Установка радиатора на камаз

Обновлено: 02.07.2024

Система охлаждения двигателя Камаз-740 жидкостная закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. Основными элементами системы охлаждения двигателя Камаз-740 (рис. 1) являются водяной насос 8, радиатор, термостаты 22, вентилятор 10, гидромуфта привода вентилятора, включатель 15 гидромуфты, расширительный бачок 20, перепускные трубы, жалюзи. Рис. 1. Схема системы охлаждения Камаз-740 1 — труба перепус­кная от радиатора к расширительному бачку; 2 — трубка соединительная от компрессора к бачку; 3 — компрессор; 4, 6 — трубы водосборные; 5 — труба соединительная водяная; 7 — труба перепускная термостатов; 8 — насос водяной; 9 — колено отводящего патрубка водяного трубопровода; 10 — вентилятор; 11 — экран сливной системы охлаждения; 12 — труба подводящая правого ряда цилиндров; 13 — патрубок подводящей трубы; 14 -головка цилиндров; 15 — включатель гидромуфты привода вентилятора; 16 — коробка термостатов; 17 — патрубок отвода охлаждающей жидкости из бачка в водяной насос; 18 — патрубок отвода охлаждающей жидкости в отопитель; 19 — кран контроля уровня охлаждающей жидкости; 20 — бачок расширительный; 21- пробка паровоздушная; 22 — термостат; I — из радиатора; II — в насос при закрытых термостатах; III — в радиатор при открытых термостатах Во время работы двигателя циркуляция жидкости в системе охлаждения двигателя Камаз-740 создается центробежным насосом. Жидкость нагнетается в водяную полость левого ряда цилиндров, а через трубу 12 — в водяную полость правого ряда цилиндров. Омывая наружные поверхности гильз цилиндров, охлаждающая жидкость через отверстия в верхних привалочных плоскостях блока цилиндров поступает в водяные полости головок цилиндров. Из головок цилиндров горячая жидкость по водяным трубам 4 и 6 поступает в коробку 16 термостатов, из которой в зависимости от температуры направляется в радиатор или на вход водяного насоса. Температура жидкости в системе охлаждения двигателя Камаз-740 плюс 80…98°С. Тепловой режим двигателя регулируется автоматически термостатами и включателем гидромуфты привода вентилятора, которые управляют направлением потока жидкости и работой вентилятора в зависимости от температуры охлаждающей жидкости в двигателе. Для ускорения прогрева двигателя, а также поддержания температурного режима двигателя в холодное время года перед радиатором установлены жалюзи. Термостат Камаз-740 Термостат Камаз-740 (рис. 2) с твердым наполнителем и прямым ходом клапана, предназначенные для автоматического регулирования теплового режима двигателя, размещены в коробке (см. рис. 1), закрепленной на переднем торце правого ряда блока цилиндров. Рис. 2. Термостат Камаз-740 1,5- клапаны; 2, 4 — пружины; 3, 6 -стойки; 7, 12 — гайки регулировочные; 8 — шток; 9 -баллон; 10 — масса активная (церезин); 11 — вставка резиновая с шайбой На холодном двигателе вход жидкости в радиатор перекрыт клапаном, а вход в перепускную трубу к водяному насосу (помпа) Камаз-740 открыт клапаном 1. Охлаждающая жидкость циркулирует, минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя. При достижении температуры охлаждающей жидкости 80°С активная масса — церезин 10, заключенная в баллоне 9, плавится, увеличиваясь в объеме. При этом баллон 9 начинает перемещаться вправо, открывая клапан 5 и закрывая клапан 1. Охлаждающая жидкость начинает циркулировать через радиатор Камаз-740. При диапазоне температур 80…. 93°С охлаждающая жидкость продолжает поступать через перепускную трубу на вход насоса и через радиатор, клапаны 1 и 5 открыты частично. При температуре 93°С происходит полное открытие клапана 5, при этом вся жидкость циркулирует через радиатор. При снижении температуры охлаждающей жидкости до 80°С и ниже объем церезина уменьшается, и клапаны под действием пружин 2 и 4 термостата занимают первоначальное положение. Гидромуфта Камаз-740 Гидромуфта привода вентилятора Камаз-740 (рис. 3) передает крутящий момент от коленчатого вала к вентилятору. Передняя крышка 1 блока и корпус 2 подшипника соединены винтами и образуют полость, в которой установлена гидромуфта. Ведущий вал 6 в сборе с кожухом 3, ведущее колесо 10, вал 12 и шкив 11, соединенные болтами, составляют ведущую часть гидромуфты, которая вращается в шариковых подшипниках 8, 19. Ведущая часть гидромуфты Камаз-740 приводится во вращение от коленчатого вала через шлицевой вал 7. Ведомое колесо 9 в сборе с валом 16, на котором закреплена ступица 15 вентилятора, составляет ведомую часть гидромуфты, вращающуюся в шарикоподшипниках 4, 13. Гидромуфта Камаз-740 уплотнена резиновыми манжетами 17, 20. На внутренних тороидальных поверхностях ведущего и ведомого колес отлиты радиальные лопатки. На ведущем колесе тридцать три лопатки, на ведомом – тридцать две. Межлопаточное пространство колес образует рабочую полость гидромуфты Камаз-740. Передача крутящего момента с ведущего колеса 10 гидромуфты Камаз-740 на ведомое колесо 9 происходит при заполнении рабочей полости маслом. Частота вращения ведомой части гидромуфты зависит от количества масла, поступающего в гидромуфту. Рис. 3. Гидромуфта Камаз-740 привода вентилятора 1 — крышка передняя; 2 — корпус подшипника; 3 — кожух; 4, 8, 13, 19 -подшипники шариковые; 5 — трубка корпуса подшипника; 6 — вал ведущий; 7 — вал привода гидромуфты; 9 — колесо ведомое; 10 — колесо ведущее; 11 — шкив: 12 — вал шкива; 14 — втулка упорная; 15 — ступица вентилятора; 16 — вал ведомый; 17, 20 — манжета с пружинами; 18 — прокладка; 21 — маслоотражатель Рис. 4. Включатель гидромуфты Камаз-740 1 -рычаг пробки; 2 — крышка; 3, 8 -шарики; 4 — пробка; 5 — корпус включателя; 6 — клапан термосиловой (корпус); 7-датчик термосиловой; 9 — кольцо уплотнительное; 10 — пружина Масло поступает через включатель (рис. 4), который управляет работой гидромуфты Камаз-740 привода вентилятора. Он установлен в передней части двигателя на патрубке, подводящем охлаждающую жидкость к правому ряду цилиндров. Включатель имеет три фиксированных положения и обеспечивает работу вентилятора в одном из режимов: –автоматический – рычаг установлен в положение А. При повышении температуры охлаждающей жидкости, омывающей термосиловой датчик, активная масса, находящаяся в баллоне датчика, начинает плавиться и, увеличиваясь в объеме, перемещает шток датчика и шарик 8 (см. рис. 4). При температуре жидкости 86…90°С шарик 8 открывает масляный канал. Масло из главной масляной магистрали двигателя по каналам в корпусе включателя, блоке и его передней крышке, трубке 5 (см. рис. 3), каналам в ведущем валу поступает в рабочую полость гидромуфты Камаз-740; при этом крутящий момент от коленчатого вала передается крыльчатке вентилятора. При температуре охлаждающей жидкости ниже 86°С шарик под действием возвратной пружины перекрывает масляный канал и подача масла в гидромуфту Камаз-740 прекращается; при этом находящееся в гидромуфте масло через отверстие в кожухе 3 сливается в картер двигателя и вентилятор отключается. – вентилятор отключен – рычаг установлен в положение О, масло в гидромуфту не подается, при этом крыльчатка может вращаться с небольшой частотой, увлекаясь трением в подшипниках и уплотнениях гидромуфты и набегающим на вентилятор потоком воздуха при движении автомобиля. – вентилятор включен постоянно – рычаг установлен в положение II; при этом в гидромуфту постоянно подается масло независимо от температурного режима двигателя, вентилятор вращается постоянно с частотой, приблизительно равной частоте вращения коленчатого вала. Основной режим работы гидромуфты Камаз-740 — автоматический. При отказе включателя гидромуфты в автоматическом режиме (характеризуется перегревом двигателя) включите гидромуфту в постоянный режим (установите рычаг включателя в положение II) и при первой возможности устраните неисправность. При форсировании глубоких бродов рычаг включателя гидромуфты установите в положение О. Водяной насос (помпа) Камаз-740 Водяной насос (помпа) Камаз-740 (рис. 5) центробежного типа, установлен на передней части блока цилиндров слева. На шкив 1 водяного насоса Камаз-740 крутящий момент передается ремнями от шкива гидромуфты, который вращается с угловой скоростью, равной частоте вращения коленчатого вала. Рис. 5. Насос (помпа) Камаз-740 водяной 1 — шкив; 2 — болт; 3,10- шайбы; 4, 6 — подшипники; 5 — пресс-масленка; 7 — манжета; 8 -кольцо уплотнительное с обоймой; 9 — валик; 11- гайка колпачковая; 12 — кольцо упорное; 13 — уплотнение (сальник); 14 — крыльчатка; 15 — кольцо стопорное; 16 — пылеотражатель Валик 9 вращается в подшипниках 4 и 6 полузакрытого типа. Смазывание подшипников помпы Камаз-740 в процессе эксплуатации проводится через пресс-масленку 5. Манжета 7 предохраняет подшипники от попадания охлаждающей жидкости при нарушении герметичности уплотнения 13. Шкив 1 дополнительно закреплен болтом 2. Для контроля исправности уплотнения в корпусе водяного насоса Камаз-740 выполнено дренажное отверстие. Заметное подтекание охлаждающей жидкости через это отверстие является признаком неисправности уплотнения. Радиатор Камаз-740 Радиатор Камаз-740 – трубчато-ленточный, трехрядный, с трубками овального сечения, расположен перед двигателем. Он состоит из верхнего и нижнего бачков, остова и каркаса. Верхний и нижний бачки радиатора Камаз-740 припаяны к остову, состоящему из трубок, расположенных в три ряда. Промежутки между трубками заполнены гофрированной медной лентой, изогнутой змейкой и припаянной к трубкам. К верхнему и нижнему бачкам припаяны две боковые стойки, представляющие собой стальные пластины. Вместе с нижней пластиной образуют они каркас радиатора Камаз-740. В верхний бачок впаян подводящий патрубок, в нижний – отводящей патрубок. Радиатор Камаз-740 крепят на автомобиле в трех точках на резиновых подушках, степень затяжки которых ограничивается распорными втулками. Жалюзи – створчатые, управляются из кабины водителя ручкой, расположенной под щитком приборов, справа от рулевой колонки. Чтобы закрыть жалюзи, надо потянуть ручку на себя. Закрывать жалюзи следует при прогревании двигателя, а также при движении в случае понижения температуры охлаждающей жидкости. Жалюзи радиатора Камаз-740 предназначены для регулирования потока воздуха, прокачиваемого через решетку радиатора. Они выполнены в виде набора горизонтальных пластин из оцинкованного железа, объединены обшей рамкой и снабжены шарнирным устройством, обеспечивающим одновременный поворот их около осей. Жалюзи прикрепляют к каркасу радиатора перед охлаждающей решеткой. Водяной радиатор Камаз подлежит замене при следующих неисправностях: — Течь охлаждающей жидкости из охлаждающих трубок или бачков радиатора. — Обрыв патрубков радиатора. — Накипь в трубках радиатора, вызывающая перегрев двигателя при открытых жалюзи, исправных водяном насосе и выключателе гидромуфты привода вентилятора, нормальном уровне охлаждающей жидкости и «правильно отрегулированном натяжении приводных ремней. Снятие радиатора Камаз — Слейте жидкость из системы охлаждения двигателя через кран радиатора и через краны теплообменника и насосного агрегата предпускового подогревателя при открытом кране отопителя, предварительно сняв пробку заливной горловины расширительного бачка. Закройте сливные краны. — Снимите передний буфер. — Поднимите переднюю облицовочную панель и поднимите кабину в первое положение. — Расшплинтуйте и выньте палец удлинителя. Поднимите кабину во второе положение (60°), поддерживая ее спереди. — Отсоедините от двигателя тягу акселератора. Отсоедините от левого кронштейна радиатора Камаз оттяжную пружину тяги акселератора. Расшплинтуйте и отверните гайку болта крепления радиатора к раме с левой стороны. Выверните болты крепления левого уплотнительного кожуха к радиатору. Отсоедините от радиатора смазочной системы двигателя левый маслопровод. — Расшплинтуйте и отверните гайку болта крепления радиатора к раме с правой стороны, выверните болты крепления кронштейна трубки отопителя кабины. Отсоедините от радиатора Камаз смазочной системы двигателя правый маслопровод. — Ослабьте хомут, отсоедините от радиатора патрубок и пароотводящую трубку. — Отсоедините крепления кронштейна, шланга и снимите заливную воронку теплообменника предпускового подогревателя. — Отсоедините от радиатора Камаз шланг отопителя. Выверните болт (правый) крепления масляного радиатора гидроусилителя рулевого управления. Отверните гайки и тяги крепления радиатора и снимите ее вместе с чашками, резиновыми подушками и распорными втулками. — Выверните второй болт крепления масляного радиатора гидроусилителя рулевого управления. Выверните болты кронштейна и расшплинтуйте поводок привода жалюзи. Выверните болты крепления крыльчатки вентилятора и снимите крыльчатку. — Ослабьте хомут и отсоедините патрубок от радиатора. — Выверните болты крепления и снимите нижний защитный кожух радиатора. — Зацепите радиатор тросом за кронштейны и снимите радиатор в левую сторону. При снятии радиатора системы охлаждения двигателя отведите масляный радиатор гидроусилителя рулевого управления вперед. — Выверните болты крепления и снимите с радиатора масляный радиатор смазочной системы двигателя. — Выверните болты крепления и снимите с радиатора диффузор в сборе с кронштейнами крепления радиатора к раме. Установка радиатора Камаз — Установите на радиатор и закрепите диффузор. — Установите на радиатор Камаз и закрепите масляный радиатор смазочной системы двигателя. — Зацепите радиатор Камаз тросом за кронштейны, поднимите и, перемещая радиатор слева-направо и вниз, установите его на кронштейны рамы, убедившись в наличии и исправности комплекта деталей опорных подушек радиатора. Установите болты крепления радиатора и наверните предварительно гайки болтов. — Установите нижний защитный кожух радиатора и закрепите его болтом с пружинными шайбами. — Подсоедините к радиатору Камаз патрубок и закрепите его хомутом. — Установите на ступицу гидромуфты крыльчатку вентилятора и закрепите ее болтами. — Зашплинтуйте поводок привода жалюзи и, установив кронштейн, вверните болты. Вверните без затяжки болт, присоединив масляный радиатор гидроусилителя рулевого управления. — Вверните болт крепления масляного радиатора гидроусилителя рулевого управления. Затяните окончательно болт. Подсоедините к радиатору и закрепите шланг отопителя. — Установите и закрепите на кронштейне заливную воронку теплообменника предпускового подогревателя. Подсоедините и закрепите шланг воронки. — Подсоедините к радиатору Камаз и закрепите патрубок и пароотводящую трубку. — Заверните и зашплинтуйте гайку болта крепления радиатора к раме с правой стороны, вверните болты крепления кронштейна трубки отопителя кабины. Подсоедините к радиатору смазочной системы двигателя и закрепите правый маслопровод. — Заверните и зашплинтуйте гайку болта крепления радиатора Камаз к раме с левой стороны. Подсоедините к радиатору смазочной системы двигателя левый маслопровод. Вверните болты крепления левого уплотнительного кожуха к радиатору. — Подсоедините к двигателю тягу акселератора. Подсоедините к левому кронштейну радиатора оттяжную пружину тяги акселератора. — Установите тягу крепления радиатора Камаз, распорные втулки, подушки, чашки и заверните гайки крепления тяги. — Залейте в систему до нормального уровня охлаждающую жидкость через заливную горловину расширительного бачка и закройте горловину паровоздушной пробкой.

— ослабить гайки крепления передней и задней лап генератора, болт 2 (см. рисунок) крепления планки и болт 1; — переместив генератор, натянуть ремни; — затянуть болт 1, болт 2 крепления планки, гайки крепления передней и задней лап генератора. После регулировки натяжения ремней привода генератора и водяного насоса Камаз-740 должно быть проверено натяжение: правильно натянутый ремень при нажатии на середину наибольшей ветви с усилием 40 Н (4 кгс) должен иметь прогиб 15-22 мм.

  • Сцепление Камаз-5320 и его комплектующие
  • Ремонт ПГУ и главного цилиндра сцепления Камаз
  • Коробка переключения передач КПП Камаз 141
  • Коробка переключения передач КПП Камаз ZF 16
  • Коробка передач 152 Камаз с делителем
  • Коробка переключения передач КПП 154 Камаз
  • КПП Камаз-4308
  • Сцепление автомобиля Камаз-4308
  • Сцепление и КПП Камаз-65115
  • Разборка и сборка КПП Камаз-4310, 55111, 43118
  • Блок цилиндров, головка и клапаны Камаз-740
  • Топливная система дизеля Камаз-740
  • Регулировки и ремонт ТНВД Камаз-740
  • Ведущие мосты автомобиля Камаз-4310
  • Ремонт редуктора ведущих мостов Камаз
  • Задний мост Камаз-4308
  • Мосты и подвески самосвалов Камаз-65115
  • Установка карданных валов и мостов Камаз
  • Ремонт раздатки автомобилей Камаз
  • Гидроусилитель руля Камаз — регулировки и ремонт
  • Ремонт деталей рулевого привода Камаз
  • Детали рулевого управления Камаз-4308
  • Детали тормозной системы Камаз-4308
  • Тормозная система и привод тормозов Камаз
  • Ремонт тормозных кранов и компрессора Камаз
  • Подвеска Камаз-4310, 55111, 43118 и их детали
  • Рама и подвески автомобиля Камаз-4308
  • Детали кабины и платформа Камаз-65115
  • Компоненты кабины Камаз-4308
  • Механизм платформы автомобилей Камаз
  • Автокран Клинцы КС 65719-5К на базе шасси Камаз-6522
  • Автокран KC-35719-7-02 на базе шасси Камаз-43118
  • Автокран Галичанин KC-55713-1К на базе Камаз-65115 6х4
  • Автокран Ивановец КС-45717К-1/1Р на базе шасси Камаз-65115
  • Автокран Ивановец КС-3577-3/4 на шасси Камаз-43253 4х2

Работа системы охлаждения КАМАЗ 740

Системы охлаждения двигателя на КАМАЗе имеет довольно простую конструкцию, что и отображается на принципе ее работы. Она является замкнутой, циркуляция антифриза происходит принудительно. Скорость его перемещения задает водяной насос. Охлаждающая жидкость вначале попадает в левый ряд цилиндров, после чего через специальную трубку перетекает в правую сторону.

Принцип работы системы охлаждения КамАЗ 740

Когда антифриз проходит через все головки, он сильно нагревается. Поэтому на следующем этапе он попадает в термостат. В зависимости от температуры, охлаждающая жидкость направляется или обратно к насосу, или к радиатору охлаждения. Последний агрегат предназначен для ее охлаждения. Когда жидкость приобрела оптимальную температуру, она направляется к помпе.

В составе системы охлаждения присутствуют и другие элементы – расширительный бачок, кран. Вентилятор вместе с муфтой контролирует скорость и направление движения охлаждающей жидкости. Он включается, когда температура достигнет показателя 85°С. Чтобы улучшить направленность воздушного потока, на вентиляторе установлен диффузор. Если температура увеличится до 95°С, на щитке загорится специальный индикатор.

Кол-во на "": 1
Модель: 54115
Группа: Система охлаждения
Подгруппа: Трубопроводы и шланги системы охлаждения
Порядковый номер детали: 058
Дополнительно: Не взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером

Кол-во на "": 1
Модель: 54115
Группа: Система охлаждения
Подгруппа: Трубопроводы и шланги системы охлаждения
Порядковый номер детали: 082

Кол-во на "": 2
Модель: 5320
Группа: Система охлаждения
Подгруппа: Подвеска радиатора
Порядковый номер детали: 031

Кол-во на "": 2
Модель: 5320
Группа: Система охлаждения
Подгруппа: Подвеска радиатора
Порядковый номер детали: 037

Кол-во на "": 2
Модель: 5320
Группа: Система охлаждения
Подгруппа: Подвеска радиатора
Порядковый номер детали: 060

Кол-во на "": 4
Модель: 5320
Группа: Система охлаждения
Подгруппа: Подвеска радиатора
Порядковый номер детали: 062

Кол-во на "": 1
Модель: 5320
Группа: Система охлаждения
Подгруппа: Трубопроводы и шланги системы охлаждения
Порядковый номер детали: 027

Кол-во на "": 1
Модель: 5320
Группа: Система охлаждения
Подгруппа: Трубопроводы и шланги системы охлаждения
Порядковый номер детали: 028

Кол-во на "": 1
Модель: 54115
Группа: Система охлаждения
Подгруппа: Подвеска радиатора
Порядковый номер детали: 079

Кол-во на "": 1
Модель: 54115
Группа: Система охлаждения
Подгруппа: Подвеска радиатора
Порядковый номер детали: 078

Кол-во на "": 1
Модель: 5320
Группа: Система охлаждения
Подгруппа: Трубопроводы и шланги системы охлаждения
Порядковый номер детали: 063

Кол-во на "": 1
Модель: 5320
Группа: Система охлаждения
Подгруппа: Бачок расширительный
Порядковый номер детали: 063

Кол-во на "": 1
Крепежная деталь: да
Материал: сталь 50 (сталь с пределом прочности на разрыв 490-784 (50-80) МПа (кг/мм2)
Покрытие: цинкование

Кол-во на "": 4
Крепежная деталь: да
Материал: сталь 50 (сталь с пределом прочности на разрыв 490-784 (50-80) МПа (кг/мм2)
Покрытие: цинкование

Кол-во на "": 4
Крепежная деталь: да
Материал: сталь 50 (сталь с пределом прочности на разрыв 490-784 (50-80) МПа (кг/мм2)
Покрытие: цинкование

Кол-во на "": 14
Крепежная деталь: да
Материал: сталь 80 (сталь с пределом прочности на разрыв 784-980 (80-100) МПа (кг/мм2)
Покрытие: цинкование

Кол-во на "": 2
Крепежная деталь: да
Материал: сталь 80 (сталь с пределом прочности на разрыв 784-980 (80-100) МПа (кг/мм2)
Покрытие: цинкование

Кол-во на "": 1
Крепежная деталь: да
Материал: сталь 100 (сталь с пределом прочности на разрыв 980-1176 (100-120) МПа (кг/мм2)
Покрытие: цинкование

Кол-во на "": 4
Крепежная деталь: да
Материал: сталь 80 (сталь с пределом прочности на разрыв 784-980 (80-100) МПа (кг/мм2)
Покрытие: цинкование

Кол-во на "": 14
Крепежная деталь: да
Материал: сталь 40 (сталь с пределом прочности на разрыв 333-490 (34-50) МПа (кг/мм2)
Покрытие: цинкование

Кол-во на "": 18
Крепежная деталь: да
Материал: другие металлические материалы, т. е. не сталь, не латунь, не легкий сплав, не медь
Покрытие: специальное покрытие

Кол-во на "": 5
Крепежная деталь: да
Материал: другие металлические материалы, т. е. не сталь, не латунь, не легкий сплав, не медь
Покрытие: специальное покрытие

Кол-во на "": 4
Крепежная деталь: да
Материал: другие металлические материалы, т. е. не сталь, не латунь, не легкий сплав, не медь
Покрытие: фосфатирование

Кол-во на "": 2
Крепежная деталь: да
Материал: сталь 40 (сталь с пределом прочности на разрыв 333-490 (34-50) МПа (кг/мм2)
Покрытие: цинкование

Информация на данном сайте носит исключительно ознакомительно - информационный характер. Мы не являемся продавцами.

Обычно пользователи нашего сайта находят эту страницу по следующим запросам:
схема системы охлаждения КамАЗ 6540 , вентилятор охлаждения КамАЗ 6540 , радиатор охлаждения КамАЗ 6540 , схема системы охлаждения КамАЗ 65115 , вентилятор охлаждения КамАЗ 65115 , радиатор охлаждения КамАЗ 65115 , схема системы охлаждения КамАЗ 65111 , вентилятор охлаждения КамАЗ 65111 , радиатор охлаждения КамАЗ 65111 , схема системы охлаждения КамАЗ 55111 , вентилятор охлаждения КамАЗ 55111 , радиатор охлаждения КамАЗ 55111 , схема системы охлаждения КамАЗ 55102 , вентилятор охлаждения КамАЗ 55102 , радиатор охлаждения КамАЗ 55102 , схема системы охлаждения КамАЗ 54115 , вентилятор охлаждения КамАЗ 54115 , радиатор охлаждения КамАЗ 54115 , схема системы охлаждения КамАЗ 54112 , вентилятор охлаждения КамАЗ 54112 , радиатор охлаждения КамАЗ 54112 , схема системы охлаждения КамАЗ 5410 , вентилятор охлаждения КамАЗ 5410 , радиатор охлаждения КамАЗ 5410 , схема системы охлаждения КамАЗ 53229 , вентилятор охлаждения КамАЗ 53229 , радиатор охлаждения КамАЗ 53229 , схема системы охлаждения КамАЗ 53228 , вентилятор охлаждения КамАЗ 53228 , радиатор охлаждения КамАЗ 53228 , схема системы охлаждения КамАЗ 53215 , вентилятор охлаждения КамАЗ 53215 , радиатор охлаждения КамАЗ 53215 , схема системы охлаждения КамАЗ 53213 , вентилятор охлаждения КамАЗ 53213 , радиатор охлаждения КамАЗ 53213 , схема системы охлаждения КамАЗ 53212 , вентилятор охлаждения КамАЗ 53212 , радиатор охлаждения КамАЗ 53212 , схема системы охлаждения КамАЗ 53211 , вентилятор охлаждения КамАЗ 53211 , радиатор охлаждения КамАЗ 53211 , схема системы охлаждения КамАЗ 5320 , вентилятор охлаждения КамАЗ 5320 , радиатор охлаждения КамАЗ 5320 , схема системы охлаждения КамАЗ 44108 , вентилятор охлаждения КамАЗ 44108 , радиатор охлаждения КамАЗ 44108 , схема системы охлаждения КамАЗ 4326 , вентилятор охлаждения КамАЗ 4326 , радиатор охлаждения КамАЗ 4326 , схема системы охлаждения КамАЗ 43118 , вентилятор охлаждения КамАЗ 43118 , радиатор охлаждения КамАЗ 43118 , схема системы охлаждения КамАЗ 43115 , вентилятор охлаждения КамАЗ 43115 , радиатор охлаждения КамАЗ 43115 , схема системы охлаждения КамАЗ 43114 , вентилятор охлаждения КамАЗ 43114 , радиатор охлаждения КамАЗ 43114

Система охлаждения

Схема системы охлаждения:

  1. труба перепускная от радиатора к расширительному бачку;
  2. трубка соединительная от компрессора к бачку;
  3. компрессор;
  4. трубы водосборные;
  5. труба соединительная водяная;
  6. трубы водосборные;
  7. труба перепускная термостатов;
  8. насос водяной;
  9. колено отводящего патрубка водяного трубопровода;
  10. вентилятор;
  11. экран сливной системы охлаждения;
  12. труба подводящая правого ряда цилиндров;
  13. патрубок подводящей трубы;
  14. головка цилиндров;
  15. включатель гидромуфты привода вентилятора;
  16. коробка термостатов;
  17. патрубок отвода охлаждающей жидкости из бачка в водяной насос;
  18. патрубок отвода охлаждающей жидкости в отопитель;
  19. кран контроля уровня охлаждающей жидкости;
  20. бачок расширительный;
  21. пробка паровоздушная;
  22. термостат;
  23. I - из радиатора;
  24. II – в насос при закрытых термостатах;
  25. III - в радиатор при открытых термостатах

Ремонт водяного насоса

Для снятия водяного насоса:

  • Слейте охлаждающую жидкость из двигателя.
  • Снимите ремни привода водяного насоса.
  • Выверните три болта крепления водяного насоса.
  • Снимите водяной насос с водяных труб.

Разберите насос в следующем порядке:

  • Расшплинтуйте и отверните гайку крепления крыльчатки.
  • Съемником И-801.33.000 снимите крыльчатку.

Оправку изготовьте по следующему эскизу.

Оправка для запрессовки уплотнения и крыльчатки водяного насоса

Для напрессовки шкива также изготовьте специальную оправку (см. эскиз ниже).

При ремонте водяного насоса старой конструкции рекомендуется его доработать: в корпусе насоса выполните резьбовое отверстие для установки пресс-масленки и контрольное отверстие под углом 45 ° к оси масленки, удалите внутренние уплотнения шариковых подшипников; после сборки полость подшипников заполните смазкой Литол-24. При эксплуатации смазку пополняйте при каждом ТО-2.

  • а) до усовершенствования:
  1. пылеотражатель;
  2. стопорное кольцо;
  3. шарикоподшипники;
  4. шарикоподшипники;
  5. водоотражатель;
  6. крыльчатка;
  7. сальник;
  8. валик;
  9. уплотнительное кольцо;
  10. упорное кольцо;
  11. шайба;
  12. колпачковая гайка;
  13. корпус;
  14. шкив;
  • б) после усовершенствования:
  1. шкив;
  2. болт;
  3. шайба;
  4. подшипники;
  5. пресс-масленка;
  6. подшипники;
  7. манжета;
  8. сальник

Размеры и допустимый износ деталей топливного насоса

Размер Значение
Номинальный Предельно допустимый
Диаметр отверстий в корпусе водяного насоса под подшипник передний 61,99-62,02 мм 62,035 мм
задний 51,99-52,02 мм 52,035 мм
сальник 36,45- 36,474 мм 36,474 мм
Диаметр шеек валика водяного насоса Под передний подшипник 25,002- 25,017 мм 25,0 мм
Под задний подшипник 20,002-20,017 мм 20,0 мм
Под шкив 24,929-24,948 мм 24,920 мм
Под крыльчатку 15,64-15,675 мм 15,64 мм
Диаметр отверстия в крыльчатке Под шейку валика 15,600-15,635 мм 15,64 мм
Шкива под шейку валика 24,900- 24,923 мм 24,950 мм

Разборка гидромуфты привода вентилятора

Для ремонта гидромуфты снимите с двигателя переднюю крышку блока цилиндра в сборе с гидромуфтой, затем разберите гидромуфту в следующем порядке:

  • Расшплинтуйте и отверните гайку крепления ступицы вентилятора.
  • Съемником И-801.40.000 снимите ступицу вентилятора.
  • Отверните четыре болта крепления шкива привода генератора и снимите шкив.
  • Отверните болты 1 крепления корпуса подшипника и снимите стопорные кольuа 2 и 3.
  • Выпрессуйте из передней крышки блока цилиндров корпус подшипника гидромуфты в сборе с ведомым и ведущим колесами.
  • Выпрессуйте из корпуса подшипника ведомый вал в сборе с колесами.
  • Отверните гайки болтов крепления ведущего колеса к кожуху и снимите кожух в сборе с ведущим валом, предварительно сделав на ведущем колесе и кожухе отметки совместного их расположения, так как они отбалансированы в сборе.
  • Выпрессуйте ведомый вал с колесом в сборе.
  • Отверните болты крепления вала шкива к ведущему колесу и выпрессуйте вал. При сборке, запрессовывая вал шкива в ведущее колесо, располагайте вал так, чтобы радиальные отверстия в нем и в ступице колеса были совмещены. Кожух и ведущее колесо собирайте, совместив метки, проставленные на них при разборке.

Размеры и допустимый износ деталей гидромуфты привода вентилятора

Размер Значение
Номинальный Предельно допустимый
Вал ведущий Диаметр шейки под подшипник 34,973-34,990 мм 34,965 мм
Диаметр отверстия под задний подшипник ведомого вала 47,010-47,035 мм 47,04 мм
Диаметр шеек ведомого вала Под ведомое колесо 31,042-31,059 мм 31,040 мм
Под передний подшипник 24,986-25,0 мм 24,979 мм
Под задний подшипник 20,002-20,017 мм 20,0 мм
Диаметр отверстия под подшипник в корпусе подшипника 71,970 – 72,0 мм 72,0 мм
Вал шкива привода генератора диаметр отверстия под подшипник 61,970 – 62,0 мм 62,015 мм
диаметр шейки под подшипник 70,01-70,03 мм 70,005 мм
диаметр шейки под манжету 99,930- 100,0 мм 99,85 мм

Снятие и разборка коробки термостатов

Для снятия и разборки коробки термостатов:

  • Выверните болт 1 крепления планки генератора.
  1. болт крепления планки генератора;
  2. болты крепления патрубка коробки;
  3. патрубок коробки;
  4. коробка термостатов;
  5. болт;
  6. болт крепления коробки термостатов.
  • Выверните два болта 5 крепления фланца коробки.
  • Выверните три болта 6 крепления коробки и снимите коробку.
  • Выверните пять болтов 2 крепления патрубка, снимите патрубок 3, выньте термостаты и осмотрите их.

Для проверки термостатов определите температуру начала открытия и величину хода клапана следующим образом:

  • Погрузите термостат в подогреваемую ванну с водой вместимостью 3 л. Уровень воды должен быть выше фланца термостата.

При эксплуатации допускается температура начала открытия клапана термостата 77-83 ° С, полного его открытия - 90-96°С. Потеря хода клапана не должна превышать 20%.

Проверка выключателя гидромуфты

Если температура включения вентилятора не выдерживается в диапазоне 86. 90 ° С, замените термосиловой клапан, состоящий из датчика 7, корпуса 6 и седла.

  1. рычаг пробки;
  2. крышка;
  3. шарики;
  4. пробка;
  5. корпус включателя;
  6. клапан термосиловой (корпус);
  7. датчик термосиловой;
  8. шарики;
  9. кольцо уплотнительное;
  10. пружина.

Для снятия и разборки включателя гидромуфты:

  • Выверните болты крепления включателя к патрубку подводящей трубы, снимите включатель.
  • Закрепите включатель за корпус в тисках.
  • Снимите крышку 2, выньте пробку 4, пружину 10 и шарик 8.
  • Выньте клапан 6 в сборе с термосиловым датчиком 7.

Клапан и пробка должны перемещаться в корпусе без заеданий.

На привалочной поверхности корпуса не допускайте риски глубиной более 0,05 мм.

Неплоскостность поверхности должна быть не более 0,05 мм.

На поверхности корпуса датчика не должно быть очагов кавитационного разрушения, повреждений.

Система охлаждения двигателя КамАЗ жидкостная закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.


Во время работы двигателя циркуляция охлаждающей жидкости в системе создается центробежным насосом. Жидкость нагнетается в водяную полость левого ряда цилиндров, а через трубу — в водяную полость правого ряда цилиндров. Омывая наружные поверхности гильз цилиндров, охлаждающая жидкость через отверстия в верхних привалочных плоскостях блока цилиндров поступает в водяные полости головок цилиндров. Из головок цилиндров горячая жидкость по водяным трубам и поступает в коробку термостатов, из которой в зависимости от температуры направляется в радиатор или на вход водяного насоса.

Схема системы охлаждения КамАЗ

1 – вентилятор; 2 – сливной кран системы охлаждения; 3 – труба подводящая правого полу блока; 4 – патрубок подводящей трубы; 5 – головка цилиндров; 6 – выключатель гидромуфты привода вен­тилятора; 7 – коробка термостатов; 8 – патрубок отвода воды из бачка в водяной насос; 9 – патрубок отвода воды в отопитель; 10 – кран контроля уровня охлаждающей жидкости; 11 – труба воздухоотводящая от радиатора; 12 – бачок расширительный; 13 – пробка паро-воздушная; 14 – трубка перепускная от двигателя к расширительному бачку; 15 – трубка соединительная от компрессора к бачку; 16 – комп­рессор; 17 – труба водосборная правая; 18 – труба водяная соединительная; 19 – труба водосборная левая; 20 – труба перепускная термостатов; 21 – насос водяной; 22 – колено отводящего патрубка водяного трубопровода; 23 – термостат; I - в радиатор при открытых термостатах; II – в насос при закрытых термостатах; III - из радиатора.


Радиатор охлаждения

Радиатор предназначен для интенсивного охлаждения жидкости. На двигателе КАМАЗ 740 установлен трубчато-пластичный радиатор. Он состоит из сердцевины, верхнего и нижнего бачков. Сердцевина радиатора выполнена из отдельных вертикальных трубок, между которыми находятся поперечные горизонтальные пластины, придающие радиатору жёсткость и увеличивающие поверхность охлаждения. Трубки сердцевины впаяны в верхний и нижний бачки. Верхний бачок соединён прорезиненным шлангом с полостью охлаждения двигателя. Нижний бачок имеет кран для выпуска охлаждающей жидкости и патрубок для соединения с водяным насосом.

Жалюзи предназначены для регулирования проходящего потока воздуха через радиатор. Жалюзи установлены перед радиатором и представляют собой набор пластин-створок, шарнирно закреплённых в каркасе. Привод жалюзи осуществляется из кабины с помощью тяг и рычагов.

Вентилятор предназначен для усиления потока воздуха, проходящего через сердцевину радиатора. Он состоит из крыльчатки с пятью лопастями, привёрнутыми к ступице. Привод вентилятора осуществляется гидромуфтой с автоматическим управлением.

Термостат предназначен для автоматического регулирования температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя и для ускорения его прогрева после пуска. На двигателях КАМАЗ установлен термостат с твёрдым наполнителем. Такой термостат состоит из корпуса, внутри которого помещён медный баллон, заполняемый массой, состоящей из медного порошка, смешанного с церезином (нефтяной воск). Баллон сверху закрыт крышкой. Между баллоном и крышкой расположена резиновая диафрагма, сверху которой установлен шток, упирающийся в серьгу, закреплённую при помощи оси на клапане.

Водяной насос

Водяной насос предназначен для создания принудительной циркуляции охлаждающей жидкости. Насос центробежного типа. Насос установлен в передней части блока цилиндров, он приводится в действие от шкива коленчатого вала через ремень. Водяной насос состоит из корпуса, вала с крыльчаткой, подшипников и сальника. Под действием центробежной силы, возникающей при вращении крыльчатки, охлаждающая жидкость из нижнего бачка радиатора поступает к центру корпуса насоса и отбрасывается к его наружным стенкам. Из отверстия в стенке корпуса насоса охлаждающая жидкость попадает в полость охлаждения блока цилиндров.

Слабые места системы охлаждения

Течь антифриза в основном происходит через соединения патрубков, от растрескивания резиновых шлангов. Признаками течи могут быть подтёки жидкости на двигателе, радиаторе, патрубках, шлангах и приборах, а также частая потребность долива жидкости в систему. Поэтому одно из слабых мест системы - патрубки. Ведь если уровень охлаждающей жидкости падает, общий нагрев системы увеличивается, возможен перегрев. Для устранения течи важно всё тщательно затянуть и опрессовать всю систему.

Второе слабыое место - термостаты. В случае выхода из строя этого элемента возможно как перегреть, так и переохладить двигатель. Это зависит от того, в каком положении заклинит клапан. Если термостат открыт, то жидкость движется через радиатор, это не даёт двигателю нагреться, и если ещё и открыты жалюзи, то двигатель можно переохладить. Признаками переохлаждения двигателя являются: понижение охлаждающей жидкости менее 70?C, перерасход топлива, снижение мощности.

Следующее слабое место - вентилятор охлаждения с муфтой. Если он выйдет из строя, на пассивном охлаждении через радиатор система охлаждения не справится.

Признаки перегрева двигателя: высокая температура охлаждающей жидкости (выше 100 градусов), горит лампочка аварийной сигнализации, падение мощности, прорыв пара через пароотводную трубку.

Признаками попадания охлаждающей жидкости в систему смазки могут служить повышенный уровень масла в картере и понижение уровня охлаждающей жидкости, хотя подтекания отсутствуют. Причины попадания охлаждающей жидкости в систему смазки: подтекания через уплотнение гильз блока цилиндров или повреждение прокладок головок блока. Неисправные уплотнения необходимо заменить.

Читайте также: