Замена рулевой рейки ваз 2109

Обновлено: 04.07.2024

Любой ремонт любого узла или агрегата автомобиля всегда следует только после того, как вы разберетесь в их устройстве. Рулевая рейка на ВАЗ 2109 устроена намного проще и поэтому отличается более высокой надежностью, по сравнению с другими отечественными автомобилями. Но даже при этом механизм со временем изнашивается и может перестать работать так, как должен.

Вся система рулевого управления автомобиля ВАЗ 2109 состоит из следующих элементов:

  • рейка внутри защитного картера механизма;
  • рулевая шестерня, соединенная с валом через эластичную муфту;
  • соединительная пластина, которая передает рулевым тягам движение рейки;
  • крепежные скобы.

Кроме перечисленных элементов в систему рулевого управления входит дополнительные детали, которых всего около 40 штук.

  • 1 Принцип действия
  • 2 Когда требуется ремонт рейки ВАЗ 2109?
  • 3 Демонтаж рулевой рейки
  • 4 Разборка рулевой рейки ВАЗ 2109
  • 5 Замена старых элементов рейки
  • 6 Инструмент
  • 7 Технология работ
  • 8 Необходимый инструмент для работы
  • 9 Порядок снятия и установки рулевой рейки на ВАЗ 2109-2108

Принцип действия

Рейка работает очень просто: вращательное движение от руля передается через эластичную муфту с валом шестерне, которая за счет зубчатого соединения смещает рейку. Рулевые тяги, расположенные на шарнирном креплении, отвечают за поворот колесных ступиц.

Когда требуется ремонт рейки ВАЗ 2109?

Ремонт рулевой рейки может потребоваться в случае износа или выхода из строя определенных элементов механизма. Определить это можно по различным симптомам, при выявлении которых необходимо прекратить эксплуатировать транспортное средство и произвести ремонтные работы. На проблемы с рулевой рейки указывают:

  • усилившийся люфт руля;
  • шум или стук в системе рулевого управления;
  • слишком тугое вращение руля.

Следует отметить, что рулевая система связана с некоторыми конструктивными элементами автомобиля, поэтому при ремонте необходимо обязательно проверять состояние рулевых тяг, колес, а также подрулевого блока управления.

Итак, если вы уверены, что ваша рулевая рейка на ВАЗ 2109 требует ремонта, вам придется сначала снять и разобрать рейку, а затем произвести ремонтные работы и установить механизм на место.

Демонтаж рулевой рейки

Для снятия рулевого механизма вам потребуется смотровая яма или подъемник. Оказавшись под машиной, вам необходимо расшплинтовать гайки рулевых пальцев и выбить пальцы из поворотных рычагов.

Гайки рулевых пальцев

Пальцы, которые надо выбить

После этого необходимо открутить стопорный болт шлицевого соединения, расположенный в районе педалей. Также снимите пластиковый кожух, который прикрывает рулевой вал. После этого головкой на 13 выкручиваем с каждой стороны по паре гаек, прижимающих рулевой механизм к корпусу машины.

Откручиваем скобу

Аккуратно вытаскиваем скобы, крепящие рулевой механизм. После этого разъединяем приводную шестерню от рулевого вала и домкратом поднимаем правую часть машины, а затем вытягиваем рулевой механизм автомобиля через окно в нише колеса.

Разъединяем приводную шестерню и рулевой вал

Разборка рулевой рейки ВАЗ 2109

Сняв рулевую рейку, отверните болты возле рулевых тяг. Сделать это можно при помощи головки на 22, зубила и молотка (необходимо сначала отогнуть края стопорной пластины).

Отгибаем стопорную шайбу

Головкой на 22 отворачиваем болты и снимаем стопорную пластину.

Откручиваем болты

Отсоединяем рулевые тяги и снимаем опору из резины с распорным кольцом справа от рулевой рейки.

Снятая опора

Пластиковые стяжки, которые обжимают край гофры, нужно срезать кусачками. После этого можно снять защитный чехол, а слева от картера рулевой рейки нужно удалить резиновую опору и защитный колпачок.

Защитный колпачок и опора

Восьмигранной головкой на 17 необходимо открутить гайку упора рейки, а затем вынуть ее.

Гайка упора рейки

Достаньте из середины пружину и не забудьте вынуть стопорное кольцо.

Стопорное кольцо

Возьмите деревянный брусок и зафиксируйте его в тисках, а затем легкими постукиваниями выбейте упор рейки. Можно взять отвертку и подцепить за углубление, расположенное по центру упора, но вытащить кольцо так будет сложнее, так как в кольцевой проточке находится резиновое кольцо.

Выбиваем упор рейки

На переднем щитке тоже нужно снять резиновый уплотнитель, а затем снять резиновый пыльник с шестерни при помощи плоской отвертки.

Снимаем пыльник

После удаления пыльника нужно демонтировать стопорную шайбу. Специальным восьмигранным ключом с головкой на 24 выкрутите гайку крепления подшипника. Диаметр внутреннего отверстия под вал шестерни должен быть не менее 18,5 мм.

Стопорная шайба

Выкрутите гайку крепления подшипника шестерни и снимите ее с вала. Возьмите ключ на 14 и вставьте его в стопорную лыску вала шестерни, а затем выньте шестерню из вала картера.

Возьмите плоскую отвертку и подденьте ею опорный вал в середине, а затем вытащите его из пазов крепления.

Замена старых элементов рейки

На новую опорную пластину наденьте демпфирующие кольца так, чтобы тонкая сторона резинок расположилась в середине выреза пластины. На фото это почти не видно, но при покупке ремкоплекта вы найдете в нем две нужные резинки.

Вставьте на место опорную втулку. В специальном углублении есть отверстие, в которое должны попасть два выступа на втулке. После ее установки нужно отрезать лезвием тоненькие резиночки, как на фото.

Срезаем резинки

Снимите стопорное кольцо с вала шестерни специальными щипцами, а затем демонтируйте подшипник.

Снятие стопорного кольца

После этого нужно выпрессовать игольчатый подшипник при помощи особого ключа. Если у вас такого нет, вам потребуется дрель и сверло 1,2-1,5 мм. Высверлите отверстие так, чтобы оно попало на торец подшипника (смотрите фото). Через проделанное отверстие выбейте игольчатый подшипник.

Выбиваем подшипник

Осталось только хорошенько промыть картер рулевого механизма и вставить новый игольчатый подшипник, который есть в ремкомплекте. Проделанное отверстие можно замазать смесью суперклея с металлическими опилками. Также можно воспользоваться холодной сваркой. Шестереночные механизмы следует смазать смазкой Литол или ФИОЛ.

Сборка и смазка

Собирать все нужно в обратной последовательности. После этого необходимо выставить зазор между гайкой и упором — 0,12 мм.

Итак, самостоятельный ремонт рулевой рейки сэкономить вам немалую денежную сумму, так как вам понадобится для работы только ремкомплект и смазка.

Рулевая рейка ВАЗ 2109 — механизм, отвечающий за вращение рулевого колеса, передающий импульсы движения от рулевых тяг и направляющий их на колеса, обладает несложной конструкцией: она состоит из стоек, шруса, пыльников. Но малейшая поломка в той или иной детали может сказаться негативным образом на работе других систем, повлиять на управляемость автомобиля во время движения, что уже очень опасно. Поэтому необходимо следить за техническим состоянием рейки и не допускать выезда с неисправностью во избежание проблем.

Как правило, элементы рейки изготавливаются из резины. Ее преимуществами является гибкость и невысокая цена. Но существенный минус материала — быстрый износ. И чаще всего в негодное состояние приходят пыльники, элементы, защищающие конструкцию рейки от попадания губительной для нее грязи и пыли во время движения. Но как проводится замена пыльника рулевой рейки ВАЗ 2109, и что для этого нужно? Об этом подробнее далее в статье.

Замена пыльника рулевой рейки ваз 2109

Инструмент

Итак, нам понадобится следующее:

  • Отвертка;
  • Молоток;
  • Плоскогубцы;
  • Ключи на 22, 13 и 10.

Инструмент для замены пыльника рулевой рейки ваз 2109

Технология работ

А теперь приступаем к работе.

Схема рулевой рейки ваз 2109

ВНИМАНИЕ: Дождитесь полного остывания мотора, ни в коем случае, не начинайте ремонтные работы при неостывшем двигателе.

  1. Первым делом снимаем теплозащиту, которая держится на трех гайках.
  2. Чтобы открутить рулевые тяги, придется вооружиться боевым арсеналом — молотком, плоскогубцами и отверткой.
  3. Теперь взяв ключ 22, сворачиваем болты и вытягиваем тяги из рейки.

ремонт рулевой рейки ваз 2109. Тяги

абсорбер Ваз 2109

Пыльник рулевой рейки ваз 2109

ВАЖНО! Замена пыльника рулевой рейки ваз 2109 — нехитрая работа, но ответственным моментом является финальный этап — монтаж новой детали. Здесь главное, не перекрутить и не деформировать пыльник.

Теперь, когда деталь готова к монтажу, берем болты, и вкручиваем их на место, но, ни в коем случае не поворачиваем в этот момент руль, так как в противном случае нарушится работа всей системы.Болты закручиваются ключом 22. Далее монтаж ведется в обратном демонтажу порядке.Ремонт рулевой рейки закончен. Доброй дороги и попутного ветра!

Приходилось ли вам слышать при движении по щебню или разбитой дороге стуки со стороны рулевого управления? Если да, то скорее всего причиной этому была рулевая рейка. Она расшатывается довольно быстро и на всех переднеприводных автомобилях, включая ВАЗ 2109-2108, ее приходится иногда подтягивать. Если же подтяжка не помогает, то можно произвести ремонт или замену. В данной статье я расскажу о втором варианте, то есть о полной замене данного механизма.

Необходимый инструмент для работы

Ниже будет приведен список инструментов, которые понадобятся для данного ремонта:

  • монтировка
  • молоток
  • головки торцевые на 10, 13 и 22
  • удлинители
  • воротки
  • трещоточные рукоятки

инструмент для замены рулевой рейки на ВАЗ 2109-2108

Порядок снятия и установки рулевой рейки на ВАЗ 2109-2108

Прежде, чем приступать к процедуре снятия рейки, первым делом нужно будет открутить несколько гаек крепления защиты, что наглядно продемонстрировано ниже на фото:

Крепится она как сверху, так и снизу. После чего снимаем ее полностью, чтобы в дальнейшем она не мешалась при работе. Далее необходимо освободиться от рулевых тяг. Для этого откручиваем два болта крепления по центру рейки, как это представлено на картинке:

как открутить рулевые тяги от рейки на ВАЗ 2109-2108

После чего без особых проблем отсоединяем их и отводим в сторону:

откручиваем рулевые тяги на ВАЗ 2109-2108 и снимаем их

Далее необходимо открутить по две гайки крепления рейки хомутами по краям, как с одной, так и с другой стороны:

открутить хомуты крепления рулевой рейки на ВАЗ 2109-2108

И отводим рулевую рейку ВАЗ 2109-2108 в сторону:

Для того, чтобы окончательно снять ее с автомобиля, необходимо открутить стяжной болт со стороны салона, который находится в самом низу рулевого вала:

стяжной болт рулевого вала на ВАЗ 2109-2108

И после пробуем срывать рейку с вала, и если это сделать не удастся, можно снаружи поддеть монтировкой, после чего все должно сняться без проблем.

В случае необходимости, покупаем новый механизм и производим замену. Цена новой рулевой на ВАЗ 2109-2108 составляет от 1600 до 2200 рублей в зависимости от производителя. Установку выполняем в обратном порядке, и после проведения данного ремонта необходимо проверить сход-развал передних колес. Конечно, если вы те снимали наконечники, то скорее всего это не понадобится, но все же обратите внимание на это внимание.

Комментарии: 0 15.08.2018 Инструкция подскажет, как самостоятельно заменить рулевую рейку на вашем автомобиле.
Процедура выполняется для автомобилей ВАЗ 2109, 21099. Сейчас мы расскажем о причинах неисправности детали, а их множество. И так, в начале проведём небольшую диагностику. Установите автомобиль в нейтральное положение, затем прокрутите резко в одну из сторону, в начале в лево, а затем в право, если вы услышали звук, то тогда её нужно заменить.
Можете кстати попытаться её посильнее затянуть, хотя это не идеальный вариант, ведь вы можете столкнуться с большим сопротивлениям при поворотах. Также можно попытаться просто рейку отремонтировать, но тут вам потребуются немного профессиональные навыки, если вас это заинтересовало, то можете в качестве подопытного кролика взять старую рейку. Всё-таки как считают опытные владельцы авто - замена это идеальный вариант для замены. Но будет лучше, если вам в этом вопросе кто-нибудь поможет. Что нам нужно для замены?
- Стандартный набор инструментов(ключи, головки)
- Специальный съёмник, который поможет демонтировать тягу рулевую.
- Вдешка.
- Плоская отвёртка. рекомендуется выполнить развал схождения, если вы хотите заменить тяги рулевые.

Замена рулевой рейки на ВАЗ-2109

Первым делом нужно аккуратно установить перед автомобиля на домкрат, в общем два передних колеса должны быть в подвешенном состоянии. Теперь под оставшиеся колеса установите противооткатники.

Демонтируйте колеса передние, также вам нужно проверить в каком состоянии находятся пыльники.

Обеспечим себе свободный доступ к крепящим элементам, которые удерживают рейку рулевую. Далее отсоединяем адсорбер газов, нам нужно избавиться от сирены сигнализации автомобиля. Демонтируйте клемму с проводами от него, шланги отведите немного в сторонку.

После того, как вы убрали узлы, можем увидеть рейку рулевую.

Если вы решите устанавливать деталь уже бывшего употребления, то тогда обязательно внимательно осмотрите в каком состоянии находятся ваши пыльники, также проверьте состояние чехла и сайлентблоков.

Далее выставите руль в нейтралку, колеса будут смотреть прямо. Далее воспользуемся накидным ключом, также подойдёт головка с помощью которой мы выкрутим болт из шлицевого соединения, которые располагаются около узла педального.

Почистите узел от пыли и грязи тяги к стойкам подвески авто.

Мы почистили пространство, далее возьмите пассатижи и вытащите шплинт стопорный.

Гайку наконечника рулевого выкрутите аккуратно.

Гайку съёмника затяните и демонтируйте. Постучите аккуратно по съёмнику молотком, дождитесь пока пыльца рулевого наконечника не выйдет из соединения.

Далее возвращаемся в подкапотное пространство, гайку выкрутите, расположенную на рейке рулевой.

Воспользуйтесь отвёрткой и аккуратно сдвиньте рейку с креплений.

Достаньте её через окно, расположенное в колесной нише.

Теперь самое интересное, будет монтировать рейку рулевую. В начале нам нужно найти "золотую середин" в положении рейки рулевой. Установите пальцы в стойки, далее начинаем в салоне устанавливаем вал на шлиц. Вал в салоне чувствует себя свободно, его легко можно установить в нужное положение. Найдите выточку на рейке рулевой, её нужно установить таким образом, чтобы хомут был параллелен выточке, таким образом вы легко вернете болт обратно.

Для проведения ремонтных работ вам понадобятся:

  • молоток;
  • монтировка;
  • удлинитель;
  • торцевые головки на 10, 13, 22;
  • трещоточные рукоятки;
  • воротки.

Подготовив все необходимое, запаситесь дополнительно свободным временем и желанием сделать все как нужно, а не спустя рукава, чтобы потом пришлось переделывать или отправлять машину в СТО.

Пошаговая инструкция по снятию и установке рулевой рейки ВАЗ-2109

инструкция по снятию и установке рулевой рейки

Последовательность действий:

  1. Прежде всего, необходимо снять защиту. Для этого понадобится открутить крепежные гайки, которые есть на ней сверху и снизу.
  2. Снимите протекторный элемент полностью, иначе он будет мешать вам в дальнейшей работе.
  3. Чтобы избавиться от рулевых тяг, открутите пару болтов по центру рейки. Только после этого вы сможете без помех выполнить отсоединение.
  4. Хомуты всех реек крепятся гайками с обеих сторон – их тоже нужно открутить. После этого получится отвести элемент в сторону.
  5. Чтобы полностью снять деталь, понадобится избавиться от стяжного болта, который расположен со стороны салона, в самом низу рулевого вала.
  6. Легко снять рейку у вас вряд ли получится – придется срывать ее с вала. Если не получается, подденьте ее монтировкой снаружи.

Если деталь подлежит ремонту, выполните все необходимое для этого. В случае необходимости замены понадобится покупать новую рейку. В среднем новая рулевая рейка стоит от 1 500 до 2 200 руб. Цена зависит от места покупки и производителя механизма. Установка отремонтированного или нового элемента происходит в обратной последовательности демонтажным работам.

Можно починить рейку, заменив ее некоторые износившиеся элементы.

Советы по замене старых деталей рейки

  1. На новую опорную пластину надеваются демпфирующие кольца, чтобы тонкие края резиновых элементов были посреди выреза пластины. После покупки ремкомплекта для рулевой рейки вы найдете в нем две нужные резинки для этой цели.
  2. Выступы втулки помогут правильно установить ее на место, после чего нужно аккуратно с помощью лезвия избавиться от тонких резинок.
  3. Опорное кольцо с вала шестерни снимается специальными щипцами, а потом демонтируется подшипник.
  4. Не забудьте промыть картер рулевого механизма, чтобы потом вставить новенький игольчатый подшипник.

Замена пыльника рулевой рейки ВАЗ 27.04.17

Замена пыльника рулевой рейки ВАЗ

Задача пыльника – предотвращать попадание пыли, жидкости или любой другой грязи к основному механизму, из-за чего тот может выйти из строя. По мере службы этот элемент, как и любой другой, может износиться.

Процесс снятия пыльника без демонтажа рейки:

  • избавьте карбюратор (инжектор) от воздушного фильтра;
  • снимите резиновый патрубок, который расположен над рейкой, выполняющий функцию слива дождевой воды;
  • открутите протектор рейки;
  • избавьтесь от рулевых тяг;
  • освободите хомут рейки от кузова;
  • откусите инструментом стяжки чехла и снимите его;
  • очистите поверхность рейки и смажьте ее ШРУСом или обычной графиткой;
  • перед монтажом нового элемента его необходимо тщательно смазать, так как его средняя часть задействуется во время движения автомобиля;
  • надев пыльник, убедитесь, что он легко скользит;
  • вставьте тяги и наживите болты;
  • зажмите хомуты на месте и стяжки на краях новой детали;
  • выполните остальные манипуляции, которые производили для предоставления доступа к пыльнику в обратном порядке.

Выполнять работу нужно без балансировки, но если вы вращали руль, понадобится выставлять подвижную часть рейки в нужное положение.

В сравнении с другими представителями отечественного автопрома рулевая рейка на ВАЗ 2109 проще по своей конструкции, а значит, отличается высокой живучестью и стабильностью. Но каким бы надежным и простым не был механизм, он все равно имеет свойство изнашиваться и приходить в негодность.

На марках ВАЗ 2109 рулевая рейка ответственна за координацию вращения и направление движения колес.

Амортизация деталей автомобиля приводит к тому, что увеличивается зазор и ВАЗ 2109 становится менее управляем. Кроме того, быстрее изнашиваются шины авто из-за неконтролируемого движения. Владельцу автомобиля необходимо найти поломки в рулевом механизме и устранить их как можно скорее.

Механизм устройства рулевой рейки

Разрез рулевого механизма в сборе

Разрез рулевого механизма в сборе: 1 – защитный колпак; 2 – картер рулевого механизма; 3 – рейка; 4 – приводная шестерня; 5 – внутренний наконечник рулевой тяги; 6 – распорная втулка; 7 – болт крепления рулевой тяги; 8 – соединительная пластина; 9 – опорная втулка; 10 – опора рулевого механизма; 11 – опорная втулка рейки; 12 – защитный чехол; 13 – хомут; 14 – ограничительное кольцо рейки; 15 – уплотнительное кольцо упора рейки; 16 – гайка; 17 – упор рейки; 18 – роликовый подшипник; 19 – шариковый подшипник; 20 – стопорное кольцо; 21 – уплотнительное кольцо гайки; 22 – гайка крепления подшипника шестерни; 23 – пыльник; 24 – стопорная шайба

Рулевая рейка в автомобиле ВАЗ 2109 состоит из таких элементов, как:

  • зубчатой направляющей рейки с двумя резьбовыми отверстиями для крепления внутреннего наконечника стержня;
  • ведущей шестерни со шлицевым валом для подключения к муфте рулевого управления;
  • опорных полуколец для создания плавного скольжения;
  • стопорного механизма для регулировки конструктивного зазора, необходимого для зубчатой пары;
  • картера, в котором детали собираются и крепятся к кузову автомобиля;
  • герметизирующих элементов, которые предотвращают попадание пыли и грязи.

Причины повреждений

Действия при пропаже холостых оборотов

Поломки рулевой рейки заключаются в следующем:

  • Ослаблено крепление рулевой рейки;
  • Шестеренки были изношены;
  • Сцепление пары тяг не отрегулировано вовсе или плохо;
  • В местах стыка рейки и рулевых тяг наблюдается изношенность втулок.

Снятие рулевой рейки на ВАЗ 2109

Для демонтажа и предстоящего ремонта рулевой рейки автолюбителю потребуется набор инструментов. Такой набор может быть полным или же неполным – все зависит от типа поломки. Например, в полный ремонтный набор входят запчасти, которые нужно менять с определенной регулярностью.









В случаях, когда зубья и заточка изрядно потрепаны, придется покупать полный комплект для ремонта, который может включать в себя все: от шарикоподшипников до пружин давления. Этот сервисный комплект не включает только картер.

Этапы разбора рулевой рейки:

  1. Между педалями под рулевым валом нужно открутить от рейки кардан. Следует открутить два болта, чтобы было легче подобраться к ним, нужно вращать руль. Затем откручиваем вал и снимаем его с рейки;
  2. Наконечник рулевой тяги снимается путем выпрямления изогнутого конца штифта наконечника плоскогубцами. Следует вынуть открывающий штифт с помощью гаечного ключа диаметром 19 мм. После этого затянуть гайку и выжать шарикоподшипник из вращающегося рычага стойки подвески с помощью съемника;
  3. Затем снимается защитный кожух. Делается это через двигательный отсек, откручиванием трех гаек. Используя головку диаметром 13 мм, нужно отвинтить две гайки, с помощью которых скобы картера крепятся к корпусу авто;
  4. Тисками зажимается блок цилиндров, сгибаются углы планки-фиксатора, что предотвращает самопроизвольное откручивание болтов, закрепляющих наконечник внутри рычага;
  5. При помощи торцевой головки на 22 мм демонтируются стопорные и соединительные штифты и отсоединяются обе тяги;
  6. Опора для домкрата, отделяющая кольцо с одной стороны, снимается. Отсоединяются защитные колпачки и съемная опора. Извлекается пылезащитный чехол с помощью отвертки;
  7. Используя кусачки нужно срезать два пластиковых зажима и удалить защитную крышку.

После демонтажа защитные элементы должны быть проверены, чтобы определить уровень их амортизации. Если нет повреждений или износа, их можно использовать снова во время сборки. Старые же детали должны быть заменены новыми деталями.

Ремонт рулевой рейки в автомобиле ВАЗ 2109

Если износ рабочей части рулевой рейки ВАЗ 2109 невелик, то ее можно легко затянуть, избегая полной разборки, тем самым увеличивая ее срок службы на десятки тысяч километров.

Гайка 17 мм, которую необходимо затянуть для соединения рулевого вала с рейкой, должна быть затянута специальным гаечным ключом соответствующего размера.

Ремонт осуществляется в следующем порядке:

Ремонт рулевой рейки ВАЗ-2109 закончен. Сборка всей сборки осуществляется в обратном порядке, устанавливаются новые запасные компоненты.

За безопасность езды, наряду с другими важными системами, отвечает и рулевое управление. В интересах водителя следить за системой работы и ее надежностью.


Владелец автомобиля не должен забывать, что впоследствии серьезного починки или же замены рулевой рейки ВАЗ-2109 необходимо выполнять следующие шаги:

  • Все элементы, соединенные с помощью резьбы, должны проверять и при необходимости подтягиваться каждые триста километров.
  • Хотя бы один раз в одну тысячу километров нужно проводить осмотр всех пылесборников. Производить срочную замену по необходимости.
  • С определенной регулярностью проверять состояние руля и его составляющих. Обращать особое внимание на шумы, при их возникновении срочно проводить осмотр.
  • В обязательном порядке проверять качество покупаемой продукции – пыльников. У одних производителей они могут проехать и более десятков тысяч километров, у других же не выдержат и тысячи.

Плюсы и минусы ремонта своими руками рулевой рейки ВАЗ 2109

Ремонт рейки своими руками значительно сэкономит бюджет владельцу авто. Ведь в этом случае нужно потратиться только на инструменты и масла.

Но и самостоятельный ремонт может привести к негативным последствиям, если в ходе разборки или сборки будут допущены малейшие неточности. Так что если хозяин авто и сможет самостоятельно подтянуть рулевую рейку, поменять пылесборники и резиновые детали, то основную работу по регулировке и устранения неисправностей в рулевом механизме лучше доверить профессионалу.

Квалифицированный механик будет более уверенно проводить разбор, полное исследование и сбор оборудования в специально подготовленной мастерской. Капитальный ремонт и удаление пришедших в негодность элементов в рулевой рейке может осуществляться только механиком с большим стажем в ремонте отечественных автомобилей.

В сравнении с другими представителями отечественного автопрома рулевая рейка на ВАЗ 2109 проще по своей конструкции, а значит, отличается высокой живучестью и стабильностью. Но каким бы надежным и простым не был механизм, он все равно имеет свойство изнашиваться и приходить в негодность.

На марках ВАЗ 2109 рулевая рейка ответственна за координацию вращения и направление движения колес.

Амортизация деталей автомобиля приводит к тому, что увеличивается зазор и ВАЗ 2109 становится менее управляем. Кроме того, быстрее изнашиваются шины авто из-за неконтролируемого движения. Владельцу автомобиля необходимо найти поломки в рулевом механизме и устранить их как можно скорее.

Механизм устройства рулевой рейки

Разрез рулевого механизма в сборе

Разрез рулевого механизма в сборе: 1 – защитный колпак; 2 – картер рулевого механизма; 3 – рейка; 4 – приводная шестерня; 5 – внутренний наконечник рулевой тяги; 6 – распорная втулка; 7 – болт крепления рулевой тяги; 8 – соединительная пластина; 9 – опорная втулка; 10 – опора рулевого механизма; 11 – опорная втулка рейки; 12 – защитный чехол; 13 – хомут; 14 – ограничительное кольцо рейки; 15 – уплотнительное кольцо упора рейки; 16 – гайка; 17 – упор рейки; 18 – роликовый подшипник; 19 – шариковый подшипник; 20 – стопорное кольцо; 21 – уплотнительное кольцо гайки; 22 – гайка крепления подшипника шестерни; 23 – пыльник; 24 – стопорная шайба

Рулевая рейка в автомобиле ВАЗ 2109 состоит из таких элементов, как:

  • зубчатой направляющей рейки с двумя резьбовыми отверстиями для крепления внутреннего наконечника стержня;
  • ведущей шестерни со шлицевым валом для подключения к муфте рулевого управления;
  • опорных полуколец для создания плавного скольжения;
  • стопорного механизма для регулировки конструктивного зазора, необходимого для зубчатой пары;
  • картера, в котором детали собираются и крепятся к кузову автомобиля;
  • герметизирующих элементов, которые предотвращают попадание пыли и грязи.

Причины повреждений

Действия при пропаже холостых оборотов

Поломки рулевой рейки заключаются в следующем:

  • Ослаблено крепление рулевой рейки;
  • Шестеренки были изношены;
  • Сцепление пары тяг не отрегулировано вовсе или плохо;
  • В местах стыка рейки и рулевых тяг наблюдается изношенность втулок.

Снятие рулевой рейки на ВАЗ 2109

Для демонтажа и предстоящего ремонта рулевой рейки автолюбителю потребуется набор инструментов. Такой набор может быть полным или же неполным – все зависит от типа поломки. Например, в полный ремонтный набор входят запчасти, которые нужно менять с определенной регулярностью.









В случаях, когда зубья и заточка изрядно потрепаны, придется покупать полный комплект для ремонта, который может включать в себя все: от шарикоподшипников до пружин давления. Этот сервисный комплект не включает только картер.

Этапы разбора рулевой рейки:

  1. Между педалями под рулевым валом нужно открутить от рейки кардан. Следует открутить два болта, чтобы было легче подобраться к ним, нужно вращать руль. Затем откручиваем вал и снимаем его с рейки;
  2. Наконечник рулевой тяги снимается путем выпрямления изогнутого конца штифта наконечника плоскогубцами. Следует вынуть открывающий штифт с помощью гаечного ключа диаметром 19 мм. После этого затянуть гайку и выжать шарикоподшипник из вращающегося рычага стойки подвески с помощью съемника;
  3. Затем снимается защитный кожух. Делается это через двигательный отсек, откручиванием трех гаек. Используя головку диаметром 13 мм, нужно отвинтить две гайки, с помощью которых скобы картера крепятся к корпусу авто;
  4. Тисками зажимается блок цилиндров, сгибаются углы планки-фиксатора, что предотвращает самопроизвольное откручивание болтов, закрепляющих наконечник внутри рычага;
  5. При помощи торцевой головки на 22 мм демонтируются стопорные и соединительные штифты и отсоединяются обе тяги;
  6. Опора для домкрата, отделяющая кольцо с одной стороны, снимается. Отсоединяются защитные колпачки и съемная опора. Извлекается пылезащитный чехол с помощью отвертки;
  7. Используя кусачки нужно срезать два пластиковых зажима и удалить защитную крышку.

После демонтажа защитные элементы должны быть проверены, чтобы определить уровень их амортизации. Если нет повреждений или износа, их можно использовать снова во время сборки. Старые же детали должны быть заменены новыми деталями.

Ремонт рулевой рейки в автомобиле ВАЗ 2109

Если износ рабочей части рулевой рейки ВАЗ 2109 невелик, то ее можно легко затянуть, избегая полной разборки, тем самым увеличивая ее срок службы на десятки тысяч километров.

Гайка 17 мм, которую необходимо затянуть для соединения рулевого вала с рейкой, должна быть затянута специальным гаечным ключом соответствующего размера.

Ремонт осуществляется в следующем порядке:

Ремонт рулевой рейки ВАЗ-2109 закончен. Сборка всей сборки осуществляется в обратном порядке, устанавливаются новые запасные компоненты.

За безопасность езды, наряду с другими важными системами, отвечает и рулевое управление. В интересах водителя следить за системой работы и ее надежностью.


Владелец автомобиля не должен забывать, что впоследствии серьезного починки или же замены рулевой рейки ВАЗ-2109 необходимо выполнять следующие шаги:

  • Все элементы, соединенные с помощью резьбы, должны проверять и при необходимости подтягиваться каждые триста километров.
  • Хотя бы один раз в одну тысячу километров нужно проводить осмотр всех пылесборников. Производить срочную замену по необходимости.
  • С определенной регулярностью проверять состояние руля и его составляющих. Обращать особое внимание на шумы, при их возникновении срочно проводить осмотр.
  • В обязательном порядке проверять качество покупаемой продукции – пыльников. У одних производителей они могут проехать и более десятков тысяч километров, у других же не выдержат и тысячи.

Плюсы и минусы ремонта своими руками рулевой рейки ВАЗ 2109

Ремонт рейки своими руками значительно сэкономит бюджет владельцу авто. Ведь в этом случае нужно потратиться только на инструменты и масла.

Но и самостоятельный ремонт может привести к негативным последствиям, если в ходе разборки или сборки будут допущены малейшие неточности. Так что если хозяин авто и сможет самостоятельно подтянуть рулевую рейку, поменять пылесборники и резиновые детали, то основную работу по регулировке и устранения неисправностей в рулевом механизме лучше доверить профессионалу.

Квалифицированный механик будет более уверенно проводить разбор, полное исследование и сбор оборудования в специально подготовленной мастерской. Капитальный ремонт и удаление пришедших в негодность элементов в рулевой рейке может осуществляться только механиком с большим стажем в ремонте отечественных автомобилей.

Читайте также: