Установка ретардера на коробку zf камаз

Обновлено: 02.07.2024

Слева на рулевой калонке находится переключатель. Первое положение горный тормоз, второе ретардер. Вопрос- что это такое, как он работает, где находится и неисправности. Включаю горняк происходит торможение двигателем. При вкл ретардера загорается лампочка на панели, под панедью щёлкает какая то релюха, но эффекта никакого.

ретардера-это торможение коробкой (Дизель точнее скажет), но вроде на япах их нет. У тебя видимо просто два положения горняка.

У меня на Хине есть ретардер, как раз второе положение. А на кардане перед коробкой стоит охрененная шестерня.

Ага, наверное я втупил. когда уже написал вспомнил что есть коробки на япах европейские, ZF вроде, у них наверное и стоит ретардер.

У меня на Хино три положения переключателя. Первое - горняк, второе и третье как-раз ретардер (две ступени). А эта "охрененная шестерня" на коробке- по сути большой генератор с ребрами охлаждения наружу. Кстати им можно притормаживать даже с выключеной передачей.

статья о типах ретардеров


Вот почитал статью, и закрались смутные сомнения. У меня на ISUZU ELF 250 стоит короб ZF залив масла в одно отв. слив с двух. Визуально выглядит как один большой блок с тросами и датчиком, и поменьше блок от которого кардан отходит. Слив масла с каждого блока отдельно. Это и есть интардер.

Ребятки , объясняю
РЕТАРДЕР - вычислить просто. Огромная приблуда с зади КПП. К ней в Обязательном порядке пдведён и отведён АНТИФРИЗ от двига либо радитора
Интардер - Огромная приблуда почти на кардане и производит торможение кардана сверх мощными эл. магнитными полями

Если на включателе Горного тормоза под рулём два положения, тоэто две заслонки на выпускп=е по 3 или 4 котла соответственно если мотор в 6 или в 8 котлов
У включателя ретардера собственно 4 положения
1 память на заданную ами скорос на спуске
2,3 и 4 усилие торможения
А одним только щелчком Ретарда включаться не может

Ребятки , объясняю
РЕТАРДЕР - вычислить просто. Огромная приблуда с зади КПП. К ней в Обязательном порядке пдведён и отведён АНТИФРИЗ от двига либо радитора
Интардер - Огромная приблуда почти на кардане и производит торможение кардана сверх мощными эл. магнитными полями

Всё зависит от того какая кробка ZF у тебя стоит? Есть ли делитель? Пробки находяться на одном уровне или нет? В интардере масло вообще нет. К ретардеру всегда подходят две трубы диаметром не меньше 50 - 70 мм, под антифриз. На машинах с ретардеро всегда отличаеться радиатор.

Миниатюры

Миниатюры

Ребятки , объясняю
РЕТАРДЕР - вычислить просто. Огромная приблуда с зади КПП. К ней в Обязательном порядке пдведён и отведён АНТИФРИЗ от двига либо радитора
Интардер - Огромная приблуда почти на кардане и производит торможение кардана сверх мощными эл. магнитными полями

Попутал слегка.Ретардер,это и есть оно,в любом случае.
Интердер,это встроеный ретардер.Использует масло КПП.
Есть ещё электродинамический ретардер.Стоит отдельно на кардане.Используется принцип короткозамкнутого генератора,т.е.магнитными полями.(кажись,на европейцах уже не применяются)
В целом,вещь отличная. Лучше всех остальных систем.

Для чего нужен ретардер на грузовике и как он работает

Ретардер на грузовике – что это такое

Для чего нужен ретардер на грузовике и как он работает

Система часто применяется на грузовых автомобилях при длинных уклонах, спуске с горы. В такой ситуации основная тормозная система, накладки, диски, колодки, полноценно не работают. От перегрева они могут не справляться с торможением. Подобные системы чаще всего устанавливаются на следующие виды транспортных средств:

  • грузовики;
  • автомобили коммунального назначения;
  • городской транспорт.

Использование ретардера позволяет выполнять максимально плавное торможение. Такой тип тормозного устройства был разработан для железнодорожных составов. Первоначально они начали использоваться в середине ХХ века в США.

Дополнительное преимущество ретардера – увеличение срока службы тормозной системы в 5-10 раз. Учитывая высокую стоимость технического обслуживания автомобилей, это становится заметным преимуществом.

Разновидности ретардера

Модели отличаются способами размещения. Они могут быть первичными и находиться перед коробкой передач, также выпускаются вторичные, которые устанавливаются за коробкой . Минус первичных – не самое удобное в применении прерывание тормозного момента при переключении передач.

Для чего нужен ретардер на грузовике и как он работает

В настоящий момент производители предлагают два типа изделий:

  • гидродинамический;
  • электродинамический.

Оба вида призваны выполнять единую задачу. Применяются разные принципы использования и установки. Понять виды оборудования можно при визуальном осмотре.

Электродинамический хорошо виден сразу. Внешне он похож на расположенную под днищем транспортного средства своеобразную массивную кастрюлю. К карданным валам крепятся роторы с ребристой поверхностью. Они предназначены для охлаждения. Разогрев ротора при работе достигает 600°С и более.

Гидродинамический компактнее. Его вес редко превышает 85 кг. Для предотвращения перегрева ротора на него устанавливается термозащита.

Гидродинамический ретардер

Действие основывается на принципах гидродинамики. Конструкция состоит из двух лопастных колес, статора и ротора. Когда устройство начинает работать, пространство их размещения заполняется маслом, подающимся в пространство между лопастями неподвижного статора. Тепло, выделяемое при этом, отводится в радиатор автомобиля через масловодяной теплообменник.

Для чего нужен ретардер на грузовике и как он работает

Могут быть первичными и вторичными, отличающимися типом расположения относительно коробки передач. Могут устанавливаться за ней или перед. Вид установки зависит от модели коробки передач.

Электромагнитный ретардер

Достаточно массивная конструкция, располагающаяся между ведущим мостом и коробкой передач. Находится или непосредственно на коробке передач, на ведущем мосту, или на карданной передаче отдельно.

Для чего нужен ретардер на грузовике и как он работает

Состоят из двух жестко соединенных к карданным валом дисков. Статор находится между ними. При активизации начинает действовать принцип Фотта, подразумевающий, что в зависимости от выбранной силы торможения через электромагнитные катушки проходит электроток.

Роторы тормозит возникающее при этом магнитное поле, выделяемое тепло отводится за счет действия лопастей вентилятора. Дополнительная система охлаждения не требуется, устройство работает полностью автономно.

Как работает ретардер на грузовике

Существует два способа управления. Оно может быть ручным, в такой ситуации ручка управления устанавливается под рулем. Также можно пользоваться педалью тормоза. При ручном управлении применяется 6 режимов:

  • 4 режима торможения;
  • постоянное;
  • нейтральное положение.

Регулировка силы торможения выполняется степенью нажатия на педаль тормоза. Перемещение подрулевого переключателя или нажатие на педаль тормоза способствует передаче определенного напряжения к катушкам от аккумуляторных батарей. Это создает в катушках вихревые токи, действующие противоположно вращению роторов. Они способствуют торможению.

Для чего нужен ретардер на грузовике и как он работает

Изделие состоит из статора и двух роторов, установленных с минимальным зазором. Индуктором является статор, состоящих из двух последовательно соединенных магнитов, создающих электромагнитные токи (токи Фуко). Роторы выполняются из токопроводящих материалов, выполняя роль своеобразного якоря.

Вихревые потоки приводят к образованию сил, действующих в противоположном вращению ротора направлении. Тем самым они содействуют торможению.

Управлять системой достаточно просто. На многих моделях сегодня устанавливается электронная система V — contact , которая самостоятельно контролирует скорость движения на спуске, переходя в оптимальный режим. Минус в том, что на нее можно рассчитывать только на трассах хорошего уровня . На сложной дороге или избыточно крутом спуске доверять управление подобной системе небезопасно, здесь нужен только ручной контроль.

Куда ставят ретардер на грузовике

Устройства устанавливают на вторичный вал трансмиссии или карданный вал. Некоторые производители устанавливают на ось. Сегодня в зависимости от производителя существует четыре варианта установки:

  • после коробки передач;
  • между карданными валами, где отсутствует необходимость согласования с ведущим мостом или КПП – наиболее частый вариант расположения;
  • на ведущем мосте;
  • на среднем (проходном) ведущем мосте.

На полноприводных транспортных средствах ретардер устанавливается перед раздаточной коробкой . Есть и вар ианты расположения впереди двигателя, тогда это называется акватардер.

Для чего нужен ретардер на грузовике и как он работает

Порядок использования такого устройства основан на применении несколько иного принципа. Оно монтируется непосредственно на передней части двигателя, т. к. для обеспечения его работы применяется тосол. Это позволяет теплу, создающемуся при торможении, в обход отсутствующих в данном типе изделий водомасляных теплообменников уходить в систему охлаждения двигателя. Правда, сегодня такое устройство устанавливается только на грузовых автомобилях MAN . Возможно, в перспективе технология будет шире использоваться другими автоконцернами.

Подробная схема и чертеж ретардера

Модели состоят из двух дисков, оснащающихся для отвода тепла небольшими лопастями. Крутящий момент к ведущему мосту от коробки передают два фланца. Большая часть моделей включает на схеме следующие детали и элементы:

  • передний ротор, на котором присутствует способствующая эффективному охлаждению в работе крыльчатка;
  • ротор задней оси (задний ротор);
  • воздушный затвор регулировочных прокладок;
  • непосредственно воздушный зазор;
  • корпус передний;
  • задний;
  • вал;
  • подшипник;
  • манжета уплотнительная;
  • соединительный фланец;
  • обмотка;
  • полюс;
  • концентратор;
  • стопорные кольца.

Для чего нужен ретардер на грузовике и как он работает

Схема используется фактически во всех вариантах изделий производителей. При этом электромагнитный ретардер отличается максимально простой конструкцией. Такое устройство интегрируется в общую конструкцию автомобиля.

Преимущества использования электромагнитного retarder’a

К плюсам использования электромагнитного варианта относится хорошая плавность замедления, приводящая к повышению уровня комфорта. За счет меньшего износа тормозных колодок это повышает экономичность, экологичность и безопасность работы машины.

Еще один плюс – простота конструкции.

Высокая скорость реагирования существенно сокращает тормозной путь. Такие варианты устройств обеспечивают хороший тормозной эффект на минимальной скорости движения. Гидродинамическая конструкция на небольшой скорости часто с выполнением задачи не справляется. Массивный грузовой автомобиль на незначительной скорости на спуске такое устройство замедляет не очень успешно.

Для чего нужен ретардер на грузовике и как он работает

Недостатки использования электромагнитного retardera

Главным минусом данного типа становится значительная масса. В зависимости от конструкции и модели она варьируется от 100 до 400 кг. Итоговый вес зависит от мощности транспортного средства и массы автомобиля. Чем выше эти показатели, тем большим весом отличается замедлитель.

В работе ретардер электромагнитного типа сильно перегревается, поэтому нужна термозащита. Происходит высокая нагрузка на электрооборудование, поскольку замедлитель в работе требует большое количество тока.

Еще одним недостатком будет достаточно высокая стоимость. Планируя установку ретардера на тягач, придется доплатить примерно 4700 евро к цене транспортного средства. По этой причине многие перевозчики от установки замедлителя часто отказываются.

Интардер – это тормоз-замедлитель движения, созданный по принципу термодинамики. Устройство при торможении направляет усилие на вал, отвечающий за выбор нужной мощности, затем на вал, находящийся на выходе коробки передач и с помощью карданного вала на колеса машины. Это устройство не изнашивается, во время его работы происходит активный теплообмен. Даже когда водитель переключает передачу, интардер сохраняет эффект торможения.

Данный замедлитель в состоянии взять на себя 90 % усилий по торможению. В этом случае основной тормоз задействован минимально. Использование интардера защищает от износа тормозные колодки, делает движение более комфортным и безопасным, а автомобиль легко управляемым.

Использование интардера дает следующие преимущества автовладельцу:

  • Своевременная доставка людей и грузов
  • Экономия на ремонте тормозной системы.
  • Гарантия сохранности жизни пассажиров и грузов, т. к. автомобиль, в котором используется интардер более устойчивый и маневренный.

https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSMYu7fmPw79BcTnGR485-VUQFKF6KHT7pTmynxg-ZoP7iX1UXhjQ

Характеристики интайдера:

  • Совместим с синхронизированными механическими коробками передач ZF и коробками-автоматами MAN TipMatic и AS Tronic.
  • Пятиступенчатое торможение гарантирует дозированное распределение усилий для замедления.
  • Эффект замедления не меняется в зависимости от количества оборотов мотора в момент торможения.
  • Благодаря небольшим размерам интардер не делает коробку передач более громоздкой.
  • Сохраняет постоянное замедление при переключении передач и включении сцепления.
  • Последняя разработанная модель имеет меньший вес, по сравнению с предыдущими вариантами интардера, работает тише и замедляет движение эффективнее на 25%.
  • За счет более простой системы стыковых узлов, можно использовать с функцией круиз-контроля Tempomat.
  • Интардер может взять на себя работу по охлаждению или нагреву коробки передач. При включении двигателя он быстро доводит до необходимой температуры трансмиссионное масло. Это обеспечивает наилучшие условия для оптимального использования топлива.
  • Бремзомат – функция, которая дает возможность установить неизменную скорость при движении с горки. Если при этом установлен еще и Круиз-контроль, можно установить постоянную скорость при движении по равнине, в гору и под гору.

Строение интардера:

Intarder Тормоз замедлитель в разрезе

  • (1) Привод с зубчатой цилиндрической передачей.
  • (2) Ротор и статор.
  • (3) (4) (5) Гидравлический блок управления, включающий электромагнитные клапаны.
  • Гидронасос с возможностью регулирования.
  • (3) Теплообменник, изготовленный из высококачественной нержавеющей стали.
  • Электронное управление.

Использование масла

Интардеры серии ZF не требуют дополнительных маслопроводов, т. к. их рабочей жидкостью является масло, содержащееся в коробке передач. Теплообменник соединяется с контуром охлаждения двигателя. Масло проходит путь от интардера к теплообменнику и снова попадает в коробку передач. Энергия, которая создается при торможении, превращается в тепловую, при этом повышая температуру масла. Теплое масло через теплообменник попадает в контур охлаждения двигателя. Чтобы двигатель не пострадал от перегрева, в интардере есть система, ограничивающая мощность при торможении.

Если интардер не включен, гидронасос закачивает масло из коробки передач прямо в теплообменник интардера, откуда оно снова возвращается обратно в коробку передач. Камера интардера при этом не задействована. Такое использование интардера позволяет предотвратить резкие изменения температуры в коробке передач. Так в коробке передач создается средняя или низкая рабочая температура масла. За счет этого масло можно использовать дольше.

Как управлять интардером?

Включить интардер можно двумя способами: рабочим тормозом или электрическим переключателем торможения. Режимы торможения регулирует электронный блок управления, он производит контроль за температурой жидкости, числом оборотов и другими параметрами. Блок управления подает сигнал, по которому в работу включается клапан 6 пропорционально действующий и гидравлического управляющего блока 4 и клапан 5 переключающийся. Этот механизм обеспечивает поступление оптимального количества масла для каждого момента торможения.

Мощность тормозного усилия автоматически регулируется в зависимости от температуры жидкости для охлаждения и соответствует охлаждающей способности двигателя в момент замедления движения.

Устройство и работа интардера

При включении замедлителя насос очень быстро подает нужное количество масла в полость интардера. Там происходит непрерывное вращение крыльчатки ротора, который соединен с валом на выходе коробки передач с помощью зубчатой передачи пускового привода. Лопасти ротора и статора располагаются навстречу друг другу. Ротор с помощью пускового привода приобретает скорость вращения, вдвое превышающую скорость выходного вала коробки передач. Ротор нагнетает поток масла из камеры интардера в полости лопастей статора, который потом возвращается на лопасти ротора. Обратный крутящий момент наступает, когда встречный поток масла попадает на лопасти ротора. В этот момент возникает тормозящий момент, который затем возвращается на вал на выходе из коробки передач. При этом автомобиль замедляет движение.

Ретардер. Что это такое, далеко не всем понятно только из названия. В переводе с английского этот термин буквально означает "замедлитель". Его применяют в различных областях науки и промышленности к устройствам, агрегатам или веществам, тормозящим динамику протекания какого-либо процесса. Применительно к сфере машиностроения ретардером называют устройство, которое устанавливается на транспортных средствах с целью замедления скорости их движения без участия или с частичным использованием основных тормозных систем.

Что такое ретардер на грузовиках

Где пригодится замедлитель?

Потребность в использовании замедлителей обусловлена тем, что в условиях длительных нагрузок на основную тормозную систему надежность и эффективность последней значительно снижаются, что оказывает негативное влияние на безопасность. Как правило, это касается тяжелых грузовиков и автопоездов, которые движутся в условиях постоянных подъемов и спусков по горным дорогам.

Рассмотрим реальную ситуацию, которая помогает понять, для чего нужен ретардер. Двигаясь вниз по склону, водителю приходится постоянно притормаживать для поддержания постоянной скорости. Такая продолжительная нагрузка на фрикционную тормозную систему приводит к ее перегреву и преждевременному износу. В первом случае тратится драгоценное время рейса на то, чтобы дать остыть тормозным механизмам, во втором - увеличивается затратная часть на ремонт и техническое обслуживание автомобиля.

На необходимость поиска дополнительного источника замедления также повлиял тот факт, что с каждым годом грузоподъемность и скорость грузовых автомобилей увеличивались. К примеру, для остановки автопоезда со скорости 80 км/ч потребуется в 4 раза большее тормозное усилие, чем для его же остановки с 40 км/ч. Трудно не согласиться, что, имея в распоряжении и зная, как пользоваться ретардером, водитель чувствует себя гораздо увереннее и спокойнее.

Для чего нужен ретардер

Из истории ретардера

Наиболее значимым представителем в истории изобретения ретардера является немецкая компания Voith. Попытки применить идею замедлителя предпринимались компанией еще со второй четверти прошлого столетия, а свой первый заказ на разработку она получила в конце 50-х от крупного производителя железнодорожных локомотивов. После успешного завершения проекта в 1961 г. Voith создает отдельное свое подразделение, которое и по сей день специализируется исключительно на выпуске ретардеров.

Семь лет спустя Voith разрабатывает по заказу основателя компании Setra первые замедлители для колесных транспортных средств. Таким образом Setra стремилась существенно повысить уровень безопасности перевозки пассажиров своими автобусами. Новая разработка от Voith оправдала ожидания и начала завоевывать популярность среди прочих автопроизводителей. Уже к концу прошлого века водители большегрузных транспортных средств имели не только общее представление о том, что такое ретардер на грузовиках и автобусах, а еще и активно использовали агрегат в своей повседневной работе.

ретардер. Что это такое

Многообразие замедлителей

К замедлителям можно отнести и торможение двигателем, и горный тормоз. Однако термин "ретардер" применяется чаще к отдельным агрегатам, которые устанавливаются на ведущие валы двигателя или трансмиссии. Различают несколько типов ретардеров. В зависимости от места установки они делятся на первичные и вторичные. Первичные расположены до КПП, а вторичные - после. У первичных ретардеров присутствует один существенный недостаток. В момент переключения передачи он не взаимодействует с трансмиссией, и тормозное усилие на колесах исчезает. По принципу работы ретардеры делятся на гидродинамические и электродинамические.

ретардер. Принцип работы

Гидродинамические ретардеры

Чаще других на большегрузных транспортных средствах можно встретить гидродинамический ретардер. Что это такое и как он работает, проще будет проще уяснить тем, кто знаком с устройством АКПП. В основе работы гидродинамического ретардера лежит принцип гидромуфты. Конструктивно агрегат состоит из двух колес с гребными лопастями, расположенными в общем корпусе друг перед другом. Одно из колес жестко закреплено внутри, а второе, которое сопряжено с валом транспортного средства, имеет возможность вращаться.

В момент включения ретардера пространство между лопастями заполняется жидкостью. Центробежная сила, возникающая при вращении ротора, стремится вытеснить ее наружу, в то время как крыльчатка статора препятствует этому процессу и оказывает ответное замедляющее воздействие. В выключенном состоянии, когда жидкости в корпусе замедлителя нет, лопасти вращаются свободно и практически не взаимодействуют.

Электродинамический ретардер. Что это такое

В большинстве случаев в качестве рабочей жидкости используют масло. В некоторых агрегатах снабжение маслом является автономным, а в некоторых - сопряжено с системой смазки трансмиссии. В процессе работы ретардера выделяется значительное количество тепла. Согласно закону сохранения энергии, тяговый момент, который поглощает тормоз-замедлитель, преобразуется в тепло, что повышает температуру рабочей жидкости. Поэтому для эффективного теплообмена ретардер подключают к контуру основной системы охлаждения двигателя.

Электродинамический ретардер. Что это такое?

По схожему принципу работает и электродинамический ретардер. Что это такое и каким образом он справляется со своей задачей, можно понять, обратившись к законам электродинамики. В устройстве также есть ротор и статор, а тормозной момент создается в результате их взаимодействия. Вот только роль жидкости в электродинамических замедлителях играет магнитное поле. После включения ретардера ток от аккумулятора поступает на электрические обмотки статора, образуя магнитное поле, в котором вращается ротор. Возникающие вихревые токи создают поля, противоположные тем, что генерирует статор, и ротор приобретает замедляющий момент.

Как пользоваться ретардером

Как и в гидродинамических замедлителях, в процессе работы выделяется значительное количество тепла. Перегрев в подобных агрегатах приводит к снижению эффективности и полному выходу его из строя. Использование жидкостного охлаждения в электродинамических ретардерах по очевидным причинам является затруднительным. Поэтому конструкция устройства включает ряд элементов, выполняющих функцию защиты от перегрева. На колесе ротора расположены лопасти, которые при вращении создают воздушный поток, рассеивающий выделяемое тепло. Также электродинамические ретардеры снабжены системой ограничения подачи тока в случае перегрева.

Интардер и акватардер

Перечисленные выше разновидности замедлителей являются базовыми. На их основе конструкторы создают новые типы ретардеров, которые скорее можно назвать усовершенствованными классическими моделями. Компания ZF, лидер европейского рынка производства деталей и частей трансмиссий, к примеру, встроила тормоз-замедлитель внутрь КПП и назвала этот узел интардером.

 тормоз-замедлитель

Немецкий Voith, в свою очередь, экспериментирует с расположением ретардера на транспортном средстве и составом рабочей жидкости. Одна из разработок - акватардер - замедлитель, который устанавливается в передней части двигателя и использует тосол в качестве рабочей жидкости. Такой ретардер, принцип работы которого не отличается от любого другого гидродинамического устройства, уже не нуждается в принудительном охлаждении, что заметно упрощает его конструкцию и уменьшает снаряженную массу.

Ретайдеры


Связанные с этим вопросы обеспечения безо­пасности вызвали необходимость в тщательном изучении тормозных систем, устанавливаемых на автомобилях промышленного назначения, кото­рое дало следующие результаты:

В рабочей тормозной системе в случае перегрузки имеет место ослабление тормозного действия. В этом случае при очередном экстренном торможении в определенных обстоятельствах эффективность торможения может оказаться недостаточной.

Среди различных дополнительных тормозных систем ретардеры проявили себя как самые эф­фективные и экономичные тормоза-замедлители и поэтому все чаще используются на автомоби­лях промышленного назначения. Эти износостой­кие тормоза отличаются принципом действия и расположением.

По принципу действия различают:

  • Электромагнитные ретардеры (тормоза-замедлители на вихревых токах);
  • Гидродинамические ретардеры (гидродинами­ческие тормоза-замедлители).

По расположению различаются:

  • Первичные ретардеры (на стороне привода ко­робки передач);
  • Вторичные ретардеры (на стороне отбора мощности коробки передач).

Электромагнитные ретардеры

Электромагнитные ретардеры всегда расположе­ны между коробкой передач и ведущим мостом. В зависимости от условий установки на автомобиле они могут располагаться либо непосредственно на коробке передач (рис. 1), либо на ведущем мосту, либо отдельно на карданной передаче.


Конструкция и принцип действия электромагнитных ретардеров

Электромагнитные ретардеры (рис. 2а «Ретардер Telma серии СС«) состоят из двух дисков, так называемых роторов (1), которые жестко соединены с карданным ва­лом (4). Между ними находится статор (2). Он за­креплен на шасси (5) и включает в себя несколько электромагнитных катушек (3), которые располо­жены с чередованием полярности (плюс-минус).

Действие электромагнитных ретардеров осно­вано на принципе Фонта. При активизации ретардера через электромагнитные катушки проходит электроток большей или меньшей силы в зави­симости от выбранной ступени торможения. Воз­никающее при этом магнитное поле проникает через оба ротора и формирует вихревые токи, которые тормозят роторы (рис. 2Ь).

Ретардер Telma серии СС

Выделяющееся при этом тепло отводится с помощью лопастей вентиляторов роторов непосредственно в атмосферу (рис. 2с). В этом отношении ретардер работает абсолютно ав­тономно, то есть без дополнительной системы охлаждения.

Гидродинамические ретардеры

Различают первичные и вторичные гидроди­намические ретардеры, различающиеся располо­жением перед коробкой передач или после нее. В большинстве случаев это определяется типом коробки передач.

Первичные ретардеры

Первичные ретардеры используются преимуще­ственно в сочетании с так называемыми гидро­механическими коробками передач (автомати­ческие и полуавтоматические коробки передач автомобилей промышленного назначения, спе­циальные коробки передач с переключением под нагрузкой). В эти коробки передач уже включе­ны и могут активно использоваться некоторые элементы, необходимые для работы ретардеров (такие, как высокопроизводительный масляный насос, большой объем масла, масляный радиа­тор и т.д.).

Автоматическая пяти- или шестиступенчатая коробка передач со встроенным ретардером ZF-Ecomat

Первичные ретардеры встроены в коробку передач и расположены в основном между гидротрансформатором крутящего момента и пла­нетарной передачей (рис. 3 «Автоматическая пяти- или шестиступенчатая коробка передач со встроенным ретардером ZF-Ecomat«). Благодаря та­кому расположению тормозное действие всегда обеспечивается в полной мере на всех передачах.

Первичный ретардер ZF с запатентованной решетчатой вставкой

Кроме традиционных узлов — ротора и стато­ра — первичные ретардеры ZF оснащены решет­чатой вставкой на поворотной опоре в статоре (рис. 4 «Первичный ретардер ZF с запатентованной решетчатой вставкой«). В выключенном состоянии решетка поворачивается на половину расстояния между лопастями. Находящийся в полости ретар дера воздух может проходить через образующиеся ко­роткозамкнутые каналы и обтекать решетку без значительного отклонения. Благодаря этому по­тери, характерные для традиционных ретардеров, уменьшаются почти на четверть от первоначаль­ного значения.

Вторичные ретардеры

С механическими коробками передач автомоби­лей промышленного назначения используются преимущественно вторичные ретардеры. При этом производители предлагают ретардеры с раз­личными вариантами схемы установки, а именно:

  • Для свободного монтажа (в карданной пере­даче);
  • Для непосредственной установки на коробку передач;
  • Для встраивания в коробку передач.

Ниже приводится описание на примере ретардера для свободного монтажа и встроенного ретардера.

Ретардер Voith 120

Задающий каскад (1), соединенный с вторич­ным валом коробки передач (2) (передаточное отношение 1:2), приводит в действие ротор (3) и насос (4) интардера. Гидравлический аккуму­лятор (7) обеспечивает быстрое заполнение кон­тура и, тем самым, оптимальное реагирование системы на изменение условий работы. Гидрав­лический блок управления (5) и теплообменник (6) также встроены в картер коробки передач, благодаря чему отпадает необходимость во внешних трубопроводах для соединения с мас­ляным контуром.

Коробка передач ZF Ecosplit со встроенным вторичным ретардером

К отличительным признакам интардеров ZF относятся — помимо высокого коэффициента по­лезной нагрузки за счет низкой массы — также общий с коробкой передач масляный контур и высокий системный потенциал.

Преимуществом общего масляного контура является то, что в отсутствие торможения с уча­стием интардера радиатор всегда охлаждает мас­ло коробки передач. Во время торможения мас­ло, отводящее энергию торможения, циркулирует между интардером и радиатором. Когда интардер выключен, масляный насос направляет трансмис­сионное масло через масляный радиатор (рис. 7 «Масляный контур интардера«). Это позволяет избежать пиковых темпе­ратур и добиться в среднем более низкой темпе­ратуры масла. В свою очередь, это ведет к более медленному старению масла, что положительно влияет на срок службы всех деталей коробки пе­редач с интардером.

Масляный контур интардера

Коробка передач ZF с интардером

Управление ретардером

У электромагнитных и гидродинамических ре­тардеров управление тормозным моментом осу­ществляется чаще всего в ручном режиме с по­мощью многоступенчатого рычага управления, расположенного на рулевом колесе.

Чтобы обеспечить максимально короткое время реагирования ретардера, при нажатии на переключатель тормозной ступени масло, на­ходящееся в гидравлическом аккумуляторе (7), тотчас впрыскивается через нагрузочный клапан гидроаккумулятора (6) в гидравлический контур.

Электрическая схема системы управления интардером ZF

Кривые тормозного момента на шести ступенях торможения

Электронный блок интардера оснащен допол­нительными функциями безопасности, в том числе функцией защиты системы охлаждения автомоби­ля от перегрева. Она реализуется путем обратной регулировки тормозного момента в зависимости от температуры охлаждающей жидкости. При этом мощность торможения ограничивается 300 кВт (рис. 10), что препятствует перегреву жидкости в системе охлаждения и, тем самым, слишком бы­строй обратной регулировке тормозного момента.

Читайте также: