Замена датчика кислорода ваз 2115

Обновлено: 05.07.2024


Данный датчик является довольно важным элементом инжекторной системы автомобиля и имеет множество функций, а его поломка значительно влияет на работу двигателя.

В статье рассказывается о датчике кислорода на ВАЗ 2115, а именно о его назначении устройстве, признаках неисправности, стоимости и замене.

Назначение


Так же датчик служит для снижения вредных выбросов в окружающую среду. С появлением ЕВРО-стандартов, к автомобилям стали предъявлять жесткие требования токсичности, а ДК предназначен, для контроля отработанных газов выпускаемых автомобилем в процессе работы.

Устройство


Датчик кислорода состоит из следующих элементов:

  • Чувствительный керамический наконечник
  • Защитный колпачок с прорезями для выхлопных газов
  • Контактная пластина
  • Нагревательный элемент
  • Контакт нагревателя
  • Изолирующая втулка
  • Корпус датчика
  • Соединительные выводы

Принцип действия

Лямбда зонд начинает функционировать при температуре 300ᵒС и выше. Выхлопные газы попадают на рабочую поверхность устройства. Прибор реагирует на разность между уровнем кислорода в отработанных газах и окружающей среде. После он посылает сигнал на электронный блок управления двигателем, регулирующий рабочую топливно-воздушную смесь.

Если параметры отработанных газов превышают допустимые ЭБУ подстраивает топливную смесь таким образом, чтобы газы снизили свою концентрацию углекислого газа и пришли в норму.

Расположение


В модели автомобиля ВАЗ-2115 доступ к лямбда зонду можно получить лишь забравшись под днище машины. При ремонте или же профилактике чаще всего используют смотровую яму. Также можно воспользоваться придорожной эстакадой, гидравлическим подъёмным механизмом. Расположен кислородный датчик на выхлопной трубе между муфтой выпускного коллектора и резонатором.

Следует отметить, что из-за своего расположение датчик часто подвержен коррозии из-за высокой температуры и постоянного контакта с водой. Это приводит к частым проблемам при попытках вывернуть его из посадочного места. Довольно часто датчик обламывается, тем самым доставляя немало хлопот.

Признаки неисправности

Существует несколько базовых признаков, благодаря которым можно достаточно быстро и легко определить правильно ли функционирует и функционирует ли вообще лямбда зонд в автомобиле модели ВАЗ-2115. И так признаки:

  • Проседание холостых оборотов (дисфункция кислородного датчика влечёт за собой неспособность оборотов держаться на одном уровне на холостом ходу; как правило, обороты значительно проседают; в первую очередь, это вызвано тем, что подаётся недостаточное для стабильной работы мотора на холостом ходу обеднённая смесь).
  • Снижение мощности двигателя (обеднение смеси приводит не только к проблемам с оборотами на холостом ходу, но и к понижению мощности двигателя; в таких случаях автомобиль плохо едет на подъём, слабо разгоняется).
  • Повышенный расход топлива (нарушение в работе кислородного датчика порой способно приводить к значительному увеличению расхода топлива вплоть до 30%; визуально выхлопы более тёмные по сравнению с нормальной работой, а также отчётливо пахнут бензином; чрезмерное обогащение смеси легко определить, благодаря свечам: на них появляется чёрный налёт).
  • Неравномерное движение при ускорении (в случае возникновения неисправности в лямбда зонде, автомобиль становится не способен набирать скорость быстро и равномерно; возникают частые и резкие рывки).

Как проверить исправность датчика

Проверка датчика, как правило, проводится при заведённом двигателе. Существует несколько, подходящих для автомобиля ВАЗ-2115 способов проверки исправности датчика:

Если результат измерений хотя бы одним из приборов показал значительное отклонение от нормы, то кислородный датчик необходимо почистить или же заменить.

Стоимость

Стоимость оригинального кислородного датчика Bosch 0258005133, как правило, варьируется от 2000 до 3000 российских рублей, что весьма недешево, так же следует отметить, что цена зависит от региона покупки, магазина, а так же производителя самой детали. На рынке можно встретить множество неоригинальных запчастей имеющих ценник до 1500 рублей.

Замена датчика

Алгоритм замены кислородного датчика (лямбда зонда):

  1. Отключить аккумуляторную батарею, сняв минусовую клейму.
  2. Обнаружить лямбда зонд, расположенный на выхлопном коллекторе.
  3. Отключить разъем от датчика кислорода.
  4. Отсоединить специальные хомуты, с помощью которых провода датчика прикреплены к деталям двигателя.
  5. Выкрутить кислородный датчик.

И так лямбда зонд снят. Далее существует нюанс: в том случае если новый лямбда зонд не идентичен предыдущему, перед установкой нужно провести грамотную распайку. Далее всё достаточно просто:

  1. Вкрутить датчик
  2. Затянуть ключом
  3. Закрепить провода
  4. Подключить датчик к разъёму

Важно. Проводить работы нужно на остывшем двигателе, а так же необходимо пройти компьютерную адаптацию нового датчика.

Датчик кислорода на ВАЗ 2115


Оба фактора негативно отображаются на функциональности мотора:

  • Снижение мощности;
  • Нестабильная работа на холостом ходу, под нагрузкой;
  • Повышенный расход топлива.

В автомобилях семейства Лада (ВАЗ) предустановлен один кислородный контролер. В европейских и американских моделях вмонтировано два датчика: диагностический и управляющий.

Внешне они схожи, идентичны по размерам, но выполняют разные функции.

Где расположен кислородный датчик на ВАЗ 2115

В автомобиле ВАЗ 2115 датчик кислорода находится на выхлопной трубе, на участке от муфты выпускного коллектора до резонатора. Доступ к оборудованию из-под днища машины.

Для удобства ремонта (профилактики) используйте смотровую яму, придорожную эстакаду, гидравлический подъемный механизм.


Ресурс эксплуатации контролера 85 – 110 тыс. км. При условии заправки качественным топливом срок службы оборудования достигает 120000 км.

Датчик кислорода на ВАЗ 2115: оригинал, аналоги, цена, артикулы

Каталожный артикул / маркировка Цена в рублях
BOSCH 0258005133 (оригинал) 8 и 16 клапанов От 2400
0258005247 (аналог) От 1900-2100
21120385001030 (аналог) От 1900-2100
*цены указаны состоянием на май 2019 года

ВАЗ 2115 оснащен лямбда зондом немецкого концерна Бош. Стоимость детали в 2500 рублей не всегда подъемная для многих владельцев авто, вследствие чего выбирают аналоги подешевле.

Водителю на заметку. Специалисты СТО рекомендуют покупать оригинальные детали с целью предотвращения нестабильной работы технического средства.


Признаки неисправности датчика кислорода на автомобиле ВАЗ 2115

Признаки во многом схожи с другими поломками, поэтому важно на начальном этапе корректно идентифицировать поломку.

При обнаружении одного или нескольких признаков немедленно обратитесь к специалисту СТО для проведения комплексной диагностики.


Причины сокращения ресурса эксплуатации оборудования

  • Нарушение условий эксплуатации автомобиля, несоблюдение сроков проведения планового технического осмотра;
  • Заправка машины некачественный горючим;
  • Покупка с последующей установкой неоригинальных деталей;
  • Нарушение технологии монтажа;
  • Брак детали при изготовлении;
  • Повреждение при аварии, столкновении, ударе;
  • Некорректная работа прошивки электронного блока управления.


Диагностика контролера своими руками на ВАЗ 2115

Для проверки оборудования используем мультиметр. Прибор имеется у большинства автомобилистов в гараже. Последовательность действий следующая:

Если стрелка тяготеет к бесконечности – лямбда зонд исправен, если стрелка опускается в ноль – деталь неисправна, замените новой. Помните, что контролер неразборный, профилактике не подлежит.


Установка и замена кислородного датчика на ВАЗ 2115

Необходимые материалы, инструменты:


  • Устанавливаем машину над смотровым каналом;
  • Глушим мотор, открываем капот;
  • Ожидаем пока выхлопная система остынет до безопасной температуры;
  • Снимаем колодку с проводами с ДК;
  • Выкручиваем контролер;
  • Проводим профилактику посадочного места, очищаем от наслоений, грязи, ржавчины;
  • Вкручиваем новый лямбда зонд;
  • Надеваем колодку с контактами;
  • Запускаем двигатель, остается проверить функционал оборудования.

При условии соблюдения регламента последующая замена контролера через 90 – 100 тыс. км. При возникновении сложностей обратитесь к специалистам автомастерских, СТО для оказания помощи, проведения диагностических работ.

Приобретайте запасные детали с заводскими каталожными артикулами, тщательно сверяйте индексы с данными, указанными в руководстве по эксплуатации. Если книги нет под рукой, то воспользуйтесь интернет для поиска справочной информации.

Чем чище топливо и выше октановое число, тем дольше ресурс датчика кислорода на автомобиле ВАЗ 2115.

Датчик кислорода автомобиля ВАЗ 2115

Чем дальше идет время, тем больше электроники задействуется в автомобилях. Благодаря датчикам, электронный блок управления получает необходимые сигналы и корректирует работу двигателя и топливной системы. Одним из жизненно важных датчиков машины является датчик кислорода, рассмотрим его на примере автомобиля ВАЗ 2115.

Датчик кислорода, по-простому называется лямбда-зонд, необходим для возможности определения количества кислорода, содержащегося в выхлопных газах. Благодаря данным, полученным от кислородного датчика, электронный блок управления корректирует количество топливной смеси, позволяя двигателю работать в нормальном режиме.


Поскольку лямбда-зонд начинает полноценно функционировать только после температуры свыше 350 градусов, то его условия эксплуатации можно смело назвать агрессивными. Рекомендуется производить его диагностику через каждые 25 тысяч километров пробега. Производить замену рекомендуется после пробега в 100 тысяч километров. Но он может служить и гораздо дольше, для этого необходимо:

  • Производить заправку транспортного средства бензином, указанным в инструкции;
  • Когда производится проверка цилиндров, зажигание должно оставаться включенным;
  • Узлы выхлопной системы не должны перегреваться свыше 900 градусов.

Широко распространенные поломки лямбда-зонда

Неверная работа датчика напрямую отразиться на работе двигателя внутреннего сгорания. Есть определенные признаки неисправности, по которым можно понять, что лямбда-зонд пора заменить:

  • Масло стало переходит в бензин;
  • Стоит неправильная регулировка зажигания;
  • Соединения трубки коллектора не герметичны;
  • Корпус начинает перегреваться;
  • Не функционируют контакты из-за использования бензина пониженного октанового числа.

Простые водители могут понять о неисправности датчика кислорода, если автомобиль начинает движение рывками, увеличивает расход топлива и теряет мощность в движении. Также если на холостом ходу двигатель автомобиля работает не стабильно — это может являться одной из причин.

Если ваш автомобиль с похожими симптомами, то пора приступать к осмотру данного элемента автомобиля. Для этого необходимо узнать, какой тип датчика расположен в машине, осмотреть его и проверить на состояние.

Проверка лямбда-зонда

Многие водители интересуется, как проверить лямбда зонд. Для проверки датчика нет необходимости ехать в специализированный центр технического обслуживания, проверить его можно самостоятельно. Для начала стоит определиться какой датчик установлен. Датчики с подогревом имеют 4 провода, без подогрева всего один.


Производим первичный осмотр датчика на целостность. Необходимо убедиться, что он не покрыт сажей или нагаром, а также имеет целостное состояние без повреждений. Также стоит осуществить проверку работоспособности топливной системы.

Если все визуально целое, то приступаем к проверке датчика кислорода ВАЗ 2115. Для этого используется вольтметр, который подключается к системе подачи топлива. Сравниваем показания на вольтметре. В это время машина должна работать на 1500 оборотах, значение на вольтметре должно отображаться 0,5 В. Если значение вольтметра отличается, то это говорит о неработоспособном датчике.

Где находится датчик кислорода ВАЗ 2115

Поскольку лямбда-зонд эксплуатируется в агрессивных условиях, то его месторасположения закреплено рядом с выпускным коллектором. Именно там производится самое быстрое нагревание и находятся устройства, которые могут работать при высокой температуре.


Ремонт кислородного датчика ВАЗ 2115

Поскольку узлы и крепления кислородного датчика расположены недалеко от выпускного коллектора, то на них может образовываться нагар. Именно он и может стать причиной неработоспособности лямбда-зонда.


Поскольку стоимость приобретения нового датчика начинается от трех тысяч рублей, то водители предпочитают сперва отремонтировать его самостоятельно, прежде чем производить его замену. Из-за образования накипи и нагара он может перестать функционировать, поэтому необходимо его нейтрализовать.

Многие автомобилисты пытаются самостоятельно очистить датчик кислорода с помощью механического воздействия. Но после пробы такого метода восстановления, он может придти в неработоспособное состояние окончательно.

Для ремонта датчика кислорода рекомендуется его нагреть при высокой температуре, а потом резко опустить в холодную воду. Резкий переход с высокой температуры на низкую позволит ему очиститься от накипи.


Для более тонкого очищения электродов, рекомендуется обратиться к профессионалам и произвести очистку с помощью токарного станка. Данные работы рекомендуется производить в специализированных сервисах.

Также в следствии поломки часто на приборной панели водители видят, как загорается чек. Если не хочется производить замену датчиков, то они ищут способ обмануть показатели и такие методы имеются.

Создание обманки из цилиндра, который внутри наполнен крошкой из керамики, позволит обмануть рабочий процесс электронного блока управления и привести его работу в обычный режим, пока он будет думать, что с датчиком все в порядке.

Также есть возможность задействовать специальный эмулятор, который позволит электронному блоку управления работать в штатном режиме, корректируя показания согласно нормативам. Использование эмулятора более безопасно, поскольку настройки работы электронного блока управления не сбиваются.


На автомобилях с Е-Газом устанавливается как второй датчик, на троссиковой педали — как первый и второй.

При заказе указывайте модель и год выпуска Вашего автомобиля.


Датчик кислорода на ВАЗ 2115: оригинал, аналоги, цена, артикулы

Каталожный артикул / маркировкаЦена в рублях
BOSCH 0258005133 (оригинал) 8 и 16 клапановОт 2400
0258005247 (аналог)От 1900-2100
21120385001030 (аналог)От 1900-2100
*цены указаны состоянием на май 2021 года

ВАЗ 2115 оснащен лямбда зондом немецкого концерна Бош. Стоимость детали в 2500 рублей не всегда подъемная для многих владельцев авто, вследствие чего выбирают аналоги подешевле.

Водителю на заметку. Специалисты СТО рекомендуют покупать оригинальные детали с целью предотвращения нестабильной работы технического средства.

Датчик кислорода на ВАЗ 2115

Принцип действия лямбда зонда

Основной задачей лямбда зонда является определение химсостава выхлопных газов и уровня содержания в них молекул кислорода. Этот показатель должен колебаться в пределах от 0,1 до 0,3 процентов. Бесконтрольное превышение этого нормативного значения может привести к неприятным последствиям.


При стандартной сборке автомобиля, лямбда зонд монтируется в выпускном коллекторе в области соединения патрубков, однако, иногда бывают и другие вариации его установки. В принципе, иное расположение не влияет на рабочую производительность данного прибора.

Сегодня можно встретить несколько вариаций лямбда зонда: с двухканальной компоновкой и широкополосного типа. Первый вид чаще всего встречается на старых автомобилях, выпущенных в 80-е годы, а также на новых моделях эконом-класса. Датчик широкополосного типа присущ современным авто среднего и высшего класса. Такой датчик способен не только с точностью определить отклонение от нормы определенного элемента, но и своевременно сбалансировать правильное соотношение.

Благодаря усердной работе таких датчиков существенно повышается рабочий ресурс автомобиля, снижается топливный расход и повышается стабильность удержания оборотов холостого хода.


С точки зрения электротехнической стороны, стоит отметить тот момент, что датчик кислорода не способен создавать однородный сигнал, так как этому препятствует его расположение в коллекторной зоне, ведь в процессе достижения выхлопными газами прибора может пройти определенное количество рабочих циклов. Таким образом, можно сказать, что лямбда зонд реагирует скорее на дестабилизацию работы двигателя, о чем он собственно впоследствии и оповещает центральный блок и принимает соответствующие меры.

Симптомы неисправности



Где он установлен

По поведению автомобиля можно достаточно легко определить, что лямбда зонд пришел в негодность:

  • Автомобиль дергается во время движения;
  • Обороты плавают;
  • Катализатор работает неправильно;
  • Расход топлива заметно растет;
  • В выхлопных газах наблюдается большое количество токсинов.

За работой этого датчика требуется постоянный контроль. Согласно руководству по эксплуатации, проверка выполняется каждые 10 тысяч пройденных километров. Но если условия эксплуатации машины трудные, приходится регулярно ездить в сложных условиях, двигатель перегружается, тогда проверку лучше проводить чаще.

Проверка лямбда-зонда

Многие водители интересуется, как проверить лямбда зонд. Для проверки датчика нет необходимости ехать в специализированный центр технического обслуживания, проверить его можно самостоятельно. Для начала стоит определиться какой датчик установлен. Датчики с подогревом имеют 4 провода, без подогрева всего один.


Производим первичный осмотр датчика на целостность. Необходимо убедиться, что он не покрыт сажей или нагаром, а также имеет целостное состояние без повреждений. Также стоит осуществить проверку работоспособности топливной системы.

Если все визуально целое, то приступаем к проверке датчика кислорода ВАЗ 2115. Для этого используется вольтметр, который подключается к системе подачи топлива. Сравниваем показания на вольтметре. В это время машина должна работать на 1500 оборотах, значение на вольтметре должно отображаться 0,5 В. Если значение вольтметра отличается, то это говорит о неработоспособном датчике.

Неисправности датчика кислорода и коды ошибок

Из возможных поломок лямбда – зонда можно выделить такие: потеря чувствительности, неработающий подогрев. Как правило, бортовой компьютер не покажет вам поломку, если проблема в потере чувствительности. Другое дело, если оборвалась цепь подогрева – тогда неисправность будет зафиксирована.

Почему умирает лямбда-зонд?

Выше мы уже уточнили, что ресурс кислородного датчика составляет 80-160 тыс. км. Наверное, у вас возник вопрос: почему же такой разброс в ресурсе, целых 80 тыс. км? На самом деле, это зависит от условий, в которых эксплуатировался автомобиль:

  1. Плохой бензин, в выхлопе которого содержится много свинца и железа, забивает электроды датчика за несколько заправок.
  2. Плохое состояние маслосъемных колец, колпачков. Из-за них масло может попадать в смесь, а вместе с ним и в выхлопную систему.
  3. Из-за зажатых клапанов, в систему выхлопа вырываются хлопки, которые разрушают рабочую поверхность датчика.
  4. Из-за неправильной смеси, угла опережения зажигания, вследствие чего датчик перегревается, треск от высокой температуры нейтрализатора или катализатора.

ПРОВЕРКА ЛЯМБДА ЗОНДА

Определить, что ДК неисправен и необходима проверка лямбда зонта, можно по следующим признакам:

  • Проблемы с двигателем на низких оборотах – четырнадцатая глохнет либо плохо набирает скорость;
  • Увеличился расход бензина;
  • После того, как двигатель заглушен, в месте расположения ДК слышны отчетливые потрескивания.

О том, что необходимо проверить датчик кислорода, также свидетельствует наличие ошибки 131 и 134 на приборной панели. Данные ошибки свидетельствует о том, что устройство подает неправильный сигнал, и проблему необходимо искать в проводке датчика, либо в некачественном заземлении устройства на корпусе автомобиля. Наличие ошибки 132 говорит о том, что подающаяся топливная смесь является слишком бедной (большое количество кислорода в бензине).

Прежде чем браться за любое электронное оборудование необходимо ознакомится с его особенностями. Распиновка датчика кислорода выглядит следующим образом:



Распиновка

  • А – контакт плюсового чувствительного элемента;
  • С – контакт минусового чувствительного элемента;
  • В – провод питания нагревательного устройства.

Зная, как выглядит распиновка лямбда зонда, можно приступать к проверке устройства. Для начала изучим расположение датчика кислорода по типу двигателя четырнадцатой:

  1. В автомобилях с движком 1.5 л. он расположен на верхней части приемной трубы, рядом с резонатором;
  2. НаВАЗ 2114 с 1.6 литровым двигателем, лямбда зонд расположен в подкапотном пространстве, прямо на выхлопном коллекторе мотора. Учитывайте, что на новые модели четырнадцатой устанавливается сразу 2 ДК: второй расположен рядом с первым, найти его никакого труда не составляет.



ДК
Проверить датчик кислорода на ВАЗ 2114 в домашних условиях можно обычным мультиметретром, приобрести который вы можете в любом автомагазине за 300-500 рублей.

ВАЗ-2114, лямбда-зонд: признаки неисправности датчика и спуфинга

Предоставлять стабильная работа двигателя В современном автомобиле используется огромное количество различных датчиков, которые собирают информацию о работе той или иной системы. На основании своих данных электрический блок управления регулирует качество консистенции топлива, регулирует его количество для входа в камеры сгорания, определяет подходящий момент зажигания, включает и выключает различные дополнительные механизмы.

Что такое датчик кислорода

Это почему? Дело в том, что современные экологические стандарты требуют, чтобы в автомобиле было низкое содержание вредных соединений в выхлопе. Их можно уменьшить только методом формирования идеальной (стехиометрической) консистенции топлива. Специально для этих целей и служит датчик кислорода, или, как это называется, лямбда-зонд. Электрический блок управления, получив информацию о содержании кислорода в выхлопе, увеличивает или уменьшает количество воздуха, образуя консистенцию.

Где находится датчик кислорода

Как датчик кислорода

Лямбда-зонд ВАЗ-2114 имеет довольно традиционную конструкцию. В его основе глиняный элемент с 2 электродами. Они обычно покрыты цирконием. Один из электродов входит в контакт с воздухом (удален за пределы коммуникаций выхлопных газов), а другой. с выхлопными газами.

Замена датчика кислорода

Если возникает какая–либо поломка, датчик нужно заменить. Можно попробовать сделать это самостоятельно. Рассмотрим ситуацию замены лямбда-зонда на ВАЗе 2114:

  • Машину ставим на эстакаду или загоняем на яму и снимаем защиту мотора (для замены датчика с нейтрализатором).
  • Ищем провода от датчика кислорода, и по ним идем к самим датчикам, стоят они на катализаторе (первый до нейтрализатора, второй после).


На остальных моделях машин замена датчика будет происходить идентично.

Проблемы при замене

При замене старый датчик может прикипеть к трубе. В этом случае действуйте так:

Цена на датчик кислорода

Цена на датчик кислорода будет зависеть от региона и модели. Колеблется она от 1000 до 3000 р. Покупайте лямбда–зонд в специализируемых магазинах и только с гарантией.

Причины поломки датчика кислорода

  1. На корпус датчика попала охлаждающая, либо тормозная жидкость
  2. В используемом топливе большое содержание свинца
  3. Сильный перегрев датчика, вызванный неочищенным топливом (засорение фильтров очистки)
  4. Датчик просто выработал свой ресурс
  5. Механическое повреждение датчика во время движения автомобиля.

Вышедший из строя датчик скажется на работе автомобиля в целом и повлечет за собой дополнительные проблемы. Но по ним Вы сможете сразу определить возможную поломку датчика и провести своевременную его замену.

Сопутствующие проблемы при выходе из строя датчика кислорода

  1. Автомобиль стал потреблять больше топлива, чем обычно
  2. Автомобиль стал двигаться рывками
  3. Двигатель стал работать нестабильно
  4. Нарушилась нормальная работа катализатора
  5. При проверке на токсичность выхлопных газов — результат дает завышенные показатели.

В завершение хочется дать совет: чтобы в будущем избежать изложенных проблем – следите за работоспособностью лямбда-зонда. Проверяйте его состояние через каждые пять – десять тысяч километров пробега.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Установка и замена кислородного датчика на ВАЗ 2115

Необходимые материалы, инструменты:


  • Устанавливаем машину над смотровым каналом;
  • Глушим мотор, открываем капот;
  • Ожидаем пока выхлопная система остынет до безопасной температуры;
  • Снимаем колодку с проводами с ДК;
  • Выкручиваем контролер;
  • Проводим профилактику посадочного места, очищаем от наслоений, грязи, ржавчины;
  • Вкручиваем новый лямбда зонд;
  • Надеваем колодку с контактами;
  • Запускаем двигатель, остается проверить функционал оборудования.

При условии соблюдения регламента последующая замена контролера через 90 – 100 тыс. км. При возникновении сложностей обратитесь к специалистам автомастерских, СТО для оказания помощи, проведения диагностических работ.

Приобретайте запасные детали с заводскими каталожными артикулами, тщательно сверяйте индексы с данными, указанными в руководстве по эксплуатации. Если книги нет под рукой, то воспользуйтесь интернет для поиска справочной информации.

Чем чище топливо и выше октановое число, тем дольше ресурс датчика кислорода на автомобиле ВАЗ 2115.

Датчик кислорода – он же лямбда-зонд. Устройство призванное замерять уровень кислорода в смеси отработанных газов.

В автомобиле он нужен для достижения правильного сочетания пропорции кислорода и топлива в рабочей смеси. При правильной пропорции кислорода и топлива в смеси, двигатель работает максимально эффективно и что немаловажно уменьшается расход самого топлива.

Кислородный датчик (лямбда-зонд) применяется в системе впрыска с обратной связью и установлен на приемной трубе системы выпуска отработавших газов.

2. Нажмите на фиксатор и разъедините колодки жгута проводов датчика и моторного жгута.

ВАЗ-2115 Снятие и установка кислородного датчика, фото 1

3. Выверните датчик из приемной трубы (для наглядности приемная труба снята).

ВАЗ-2115 Снятие и установка кислородного датчика, фото 2

4. Установите датчик в последовательности, обратной снятию. Проследите, чтобы на наконечник датчика и разъем жгута проводов не попали смазка и грязь. Затягивайте датчик моментом 40–45 Н·м.


Датчик кислорода – он же лямбда-зонд. Устройство призванное замерять уровень кислорода в смеси отработанных газов.

В автомобиле он нужен для достижения правильного сочетания пропорции кислорода и топлива в рабочей смеси. При правильной пропорции кислорода и топлива в смеси, двигатель работает максимально эффективно и что немаловажно уменьшается расход самого топлива.

Виды датчиков и принцип работы

Лямбда-зонд устанавливается в выхлопной системе. Делятся датчики на два вида: двухточечный и широкополосный.

Двухточечный датчик состоит из керамики, элементы которого с двух сторон покрыты диоксидом циркония. Устанавливается перед каталитическим нейтрализатором либо за ним.

Принцип работы – измерение уровня концентрации кислорода в окружающей среде и выхлопных газах. Если уровень меняется и становится разным, на концах элементов датчика создается напряжение, от низкого до высокого. Низкое напряжение создается, если кислорода в системе с избытком.

В противном случае если в системе не хватает нужного уровня кислорода, то создастся высокое напряжение. Эти сигналы поступают в блок управления двигателем, который различает их по силе тока.

Лямбда-зонд на автомобилях ВАЗ

На ВАЗах используется несколько типов датчиков:

1. Bosch № 0 258 005 133, норма Евро – 2. Устанавливался на устаревших моделях с объемом двигателя 1,5 литра. На поздних моделях с нормой Евро – 3, этот датчик использовался как первый, и ставили его до катализатора.

2. Bosch № 0 258 006537 устанавливался на автомобилях, выпущенных с октября 2004 года.имеют в своем строении нагревательный элемент.

Неисправности датчика кислорода и коды ошибок

Из возможных поломок лямбда – зонда можно выделить такие: потеря чувствительности, неработающий подогрев. Как правило, бортовой компьютер не покажет вам поломку, если проблема в потере чувствительности. Другое дело, если оборвалась цепь подогрева – тогда неисправность будет зафиксирована.

Замена датчика кислорода

Если возникает какая–либо поломка, датчик нужно заменить. Можно попробовать сделать это самостоятельно. Рассмотрим ситуацию замены лямбда-зонда на ВАЗе 2114:

На остальных моделях машин замена датчика будет происходить идентично.

Проблемы при замене

При замене старый датчик может прикипеть к трубе. В этом случае действуйте так:

Цена на датчик кислорода

Цена на датчик кислорода будет зависеть от региона и модели. Колеблется она от 1000 до 3000 р. Покупайте лямбда–зонд в специализируемых магазинах и только с гарантией.

Причины поломки датчика кислорода

  • На корпус датчика попала охлаждающая, либо тормозная жидкость
  • В используемом топливе большое содержание свинца
  • Сильный перегрев датчика, вызванный неочищенным топливом (засорение фильтров очистки)
  • Датчик просто выработал свой ресурс
  • Механическое повреждение датчика во время движения автомобиля.

Вышедший из строя датчик скажется на работе автомобиля в целом и повлечет за собой дополнительные проблемы. Но по ним Вы сможете сразу определить возможную поломку датчика и провести своевременную его замену.

Сопутствующие проблемы при выходе из строя датчика кислорода

  • Автомобиль стал потреблять больше топлива, чем обычно
  • Автомобиль стал двигаться рывками
  • Двигатель стал работать нестабильно
  • Нарушилась нормальная работа катализатора
  • При проверке на токсичность выхлопных газов — результат дает завышенные показатели.

В завершение хочется дать совет: чтобы в будущем избежать изложенных проблем – следите за работоспособностью лямбда-зонда. Проверяйте его состояние через каждые пять – десять тысяч километров пробега.


Установлен в приемной трубе системы выпуска отработавших газов. Кислород, содержащийся в отработавших газах, создает разность потенциалов на выходе датчика, изменяющуюся приблизительно от 0,1 В (много кислорода — бедная смесь) до 0,9 В (мало кислорода — богатая смесь). По сигналу от датчика кислорода контроллер корректирует подачу топлива форсунками так, чтобы состав отработавших газов был оптимальным для эффективной работы нейтрализатора (напряжение кислородного датчика — около 0,5 В). Для нормальный работы датчик кислорода должен иметь температуру не ниже 360°С, поэтому для быстрого прогрева после запуска двигателя в него встроен нагревательный элемент. Контроллер постоянно выдает в цепь датчика кислорода стабилизированное опорное напряжение 0,45±0,10 В. Пока датчик не прогрет, опорное напряжение остается неизменным. При этом контроллер управляет системой впрыска, не учитывая напряжение на датчике. Как только датчик прогреется, он начинает изменять опорное напряжение. Тогда контроллер отключает нагрев датчика и начинает учитывать сигнал датчика кислорода.

Чувствительный элемент датчика кислорода находится в потоке отработавших газов. При достижении датчиком рабочих температур, превышающих 360 град. С, он начинает генерировать собственную ЭДС, пропорциональную содержанию кислорода в отработанных газах. На практике, сигнал ДК (при замкнутой петле обратной связи) представляет собой быстро изменяющееся напряжение, колеблющееся между 50 и 900 милливольт. Изменение напряжения вызвано тем, что система управления постоянно изменяет состав смеси вблизи точки стехиометрии, сам ДК не способен генерировать какое-либо переменное напряжение.

Выходное напряжение зависит от концентрации кислорода в отработавших газах в сопоставлении с опорными данными о содержании кислорода в атмосфере, поступающими с элемента конструкции датчика, служащего для определения концентрации атмосферного кислорода. Этот элемент представляет собой полость, соединяющуюся с атмосферой через небольшое отверстие в металлическом наружном кожухе датчика. Когда датчик находится в холодном состоянии, он не способен генерировать собственную ЭДС, и напряжение на выходе ДК равно опорному (или близко к нему).
Для ускорения прогрева датчика до рабочей температуры он снабжен электрическим нагревательным элементом. Различают датчики с постоянным и импульсным питанием нагревательного элемента, в последнем случае, подогревом ДК управляет ЭБУ. Электронный блок управления постоянно подаёт на цепь датчика стабильное опорное напряжение 450 милливольт. Непрогретый датчик имеет высокое внутреннее сопротивление и не генерирует собственную ЭДС, поэтому, ЭБУ "видит" только указанное стабильное опорное напряжение. По мере прогрева датчика при работающем двигателе его внутреннее сопротивление уменьшается, и он начинает генерировать собственное напряжение, которое перекрывает выдаваемое ЭБУ стабильное опорное напряжение. Когда ЭБУ "видит" изменяющееся напряжение, ему становится известным, что датчик прогрелся, и его сигнал готов для применения в целях регулирования состава смеси.
Датчик кислорода, применяемый в серийных системах впрыска, не способен регистрировать изменения состава смеси, заметно отличающиеся от 14,7:1, в силу того, что линейный участок его характеристики очень "узкий" (см. график выше по тексту). За этими пределами лямбда – зонд почти не меняет напряжение, то есть не регистрирует изменения состава ОГ.

На автомобилях ВАЗ прежних модификаций (1,5 л.) в системах Евро-2 применялся датчик BOSCH 0 258 005 133. В системах Евро-3 он применялся в качестве первого ДК, устанавливаемого до катализатора. Вторым ДК, для контроля содержания вредных выбросов после катализатора устанавливается датчик с "обратным" разъемом (хотя, в встречаются и авто с одинаковыми). В новых автомобилях 1,5/1,6 л., с системой впрыска Bosch M7.9.7 и Январь 7.2, выпускаемых с октября 2004 г. устанавливается датчик BOSCH 0 258 006 537. Внешние отличия смотрите на фотографиях. Новый ДК имеет керамический нагреватель, что позволяет существенно снизить потребляемый им ток и уменьшить время прогрева.

Для замены вышедших из строя оригинальных лямбда-зондов фирма Bosch выпускает специальную серию из 7 универсальных датчиков, которые перекрывают практически весь диапазон применяемых штатно датчиков.


Оба фактора негативно отображаются на функциональности мотора:

  • Снижение мощности;
  • Нестабильная работа на холостом ходу, под нагрузкой;
  • Повышенный расход топлива.

В автомобилях семейства Лада (ВАЗ) предустановлен один кислородный контролер. В европейских и американских моделях вмонтировано два датчика: диагностический и управляющий.

Внешне они схожи, идентичны по размерам, но выполняют разные функции.

Где расположен кислородный датчик на ВАЗ 2115

В автомобиле ВАЗ 2115 датчик кислорода находится на выхлопной трубе, на участке от муфты выпускного коллектора до резонатора. Доступ к оборудованию из-под днища машины.

Для удобства ремонта (профилактики) используйте смотровую яму, придорожную эстакаду, гидравлический подъемный механизм.


Ресурс эксплуатации контролера 85 – 110 тыс. км. При условии заправки качественным топливом срок службы оборудования достигает 120000 км.

Датчик кислорода на ВАЗ 2115: оригинал, аналоги, цена, артикулы

Каталожный артикул / маркировка Цена в рублях
BOSCH 0258005133 (оригинал) 8 и 16 клапанов От 2400
0258005247 (аналог) От 1900-2100
21120385001030 (аналог) От 1900-2100
*цены указаны состоянием на май 2019 года

ВАЗ 2115 оснащен лямбда зондом немецкого концерна Бош. Стоимость детали в 2500 рублей не всегда подъемная для многих владельцев авто, вследствие чего выбирают аналоги подешевле.

Водителю на заметку. Специалисты СТО рекомендуют покупать оригинальные детали с целью предотвращения нестабильной работы технического средства.


Признаки неисправности датчика кислорода на автомобиле ВАЗ 2115

Признаки во многом схожи с другими поломками, поэтому важно на начальном этапе корректно идентифицировать поломку.

При обнаружении одного или нескольких признаков немедленно обратитесь к специалисту СТО для проведения комплексной диагностики.


Причины сокращения ресурса эксплуатации оборудования

  • Нарушение условий эксплуатации автомобиля, несоблюдение сроков проведения планового технического осмотра;
  • Заправка машины некачественный горючим;
  • Покупка с последующей установкой неоригинальных деталей;
  • Нарушение технологии монтажа;
  • Брак детали при изготовлении;
  • Повреждение при аварии, столкновении, ударе;
  • Некорректная работа прошивки электронного блока управления.


Диагностика контролера своими руками на ВАЗ 2115

Для проверки оборудования используем мультиметр. Прибор имеется у большинства автомобилистов в гараже. Последовательность действий следующая:

Если стрелка тяготеет к бесконечности – лямбда зонд исправен, если стрелка опускается в ноль – деталь неисправна, замените новой. Помните, что контролер неразборный, профилактике не подлежит.


Установка и замена кислородного датчика на ВАЗ 2115

Необходимые материалы, инструменты:


  • Устанавливаем машину над смотровым каналом;
  • Глушим мотор, открываем капот;
  • Ожидаем пока выхлопная система остынет до безопасной температуры;
  • Снимаем колодку с проводами с ДК;
  • Выкручиваем контролер;
  • Проводим профилактику посадочного места, очищаем от наслоений, грязи, ржавчины;
  • Вкручиваем новый лямбда зонд;
  • Надеваем колодку с контактами;
  • Запускаем двигатель, остается проверить функционал оборудования.

При условии соблюдения регламента последующая замена контролера через 90 – 100 тыс. км. При возникновении сложностей обратитесь к специалистам автомастерских, СТО для оказания помощи, проведения диагностических работ.

Приобретайте запасные детали с заводскими каталожными артикулами, тщательно сверяйте индексы с данными, указанными в руководстве по эксплуатации. Если книги нет под рукой, то воспользуйтесь интернет для поиска справочной информации.

Чем чище топливо и выше октановое число, тем дольше ресурс датчика кислорода на автомобиле ВАЗ 2115.

Читайте также: