Установка поршней ваз 2105

Обновлено: 07.07.2024

Установка поршня четвертого цилиндра в положение верхней мертвой точки на автомобиле ваз 2105 производится для регулировки зазора клапанов, или при разборке системы газораспределения, в этом случае установка вмт необходима для подстраховки от сбоя фаз газораспределения при демонтажных работах. Сбой фаз газораспределения вызывает неустойчивую работу двигателя, а иногда и полный его отказ.

Установка поршня четвертого цилиндра происходит по меткам, расположенным на звездочке привода распределительного вала, корпусе крышки подшипников распределительного вала, а так же совмещением меток на шкиву коленчатого вала с метками выбитыми на крышке цепи привода распредвала. Когда метки совпадут, в положение верхней мертвой точке может находится поршень первого цилиндра, так и четвертого. Проверьте по клапанам, какой именно поршень в положение вмт и при необходимости прокрутите еще один круг. Если метки не совпадают, то фаза сбита и для того, чтобы ее востановить, придется перекидывать звездочку привода распредвала на нужное количество звеньев цепи.

Для проведения ремонтных работ, потребуется стандартный набор инструментов и специальный ключ для шкива коленвала. Порядок выполнения ремонта проходит следующим образом:


  1. Снимаем крышку головки блока цилиндров, аккуратно извлекаем со своего места уплотнительную прокладку.
  2. Гаечным ключом проворачиваем шкив коленчатого вала до такого момента, пока метка на звездочке распредвала не совместится с меткой на крышке подшипников распредвала (коленчатый вал проворачивается только по часовой стрелке, в случае если вы перекрутили, то возвращать его обратно нельзя, необходимо прокручивать следующий круг).
  3. После того, как метки на звездочке совпали, при таком положение метки на шкиву и крышке цепи распредвала так же должны совпадать.

В случае если метки на шкиву не совпадают, необходимо снимать звездочку привода распределительного вала и докручивать коленчатый вал до момента совпадения меток. На этом ремонтные работы по установке поршня четвертого цилиндра в положение вмт на ваз 2105 завершены.

На протяжении всей своей истории ВАЗ 2105 сходили с конвейера с пятью разными двигателями:

Они отличались не только техническими характеристиками, но и типом конструкции, видом потребляемого топлива, а также способом подачи его в камеры сгорания. Рассмотрим каждый их этих силовых агрегатов в деталях.

Внешний вид двигателя ВАЗ 2105

Двигатель ВАЗ 2101

Таблица: основные характеристики двигателя ВАЗ 2101

Наименование характеристики Показатель
Расположение цилиндров Рядное
Количество цилиндров 4
Вид топлива Бензин АИ-92
Количество клапанов 8
Способ подачи топлива в цилиндры Карбюраторный
Объем силового агрегата, см 3 1198
Диаметр цилиндра, мм 76
Амплитуда движения поршня, мм 66
Величина крутящего момента, Нм 89,0
Мощность агрегата, л.с. 64

Двигатель ВАЗ 2105

Таблица: основные характеристики двигателя ВАЗ 2105

Наименование характеристики Показатель
Расположение цилиндров Рядное
Количество цилиндров 4
Вид топлива Бензин АИ-93
Количество клапанов 8
Способ подачи топлива в цилиндры Карбюраторный
Объем силового агрегата, см 3 1294
Диаметр цилиндра, мм 79
Амплитуда движения поршня, мм 66
Величина крутящего момента, Нм 94,3
Мощность агрегата, л.с. 69

Двигатель ВАЗ 2103

Таблица: основные характеристики двигателя ВАЗ 2103

Наименование характеристики Показатель
Расположение цилиндров Рядное
Количество цилиндров 4
Вид топлива Бензин АИ-91, АИ-92, АИ-93
Количество клапанов 8
Способ подачи топлива в цилиндры Карбюраторный
Объем силового агрегата, см 3 1,45
Диаметр цилиндра, мм 76
Амплитуда движения поршня, мм 80
Величина крутящего момента, Нм 104,0
Мощность агрегата, л.с. 71,4

Двигатель ВАЗ 2104

Таблица: основные характеристики двигателя ВАЗ 2104

Наименование характеристики Показатель
Расположение цилиндров Рядное
Количество цилиндров 4
Вид топлива Бензин АИ-95
Количество клапанов 8
Способ подачи топлива в цилиндры Распределённый впрыск
Объем силового агрегата, см 3 1,45
Диаметр цилиндра, мм 76
Амплитуда движения поршня, мм 80
Величина крутящего момента, Нм 112,0
Мощность агрегата, л.с. 68

Двигатель ВАЗ 21067

Таблица: основные характеристики двигателя ВАЗ 21067

Наименование характеристики Показатель
Расположение цилиндров Рядное
Количество цилиндров 4
Вид топлива Бензин АИ-91, АИ-92, АИ-93
Количество клапанов 8
Способ подачи топлива в цилиндры Карбюраторный
Объем силового агрегата, см 3 1,57
Диаметр цилиндра, мм 79
Амплитуда движения поршня, мм 80
Величина крутящего момента, Нм 104,0
Мощность агрегата, л.с. 74,5

Двигатель БТМ 341

Таблица: основные характеристики двигателя БТМ 341

Наименование характеристики Показатель
Расположение цилиндров Рядное
Количество цилиндров 4
Вид топлива Дизельное топливо
Количество клапанов 8
Способ подачи топлива в цилиндры Непосредственный впрыск
Объем силового агрегата, см 3 1,52
Величина крутящего момента, Нм 92,0
Мощность агрегата, л.с. 50

Двигатель ВАЗ 4132

Таблица: основные характеристики двигателя ВАЗ 4132

Наименование характеристики Показатель
Способ подачи топлива в цилиндры Карбюраторный
Вид топлива АИ-92
Объем силового агрегата, см 3 1,3
Величина крутящего момента, Нм 186,0
Мощность агрегата, л.с. 140

Какой двигатель можно установить на ВАЗ 2105 вместо штатного

Двигатель Фиат Аргента

Любители моторов помощней могут попытаться поставить силовой агрегат от Митсубиши Галант или Рено Логан объёмом от 1,5 до 2,0 см 3 . Здесь, конечно, придётся менять крепления под сам двигатель и под коробку переключения передач, однако, если все сделать правильно, результат вас удивит. Но важно не переусердствовать, ведь каждый кузов рассчитан на определённую нагрузку, в том числе и на мощность двигателя.

Роторный двигатель

Основные неисправности двигателей ВАЗ 2105

Если не брать в учёт силовые установки БТМ 341 и ВАЗ 4132, двигатели ВАЗ 2105 мало чем отличаются друг от друга. Они имеют аналогичную конструкцию, а, следовательно, неисправности у них возникают одинаковые. Основными признаками того, что мотор вышел из строя, являются:

  • невозможность его запуска;
  • нестабильная работа на холостом ходу;
  • нарушение нормального температурного режима (перегрев);
  • падение мощности;
  • изменение цвета выхлопа (белый, сизый);
  • возникновение посторонних шумов в силовом агрегате.

Давайте выясним, о чём могут свидетельствовать перечисленные симптомы.

Невозможность запуска двигателя

Силовой агрегат не запустится при:

  • отсутствии напряжения на свечах зажигания;
  • неполадках в системе питания, которые препятствуют поступлению топливно-воздушной смеси в цилиндры.

Отсутствие искры на электродах свечей может быть обусловлено неисправностью:

  • самих свечей;
  • высоковольтных проводов;
  • распределителя зажигания;
  • катушки зажигания;
  • прерывателя (для автомобилей с контактным зажиганием);
  • коммутатора (для машин с бесконтактным зажиганием)
  • датчика Холла (для автомобилей с бесконтактной системой зажигания);
  • замка зажигания.

Топливо может не поступать в карбюратор, а оттуда в цилиндры в связи с:

  • засорением топливного фильтра или топливопровода;
  • неисправностью топливного насоса;
  • непроходимостью входного фильтра карбюратора;
  • неисправностью или неправильной регулировкой карбюратора.

Нестабильная работа силового агрегата на холостых оборотах

Нарушение стабильности работы силового агрегата на холостом ходу может свидетельствовать о:

  • неисправности электромагнитного клапана карбюратора;
  • выходе из строя одной или нескольких свечей зажигания, пробое изоляции или нарушении целостности токоведущей жилы высоковольтного провода;
  • пригорании контактов прерывателя;
  • неправильной регулировке количества и качества горючего, используемого для образования топливно-воздушной смеси.

Перегрев

Нормальная температура работающего двигателя ВАЗ 2105 составляет 87–95 0 С. Если её показатели превышают предел в 95 0 С, двигатель перегревается. Это может привести не только к прогоранию прокладки блока цилиндров, но и заклиниванию подвижных деталей внутри силового агрегата. Причинами перегрева могут быть:

  • недостаточный уровень охлаждающей жидкости;
  • некачественный тосол (антифриз);
  • неисправный термостат (зацикливший систему на малом круге);
  • засорённый (забитый) радиатор охлаждения;
  • воздушная пробка в системе охлаждения;
  • поломка вентилятора охлаждения радиатора.

Снижение мощностных характеристик

Мощность двигателя может снижаться при:

  • использовании некачественного топлива;
  • неправильно выставленном моменте и угле опережения зажигания;
  • пригорании контактов прерывателя;
  • нарушении регулировок качества и количества топлива, используемого для образования горюче-воздушной смеси;
  • износе деталей поршневой группы.

Изменение цвета выхлопа

Причинами густого белого или сизого выхлопа являются:

  • прогорание (пробой) прокладки головки блока цилиндров;
  • повреждение (трещина, коррозия) головки блока цилиндров;
  • износ или повреждение деталей поршневой группы (стенок цилиндров, поршневых колец).

Стуки внутри двигателя

Работающий силовой агрегат издаёт множество различных звуков, которые, сливаясь, образуют приятное урчание, свидетельствующее о том, что все узлы и механизмы работаю слаженно. Но если вы услышите посторонние шумы, в частности, стуки, это должно вас насторожить. Они являются верным признаком серьёзной неисправности. В двигателе подобные звуки могут издавать:

  • клапаны;
  • поршневые пальцы;
  • шатунные подшипники;
  • коренные подшипники;
  • цепь привода газораспределительного механизма.

Клапана стучат вследствие:

  • нерегулированного увеличения теплового зазора;
  • износа (усталости) пружин;
  • износа кулачков распредвала.

Стук поршневых пальцев, обычно, возникает при нарушении регулировки угла опережения зажигания. Топливно-воздушная смесь при этом воспламеняется раньше положенного времени, что и провоцирует возникновение детонации.

Неисправные шатунные и коренные подшипники коленчатого вала также являются причиной посторонних шумов в двигателе. Когда они изнашиваются, увеличивается зазор между подвижными элементами коленвала, из-за чего возникает люфт, сопровождающийся высокочастотным стуком.

Что касается цепи привода газораспределительного механизма, то посторонние звуки она может создавать в случаях её растяжения и неисправности успокоителя.

Ремонт двигателя ВАЗ 2105

Большинство неисправностей силового агрегата можно устранить, не снимая его с автомобиля. Особенно, если они касаются систем зажигания, охлаждения или питания. Но если речь идёт о неполадках в системе смазки, а также о выходе из строя элементов поршневой группы, коленчатого вала, то тут без демонтажа не обойтись.

Снятие двигателя

Демонтаж силового агрегата — процесс не столько трудоёмкий, сколько требующий специального оборудования, а именно тельфера или другого приспособления, которое позволит вытянуть тяжёлый двигатель из моторного отсека.

Электротельфер

Кроме тельфера также потребуются:

  • гараж со смотровой ямой;
  • набор гаечных ключей;
  • набор отвёрток;
  • сухая посудина объёмом не меньше 5 л для слива охлаждающей жидкости;
  • мел или маркер для создания меток;
  • пара старых одеял или покрывал для защиты лакокрасочного покрытия передних крыльев при демонтаже мотора.

Чтобы снять двигатель необходимо:

  1. Загнать автомобиль на смотровую яму.
  2. Полностью снять капот, предварительно пометив маркером или мелом контуры навесов. Это необходимо для того чтобы при его установке не мучиться с выставлением зазоров.
  3. Слить охлаждающую жидкость с блока цилиндров.

Сливная пробка

Патрубки системы охлаждения

Шланги топливопровода

Приемная труба

Верхнее крепление КПП к двигателю

Нижнее крепление КПП к двигателю

Защитный кожух

Опора двигателя

Извлечение двигателя из моторного отсека

Видео: снятие двигателя

Замена вкладышей

Чтобы произвести замену вкладышей, необходимо:

  1. Очистить силовую установку от пыли, грязи, масляных потёков.
  2. Используя шестигранный ключ на 12, открутить сливную пробку и слить масло из поддона.

Пробка для слива масла из поддона

Крепления крышки клапанов

Стопорная шайба болта крепления звезды распредвала

Болт крепления звезды распредвала

Натяжитель цепи ГРМ

Крышки шатунов

Шатунные вкладыши

Коренные вкладыши

Видео: установка вкладышей

Замена колец

Чтобы произвести замену поршневых колец, выполните п.п. 1–14 предыдущей инструкции. Дальше необходимо:

  1. По очереди вытолкать поршни из цилиндров вместе с шатунами.
  2. Тщательно очистить поверхности поршней от нагара. Для этого можно использовать керосин, мелкую наждачную бумагу и сухую тряпку.
  3. При помощи отвёртки снять старые кольца.

Поршневые кольца

Оправка для поршневых колец

Дальнейшая сборка двигателя производится в обратном порядке.

Видео: установка поршневых колец

Ремонт маслонасоса

Чаще всего маслонасос выходит из строя по причине износа его крышки, ведущей и ведомой шестерён. Устраняется подобная неисправность путём замены изношенных деталей. Для ремонта маслонасоса необходимо:

  1. Выполнить п.п. 1–3 первой инструкции.
  2. Используя ключ на 13, открутить 2 болта крепления маслонасоса.

Маслонасос ВАЗ 2105

Патрубок маслозаборника

Редукционный клапан

Крышка масляного насоса

Сетка маслозаборника

Видео: ремонт масляного насоса

Как видите, самостоятельный ремонт двигателя ВАЗ 2105 не представляет особой сложности. Он может быть осуществлён в условиях собственного гаража без привлечения специалистов.

4.8.9 Сборка шатунно-поршневой группы ВАЗ 2105

Webmixer

По истечении срока действия авторских прав, в России этот срок равен 50-ти годам, произведение переходит в общественное достояние. Это обстоятельство позволяет свободно использовать произведение, соблюдая при этом личные неимущественные права — право авторства, право на имя, право на защиту от всякого искажения и право на защиту репутации автора — так как, эти права охраняются бессрочно.

© Автомануалы. Вся информация представленная на данном сайте является собственностью проекта, либо иных, указанных авторов.

Отлит из алюминиевого сплава. Для улучшения прирабатываемости наружная поверхность поршня (рис. 5) покрыта слоем олова. Для компенсации неравномерного теплового расширения юбка поршня имеет сложную форму. Поршень имеет коническую форму: в верхней части меньший диаметр, чем в нижней. Поэтому измерять диаметр поршня необходимо только в плоскости, перпендикулярной поршневому пальцу и на расстоянии 52,4 мм от днища поршня.


По наружному диаметру поршни разбиты на пять классов через 0,01 мм, а по диаметру отверстия под поршневой палец — на три категории через 0,004 мм. Класс поршня (буква) и категория отверстия под поршневой палец (цифра) указаны на днище поршня.

В запасные части поставляются поршни классов А, С, Е, Этих классов достаточно для подбора поршня к любому цилиндру, так как поршни и цилиндры разбиты на классы с некоторым перекрытием размеров. Например, к цилиндрам классов В и D может подойти поршень класса С. Кроме того, при ремонте двигателей поршни обычно заменяются у изношенных цилиндров, поэтому к незначительно изношенному цилиндру, имевшему класс В, может подойти поршень класса С. Главное при подборе поршня — обеспечение необходимого монтажного зазора между поршнем и цилиндром.

С 1986 г. поршни ремонтных размеров для всех моделей двигателей изготавливаются с увеличенным на 0,4 и 0,8 мм наружным диаметром. До 1986 г. выпускались поршни следующих ремонтных размеров: для двигателей 2101 — с увеличением на 0,2; 0,4 и 0,6 мм; для 21011 — с увеличением на 0,4 и 0,7 мм.

Поршни двигателей 2101 и 21011 легко отличить друг от друга по внешнему виду. Помимо того, что у них разные диаметры, поршни 2101 имеют гладкое днище, а у поршней 21011 на днище имеется цилиндрическая выемка диаметром 55 мм и глубиной 1,9 мм.

4.8.5.2 Подбор поршня к цилиндру

Поршень двигателя мод. 2106

1, 2 и 3 – плоскости измерения профиля юбки;
4 – утрированный профиль юбки в продольном сечении (перпендикулярно оси поршневого пальца)

Поршень и соответствующий ему цилиндр должны относиться к одному классу, так же как и поршень с поршневым пальцем к одной категории. Предупреждение
По наружному диаметру поршни разбиты на пять классов (А, В, С, D, Е), а по диаметру отверстия под поршневой палец – на три категории через 0,004 мм. Класс поршня (буква) и категория отверстия под поршневой палец (цифра) клеймятся на днище поршня.
Размеры диаметра юбки в мм

A 78,930 – 78,940
B 78,940 – 78,950
C 78,950 – 78,960
D 78,960 – 78,970
E 78,970 – 78,980

Для подбора поршня к любому цилиндру поршни и цилиндры разбиты на классы с некоторым перекрытием размеров. Поэтому в запасные части поставляются поршни только классов А, С, Е. Этих классов достаточно для подбора поршней к любому цилиндру

Главное при подборе поршня – обеспечить необходимый монтажный зазор между поршнем и цилиндром, который определяется промером цилиндра и поршня.

Разность большего и меньшего диаметров юбки поршня в поперечном сечении составляет 0,4 мм.

При подборе новых поршней к изношенному цилиндру зазор между юбкой поршня и зеркалом гильзы следует проверять в нижней, наименее изношенной части цилиндра. Нельзя допускать уменьшения зазора в этой части цилиндра до значения менее 0,02 мм.

При сборке двигателя необходимо обращать внимание на метки на поршнях: буква П или стрелка, показывающая правильное положение поршня в цилиндре, должны быть обращены к передней части двигателя.

При текущем ремонте в частично изношенные цилиндры, как правило, устанавливают поршни того же размера (нормального или ремонтного), какой имели поршни, работавшие ранее в данном двигателе. Однако желательно подобрать комплект поршней с большим диаметром юбки для уменьшения зазора между поршнем и зеркалом цилиндра.

Поршни меняют чаще всего вследствие износа канавки верхнего поршневого кольца и реже из-за износа юбки поршня.

Поршни целесообразно заменять в те же сроки, что и поршневые кольца.

В запасные части поршни поставляют как номинального, так и ремонтных размеров, с увеличенным диаметром юбки.

Номера ремонтных поршней и величина увеличения диаметра юбки

Номер поршня Увеличение диаметра
21011-1004015-21 +0,4 мм
21011-1004015-22 +0,4 мм

На ремонтных поршнях двигателя мод. 2106 на днище выбиты наибольший диаметр юбки поршня, округленный до 0,01 мм, и его масса.

Размер поршневого пальца ваз 2101

Поршни и шатуны.ВАЗ-2103 — DRIVE2


Выпрессовка поршневого пальца.

Подбор поршня к цилиндру.

Расчетный зазор между поршнем и цилиндром (для новых деталей) составляет 0,025-0,045 мм. Он определяется промером деталей и обеспечивается ус­тановкой поршней того же класса, что и цилиндры. Максимально допустимый зазор (при износе дета­лей) — 0,15 мм. Если у двигателя, бывшего в эксплуатации, за­зор превышает 0,15 мм, то необходимо заново по­добрать поршни, чтобы зазор был возможно бли­же к расчетному. В запасные части поставляются поршни классов А, С, Е. Этого достаточно для подбора поршня к любому цилиндру при ремонте двигателя, так как поршни и цилиндры разбиты на классы с неболь­шим перекрытием размеров. Например, к цилиндрам классов В и D может подойти поршень класса С. Так­же и к изношенным цилиндрам классов А и В может подойти поршень класса С.

Снимите поршневые кольца. Уложите пор­шень в опору с цилиндрической выемкой и с помо­щью оправки А.60308 выпрессуйте палец (рис. 2-32). Если некоторые детали шатунно-поршневой груп­пы не повреждены и мало изношены — они могут быть снова использованы. Поэтому при разборке по­метьте их, чтобы в дальнейшем собрать группу с теми же деталями и установить в прежний цилиндр. Сборка. Перед сборкой подберите палец к порш­ню. Для правильного сопряжения необходимо, что­бы поршневой палец, смазанный моторным маслом, входил в отверстие поршня от простого нажатия ру­кой (рис. 2-33) и не выпадал, если держать поршень так как показано на рис. 2-34. Выпадающий палец замените другим, следующей категории. Если палец третьей категории выпадает из отверстия поршня, то замените поршень и повто­рите подбор пальца.

Так как палец вставляется в верхнюю головку шатуна с натягом, необходимо нагреть шатун для расширения его головки. Для этого поместите шату­ны на 15 мин в электропечь, нагретую до 240°С. Палец заранее приготовьте к сборке, надев его на валик приспособления А.60325 с уста­новленным дистанционным кольцом 5. Кольцо долж­но иметь толщину 4 мм, наружный диаметр 22 мм и внутренний — 15 мм. На конце приспособления уста­навливается направляющая 3, закрепляемая винтом 4. Винт затягивайте неплотно, чтобы не произошло заклинивания при расширении пальца от контакта с нагретым шатуном. Для правильного соединения пальца с шатуном запрессовывайте патец как можно скорее, так как шатун быстро охлаждается и после охлаждения из­менить положение пальца будет невозможно. Поршень с шатуном должен быть собран так, что­бы стрелка на днище поршня была направлена в сто­рону отверстия для выхода масла (если оно имеется) на нижней головке шатуна (см. рис. 2-31). Извлеченный из печи шатун быстро зажмите в тисках. Надевая поршень на шатун, следите, чтобы отверстие под палец совпадало с отверстием верхней головки шатуна. Закрепленный на приспособлении поршневой палец протолкните в отверстие поршня и верхнюю головку шатуна (рис. 2-36) до упора запле-чика приспособления в поршень. Во время этой операции поршень должен прижи­маться бобышкой к верхней головке шатуна в на­правлении запрессовки пальца (показано стрелкой на рис. 2-36). Тогда палец займет правильное положение. После остывания шатуна смажьте палец мотор­ным маслом через отверстия в бобышках поршня. Смажьте моторным маслом канавки на поршне, поршневые кольца и у

Палец поршневой ВАЗ 21213, 2101-07, 2121, 2123 (синий, зеленый, красный)

Много неприятных мыслей доставляют водителю клубы сизого дыма, вырывающиеся из выхлопной трубы. Это чаще всего указывает на неприятный, однако, неизбежный момент в жизни автомобиля – ремонт двигателя.

Когда автомобиль прошел примерно 150 тысяч километров возникает заметный износ поршневой группы.

Шатунно поршневая группа — шатун, поршень с кольцами , вкладыши скольшения шатунные или коренные является наиболее важной составляющей в двигателе. При несоответсствующем техническом сотоянии данных элементов в двигателе наблюдается: пониженная компрессия, возможность заклинивания.

Поршневой палец предназначен для шарнирного соединения поршня с верхней головкой шатуна . Изготавливается полым (в виде толстостенной трубки). Для того чтобы пальцы надежно работали при передаче больших усилий, они изготавливаются из сталей (легированных или углеродистых). В отверстии поршня палец фиксируется двумя пружинными стопорными кольцами.

Читайте также: