что? Я уже в третий класс. Читать текст полностью →

Валя не пришла в класс. Подруги послали к ней Мусю.
— Пойди и узнай, что с Валей: может, она. Читать текст полностью →

Изображение Прочитайте и озаглавьте текст. К какому типу речи он относится? Выпишите сначала предложения с причастными оборотами, а затем остальные. Причастные обороты и одиночные.

Прочитайте и озаглавьте текст. К какому типу речи он относится? Выпишите сначала предложения с причастными оборотами, а затем остальные. Причастные обороты и одиночные причастия подчеркните, определяемые ими существительные заключите в прямоугольник, расставьте пропущенные запятые. Обозначьте часть слова, в которой находится вставленная орфограмма.

Вокруг дуба толпились ребята (с, з)бежавшиеся с соседних дворов. Они показ..вали пиль(ч, щ)икам рисунки изобр..жавшие старый дворовый дуб от..гчённый густой кроной. Тогда пиль(ч, щ)ики нехотя поднялись, оставив пилу в пропиленн..й расщелин., ствола. Пользуясь тем, что они отошли, ребята поспешили выдернуть пилу из раны нанесённ..й старому дереву. Они решили положить пластырь обв..зать тряпками поражённое место и т..рпеливо ждать лета. Дуб стоял с перебинтованным стволом.

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Васян Коваль

Лучший ответ:


Таня Масян

С безударной гласной в корне? Тогда вот:
РослИ, молОденькая, рябИна, пожилАя, берёзы, набегАл, ветерОк, онИ, шелестЕли, разговАривали, собОй, ладЫ, скрипЕть, стволОм. (Выделены ударные гласные)




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Учебный предмет, класс

Безударные гласные в корне слова.

Закрепить умение находить и проверять безударную гласную в корне слова;

Познакомить с новыми словарными словами;

Развитие орфографической зоркости

Формировать положительное отношение к учению, желанию приобретать новые знания;

Формировать умение осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

Формирование уважительного отношения к иному мнению.

Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу на уроке русского языка;

Формировать умение контролировать процесс и результаты деятельности

Формирование умения осознавать познавательную задачу на уроке русского языка;

Формировать умение осуществлять для решения учебных задач операцию анализа во время выполнения упражнений на уроке русского языка.

Формирование умения вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками;

Формировать умение высказывать собственное мнение в устной форме;

Формировать умение осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Встали ровно, тихо сели.

Ребята, меня зовут Светлана Викторовна, сегодня уроки у вас проведу я. Я надеюсь, что мы с вами хорошо поработаем сегодня и желаю вам удачи на уроке. Сейчас повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте что-нибудь хорошее.

Приветствуют учителя, присаживаются и слушают.

Формировать положительное отношение к учению, желанию приобретать новые знания;

Постановка целей и задач

Сейчас откройте свои тетради и запишите число, сегодня 20 апреля, классная работа, пишите аккуратно, не торопитесь.

Итак, ребята, обратите внимание на слайд, к нам прилетела птичка-Синичка, принесла с собой задание из леса, да вот беда, забыла она, как пишутся слова, давайте выполним это задание, оно поможет нам с вами узнать тему нашего урока:

Запишите эти слова в тетрадь, с красной строки, заглавной буквы, через запятую, подчеркивая вставленную букву одной чертой.

Я вижу, что вы уже справились с заданием, давайте его проверим.

Так, первое слово, как оно звучит?

Молодцы, следующее слово?

Молодцы, поднимите руку, кто не допустил ошибок в этом задании.

Хорошо, а есть у кого одна, две ошибки?

Молодцы, вы успешно выполнили это задание.

А что за орфограмма была спрятана в этих словах?

Верно, безударная гласная в корне слова.

Давайте попробуем теперь сформулировать тему нашего урока, зная, что сегодня мы будем работать над этой орфограммой.

А какие цели мы поставим на уроке, зная тему?

Верно, сегодня мы с вами закрепим умение находить и проверять безударную гласную в корне слова, а также, сегодня на уроке мы с вами узнаем новые словарные слова.

Открывают тетради, записывают число, классная работа.

Записывают слова в тетрадь, вставляя пропущенные буквы.

Кр и чать - крик

Поднимают руки те, у кого нет ошибок.

Поднимают руки те. У кого одна или две ошибки.

Безударная гласная в корне слова.

Повторить безударные гласные в корне слова.

Формирование уважительного отношения к иному мнению.

Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу на уроке русского языка;

Формировать умение контролировать процесс и результаты деятельности

Формирование умения осознавать познавательную задачу на уроке русского языка;

Формирование умения вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками;

Формировать умение высказывать собственное мнение в устной форме

А сейчас, давайте вернемся к нашей гостье, она хочет рассказать нам историю из леса, но чтобы мы её узнали нам необходимо в текст вставить пропущенные буквы, это задание в парах, текст лежит у вас на партах, возьмите в руки ручки и вставьте пропущенные буквы (текст из упр. 191):

Вижу, вы справились с заданием от Синички, давайте его проверим, возьмите в руки простой карандаш, правильный текст записан на слайде.

Поднимите руки те у кого нет ни одной ошибки.

Какая орфограмма спряталась в слове пожилая?

Верно, ЖИ, ШИ пиши с буквой И.

Слово дуБ, почему не П? – Дубы.

Хорошо, вы молодцы.

Ребята, Синичка зовет нас в цирк, да, да, не удивляйтесь, ведь все не так просто, чтобы туда попасть нужно знать, как правильно пишется слово Ц*РК. Как вы думаете, какая буква пропущена в слове? А как проверить? Верно, мы с вами не можем проверить написание этой гласной, поэтому мы должны запомнить это слово. Какое оно?

Верно, словарное. Значит, что мы с вами будем делать в цирке, куда нас зовет Синичка? Молодцы, мы с вами познакомимся и запомним новые словарные слова, одно из которых ЦИРК. Запишите это слово и подчеркните, так как подчеркнуто на слайде.

Чтобы узнать, что это за слова, отгадайте загадки:

Пристройка с крышей на столбах,
Ведёт из дома в сад.
Пить чай привык я там в гостях,
Бывать там летом рад.

Верно, это терраса, обратите внимание, как пишется это слово. Запишите, через запятую, после слова цирк и подчеркните и поставьте ударение.

Что весною мы сажали,

Потом летом поливали.

Все, что осенью на грядках

Поспевает: вкусно, сладко!

Не зевай и собирай

Конечно, это урожай, запишите слово и подчеркните буквы, которые необходимо запомнить.

Освещают ночь огнём
Было, чтоб светло как днём,
От зари и до зари
Светят ярко…

Сделан он из толстой кожи,

Вещи он нести поможет,

Его закроем на замок,

Чтоб вещи взять чужой не мог.

Молодцы, это чемодан, запишите слово и поставьте точку.

Читайте также: