Как снимали костяной томагавк

Обновлено: 05.07.2024


Отряд из четырех человек — крутой шериф в годах (Рассел), помощник шерифа (Дженкинс), ганфайтер (Фокс) и хромой ковбой (Уилсон) — идет по следу кровожадных индейцев, под покровом ночи выкравших несколько жителей приграничного города.

От красочного анонса до премьеры прошло три года. За это время продюсерам пришлось заложить свою недвижимость, а актерскому составу — порядком потесниться. Неизменными оставались две фамилии — сомнительный дебютант Залер и проектообразующий ветеран культового кино Рассел, вокруг которого раковыми клетками множились иностранные прокатчики, ушлые сопродюсеры и коммерсанты, мечтавшие увидеть на постерах имена своих кузенов. Bone Tomahawk выжил, но почему-то достался бесславной конторе RLJ Entertainment и сегодня тонет в океане зрительского игнора и дешевых стриминговых релизов.


Первое официальное промо обещает, к примеру, следующих актёров: Дженнифер Карпентер, Тимоти Олифант и Питер Сарсгаард


И тут Залеру-сценаристу есть чем похвастаться. Там, где пост-, анти-, нео- и прочим модным жанровым переосмыслениям приходится капитулировать и отмахиваться от зрителей долгими планами мертвых пейзажей, Bone Tomahawk неожиданно для фильма про каннибалов предлагает актерам достаточное пространство для игры . Остроумных словесных потасовок в духе Чарльза Портиса хватит на всех, даже на усатого дэнди Мэттью Фокса, подменяющего куда более уместного в этой роли Тимоти Олифанта.


Во всей этой пляске смерти подмывает отсеять какие-то необязательные пласты и сложные аутерские позы — индейцы-людоеды, как выясняется, не совсем и индейцы (американской аудитории очень важно), персонажи ловко пользуются старомодной лексикой, но столь же старомодны и морально (расисты). Месть предков и колониальный цинизм могли, конечно, основательно пропитать Bone Tomahawk, но, к чести завороженного дешевым палпом Залера, он занят вещами поважнее.

Дебютный фильм американского режиссера С. Крэйга Цалера, дошедший до российского проката сегодня, на экранах США вышел еще осенью. За это время он успел получить столько хвалебных рецензий за рубежом - а также парочку в России, - что зритель справедливо ждет от "Костяного томагавка" как минимум достойного "разогрева" перед грядущими премьерами двух суперхитов этой зимы - "Выжившего" и "Омерзительной восьмерки". Однако после просмотра фильма Цалера многие почувствуют себя жестоко обманутыми.

Фото: REUTERS/ Mario Anzuoni

А ведь чего нам только не обещали! Сравнения - одно другого завлекательнее. От "Предложения" до "Мертвеца" - и дальше, до самого Джона Форда. Очевидно, любое проявление "нестандартности", особенно при наличии "независимого" душка, заставляет некоторых киногруманов блаженно закатывать глаза и что-то нечленораздельно мычать про "кино не для всех", неубедительно симулируя неземное удовольствие.

Неубедительно - потому что сравнение этой унылой и до умопомрачения затянутой картины с вышеупомянутой классикой просто смехотворно. Особенно неловко наблюдать попытки сопоставить скучнейшие диалоги героев "Томагавка" с яркими и остроумными, полными уан-лайнеров репликами персонажей фильмов Тарантино. А ведь попытки эти предпринимаются, и даже понятно - почему. Та навязчивость, с которой Цалер предлагает смаковать эти чрезвычайно бессодержательные, совершенно не интересные и безо всякого энтузиазма исполненные беседы, призвана буквально вбить зрителю в голову убежденность в их ценности.

Фото: www.kinopoisk.ru

Да и откуда им взяться, содержательным диалогам, если все герои фильма - плоские настолько, что раскрываться им просто некуда? И при таком классном актерском составе - Курт Рассел, Патрик Уилсон, Мэттью Фокс, Ричард Дженкинс, а также Зан Макларнон - одноклеточность героев особенно отчетливо бросается в глаза.

"Костяной томагавк" позиционируется как смесь вестерна с фильмом ужасов, чем и привлек внимание ценителей всякого рода "альтернативного кино". Беда в том, что со смелым экспериментом Цалер явно не справился - даже опыты по скрещиванию мира Дикого Запада с темой НЛО в дурацком фильме "Ковбои против пришельцев" выглядели не так несуразно.

Убогая телевизионная картинка и примитивный сюжет не оставляют любителям историй про суровых парней с револьверами ни единого шанса на то, чтобы искренне полюбить этот фильм. Битых полтора часа (а длится фильм больше двух!) четыре мужика бредут к пещере, где живут злобные дикари-каннибалы, похитившие нескольких человек из их городка. У одного из героев повреждена нога, так что плетутся они очень - очень! - медленно, развлекая нас пресными выяснениями отношений, решением бытовых неприятностей и бессмысленным убийством двух прохожих мексиканцев.

В городке, кстати, живут больше двух сотен человек, а дикари всем известны как крайне жестокие и совершенно невменяемые создания. При этом они весьма малочисленны - всего 12 человек - и до безобразия тупы, так что немногим более мощный и подготовленный отряд не оставил бы от них мокрого места. Однако будь горожане во главе с шерифом посмекалистей да порасторопнее, не состоялось бы то, что в "Костяном томагавке" называется "хоррором".

Фото: www.kinopoisk.ru

Хотя на самом деле хоррором это можно назвать с большой натяжкой. Потому что никаким саспенсом здесь не пахнет и в помине. Все, что Цалер нам предлагает после доброй сотни минут просмотра одной из самых скучных прогулок в истории кино - это несколько секунд дешевой "расчлененки".

В одном из недавних интервью в преддверии выхода долгожданного вестерна Квентина Тарантино Сэмюэл Джексон заявил, что внутри Курта Рассела "живет настоящий ковбой". В фильме "Костяной томагавк" Рассел, похоже, запрятал его поглубже, ведь этому способствовало все - от сценария до режиссуры. Зато едва ли кто-то сомневается, что в "Омерзительной восьмерке" этот ковбой наконец выберется наружу и по-настоящему всем задаст. Осталось лишь немного подождать, а пока лучше не отвлекаться на конъюнктурный суррогат, неумело маскирующийся под артхаус.


В российский прокат вышел хоррор-вестерн "Костяной томагавк" о борьбе воинственной кучки белых против племени индейцев-каннибалов, про которых обычные индейцы даже заговаривать бояться. Кино для людей с крепкой психикой и брутальным юмором посмотрела ЕЛЕНА КРАВЦУН.

Фильм еще не начался, и первый кадр появится только через секунду, а жужжание мух, как потом оказывается, слетевшихся на свежее человеческое мясо, уже давит на сознание. Два алчных бродяги жестоко добивают своих жертв на поляне где-то на Диком Западе и мародерствуют по сумкам. Заслышав странный звук, похожий на зловещий голос ветра, они решают уходить, но ненароком оскверняют чей-то древний могильник, за что в следующую минуту один из них поплатится жизнью, а другой успеет убежать в близлежащий городок под названием "Светлые надежды", естественно, приведя за собой хвост. В поселении ему везет чуть меньше, и местный шериф с говорящей фамилией Хант (Курт Рассел) заключает беднягу под стражу, правда, судьба настигает его и тут — на следующий день в деревне обнаруживаются растерзанный труп чернокожего мальчонки и пропажа сразу трех человек: арестанта, медсестры, вызванной залечить его рану, и помощника шерифа. "Хороший" ассимилированный индеец, вызванный как эксперт по делу, с лету определяет почерк преступников. Ими оказываются те, про кого и вслух-то говорить нельзя. Между собой это племя индейцы называют "троглодитами", потому что вместо бизоньего мяса те едят людей. На поиски пропавших отправляются четверо бывалых мужчин: собственно сам шериф, его старый помощник по прозвищу Цикорий (Ричард Дженкинс), франтоватый убийца индейцев Брудер (Мэттью Фокс) и муж медсестры Артур О'Дуайр (Патрик Уилсон), чье мужское достоинство несколько подорвала тяжелая травма ноги.

При столь скромном бюджете — в $1,8 млн — создатели "Костяного томагавка" смогли снять очень затягивающее, суровое мужское кино про настоящих мужчин с яйцами, не стесняющихся слез в память о любимой лошади. Все персонажи здесь обладают потрясающей притягательностью, хочется узнать историю буквально каждого, и речь идет не только об участниках спасательного квартета (все четверо актеров находятся в невероятной форме), но и о любом другом герое, появляющемся в кадре,— от мэра-подкаблучника, которого никто не замечает, до выбеленных страшных каннибалов. С ними, правда, сложнее всего: их существование и обычаи окружены таинственностью. Такая загадочность обычно свойственна всем этим самовольно перемещающимся куклам из фильмов ужасов, в которых живут души умерших. От жанра хоррор режиссер-дебютант С. Крейг Залер, который, оказывается, мастер на все руки — "и на гитаре игрец, и романы писец",— позаимствовал эффект саспенса, атмосферу гнетущего ожидания смерти. Приличествующие вестерну детали тоже на месте — Дикий Запад, шериф, индейцы, которые от пуль отскакивают на два метра. Временами мизансцены выглядят списанными то у Джармуша ("Мертвец"), то у Коэнов ("Железная хватка"). Однако умерщвления жертвы троглодитами чертовски жестоки, возможно, это самые жестокие кадры, снятые в художественном кино за этот год. Они не кровавы бутафорской атрибутикой, но воздействуют на психику так, что самые смелые фанаты "Игр престолов" содрогнутся. Даже сцена смерти чернокожего раба, разрываемого собаками из спагетти-вестерна "Джанго освобожденный" Тарантино, этого короля насильственной смерти в кино, уступает беспощадности диких людоедов. Необычный жанровый микст — далеко не единственная причина посмотреть это кино, другая кроется в крепко сбитых диалогах. Когда элегантный джентльмен Брудер, разбивая лагерь, хвалится попутчикам своей разумностью, объясняя ее тем, что он единственный из них не женат, удержаться от смеха трудно. И хотя идея, что некоторые из коренного населения Америки были каннибалами, и отдает расизмом, но, зная про кровавые ужасы, творившиеся с обеих сторон (ученые до сих пор не пришли к однозначной трактовке возникновения обряда скальпирования), она вполне вписывается в общую картину Дикого Запада. На то он и дикий.


Сюжет фильма Костяной томагавк / Bone Tomahawk

Утром Хант обнаруживает убитого конюха и пропажу лошадей. Саманты, Первиса и помощника шерифа Ника (Эван Йоникит) не оказывается на месте. Собрав совещание в баре, Хант узнает от местного индейца, что не подалеку обитают индейцы-людоеды, которые, возможно, как-то причастны к пропаже Саманты, Ника и заключенного.

Вместе с Цирокием (Ричард Дженкинс), Брудером (Мэтью Фокс) и Артуром (Патрик Уилсон), Хант отправляется в земли индейцев, чтобы освободить троицу.

Читайте также: