Когда встретились водители маршруток

Обновлено: 02.07.2024

Устроиться водителем автобуса в донской столице несложно

Мы встречаемся с ними каждый день: в центре и на окраине Ростова, утром и вечером, по пути на работу и возвращаясь домой. Без них мы и не попадем на работу. Но что мы знаем об их жизни? Водитель ростовского автобуса рассказал, почему общественный транспорт часто попадает в ДТП и почему не работают кондиционеры. Чтоб не лишиться работы, он попросил не указывать свое имя.

Плачу, чтоб получить зарплату

Проблем с приемом на работу не было. Прошел медкомиссию и другие процедуры — все как положено. Мне дали автобус. Сначала работал на одном маршруте, потом перешел на другой.

У водителей есть план — мы должны привозить 9 тысяч рублей в день. Не довез тысячу рублей — появляется долг, который нужно оплатить. За невыполнение плана лишат премии — она 15 тысяч рублей. Обычно я из аванса докладываю свои деньги, чтоб выполнить план и получить нормальную зарплату.

Сложнее было работать, когда по городу ходили старые автобусы

Фото: Александр Подопригора

Работаю с 2015 года. Тогда еще ходили старые автобусы. Они часто ломались, это приводило к недовозам. В итоге в месяц получал всего 20–22 тысячи рублей. Сейчас на новых автобусах при работе по стандартному графику, два дня через два, зарабатываешь 30–32 тысячи рублей. Летом меньше: людей мало — сезон отпусков, все разъехались.

Во многих автобусах висят объявления о наборе на работу водителем. Обещают зарплату от 40 тысяч рублей. Это всего лишь обещания. Мои коллеги в шутку звонят по указанному номеру узнать, куда надо устроиться, чтоб столько зарабатывать. Им там отвечают, что они плохо работают. Говорят: будете довозить план — будет зарплата 40 тысяч. На самом деле, чтоб получить такие деньги, надо работать без выходных.

У всех рабочий день начинается в разное время: с пяти до семи часов утра. Я захожу в гараж, мне дают путевку, документы на машину и карту открытия смены. Прохожу медосмотр — меряют давление, проверяют на наличие алкоголя в крови. Дальше сажусь в автобус, проезжаю к механику, он осматривает машину. Все эти процедуры занимают минут 15.

Автобусы-душегубки

Недавно появились новые автобусы. И это хорошо: теперь водители не покупают запчасти за свой счет — все чинят по гарантии. Раньше приходилось брать за свой счет масло и какие-то детали. Магарычи мастерам давать. Они ведь тоже мало получают. Не заплатишь — машину сделают абы как, она опять сломается, и попадешь на деньги.

Старые автобусы были, как душегубки, но люди быстро привыкают к хорошему. Они часто спрашивают, почему мы не включаем кондиционеры. Поверьте, это делается не из вредности — нам тоже не хочется ехать в жаре. Просто выдают дополнительно на кондиционер пять литров солярки в сутки. А это очень мало, чтоб весь день ездить с включенным климат-контролем. Нужно минимум литров 10–20. Я недавно включил кондиционер, а через некоторое время заглох на дороге. Так что выбор: либо покупать топливо за свой счет, либо заглохнуть и не выполнить план.

С появлением новых автобусов водителям больше не приходится покупать запчасти за свой счет

Эксперимент автопарка, начатый в 2015 году в Екатеринбурге, оказался удачным.

Водителей-женщин на автобусы стали набирать только в 2015 году

Водителей-женщин на автобусы стали набирать только в 2015 году

Женщина за рулём автомобиля уже привычная всем картина. А вот женщина-водитель автобуса в России до сих пор диковинка.

В Екатеринбурге набирать представительниц слабого пола на автобусы стали только в 2015 году. Как объяснили в МОАП, мужчины не шли работать на автобусные маршруты, и кадровую проблему попробовали решить за счёт дам.

До 2015 года на автобусном маршруте работала одна-единственная женщина — Людмила Яковлева, которая пришла работать в 1957 году и провела за рулём почти 40 лет, причём разрешение стать водителем автобуса она выбивала через Министерство транспорта СССР. Сегодня из 636 водителей городских автобусов 9 женщин. Почти все они раньше водили троллейбусы, но теперь решили пересесть на транспорт потяжелее.

Галина Блинова работает на автобусе N 1 и ездит между Кольцово и железнодорожным вокзалом

Основная часть коллектива нас приняла хорошо. Конечно, ещё остались закоренелые мужчины, убеждённые в том, что женщина за рулём автобуса — это аномалия. Просто они никогда не сидели за рулём троллейбуса и не понимают, что это гораздо сложнее, чем управлять автобусом.

В кабине автобуса Ольга Скаредина изо всех сил наводит уют: на полу — коврик, на ногах — тапочки


№0 | Вероника Антонова20 писал(а):
Здравствуйте. Недавно заметила странное поведение маршрутчика. Я на работу еду только 2 маршрутками и на одной из них часто на смене один маршрутчик. Он на меня всегда смотрит и улыбается когда деньги передаю. И почти каждый раз когда я выхожу из маршрутки, то он мне сигналит. Я иногда улыбнусь в ответ, но ничего больше. На вид водителю примерно лет 27. Как вы думаете зачем он себя так страння ведет? Я думаю, если бы я ему нравилась, то он бы познакомился.

здравствуйте!
А на мой взгляд, ничего странного в его поведении нет)
Скорее всего , Вы ему симпатичны и он Вас узнает, сигналит , чтобы внимание привлечь, может приветствует)

Водителям маршруток достается по полной. Есть те, кто выделяет их в отдельную категорию и называет одними из самых недисциплинированных участников дорожного движения. Иной раз по делу, что и говорить. Мы пригласили в редакцию нашего читателя Анатолия (имя по понятным причинам изменено). Он профессионал, не один год проработавший водителем маршрутного такси в Минске. Мужчина согласился, никого не оправдывая, по-честному рассказать, как устроен бизнес пассажирских перевозок в столице.

Заповеди маршрутчика

Не воруй пассажиров

— Все очень просто. Человек устраивается на работу. Да, у него должны быть права, медицинская справка, опыт вождения — все как положено. Многие прежде водили автобусы, фуры, такси — не важно. Всем говорят одно и то же: забудьте то, что вы знали — здесь все совсем по-другому. Я могу только подтвердить: маршрутка — это не похоже ни на что. В свой первый день, помню, я взмок от напряжения.


У этого человека твердый взгляд, он из тех, кто прямо и без особых раздумий отвечает на вопросы. Несколько лет за рулем маршрутки, сотни километров, сотни пассажиров изо дня в день. И гонка в городских условиях.

— С первого дня, когда ты садишься за руль микроавтобуса, у тебя появляется график работы. Определены контрольные точки — это остановки, но не все подряд, как, например, у автобусов — все гораздо серьезнее. Задано время для каждой контрольной точки, а их может быть и 20 на одном маршруте. И водитель должен, нет, лучше сказать обязан, четко соблюдать свое расписание. Вне зависимости от состояния дороги, пробок, времени суток и количества пассажиров. График — это табу.

Прибывая в контрольную точку по графику, ты подбираешь своих пассажиров. Много их или мало — как карта ляжет. Сели, например, на остановке три человека. Если ты идешь с опозданием даже на минуту — на остановку могут прийти еще пассажиры. И к тебе в машину садятся не трое, а пятеро. Но вот эти двое дополнительных — они не твои.

Доходит, казалось бы, до абсурда. Анатолий рассказал, что очень часто водителю выгоднее пропустить остановку либо вообще при первой возможности срезать дорогу до следующей контрольной точки, лишь бы не выбиться из графика.

— У каждого водителя есть планшет, и программное обеспечение позволяет отслеживать другие машины. Если водитель видит, что автомобиль перед ним отклоняется от графика и подбирает его пассажиров — будут проблемы. Ты можешь приехать на остановку раньше, можешь вообще никого не подбирать по дороге, можешь пропустить часть пути — формально это запрещено, но на подобные огрехи чаще всего закрывают глаза. Лучше пожертвовать одной-двумя остановками, но остаться в рамках графика. Проблемы будут в том случае, если ты не укладываешься в отведенное время.


Это очень любопытный момент. Мужчина рассказал, что за опоздание наказание последует не столько от начальства, сколько от коллеги-водителя, который едет следом. Приоритет имеют межличностные отношения — прямые и жесткие, как плохие сиденья в тех самых микроавтобусах. Распространена, к примеру, такая форма штрафов: опаздываешь — оплачивай салон. Это значит, что водитель, выбившийся из графика, должен возместить своему коллеге, который теряет пассажиров, стоимость билетов на все сидячие места в его маршрутке. Чаще всего это порядка 15—20 рублей, которые приходится выкладывать из собственного кармана. Можно спорить, но, как правило, это только усугубляет ситуацию.

— Проблемы решаются и по-другому. Один сигнал начальству, другой, третий — и либо тебя переведут на другой маршрут, либо предпочтут с тобой расстаться. Значит, не справляешься. Новичку поначалу еще могут что-то простить, потому что молодой и зеленый. Но очень быстро этот период заканчивается — либо справляешься, либо нет.


Нельзя нарушать только график, ПДД не имеют значения

Со стороны кажется, что водители маршрутных такси считают возможным пренебрегать некоторыми пунктами ПДД. Возможно, есть какой-то негласный перечень того, на что можно закрывать глаза?

— Нельзя нарушать только график, ПДД не имеют значения, — прямо говорит Анатолий. — Конечно, желательно, чтобы ГАИ не штрафовала, это в твоих собственных интересах. Но здесь уж как получится. Главное — время. А ехать можно и 100 км/ч, и 120 км/ч.

Превышение скорости — одно из самых распространенных нарушений.

— Какой был максимум по городу?

— Ой! [Смеется.] Давайте какой-нибудь другой вопрос.

Есть и другой, про количество пассажиров в транспортном средстве. Очень часто оно превышает количество предусмотренных мест.

— Можно везти хоть одного пассажира, хоть сто одного — сколько поместится в машину. Чаще всего в микроавтобус, где 15 сидений, вмещается еще столько же человек стоя. Да, водитель впускает людей на свой страх и риск. Это и безопасность, и инспекторы могут оштрафовать. Но это же и деньги. Можно везти, а можно не везти — решаешь сам.


Работает это так: ежедневно водитель обязан выполнить план — допустим, 100 чеков. Он столько и выбивает, иногда чуть больше. Остальное — чистый заработок. Соответственно, прибыль будет больше, если взять больше пассажиров. Тех это тоже полностью устраивает.

— Пассажиры едут добровольно. Да что там: на коленях готовы сидеть, только вези! А мне что — это же деньги, хоть лежа устраивайтесь.

Да и отказать — целая проблема. Проводит, например, ГАИ рейдовые мероприятия. Соответственно, все водители об этом знают и едут как положено.

На памяти водителя не было ни одного случая, чтобы кто-то из пассажиров пожаловался на то, что маршрутчик вез слишком много людей.


— Да и без этого у каждого водителя маршрутки хватает нарушений. И штрафуют, и прав лишают. Ну а что поделать: это неизбежно в тех условиях, в которых приходится работать. Нужно просто смириться, констатирует Анатолий.

Будь на связи

При этом отношения между водителями чаще всего если не дружеские, то по крайней мере ровные, рабочие.

— Мы должны быть на связи с машиной, которая едет впереди, и с машиной, которая движется сзади. Дорожная обстановка, будь то пробки или ремонт, прочие неожиданности — все это оперативно передается от автомобиля к автомобилю. Ты, а также тот, кто впереди, и тот, кто сзади — это звено, это святое, вы постоянно общаетесь.


Отсюда и регулярные разговоры по телефону за рулем, а вот это нарушение пассажиры не прощают.

Читайте также: