Выберите средства музыкальной выразительности положение лад регистр развертка

Обновлено: 03.07.2024

Автор: Погребняк Зоя Федоровна

Организация: МБУ ДО ДШИ № 2

Населенный пункт: Волгоградская область, г. Волгоград

Аннотация: В статье рассматриваются средства музыкальной выразительности. Выделены основные средства, образующие многостороннюю сложноорганизованную систему музыкального произведения: лад, гармония, ритм, темп, тембр, интонация и артикуляция. Теоретически обоснованы функции средств музыкальной выразительности для создания художественного музыкального образа.

Основными средствами музыкальной выразительности, являются лад, гармония, ритм, темп, тембр, интонация и артикуляция. Все эти средства музыки, взятые в совокупности, образуют многостороннюю сложноорганизованную систему, и каждый элемент системы взаимодействует с другими ее составляющими. Освоение музыкального языка – это вычленение в музыке наиболее характерных для нее характеристик: громкости, звуковысотности, темпоритма, тембра, характера звукоизвлечения, формы, жанра и определение их роли в создании музыкального образа.

Рассмотрим средства музыкальной выразительности со стороны исполнительского процесса.

Музыка – искусство создания художественного образа путем организации средств музыкальной выразительности во времени. Среди средств музыкальной выразительности (мелодия, лад, гармония, ритм, тембр, регистр, динамика, штрих, прием) первичными являются четыре: высота, длительность, тембр, динамика, остальные производны [4].

Мелодия является основным элементом музыкального языка. Это уникальная форма человеческого мышления, художественное средство передачи чувств, эмоций. Мелодия не имеет аналогов и существует лишь в сфере музыкального искусства [2].

Важные художественно-выразительные функции выполняют такие элементы и средства музыкального языка как ритм, темп, динамика, артикуляция и интонация.

В музыке разных исторических эпох и культур метроритмические свойства и закономерности проявляются по-разному, а функции метра и ритма порой меняют свое значение. Несмотря на то, оба понятия представляют собой основополагающие временной категории, в музыковедении принято истолковывать как обобщенно, так и частно, в более узких значениях. В узком значении музыкальныйритмпонимается как соотношение длительностей последовательного ряда звуков, то есть ритмический рисунок. Ритм принадлежит не только музыке. Все временные виды искусства проявляют ритмические свойства, демонстрируя разнообразные формы художественной организации времени. Музыкальный ритм представляет собой организованную последовательность музыкальных звуков.

Метр (в широком смысле) – это форма организации музыкального ритма, основанная на какой-либо соизмеряющей единице. Это означает, что с помощью метра происходит объединение ритмических компонентов в организованную систему. При этом в качестве мерила времени в музыке используется какая-либо временная величина (например, такт). Её долгота становится определяющей на конкретном отрезке музыкального времени. Музыкальная ткань тем самым приобретает упорядоченную структуру; она состоит из соразмеренных отрезков времени, каждый из которых различим на слух.

Темп как основная скорость движения метрических единиц музыкального произведения тесно связан с чувством музыкального ритма, которое определяется как способность к активному переживанию ритмической организации фразы, мелодии, предложения.

Тембр – способность слуха чувствовать различную окраску звука – помогает выявлению в музыке красочности. Динамика как способность звука ощущать звук в различных диапазонах, воздействовать на эмоциональное состояние слушателя. Тембр и динамика являются основными компонентами музыкального тембро-динамического слуха.

Таким образом, нами были выделены основные средства музыкальной выразительности, которыми являются лад, гармония, ритм, темп, тембр, интонация и артикуляция. Освоение средств музыкальной выразительности – это вычленение в музыке наиболее характерных для нее характеристик ( динамики, звуковысотности, темпоритма, тембра, характера звукоизвлечения, формы, жанра, стиля и др.), и определение их роли в создании художественного музыкального образа.

Литература:

1. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1-2 изд. Ленинград: Музыка, 1971. 376с.

2. Браудо И. Артикуляция (о произношении мелодии). 2-е Изд. Ленинград: Музгиз, 1973. 198 с.

3. Интонации и музыкальный образ: статьи и исследования музыковедов СССР. Москва: Музыка, 1965. 354 с.

4. Нотация в музыке XX века: учеб.-метод. пособие / А. Р. Кузьмин; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Изд. 2. - Челябинск, 2010. 100 с.


1.Мелодия – основная мысль музыкального произведения
2.Лад – настроение в музыке (минор, мажор)
3.Темп – скорость музыкального произведения
4.Динамика – сила звучания музыкального произведения
5.Тембр – окраска голоса или звука (музыкальный инструмент)
6. Регистр - высота голоса или звука
7. Ритм - чередование и соотношение различных музыкальных длительностей и пауз в музыкальном произведении
8. Интонация - мелодический оборот, наименьшая часть мелодии, имеющая выразительное значение (интонации бывают ласковые, печальные,спокойные, взволнованные, торжественные и т. д.)

Состав симфонического оркестра
I. Струнно-смычковые: скрипка, альт, виолончель, контрабас.
II. Деревянно-духовые: флейта, кларнет, гобой, фагот.
III. Медно-духовые: труба, тромбон, валторна, туба.
IV. Ударные:
а) шумовые: кастаньеты, трещотки, маракасы, бич, тамтам, барабаны (большой и малый). Их партии записываются на одной нотной линейке – “нитке”.
б) с определённой высотой звучания: литавры, тарелки, треугольник, колокольчик, ксилофон, виброфон, челеста.
V. Клавишные: фортепиано, орган, клавесин, клавикорд.
VI. Добавочная группа: арфа.
Полное звучание оркестра называется “tutti” – (“все”).
Дирижёр – (от французского – “управлять, руководить”) осуществляет руководство коллективом музыкантов – исполнителей. На пульте перед дирижёром лежит партитура.
Партитура – полная нотная запись всех партий оркестровых инструментов.
Партии инструментов каждой группы записываются одна под другой, начиная с самого высокого звучания инструментов и заканчивая самым низким.



Таблица терминов для определения характера мелодии в музыкальном произведении

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок преподавателя высшей квалификационной категории МБОУДОД "Погарская детская школа искусств" Сидоренко Ольги Владимировны. Урок проводится с ученицей 1-го класса Яковец Полиной. Тема урока: "Средства музыкальной выразительности".

Цель урока:

Общее музыкальное развитие.

Форма урока:

Задачи:

  • Освоение учащимся новых теоретических знаний;
  • Развитие навыка ориентации в клавиатуре инструмента;
  • Умение анализировать музыкальный материал, применяя полученные теоретические знания.
  • Развитие воображения и творческой фантазии;
  • Развитие тембро-динамического слуха;
  • Развитие музыкального мышления.
  • Правильная посадка, постановка инструмента, положение рук на клавиатуре;
  • Выполнение упражнений для отдыха и расслабления мышц.

Методы реализации поставленных задач:

  • Словесный;
  • Наглядный;
  • Практический;
  • Анализа и синтеза;
  • Эмоционального воздействия.
  • Творческий (проблемно-поисковый)

Урок проводит преподаватель

высшей квалификационной категории

Сидоренко Ольга Владимировна

Ученик – Яковец Полина, 1 класс

Средства музыкальной выразительности

Общее музыкальное развитие.

Форма урока:

Освоение учащимся новых теоретических знаний;

Развитие навыка ориентации в клавиатуре инструмента;

Умение анализировать музыкальный материал, применяя полученные теоретические знания.

Развитие музыкального и общего кругозора.

Развитие воображения и творческой фантазии;

Развитие тембро-динамического слуха;

Развитие музыкального мышления.

Правильная посадка, постановка инструмента, положение рук на клавиатуре;

Выполнение упражнений для отдыха и расслабления мышц.

Методы реализации поставленных задач:

Анализа и синтеза;

Технические средства:

Музыкальный инструмент (аккордеон), музыкальный инструмент (флейта), стул, подставка для нот, нотный материал, ноутбук, наглядные пособия.

Структура урока:

(приветствие, озвучивание темы урока, цель урока)

Повторение изученного ранее теоретического материала по теме урока.

(анализ средств музыкальной выразительности, используемых при исполнении гаммы)

Работа над пьесами (с анализом используемых средств музыкальной выразительности)

Прослушивание медиафайлов с использованием иллюстративного материала

Игровой момент на закрепление полученных знаний

Подведение итогов урока с выставлением оценки, задание на дом

1. Организационный момент

Приветствие, знакомство с учеником, оглашение темы урока, цели урока.

2. Повторение изученного ранее теоретического материала

по теме урока.

1)Мелодия – (это то, что можно спеть или сыграть) основа любого музыкального произведения, его мысль, его душа. Самое главное средство музыкальной выразительности. Мелодия может быть разной - плавной и отрывистой, весёлой и грустной.

3)Размер. Чтобы записать ритм на бумаге, используют так называемый музыкальный размер. Музыкальные размеры бывают разные: две четверти, три четверти и т. д. Чтобы точно соблюдать ритм, музыкант при разучивании новой мелодии должен считать в соответствии с размером. Некоторые музыкальные жанры имеют свои постоянные, определённые размеры, и поэтому они легко узнаваемы на слух (например, вальс – три четверти).

4)Темп. Это скорость исполнения музыкального произведения. Темп бывает быстрый, медленный и умеренный.

5)Лад В музыке существуют два контрастных лада - мажор и минор. Мажорная музыка воспринимается слушателями как светлая, радостная, а минорная как задумчивая, печальная.

6)Штрих –форма, качество звука, способ звукоизвлечения. Основные штрихи: легато (связное исполнение), нон легато (не связное, раздельное) и стаккато (отрывистое). Использование штриха обусловлено характером или жанром произведения. Как правило, штрих легато используется в произведениях напевного кантиленного характера, а стаккато, к примеру, в танцевальной музыке.

7)Динамика – сила звука. От тихого звучания к яркому, насыщенному, и наоборот. Используемые обозначения: f, ff, p, pp, mf, mp.

8)Жанр – это 3 кита, на которых держится музыка: марш, танец и песня. Каждому жанру будут соответствовать свой темп, штрих, динамика, размер и т.д.

9)Регистр – высота расположения нотной записи (низкий регистр, высокий, средний).

А теперь перейдём к основной практической части урока, где мы будем исполнять музыкальные произведения и анализировать, какие средства музыкальной выразительности мы используем для раскрытия характера музыкального произведения, т.е. для достижения выразительности исполнения.

3. Работа над гаммой До мажор.

Преподаватель: «Ответ верный.

Следим за положением руки на клавиатуре.

По гамме задание на дом: играть с динамикой, правильной сменой меха, штрихами.

4. Работа над пьесами.

Ребёнок должен перечислить: мелодия, ритм, темп, размер, лад, динамика, штрих и попытаться определить жанр.

Задание по пьесе на дом: готовить к сдаче на оценку, играть с соблюдением смены меха.

Перед игрой преподаватель настраивает ребёнка, делает необходимые замечания. Игра по нотам с верной сменой меха. Во второй строчке выделенное место проигрывается несколько раз отдельно левой рукой, т.к. по вине левой руки возникает небольшая остановка. Затем это строка проигрывается двумя руками уже без остановок. Заключительное проигрывание от начала до конца наизусть.

Ученик должен ответить, что в песенном жанре чаще используется штрих легато для передачи плавности голосоведения.

Задание на дом по пьесе: выучить уверенно наизусть, мех вести плавно, без толчков.

Преподаватель: «Я тебе расскажу, почему так происходит. Голос каждого человека имеет свою неповторимую окраску, как и звук, который издаёт музыкальный инструмент. Окраска звука называется тембр.
Благодаря тембру мы можем различать голоса человека на слух. Тембр – это тоже средство музыкальной выразительности. Вот новый материал нашего сегодняшнего урока.

Преподаватель: «Умница, ты ответила верно. Полька это чешский народный танец, достаточно подвижный и заводной, исполняется парами. Как правило польки пишутся в размере две четверти.

После проигрывания преподаватель делает соответствующие замечания и в случае необходимости идёт работа по устранению неточностей в игре.

Ребёнок должен назвать: мелодия, ритм, лад, штрих, темп, динамика, жанр.

Преподаватель: «Молодец, ты всё верно сказала. Я бы особо хотела обратить твоё внимание на смену меха. Применительно к нашему инструменту смена меха – тоже очень важное средство музыкальной выразительности. Если мы будем менять его на длинных нотах, то полностью исказим мелодию и замысел автора.

Идёт слушание музыки. Далее преподаватель показывает фотографии фагота и ксилофона – инструментов, которые участвовали в исполнении польки.

5. Игровой момент.

(Преподаватель объясняет присутствующим суть игры:

В игре используется иллюстрация – нарисованная полянка. Кружочками обозначено перемещение зайчика из своей норки (чёрный кружочек). Каждый правильный ответ приближает зайчика на один кружочек (один балл) к пятёрочке, а каждый неверный – удаляет. Зайчик должен выбраться из своей норки и суметь получить пятёрочку. Поможем ему в этом!)

Для игры могут быть заданы вопросы по всему пройденному материалу, на пример:

- что такое мелодия?

- где пишется ре малой октавы?

- как надо исполнять штрих стаккато? И т.д.

6.Подведение итогов урока. Выставление оценки. Задание на дом.

Ну, а теперь подведём ИТОГ.

Мы с тобой познакомились с новым средством музыкальной выразительности – тембром. Все сыгранные произведения мы анализировали, применяя теоретические знания о средствах музыкальной выразительности. При игре старались следить за правильностью посадки и положением рук. Для отдыха и расслабления мышц проделали ряд упражнений. Ты познакомилась с новыми музыкальными инструментами – флейтой, фаготом и ксилофоном. Знания, полученный на предыдущих уроках, мы закрепили в игровой форме.

Я могу с уверенностью сказать, что на сегодняшнем уроке мы с тобой расширили наш кругозор, а тем самым цель урок – общее музыкальное развитие – на данном этапе обучения - нами достигнута.

Сегодня ты хорошо работала на уроке. Отвечала на мои вопросы, старалась выполнять все замечания. Нам очень понравились твои рисунки. Ты заслуженно получаешь оценку ОТЛИЧНО.

Содержимое публикации

Критерии оценки теста:

Тесты могут быть использованы учителями музыки в начальных классах, как на уроке, так и на внеурочных занятиях.

2 класс. Установите соответствие средств музыкальной выразительности и их значений

Средства музыкальной выразительности

Скорость движения музыки

3 класс. Установите соответствие средств музыкальной выразительности и их значений

Средства музыкальной выразительности

Часть звукового диапазона

Скорость в музыке

Музыкальная одноголосная мысль

Окраска музыкальных звуков

Громкость, сила музыкальных звуков

Чередование музыкальных звуков по длительности (коротких и длинных)

Отражение в музыкальных звуках настроения (мажор, минор)

4 класс. Установите соответствие средств музыкальной выразительности и их значений

Средства музыкальной выразительности

Медленный, быстрый, не спеша, скоро

Низкий, средний, высокий, насыщенный, просветлённый, звонкий, хмурый

Плавная, поступенная, волнообразная, энергичная, певучая

Яркий, темный, праздничный, хмурый, звонкий, мягкий, резкий

Одно частная, 2 – х частная (АВ), 3 – х частная (АВА), рондо (АВАСАД), вариации, сонатная форма (вступление, экспозиция, разработка, реприза, кода)

Неравномерный, равномерный, пунктирный, четкий

Радостный, печальный, грустный, мажор, минор

Аккорды, сопровождающие мелодию

Мелодия (одноголосие), аккорды в сопровождении (многоголосие).

Всероссийская образовательная олимпиада по математике для 1-4 классов

Всероссийская образовательная олимпиада по математике для 1-4 классов

Всероссийская образовательная олимпиада по изобразительному искусству

Всероссийская образовательная олимпиада по изобразительному искусству

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)

Также вас может заинтересовать

Курсы повышения квалификации для педагогов дистанционно

Курсы профессиональной переподготовки педагогов

Современные авторские сказки

Войти на сайт

Войти через социальную сеть

Свидетельство участника образовательного сообщества

Скачайте документ бесплатно сразу после регистрации на сайте.

1. Мелодия - музыкальная мысль
бывает: восходящая, нисходящая, волнообразная, скачкообразная и т. д.
2. Лад - настроение в музыке
бывает: мажор (радостный), минор (печальный)
3. Ритм - чередование различных длительностей
бывает: ровный, пунктирный
4. Темп - скорость движения
бывает: быстрый, медленный, умеренный и т. д.
5. Динамика - сила звучания в музыке (громкость)
бывает: f, p, mf, mp, ff, pp (прим. меццо - не слишком)
6. Регистр - степень высоты звучания
бывает: высокий, средний, низкий
7. Тембр - окраска звучания голоса или музыкального инструмента
сюда относятся инструменты, певческие голоса, состав хора (детский, женский, мужской, смешанный)
8. Штрихи - способ звукоизвлечения
бывают: legato (легато) - связно, staccato (стаккато) - отрывисто, non legato (не легато), marcato (подчеркивая)

Читайте также: