Как вести себя за рулем в гололед на механической коробке передач

Обновлено: 05.07.2024

Если ваш автомобиль оборудован ABS (а сегодня найти машину без этой системы довольно сложно), электроника выполнит основную работу. Система как раз и создана для того, чтобы обеспечить безопасное торможение. Самое эффективное торможение — на грани блокировки колес. И эта система занята тем, что быстро-быстро повышает и снижает давление в тормозных магистралях, распуская и зажимая колодки. Когда она вступит в работу, вы поймете по быстрому биению педали и характерному хрусту. Ваше дело — только держать руль и жать на педаль тормоза. Причем жать от души, как говорится, становиться всем весом. Этого не требуется, если автомобиль оборудован системой Brake Assist — электроника компенсирует недостаточное нажатие на педаль при экстренном торможении.

ABS позволяет не просто тормозить по прямой, но и маневрировать. Так что если у вас есть возможность уйти от столкновения на обочину или в соседний ряд, сам автомобиль поможет сделать это. Главное — убедиться, что вы не причините этим маневром еще большего вреда, и не выкручивать руль на слишком большой угол, чтобы не потерять контроль над автомобилем. Если вдоль дороги есть снежный бруствер, машину можно направлять в него, если только под снегом нет металлических и бетонных конструкций, а за бруствером — канавы. Иначе последствия аварии непредсказуемы.

Плохие советы

Вернее, устаревшие. В старых водительских учебниках можно встретить совет имитировать работу ABS быстрыми нажатиями педали тормоза. Но, во-первых, ни один человек не способен нажимать-отпускать педаль с частотой до 20 раз в секунду, а во-вторых, этот навык нужно постоянно тренировать, иначе в экстренной ситуации можно только навредить, увеличив тормозной путь.

Использовать на скользкой дороге ручник (стояночный тормоз) нельзя: задние колеса заблокируются, машина будет скользить, а при небольшой ошибке в рулении пойдет боком.

Как все-таки нужно тормозить?

О том, как избежать заноса, что делать, если в него попал, об экстренном торможении и многом другом рассказывает преподаватель автошколы Александр Снопкин.

avto1

С приходом зимы, как это обычно бывает, резко увеличилось количество ДТП. Только в пятницу, 11 ноября, как сообщали ревдинцы, у НСММЗ из-за снежной колеи на дороге столкнулись три машины. Как действовать, если попал в колею, как экстренно тормозить на зимней дороге, если поздно увидел пешехода, что делать в случае заноса — на эти и восемь других вопросов отвечает преподаватель теории автошколы ДОСААФ Александр Снопкин, сам опытный водитель.

1. С какими опасностями, кроме скользкой дороги и плохой видимости, может столкнуться водитель на зимней дороге?

Главная опасность, я считаю, в том, что водитель сам забывает, на какой он машине: легковушке или кроссовере. Легковая машина приземистая, ее труднее перевернуть, чем кроссовер. У кроссовера же повышенный клиренс, то есть дорожный просвет, и центр тяжести у него выше. А чем выше центр тяжести и клиренс, тем больше шансов, что машина перевернется. Водители таких больших современных машин думают, что на на них им ничего не грозит, но в зимних условиях при прохождении поворотов их, наоборот, легче завалить на бок, чем нашу легковушку. Таким образом, водителю нужно понять, какая под ним машина, привыкнуть к ней, как к женщине, и следить за скоростью. При этом и водителям легковушек, и водителям кроссоверов необходимо зимой менять стиль вождения. Я своим ученикам говорю так: в два раза снизить скорость разгона, торможения и прохождения поворотов. Если летом поворачивать можно на скорости 50 км/ч, то зимой такой поворот нужно проходить при 30-ти. Потому что вероятность заноса — 100%.

2. В каких случаях автомобиль уходит в занос и как этого избежать?

По моей практике, чаще всего в занос уходят из-за резкого поворота руля на поворотах, также в занос можно уйти на крутых и пологих длинных спусках. Это бывает так: пошел на скоростной передаче, держал газ, отпустил — получил толчок, и машину понесло. Кстати, на занос может повлиять даже неправильная посадка водителя. Когда водитель нагибается вперед, он не чувствует машину, его спина должна примыкать к спинке сиденья. Только тогда можно почувствовать начало заноса — когда движок пошел в сторону — и предотвратить его.

alexandrov

3. Как быть, если случился занос?

Если занос все-таки случился, вспомните, на какой машине вы едете. Если это заднеприводная машина, во время заноса плавно (!) сбрасывайте газ, вежливо и ласково поворачивайте руль в сторону заноса. Если же машина переднеприводная, немножко надавите на газ, плавно: резко даванете — передние колеса резко закрутятся и вас бросит в сторону заноса. На полноприводных я обычно говорю своим ученикам поступать так, как на переднеприводных.

4. Попал в колею. Что делать?

Попали в колею — ничего не делайте, так и двигайтесь и думайте, в какую сторону вам лучше выехать. Решили? Полегоньку прижимайте колеса к бортику, и где-то машина сама найдет место выхода. Не газуйте! И чувствуйте этот момент выхода! Иначе вас может повернуть поперек дороги.

5. Где в Ревде научиться выходить из заноса? Здесь есть курсы экстремального вождения?

Я считаю, что в каждой автошколе инструкторы по вождению должны уметь водить машину в экстремальных случаях и условиях. Специальных курсов нет, но договориться, чтобы вас научили экстремальному вождению, не школьным азам, я думаю, можно.

voa

6. В машине есть режим зимнего вождения. Он безопасен?

Режим зимнего вождения — кнопка возле рычага переключения передач на машинах с коробками-автоматами. Он нужен, чтобы машина смогла тронуться на льду. На механической коробке передач, когда тяжело тронуться в гололед на первой скорости, включаем вторую тяговую передачу и трогаемся; педаль сцепления при этом должна идти внатяжку, не каждый так сможет сделать. А при режиме зимнего вождения сама коробка в таком случае включает вторую-третью передачи. Вот для этого и нужна эта кнопка — чтобы тронуться с места в гололед. Люди ездят и с постоянно включенным режимом.

7. В чем разница между управлением автомобилем с механической и автоматической коробкой передач зимой?

Разницы никакой. Ну, за исключением того, что принудительно на автомате переключаться на пониженную передачу, как и летом, не нужно. Машина сама переключается.

Уже доказано, что за сутки интенсивной езды при включении нейтральной передачи, чтобы доехать до перекрестка, автомобилист сэкономил пол-литра. Ну разве это реальная экономия? Нет. Двигаться на нейтралке вообще не желательно ни зимой, ни летом. Так вы разрываете связь двигателя с колесами. То есть машина уже как бы неуправляемая. Представьте, что до перекрестка вы докатились по нормальной дороге, а дальше — гололед. Машину может просто выкинуть на перекресток или вообще с дороги. Не знаю, кто учит ездить на нейтралке, это неправильно.

abramov

9. Как правильно тормозить зимой, чтобы машину не развернуло?

В зимних условиях самое эффективное торможение — многократное нажатие на педаль тормоза. Не получается блокировки колес, то есть вы на грани этого. А когда блокировка происходит, это может привести и к заносу, и к сносу.

10. А как тормозить экстренно?

Смотрите по ситуации и думайте головой. А нужно ли вам тормозить в момент, когда пешеход уже выскочил на дорогу? Может, лучше уйти от столкновения, выйдя на встречку, если там нет транспорта? В любом случае при резком торможении машину будет тащить, она мертво не встанет. Так что думайте. И будьте аккуратны на дорогах!

Нашли опечатку? Выделите фрагмент с опечаткой мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Борьба с заносом для чайников

Скользкое покрытие — лишь фон для развития неожиданного заноса. Как правило, причиной его становится сам водитель, самонадеянно не снизивший скорость перед входом в поворот, склонный к опасным и агрессивным перестроениям либо любящий резкие торможения (особенно в повороте) или не менее резкие старты. Конечно, выбросить машину из полосы может и подвернувшаяся под колеса обледенелая колея, что изредка встречается даже на основных магистралях Екатеринбурга, но и в этом случае главный союзник водителя — осторожность и трезвая оценка ситуации.

Самая естественная реакция водителя на занос - сброс газа - действительно может оказать благотворное действие, но только на ранних стадиях развития заноса

Еще одна часто встречающаяся причина зимней потери управляемости — это неправильный выбор резины. Как говорят специалисты, использование изношенных покрышек со стершимся протектором, не той размерности или просто не соответствующих сезону, может серьезно повысить риск неожиданно попасть в занос. И уж в этом случае обвинить кого-то постороннего в собственных неприятностях точно не получится. Зима в целом — достаточно стрессовое время для водителя, поэтому появление на дорогах снега и льда следует воспринимать как намек на необходимость быть особенно внимательным.

Передний привод

Но что делать, если нештатная ситуация все же возникла, автомобиль несет куда-то по его собственной воле, а отбойник или кювет неотвратимо приближаются? Сергей Жарков, руководитель школы контраварийного вождения X-Auto считает, что главное в этом случае — не паниковать. Универсальный совет для автомобиля с любым типом привода состоит в оперативном повороте руля в сторону заноса и минимальных манипуляциях с педалями. Основное, чего специалисты не рекомендуют делать во время развития заноса — это резко тормозить: манипуляции с педалями могут лишь усугубить ситуацию и увеличить вероятность разворота автомобиля поперек дороги. Впрочем, если речь идет о переднеприводном автомобиле, то манипуляции с педалью газа могут и помочь.

Специфика переднеприводного автомобиля — расположение ведущих колес, благодаря которому такой автомобиль способен вытягивать из заноса сам себя, словно Мюнгхаузен из болота. Но водителю, попавшему в подобную ситуацию, придется сделать над собой значительное усилие, так как от него потребуется проявить не только характер, чтобы не утопить педаль тормоза, но и скорость реакции, чтобы исключить риск циклического заноса. За несколько мгновений до стабилизации автомобиля придется оперативно повернуть руль в такое положение, при котором управляемые колеса встанут прямо — в этом случае повторного заноса в обратную сторону можно избежать.

Переднеприводный автомобиль можно в некоторых случаях вытащить из заноса и просто, резко добавив газу и не доворачивая руль

Специалисты говорят, что новичку, не бывавшему в таких передрягах, с первого раза среагировать правильно бывает очень сложно. Идеальный вариант — предварительные тренировки в безопасных местах до того уровня, чтобы нужные навыки превратились в рефлексы. Обучение подобным маневрам сродни изучению боевых искусств: и там, и там верные движения доводятся до автоматизма, когда их запоминает уже не мозг, а непосредственно мышечная система и вестибулярный аппарат.

Задний привод

Задняя ось заднеприводного автомобиля может начать обгонять переднюю и при чересчур резком старте на скользком покрытии

Соответственно, если общие и универсальные правила борьбы с заносом для заднеприводного автомобиля будут аналогичными — руль в сторону заноса и никаких торможений — то манипуляции с педалью газа только усилят стремление машины развернуться поперек дороги.

Заноса проще избежать, чем с ним бороться. Поэтому универсальные рекомендации специалистов состоят в разумном выборе резины и скорости


Помните о том, что подобный период ошибок на дороге не прощает. Вам необходимо подключить все имеющееся в наличии внимание и еще, сколько возможно - сверху.


Резина

Зимние шины – обязательно и никак иначе. Лучше, чтобы протектор был мелким и часто нанесенным. Однозначно, мы за шипы. Они помогут Вам не вылететь с дороги при скольжении.


Холодно машинке

Старайтесь, чтобы Ваш автомобиль не перемерзал. Долго стоящей его нельзя оставлять. Прежде чем куда-то ехать, очистите от снега зеркала и все остальное, где он налип. Избавьтесь от наледи.


Как рулим?


Обезопасить себя

Каким бы большим, дорогим и тяжелым ни был Ваш автомобиль, зимой по гололеду Вы не сможете ездить нормально без хорошей подготовки. Да, это тоже важный опыт и здесь главное – не паниковать.


Как тормозить

Если так случилось, что автомобиль начал скользить, а Вы – терять управление, важно не давить слишком сильно на тормоза, но и совсем отпускать тоже нельзя. Вы должны будете тормозить двигателем и прерывисто наступать на педаль. Только так у Вас получится снизить скорость аккуратно и выровняться. Руль слишком сильно крутить тоже не надо.

Вспомните обучение в автошколе и правильное положение рук на руле. Используйте обе руки, а большие пальцы пусть лежат на ободе.


Правила езды в гололед

- Зимой не стоит брать во внимание самые высокие цифры скорости, разрешенные законом. Вы должны ехать медленнее. Если на дороге никого нет, проверьте тормозной путь.

- Изменяйте интенсивность езды.

- Помните о сцеплении. Если его выжать на заносе, то вращение уменьшиться.

- При экстремальном торможении Вам поможет ручник. Им всегда пользуются мастера экстремальной езды. Но без тренировки очень сложно правильно все сделать.

- Можно использовать чередование оборотов – высоких и низких. Выжимая сцепление, переключитесь на нейтралку. Чуть-чуть добавьте газа, опять сцепление – передачи необходимо поменять от последней к первой. С помощью такого приема можно уменьшить скорость или остановиться совсем.

- Для тех автовладельцев, у которых на машине задний привод, советуем учитывать, что когда скорость уменьшается, сцепление задней оси с дорогой становится хуже. Если Вы сможете быстро покрутить руль, риск снизиться. Когда автомобиль начнет заносить, дерните рулем в обратную сторону от заноса. И больше резких движений делать не нужно.

Приведенные рекомендации помогут Вам лучше ездить в гололед. Очень поможет прохождение курсов экстремального вождения. Но даже если Вы подчиняетесь правилам и водите очень аккуратно, помните, что на дороге есть и другие водители, которые могут вести себя иначе. Если есть возможность, переждите не несколько дней и поездите на общественном транспорте. Так безопаснее.

Читайте также: