Технологическая карта ремонта двигателя камаз 740

Обновлено: 05.07.2024

Тип занятия: Формирования и совершенствования трудовых умений и навыков.

Вид занятия: Комбинированное.

Время: 6 часов.

Цель занятия:

Обучение практическим приемам разборочно-сборочных работ с изучением деталей кривошипно-шатунного и газораспределительного механизма двигателя КАМАЗ-740.

Задачи занятия:

Обучающие:

Формирование и усвоение приемов проведения разборочно-сборочных работ кривошипно-шатунного и газораспределительного механизма двигателя КАМАЗ-740.

Формирование у студентов профессиональных навыков при выполнении разборочно-сборочных работ кривошипно-шатунного и газораспределительного механизма двигателя КАМАЗ-740.

Развивающие:
Формирование у студентов умения оценивать свой уровень знаний и стремление его повышать, осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

Развитие навыков самостоятельной работы, внимания, координации движений, умения осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Воспитательные:
Воспитание у студентов аккуратности, трудолюбия, бережного отношения к оборудованию и инструментам, работать в коллективе и команде.

Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, пробуждение эмоционального интереса к выполнению работ.

Дидактические задачи:

Закрепить полученные знания, приемы, умения и навыки по выполнению разборочно-сборочных работ с изучением деталей кривошипно-шатунного и газораспределительного механизма двигателя КАМАЗ-740.

В ходе занятия у студентов формируются

Профессиональные компетенции:

ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

2. Барун, В. Н. Автомобили КАМАЗ. Техническое обслуживание и ремонт / В. Н. Барун. – М. : Транспорт, 1984. – 351 с.

3. Руководство по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей: КАМАЗ-5320, -5410, -55102, -5511, -53212, -53211, -53213, -54112, -43114, -43118, -65111, -53228. – М. : РусьАвтокнига, 2001. – 286 с.

4. Жилин, А. А. Практикум по устройству и обслуживанию автомобилей КАМАЗ / А. А.Жилин, А. А. Мокушин. – М. : Высш. шк., 1988. – 206 с.

5. Автомобили КАМАЗ-53205, -53212, -53215 : руководство по эксплуатации. –

6. Автомобили КАМАЗ типа 6×4 : руководство по эксплуатации. – Набережные

7. Конструкция автомобиля. Шасси / под общ. ред. Л. А. Карунина. – М. : МАМИ, 2000. – 528 с.

ДВИГАТЕЛЬ КАМАЗ-740

Иллюстративный материал – рис. 1–3, учебные плакаты.

Монтажное оборудование, приспособления и инструменты – для двигателя КАМАЗ-740 – монтажный блок цилиндров с кривошипно-шатунным (КШМ) и газораспределительным (ГРМ) механизмами; детали механизмов (ось коромысла укомплектованная), клапаны, толкатели, втулки толкателей, штанги, коленчатый вал с шатунами, поршнями и крышками опор; специальный съемник для извлечения толкателей из блока цилиндров и поршневых колец; специальное приспособление для обжатия поршневых колец при установке поршня в гильзу цилиндра; щуп; комплект инструментов, ключ торцовый 15 мм, динамометрический ключ, специальный торцовый ключ для отворачивания гаек держателя сальника заднего конца коленчатого вала, ключ накидной 17 мм, выколотка, съемники для разборки головки цилиндра и снятия форсунок.

1. Разобрать КШМ двигателя (частично), одновременно изучая его устройство. Порядок разборки:

− вывернуть болты и гайки крепления поддона двигателя и снять его;

− для первого и пятого цилиндров снять крышки шатунов, вкладыши и извлечь

поршни с шатунами (рис. 1);

− снять поршневые кольца;

− извлечь стопорное кольцо поршневого пальца, выпрессовать последний;

− продефектовать снятые детали, удалить нагар из канавок поршня.

2. Собрать КШМ двигателя в обратном порядке, соблюдая следующие технические условия:

− шатун с поршнем собрать так, чтобы выборки под клапаны в днище поршня и паз в шатуне под замковый ус вкладыша были на одной стороне;

− компрессионные кольца (рис. 2) ставить скошенной стороной в сторону камеры сгорания, а замки расположить в противоположные стороны;

− при установке маслосъемных колец (рис. 2, б) сначала разместить пружинный расширитель, затем – маслосъемное кольцо, при этом стык расширителя должен находиться диаметрально противоположно замку кольца (рис. 2, в);

− выборки в днище поршня должны располагаться ближе к середине блока;

− гайки шатунных болтов затягивать в два приема. Момент силы при проведении первого приема (30 ± 1) Н·м; вторым приемом довернуть гайку на 90°.Перед затягиванием резьбу шатунных болтов смазать моторным маслом.

Рис. 1. Шатунно-поршневая группа:

а – поршень двигателя КАМАЗ-740 в сборе с шатуном; б – поршни двигателя КАМАЗ-740 в сборе с шатунами, устанавливаемые соответственно в цилиндры правого и левого рядов; 1 – стопорное кольцо; 2 – поршневой палец; 3 – маслосъемные кольца; 4 – днище поршня с нанесенной стрелкой; 5 – компрессионные кольца; 6 – поршень; 7 – шатун; 8 – метка на стержне шатуна; 9 – шатунный болт; 10 – крышка шатуна; 11 – корончатая гайка; 12, – метки (выступы) на крышках шатунов.

3. Разобрать ГРМ двигателя (для предварительного изучения ГРМ использовать рис. 3):

− снять топливопроводы высокого давления и отсоединить от форсунок дренажные трубопроводы;

− отвернуть гайки, снять скобы крепления форсунок;

− снять при помощи специального съемника форсунки;

− заглушить ветошью все отсоединенные трубопроводы во избежание попадания пыли и грязи;

− вывернуть болты крепления крышек головок цилиндров и снять крышки (рис. 3, поз. 9);

− снять головки, поставить на них номера цилиндров.

Рис. 2. Маслосъемное кольцо и операции установки его на поршень:

а – поршень с поршневыми кольцами; б – маслосъемные кольца; в – последователь-

ность операций установки элементов маслосъемного кольца; 1, 2 – компрессионные кольца; 3 – маслосъемные кольца; 4 – кольцевой диск; 5 – радиальный расширитель; 6 – осевой расширитель.
4. Установить головку в специальное приспособление, совместив отверстие под болты со штифтами и разобрать ее:

− вращая винт приспособления, сжать пружины до полного выхода из конуса втулки сухарей, снять сухари и втулки;

− вывернуть винт приспособления, снять с головки тарелки, две пружины, уплотнительную манжету на впускном клапане;

− вынуть клапаны из головки;

− продефектовать снятые детали, очистить резьбовые соединения от грязи, в резьбовых отверстиях не должно быть масла, дизельного топлива; очистить от нагара верхний поясок гильзы цилиндра.
5. Собрать ГРМ двигателя, соблюдая обратную последовательность операций и следующие условия монтажа:

− клапаны перед установкой в головку смазать моторным маслом;

− резьбу болтов крепления головки цилиндров смазать графитной смазкой УСс-А, смешанной с моторным маслом;

− установить и закрепить крышки головки цилиндров.
6. Отрегулировать тепловые зазоры в ГРМ двигателя (операции проводить на холодном двигателе). Регулировку зазоров выполнять одновременно на двух головках в четырех положениях коленчатого вала:

Рис. 3. Разобранная головка цилиндра с клапанами:

1 – клапан выпускной; 2 – седло выпускного клапана; 3 – направляющая втулка выпускного клапана; 4 – пружинная шайба клапана; 5 – наружная пружина клапана; 6 – внутренняя пружина клапана; 7 – втулка тарелки; 8 – сухарь клапана; 9 – болт крепления крышки; 10 – плоская шайба; 11, 25 – шайбы; 12 – крышка головки цилиндров; 13 – болт крепления головки цилиндра; 14 – тарелка пружин клапана; 15 – уплотнительная манжета впускного клапана; 16 – кольцо манжеты; 17 – уплотнительная манжета впускного клапана в сборе; 18 – направляющая втулка впускного клапана; 19 – седло впускного клапана; 20 – клапан впускной; 21 – шпилька крепления патрубка выпускного коллектора; 22 – предохранительная втулка прокладки патрубка; 23 – опора скобы; 24 – шпилька крепления скобы; 26 – шпилька крепления стойки коромысел; 27 – прокладка крышки головки цилиндров; 28 – штифт стойки оси коромысел; 29 – ввертыш крепления впускного коллектора; 30 – ввертыш крепления водяной трубы; 31 – головка цилиндра; 32 – заглушка головки цилиндра; 33 – кольцо уплотнительное

заглушки; 34 – кольцо опорное газового стыка.

со стороны маховика, °

− проворачивая коленчатый вал воротком через отверстие в корпусе муфты сцепления, добиться попадания фиксатора в углубление маховика;

− проверить положение меток на фланце ведущей полумуфты привода топливного насоса высокого давления (ТНВД) и торце корпуса муфты опережения впрыска топлива. Если риски находятся внизу, то сделать еще один оборот коленчатого вала до фиксированного положения;

− поднять фиксатор, провернуть коленчатый вал против часовой стрелки (если смотреть со стороны маховика) на угол 60°, что соответствует угловому расстоянию между четырьмя соседними отверстиями. Клапаны первого и пятого цилиндров при этом закрыты (определяют по штангам – они должны легко проворачиваться);

− проверить значение момента сил при затягивании крепления стоек коромысел у регулируемых цилиндров (должно быть 42-54 Н·м);

− проверить зазор между бойком коромысел и торцом стержней клапанов (должен быть 0,3 мм для впускного и 0,4 мм для выпускного клапанов, щуп должен выходить из-под бойка с усилием);

− отрегулировать клапаны первого и пятого цилиндров, затем клапаны попарно

четвертого и второго, шестого и третьего, седьмого и восьмого цилиндров, поворачивая коленчатый вал на 180°.
Контрольные вопросы к заданию

1. Каким образом уплотняется гильза в нижней части блока цилиндров двигателя КАМАЗ-740?

2. Как устанавливаются поршни в сборе с шатунами в цилиндры правого и левого рядов?

3. Как устанавливаются компрессионные кольца в поршень на двигателе КАМАЗ-740 и как располагаются замки колец?

4. В какой последовательности расположены на головке цилиндров впускные и выпускные клапаны?

5. Чем предотвращается осевое смещение распределительного вала и каким образом оно регулируется?

6. Чему равен момент силы затяжки болтов и гаек крышек крепления коренных и шатунных вкладышей на двигателе КАМАЗ-740?

7. Как определить верхнюю мертвую точку (ВМТ) первого цилиндра?

8. За счет чего обеспечивается поворачивание клапанов во время работы двигателя КАМАЗ-740?

9. Как определить номер цилиндра?

10. Почему диаметр впускных клапанов больше диаметра выпускных?
Инструкционно-технологическая карта

крепления картера двигателя

крышек шатунов первого и пятого цилиндров

вкладышами на первом и пятом

на первом и пятом цилиндрах

Выбить поршни с шатунами в сторону разъема с головкой

поршней первого и пятого цилиндров

Запрессовку вести осторожно. Шатун с поршнем собирать,

чтобы выточка под клапаны в днище поршня и паз в шатуне под замковый ус вкладыша были на одной стороне

ца на поршни первого и пятого

кольцами и шатунами в гильзы

первого и пятого цилиндров

борки под клапаны в днище поршня должны располагаться ближе к середине

силы проема (30 - + 1) Н•м, для выполнения второго приема довернуть гайку на 90°. Зазора в стыке шатуна и крышки быть не должно

Автор: Крускин Евгений Юрьевич
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ
Населённый пункт: р.п.Воскресенское Нижегородская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Сборник инструкционно-технологических карт по техническому обслуживанию и ремонту грузовых автомобилей"
Раздел: среднее профессиональное

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ

ПОЛИТИКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

СБОРНИК ИНСТРУКЦИОННО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ ПО

ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ ГРУЗОВЫХ

мастер п/о Крускин Е.Ю.

Правила по технике безопасности. 3

Инструкционно - технологическая карты

Тема: Замена рулевого наконечника поперечной тяги………………. 4

Тема: Замена масла в двигателе КАМАЗ-740…………………………..5

Тема: Техническое обслуживание №2 системы питания автомобиля Газ

Тема: Техническое обслуживание №1 системы питания автомобиля

Тема: Техническое обслуживание прерывателя-распределителя

Тема: Замена масла в картере заднего моста автомобиля ГАЗ-3307…9

Тема: Техническое обслуживание№2 системы смазки автомобиля ГАЗ

Тема: Регулировка хода штоков тормозных камер……………. …….11

Тема: Замена масла в коробке перемены передач ГАЗ – 3307……. 12

Тема: Замена маслосъёмных и компрессионных колец двигателя (ГАЗ-

Список используемой литературы……………………………………..15

1. ПРАВИЛА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЕ ТРУДА

ДВИГАТЕЛЕЙ, АГРЕГАТОВ И МЕХАНИЗМОВ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

Приступать к занятиям в специальной одежде необходимого размера и

роста, в головном уборе. Содержать рабочее место в чистоте, не захламлять

его в процессе работы, инструменты и приспособления размещать в порядке,

прислонять большие детали к стенам, так как их падение может привести к

травмам. Не класть на край верстака узлы, детали и инструменты, так как их

Мотор 740

Градусное положение выпускного и впускного клапанов в различных фазах газораспределения:

  • открытая — 13 и 66°;
  • закрытая — 49 и 10°.

Устройство

Устройство данной модели мотора включает в себя следующие элементы:

  • ГРМ;
  • система питания, смазки и охлаждения;
  • ТНВД;
  • форсунки;
  • масляный насос;
  • гидромуфта.

Двигатель

У двигателя КамАЗ-740 следующий порядок работы цилиндров:1,5,4,2,6,3,7,8. Направление вращения коленчатого вала — правая сторона.

Блок цилиндров

Таблица размеров коленвала для этой модели мотора:

1HP1P2P3P4
Шейки коренного типа95,0-0,01594,594,093,593
Шейки шатунного типа80,0-0,01379,57978,578,0

Крутящий момент переходит на основные узлы при помощи прямозубых шестерен. На этих шестернях функционируют приводы системы, которая ответственна за распределение газа, насосы, компрессоры и гидроусилители.

Мотор способен выдерживать работу даже в условиях низких температур. Рабочий диапазон: +35…+40°С.

Устройство механизма, отвечающего за распределение газа внутри двигателя, включает в себя такие элементы, как:

  • распределительный вал, оснащенный шестернями;
  • толкатели, у которых имеются направляющие;
  • штанга;
  • коромысло, оснащенное винтами регулировочного типа;
  • контргайки;
  • впускные и выпускные клапаны, на которых установлены пружины;
  • крепление;
  • привод вала распределительного типа;
  • втулка подшипника;
  • шайба;
  • тарелка пружины.

Механизм ГРМ

Газораспределительный механизм выполнен полностью из надежного стального сплава. ГРМ имеет 5 шеек опорного типа и 16 кулачков.

Система питания

Устройство системы питания данной модели мотора:

  1. Насосное устройство высокого давления топливного типа. У него есть регулирующий элемент, который помогает отслеживать частоту вращения. Также здесь есть автоматическая муфта опережения.
  2. Форсунки. Всего их 8 шт.
  3. Очистительный механизм, оснащенный грубым и тонким фильтрующим элементом.
  4. Насосное устройство для низкого давления.
  5. Топливный провод.
  6. Емкость для горючего.
  7. Клапан с электромагнитными свойствами.
  8. Факельные свечи.
  9. Тройник.
  10. Кран распределительного типа.
  11. Топливный провод, предназначенный для слива лишней жидкости.

У этого насоса повышенный уровень впрыскивания, есть корректор, защищающий от задымления, а номинальная цикловая подача горючего составляет 96 м³ за 1 рабочий цикл.

ТНВД

ТНВД включает в себя:

  • ролики толкательных элементов;
  • оси и втулку роликовых частей;
  • пяту толкательных деталей;
  • сухарь;
  • тарелку пружины;
  • шайбы и помпу;
  • плунжер;
  • кольца для уплотнения;
  • установочный штифт;
  • многофункциональный регулятор вращательных частот;
  • манжет, оснащенный пружинным элементом;
  • стопорный винт, болты, шпонки.

Форсунки

Данная деталь предназначена для распыления и впрыскивания горючего в камеры сгорания.

Большое количество горючего и попавший в топливный механизм воздушный поток сквозь клапан перепускного типа топливного насоса и клапана — жиклера форсунок тонкого вида очистки — по дренажным топливопроводам попадают в емкость для топливной жидкости.

Здесь установлены форсуночные элементы закрытого типа с многодырчатым распылителем и управляемой гидравлическим способом иголкой.

Конструкция состоит из следующих элементов:

  • корпуса;
  • болтов;
  • роставки;
  • штифта;
  • штанги;
  • кольца, предназначенного для уплотнения;
  • штуцера;
  • шайбы;
  • пружинной детали.

Система охлаждения

Система охлаждения двигателя — жидкостного, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающего компонента. Циркуляцию в механизме охлаждения создает центробежный насосный элемент.

Устройство системы охлаждения

Схема системы охлаждения двигателя состоит из таких деталей, как:

  • трубка;
  • компрессорная запчасть;
  • труба, предназначенная для сбора жидкости;
  • водяной насос;
  • колено отводящего патрубка;
  • вентилятор;
  • коробка термостатов;
  • термостат.

Система смазки

Здесь установлен комбинированный тип смазочного механизма. Масло передается к трущимся деталям, часть из которых смазывается под давлением, другая — путем разбрызгивания, а третья — самотеком.

Циркуляция масляной жидкости происходит благодаря смазочному насосу с уровнем давления 0,5-0,66 МПа. Жидкость проходит этап отчистки в сетчатом фильтрующем элементе маслоприемника. Объем системы смазки двигателя — 36 л.

  • фильтрующая деталь;
  • поточный фильтрующий элемент;
  • клапан предохранительного типа;
  • масляная насосная часть;
  • термическая и перепускная составляющая механизма;
  • контролирующее устройство;
  • форсуночный элемент охлаждения поршневой части.

Масляный насос

Масляный насос находится на нижней части устройства цилиндров. Нагнетающая часть направляет масло в основную магистраль мотора, а радиаторная — в фильтр центробежного типа и радиатор.

Устройство масляного насоса

Устройство такого насосного элемента состоит из таких деталей:

  • корпуса;
  • шестерней, которые ведут к радиаторной и нагнетающей частям;
  • ведущего валика;
  • кронштейна;
  • сетчатого фильтра;
  • предохранительной детали радиаторной части;
  • пружины и пробки клапанов.

Данная деталь механизма создает нужный уровень давления в смазочном механизме и направляет масляную жидкость.

Гидромуфта

Данная деталь направляет крутящий момент от коленвала к вентилятору и гасит инерционные нагрузки, которые могут возникнуть во время резкого изменения частоты вращения коленчатого вала.

Устройство включает такие элементы, как:

  • передняя крышка;
  • корпус подшипника;
  • кожух;
  • трубка корпусной части;
  • вал ведущего типа;
  • ведомое колесо;
  • шкив;
  • упорная втулка;
  • ступица;
  • манжет;
  • выключатель гидромуфты двигателя;
  • прокладка;
  • отражатель масляной жидкости.

Данная запчасть находится на одной оси вместе с коленвалом и уплотнена резиновыми манжетами. Крутящий момент передается после заполнения рабочей области маслом.

Порядок работы цилиндров

Знать устройство и порядок работы цилиндров КамАЗ 740 необходимо для налаживания впрыска горючего после демонтажа насоса, а также регулировке ГРМ.

Движок КамАЗ 740 имеет особое строение, которое позволяет ему превосходить зарубежные аналоги по мощности, а также делает его компактнее отечественных аналогов.

Цилиндры установлены в два ряда, в первом ряду с 1 по 4, во втором ряду с 5 по 8. Номера форсунок соответствуют номерам цилиндров. Первым и главным цилиндром считается тот, что установлен в правом ряду ближайшим к передней части машины.

Особенность двигателя заключается в расположении цилиндров. Правый и левый ряд цилиндров расположены несимметрично, такой вид конструкция имеет благодаря наличию 2 противоположных шатунов на шейке коленвала. Это устройство изменяет последовательность работы цилиндров. Следующая схема показывает порядок работы цилиндров у КамАЗ 740:

Порядок работы цилиндров

Укороченный коленчатый вал на 8 поршней/4 шейки способствует росту компрессии, которая значительно увеличивает КПД.

Знать устройство такого двигателя необходимо для установки некоторых неисправностей. Например, для настройки работы клапанов. Если они будут неплотно прилегать или находиться в открытом положении дольше необходимого срока, то поломок мотора не избежать. В основном неисправности можно устранить путем регулировки тех или иных креплений, проворота коленвала и т.д. О том, как и что необходимо проворачивать, есть много инструкций в свободном доступе.

Обслуживание и ремонт

В руководстве по ремонту прописано, как самостоятельно можно устранить некоторые неисправности в работе двигателя, а также периодичность проведения технического обслуживания.

До окончания срока гарантийного талона не рекомендуется разбирать мотор самостоятельно, иначе пропадает возможность починки по гарантии.

В период постоянной эксплуатации необходимо:

  1. Проводить ежедневное техническое обслуживание, т. е. проверять уровень масла и загрязненности.
  2. Проводить ТО 1 после 5000 км пробега транспортного средства.
  3. Проводить ТО 2 после 14800 км пробега.
  4. Проводить подготовительные работы перед эксплуатацией в зимний и летний периоды.

Технологическая карта разборки

Для разборки рекомендуется воспользоваться поворотным стендом Р-770.

Технологическая карта разборки мотора 740:

  1. Снять крышку корпуса и отсоединить положительный и отрицательный выводы аккумулятора.
  2. Поднять облицовочную часть кабины и снять буфер.
  3. Наклонить кабину на 60°.
  4. От генератора отключить вывод проводов и штекер.
  5. Отсоединить все датчики.
  6. Демонтировать воздухопровод.
  7. Выкрутить болты крыльчатки вентилятора и снять ее.
  8. Отсоединить питающий и дренажные топливопроводы.
  9. Очистить систему охлаждения от лишней жидкости.
  10. Слить масляную жидкость из картера двигателя.

Ремонт двигателя

Цена на капитальный ремонт двигателя КамАЗ-740 стартует от 40 тыс. рублей.

Возможные сбои в работе и способы их устранения:

  1. Мотор не запускается. Это может быть связано с наличием воздуха в системе питания. Необходимо устранить негерметичность и прокачать систему.
  2. Мотор работает не на полную мощность. Нужно заменить элементы фильтрующей очистки, промыть фильтр грубой очистки, подтянуть гайки в топливных трубах.
  3. Посторонний шум во время работы. Следует проверить болты крепления корпуса турбины, осмотреть двигатель на наличие задеваний роторной части при крайнем положении, отдать турбокомпрессор на ТО.

Как отрегулировать клапана

Для того чтобы отрегулировать клапаны, необходимо установить транспортное средство на смотровую канаву или ровную поверхность.

Настройка клапанов

Порядок регулировки клапанов на двигателе КамАЗ:

  1. Снять крышку с цилиндра и проверить затяжку болтов крепления.
  2. Установить фиксирующий маховик в нижнее положение.
  3. Снять крышку люка ГРМ и установить его в положение входа пружины в зацепление с маховиком.
  4. Проверить затяжку гаек на коромысле цилиндра.
  5. Провернуть коленвал на 60° от второго отверстия в маховике.
  6. По порядку выполнить регулировку клапанов на 180° в два приема: в первом и пятом, четвертом и втором, шестом и третьем, седьмом и восьмом.

Ремонт и регулировка ТНВД

Для того чтобы выполнить ремонт ТНВД КамАЗа-740, необходимо разобрать насос:

  1. Снять заглушки.
  2. Отвернуть кольцевую гайку и спрессовать муфту.
  3. Убрать пломбу и снять защитные кожухи.
  4. Снять гайки с пружинных шайб задней крышки.
  5. Убрать стопорное кольцо и кулачковый вал.

Ремонт системы питания двигателя может заключаться в регулировке форсунок:

  1. Установить деталь на стенд.
  2. Проверить уровень давления при начале подъема иглы. В случае необходимости выполнить регулировку.
  3. Изменить общую толщину регулировочных шайб, которые установлены под пружиной.
  4. Установить форсунку обратно и проверить уровень давления.

Как выставить зажигание

Для того чтобы выставить зажигание, необходимо правильно вычислить угол, в противном случае мотор будет работать некорректно.

Отметка на ТНВД

Порядок установки зажигания:

  1. Расположить отметку на ТНВД.
  2. Поворачивать мотор до тех пор, пока отметка не совпадет с риской.
  3. Привести поршень в фиксированное положение при помощи стопорного элемента.
  4. Определить, в каком положении начинается процесс сжатия в цилиндрической части механизма.
  5. Опустить стопор, чтобы стопорная запчасть вошла в отверстие. Маховик нужно вращать при помощи специального рычага.
  6. Ослабить болты крепления насосного привода и совместить отметку с крайней частью указательной детали.

Какое масло лить

Рекомендуется заливать масло в двигатель 740 следующих марок: KAMAZ SAE 15W40 API CI-4/SL К10-40.50, Лукойл-Супер (SAE 15W-40, CE/SG).

Масло для Камаза

Для того чтобы определиться с тем, какое масло лить, нужно знать, в каких условиях будет эксплуатироваться транспортное средство. Объем масла в дигателе не должен превышать 35 л.

Руководство по замене масла в двигателе КамАЗ-740:

  1. Прогреть мотор.
  2. Слить остатки масляной жидкости.
  3. Промыть систему, картерный поддон, маслозаборник и сапун вентиляции.
  4. Залить новую масляную жидкость до максимальной отметки.
  5. Проверить уровень давления масла.

Как регулировать сцепление

Порядок регулировки сцепления:

  1. Опустить педаль до тех пор, когда начнет функционировать главная цилиндрическая часть.
  2. Если есть расстояние между верхним упором и толкательной частью, его нужно устранить.
  3. Повернуть эксцентриковый палец до максимально возможного положения (не больше 12 мм).
  4. Закрутить гайку и проверить полный ход педали.

Свободный ход не должен быть больше 0,4 см. Для измерения данного показателя следует снять пружинный элемент и сдвинуть рычаг вала вилки самостоятельно в направлении от сферического болта толкателя пневмогидравлического усилителя.


Технологические карты предназначены для рациональной организации работ по техническому обслуживанию, ремонту и диагностированию автомобилей, его агрегатов и систем.

На основании этих технологических карт определяется объем работ и распределение работ (операций) между исполнителями.

Технологическая карта является руководящей инструкцией для каждого исполнителя и служит документом для технического контроля выполнения обслуживания или ремонта.

В данном проекте представлена операционно-постовая карта на снятие двигателя КамАЗ.

Операционно-постовую карту опишем в таблице 2.8.1.

Таблица 2.8.1 - Операционно-постовая карта на снятие двигателя КамАЗ

Трудоемкость работ - 4,9 чел.*час

Исполнители - слесари по ремонту автомобилей 3-4 разряда

Применяемое оборудование и инструмент:

Подъемник четырехстоечный OMCN 407

Установка для слива отработанного масла 90 л. RAASM 42090

Кран гаражный гидравлический г/п 1000кг ОМА-587

Передвижной комплект оборудования поста слесаря по техническому обслуживанию и ремонту РАУН.9404М1

Снятие заглушек н отворачивание болтов крепления верхней панели переднего буфера

Установку фиксирующих пальцев платформы

Подъем кабины во II -е положение, (снятие пальца ограничителя подъема кабины)

Отключение аккумуляторных батарей от электроцепи

Слив охлаждающей жидкости из системы охлаждения двигателя

Слив масла из поддона двигателя, из коробки передач

-отводящего патрубка радиатора системы отопления от патрубка водяного насоса

-подводящего патрубка от водяного насоса и от кронштейна

-шланга подводящего патрубка от радиатора системы охлаждения (РСО)

Снятие подводящего патрубка РСО

-шланга отводящего патрубка от ПЖД

-шланга подводящего патрубка циркуляционного насоса ПЖД от блока

-верхнего патрубка от РСО

Снятие верхних кронштейнов диффузора

Отсоединение продольной тяги РСО

Снятие верхних кронштейнов диффузора

Отсоединение продольной тяги РСО

Отворачивание болтов крепления правого и левого патрубков теплообменника системы охлаждения наддувочного воздуха (ОНВ), снятие патрубков

Отсоединение воздухопровода от компрессора к охладителю тормозной системы.

Снятие гибкого шланга

Отворачивание гаек крепления крыльчатки вентилятора, снятие вентилятора и укладку его в диффузор РСО

Расшплинтовку корончатых гаек крепления РСО и отворачивание гаек

-трубопроводов пневмоцилнндров вспомогательного тормоза

-проводов датчика засоренности воздушного фильтра

-маслопроводов высокого и низкого давления гидросистемы гидроусилителя рулевого управления (ГУР)

Слив масла из гидросистемы ГУР

Ослабление хомута крепления патрубка воздушного фильтра и снятие патрубка с тройника

Отворачивание болта крепления хомута воздушного фильтра, снятие воздушного фильтра

Отсоединение проводов от генератора, датчиков температуры охлаждающей жидкости, давления масла, разъединение разъемов тахографа, фонаря заднего хода, свечей ЭФУ, электромагнитного топливного клапана, датчика включения КОМ, датчика демультипликатора, нейтральной передачи, от тягового реле стартера, картера маховика, датчиков ЭСУД

Снятие рукоятки рычага переключения передач

Отворачивание гаек крепления приемных патрубков от турбокомпрессоров (ТКР

Слив жидкости из гидропривода пневмогидроуснлителя (ПГУ)

Отсоединение гидро- и пневмопроводов от ПГУ

Отсоединение кронштейна гидропривода ПГУ от коробки передач (КП)

Отворачивание болтов крепления и снятие ПГУ

- трубопроводов от переключателя передач делителя на КП

- трубки подвода воздуха к механизму переключения передач КП

- переднего фланца карданного вала среднего моста, отвернув ганки болтов крепления фланца

Ослабление хомутов крепления подводящего патрубка насоса гидросистемы подъема платформы

Установку технологического зажима на патрубок гидросистемы

Снятие патрубка со штуцера насоса

Отворачивание гаек болтов крепления хомутов подводящего трубопровода к первой поперечине надрамника. отведение трубопровода в сторону

Отворачивание трубопровода высокого давления от насоса гидросистемы подъема платформы, снятие трубопровода

Отсоединение подводящих и отводящих пневмопроводов от блока электропневмоклапанов, пневмопровода от коробки отбора мощности

Отворачивание болтов крепления первой поперчены надрамника. перемещение поперечины в сторону платформы до упора в ловитель

Отворачивание гаек болтов задней опоры силового агрегата н вынимание их

Отворачивание болтов крепления передних опор силового агрегата

Отворачивание болтов крепления балки поддерживающей опоры силового агрегата

Читайте также: