Маркировка на этикетках шин

Обновлено: 02.07.2024

В прошлом году исполнилось 115 лет, как компания Goodyear делает шины, но не будет преувеличением сказать, что даже спустя столько лет большинству обывателей шина по-прежнему представляется чем-то однородным, круглым и черным. На самом же деле шина гораздо сложнее. И прежде чем говорить о маркировке, обозначениях и подборе шин с новыми этикетками, хотелось бы вкратце пройтись по тому, что же такое шина, как она делается и какие свойства присущи этому весьма непростому изделию.

Как и из чего это сделано?

Механически шина — это эластичная оболочка, которая способна удерживать воздух под давлением, структурно – высокотехнологичная композитная конструкция, а химически – набор материалов, состоящих из длинных цепочек макромолекул. Причем даже в наши дни производство шин сохранило некоторые архаичные операции. Например, тот же процесс получения натурального каучука не изменился со времен конкистадоров: сок по-прежнему собирают через надрезы в коре дерева гевеи. Натуральный и искусственный каучук поступает на производство, где происходит смешение с другими компонентами – сажей, серой, кремниевыми соединениями.

На участке резиносмешения все компоненты загружаются в миксер и измельчаются. Но просто связать каучук, поступающий в виде малоэластичных брикетов, мелкодисперсионную сажу, серу и силику в гомогенную смесь, из которой изготавливают протектор, трудно. Для этого добавляются масла и различные химикаты. На выходе получается масса, которая продавливается между валами. Результат – полотно сырой резины.

Из вышеперечисленных наполнителей крайне важным компонентом является силика. Это осажденная кремниевая кислота, которая поступает на шинное производство в виде порошкообразного вещества грязно-белого цвета. Силика была открыта еще в конце 1950-х, но не использовалась по причине дороговизны. Другим ограничением была необходимость использовать в процессе резиносмешения специальное и очень недешевое оборудование.

Появление мощных и быстрых автомобилей, а также мода на экологию сделали применение силики необходимостью – ее введение в состав смеси резко повышает характеристики энергоэффективности (сопротивление качению) и сцепления протектора на мокрой дороге. Кроме того, в зимних шинах она повышает эластичность при низких температурах. Благодаря использованию силики сопротивление качению в современных шинах за последние 10 лет улучшилось на 25%, что вылилось в снижение расхода топлива до 5%.
Помимо совершенствования рецептур и геометрии протектора эволюция в шинном производстве идет в области совершенствования процесса сборки шины и выражается в увеличении автоматизации. Но полностью автоматические линии пока еще очень дороги.

Но вернемся к изготовлению нашей шины. В процессе сборки объединяются ее основные элементы. Их пять: каркас с одним или несколькими слоями обрезиненного корда с резиновыми прослойками; боковина – наружная резиновая деталь шины, предохраняющая от боковых наружных повреждений; борт — жесткая часть шины, обеспечивающая ее крепление на ободе колеса. Это очень важная часть современной бескамерной шины, которая отвечает за абсолютную герметичность шины в месте контакта с диском. Еще одна составляющая — протектор — представляет собой наружную резиновую беговую часть шины с рисунком. Между каркасом и протектором расположена незаметная, но очень важная деталь – брекер. От него зависит не только защита каркаса от ударных нагрузок при движении, но и распределение пятна контакта.

Выглядит процесс сборки шины вот так.

После сборки шина поступает в вулканизационный пресс. Притом что у шин, используемых в разных отраслях, своя специфика, существует единственный общий для всех шин – от маленькой для скутера до огромной шины карьерного самосвала — процесс. Это вулканизация, открытая в 1839 году Чарльзом Гудьиром. Именно вулканизация — превращение каучука в резину, осуществляемое с участием серы, органических пероксидов, некоторых синтетических смол или под действием ионизирующей радиации, сделала возможным создание современных шин и многих резино-технических изделий. Именно она подарила им такие характеристики, как прочность, твердость, эластичность, тепло- и морозоустойчивость, способность сопротивляться воздействию органических растворителей. Процесс, в ходе которого происходит получение абсолютно новых свойств каучука и серы, практически не изменился за все годы существования.

Что написано на шине?

Но если знание о том, как изготавливают шины, полезно в основном для общей эрудиции, то вот разбираться в написанном на их боковинах полезно даже самому далекому от техники автовладельцу. Что же означает комбинация букв и цифр, подобная, например, вот этой:

195/65 R 15 91 H TL
91H•TL•DOT. 396?

Первая цифра — 195. Типичное заблуждение — называть этот показатель шириной протектора. На самом деле речь идет о ширине профиля шины, указанном в миллиметрах. В свою очередь цифра 65 означает отнюдь не высоту протектора, а отношение высоты профиля шины к его ширине в процентах. Латинская R описывает не радиус, как думают многие, а конструкцию шины (R = радиальная). Первоначально все шины использовали диагональную конструкцию, при которой нити корда в слоях каркаса идут от борта к борту по диагонали. Несмотря на то, что такие шины дешевле в производстве и проще в ремонте, большинство из них сегодня выполнены с радиальной конструкцией, изобретенной и запатентованной в 1914 году Г.Х. Гамильтоном и Т. Слопером. В радиальной шине нити корда в слоях каркаса не перекрещиваются, а направлены от борта к борту. Серийное производство таких шин разрабатывалось компанией Michelin с 1939 года, а Goodyear — с 1950-х годов. Тогда же эти шины начали массово поступать на рынок.


Новые этикетки для шин в ЕС: больше информации, более лёгкий выбор

Первого мая 2021 года в Европе введена в действие новая система маркировки шин, которая предоставит потребителям более полную информацию о свойствах конкретных моделей.

Новые евроэтикетки образца 2021 по-прежнему предоставляют базовую информацию с показателями шин (её указывают производители и она может не совпадать с результатами, полученными в ходе независимых тестов шин). Вместе с тем на них появились несколько интересных дополнений. Впрочем, новая евромаркировка, не успев появиться на прилавках, уже вызвала критику в свой адрес.

Что меняется в евромаркировке шин в 2021 году?

На новых евроэтикетках (по сравнению со старыми этикетками, действовавшими последние 9 лет) изменён дизайн, добавлена информация о бренде, названии модели и типоразмере шин, выделен артикул и QR-код.

Помимо этого упрощена классификация сопротивления качению и характеристик торможения на мокрой дороге, а уровень шума будет отображаться в как в децибелах, так и буквах (A, B или C).


С мая 2021 года новые евроэтикетки станут доступны и для шин, предназначенных для тяжёлых коммерческих автомобилей (класс C3). А вот шипованные шины, как и шины с восстановленным протектором пока обойдутся без евромаркировки образца 2021 года.

Еврорегуляторы вспомнили про зимние шины

Помимо привычной информации об уровне сцепных свойств шин на мокрой дороге, энергоэффективности и шума, евромаркировка шин образца 2021 года даст возможность узнать соответствуют ли сцепные свойства выбранных шин на снегу стандартам ЕС, а также обеспечивают ли они необходимый уровень сцепления на льду в соответствии с новым стандартом ISO.

Для шин, эксплуатация которых возможна зимой, в нижней части этикетки будут добавлены иконки, обозначающие уровень сцепления на снегу — пиктограмма 3PMSF (гора с тремя вершинами и снежинка на её фоне) и на льду — пиктограмма Ice Grip (гора с обледеневшим пиком). Комбинация этих символов подскажет потребителю как со снегом и льдом справится шина.


I — уровень шума, II — символ 3PMSF, III — символ Ice Grip

Сдвиг шкалы оценок (A-E)

На новых этикетках оценки от A до C останутся без изменений. Однако шины классов C1 и C2 (для легковых автомобилей и фургонов соответственно), ранее отнесенные к классу E по сопротивлению качению и сцеплению на мокрой дороге, перейдут в класс D, который ранее был пустым. А шины, ранее представлявшие классы F и G, будут отнесены к классу E. Благодаря этому новшеству градация шин будет более чёткой и простой в интерпретации. Но именно это упрощение и вызвало в свой адрес критику.


QR-код и публичная база данных EPREL

Потребители смогут загрузить дополнительную информацию о каждой шине, отсканировав QR-код, расположенный в правом верхнем углу этикетки. QR-код содержит ссылку на базу данных EPREL (аббр. от European Energy Label Register), где находится информационный лист продукта.

На листе продукта показаны все значения этикеток для конкретной шины, а также начало и конец производства этой модели, говорит технический специалист Shina Guide. Все информационные листы продукта, а также присвоение соответствующего класса этикеток, вносятся в базу данных EPREL индивидуально производителем шин.

Причины введения новых евроэтикеток шин в 2021 году

Новая евромаркировка шин призвана помочь покупателям в ЕС выбирать более экономичные шины, а также получать информацию о тормозных свойствах.

Как для конечных пользователей, так и для операторов автопарка выбор шин с более низким сопротивлением качению может означать значительную экономию затрат на топливо, а также более низкие выбросы CO2.

В конечном итоге, по задумке регуляторов ЕС, точная информация о сцеплении на мокрой дороге повысит безопасность дорожного движения, а информация о шуме минимизирует шумовое загрязнение от дорожного движения.

Критика

Фридрих Эппель (Friedrich Eppel), эксперт австрийского автомобильного клуба ÖAMTC, раскритиковал новую евромаркировку за поверхностность:

Не менее важным является и изменение характеристик шин по мере износа. Ведь все приведенные на евроэтикетке параметры применимы только к шинам в новом состоянии. А по мере использования (и даже хранения) характеристики шин изменяются.

Так или иначе потребители по-прежнему будут получать исчерпывающую информацию только через независимые тесты шин, а к данным евроэтикеток обращаться уже в случае отсутствия таковых для модели.

Читайте также: