Установка разрезной шестерни на ваз 2106 и распредвала от нивы

Обновлено: 05.07.2024

Замена распредвала на ВАЗ 2106 может потребоваться по разным причинам, но перед тем, как перейти к этому процессу нужно иметь представление о предназначении этого узла. Распредвал является основным звеном ГРМ и учавствует в процессе сгорания горючей смеси.

Распредвал расположен вверху ГБЦ. Со шкивом либо зубчатой звездочкой коленвала соединен посредством ременной или же цепной передачи.



Автомобиль ВАЗ 2106 у водоема [ Скрыть]

Роль разрезной шестерни в конструкции распредвала двигателя

Сама шестерня распредвала предназначена для передачи вращающего момента с коленчатого вала двигателя на распределительный вал ГРМ посредством ременной или зубчатой передачи.

Такая шестерня выполняется из металла и не имеет подвижных частей, так как сама является ею. Разрезная же шестерня выполняется из двух частей, которые могут перемещаться относительно друг друга. Она позволяет менять положение распределительного вала, не затрагивая при этом, натяжение ремня или цепи ГРМ, то есть оставляет не подвижными все остальные части.

Чтобы понять назначение такой шестерни, необходимо вспомнить, какие факторы влияют на мощность работы любого мотора. Под этими факторами понимаются: сечение и длина специальных каналов, по которым осуществляется подача топлива и выпуск отработавших газов, а также фазы газораспределения. Ими называют те момента времени, при которых клапана находятся в открытом или закрытом состоянии. Для облегчения восприятия данного определения составляется специальная круговая диаграмма, на которой изображаются эти фазы относительно коленчатого вала.

Итак, разрезная шестерня устанавливается в двух случаях:

  • При проектировании деталей двигателя не учитываются погрешности оборудования, выполняющего их изготовление. Дело в том, что размеры конечной детали могут отличаться от исходного чертежа. Такой деталью является шестерня распредвала. Дело в том, что она смещает фазы газораспределения на допустимую погрешность, равную, примерно, 10 %. Однако данные отклонения влияют на эффективность работы мотора и в большинстве случаев снижают номинальную мощность. Это объясняет то, что многие двигатели, выпущенные одним и тем же заводом, могут иметь различные характеристики.

Разрезная шестерня позволяет изменить фазы газораспределения и свести такую погрешность к минимуму, а значит, увеличить эффективность работы мотора, подняв его мощность.

  • Установка спортивного распредвала уже предполагает стремительное улучшение работы двигателя на различных оборотах, так как он имеет особую конструкцию, влияющую на периоды открытия и закрытия клапанов. Комбинация такого распредвала с разрезной шестерней позволяет увеличить мощность мотора еще на три процента.

Если распредвал вышел из строя

Распредвал на модели ВАЗ 2106 демонтируется редко. Как правило, во время ремонта или разборки. Иногда чтобы произвести его замену.

Признаки

Вначале немножко расскажем о признаках, которые говорят о том, что распредвал неисправен, изношены его шейки либо постели. Установить стучит ли вал или нечто иное в моторе ВАЗ 2106 затруднительно, но можно. Стук распределительного вала глухой и хорошо слышен. При увеличении оборотов двигателя, стук учащается.

Некоторые водители определяют стук в этом узле при помощи стетоскопа или палки через крышку клапанов. Но часто, неопытному водителю сделать это затруднительно. Вследствие этого самый лучший способ диагностики распределительного вала это снять его, вымыть и осмотреть.

Если распределительный вал неисправен, то могут наблюдаться следующие симптомы:

  • глухой стук, напоминающий удары молотка;
  • невозможность регулировки зазоров клапанов, во время поворачивания коленчатого вала распредвал находится постоянно в различных положениях.

В этом видео показано, как можно устранить продольное биение распределительного вала.

Наиболее достоверным методом диагностики проблем с распредвалом ВАЗ 2106 считается демонтаж его с авто и промывка. Мыть можно в бензине или иной очищающей жидкости. Далее нужно держа вал ударять по постели, при слышимости малейших стуков, устанавливаем, износ механизма. Обязательно проследите, чтобы вал не двигался в постели, потому что во время ударов об ограничитель он будет издавать глухой стук.

Как установить и отрегулировать разрезную шестерню ВАЗ на 8 и 16 клапанах?

Далее нам понадобятся клапана четвертого цилиндра: проверьте их положение при заданных установках меток распредвала и маховика коленчатого вала. Если установка фаз газораспределения была выполнена верно, то впускной и выпускной клапана должны быть полностью открыты. В противном случае, ослабьте болты шестерни и поверните распределительный вал до требуемых величин открытия клапанов. После этого затяните болты шестерни. Таким образом, выходит, что вы достигли номинальных значений ФГР, а значит, мотор будет работать в номинальном режиме.

Алгоритм замены распредвала ВАЗ 2107, ВАЗ 2106

Замена распредвала ВАЗ 2107, ВАЗ 2106 своими руками

Замена распредвала ВАЗ 2107, ВАЗ 2106 своими руками

  1. Вместе с шайбами, звездочками и цепью извлечь крепежный болт. Цепи при этом лучше соединить со звездочками ниткой, благодаря этому можно избежать перескакивания цепи по зубьям звездочки.

Замена распредвала ВАЗ 2107, ВАЗ 2106 своими руками

Видео — Монтаж шестерни на ВАЗ 2108

Чтобы добиться увеличения мощности на определенных оборотах, можно проделать следующие операции:

  1. Ослабьте болты разрезной шестерни и поверните распределительный вал в ту же сторону, в которую вращается коленчатый. Таким образом, происходит смещение фазы газораспределения: впускной клапан будет открываться позже, а соответственно и позже закрываться. Данная настройка позволяет вам добиться увеличения тяги двигателя, при работе на низких оборотах или близких к средним.
  2. Если повернуть распределительный вал против движения коленчатого вала, то получится, что клапан будет открываться раньше, а значит, камера сгорания получит больше смеси, если мотор будет работать на повышенных оборотах. Таким образом, можно очень сильно поднять мощность двигателя, но не максимальную скорость.
  3. Выполняя данную регулировку, не стоит слишком сильно увлекаться этим процессом. Дело в том, что работа распредвала циклична, а значит, слишком большой угол его порота может и вовсе погубить двигатель. Допускается регулировка в диапазоне от 3 до 4 градусов по окружности, что равняется, примерно, половине зуба шестерни.
  4. Если ваш автомобиль оснащен карбюраторным двигателем, то после каждой регулировки необходимо снова правильно выставлять угол опережения зажигания. Дело в том, что трамблер таких двигателей имеет механическую связь с распределительным валом, а значит, его смещение обязательно ведет к сбросу настроек системы зажигания.

Что касается 16-ти клапанного двигателя, то тут тоже ничего нет сложного, однако состав действий немного меняется:

  1. Вначале, 1 и 4 цилиндр устанавливаются в верхнюю мертвую точку, а после этого необходимо надеть ремень ГРМ. Естественно, перед этим необходимо установить новые шестерни и сделать на них такие же метки, как и старых.
  2. Для регулировки в этот раз вам понадобится специальный индикатор, который выполнен в виде часов. Каждый из них устанавливается на специальной планке, установленной в клапанном механизме двигателя.
  3. Когда поршень находится в верхней мертвой точке, данные индикаторы должны показывать перекрытие клапанов. Такая величина отображается в виде чисел и должна равнять нулю. Если этого не произошло, то производится регулировка положения распределительных валов в соответствии с инструкцией выше.

Вот зачем нужна разрезная шестерня распредвала ВАЗ. Как видите, с установкой такой детали справится любой автолюбитель, имеющий базовые представления о принципе работы двигателя внутреннего сгорания.

Также ознакомьтесь

  • Самостоятельная замена ШРУСа ВАЗ 2110
  • Как заменить топливный фильтр Лада Калина своими руками. Установка новой сеточки бензонасоса
  • Как заменить рулевую рейку ВАЗ 2115 своими силами

Замена распредвала ВАЗ 2107, ВАЗ 2106 своими руками

Замена распредвала ВАЗ 2107, ВАЗ 2106 своими руками

Замена распредвала ВАЗ 2107, ВАЗ 2106 своими руками

Замена распредвала ВАЗ 2107, ВАЗ 2106 своими руками

Замена распредвала ВАЗ 2107, ВАЗ 2106 своими руками

Замена распредвала ВАЗ 2107, ВАЗ 2106 своими руками

Замена распредвала ВАЗ 2107, ВАЗ 2106 своими руками

Замена распредвала ВАЗ 2107, ВАЗ 2106 своими руками

Сделать сборку в обратном порядке. На этом можно считать законченной замену распредвала ВАЗ 2107, ВАЗ 2106.

Обратите внимание!

Фазовращатели и их функция

Большинство новых двигателей оснащено фазовращателями, которые дают возможность выполнять корректировку работы силового агрегата на основе числа оборотов коленвала. Это необходимо для того, чтобы получить максимальный вращательный момент в большем диапазоне оборотов.

Если взять любое руководство по эксплуатации авто, то в нем будут указаны такие характеристики, как мощность двигателя в лошадиных силах и максимальный вращательный момент, который мотор способен выдавать при определенных оборотах коленвала в минуту.

Разрезная шестерня распредвала выполняет примерно такие же функции, что и фазовращатель. Эта деталь имеет схожую конструкцию, что и распределительный вал. Она может поворачиваться на определенные углы вперед либо назад.

Основная причина замены двухрядной цепи ГРМ — перегрузка. Издалека критическое натяжение распознается по шуму: цепь дребезжит и трется о соседние части. Действительно, чрезмерный износ приводит к потере мощности, реакции дроссельной заслонки и нестабильности двигателя из-за взаимного смещения распредвала и коленчатого вала. На это указывает смещенный шкив привода вспомогательных агрегатов.

Наладка или как выставить метки узлов ГРМ на ВАЗ 2106 самостоятельно

Настройка разрезной шестерни ваз 2106

Расшифровка пометок

Без предварительной основы поршней и клапанов установка цепи ГРМ на ВАЗ 2106 по бирке невозможна. Следовательно, значение брендов отнюдь не является условно декоративным. Знаки дают представление о расположении деталей внутри двигателя:

  • Отметка на шкиве KV, совпадающая с длинной чертой на передней крышке, означает, что поршни 1 и 4 цилиндров ВМТ достигли положения.
  • Отметка на шестерне ПБ, совмещенная с приливом на станине, сообщает о закрытых клапанах в цилиндре 4 — здесь происходит такт сжатия.

Довожу до вашего сведения. Кастрюли пронумерованы на боковой стороне радиатора.

Как восстановить совпадение меток

Основание — это положение коленчатого вала, при котором метка шкива совпадает с длинной линией на передней крышке. В этом случае отверстие звездочки распредвала должно быть ближе к приливу. Это нужно сделать в первую очередь. Стоит отметить, что трансмиссия выполнена с передаточным числом 2: 1 — два оборота коленчатого вала соответствуют одному обороту распредвала.

Чрезмерные опасения при разборке звездочки ПБ неуместны. В конструкции вала предусмотрен штифт. Помимо передачи крутящего момента, он действует как фиксатор для определенного положения.

Как одеть цепь

Установка новой цепи начинается с ее крепления на новую звездочку коленчатого вала. Далее монтируется амортизатор, башмак натяжителя, ограничитель. Цепь пропускается через звездочку коленчатого вала с ее фиксацией. После этого его устанавливают на звездочку распределительного вала и регулируют его положение по циклу:

  • Положите на елку.
  • Посмотрите на относительное положение отверстия и прилива.
  • Снять.
  • Переместите зуб в нужную сторону.

Завершающая процедура — натяжение цепи, во время которой натяжитель с хорошим усилием закручивается до упора. После поворота ключа КВ производится окончательная проверка совпадения меток.

Настройка разрезной шестерни ваз 2106

Нюансы в установке цепи ГРМ по заводским меткам на ВАЗ 2106: подводные камни

трудно добиться идеального совмещения двух пар знаков. Основная причина — использование компонентов с одинаковыми размерами по краю границы. Кстати, даже регулировка карбюратора ВАЗ 2106 своими руками никогда не происходит по идеальному сценарию — практически всегда используются дополнительные рекомендации опытных мастеров.

Допустимые сдвиги отметок

Один из неписаных стандартов допускает расхождение звездообразной перфорации и отклонения корпуса подшипника распределительного вала внутри полухолистника в ту или иную сторону. Точнее установка цепи привода ГРМ двигателя ВАЗ 2106 по меткам считается завершенной, когда звездочка распредвала поставлена ​​точно и метка шкива коленчатого вала идет немного вперед. Это гарантия стабильной тяги во всем диапазоне скоростей.

Крайности

Несовпадение меток станины и звездочки распредвала в один зуб недопустимо. Обычно это свидетельствует о критическом удлинении цепи. Когда новое, стоит осмотреть посадочное место под шпонку на коленчатом валу — оно может сломаться, отсюда и чрезмерный люфт.

Двигатели со значительным пробегом часто подвержены произвольному изменению положения звездочки PB во время вращения KB. Это ведет к:

Настройка разрезной шестерни ваз 2106

Довожу до вашего сведения. Использование разделенной звездочки помогает добиться идеального размещения отметок. Устанавливается для замены штатной шестерни распредвала.

Коротко о главном

Технология того, как ставить метки ГРМ на двигателе ВАЗ 2106, выполняется при снятой цепи. Звездочка, установленная на безцепном распредвале, фиксируется отверткой и затягивается гаечным ключом. После поворота распределительного вала в правильном направлении и совмещения отверстия с приливом на станине шестерня снова фиксируется подходящим предметом и разбирается. Далее устанавливается новая цепочка.

Сам нониусный шкив состоит из деталей остроумия. Как бы статор притягивается к распределительному валу.

Настройка разрезной шестерни ваз 2106

А роторная часть соединена со статором несколькими болтами по окружности.

Настройка разрезной шестерни ваз 2106

Что касается крепления ротора и статора, то оно осуществляется шайбой (от потдона) и маленьким болтом.

Настройка разрезной шестерни ваз 2106

Этот шкив изготавливается путем переточки двух заводских шестерен, поэтому качество и ресурс такие же, как у заводской. Единственное слабое место — это крепежные болты ротора и статора, которые сделаны из сырого материала и очень легко раскручиваются. Поэтому рекомендую заменить их на более прочные или поменять после хорошей затяжки.

Но это еще не все. Если вы собираетесь ставить нониусный шкив, рекомендую ставить его в ряд.

Настройка разрезной шестерни ваз 2106

В отличие от двухрядного шкива, этот шкив легче и, следовательно, имеет меньше мгновенных потерь. Но они доступны только для форсунок с небольшим магнитом для датчика фазы. Просто сбейте его, и вы сможете ставить на карбюратор, но только на высокий блок. В этом случае цепной амортизатор необходимо устанавливать из одного двух ряда. Одним словом, взрослый строитель.

Помимо точной настройки времени, этот шкив позволяет дополнительно получать до 5% увеличения мощности или крутящего момента на любом распределительном валу. Очевидно, что, в отличие от 16-клапанной головки блока цилиндров, увеличение одной происходит за счет другой. Все зависит от ваших предпочтений, но в любом случае автомобиль поменяют. И со временем, по мере того, как цепочка станет длиннее, время нужно будет скорректировать. Очень нужная деталь. Всем рекомендую.

Крутящий момент и мощность ДВС зависят от технической части, такой как объем двигателя, длина выходного и выходного отверстий, проточные сечения каналов. Время работы клапана — это периоды закрытия и открытия клапана, которые выражаются в градусах вращения коленчатого вала относительно нижней и верхней мертвой точки. FGR отображается в виде круговых диаграмм.

Рассмотрим, например, двигатель ВАЗ 21083, у которого штатный распредвал 2108, с зазорами 0,2 ± 0,05 мм на впуске и 0,35 ± 0,05 мм на выходе.

Еще один из основных параметров — угол перекрытия клапана (в нашем примере это P = 33Гр + 17Гр = 50Гр). Пока поршень не достигнет верхней мертвой точки, впускной клапан начнет открываться, а впускной клапан еще не будет закрыт, наступает время, когда впускной и выпускной клапаны открыты, и, таким образом, вакуум, созданный в выпускном коллекторе «, увеличивается. «новая смесь в баллоне. Этот эффект пропорционален частоте вращения двигателя: чем выше частота вращения, тем лучше заполняется цилиндр.

Устанавливать разрезную шестерню стоит по 2м причинам:

1. На заводе в процессе сборки большого количества двигателей есть небольшие отклонения в производстве двигателей. Из-за этих отклонений в деталях, значение FGR идентичных двигателей может отличаться на 10 градусов, это ошибка в пределах зуба на шестерне газораспределительного механизма. Чтобы это компенсировать, необходимо установить разрезную шестерню, с помощью которой можно изменять положение зубчатого венца относительно ступицы, имеющей размер шага 0. В штатном регулировка задняя и вперед на 1 зуб, а это шаг на 17 градусов по коленчатому валу, это приводит к потере мощности и крутящего момента.
2. При установке нестандартных распредвалов, которые имеют больший подъем кулачка и измененный профиль, мощность увеличится, но если установить делительную передачу и правильно отрегулировать FGR, можно получить дополнительную мощность в 3-4 раза.

Например, вы можете считать настройки фаз газораспределения оптимальными, чтобы обеспечить промежуточный вариант. Максимальное перекрытие клапана должно быть совмещено с верхней мертвой точкой. Поворачиваем распредвал на нужные 8 градусов. Следовательно, угол газодинамической тяги составит 88 градусов. (80 + 8), это позволяет лучше заполнять цилиндры на более высоких оборотах. Стоит уточнить, что при раннем открытии впускных клапанов на средних и малых оборотах ухудшается наполнение цилиндров. По мере того как выхлопные газы попадают в ресивер и выпускают новую воздушную смесь. В результате, когда мы уменьшили угол опережения впускного клапана, мы улучшили сгорание смеси в режимах частичной нагрузки.

Фактическая проверка показывает, что при правильной калибровке VGR мощность и крутящий момент возрастают до 3% от исходной мощности со стандартным распределительным валом. При настройке на максимальное увеличение мощности мощность может быть увеличена до 5%.

Стоит уточнить, что если двигатель восьмиклапанный, то регулировать можно будет только впускные или выпускные клапаны. На 16-клапанных двигателях впускной и выпускной клапаны можно регулировать отдельно, что увеличивает мощность до 7%.


Стоковый для 2106 1.6л двигателя вал тат же что и на 2103 движке 1.5л, там стоит вал 2101 только с улучшенной поверхностью кулачков. Напомню, что двигатель 2101 это 1.2л. Т.е. фактически получается, что газораспределение в 1.6л двигателе настроено так же как на 1.2л, при том что разница в объеме целых 0.4л, а это очень прилично — двигатель 2106 на треть(!) пузатее копеечного. Соответственно по ГРМ он ближе к нивовскому 1.7л. Поэтому и РВ надо брать с него. С этим валом двигатель работает мягче, и самое главное не задыхается после 4000 об.

Отличия 21213 вала от 2101 в на 1мм больше подъем впускных клапанов и чуть более длинная фаза впуска, что облегчает наполнение цилиндров, а так же чуть укороченная и запоздненная фаза выпуска, что позволяет дольше находиться смеси в горшке создавая крутящий момент. И немного большее перекрытие фаз увеличивающее время продувки цилиндров. Распредвалы 21213 и 21214 по характеристикам одинаковые, отличаются лишь профилем сбега кулачков — первый оптимизирован под винты, второй под гидрики. На практике нивоводы говорят, что неправильные комбинации проблем не вызывали. НО лучше ставить 213 вал!



Монстра из мотора он не делает, но исчезает явная стенка на 4000 об, Двигатель продолжает набирать обороты не останавливаясь. Тяга на низах тоже слегка улучшилась.


При установке проверяем метки фаз, натягиваем цепь, регулируем клапана, проверяем компрессию, и регулируем карб по-необходимости. На инжекторных может возникнуть проблема, так как метки могут не совпасть на ползуба, то может загореться "ЧЕК", нужна будет прошивка мозгов, или ставить с разрезной шестерней для более точной регулировки.

Борьба за повышение мощности на двигателях ВАЗ ведется не на жизнь, а на смерть. Чего только не прикручивают к героическому классическому двигателю Fiat 124, чтобы он стал хоть немножко мощнее. Давайте попробуем подойти к вопросу с точки зрения безэмоционального практикующего моториста, и разобраться в некоторых тонкостях замены деталей для повышения мощности.

Содержание:

Мощные классические ВАЗы

Никакая это не ирония и не сарказм. Если посмотреть назад, лет на сорок, то Фиат 124 не зря стал автомобилем года в конце 60-х. А мощность классического ВАЗ 2101 составляла 64 лошадиные силы, что позволяло достигать крутящего момента 87 Нм при 3400 об/мин. Это один из самых высоких показателей по удельной мощности на то время, тем более среди советских машин.

И это только начало, потому что ВАЗ 2103 с полуторалитровым мотором имел 77 лошадей, а шестерка с мотором 1,6 литра могла выдать при той же мощности уже 121 Нм крутящего момента при 3000 об/мин. Хотя ни одна из классических моделей по мощности не дотягивает до сотни, того вполне хватает для того, чтобы им не чувствовать себя ущербными даже в 21 веке.

Борьба за мощность

Перед тем, как приступать к хирургии стандартного двигателя, необходимо до тонкостей знать его устройство, взаимозаменяемость деталей, свойства материалов, эксплуатационных жидкостей, знать тонкости условий и режимов работы мотора, чтобы говорить с инженерами ВАЗ на равных. Несмотря на это, постоянно предпринимаются попытки усовершенствовать двигатель классических ВАЗов для того, чтобы поднять мощность.

Способы поднять мощность в двигателе ВАЗ

Двигатель 2103 имеет 77 лошадиных сил, ровно столько же, сколько двигатель 2106, но крутящий момент у шестерки выше, и составляет 121 Нм на 3000 оборотов. У тройки — 106 Нм при 3400 об/мин. Разницу чувствуете? При одной и той же мощности у двигателя меняются характеристики.

Распредвал 21213

Есть тысяча мнений по поводу того, есть ли смысл ставить распредвал от Нивы на классические модели ВАЗ, но однозначного ответа быть не может, и вот почему. Функция распредвала:

  • обеспечивать своевременное открытие впускных и выпускных клапанов;
  • сохранять стабильность фаз газораспределения;
  • синхронизировать работу клепанного механизма с кривошипно-шатунным.

На всех классических моделях ВАЗ стоит распредвал, который рассчитан на работу двигателя в оптимальном режиме, когда максимальный крутящий момент достигается около 3400-3500 об/мин. Распределительный вал от 21213 отличается от классического 2101 тем, что за счет смещения угла положения кулачков изменены фазы газораспределения. Сделано это для того, чтобы внедорожник Нива имел максимальный крутящий момент не на высоких оборотах, чего добиваются от спортивных двигателей, а на минимальных.

Результаты замены распредвала

Спецификация, которой нет смысла не верить, говорит о том, что двигатель 21213 имеет 82 лошади и максимальный крутящий момент 127 Нм при 3000 об/мин. Следовательно, распределительный вал создает такие условия работы для двигателя, которые обеспечивают максимальный крутящий момент на низких оборотах. В идеале, если поставить распредвал от Нивы на копейку или тройку, прибавки в мощности вы не получите ни при каких обстоятельствах. Законы физики работают одинаково — для 1,2-литрового мотора копейки, так и для 1,7-литрового мотора новой Нивы, и мощность не может вырасти просто от того, что мы сменим углы фаз газораспределения.

Замена штатного распредвала, безусловно повысит тягу на низах, то есть трогаться со светофора машина станет веселее. Но на высоких оборотах никакого прироста мощности и скорости от этой операции ждать не стоит.

Для изменения характеристик двигателей ВАЗ существует масса способов, и мы когда-нибудь о них расскажем, а пока, учите матчасть, и удачи на дорогах!

От состояния распредвала напрямую зависит работа механизма газораспределения и в целом всего мотора. Даже мелкие неисправности этой детали могут привести к снижению мощности и тяги двигателя, увеличению расхода топлива. Чтобы избежать этих неприятностей, нужно уметь вовремя диагностировать проблему и своевременно устранить её.

Распредвал ВАЗ 2106

Распределительный вал является неотъемлемой частью в конструкции газораспределительного механизма (ГРМ) любого двигателя. Он выполнен в форме цилиндра, на котором расположены шейки и кулачки.

Описание


Поскольку на коленчатом и распределительном валу установлены шестерни разного размера, скорость вращения последнего снижена вдвое. Полный рабочий цикл в силовом агрегате происходит за один оборот распредвала и два оборота коленвала. Клапаны в ГБЦ открываются в определённом порядке под воздействием соответствующих кулачков на толкатели, т. е. при вращении распределительного вала кулачок надавливает на толкатель и передаёт усилие на клапан, поджатый пружинами. При этом клапан открывается и впускает топливно-воздушную смесь либо выпускает отработанные газы. При дальнейшем проворачивании кулачка клапан закрывается.


Параметры

  • ширина фаз — 232˚;
  • высота подъёма впускного клапана — 9,5 мм;
  • запаздывание впускного клапана — 40˚;
  • опережение выпускного клапана — 42˚.

Какой распредвал лучше ставить


Признаки износа распредвала

Работа распределительного вала связана с постоянным воздействием высоких нагрузок, в результате чего деталь постепенно изнашивается и требует замены. Необходимость в ремонте возникает при появлении характерных признаков:

  • стук при работе двигателя под нагрузкой;
  • снижение мощностных показателей.

Существует ряд причин, по которым РВ выходит из строя:

  • естественный износ;
  • некачественное моторное масло;
  • низкое давление масла в системе смазки;
  • недостаточный уровень масла или так называемое масляное голодание;
  • работа двигателя при высоких температурах, что приводит к ухудшению свойств смазывающего вещества;
  • повреждения механического характера (износ или обрыв цепи).

Основными неисправностями, которые нарушают работоспособность распредвала, являются задиры на рабочих поверхностях (шейках и кулачках) и выработка ограничителя.


Выявить по звукам, исходящим из моторного отсека, что проблема связана именно с распределительным валом, довольно проблематично, но всё же можно. Стук РВ напоминает глухие удары молотка, которые учащаются при увеличении оборотов двигателя. Однако лучшим способом диагностики вала является его демонтаж, разборка и дефектовка. При осмотре вал не должен двигаться в корпусе относительно оси, в противном случае при ударах об ограничитель будет исходить глухой звук.

Видео: причины продольного люфта распредвала ВАЗ

Снижение мощности


Деформация

РВ может деформироваться при сильном нагреве, который вызван неполадками в системах охлаждения и смазки. Поначалу проблема может проявляться в виде стука. Поэтому если есть подозрения на эту поломку, например, мотор перегревался, то рекомендуется выполнить диагностику вала, чтобы избежать более серьёзных неприятностей с ГРМ двигателя.

Демонтаж распредвала ВАЗ 2106

  • головки на 17 и 13 мм;
  • трещоточную рукоятку;
  • вороток;
  • удлинитель;
  • рожковый или накидной ключ на 13 мм.


Демонтаж узла проводим в такой последовательности:










Когда я провожу ремонтные работы с распредвалом после того, как он будет снят с ГБЦ, головку накрываю чистой ветошью и прижимаю её, например, инструментом. Это предотвращает попадание различного мусора как в каналы смазки, так и на поверхность рокеров. Особенно актуальна защита открытой части двигателя при ремонте под открытым небом, поскольку ветром может нанести немало пыли и мусора, с чем я неоднократно сталкивался. Новый вал перед установкой в корпус также протираю чистой тряпочкой.

Дефектовка распредвала

После того как РВ будет снят с двигателя, все его составляющие промывают в бензине, очищая от загрязнений. Дефектовка предполагает визуальный осмотр вала на предмет выявления повреждений: трещины, задиры, раковины. При их обнаружении вал подлежит замене. В противном случае проверяют основные параметры, характеризующие степень его износа, для чего используют микрометр.


Таблица: основные размеры распредвала ВАЗ 2106 и его постелей в корпусе подшипников

Номер шейки (постели) начиная от шестерни Размеры, мм
Номинальный Предельно допустимый
Опорные шейки
1 45,91 45,93
2 45,61 45,63
3 45,31 45,33
4 45,01 45,03
5 43,41 43,43
Опоры
1 46,00 46,02
2 45,70 45,72
3 45,40 45,42
4 45,10 45,12
5 43,50 43,52

Состояние РВ можно оценить и по другим параметрам, например, биению, но для их снятия необходимы специальные инструменты.

Если по результатам дефектовки было выявлено, что вал механизма газораспределения нуждается в замене из-за сильного износа, то вместе с ним следует заменить и рокеры.

Установка распредвала

Процесс монтажа вала происходит в обратной последовательности с применением тех же инструментов, что и для его снятия. Дополнительно потребуется динамометрический ключ, которым можно контролировать усилие затяжки. Работу проводят следующим образом:

    Перед монтажом детали в корпус смазываем опорные шейки, опоры и кулачки чистым моторным маслом.




Чтобы распредвал равномерно прижался к ГБЦ, затяжку следует выполнять в несколько этапов.

Установка по меткам

По окончании замены необходимо выставить распредвал и коленвал по меткам. Только после такой процедуры момент зажигания будет правильным, а работа двигателя — стабильной. Из инструментов дополнительно понадобится ключ для вращения коленчатого вала, а сама работа состоит из следующих шагов:

  1. Ставим на место звёздочку РВ и затягиваем её, но не до конца.
  2. Натягиваем цепь. Для этого отворачиваем гайку натяжителя, проворачиваем немного коленвал, а после затягиваем гайку обратно.
  3. Крутим коленвал ключом до того момента, пока риска на шкиве не установится напротив длиной метки на крышке механизма ГРМ.





Регулировка клапанов

  • рожковый ключ на 13 и 17;
  • щуп 0,15 мм.


Работа проводится на остывшем двигателе после снятия крышки клапанов и натяжения цепи:

  1. Совмещаем метки коленвала и распредвала с рисками, что соответствует верхней мёртвой точке четвёртого цилиндра.
  2. Проверяем зазор клапанов 6 и 8. Для этого вставляем щуп между кулачком РВ и рокером. Если он заходит без усилия, зазор нужно сделать меньше. Если входит туго, то больше.



Угол поворота
коленвала, o
Угол поворота
распредвала, o
Номера цилиндров Номера регулируемых клапанов
4 и 3 8 и 6
180 90 2 и 4 4 и 7
360 180 1 и 2 1 и 3
540 270 3 и 1 5 и 2

Видео: регулировка клапанов на ВАЗ 2101–07

Некоторые автолюбители для выставления зазоров клапанов используют узкий щуп из набора. Я бы не рекомендовал пользоваться им для рассматриваемой процедуры, поскольку при перекосе рычага клапана, а рокеры могут перекашиваться даже при нормальных пружинах и хорошем состоянии РВ, узкий щуп не позволит провести точную регулировку. Да и выставлять зазор широким щупом удобнее.


Замена распредвала на ВАЗ 2106 не требует от владельца высокой квалификации и специальных инструментов. Ремонт можно провести в условиях гаража обычным автомобильным набором ключей и отвёрток. При следовании пошаговым инструкциям процедура займёт около 2–3 часов, после чего механизм газораспределения вашего авто будет работать чётко и слаженно.

Читайте также: