Изменения для водителей заложенные в проекте нового коап

Обновлено: 04.07.2024

Наказывать будут чаще и жестче. Но есть опасение, что увеличение штрафов и введение новых составов нарушений реальную ситуацию на дорогах не изменят.

Раз за рулем, то очень опасен!

Комментарий эксперта

Трижды не пропустил пешехода — сдай права!

Наказанием за систематическое нарушение ПДД (3 грубых нарушения Правил в год) станет лишение прав на срок от года до полутора лет или штраф 10–30 тысяч рублей. Грубыми нарушениями считаются: выезд на встречную полосу, проезд на красный сигнал светофора, непредоставление преимущества пешеходам, превышение скорости более чем на 60 км/ч, а также разворот, поворот налево или движение задним ходом там, где это запрещено, и т.п.

Комментарий эксперта

Сергей Смирнов, автоюрист:

Кроме того, в список новых нарушений внесены:

  • парковка на газоне (влечет предупреждение или штраф 1000–3000 рублей);
  • сброс мусора в неположенном месте (штраф 2000–3000 рублей).
  • управление спецтранспортом (мотоблоком, снегоходом, болотоходом) на дороге общего пользования (штраф от 1000 до 2000 рублей);
  • управление машиной после временного ограничения прав (штраф от 1000 до 3000 рублей).

Комментарий эксперта

Сергей Смирнов, автоюрист:

Второй раз предупреждать не будут

Законодатели предлагают серьезно ужесточить наказание за повторные нарушения.

  • в 10 раз вырастет штраф за повторное вождение машины с нечитаемыми номерами. За это нарушение планируют штрафовать на 5000 рублей и лишать прав на 3 месяца (сейчас штраф составляет 500 рублей).
  • за повторное вождение с незаконной тонировкой планируют штрафовать на 3000 рублей (сейчас — 500 рублей);
  • за неоднократный отказ от требования остановить машину и попытку скрыться от инспектора (если это создало угрозу здоровью и жизни граждан) оштрафуют на 40 тысяч рублей или лишат прав на 3 года (сейчас за это штрафуют всего на 500–800 рублей).
  • за повторную езду без прав водителю будет грозить штраф от 20 до 30 тысяч рублей либо обязательные работы на срок от 40 до 60 часов. Если не имеющий права управления водитель попадется в первый раз, его оштрафуют, как и сейчас, на 5–15 тысяч рублей.

Ребенок как отягчающее обстоятельство

Особое внимание предполагается уделять безопасности несовершеннолетних пассажиров. Так, за управление автомобилем в нетрезвом состоянии предполагается то же наказание, что и сейчас: штраф 30 тысяч рублей и лишение прав на 1,5–2 года. Но если при этом в машине окажется пассажир младше 16 лет, водителя оштрафуют уже на 50 тысяч рублей и лишат прав на 2–3 года.

Комментарий эксперта

Сергей Смирнов, автоюрист:

За перевозку ребенка без соответствующего его возрасту детского удерживающего устройства (автокресла, бустера, автолюльки) оштрафуют на сумму от 3 до 5 тысяч рублей (сейчас штраф составляет 3000 рублей).

Взялись за тихоходов

Арестов не будет

В то же время рассматривается возможность лишать водителей прав до решения суда за грубые нарушения ПДД.

Комментарий эксперта

Сергей Смирнов, автоюрист:

ПДД: что нового?

Министерство транспорта подготовило 19-страничный проект поправок к ПДД.

В новых Правилах могут появиться и новшества, непосредственно касающиеся автомобилистов:

  • будет запрещена остановка и стоянка на островках безопасности;
  • могут разрешить использование электронных СТС и водительских прав;
  • возможно, будет введено несколько новых дорожных знаков — запрещающих движение СИМам и указывающих место зарядки электромобилей.

Что будет с техосмотром?

Депутаты подготовили законопроект, который отменяет техосмотр личного легкового транспорта (на момент написания статьи он принят Госдумой в первом чтении). Законопроект предполагает, что личные автомобили и мотоциклы обязаны проходить техосмотр только в двух случаях:

1) При отчуждении (продаже, дарении и т.п.) транспортного средства. Ведь для смены владельца нужен полис ОСАГО, а его без техосмотра не выдают;

2) Если автомобиль старше 4 лет.

Но страховые компании не планируют исключать из практики применение так называемых регрессных требований к виновнику ДТП, если оно произошло из-за технической неисправности автомобиля. Значит, есть вероятность, что у виновника ДТП, не имеющего диагностической карты (то есть документа доказывающего, что машина была исправна на момент происшествия) могут возникнуть проблемы со страховой компанией.

Новый год принесет серьезное ужесточение наказаний за отдельные виды нарушений, но и несколько важных послаблений

Техосмотр (почти) отменен

2022 год ставит точку в длинной саге о техосмотре: для подавляющего большинства машин он переходит в разряд добровольных процедур, а значит, новый штраф за езду без диагностических карт обычным автомобилистам не грозит. Закон о техосмотре принят Госдумой в декабре 2021 года и вступил в силу с 2022 года.

Но техосмотр остается обязательным для такси, коммерческого и пассажирского транспорта. Частникам получать диагностическую карту потребуется только при смене собственника и если автомобиль при этом старше 4 лет. Кроме того, карта потребуется для регистрации изменений в конструкцию транспортного средства, например, при глубоком тюнинге.

Напомним, что с августа 2021 года техосмотр больше не требуется для оформления полиса ОСАГО. Однако езда без диагностической карты, если она нужна, с 2022 года обернется крупным штрафом: его размер составит 2000 рублей, а фиксировать нарушение будут автоматические камеры с частотой до одного раза в сутки.

— Большая часть операторов технического осмотра не сможет окупать операционные затраты и уйдет с рынка. Прогнозируемое количество технических осмотров на постреформенный период составляет примерно 8 млн в год, и для такого объема достаточно тысячи пунктов на всю страну, то есть их количество может сократиться более чем в 5 раз.

По мнению эксперта, это приведет к неудобствам для автомобилистов:

— Особенно остро их почувствуют люди, проживающие за пределами городов и районных центров. Кроме того, стоит ожидать повышения стоимости техосмотра через дополнительные услуги, а возможно, и снижение его качества.

Добавятся ежедневные штрафы и уголовка для водителей

Действующий Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) дополнят рядом новшеств. С появится штраф за езду без диагностической карты (если она требуется) в 2000 рублей, который прежде был меньше (500–800 рублей) и применялся только к коммерческому транспорту и такси. Но главное — фиксировать нарушение смогут камеры.

Усилится контроль за автомобилями без полиса ОСАГО: штраф останется прежним, 800 рублей, но выписывать его смогут автоматические комплексы с частотой до одного раза в сутки. То есть месяц езды без полиса под камерами потянет почти на 25 тысяч рублей.

Роль камер возрастает: через два месяца они начнут отлавливать водителей без техосмотра или ОСАГО

Самым спорным новшеством является уже одобренная Госдумой уголовная ответственность для водителей, совершивших третье грубое правонарушение за год. Речь идет о существенном превышении скорости (более чем на 60 и 80 км/час), а также о незаконном выезде на встречную полосу, кроме случаев объезда препятствия. Если водитель уже дважды привлекался за любое из этих нарушений по административному кодексу, то за третий проступок ему уже грозит новая статья 264.2 УК РФ, предусматривающая до 2 лет лишения свободы на первый раз (или штраф до 300 тысяч рублей) и до 3 лет за повторное (или штраф до 500 тысяч рублей). Эксперты считают закон крайне противоречивым.

В России 10 января вступил в силу закон о введении штрафов до 500 тыс. рублей и лишении свободы на срок до 3 лет за злостные нарушения правил дорожного движения (ПДД). Документ размещен на официальном портале правовой информации.

Согласно поправкам, если у водителя уже есть административный штраф и он лишен прав за превышение скорости более чем на 60 км/ч, выезд на полосу встречного движения или на трамвайные пути встречного направления, то за повторное нарушение ему будет грозить уголовное наказание. Повышенная ответственность предусмотрена и для тех, кто ранее уже был осужден по статье 264 УК РФ, но вновь был привлечен к административной ответственности за аналогичные нарушения.

Штраф в таком случае составит от 200 тыс. до 300 тыс. рублей или в размере доходов осужденного за период от 1 года до 2 лет, а срок лишения свободы — до 2 лет. Если ранее осужденный по этой статье водитель вновь допустит такое нарушение, то штраф уже составит от 300 тыс. до 500 тыс. рублей, а максимальный срок лишения свободы увеличится до 3 лет.

Как отмечалось в пояснительной записке к законопроекту, статистика свидетельствует о том, что более 40% водителей не останавливает факт привлечения к административной ответственности за превышение скорости, и они повторно нарушают правила дорожного движения. Грубо нарушает правила, повторно выезжая на полосу для встречного движения, каждый десятый автомобилист.

Какие важные изменения и новые штрафы ждут водителей в 2022 году?

Какие важные изменения и новые штрафы ждут водителей в 2022 году?
(Фото: PxHere)

Отменили, но не для всех

Для коммерческого транспорта и некоторых других транспортных средств техосмотр все еще остается обязательным мероприятием. И это касается не только таксистов. То есть, лица, работающие, например, курьерами, или использующими свой автомобиль в служебных целях, должны иметь на руках действующую диагностическую карту.

Принятие указанного закона предполагает корректировку нормы о штрафах за отсутствие техосмотра, вступающей в силу с 1 марта 2022 года. В КоАП пока не включены поправки, которые бы их отменили, а сроки их внесения неясны. Кроме того, эксперты прогнозируют массовое закрытие пунктов прохождения техосмотра – их доходы резко сократятся, и рентабельность упадет.

Обновленный КоАП

Предполагается, что в 2022 году наконец начнет действовать новый Кодекс об административных правонарушениях, разработка которого продолжалась два года. Минюст переработал, в том числе, и нормы, актуальные для автомобилистов.. Изначально планировалось, что документ будет принят еще в 2021 году, но сроки затянулись. Кодекс вновь направят на доработку.

Если говорить о нововведениях конкретно, одной из ключевых новых норм станет лишение водительского удостоверения за три грубых нарушения, допущенных в течение года. Наказание ждет и водителей, управляющих машинами с нечитаемыми номерными знаками – им грозит штраф в размере 3 тысяч рублей.

Ужесточение наказаний коснется и нарушителей-рецидивистов: за повторное управление транспортным средством без прав придется заплатить штраф в размере 20-30 тысяч рублей или отработать 40-60 часов обязательных работ. Превышение скорости более чем на 60 километров в час будут наказывать штрафом в размере 2-5 тысяч рублей или лишением прав на срок до полугода.

Отдельно от перечисленных поправок в КоАП в Госдуме рассмотрят инициативу по установлению штрафа за мусор, выброшенный из автомобиля.

Юрист рассказал об изменении тарифов ЖКХ в 2022 году

По словам заслуженного юриста России Ивана Соловьёва, рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) в регионах в 2022-м будет ограничен верхней планкой, установленной правительством.

Реальный срок за нарушения

Эксперты считают, что целесообразнее всего придать этому проекту законную силу после появления нового КоАП, чтобы уголовная норма не начала действовать раньше, чем административная.

К слову, на стадии обсуждения против указанного законопроекта высказывались Верховный и Конституционный суды, однако депутаты посчитали, что он необходим.

Привлечь автомобилиста к ответственности можно будет при условии визуальной фиксации проступка инспекторами ГИБДД, а камера фото- видеофиксации не будет учитываться как доказательство.

Осенью кабмин предложил ввести уголовную ответственность и пожизненного лишения прав для нетрезвых водителей. Предполагается, что у них будут лишать не только водительского удостоверения, но и права на управление самоходной техникой, катерами, яхтами и летательными аппаратами при наличии таковых. К рассмотрению этого правительство вернется в 2022 году.

На данный момент без составления протокола оформляются только штрафы по нарушениям, зафиксированным дорожными камерами.

Не все автоэксперты считают данное новшество целесообразным: некоторые выступили против нововведения, поскольку, по их мнению, оно может вызвать лишнее социальное напряжение.

Реформы ОСАГО

В 2022 году водителям предстоит столкнуться со значительными изменениями в законе об ОСАГО. После Нового года начнут действовать поправки, связанные с обязательным страхованием автомобилей, которые используются инвалидами в соответствии с медицинскими показаниями. В частности, при заключении договора ОСАГО нужен будет СНИЛС инвалида или его законного представителя. Также изменится порядок получения инвалидами компенсации части страховой премии.

С 9 января начинает действовать указание ЦБ, увеличивающие границы тарифного коридора по ОСАГО для легковых авто на 10%. Для автобусов увеличение составило 5%, а для такси – 30%. Поднимаются и региональные коэффициенты, а также коэффициенты, зависящие от возраста и стажа водителя.

Вопрос с медсправкой

Минздрав России вводит новый порядок проведения обязательного медосвидетельствования водителей и тех, кто только собирается получить водительское удостоверение. Соответствующий приказ вступает в силу с 1 марта 2022 года. Как и до этого, комиссию должны пройти те, кто планируете сдавать экзамен на получение водительского удостоверения, и водители, меняющие права, а также те, кто возвращает документ после лишения за управление транспортом в пьяном состоянии или за отказ от медосвидетельствования.

Автомобилисты, которые временно остались без прав из-за управления транспортным средством в нетрезвом состоянии, помимо стандартного визита к окулисту, терапевту, наркологу и психиатру должны будут сдать анализ: мочу для проведения экспресс-теста на содержание психоактивных веществ или же мочу и кровь для лабораторных исследований на определения регулярной алкогольной нагрузки. В случае положительного результата пройти комиссию не удастся.

Эксперты считают, что тенденция продолжится и в наступившем году. Никуда не делся дефицит полупроводников, а значит, новые машины все еще будут в дефиците у дилеров, а на вторичном рынке сохранится повышенный спрос. По предварительным прогнозам, рост может составить 10-20% и коснуться как новых, так и подержанных автомобилей.

Сложившаяся ситуация приведет к росту рынка подержанных авто, пригнанных из европейских стран. Особенно активно транзит будет идти через Белоруссию, где существует скидка на растаможку в размере 50% для отдельных категорий граждан.

Законное вскрытие

Сотрудники ГИБДД, в свою очередь, смогут на законных основаниях взломать автомобиль, за рулем которого находится нетрезвый водитель, отказывающийся покидать транспортное средство.

При взломе машины в отсутствие собственника полицейские должны в течение суток уведомить об этом владельца автомобиля и обеспечить сохранность транспортного средства и вещей, которые там находятся.

Читайте также: