Где снимали 12 стульев с гомиашвили на волге

Обновлено: 05.07.2024

Многим, и мне в том числе, нравится бродить по местам, связанным с любимыми литературными героями. При этом я прекрасно понимаю, что литературные герои не обязаны строго придерживаться географических привязок, но всё равно интересны эти прогулки по их следам.

Открываем роман и смотрим, что же осталось с тех времён, а что изменилось.

Трамвай в Пятигорске функционирует до сих пор.

Если охотники за бриллиантами побывали в Пятигорске в июле месяце, то я — в ноябре.

Здесь по книге располагался на гастролях театр Колумба, в который попало три из 12 стульев с потенциальными бриллиантами.

Первую ночь на курорте концессионеры провели у нарзанного источника… Так проходили дни, и друзья выбивались из сил, ночуя у места дуэли Лермонтова.

и вряд ли уставшие концессионеры стали бы ходить просто так эти километры, с достаточно крутым подъёмом.

Идей появилось несколько.

Остап принял из рук удивленного Ипполита Матвеевича пиджак, бросил его наземь и принялся топтать пыльными штиблетами.

В книге не указано точное место преображения Кисы в нищего, но в фильме Леонида Гайдая, вышедшего на экраны в 1971 году, это место располагалось возле знаменитого орла.

Попытки посетить бар оказались безрезультатными, он всё время был закрыт.

Возможно разорился в связи с коронавирусом.

Вторым направлением добычи денег стал Провал.

Остап сбегал в писчебумажную лавчонку, купил там на последний гривенник квитанционную книжку и около часу сидел на каменной тумбе, перенумеровывая квитанции и расписываясь на каждой из них.

Мимо санаториев и домов отдыха, обгоняемый автобусами и пароконными экипажами, Остап вышел к Провалу.

Он остановился у входа в Провал и, трепля в руках квитанционную книжку, время от времени вскрикивал:

— Приобретайте билеты, граждане. Десять копеек! Дети и красноармейцы бесплатно! Студентам — пять копеек! Не членам профсоюза — тридцать копеек.

На другое утро монтер получил деньги и вечером притащил два стула… Для большей безопасности вскрытия друзья забрались почти на самую вершину Машука… Пониже Пятигорска плохонькие огоньки обозначали станицу Горячеводскую.

А это станица Горячеводская, вечером, но еще без огоньков.

Незадолго до публикации книги ее авторы Ильф и Петров побывали на Кавминводах. Эта поездка во многом определила сначала натуру романа, а затем — и фильма. Именно там снимались многие сцены. Неудивительно, что в городах-курортах до сих пор проводят экскурсии по местам, связанным с героями, а кое-где даже стоят памятники Кисе и Остапу, возле которых охотно фотографируются туристы.


Фото: Дмитрий Резник

Съемки фильма Гайдая в Пятигорске и Ессентуках проходили в сентябре 1970 года и заняли около двух недель, позже съемочная группа переместилась ближе к горам — на Военно-Грузинскую дорогу. Первым снятым на Кавказе эпизодом стала сцена у большой бронзовой фигуры орла. Именно там Остап безжалостно втаптывает в пыль пиджак и шляпу Ипполита Матвеевича и отправляет предводителя дворянства просить милостыню.

По словам специалиста, первого орла часто сравнивали с гербом Царской России и даже с символом Третьего Рейха, хотя сходство с последним было минимальным.

— Наш орел вообще не имеет никакого отношения к политике, — говорит Чагаева. — По задумке авторов, он символизирует победу кавказских минеральных вод над опасными болезнями.

Сложные погодные условия не щадили скульптуру, и поэтому ее неоднократно реставрировали. Последний раз в 1973 году — тогда цементного орла заменили на его бронзовую копию. Этот вариант памятника сохранился до наших времен на своем исконном месте — горе Горячей. Конечно же, это совсем не тот орел, которого застали писатели Ильф и Петров и их герои — Киса и Ося — в 1927 году.


Фото: Дмитрий Резник


Примечательный факт: место на уступе Горячей рядом со скульптурой для съемок было выбрано не случайно. Камеру установили таким образом, чтобы массивный орел закрывал телевизионную вышку на горе Машук, которой в 1927 году быть никак не могло. Без киноляпа все же не обошлось, и современная конструкция попала в кадр — ее можно видеть в сцене переговоров с монтером Мечниковым у Лермонтовской галереи.

Как грот Лермонтова сыграл роль Провала


Фото: Дмитрий Резник


Иную версию озвучила краевед Елена Чагаева. Она предположила, что в 1970 году озеро Провал могло просто не соответствовать атмосфере 20-х годов прошлого века. Из-за этого режиссер принял решение снимать у грота, в то время более подходившего под стилистику ранней советской эпохи.

Торги у Лермонтовской галереи


Фото: Дмитрий Резник


— Основное назначение галереи, конечно же, были театральные постановки. Во времена, описанные Ильфом и Петровым, в галерее уже действовал Советский театр. Часто проводились выставки, особенно в советское время, — вспоминает Сергей Савенко. — А в 90-е годы была попытка развернуть здесь торговлю, но с начала 2000-х все сошло на нет.

Сейчас в здании галереи размещается филармония. В 2014 году оно было реконструировано. Впрочем, строителям удалось сохранить его уникальный внешний облик, разве что старые окна заменили на пластиковые.

В Ессентуки за подаянием

Премьерный показ 8 июня 1971 года подвел черту под выпавшими на долю съемочной группы испытаниями. Картина, снятая преимущественно в Рыбинске, была благосклонно встречена зрителем и даже через 45 лет продолжает оставаться лучшей экранизацией гениального произведения советских сатириков.


Родина вас не забудет


Гайдай принял подарок с воодушевлением: такой шанс выпадает раз в жизни. Картина, которой он бредил, невероятным кульбитом оказалась в его распоряжении. Он сделает лучший фильм в своей жизни, потому что готов к нему на 300 процентов!

Скоро только кошки родятся



Просмотрев 200 кандидатов на роль Остапа Бендера, Гайдай был уверен, что выберет лучшего. Еще бы, в двадцатке отобранных претендентов оказались Никита Михалков, Муслим Магомаев, Андрей Миронов, Владимир Высоцкий, Алексей Баталов, Александр Белявский, Евгений Евстигнеев, Валентин Гафт, Михаил Козаков… Больше других режиссеру приглянулся Владимир Высоцкий. Ему Гайдай и доверил главную роль, извинившись за отклонение других кандидатур. Но съемки, едва начавшись, остановились. Причина – запои Высоцкого. Никогда больше с этим артистом режиссер не станет иметь дело: с людьми, которых он считал ненадежными, он предпочитал не связываться ни по работе, ни в жизни.

Пришлось переснимать сцены с другим Бендером – Александром Белявским. Увы, и тут не повезло: четверть фильма – коту под хвост. На просмотре материала и режиссер, и худсовет пришли к выводу, что Белявский в роли Великого комбинатора неубедителен. Рядом с Сергеем Филипповым в роли Кисы Воробьянинова главному герою явно недоставало харизматичности.


Побольше цинизма




Дело в том, что актеры, которых забраковал на пробах Гайдай, сыграли потом в фильме Марка Захарова. Причем именно те роли, которые провалили у Гайдая. Однако сам Захаров считал, что его выбор актеров — не более чем совпадение.

Измученный нарзаном



Нашлась в картине роль и для любимца режиссера Юрия Никулина: не состоявшийся Киса Воробьянинов выразительно сыграл запойного дворника Тихона. Это была последняя роль артиста у Леонида Гайдая.


Знойная женщина


Торг здесь неуместен

Принес себя в жертву актерскому ремеслу и исполнитель роли алчного священника Михаил Пуговкин. В картину его взяли без проб – Гайдай любил работать с теми, кого хорошо знал. Но согласия артиста пришлось ждать почти месяц: Пуговкин боялся оскорбить религиозные чувства своей верующей матери и ждал ее благословения на роль отца Федора. Мать сочла роль приемлемой, разграничив веру и человеческий порок героя комедии.



Сперва артист до костей промерз на скале, откуда его по сценарию стащили санитары. Обидно, что натурную съемку в итоге забраковали: в кадре не чувствовался эффект высоты, и эпизод на горе пересняли в павильоне. А новым испытанием стали съемки в конце октября на берегу штормящего моря, когда отец Федор кромсал стулья из гарнитура генеральши Поповой. Было сыро, холодно, ветрено, и актер нажил радикулит.




И, конечно, в жертву кинокомедии были принесены главные действующие лица, хоть и неодушевленные: стулья. Резать и портить пришлось эксклюзивный гарнитур, заказанный за границей. Обойтись отечественной стариной не получилось – на газетное объявление о поиске раритетной мебели откликнулась лишь одна столичная старушка, у которой сохранились исторические стулья. Но продать их владелица отказалась, позволив лишь сфотографировать ценные предметы домашнего интерьера для изготовления похожих. По этим снимкам стулья для съемок с душой и умением сделали мебельщики Арабских Эмиратов. Если бы они знали, какая судьба уготована их элитной продукции… Уцелеть после съемок удалось лишь четырем стульям. В память о картине их выкупил для своего рабочего кабинета сам режиссер.

Не корысти ради

Оставил Леонид Гайдай и память о себе в фильме, снявшись в двух эпизодах. Все знают, что он сыграл в собственной экранизации Варфоломея Коробейникова – предприимчивого архивариуса, торговавшего справками об утраченном имуществе. Но мало кто узнал режиссера в сцене драки за стул, когда герои Пуговкина и Филиппова бьют друг друга ногами, потому что руки у обоих заняты перетягиванием стула. Так вот – одна пара ног в кадре принадлежит долговязому Гайдаю. Снимать собственные конечности режиссер решил после нескольких неудачных дублей с ногами актеров. Конечно, делал он это не за дополнительный гонорар, а из любви к искусству.


Не обижены были и актеры. Максимальная ставка оказалась у Сергея Филиппова – за роль Кисы Воробьянинова артист получил почти 6,3 тысяч рублей. Грех жаловаться и актеру-новичку Арчилу Гомиашвили – за Остапа Бендера с чужим голосом он получил лишь на 155 рублей меньше Филиппова (6,12 тысяч рублей). Гонорар исполнителя роли отца Федора Михаила Пуговкина составил 3,8 тысяч рублей. Юрий Никулин вышел из дворницкой с 525 рублями. Савелий Крамаров разжился почти 460 рублями. А Наталье Крачковской перепало чуть больше 180 рублей.



Если вам понравился пост, разместите его в своем блоге, чтобы его могли прочитать ваши друзья! ;)


Это был Рязанский (сегодня Казанский) - самый свежий и новый из всех московских вокзалов.

Прямо против них тускло поблескивал Октябрьский вокзал, выкрашенный масляной краской в два цвета. Часы на нем показывали пять минут одиннадцатого. На часах Ярославского вокзала было ровно десять. А посмотрев на темно-синий, украшенный знаками Зодиака циферблат Рязанского вокзала, путешественники заметили, что часы показывали без пяти десять.

- Очень удобно для свиданий! - сказал Остап. Всегда есть десять минут форы.

Внимательно смотрим на кадр с часами Ленинградского вокзала. Часы показывают десять часов и сорок восемь минут.


На Ярославском вокзале часы показывают десять часов и пятьдесят восемь минут. А на Казанском вокзале - это самая первая фотография - десять часов и двадцать минут. В чем здесь режисерское видение романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова?



Выехали на Арбатскую площадь, проехали по Пречистенскому бульвару и, свернув направо, остановились на Сивцевом Вражке. - Что это за дом? - спросил Ипполит Матвеевич. Остап посмотрел на розовый домик с мезонином и ответил: - Общежитие студентов-химиков имени монаха Бертольда Шварца. - Неужели монаха? - Ну, пошутил, пошутил. Имени Семашко.

Роль общежития имени монаха Бертольда Шварца сыграл особнячок в Староконюшенном переулке. Маска этого льва есть в моей коллекции.



- Извозчик! - завопил Остап. Они сели не торгуясь.


После провала на аукционе, кстати здание аукциона снимали в Рыбинске, впрочем как и многие другие сцены из фильма, в голове Бендера сразу созрел план. Он выбежал на Петровку, направился к ближайшему асфальтовому чану и вступил в деловой разговор с беспризорными.

С ролью Петровки справился Большой Ватин переулок, на кадре из фильма хорошо видно, что замыкает перспективу улицы легко узнаваемая колокольня церкви Никиты Великомученика на Швивой горке.






Гаврила стул купил на рынке, был у Гаврилы стул плохой.


Вчера на площади Свердлова попал под лошадь извозчика 8974 гражданин О. Бендер. Пострадавший отделался легким испугом.


Угол улицы Воронцово поле и Подсосеновского переулка.


У третьего окна от парадного подъезда железнодорожного клуба Ипполит Матвеевич остановился. Зеркальные окна нового здания жемчужно серели в свете подступавшего утра. В сыром воздухе звучали глуховатые голоса маневровых паровозов. Ипполит Матвеевич ловко вскарабкался на карниз, толкнул раму и бесшумно прыгнул в коридор.

Государственный театр киноактера, улица Поварская дом 33.

Далее несколько кадров Москвы непосредственно к сюжету фильма не относящиеся. Видимо торжество победившего социализма над некоторыми пережитками прошлого.






Калининский проспект, визитная карточка столицы страны советов.



Читайте также: