Ламповый овердрайв своими руками

Обновлено: 30.06.2024

Звук перегруженных ламповых усилителей, различных по своему исполнению, используется в создании того многообразия фирменного звука, которое можно услышать на современных записях. Единственная проблема, которая встает при создании такого звука, такая, что перегрузка возникает только при определенном уровне громкости (обычно довольно большом). Эту проблему можно решить различными способами.

М ожно для регулирования громкости использовать фиктивные нагрузки (в лучшем случае эмулирующие не только активное, но и реактивное сопротивление динамика). Они дают возможность музыканту использовать один усилитель в различных случаях, устанавливая желательный уровень громкости. Другой вариант получения перегрузки на желательном уровне громкости - это использование ряда усилителей, что подходит только редким богатым музыкантам. Есть еще один способ получить такой звук.

История попыток воссоздать необходимый звук перегруженных усилителей на основе различных нелинейных предусилителей достаточно велика. Когда музыкант тестирует одно из этих устройств, то первое впечатление формируется исходя из характера перегрузки и тембра полученного сигнала. Также музыканты обращают внимание на достаточную гибкость средств управления и возможность приспособить данное устройство к своим вкусам.Основные типы перегрузки обычно делят на мягкое и жесткое ограничение сигнала.

Мягкое ограничение.

Э тот тип пергрузки обычно называют "овердрайвом" (overdrive). При таком ограничении его уровень обратно пропорционален уровню входного сигнала. Это обычно достигается встречно-параллельным включением кремниевых диодов в цепь ООС операционного усилителя. Также используются германиевые или светодиоды, включенные встречно-параллельно и замыкающие выход операционного усилителя на землю.

Жесткое ограничение.

О бычно называют "дистошн" (distortion). При таком ограничении уровень сигнала ограничивается внутри некоего диапазона. Это осуществляется заземлением выхода операционного усилителя кремниевыми диодами, включенными встречно-параллельно. Это похоже на вышеописанную цепь, только использутся кремниевые диоды вместо германиевых или светодиодов.

Также существуют и другие критерии, на которые обращают внимание (может и не в первую очередь) музыканты, когда выбирают такие устройства.

Возможность сохранения оригинального тембра инструмента.

Различные комбинации звукоснимателей электрогитары дают различный, четко распознаваемый звук используемого инструмента. Но применение овердрайва маскирует эти различия до некоторой степени. Однако музыканты многих стилей предпочитают сохранять характерное звучание инструмента, насколько это возможно.

Интермодуляционные искажения.

Т акже при ограничении сигнала происходят интермодуляционные искажения, когда две или более нот исполняются одновременно. Для двух нот, интермодуляционные искажения добовляют ноту с частотой, равной разности частот исполняемых нот. А для аккорда, где звучит до 6 нот, число этих нот, определяемых комбинацией нот аккорда, много больше, что влечет за собой существенное изменение оригинального тембра инструмента.

С другой стороны, это желательно в тех случаях, когда исполняются мощные аккорды, потому что в этом случае, интермодуляционные искажения добавляют ноты, которые созвучны с аккордом. Для других же ситуаций, когда музыкант хочет удержать одну ноту и подтянуть (плавно увеличить высоту тона) другую, генерируются невнятно звучащие басовые ноты, которые, обычно, совершенно нежелательны. Этот эффект может быть до некоторой степени ослаблен уменьшением уровня басов на входе ограничителя.

Сустейн против динамики.

О дна из ключевых желательных особенностей овердрайва заключается в увеличении сустейна (времени звучания) инструмента, однако, слишком большой сустейн разрушает динамику. Музыканты используют звук овердрайва для исполнения соло. Они желают иметь возможность уменьшать уровень искажений операционного усилителя, чтобы получить чистый звук инструмента для игры аккордами. В лучших конструкцях существует разумный компромисс между сустейном и динамикой.

Компенсация частоты.

П оскольку цепь овердрайва включается между гитарой и темброблоком, то не производится компенсация пониженных высоких частот. Также на входе овердрайва обычно "заваливают" басы. Было бы логично повысить басовые звуки после овердрайва, но это делает интермодуляционные искажения более заметными, так что это редко используется.

Цепь овердрайва добавляет высоких частот звуку, потому что она нелинейна. Они должны быть отсечены, чтобы сохранить некоторое подобие полученного тембра с тембром необработанного сигнала, и также необходима возможность регулировать уровень высоких частот в целом. Большинство музыкантов предпочитают чтобы эта возможность была, чтобы приспособить полученный звук к своим вкусам.

Здесь приведена схема, которая удовлетворяет описанным выше пожеланиям. Не стесняйтесь экспериментировать с ее компонентами. Например, использование конденсаторов меньших значений в регуляторе тембра (в схеме их значение 0. 0068uF) даст более яркий звук, и наоборот. Если движок регулятора тембра находится около конденсатора слева, то звук насыщен высокими частотами. В противоположном положении мы получаем звук с насыщенными низами. В качестве операционного усилителя подойдет любой малошумящий операционный усилитель типа TL072 (К157УД2). А диоды можно взять КД503Б.

02.12.2010, Nordewind
Я конечно не спец, но тоже долго бился над этим выходом в +9, я пока собирал эту тему из расчёта что этого выхода нет, и пускал на питание микрухи +4,5, однако дисторшн работал только при неимоверном ударе по струнам, и сустейна не было совсем, как на критическом нойсгейте. Подозреваю, что этот выход идёт на плюс питания микрухи, советую попробовать сделать именно так.

09.07.2010, SayMAN
доц. арончик, ассиметричное ограничение в овердрайвах и дистах является \"закос под лампу\", чтоб обогатить звук четными гармониками. Сам по себе \"овердрайв\" - понимается гитаристами как легкий перегруз с некоторым сохранением динамики. Под дистом - совсем глубокий перегруз, с практически полной потерей динамики. Четкой границы между овером и дистом нет. Но вот тип ограничения \"мягкий\" или \"жесткий\" - это уже дело вкуса. А вот час

12.06.2010, ZeRoN
Может я слепой, но я хоть убей не вижу куда втыкать +9V ибо, выход его есть, со втрелкой, а входа не вижу -_-

20.03.2010, доц. арончик
Гражданин слабо ориентируется в теме. Во-первых в \"овердрайве\" используется асимметричное ограничение (два послед. диода в одну сторону, один- в другую: гадом буду, разбирал сто раз boss tubeskreamer-ibanez и др.). Во-вторых необходимы частотные фильтры hi-cut после исказителей, иначе \"зурнит\". В-третьих на схемах необозначены места соединения- нет точек. НЕЗАЧОТ. придете еще раз.

Шли дни, летели недели. Кусочек за кусочком вырисовывалась схема.

Корпус

Транформатор

image

Оговорюсь сразу, что было испробовано много трансформаторов, но самым адекватным по цене и габаритам оказался Транслед (не сочтите за рекламу).

Выбирал силовой трансформатор по следующим параметрам:
3 лампы — 12ax7, коммутация и индикация.

Итого имеем:
1. Обмотка на 6-15 вольт для питания накала ламп и коммутации.
2. Обмотка высоковольтная, для питания анодов ламп.

Открываем даташит лампы 12ax7 EH и видим:
Накал (heater) — 150ma(12,6v) или 300ma(6,3v)
Анод (Anode) — 10ma.
Индикация и коммутация — 200ma.

Итого минимум:
С запасом:

Обмотка 6,3v — не менее 1,8A
Обмотка 260-300v — 50ma

Совет:

Блок питания

В ходе долгих исследований, пришел к выводу, что питание накала (для hi-gain) усилителей обязательно должно быть стабилизированным, выпрямленным. Для своего предусилителя, я использовал блок питания на основе регулируемого стабилизатора напряжения Lm317T.


image

Компоненты

Лампы

Абсолютно любые 12ax7. Лично я, предпочитаю 12ax7 EH для плотного, средне читаемого перегруза. 12ax7 Tung Sol для чистого канала или в миксе с EH для большей детализации в районе высокой середины и высоких частот на перегрузе.

Печатные платы и технология их изготовления

image

Сказать честно? Всю ламповую технику желательно изготавливать на turret board.Но в силу того, что мы изготавливаем не hi-end — сойдут и старые добрые печатные платы на основе фольгированного текстолита. Для ламповых схем я использую односторонний, полутора миллиметровый текстолит, с самым толстым слоем медной фольги.
Как правило заготовку (трафорет) печатной платы распечатываю на прозрачной пленке.
Зачищаю мелкой наждачкой текстолитовую пластину с фольгой, мою с мылой под проточной водой, обезжириваю, вытираю — насухо.
Распыляю на поверхность равномерным слоем POSITIVE 20 и укладываю в темное место сушиться.
Через часов 5-7 укладываю трафарет и засвечиваю через плексигласовое стекло 150 ваттным галогеновым прожектором 1,2-1,5 часа.

Далее развожу 7г гидроокиси натрия на литр теплой воды, перемешиваю. Кидаю туда нашу засвеченную плату и мешаю воду чтобы активнее происходило растворение засвеченного фоторезиста. В простонародии -проявляю плату.


Далее берем лоток, заливаем кипятком, кидаем хлорное железо и вытравливаем плату.
По окончанию процедуры, сверлим отверстия и проводим сеанс запаивания элементов.

Сборка в корпуcе и советы по настройке

image

Простые правила по сборке:


Надеюсь не сильно Вас уморил длинной статьей. Возникнут вопросы — пишите.
Чуть не забыл… Тайна заключалась в том, что новое — хорошо забытое старое. Krankenstein оказался 90% копией маршала, c почти не заметными изменениями в предусилителе и оконечником на 6L6 WGC.

Ссылки


Архив со схемами и печаткой сделанной в sprint layout 5
Видео (Distortion chanel) Играл и записывал — друг.
Видео (Clean chanel)
Аудио Писал в линию. Карта Focusrite saffire.

  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

ЛАМПОВЫЙ БАСОВЫЙ ОВЕРДРАЙВ Нужна схема мощного басового овердрайва на лампах

Добрый день.
Для поддержания guitar-gear необходимо пара килорублей. Всем небезразличным просьба воспользоваться формой Я.Деньги
Проверь свой e-mail на валидность!!
В редактор добавлена кнопка "Спойлер" для выкладки больших изображений, всех игнорирующих эту возможность ждет наказание.

Ленивые моются, не ленивые чешутся.

Изображение

Очень жду твоих впечатлений. Тоже думаю собрать.

Заценил семплы - че-т совсем мало грузит :((((

Насколько я знаю, без ручки Бленд нормального звука для баса не получить. Тем более проходные ёмкости в Энгле совсем же ж не для басу

Для получения более жёсткого перегруза можно пропорционально (для сохранения тембра) увеличить конденсаторы C12 и C13.

Попробовал, вот что вышло
Engl_Bass.mp3 (676К)
Количество загрузок:1180
Канал кранч средний гейн, потом максимальный гейн, потом так же на лёаде. Басс корейский Ебанез.
За сохранность вашей психики аФтор ответственности не несет.

Ленивые моются, не ленивые чешутся.

Изображение

Если вы про версию 1,3 , то

Попробовал, вот что вышло
Engl_Bass.mp3
Канал кранч средний гейн, потом максимальный гейн, потом так же на лёаде. Басс корейский Ебанез.
За сохранность вашей психики аФтор ответственности не несет.

Чем больше у гитариста кнопочек/крутилочек - тем позже начинается репа.
****************************************************************
Жопа - универсальный интерфейс!
Через неё можно сделать обсолютно любую вещь!

Радио со звуков , с преда фон, с питаловом надо поработать. Так что за просочившуюся сюда попсню не бейте ногами

Ленивые моются, не ленивые чешутся.

Изображение

НУ ВОТ ,сегодня собрал один из предложеных схем,а точнее ту ,что на одной лампе (V.1.451) Довольно таки неплохой двухполосный эквалайзер!Высокие и низкие частоты можно как поднять ,так и завалить !Играл через него на E-Piano и органе огонь)))))на питание у меня 190 V ,так что пришлось анодный резистр поставить 15кОм,вместо 100кОм.чтобы грязи поменьше стало.А вот какую роль играет в схеме кондер C9 (1uF)?Я вместо него поставил 470 нано т.к. не было. ((на выходных возьму на репу ,включу в нее басуху.

я думаю та ,что на одной лампе (V.1.451) неплохо будет смотрется как пред для ТДА2005 под бас.
можно и 2 ламповую замутить, вот только ли хватит питалова в 250 в?

  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

ЛАМПОВЫЙ БАСОВЫЙ ОВЕРДРАЙВ Нужна схема мощного басового овердрайва на лампах

Добрый день.
Для поддержания guitar-gear необходимо пара килорублей. Всем небезразличным просьба воспользоваться формой Я.Деньги
Проверь свой e-mail на валидность!!
В редактор добавлена кнопка "Спойлер" для выкладки больших изображений, всех игнорирующих эту возможность ждет наказание.

Ленивые моются, не ленивые чешутся.

Изображение

Очень жду твоих впечатлений. Тоже думаю собрать.

Заценил семплы - че-т совсем мало грузит :((((

Насколько я знаю, без ручки Бленд нормального звука для баса не получить. Тем более проходные ёмкости в Энгле совсем же ж не для басу

Для получения более жёсткого перегруза можно пропорционально (для сохранения тембра) увеличить конденсаторы C12 и C13.

Попробовал, вот что вышло
Engl_Bass.mp3 (676К)
Количество загрузок:1180
Канал кранч средний гейн, потом максимальный гейн, потом так же на лёаде. Басс корейский Ебанез.
За сохранность вашей психики аФтор ответственности не несет.

Ленивые моются, не ленивые чешутся.

Изображение

Если вы про версию 1,3 , то

Попробовал, вот что вышло
Engl_Bass.mp3
Канал кранч средний гейн, потом максимальный гейн, потом так же на лёаде. Басс корейский Ебанез.
За сохранность вашей психики аФтор ответственности не несет.

Чем больше у гитариста кнопочек/крутилочек - тем позже начинается репа.
****************************************************************
Жопа - универсальный интерфейс!
Через неё можно сделать обсолютно любую вещь!

Радио со звуков , с преда фон, с питаловом надо поработать. Так что за просочившуюся сюда попсню не бейте ногами

Ленивые моются, не ленивые чешутся.

Изображение

НУ ВОТ ,сегодня собрал один из предложеных схем,а точнее ту ,что на одной лампе (V.1.451) Довольно таки неплохой двухполосный эквалайзер!Высокие и низкие частоты можно как поднять ,так и завалить !Играл через него на E-Piano и органе огонь)))))на питание у меня 190 V ,так что пришлось анодный резистр поставить 15кОм,вместо 100кОм.чтобы грязи поменьше стало.А вот какую роль играет в схеме кондер C9 (1uF)?Я вместо него поставил 470 нано т.к. не было. ((на выходных возьму на репу ,включу в нее басуху.

я думаю та ,что на одной лампе (V.1.451) неплохо будет смотрется как пред для ТДА2005 под бас.
можно и 2 ламповую замутить, вот только ли хватит питалова в 250 в?

Читайте также: