Замена цепи грм ваз 2107

Обновлено: 06.05.2024

Хоть и считается, что цепь ГРМ на ВАЗовской "классике" является "вечной", но это не так - и она требует своевременной замены. Особенно при обнаружении видимых повреждений - трещин, сколов.

Если при исправных натяжителе и его башмаке, а также при не изношенных звездочках привода не удается восстановить натяжение цепи, значит, она чрезмерно вытянулась и ее необходимо заменить. Особенно это заметно, когда цепь прослужила более 100 тыс. км. А при пробеге 150-200 тыс. лучше и вовсе ее планово заменить, дабы избежать обрыва с соответствующими последствиями для двигателя. Также, растянутая цепь снижает тягу и устойчивость работы, повышается шумность мотора, "уходят" углы газораспределения, цепь может перескочить.

Длина новой цепи на двигателях ВАЗ 2103-06 (116 звеньев) составляет 495,4-495,8 мм, при увеличении длины до 499,5 мм, то есть уже на 4 мм, требуется незамедлительная ее замена.

Как правило, цепь меняют вместе со звездочками, иначе она долго не прослужит и быстро растянется.

В нашем случае машина прошла уже более 220 тыс. км на заводской цепи, хотя она еще исправно натягивается, но лучше ее заменить. Будем менять вместе со звездочками, успокоителем и башмаком.

Для этого нам понадобятся:

  • ключи "на 10", "на 13", "на 17", ключ храповика "на 38" (лучше головку), отвертки, лопатка монтажная, молоток, бородок
  • новая цепь
  • новый комплект звездочек
  • новый успокоитель и башмак
  • новые стопорные шайбы болтов звездочек
  • сальник коленвала передний
  • прокладка передней крышки
  • прокладка клапанной крышки (при необходимости)
  • герметик силиконовый температурный
  • ветошь, обезжириватель

Чтобы добраться до цепи и звездочек нам надо будет снять вентилятор охлаждения, радиатор, декоративную решетку спереди, переднюю крышку двигателя, клапанную крышку, защиту и брызговик двигателя.

Для начала, снимем брызговик и защиту двигателя и сольем охлаждающую жидкость с радиатора.

Как заменить цепь ГРМ на ВАЗ 2107

Описание цепного привода на карбюраторе

На автомобилях ВАЗ с приводом на задние колеса используются бензиновые двигатели с идентичным газораспределительным механизмом. Распределительный вал установлен в головке блока, для передачи крутящего момента от коленчатого вала используется 2-рядная мелкозвенчатая цепь. В конструкции привода применен успокоитель, снижающий колебания цепи на высоких оборотах. Башмак натяжителя цепи на ВАЗ перемещается при помощи болта (завод рекомендует подтянуть привод через каждые 15 тыс. км пробега).

Подтянуть цепь на автомобилях Ваз 2107 достаточно просто. Для этого нужно ослабить цанговый зажим натяжителя ключом на “13”. Затем прокручиваем коленвал на два – три оборота и снова затягиваем зажим.

Цепной привод вращает звездочку масляного насоса и распределитель системы зажигания. В процессе эксплуатации происходит вытягивание элементов цепи и естественный износ зубьев звездочек, что приводит к провисанию цепи. При удлинении цепь перескакивает по звездочкам на 1 или 2 зуба, что нарушает фазы газораспределения. Поскольку на поршнях отсутствуют выемки (кроме мелкосерийного мотора ВАЗ 2105 объемом 1,2 л с ременным приводом ГРМ), то происходит соударение днища о клапаны, что вызывает разрушение деталей.

Внешние признаки неисправности

При критическом износе цепь начинает греметь, шум не пропадает по мере прогрева силового агрегата. При дальнейшем удлинении цепи увеличивается биение ветвей, что приводит к нарастанию акустического шума. Поскольку в конструкции отсутствует гидронатяжитель, то попытки компенсировать износ цепи вращением болта регулировки не приводят к восстановлению работоспособности. Дальнейшая эксплуатация автомашины с растянутой цепью не рекомендуется из-за риска необратимого повреждения цилиндро-поршневой группы.

Замена цепи привода ГРМ на ВАЗ 2107

Для самостоятельной замены деталей потребуются инструменты и приспособления:

  • набор гаечных ключей и торцевых головок;
  • плоскогубцы;
  • молоток и зубило;
  • винтовой съемник;
  • емкость для слива охлаждающей жидкости.

Номенклатура запасных частей зависит от способа ремонта и состояния деталей, установленных на двигателе. При снятии крышек требуется устанавливать новые прокладки, использовать старые детали категорически запрещено. Заржавевшие болты рекомендуется смачивать жидкостью WD40, которая облегчает процесс откручивания и снижает риск поломки крепежных элементов.

Выбор способа

Существует 2 методики замены деталей:

  • упрощенная (замена только цепи);
  • полноценная (предусматривает установку новых башмаков и звездочек).

Процесс установки

Упрощенная процедура позволяет заменить изношенный элемент за 0,5-1 час работы. После снятия крышки, закрывающей клапанный механизм, открывается доступ к звездочке, на которой уложена цепь. Необходимо разомкнуть звенья старой и новой ленты. Затем необходимо соединить изношенную и новую деталь временным штифтом и начать вручную проворачивать коленчатый вал. Зубчатые колеса начнут наматывать новый элемент привода, водителю необходимо вытягивать изношенную цепь за свободный конец. После удаления старой детали производится соединение звеньев.

Упрощенная методика используется при выполнении срочного ремонта (например, в пути). При этом следует учитывать, что на моторе остаются изношенные башмаки механизмов натяжения и успокоения, а также звездочки с выработкой на зубьях. Двигатель будет работать без посторонних шумов, но привод изнашивается быстрее.

Алгоритм замены цепи без демонтажа элементов конструкции силового агрегата продемонстрирован в видео, снятых владельцами классических автомобилей ВАЗ.

Процесс установки

Алгоритм действий при замене компонентов привода ГРМ на ВАЗ 2107 с карбюратором:

  1. Установить автомобиль на эстакаду, а затем слить охлаждающую жидкость. Она сливается при снятых пробках радиатора и расширительного бачка и при открытом кране системы отопления салона. Требуется вывернуть пробку в блоке цилиндров, в теплообменнике предусмотрен отдельный канал для слива с пробкой.
  2. Снять электрические вентиляторы вместе с рамкой, которая удерживается болтами с головкой под ключ 8 мм. Перед удалением рамки следует расстегнуть штекер питания электромотора.
  3. Ослабить хомут и снять верхний резиновый шланг, а затем отделить рукав расширительного бачка.
  4. Демонтировать отводящий шланг от корпуса термостата, а затем выкрутить два болта крепления радиатора к кузову. Изделие извлекается осторожно, поскольку повреждение сот приводит к течи жидкости и ухудшению теплообмена.
  5. Удалить ремень привода генератора, а затем снять металлический кожух механизма ГРМ.
  6. Провернуть коленчатый вал ключом до момента совмещения метки на верхней звездочке с насечкой, расположенной на постели опоры распределительного вала.
  7. Открутить при помощи ключа на 36 мм (на части машин – 38 мм) гайку крепления шкива на носке коленчатого вала, а затем стянуть деталь с посадочной поверхности.
  8. Обеспечить доступ к звездочкам путем снятия лобовой крышки, которая прикручена 6 болтами и 3 гайками к картеру двигателя (размер головок – 10 мм). Шкив помпы не препятствует выполнению работ, но можно удалить деталь для расширения рабочей зоны.
  9. После снятия крышки необходимо удалить остатки прокладки, герметизирующей линию стыка.
  10. Нанести на звездочку привода вспомогательных агрегатов и картер мотора метки, позволяющие сохранить настройки системы зажигания.
  11. Отогнуть лепесток шайбы и отвернуть гайку на 17 мм крепления звездочки к распределительному валу.
  12. Демонтировать звездочку и цепь с двигателя.
  13. Отвернуть 2 гайки на 10 мм, которые удерживают механизм натяжителя. В устройстве проверяется исправность цангового зажима, поврежденные детали подлежат замене.
  14. Отогнуть шайбу и отвернуть гайку на 17 мм, удерживающую звездочку привода вспомогательных агрегатов.
  15. Снять башмак натяжения, который удерживается болтом на 17 мм.
  16. Для окончательного снятия цепной ленты необходимо отвернуть ограничительный палец (размер ключа 10 мм), расположенный около шестерни коленчатого вала.
  17. При помощи съемника стянуть шестерню с носка коленчатого вала.

Установка новых деталей производится в обратной последовательности. При монтаже шестерен проверяется положение меток, механизм натяжения требует предварительной “зарядки” (задвигания плунжера до упора).

После установки цепного привода (начинается с ведущей звездочки) и “разрядки” натяжного узла коленчатый вал проворачивается на 3-4 оборота, что позволяет проверить корректность работы механизма.

Затем производится затягивание резьбовых соединений и фиксация гаек при помощи отгибаемых кромок металлических шайб. После установки на место радиатора необходимо восстановить уровень охлаждающей жидкости и произвести пробный запуск. При нарушении угла установки зажигания производится корректировка положения корпуса распределителя.

Цепь привода — составная деталь газораспределительного механизма на автомобиле ВАЗ 2107. Владельцы модели ВАЗа будьте предельно внимательны, своевременно проводите осмотр, профилактику ДВС.

Особое внимание обращайте на степень натяжения привода после 70 – 80 тыс. км. пробега. Разрыв цепи происходит мгновенно, повреждая механизмы и соединения на своем пути. В конечном итоге, детали машины нуждаются в капитальном ремонте.

Процесс самостоятельной диагностики, замены привода ГРМ не сложный, но требует внимательности со стороны ремонтника. Не нарушайте регламент, не устанавливайте детали низкого качества изготовления.

В случае возникновения трудностей с ремонтом, обратитесь за помощью к специалистам СТО, автомастерских.


Значение цепи ГРМ

С одной стороны, казалось бы все предельно просто. Для того, чтобы привести в движение распределительный вал, цепь — самое надежное и простое решение. Она гораздо легче, чем механизм шестерен, ей не нужен такой тщательный уход и обильная смазка, как шестеренчатому приводному механизму, он не отбирает такое количество кинетической энергии у коленвала и дешевле в производстве.

Но при этом приводная цепь имеет массу недостатков:


Также стоит отметить, что замена цепи ГРМ ВАЗ 2106 производится не по регламенту, а по факту износа, поскольку качество цепей, которые поступают в продажу, чрезвычайно нестабильно. Одни цепи могут смело пройти весь цикл до следующего капитального ремонта двигателя, а другие цепи растягиваются уже через 5-7 тысяч км. Поэтому их и меняют довольно часто, а если этого не сделать — сбоя в работе газораспределительного механизма не избежать.

Все работы по замене цепи проводятся своими руками и при помощи нескольких ключей, которые входят в стандартный набор. То же касается и регулировки цепи. Менять и регулировать цепь удобнее при снятом двигателе, но если она растянулась раньше, чем требуется капиталка, тогда придется снимать крышку капота как минимум. Можно этого и не делать, но без капота менять цепь гораздо удобнее.

В заменен и регулировке цепи самое главное — не заблудиться в метках. Шпонка на коленвале должна быть строго напротив отлива, который сделан на блоке цилиндров. Если упустить этот момент, то отрегулировать работу ГРМ не получится.

Демонтаж старой цепи привода ГРМ начинается со снятия ремня привода генератора и снятия шкива коленвала. Многие рекомендуют демонтировать радиатор, но в принципе, если работать аккуратно, он не помешает. Сложность может вызвать только срыв гайки крепления шкива коленвала. Гайку срывать лучше всего из смотровой ямы ключом с усилителем, предварительно поставив машину на ручник и включив первую передачу.

После этого необходимо добраться до верхней приводной звездочки. Для этого снимается крышка клапанного механизма, а после этого придется снимать и переднюю крышку двигателя. При этом нужно следить за тем, чтобы остатки старой прокладки передней крышки не остались ни на крышке, ни на блоке. Также не надо забывать о трех болтах, которые фиксируют поддон к крышке. Если крышка не снимается сразу, можно слегка поддеть ее плоской широкой отверткой, но не повредив привалочные плоскости.








Основные функции распределительного вала

Распределительный вал открывает и закрывает клапаны, впуская и выпуская горючую смесь в цилиндр. На распредвале есть кулачки. Это выступы, которые передают крутящий момент на рычаги. Одно плечо рокера (рычага) принимает вращательный момент от распределительного вала, другое передаёт его на клапаны. Таком образом, клапаны открываются. Когда кулачок проворачивается дальше, он перестаёт действовать на рокер, и пружины возвращают клапан в исходное положение, то есть закрывают. Распредвал приводится в движение работой коленвала. Их соединяет цепь или ремень ГРМ. Если проводить аналогию с велосипедом, то коленчатый вал – это педали, распределительный вал – это заднее колесо, а цепь ГРМ – это она же у двухколёсника. Пока коленвал делает два оборота, распредвал выполняет только один.

Демонтаж и установка цепи ВАЗ 2106

Для демонтажа цепи нужно отпустить натяжитель, который поддерживает цепь в постоянно натянутом состоянии. Предстоит также снять пластиковый успокоитель цепи, который находится справа от механизма привода над промежуточной шестерней. Теперь ничего не мешает раскрутить болт крепления звездочки привода распредвала.

Отдельного внимания заслуживает натяжитель цепи ВАЗ 2106 и успокоитель. Успокоитель лучше всего поменять сразу, поскольку он часто изнашивается и может разрушиться в процессе работы. Натяжитель цепи нуждается просто в проверке работоспособности. Если шток натяжителя цепи вытягивается на достаточное для натяжения цепи расстояние, то оставляем его в покое. Если клинит или не двигается вовсе — подлежит замене или ремонту.

Регулировка (натяжка)

Ездить с шумящим газораспределительным механизмом на автомобиле с цепным приводом недопустимо, так как перескочившая цепь может доставить много проблем. Поэтому натяжка цепи ВАЗ 2107 выполняется сразу после появления шума.

Вообще регулировка цепи ВАЗ 2107 проводится в следующих случаях:

  1. Когда появляется шум в ГРМ;
  2. После проведения любого ремонта, связанного со снятием деталей ГРМ;
  3. После установки новой цепи через 1000 км пробега.

Сборка двигателя ВАЗ 2106

После установки новой цепи нужно тщательно перепроверить метки, которые есть на отливе блока цилиндров и на отливе корпуса распредвала, а также соответствие меток на шестернях им. Если цепь установлена правильно, автоматический гидравлический пружинный натяжитель сам позаботится о натяжке цепи, нам останется только собрать двигатель в обратном порядке.

дребезжит под капотом при вращении коленчатого вала, двигатель неустойчиво работает, двигатель часто глохнет.

Возможная причина:

плохо отрегулирована или повреждена цепь привода ГРМ; повреждены или изношены детали привода ГРМ.

Инструменты:

набор гаечных ключей, набор головок, набор отверток, молоток со стандартным бойком, молоток с резиновым бойком, зубило, съемник для спрессовки звездочки коленвала.

Характерным признаком износа или повреждения приводной цепи газораспределительного механизма является дребезжащий звук из-под капота при резком повышении с последующим понижением частоты вращения коленчатого вала.

Износ шарниров способствует растяжению цепи. Помимо цепи и шарниров изнашиваются и звездочки-шкивы. В совокупности все эти неисправности дают смещение фаз газораспределения как последствие ослабления натяжения приводной цепи ГРМ.

Натяжение приводной цепи ГРМ регулируется методом ослабления затяжки гайки-колпачка плунжерного натяжителя, который установлен под впускным патрубком охлаждающей жидкости.

Помните, что при проведении работ по регулировке приводной цепи ГРМ рекомендуется демонтировать крышку ГБЦ . Это необходимо для того, чтобы визуально контролировать процесс работ.

В данной инструкции описан полный спектр работ по ремонту и регулировке привода ГРМ.

Для того чтобы произвести регулировку цепи привода газораспределительного механизма, выполните следующие операции:

1. Отсоедините клемму минусового провода от соответствующего ему вывода аккумуляторной батареи.

3. В случае, когда перемещение не произошло, причиной является заедание плунжера в цанговом замке. Для того чтобы устранить данную неисправность, нанесите несколько слабых ударов молотком по колпачковой гайке, чтобы высвободить плунжер.

5. Закрутите колпачковую гайку натяжителя, после чего установите крышку ГБЦ двигателя.

6. Пустите двигатель и убедитесь в отсутствии дребезжащих стуков при вращении коленчатого вала.

Если дребезжащие звуки не были устранены регулировкой натяжения цепи, то такая цепь подлежит замене.

Для того чтобы заменить цепь привода ГРМ, следуйте пунктам инструкции, приведенным ниже:

7. Отсоедините клемму минусового провода от вывода АКБ.

8. Для того чтобы облегчить дальнейшие работы, демонтируйте с автомобиля радиатор системы охлаждения двигателя.

9. Демонтируйте приводной ремень генератора.

11. Добейтесь совпадения метки, расположенной на звездочке распределительного вала, с выступом, выполненным в корпусе подшипников.

52. Демонтируйте успокоитель цепи привода газораспределительного механизма.

53. Осуществите установку снятых деталей в обратной последовательности.

Если в процессе вы заметите, что верхний крепежный болт успокоителя длиннее нижнего болта, – не пугайтесь, так и должно быть.

Павел Куракин Автолюбитель

Как видно, это цепь состоящая из 116 звеньев, если не верите посчитайте)))

Далее смотрим на башмак натяжителя цепи.

Натяжение моторной цепи классических двигателей обеспечивается старым дедовским способом по принципу

На самом деле схема очень надежная, а вот надежность запчастей под огромнейшим вопросищем. Поэтому и предпочтение отдано оригинальным запчастям.

Для того чтобы облегчить владельцам автомобилей ВАЗ2106/2107 процедуру замены цепи ГРМ мы подготовили пошаговую фото-инструкцию.

Замена цепи ГРМ на ВАЗ 2106, ВАЗ 2107

Для привода ВАЗ2106/2107 характерно наличие двухрядной роликовой цепи. Посредством цепи осуществляется передача усилия от звездочки, закрепленной на коленвале, другой звездочке, которая надета на распредвал. Из-за инерции цепи, всегда присутствует необходимость гашения колебаний, практически нулевая возможность сжатия и растяжения цепи требует постоянного ее натяжения. По этой причине движок имеет целую систему в которую входят натяжители и успокоители. В случае с ВАЗ2106/2107 это наличие дополнительных подпружиненной прижимной планки, обеспечивающие гашение вибраций и шумов.

Несмотря на то что цепь редко рвется, ухудшение ее качественных характеристик, явление обыденное. Степень и скорость износа цепи не в последнюю очередь зависит от качества материалов из которых изготовлена цепь. В случае если все меры по "подтяжке" цепи исчерпаны, остается только заменить ее.

В первую очередь снимается крышка головки блока.

Затем осуществляем проворот коленчатого вала до совпадения метки звездочки распредвала и метки корпуса.

Метка коленвала должна совпасть с меткой крышки распределительного вала.

Затем отгибается стопорная шайба болта звездочки распредвала. Теперь потребуется включение четвертой передачи и использование ручника.

Болт, которым крепится звездочка распредвала необходимо ослабить.

Откручиваем болты которыми крепится крышка привода распредвала и блока цилиндров.

Крышка привода распредвала снимается.

Снимаем крепления башмака и сам башмак.

При помощи зубила необходимо отогнуть край стопорной шайбы болта крепления звездочки привода масляного насоса.

Читайте также: