Замена фильтра топливного фильтра в баке ваз

Обновлено: 05.07.2024

Ряд неисправностей в работе карбюраторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 напрямую связан со степенью загрязнения топливного сетчатого фильтра на заборнике топлива в бензобаке. Он расположен на нижней части трубки топливозаборника и состоит из мелкоячеистой сетки.

Особенности прочистки топливного сетчатого фильтра топливозаборника в бензобаке автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Снимаем заборник топлива
— Снимаем сетчатый топливный фильтр с трубки топливозаборника

С усилием сдвигаем его вниз с трубки топливозаборника.

— Прочищаем топливный сетчатый фильтр

Берем зубную щетку, немного ацетона и тщательно чистим все ячейки сетки фильтра. Периодически просматривая фильтр на свет, чтобы оценить степень прочистки, так как визуально даже загрязненный фильтр может казаться чистым. На свету, забитые отложениями ячейки и чистые сразу видны.

После проведения процедуры прочистки продуваем фильтр сжатым воздухом применяя компрессор или обычный колесный насос.

— Прочищаем трубку заборника топлива

Устанавливаем заборник топлива обратно в топливный бак, подсоединяем к нему трубки и провода.

Примечания и дополнения

— Прочистив фильтр на заборнике топлива стоит обратить внимание на чистоту всей топливной системы двигателя автомобиля. Почистить и заменить при необходимости фильтры, продуть топливные магистрали, почистить бензобак. Отложения в них накапливаются годами, а регламентную прочистку топливной системы раз в 30 тысяч километров пробега мало кто выполняет.

Топливный фильтр ВАЗ

Топливный фильтр – это элемент системы подачи топлива, который выполняет очистку бензина от мельчайших частиц. В настоящее время, на автомобилях устанавливают два вида фильтров: грубой и тонкой очистки.

В процессе заправки автомобиля, в бак с бензином могут попасть частицы пыли и прочие инородные дела, которые, смешиваясь с осадками на дне бака, могут попасть в камеру сгорания двигателя. Эти частицы, попадая в двигатель, приводят к его скорейшему износу, а в последствие, к поломке. Помимо этого, в бензине может запросто оказаться влага, которая оказывает губительное влияние на работу двигателя.

Чтобы это не произошло, в системах подачи топлива начали активно применять их фильтрацию, которая состоит, прежде всего, из сетки (грубой очистки), расположенной в горловине топливного бака и фильтра тонкой очистки, который подвешивается под баком между топливопроводами.

На старых карбюраторных моделях автомобилей топливный фильтр тонкой очистки устанавливался рядом с бензонасосом. Таким образом, исключалась возможность поломки бензонасоса после попадания инородных частиц и обеспечивалась надежная работа двигателя.

Многие автолюбители любили устанавливать по два топливных фильтра под капотом. Шланги разрезались и укорачивались. Один из фильтров монтировался между бензопроводом и бензонасосом, а второй в промежутке между бензонасосом и карбюратором. Толк от этого был не такой уж и большой, однако и навредить такое количество фильтров тоже не могло.

Устройство топливного фильтра тонкой очистки

Фильтр тонкой очистки топлива

1 - подвод топлива; 2 - отвод очищенного топлива; 3 - фильтрующий элемент; 4 - сливная пробка; 5 - крышка; 6 - корпус; 7 - Распорная трубка; 8 - водосборник

Такой фильтр имеет прозрачный корпус, что позволяет определить степень его загрязнения. Внутри имеется фильтрующий элемент, выполненный из специальной бумаги. Снаружи установлены два штуцера, который называются вход и выход. Штуцер может иметь как резьбовое соединение, так и специальный штекер, который дает возможность быстро заменить загрязненный элемент. На карбюраторных машинах такой фильтр крепится к шлангам с помощью хомутов.

Признаки неисправностей

  • Автомобиль не развивает полной мощности
  • Повышенный расход топлива.
  • Автомобиль движется неравномерно. Дергается при езде.
  • Двигатель плохо запускается и глохнет на холостом ходу.

Все эти неисправности указывают на загрязненный фильтрующий элемент и для их устранения необходимо заменить топливный фильтр.

Порядок замены топливного фильтра ВАЗ

замены топливного фильтра ВАЗ

1. В первую очередь, автомобиль рекомендуется установить на ровную площадку, поставить на скорость и снять клемму аккумулятора. Рекомендуется раз и навсегда запомнить данную последовательность, так как данные работы проводятся с горючими веществами, а иногда и под машиной. В связи с этим, необходимо соблюдать самые элементарные меры безопасности.

2. Найдите топливный фильтр. У инжекторных автомобилей, таких как ВАЗ 2114 или ВАЗ 2112, топливный фильтр располагается под днищем автомобиля в задней части. У карбюраторных вариантов топливный фильтр устанавливается рядом с бензонасосом и крепится посредством двух хомутов на топливных шлангах.

Соеднияем шланги

4. Прикрутите все хомута и штуцеры на место и не забудьте закрепить фильтр, если имеется специальная скоба.

Как поменять топливный фильтр

5. После установки фильтра, прокачайте топливную систему. Для этого включите и выключите бензонасос, примерно, три раза. В случае с карбюраторным двигателем, в темпе нажимайте рычаг привода ручной подкачки топлива до тех пор, пока фильтр не наполнится бензином.

6. Заведите автомобиль и понажимайте педаль газа, чтобы стрелка тахометра попадала на 2000-3000 об/мин.

Видео - Как поменять топливный фильтр на ВАЗ 2110, 2111 и 2112 инжектор

Топливные фильтры ВАЗ 2170 имеют свои особенности.

При покупке фильтра грубой очистки ошибиться довольно сложно — он унифицирован для всего семейства переднеприводных моделей ВАЗ. Оригинальное изделие стоит около 50 руб.

Не следует приобретать сетку в сомнительных торговых точках. Подделка может быстро выйти из строя, засорив при этом фильтр тонкой очистки.

При покупке ФТО следует принимать во внимание ряд моментов.

  • необходимо убедиться, что размер фильтра соответствует размерам корпуса и патрубков — в некоторых иномарках используются очень похожие фильтры;
  • на штуцерах должны быть выступы для фиксации топливных шлангов;
  • предпочтение следует отдавать знакомым брендам, избегая китайских производителей.

Цилиндрический корпус детали удерживается штатным хомутом, рассчитанным на диаметр 56 мм. Размеры патрубков, куда надеваются шланги с проволочными фиксаторами, составляют 8 мм.

Корпус ФТО может быть выполнен из металла или чёрной пластмассы. На автомобили ВАЗ производитель устанавливает оба вида фильтров — большого значения это не имеет.

На постсоветском пространстве хорошо себя зарекомендовали следующие производители топливных фильтров:

Таблица: цена фильтров тонкой очистки для ВАЗ 2170

Цены ФТО актуальны на сентябрь 2017 года.

Видео: обзор топливных фильтров для ВАЗ

Расположение топливных фильтров

Любой автолюбитель должен знать, где находятся следующие узлы:

Фильтр тонкой очистки прикреплён хомутом к кронштейну на днище автомобиля за бензобаком.

Расположение фильтров и рампы топливной системы одинаково для всех модификаций ВАЗ 2170 вне зависимости от типа кузова (седан, хэтчбек или универсал).

Порядок замены сетки бензонасоса

Процедура замены топливных фильтров выглядит так:

Так как ФТО расположен на днище автомобиля, для его замены потребуется подъёмник, смотровая яма или эстакада. Замену же сетки бензонасоса можно осуществить, просто поставив автомобиль на ровную поверхность. При этом бензобак должен быть хотя бы наполовину пуст. В противном случае при манипуляциях с ФГО можно пролить топливо на обшивку, и в салоне появится устойчивый запах бензина.

Подготовка к работе

Демонтировать электробензонасос можно в любом удобном месте, соблюдая меры пожарной безопасности.

Потребуются следующие инструменты:

Подготовка машины заключается в обеспечении доступа к верхнему люку бензобака. Для этого снимаются задние сиденья, а поверхность под ними очищается пылесосом. Это не позволит мусору попасть в бак.

Затем в системе подачи топлива сбрасывается давление, сохраняющееся после остановки мотора. Если этого не сделать, то при снятии любой трубки бензин брызнет наружу. Давление можно сбросить тремя способами:

Порядок действий при снятии сетки

Чтобы добраться до металлического люка, расположенного под задними сиденьями, нужно откинуть клапан напольного покрытия у правой (по ходу движения) двери. Дальнейшие операции выполняются в следующем порядке.

Сняв крышку люка в самом начале разборки, сделайте паузу и вычистите из открывшегося проёма всю пыль. Иначе её часть неизбежно попадёт в бак.

Сборку следует выполнять аккуратно, не допуская попадания в бензобак посторонних предметов. После установки фланца насоса следует прикрепить к любой шпильке провод массы. После удаления следов топлива нужно проверить герметичность соединений. При включённом зажигании работающий насос начнёт поднимать давление, и через неплотные стыки может вытекать бензин.

После замены сетки заводится двигатель, и его работа проверяется в разных режимах.

Технология замены ФГО на двигателях с 8 и 16 клапанами абсолютно одинакова. Имеется лишь несущественное отличие в расположении диагностического штуцера топливной рампы, не влияющее на порядок действий.

Видео: замена сетки бензонасоса

Замена фильтра тонкой очистки топлива

Для снятия старого фильтра необходим свободный доступ к задней части автомобиля. Для этого его следует загнать на смотровую яму или эстакаду. Кроме инструмента, используемого при замене сетки, потребуется небольшая ёмкость для слива горючего.

Порядок замены ФТО следующий.

  1. Через клапан на рампе или запуском двигателя при снятом предохранителе бензонасоса сбрасывается давление.
  2. Под автомобилем разжимается проволочный фиксатор на обратном штуцере (находится справа). Затем снимается шланг и направляется в предварительно подставленную ёмкость.
    Чтобы снять трубку со штуцера, необходимо слегка разогнуть фиксатор
  3. После слива топлива операция повторяется на подающем шланге. В результате должно слиться 150—300 мл бензина.
  4. Ослабляется гайка крепёжного хомута, и корпус фильтра вытаскивается. При этом нужно запомнить направление стрелки на фильтре.
    Для снятия ФТО необходимо ослабить крепёжный хомут
  5. Новый фильтр устанавливается с учётом направления движения топлива. На надетых шлангах защёлкиваются проволочные фиксаторы.

После замены проверяется работа фильтра под давлением. Для этого включается зажигание, и топливные магистрали проверяются на наличие протечек. Затем поверка повторяется на заведённом автомобиле. Алгоритм замены не зависит от количества клапанов двигателя.

Видео: установка топливного фильтра

Периодичность замены топливных фильтров

В инструкции по эксплуатации всех переднеприводных моделей ВАЗ указан срок службы топливного фильтра, соответствующий 30 тыс. км пробега. Однако производитель не учитывает плохое качество бензина, пыльные разбитые дороги и тяжёлые условия эксплуатации авто. По этим причинам периодичность замены фильтров заметно сокращается.

Согласно рекомендациям профессионалов:

  • сетку электробензонасоса следует менять не реже, чем через 70 тыс. км пробега;
  • максимальный пробег для фильтра тонкой очистки составляет 20 тыс. км;
  • при эксплуатации авто на севере или при постоянном движении по грунтовым дорогам ресурс ФТО относительно заводских рекомендаций уменьшается в два раза и составляет не больше 15 тыс. км пробега.

При таких симптомах нужно прислушаться к работе бензонасоса перед запуском двигателя. Насосу требуется больше времени для создания давления в топливопроводах, поэтому его гул после включения зажигания слышен достаточно долго. Это означает, что пришла пора менять топливные фильтры.

Таким образом, технология замены топливных фильтров достаточно проста. Работу может выполнить практически любой автовладелец, располагающий парой часов свободного времени и стандартным набором инструментов. .

Назначение и виды топливных фильтров

Сетка бензонасоса выполняет функции фильтра грубой очистки. Она предотвращает попадание в систему подачи топлива крупных частиц грязи, которые могут полностью или частично перекрыть топливную магистраль, повлиять на работу бензонасоса.

Сетчатый фильтр

Сетка бензонасоса представляет собой фильтр грубой очистки

Новая сетка бензонасоса

Частицы мелкой грязи (менее 10 мкм) не наносят большого вреда форсункам, поршням и цилиндрам. Более крупные частицы задерживаются фильтром тонкой очистки топлива.

В продаже встречаются топливные фильтры различных производителей стоимостью от 150 до 500 рублей. Разница значительная. Стоит ли переплачивать?

У топливных фильтров два основных параметра — тонкость отсева и производительность или пропускная способность. Дополнительный параметр, на который иногда обращают внимание автовладельцы, но оставляют без внимания российские стандарты, — площадь поверхности фильтрующего элемента.

Аргументы в пользу дорогих фильтров следующие:

  • более высокая степень очистки топлива. Тонкость отсева стандартного фильтра — 10 мкм. Однако на рынке можно найти фильтры, удерживающие частицы размером 5 мкм;
  • большая площадь фильтрующей поверхности. Чем больше площадь, тем больше грязи останется на фильтре, и тем дольше он прослужит.

Практическая ценность этих аргументов вызывает вопросы. Стоит ли улавливать слишком мелкие частицы, если конструкторы двигателей не считают это необходимым? Нужно ли тянуть с заменой топливного фильтра, когда он может полностью засориться после всего лишь одной неудачной заправки?

Тем не менее в случаях, когда высокая степень очистки или большой пробег без замены фильтров не прихоть, а необходимость, следует обратить внимание на технические параметры фильтров, значения которых можно найти в каталогах производителей.

МАNN — ведущий поставщик фильтров для европейских производителей автомобилей Фильтры SCT — сочетание достойного качества и приемлемой цены BIG FILTER — крупнейший производитель топливных фильтров на территории России

Видео: устройство топливного фильтра

Расположение топливного фильтра

Топливный фильтр закреплён с помощью пластикового хомута на правой стороне бензобака

Сетчатый фильтр, бензонасос, регулятор давления и датчик уровня образуют топливный модуль, установленный в баке. Люк, открывающий доступ к топливному модулю, находится в салоне под задним сиденьем.

Расположение сетчатого фильтра

Люк, открывающий доступ к топливному модулю и сетчатому фильтру, находится в салоне под задним сиденьем

Замена топливных фильтров

Периодичность замены

Однако для строгого выполнения рекомендаций производителя требуется заправлять автомобиль чистым качественным топливом. На практике же в бак часто попадают различные примеси, заметно снижающие пропускную способность фильтра. Поэтому сетку следует проверять, чистить или заменять каждый раз при извлечении из бака топливного модуля и при диагностике причин нестабильной работы двигателя.

Признаки неисправности

Пропускная способность грязного топливного фильтра заметно уменьшается. Это проявляется в снижении давления в топливной рейке инжекторного двигателя. Его нормальное значение, измеренное подключённым к штуцеру рейки манометром, составляет 3,8–4 КГС/см². Так как фильтр накапливает грязь не сразу, давление тоже снижается постепенно, и это какое-то время остаётся незамеченным.

От давления зависит качество топливно-воздушной смеси, поступающей в цилиндры. Из-за недостатка бензина смесь обедняется, что, в свою очередь, влияет на работоспособность двигателя.

На засорённые топливные фильтры двигатель реагирует следующим образом:

  • неустойчивой работой;
  • самопроизвольными остановками на холостом ходу;
  • нестабильными, повышенными и пониженными оборотами холостого хода;
  • низкой мощностью и вялой динамикой;
  • рывками и провалами.

При появлении этих симптомов следует измерить давление в топливной рейке. Если оно ниже рекомендованных значений (3,8–4 КГС/см²), необходимо заменить топливные фильтры. Фильтр тонкой очистки менять проще, поэтому начать лучше с него. Если после замены давление не увеличилось, проверяется состояние сетки бензонасоса.

Грязная сетка негативно влияет на работу насоса. В бензонасос поступает мало топлива. Пытаясь компенсировать недостаток бензина, он увеличивает обороты, нерационально расходуя свой ограниченный ресурс. Положение усугубляется тем, что топливо используется в качестве охлаждающей жидкости и смазки бензонасоса. Последний, таким образом, перегружается, одновременно лишаясь смазки и охлаждения. Исходящий от насоса громкий шум — следствие грязного сетчатого фильтра.

Изначально автомобиль имел рабочее название Low Cнаost, но по ряду причин оно не подходило для конечного продукта, равно как и не подходил очередной безликий индекс. АвтоВАЗ объявил конкурс на лучшее название будущего народного автомобиля. В 2010 году в качестве награды победителю была вручена Lada Kalina.

Снижение давления топлива

В рабочем состоянии давление топлива в системе значительно выше атмосферного. Чтобы предотвратить неконтролируемый разлив бензина, все работы, связанные с разгерметизацией системы, проводят при сброшенном давлении. Для сброса давления сначала отключают бензонасос, сняв разъём питания топливного модуля или удалив предохранитель. Затем запускают двигатель и вырабатывают остаток топлива. Без дополнительных действий давление падает само через 2–3 часа после выключения зажигания.

Для работы понадобится плоская и крестообразная отвёртка. Порядок действий при сбросе давления следующий.

    Снимите (при необходимости подцепите отвёрткой) пластиковую крышку блока предохранителей, находящегося слева от рулевой колонки.

Крышка блока предохранителей

Снимается пластиковая крышка блока предохранителей и реле слева от рулевой колонки

Предохранитель топливного насоса

Вытаскивается предохранитель топливного насоса

Разъём питания модуля

Отсоединяется разъём питания топливного модуля

Замена фильтра тонкой очистки топлива

Для замены топливного фильтра потребуется лишь ёмкость для сбора топлива из снятого фильтра. Алгоритм замены следующий.

  1. Установите машину на смотровую яму.
  2. Сбросьте давление в системе питания.
  3. Отсоедините от корпуса аккумуляторную батарею.
  4. Под днищем автомобиля на правой стороне бензобака найдите топливный фильтр.
  5. Сжав фиксаторы наконечников, отсоедините топливные трубки. Вытекающий бензин соберите в ёмкость.

Отсоединение трубок

Сжав фиксаторы наконечников, отсоединяются топливные трубки

Снятие фильтра

Фильтр выталкивается из кронштейна и снимается

Стрелка на корпусе фильтра

Новый фильтр устанавливается таким образом, чтобы стрелка на корпусе была направлена к передней части автомобиля

Видео: замена топливного фильтра

Замена сетчатого фильтра бензонасоса

Для замены сетки понадобится крестообразная и плоская отвёртки, молоток и выколотка. Замена производится в следующем порядке.

    Снимите (откиньте) заднее сиденье, поднимите клапан обшивки, открутите крепления и снимите крышку люка топливного модуля.

Крышка люка топливного модуля

Снимается заднее сидение, поднимается клапан обшивки, откручиваются крепления и снимается крышка люка топливного модуля

Крышка топливного модуля

Отжимается пружинка фиксатора и снимается разъём питания

Фиксатор трубки

Нажав на фиксатор, последовательно отсоединяются трубки топливопроводов

Стопорное кольцо

Стопорное кольцо топливного модуля сдвигается против часовой стрелки

Топливный модуль

Топливный модуль извлекается из бензобака

Сливная трубка

От стакана отсоединяется сливная трубка

Бензонасос с крышкой

Бензонасос вместе с крышкой отсоединяется от стакана

Сеточка бензонасоса

Устанавливается новый сетчатый фильтр

Видео: замена сетчатого фильтра бензонасоса

Читайте также: