Установка кпп камаз на зил

Обновлено: 08.07.2024

Некоторое время назад в Нальчике появилось объявление о продаже этого необычного грузовика. Он представляет собой очередную самоделку, созданную на базе старенького КрАЗа, что превращало его в седельный тягач для междугородних перевозок.

Он получился настолько любопытным, что я решил вам о нём рассказать. К сожалению, объявление уже снято с продажи, поэтому я не знаю, за какую сумму его продавали. Но точно знаю некоторые детали.

Давайте для начала просто на него посмотрим. Буквально несколько секунд достаточно, чтобы стало понятно, почему же этот грузовик не определяется, как КрАЗ.

А всё потому, что привычных кузовных элементом тут не осталось. Дерево-металлическую кабину КрАЗа заменили на более современную и удобную кабину от ЗИЛ-4331. От него же взяли капот, удлинив в передней части.

Переднюю решетку и вовсе сделали вручную, заменив надпись КрАЗ на непонятную аббревиатуру "КЗК". Как вы поняли из названия, это означает "КрАЗ-ЗИЛ-КамАЗ".

Совершенно новым выглядит передний бампер, который, кажется, сварен из толстенного металла и включает четыре круглых фары головного света и две противотуманки.

Передние крылья - это пластиковые подкрылки с задних колес какого-то грузовика.

А главным дополнением стала установка самодельного спального отсека и новой секции крыши. Не обошлось без вертикального выхлопа и огромных топливных баков.

Несмотря на столь необычный внешний вид, когда-то этот грузовик был самым обычным КрАЗ-258 1986 года выпуска.

Сейчас под капотом стоит дизельный двигатель ЯМЗ-238 мощностью 330 л.с., который работает сразу. с двумя коробками передач ЯМЗ-236.

Они установлены последовательно друг за другом (да, в кабине два рычага переключения передач). Сделано это для увеличения тяги и скорости автомобиля.

Задние мосты - от КамАЗа. Редуктора на 49 зубов. Резина на задней тележке имеет размерность 260/580.

Передний мост остался кразовским. Диски тут китайские с шинами размером 22,5 дюйма.

Вот такая солянка из запчастей и странных технических решений. Давайте теперь посмотрим, как же выглядит кабина.

Я хочу, чтобы вы сразу посмотрели на два рычага на полу. Это то, чего не увидишь в обычной жизни.

Не то, чтобы грузовиков с двумя рычагами КПП не было. В своё время, такие были распространены в США. Видеоролики с вождением таких замысловатых грузовиков очень увлекательны.

В данном случае, принцип примерно тот же. Сочетание скоростей на коробках даёт либо больше тяги при меньшей скорости, либо большую максимальную скорость для трассы.

Правда управляться с этим может только создатель грузовика. Я вообще удивлен, что кто-то купил этот грузовик. Это же надо заново учиться пользоваться коробкой передач.

В остальном интерьер представляет собой стиль бабушкиной квартиры. Не хватает только ковра на стене, но я его без проблем могу тут представить.

Всё достаточно простенько и просторно. То что нужно неприхотливому российскому дальнобойщику.


КАМАЗ

Коробка переключения передач, установленная на автомобиль КамАЗ, является достаточно сложным устройством. Данный механизм обеспечивает удобство управления грузовиком. Однако водитель, даже при наличии теоретических знаний об устройстве и эксплуатации КПП КамАЗ с делителем, на практике может поначалу столкнуться с серьезными проблемами при попытках использования коробки передач для переключения скоростей автомобиля.

Принципы устройства КПП КамАЗ

Автомобили КамАЗ по большей части оснащаются двумя типами КПП: имеющими пять и десять ступеней, соответственно, это модели 14 и 15. Пятиступенчатые коробки передач чаще используются на машинах, используемых в качестве индивидуальных транспортных средств, тогда как 10-скоростные КПП являются более предпочтительными для грузовиков, входящих в состав автопоездов.

Конструкция коробки передач с 10 ступенями включает в себя обычную пятиступенчатую КПП и редуктор-делитель.

Этот делитель передач КамАЗ, используемый в совокупности с пятискоростной коробкой, позволяет автомобилю использовать 10 передних скоростей и 2 задние.

Со стартом производства грузовиков, технические характеристики которых предусматривали значительно большую грузоподъемность, специалисты Камского автомобильного завода разработали и новую модель КПП, обозначаемую как 152.

Перечень основных отличий и доработок в этой коробке включает в себя:

  • усиленный синхронизатор делителя КПП КамАЗ;
  • усиление шлицов и удаление их крепежа;
  • новый способ крепления шестерен коробки передач;
  • увеличение высоты зубцов.

В обновленной версии операции управления и включения делителя выполняются пневматической системой. В процессе эксплуатации КПП КамАЗ очень важно, чтобы обслуживание, диагностика неисправности, ремонт, сборка и замена деталей осуществлялись высококвалифицированными специалистами, обладающими соответствующими знаниями и практическими навыками, а также необходимым оборудованием и инструментами.

Устройство пятиступенчатой коробки КамАЗ 152 предусматривает следующие компоненты и детали:

  • картер, в котором содержатся первичный, вторичный и промежуточный валы КамАЗ;
  • блок шестерен, отвечающих за включение заднего хода;
  • верхняя крышка КПП;
  • сборно-разборный механизм переключения скоростей;
  • делитель, установленный на передней части картера.

Коробка передач КамАЗ, оснащенная делительным редуктором, имеет целый ряд положительных качеств, включая сниженную частоту переключения скоростей, повышение тяги и упрощение управления автомобилем.

Схема работы коробки передач с делителем

Большая часть эксплуатируемых сегодня грузовиков КамАЗ оснащено пятиступенчатыми механическими коробками передач. Схема переключения скоростей в подобных КПП довольно привычна: водитель выжимает сцепление и смещает рычаг в требуемое положение. При этом важно понимать, что автомобили КамАЗ — это большегрузные грузовые автомашины, то есть регулировка положения рычага должна производиться строго поэтапно.

КПП с делителем на КамАЗе: устройство и принципы использования

схема переключения кпп и делителя

Водителю нужно просто поднять или опустить специальный переключатель делителя и буквально на секунду выжать сцепление.

Регулировка режима происходит автоматически: опущенный переключатель активирует облегченный режим езды, поднятый — усиленный.

Разобраться с переключением режимов КПП на грузовиках КамАЗ относительно просто. Для переключения скоростей 1-5 используется соответствующий рычаг, расположенный правее сиденья водителя. Например, разгон грузовика предусматривает использование следующей схемы переключения скоростей: 1B-2B-3B-4Н-4B-5Н-5B. На забитой трассе или в сложных дорожных условиях применяют 1H-2H-ЗH-4H-4В-5H-5В.

Следует иметь в виду, что устройство КПП КамАЗ позволяет переключать скорости только с условием отключения сцепления. Для переключения с верхнего режима на нижний и наоборот нужно передвинуть переключатель в соответствующую позицию и только потом до упора и максимально резко выжать сцепление. Буквально через секунду надо отпустить педаль, чтобы включилась нужная главная передача.

В процессе эксплуатации автомобиля очень важно следить за тем, сколько масла в КПП КамАЗ, и по мере необходимости своевременно доливать смазку, предотвращая возможные проблемы и неполадки.

Управление делителем

КПП и делитель на КамАЗе предусматривают стандартный механический режим управление. Управление коробкой представляет собой механизм выбора передачи с тремя вилками, отвечающими за передаточные числа. Система управления делителем (сокращенно — МППД, механизм переключения передач делителя) предусматривает лишь одну вилку, смонтированную на собственном валу, выходящем из корпуса коробки и соединяемом с рычагом сзади. Для взаимодействия вилки с муфтой используется сухарь делителя, смонтированный в каретке синхронизатора.

МППД оснащен пневмомеханическим приводом, в котором скорости переключаются за счет усилия сжатого воздуха, получаемого от пневмосистемы автомобиля.

Разборка позволяет выделить осмотреть основные компоненты и узлы:

  • Золотниковый краник управления делительным редуктором, смонтированный на опоре рычага переключения скоростей. Предусматривает две фиксированных позиции: прямая и понижающая передачи.
  • Редукционный клапан, отбирающий сжатый воздух из пневматической системы грузовика и стравливающий воздух в случае избыточного повышения давления. От данного клапана происходит подача воздуха на управляющий кран и клапан активации делителя, образуя два контура пневмосистемы управления делителем.
  • Клапан активации делительного редуктора, отвечающий за подачу сжатого воздуха на МППД при отключении сцепления, что позволяет включать и выключать понижающую передачу параллельно переключению скоростей основной КПП.
  • Непосредственно МППД, в его состав входит расположенный внутри цилиндра поршень, шток которого подключен к рычагу на валике вилки механизма. В случае поступления сжатого воздуха происходит смещение поршня в том или ином направлении, переключающее режим работы.
  • Воздухораспределительная трубка делителя, отвечающая за подачу сжатой воздушной массы в цилиндр МППД с определенной стороны поршня, что обеспечивает его смещение и включение нужной передачи делителя.

Для обеспечения надежной и бесперебойной эксплуатации важно своевременно проводить обслуживание и ремонт КПП КамАЗ с делителем. Необходимо регулярно осуществлять регулирование привода переключения передач, проверку размера зазора в клапане включения делителя, замену масла.


Как устроена коробка передач автомобиля ЗИЛ 130?

Автомобили ЗИЛ 130 и 131 оборудуются трехходовой пятиступенчатой механической коробкой переключения передач. КПП этого транспортного средства позволяет водителю двигаться вперед на пяти скоростях и назад — на одной. Чертеж устройства вы сможете найти ниже. Как можно увидеть на схеме, коробка передач ЗИЛ 130 и 131 оборудуется двумя синхронизаторами инерционного действия, которые включают вторую и третью, а также четвертую и пятую.

Ведущий вал вместе с шестеренкой и зубчатым венцом для активации пятой (прямой) скорости установлен в картере на подшипниках. Кроме того, в расточке самого шкива вмонтирован цилиндрический роликовый подшипник, а на него, в свою очередь, опирается вторичный шкив. Промежуточный вал в коробке ЗИЛ 130 и 131 монтирован в нижнем отсеке картера. На этом валу установлена еще одна шестеренка, которая находится в регулярном зацеплении с диском первичного вала (ПВ). Здесь же разработчики моделей 130 и 131 решили установить и колесики второй, третьей и четвертой скоростей.

Схема агрегата в разрезе со всеми обозначениями
Обозначение всех компонентов трансмиссии

Помимо этого, на кардане монтированы прямозубые шестеренки, предназначенные для активации реверсивного (заднего) хода и первой передачи. Также активацию этих режимов обеспечивает прямозубое зубчатое колесо шестеренка и компоненты синхронизаторов, установленные на шлицах вторичного шкива.

Кроме того, на вторичном валу монтированы и дополнительные шестеренки:

  • для включения второй передачи;
  • для активации третьего режима;
  • для включения четвертого.

И эти зубчатые кольца при функционировании находятся в постоянном сцеплении с колесами, установленным на промежуточном диске. Блок реверсивного движения установлен на специальных роликовых подшипниках, которые находятся на оси в картере. Здесь они установлены достаточно надежно. Кардан блока заднего хода также работает в сцеплении с промежуточным шкивом посредством дополнительных колес.

Что касается внутренней части картера, то сюда заливается рабочая жидкость, поэтому эта часть всегда закрывается от попадания мусора и пыли. Здесь же установлен сам механизм для переключения. Следует отметить, что механизм переключения коробки на ЗИЛ 130 и 131 по своему принципу устроен так же, как и на ГАЗ 53.

Схема переключения

Схема переключения на КПП ЗИЛ 130 и 131 представлена ниже. В целом схема оригинальная, но если верить словам ЗИЛоводов, то к ней можно привыкнуть очень быстро.

Как переключается рычаг трансмиссии

Как работает коробка передач автомобиля данной марки?

При активации первой скорости на КПП автомобиля модели 130 и 131 зубчатое колесо начинает перемещаться по канавкам и попадает в зацепление с карданом первого режима КПП на промежуточном валу. В данном случае крутящий момент начинает переходить от первичного шкива посредством шестеренок и других вспомогательных элементов на вторичный диск. Показатель передаточного числа составляет 7.44.

Когда автомобилист включает вторую скорость, муфта, установленная на синхронизаторе, начинает воздействовать на зубчики шестеренки этой передачи. В результате того, что этот компонент уже функционирует с компонентов промежуточного зубчатого колеса, то крутящий момент начинает переходить от первичного элемента на вторичный. При этом момент проходит через все колесики с зубьями, а также кардан синхронизатора. В данном случае показатель передаточного числа составит 4.1.

В том случае, когда водитель активирует третью скорость, диск синхронизатора перестает воздействовать на детали и элементы второй передачи. Муфта будет переходить по шлицам и попадает в сцепление с компонентом третьего режима КПП моделей 130 или 131. А этот элемент, в свою очередь, уже сцеплен с колесом третьей скорости промежуточного кардана. Таким образом, крутящий момент начинает переходить от ПВ посредством вспомогательных элементов и сцепления на вторичный шкив. Показатель передаточного числа составляет 2.29.

При активации четвертого режима, начинает функционировать соответствующий синхронизатор. Муфта этого компонента будет перемещаться и сцепится с шестернями соответствующего режима КПП, который, в свою очередь, уже сцеплена с колесом ПВ. В принципе, процесс перемещения крутящего момента является идентичным описанному выше — момент поступает на вторичный шкив. Здесь показатель передаточного числа будет равен 1.47.

Затем, когда автомобилист решит включить пятый режим, муфта синхронизатору сцепится с соответствующим диском четвертой скорости. Далее, перемещаясь посредством движения зубчиков на ПВ, муфта соединяет оба диска в один и уже он начинает перемещение. В данном случае она осуществляется на кардан модели 130 или 131. Показатель передаточного числа будет равен 1.

В целом процесс активации заднего хода является идентичным тем, которые были описаны выше. Только в этом случае крутящий момент будет передаваться от ПВ на вторичный через все шесть шестеренок, а коэффициент передаточного числа составит 7.09. Как вы видите, принцип работы агрегата в целом не особо сложный и достаточно схож с традиционной механической трансмиссией, разница заключается только в отдельных моментах.

Некоторое время назад в Нальчике появилось объявление о продаже этого необычного грузовика. Он представляет собой очередную самоделку, созданную на базе старенького КрАЗа, что превращало его в седельный тягач для междугородних перевозок.

Он получился настолько любопытным, что я решил вам о нём рассказать. К сожалению, объявление уже снято с продажи, поэтому я не знаю, за какую сумму его продавали. Но точно знаю некоторые детали.

Давайте для начала просто на него посмотрим. Буквально несколько секунд достаточно, чтобы стало понятно, почему же этот грузовик не определяется, как КрАЗ.

А всё потому, что привычных кузовных элементом тут не осталось. Дерево-металлическую кабину КрАЗа заменили на более современную и удобную кабину от ЗИЛ-4331. От него же взяли капот, удлинив в передней части.

Переднюю решетку и вовсе сделали вручную, заменив надпись КрАЗ на непонятную аббревиатуру "КЗК". Как вы поняли из названия, это означает "КрАЗ-ЗИЛ-КамАЗ".

Совершенно новым выглядит передний бампер, который, кажется, сварен из толстенного металла и включает четыре круглых фары головного света и две противотуманки.

Передние крылья - это пластиковые подкрылки с задних колес какого-то грузовика.

А главным дополнением стала установка самодельного спального отсека и новой секции крыши. Не обошлось без вертикального выхлопа и огромных топливных баков.

Несмотря на столь необычный внешний вид, когда-то этот грузовик был самым обычным КрАЗ-258 1986 года выпуска.

Сейчас под капотом стоит дизельный двигатель ЯМЗ-238 мощностью 330 л.с., который работает сразу. с двумя коробками передач ЯМЗ-236.

Они установлены последовательно друг за другом (да, в кабине два рычага переключения передач). Сделано это для увеличения тяги и скорости автомобиля.

Задние мосты - от КамАЗа. Редуктора на 49 зубов. Резина на задней тележке имеет размерность 260/580.

Передний мост остался кразовским. Диски тут китайские с шинами размером 22,5 дюйма.

Вот такая солянка из запчастей и странных технических решений. Давайте теперь посмотрим, как же выглядит кабина.

Я хочу, чтобы вы сразу посмотрели на два рычага на полу. Это то, чего не увидишь в обычной жизни.

Не то, чтобы грузовиков с двумя рычагами КПП не было. В своё время, такие были распространены в США. Видеоролики с вождением таких замысловатых грузовиков очень увлекательны.

В данном случае, принцип примерно тот же. Сочетание скоростей на коробках даёт либо больше тяги при меньшей скорости, либо большую максимальную скорость для трассы.

Правда управляться с этим может только создатель грузовика. Я вообще удивлен, что кто-то купил этот грузовик. Это же надо заново учиться пользоваться коробкой передач.

В остальном интерьер представляет собой стиль бабушкиной квартиры. Не хватает только ковра на стене, но я его без проблем могу тут представить.

Всё достаточно простенько и просторно. То что нужно неприхотливому российскому дальнобойщику.

Читайте также: