Что лучше ис или пантера

Обновлено: 30.06.2024

Сразу оговорюсь прокачивать полностью ветки немецких ТТ и СТ даже не было в планах, есть ИС-7 и Т-54. Тигр и Пантера качались чисто из любопытства к двум знаменитым машинам. На Пантеру садился после топового Тигра и вот она тоже топ, но недо-умение по поводу этого танка осталось. То что Пантера сможет побить рекорд Бенца по экспе, в данный момент я очень сомневаюсь.

Так чем же Пантера(8) в боевом применении лучше Тигра(7)? Та же всеми пробиваемая на автоприцеле броня, те же монументальные габариты, та же пушка, абсолютно одинаковое с Тигром кол-во хитпоинтов. Количество критов в первых 20 боях удивило тигровода, горят одинаково. У Пантеры выше скорость на автобане по сравнению с Тигром, но что это ей даёт?
- Возможность быстро сменить позицию? В этом плане разница несущественная, ты либо проскочишь зону обстрела - либо нет, как повезёт, с места топ Тигр тоже уходит бодро.
- Быстро перебросить KwK43 L/71 с одного фланга на другой, т.е. быстрей чем на Тигре?
- Лезть на этом трамвае в догфайт с советскими СТ бесполезно.
- Побегать в атаке? Как это не странно, топовый Тигр тоже может не только в кустах сидеть, но борзеть в стиле советских СТ плохая затея для обоих.

В общем у меня вопрос к джедаям постигшим "Дао Пантеры". Что такого вы делаете на этом танке, чего не может Тигр? Чем стиль игры на Пантере отличается от стиля игры на Тигре, что надо менять в консерватории чтобы почувствовать разницу? Пока у меня впечатления - те же яйца только в профиль.

75 лет назад, 31 октября 1943 года, постановлением Государственного комитета обороны СССР на вооружение Красной армии был принят тяжелый танк ИС-2. Один из сильнейших и самых массовых тяжелых танков Второй мировой войны, он стал одним из символов Победы в Великой Отечественной войне.

Почему со времен Прохоровки альтернативы танкам нет

Аббревиатура "ИС" расшифровывается как "Иосиф Сталин" — официальное название серийных советских тяжелых танков выпуска 1943–1953 годов. Индекс 2 соответствует второй серийной модели этого семейства. Кстати, в годы Великой Отечественной войны вместе с обозначением ИС-2 использовалось и название ИС-122 (этот индекс означал калибр основного орудия).

После завершения войны машины были модернизированы и находились на вооружении советской, а затем и российской армии до 1995 года. Также танки поставлялись в ряд стран и участвовали в некоторых послевоенных вооруженных конфликтах.

Как появился "Иосиф Сталин"

Танковые бои на Курской дуге летом 1943 года со всей очевидностью продемонстрировали необходимость догонять противника по техническим данным танков и восстанавливать паритет в бронетехнике. Новые немецкие танки "Тигр" и "Пантера" во все больших количествах применялись противником на фронте. Танки Т-34 и КВ-1С могли им противостоять только в благоприятных условиях и на коротких дистанциях боя.


Для крупномасштабных наступлений Красной армии был необходим танк, способный вести с противником дуэль на дальних дистанциях. Для этих задач потребовалось создать новую боевую машину. Разработку поручили эвакуированному из Ленинграда в Челябинск Кировскому заводу (ныне Челябинский тракторный завод, ЧТЗ) и его главному конструктору Жозефу Котину.

"Мы помним и чтим трудовой подвиг наших предшественников — танкоградцев, сумевших в годы войны создать на базе предприятия настоящий танковый комбинат, — говорит генеральный директор ЧТЗ (входит в корпорацию "Уралвагонзавод") Петр Переведенцев. — В Челябинске были поставлены на конвейер образцы вооружений, которые превзошли по своим характеристикам и технологичности немецкое оружие. Они выиграли грандиозную битву машин. Особая страница истории — создание тяжелых танков прорыва "ИС". Эти машины не только превзошли новейшие немецкие танки, но и своей броней, гусеницами и огнем сокрушили сильно укрепленные позиции противника".

Танки Т-34 в цехе Челябинского завода, 1942 год ТАСС

Проект танков "ИС" стал для завода возвращением утраченных позиций. До войны и в ее первый год предприятие выпускало большой серией тяжелые танки "КВ". В связи с появлением у немцев новых противотанковых средств летом 1942 года тяжелые машины стали утрачивать свои позиции. Начали проявляться их недостатки — ненадежность трансмиссии и большой вес. Облегченный танк КВ-1С прорывом не стал. Производственные мощности Кировского завода начали переориентировать на производство Т-34.

Сегодня танк войны — это Т-34, потому что их было выпущено порядка 80 тыс. Наш завод Т-34 стал собирать в июле 1942 года к Сталинградской битве и выпустил порядка 5,5 тыс. Но это был танк боя, танк войны — их нужно было тогда больше. А тяжелые танки "ИС" выпускал только Кировский завод. Всего было выпущено почти 4 тыс. И мы продолжали эти традиции

Танк КВ-1 на Пушкинской площади в Москве, 1941 год Наум Грановский/ТАСС

Главной проблемой являлось вооружение нового тяжелого танка. Производство 107-мм пушек, считавшихся перспективными для танков до войны, в 1943-м просто не существовало. 100-мм морская зенитка была адаптирована к использованию в бронетехнике только к концу 1944 года. Поэтому первоначально танки "ИС" проектировались под гаубицу калибра 122 мм и пушку калибра 76 мм.

В августе 1943 года были приняты на вооружение и немедленно запущены в серийное производство танки ИС-1. Эти боевые машины были сконструированы на базе шасси тяжелого танка "КВ" и имели 85-мм пушку, способную пробивать броню новых немецких танков на средних дистанциях боя. Однако одновременно шла разработка танка и под больший калибр. "Объект 240", или ИС-2, получил новую танковую пушку калибра 122 мм с баллистикой орудия А-19 образца 1931 года того же калибра. А-19 являлась артсистемой, не имевшей иностранных корней, полностью спроектированной в СССР.

Николай Духов (советский конструктор бронетехники) ставил задачу: мы входим в Европу. И задача стояла — маневренность, мы вошли в уличные бои, наши поля закончились. Впоследствии ИС-2 освобождал правобережную Украину и всю Европу. И вот ствол у пушки с башней двигался не только в стороны, но и вверх-вниз, чтобы можно было целиться в этажи домов. Вот откуда идут традиции сегодняшней армии

Почему немцы разработали новые танки, чем они были опасны для Красной армии, и какой асимметричный ответ им приготовили.

Летом 1941 года немцы столкнулись с новыми советскими танками – тяжелым КВ и средним Т-34. Оба имели противоснарядное бронирование, и, хоть и не были неуязвимыми, но обладали хорошей живучестью в бою. Ситуация, в которой можно было проиграть лобовое танковое столкновение из-за превосходства советской бронетехники, противнику очень не понравилась.

Сложным противником были не только

Хочешь жить – учись общевойсковому бою

Советские бойцы осматривают уничтоженную

Асимметричный ответ


Мнение, выраженное в данном материале, является авторским и может не совпадать с мнением редакции.

Дебютант с южного фаса

Перегрузка шасси существенно повлияла на его надёжность. Частые поломки стали головной болью немецких инженеров и танкистов. Увеличить надёжность до приемлемого уровня удалось к осени 1943 года, но и позже проблемы периодически давали о себе знать.

Эта машина была захвачена почти целой. Судя по всему, у танка сломался либо двигатель, либо коробка передач, и, попытавшись эвакуировать, немцы его бросили

Эта машина была захвачена почти целой. Судя по всему, у танка сломался либо двигатель, либо коробка передач, и, попытавшись эвакуировать, немцы его бросили

Средний танк с массой тяжёлого

О том, что немецкая армия получает на вооружение новый танк, советская разведка узнала в мае 1943 года. Правда, первые данные были крайне неточными. В одной из разведывательных сводок за май 1943 года фигурирует

Танк с башенным номером 824. НИБТ Полигон, август 1943 года

Танк с башенным номером 824. НИБТ Полигон, август 1943 года

Для ходовых испытаний был отобран танк с башенным номером 824. Эту же машину исследовали на НИБТ Полигоне с августа 1943 года. Танк был захвачен 17 июля 1943 года в районе деревни Новоселовка Курской области танкистами 3-го механизированного корпуса, которым командовал генерал-майор С.М. Кривошеин. К моменту, когда машина вышла на испытания, её спидометр показывал 452 километра. Для не самого надёжного танка это достаточно много.

Хорошо видно соединение листов в шип

Хорошо видно соединение листов в шип

Открытый смотровой прибор механика-водителя и пулемётный порт стрелка-радиста

Открытый смотровой прибор механика-водителя и пулемётный порт стрелка-радиста

Испытателям удалось разогнать танк до 50 км/ч. Отмечалась хорошая манёвренность машины и очень удачная конструкция планетарного поворотного механизма с сервоприводом. При езде по шоссе средняя скорость движения составила 35 км/ч. Проблемы возникали на просёлке, где танк часто ломался. Из-за этого средняя скорость чистого движения составила 15,8 км/ч, а средняя техническая скорость — 11,4 км/ч.

Захваченная машина имела нестандартный ящик ЗИП на корме, а также оборудование для движения по дну

Большая кормовая часть машины являлась хорошей мишенью

Большая кормовая часть машины являлась хорошей мишенью

Схема боевого отделения Pz.Kpfw.Panther. В нём было довольно тесно

Схема боевого отделения Pz.Kpfw.Panther. В нём было довольно тесно

Испытатели довольно высоко оценили место наводчика, которое обеспечивало ему нормальные условия для работы. Правда, из смотровых приборов он располагал только телескопическим прицелом, при переносе огня наводчик был вынужден ориентироваться исключительно на целеуказания командира. Не всё хорошо было у командира. С одной стороны, в его распоряжении была командирская башенка, которая обеспечивала круговой обзор. Тем не менее по сравнению с Pz.Kpfw.III обзорность с места командира немного ухудшилась. Сильнее всего мёртвые пространства увеличились спереди и справа — до 16–18 метров. Место командира стало довольно тесным, что несколько ограничило его возможности. Фактически кроме наблюдения за боем и руководства экипажем ничем другим он заниматься не мог.

Ещё больше не повезло заряжающему. Никаких приборов наблюдения он не имел. Быстро перезаряжать пушку он мог, лишь используя укладки первой очереди. Одна их них, на 3 патрона, находилась за заряжающим, вторая, также на 3 патрона, — в полу боевого отделения, а третья, на 18 патронов, находилась в надгусеничной полке. При использовании других укладок возникали большие проблемы. Основной боекомплект, размещавшийся по периметру боевого отделения и в надгусеничных полках, оказывался доступен заряжающему лишь при повороте башни на определённый угол. До части боекомплекта заряжающий и вовсе мог добраться лишь с помощью других членов экипажа.

Размещение боеукладок в танке. Когда башня была повёрнута вперёд, заряжающему была доступна примерно треть боезапаса

Размещение боеукладок в танке. Когда башня была повёрнута вперёд, заряжающему была доступна примерно треть боезапаса

Схема моторно-трансмиссионной группы и габариты танка

Схема моторно-трансмиссионной группы и габариты танка

Положительной оценки удостоилась ходовая часть немецкого танка. Испытатели отмечали очень грамотную конструкцию всех узлов ходовой части, которые, по их мнению, были хорошо скомпонованы. Ходовая часть требовала минимального времени на техническое обслуживание. Особое внимание привлекла централизованная система смазки подвески танка, которую предлагалось использовать и на отечественных машинах. Высокой оценки удостоилась торсионная подвеска с двумя параллельно расположенными торсионными валами на каждый опорный каток. По мнению испытателей, при достаточной прочности торсионных валов такая подвеска обеспечивала мягкий ход.

Схема подвески, которую советские специалисты посчитали удачной

Схема подвески, которую советские специалисты посчитали удачной

Склонность к рикошетам

Из-за расположения трансмиссии немецкого танка в носовой части корпус пришлось делать довольно высоким и длинным. Он оказался на 20 сантиметров выше и на метр длиннее, чем Т-34.

Схема бронирования корпуса и башни. В некоторых местах значения толщины брони оказались завышенными примерно на 5 мм

Схема бронирования корпуса и башни. В некоторых местах значения толщины брони оказались завышенными примерно на 5 мм

Практически с момента появления танков лобовая часть их корпуса была защищена лучше, чем борта и корма. К 1941 году рост бортовой брони немецких машин остановился, она составляла 30 мм. На Pz.Kpfw.III к этому времени лобовая броня достигала толщины 50 мм, а у Pz.Kpfw.IV к осени 1942 года она выросла до 80 мм. При этом толщина лобовой брони башни осталась на уровне 50 мм.

Новый немецкий танк существенно отличался от предшественников сильно дифференцированным бронированием. У Pz.Kpfw.Panther толщина бортов и лба сильно разнились с самого начала. Толщина верхнего лобового листа составила 80 мм, а нижнего — 60 мм, оба листа были установлены под углом 35 градусов. Это позволило значительно улучшить защиту корпуса. Толщина бортов также выросла, но незначительно — до 40 мм, при этом листы были установлены под углом 50 градусов. Теоретически такая броня должна была защищать от огня 45-мм противотанковых орудий. Но ещё в 1942 году в СССР началось производство 45-мм орудий с длиной ствола 69 калибров, а также появился подкалиберный снаряд. Кроме того, в противотанковых частях армий антигитлеровской коалиции всё чаще использовались орудия калибром 57–76 мм, для которых такая броня даже под наклоном не представляла особых проблем.

Соединение в шип широко использовалось при постройке корпусов и башен Pz.Kpfw.Panther

Соединение в шип широко использовалось при постройке корпусов и башен Pz.Kpfw.Panther

Сборка в шип увеличила прочность сварных соединений. После изучения немецкого метода сварки такой тип соединения был внедрён на ряде советских танков. В шип соединялись лобовые листы ИС-2 со спрямлённой носовой частью, а также Т-44.

Пробитие орудийной маски подкалиберными снарядами 45-мм пушки на дистанции 100 метров

Пробитие орудийной маски подкалиберными снарядами 45-мм пушки на дистанции 100 метров

Затем танк обстреляли подкалиберными снарядами. На дистанции 100 метров была пробита подвижная бронировка орудийной маски. Она была литой, что плохо отразилось на её стойкости.

По этому же танку выстрелили и из 152-мм системы МЛ-20, установленной в САУ ИСУ-152. При попадании с дистанции 1200 метров снаряд срикошетировал от верхнего лобового листа корпуса, но танку уже было всё равно. В месте попадания образовался пролом размером 360×470 мм, то есть машина гарантированно выводилась из строя. По другому танку из МЛ-20 стреляли в борт башни. При попадании осколочно-фугасного снаряда в башне образовался пролом размером 350×370 мм, затем снаряд взорвался внутри и частично её разрушил.

122-мм пушка Д-25 здесь выгодно отличалась: остроголовый снаряд БР-471 уверенно поражал лоб немецкого танка на дистанции 1500–2000 метров (правда, на самых дальних дистанциях отмечались рикошеты). А летом 1944 года был испытан тупоголовый снаряд БР-471Б, у которого дальность пробития лба немецкого танка увеличилась до 2500 метров.

По обе стороны фронта

Читайте также: