Зажать струну на 12 ладу

Обновлено: 30.06.2024

Традиционный способ
Для настройки традиционным способом желательно найти аналог звучания первой струны, например, камертон ноты ми или же камертон ноты ля (но тогда 1 струну необходимо зажать на пятом ладу) . Также подойдет любой музыкальный инструмент, способный извлечь ноту ми.
Если ничего подобного в Вашем окружении не водится, попробуйте отыскать стационарный телефон. Обычно частота вызывного сигнала телефонной станции - 425Гц. Частота же ноты ля бемоль (4 лад первой струны) составляет примерно 415 Гц. В некотором приближении их можно приравнять друг к другу и настраивать гитару по гудку в телефонной трубке.
Если нет и телефона, то настраиваем 1 струну приблизительно. Но так, чтобы она не очень провисала и не была слишком перетянута.
Далее следуем правилам:
2 струна, прижатая на 5 ладу, звучит в унисон (одинаково) с 1 открытой струной;
3 струна, прижатая на 4 ладу, звучит в унисон со 2 открытой струной;
4 струна, прижатая на 5 ладу, звучит в унисон с 3 открытой струной;
5 струна, прижатая на 5 ладу, звучит в унисон с 4 открытой струной;
6 струна, прижатая на 5 ладу, звучит в унисон с 5 открытой струной.

Настройка флажолетом
Флажолет - это звук-обертон, производимый на струнных, смычковых и щипковых инструментах и напоминающий тембр флейты (отсюда название) . Различные приемы исполнения флажолета основаны на частичном прижатии струны в точке деления ее длины (на ладах) .
Способ настройки флажолетом тоже весьма неплох.. . Доводим "до ума" первую струну, как в предыдущем способе, и следуем правилам:
2 струна на 5 ладу звучит в унисон 1 струне на 7 ладу;
3 струна на 4 ладу звучит в унисон 2 струне на 5 ладу;
4 струна на 5 ладу звучит в унисон 3 струне на 7 ладу;
5 струна на 5 ладу звучит в унисон 4 струне на 7 ладу;
6 струна на 5 ладу звучит в унисон 5 струне на 7 ладу.

Что делать, если гитара не настраивается?
Иногда бывает, что, несмотря на все опробованные способы настройки гитары, она все равно "не строит". Причин может быть множество. Самой безболезненной из них является старение струн. Изношенные струны подвержены микродеформациям при их соприкосновении с ладами, и из-за этого меняется частота звукоизвлечения. Прочитайте статью о струнах.
Если восстановление струн или их замена не решили проблемы, то инструмент необходимо показать гитарному мастеру: если Вы не оставляли гитару под проливным дождем, не купали ее в озере, не сушили на жарком солнце, то, скорее всего, он сможет помочь.

Левая рука должна быть расслаблена. На видео показан пример зажатия первой струны на пятом ладу.

Когда будете прижимать струну, большой палец должен находиться с обратной стороны грифа. Частая ошибка: большой палец левой руки цепляется за верхушку грифа.

Прижимая первую струну на пятом ладу, вы указательным пальцем можете задевать вторую. Старайтесь не задевать. Струну нужно прижимать кончиком подушечки указательного пальца. Как только прижали, сразу проверяйте вторую струну, дергая её.

Обращайте внимание на то, в каком месте палец прижимает струну в отношении порожка. Нужно прижимать у края порожка, как показано на видео. Если Вы зайдете за порожек, то струна может звучать тише, может появиться дребезг или даже зазвучит не та нота.

Далее пробуйте прижать вторую струну на том же пятом ладу. Проверяйте вышестоящую третью струну так, как мы это делали, проверяя вторую при зажатой первой струне. Затем проверьте первую. Тут Вы можете подушкой указательного пальца задевать первую струну, этого тоже старайтесь не допускать. Нужно немного приподнять палец и тогда все струны будут звучать как должны.

Усилие зажатия

Теперь нам нужно определить с каким усилием нужно давить, нужно зажимать струну.

Для начала зажмите ту же первую струну на пятом ладу. Зажимайте достаточно сильно и параллельно щипайте (дергайте) первую струну пальцами правой руки так, как мы учили в предыдущем уроке.

Дергайте раз в секунду и начинайте понемногу ослаблять нажатие на струну, как только вы услышите легкую глухоту, тогда и нужно остановиться, добавить немного усилий нажатия и запомнить силу, которую нужно прикладывать для того, чтобы струна звучала.

Тоже самое нужно проделать со всеми струнами, со временем пальцы сами запомнят нужную силу зажатия. Мы сейчас это делаем для того, чтобы у Вас не начались боли в пальцах и не вышли мозоли раньше времени.

Меня это сильно удручало. Как же так Am на первом ладу звучит, а на пятом нет?

Хвала прогрессу и электрогитарам! На них можно отстраивать мензуру в отличии от…

В общем, если вы наблюдаете, подобные эффекты у себя на электрогитаре, то не все потеряно! Читаем дальше об одном из важных аспектов в настройке гитары – отстройке мензуры.

Что такое мензура?

Слово мензура происходит от латинского mensura, что значит мера. Мензура — это длина открытой струны на гитаре от верхнего порожка до нижнего, т.е. до бриджа, а конкретно — до сёдел на бридже. Фактически, это, так называемая, рабочая часть струны, то есть именно та часть, которая совершает колебания.

Зачем настраивать мензуру?

Вопрос справедливый. И действительно, если мензура — эта длина струны, то что же там настраивать, если все мы знаем, что мензура на гитаре фиксирована и, например, для большинства гитар Gibson она составляет 24.75", а для Fender — 25.5".

Алгоритм настройки мензуры на электрогитаре

Для настройки мензуры нам понадобится тюнер. Желательно хороший.

  • Для начала настроим первую струну Ми (E). Проверяем по гитарному тюнеру. Все Ок.
  • Теперь зажимаем струну на 12-м ладу и опять проверяем по тюнеру. В идеале тюнер должен показывать ту же ноту Ми (E) деление в деление.
  • Если тюнер на 12-м ладу показывает, что струна звучит выше, то нужно подвинуть седла немного к бриджу.
  • Если же тюнер на 12-м ладу показывает, что струна звучит ниже, то следует подвинуть седла, ближе к грифу гитары.
  • Повторить тоже самое для остальных струн.

Естественно, что каждый раз после того, как вы подвинули седло, нужно перенастроить открытую струну и еще раз проверить как она звучит на 12-м ладу.

Ниже показано, где и что надо крутить, что бы двигая седла настроить мензуру.

Настройка мензуры на гибсоновском фиксированном бридж Tune-o-Matic (Fixed bridge Gibson Style)


Гибсоновский фиксированный бридж Tune-o-Matic (Fixed bridge Gibson Style)

Настройка мензуры. Стратовское тремоло (Stratocaster style floating bridge)


Стратовское тремоло (Stratocaster style floating bridge)

Настройка мензуры. Телекастеровский фиксированный бридж (Telecaster style fixed bridge)


Телекастеровский фиксированный бридж (Telecaster style fixed bridge)

Настройка мензуры на электрогитрае с тремоло типа Floyd Rose

Если же у вас на гитаре тремоло Floyd Rose, то прежде чем настраивать мензуру, перемещая седла в нужные позиции, вам придется полностью ослабить струну, если конечно у вас нет специального девайса для настройки мензуры на Floyd Rose.

Floyd Rose. Настройка мензуры 1


Floyd Rose. Настройка мензуры 1

После того, как вы ослабили струну, будет доступен винт, запирающий седло. Чтобы двигать седло нужно ослабить винт. См. рис. выше.

Floyd Rose. Настройка мензуры 2


Floyd Rose. Настройка мензуры 2

Можно использовать этот винт, для помощи при перемещении седла вперед и назад (не крутите его и не ослабляйте сильно, т.к. струна может выскочить). См. рис. выше.

Вот такую процедуру нужно провести для каждой струны. Все время перепроверяя и настройку гитары. Занятие, надо сказать, не для слабонервных, но терпение и труд, как говорится…

Кто-то рекомендует вместо того, чтобы зажимать струну на 12-м ладу, настраивать мензуру по натуральному флажолету на том же 12-м ладу, но я думаю, что правильней будет все же зажимать, т.к. при игре мы струны зажимаем. =)

Вообще, прежде чем настраивать мензуру на Floyd Rose, а бы порекомендовал зафиксировать его, чтобы не ломать голову от чего плывет строй. То ли от неправильной настройки, то ли от того, что позиция флойда неверна, т.е. он чуть-чуть поднят над корпусом или утоплен внутрь.

Для этого можно использовать подходящий по размеру брусочек дерева или что-нибудь подобное. Брусок ставится между пластиной флойдом и корпусом гитары.

Floyd Rose. Фиксация


Floyd Rose. Фиксация

Из-за чего не удается настроить мензуру?

Бывает так, что никак не удается настроить мензуру. Причины тут могут быть разные: например сильно изношенные лады, т.е. нужна их шлифовка, или неправильно поставлен верхний порожек или сам бридж. Этим часто грешат дешевые гитары. В этом случае, кстати, часто бывает так, что не хватает хода седел, чтобы правильно настроить мензуру. Тут, думаю, поможет поход к мастеру.

Так же бывает дело и в струнах. Старые и изношенные струны могут банально не строить.

Обратите внимание: Магазин музыкальных инструментов — Доставка по России

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Комментарии ( 42 )

Андрей, это все замечательно и по сути описывает процесс интонирования на бридже, а также принцип работы ирвановского порожка. Но никоим образом не относится к тому, что ты написал исходно. Вся эта скопипащеная простыня совершенно не по теме. Она о компенсации завышения тона струны при прижатии на грифе, а не том, что невозможно настроить гитару из-за того, что струна оказывается слишком сильно натянутой вплоть до обрыва. Давай просто закроем этот вопрос, аргументов у тебя нет.

Андрей:
CraSS, сделай одолжение, перепость этот текст сам, куда считаешь нужным - ты вдохновитель всего этого землетрясения, а я просто так - зашел на свет в окошке:) Кит Медли (Keith Medley)- американский гитарист, работавший ранее с музыкантами крупного розлива - Нилом Янгом, Ритой Кулидж и др. Имел свой гитарный воркшоп позже - торговал Гибсонами и проч., а попутно делал и свои кастом-инструменты самого разного плана. Дело кончилось тем, что он построил и разработал (всё за два месяца, как он сам говорит) вот эту 27-струнную гитару. Разработана на компьютере - вот уже интересно, какой для этого софт? И как расчитаны эти струнодержатели дуговые и вообще, опять про мензуру каждой струны отдельной:)А сделана гитара уже его собственными руками, в его собственной мастерской. При этом Кит не утверждает, что он это сам все изобрел - говорит, что черпал идеи в истории инструмента - в частности, в древней Персии было нечто отдаленно подобное. Вот это один из треков, записанных им для своего компакт-диска (Ride, 2011), который продается у него на сайте: http://www.youtube.com/watch?v=lo5mvTfYSQY Можете посмотреть всю информацию от "первого лица" на сайте вот тут: keithmedleymusic.com Диск этот я купил, конечно - за последние лет пять ничего более впечатляющего в гитарном смысле в руках мне держать не приходилось, похоже. Хотя я слежу, что происходит и свежий альбом Joe Bonamassa & Beth Hart у меня уже тоже есть - полный атас, кстати и тоже давно такого блюза, да еще с таким вокалом не слышал. Наверно со времен Stone The Crows. На сайте keithmedleymusic.com увидите фотографии и как этот 27-струнный инструмент рождался. Обратите внимание, как все сделано в этой гитаре - просто обалдеть. Я даже комментировать не буду - вопросов про мензуру и прочее, полагаю, возникает масса прелюбопытных. Вообще- то я с ним пообщался, естественно. Малый он вполне приятный, но. довольно изрядно занят продвижением своего чуда и играет концерты живьем тоже. Поэтому технических дурацких вопросов я ему не задавал. Кстати, внутри тела этой акустической гитары у него спрятаны шесть штук Гибсоновских хэмбакеров, по паре на каждый "ствол". Есть ли пьезо-подпор, сказать не могу, не знаю. Но это в принципе, гораздо легче чем хэмбы воткнуть:)Из неё торчит ТРИ гитарных шнура в подключке и тогда гитара имеет тот звук, что вы слышите в прилагаемом сэмпле. Но также у него есть композиции, где используется эта же гитару как чисто акустическая - тоже интересно и здорово. Все можете посмотреть и оценить, полазив по приколотой ссылке. Живет он, кстати, в Нэшвилле и в тесном контакте с Гибсоновской командой, которая располагается по соседству здесь же - полагаю, деревяшки он изначально подбирал все оччччень правильные:)

"Почему тогда у Гибсонов голова именно под 17 градусов стоит? Уберите этот угол и при той же толщине струн и мензуре струны просто будут болтаться при том же строе." С чего бы им болтаться? :) Угол выбран таким, чтобы уйти от необходимости применения ретейнеров (как у Фендера, к примеру) при том, чтобы струны были нормально прижаты к порожку и не дребезжали. Это уже дело хозяйское - гнуть перо хоть как у лютни (на 90 градусов) или делать перо совершенно прямым и ставить ретейнеры. Повторю еще раз - сила натяжения зависит от ноты, на которую настроена струна, толщины струны и ее длины (мензура). Не меняя этих трех параметров, натяжение изменить невозможно никакими манипуляциями с пером, прогибом грифа и проч. Против законов физики не попрешь.

Настройка электрогитары

Все струны должны заменяться целым комплектом, когда становится заметным изменение их цвета, появляется дребезг или ухудшается звук. Струны должны заменяться по очереди, чтобы избежать внезапных перепадов в нагрузке на гриф. Поскольку, кривизна грифа может измениться в результате замены струн на комплект другого калибра, вам может потребоваться регулировка анкера, а также высоты струн, мензуры и угла тремоло. Эта регулировка должна производиться так, как описано в данном руководстве. (Мы рекомендуем производить регулировку мензуры после каждой замены струн, даже если калибр не изменялся)

Намотайте два-три витка, струны сверху вниз вокруг колка, убедившись, что витки не перехлестываются (Рис. 1).

На колок должно быть намотано 5-7 сантиметров струны (Рис. 2)

Поскольку струны без обмотки имеют обыкновение проскальзывать, оберните струну вокруг себя, как показано на Рис. 3, чтобы это предотвратить

Колки, которые имеют герметичные корпуса, уже смазаны и не нуждаются в дальнейшей смазке. На колках, которые имеют винт для регулировки свободы хода, вы можете сделать ход более или менее тугим при помощи крестовой отвертки (Рис. 4)
Струны по мере использования ухудшаются, появляется дребезг и неточное интонирование. Погнутые, перекрученные или поврежденные струны также приводят к дребезгу и потере сустейна, поэтому, заменяя струны убедитесь, что новые струны не имеют изгибов/изломов, не перекручены и не повреждены Гриф

Гриф подвержен нагрузке от натяжения струн. Прогиб грифа зависит не только от высоты строя и калибра струн, но также от изменений температуры и влажности. Поэтому внутри грифа находится анкерный стержень, который позволяет точно отрегулировать прогиб. Правильно настройте гитару, возьмите гитару так, как если бы вы на ней играли и зажмите первую струну на первом ладу и на ближайшем к месту стыка грифа с гитарой ладу. Замерьте расстояние между струной и восьмым ладом. Проделайте то же самое с шестой струной. Для каждой струны зазор должен составлять 0.3-0.5 мм (легкий прогиб грифа)

Несмотря на то, что симптомы могут различаться в зависимости от типа грифа и типа крепления грифа к корпусу, такие проблемы как чрезмерная высота струн, дребезг струн в высоких позициях или проблемы с интонированием, могут быть вызваны тем, что гриф чрезмерно прогнут (Рис 6 А), что увеличивает этот зазор. И наоборот, проблемы с недостаточной высотой струн, дребезгом в нижних позициях или приглушенным звучанием струн, могут быть последствием того, что гриф выгнут в обратную сторону (Рис. 6 B). Не полагайтесь только на оценку проблемы на глаз. Рассмотрите все симптомы и примите правильное решение.

Гайка анкера находится на голове грифа. При помощи шестигранного ключа, входящего в комплект гитары затяните анкер поворотом ключа по часовой стрелке, если вы хотите уменьшить прогиб грифа (Рис. 7 А), или ослабьте его поворотом против часовой стрелки, если хотите увеличить прогиб. Регулируйте анкер с шагом в четверть оборота, всякий раз подстраивая гитару.

Примечание: Регулировка анкера должна проводиться с надлежащей осторожностью. Если вы не можете повернуть гайку анкера, результат отличается от ожидаемого или вы не в состояния аккуратно провести регулировку, не пытайтесь решить проблему силой. Обратитесь к специалисту Высота струн

Высота струн – это расстояние между струнами и ладами, которое играет большую роль в комфорте игры на инструменте. После регулировки анкера точно настройте гитару и замерьте расстояние между струнами и ладами. Поставьте линейку на 14 лад, как показано на Рис. 8, чтобы замерить зазор. В таблице приведены типичные значения. Если зазор слишком велик, на гитаре будет слишком трудно играть. Если зазор слишком мал, струны будут дребезжать, глохнуть или будет потерян сустейн. Метод регулировки высоты струн зависит от типа бриджа вашей гитары, поэтому следует следовать инструкциями раздела этого руководства, посвященного регулировке соответствующего бриджа.
Высота струн меняется в результате регулировки анкера или изменения калибра струн, после чего потребуется ее отрегулировать.
Примечание: Для струн, не указанных в таблице проводите регулировку так, чтобы по мере продвижения от первой к шестой струне, зазор постепенно увеличивался. Если вы существенно поднимете струны, возможен их обрыв, поэтому перед регулировкой ослабьте их натяжение

Мензура

После замены струн или регулировки анкера следует произвести точную подстройку мензуры (длины струн), чтобы обеспечить правильное интонирование по всем ладам. Настройте гитару точно, возьмите ее в положение для игры и проверьте высоту звучания струны, зажатой на 12 ладу с флажолетом, взятым над 12 ладом. Если высота звучания зажатой струны ниже флажолета, седло соответствующей струны на бридже должно быть сдвинуто вперед (Рис 9 А). И наоборот, если высота звучания зажатой струны выше флажолета, седло соответствующей струны на бридже должно быть сдвинуто назад (Рис 9 В). Метод регулировки мензуры зависит от типа бриджа вашей гитары, поэтому следует следовать инструкциями о раздела этого руководства, посвященного регулировке соответствующего бриджа

Примечание 1: Для точности настройки мензуры следует пользоваться тюнером
Примечание 2: Если седло сильно отодвинуть назад, может порваться струна. Не забудьте ослабить натяжение струны, перед тем как сдвигать седло


Звукосниматели

Меняя высоту звукоснимателей, вы можете корректировать нюансы громкости и тембра. Поворачивая при помощи крестовой отвертки винты по обе стороны звукоснимателя, регулируйте его высоту, зажав струны на последнем ладу. Обычно между полюсом звукоснимателя и струной должно быть расстояние 2-3мм. Однако, поскольку, оптимальная высота зависит от типа звукоснимателя, стиля игры и характера усилителя, регулировку следует проводить, слыша реальный звук. По мере уменьшения расстояния между звукоснимателем и струнами, громкость будет увеличивать, однако, если расстояние будет слишком маленьким, может искажаться звук и возникнуть дребезг струн. Наоборот, увеличение расстояния между струнами и звукоснимателем даст более чистый звук с меньшими искажениями, но могут быть потери в области верхних частот, и уменьшится громкость

Если ваш звукосниматель допускает индивидуальную регулировку высоты полюсов, проведите ее, чтобы струны звучали сбалансировано В зависимости от типа полюса используйте плоскую отвертку иди шестигранный ключ (Рис 10 В). В случае отвертки, будьте осторожны, поскольку ограничений на ход винтов вверх нет

Батарейка

Выходное гнездо функционирует как выключатель питания. Питание подается, когда вы вставляете в гнездо джек кабеля.

Примечание 1: Чтобы батарея не садилась раньше времени, вынимайте кабель из гнезда, если гитара не используется в течение длительного периода
Примечание 2: Чтобы предотвратить повреждения усилителя или другого оборудования при подключении гитары, предварительно отключайте ваше оборудование или убирайте громкость на гитаре

После игры вы должны вытереть пот и грязь с металлических частей, таких, как обратная сторона струн, лады, седла бриджа и верхний порожек. Это предотвратит коррозию.

Чтобы удалить грязь, которая прилипла к поверхности корпуса и грифа, не используйте растворяющие или абразивные чистящие средства. Засохшая грязь должна быть аккуратно удалена при помощи специальной салфетки и специальной политуры.

Тремоло EDGE-PRO

Рычаг тремоло устанавливается в гнездо на защелке и может быть легко и быстро установлен и снят (Рис. 12).

Читайте также: