Наиболее снижена работоспособность водителя ночью в период

Обновлено: 28.06.2024

Психофизические основы труда водителей

В процессе работы водитель находится во взаимодействии с автомобилем, дорогой и находящимися на ней и в придорожном пространстве объектами (транспортными средствами, неподвижными предметами) и пешеходами.

В современных условиях работа водителя осложняется из-за непрерывно возрастающих скоростей движения автомобилей и интенсивности транспортного потока.

Управляя автомобилем, водитель должен учитывать меняющиеся дорожные условия, обстановку движения и возникающую ситуацию, предвидеть опасность, возможность ошибки или нарушений правил дорожного движения другими водителями или пешеходами, своевременно изменять режимы движения автомобиля.

Поэтому для водителя автомобиля исключительное значение имеют внимательность, наблюдательность, глазомер, зрительная память, осторожность, осмотрительность, быстрота и точность реакции, способность оценивать обстановку движения и принимать меры, направленные на предотвращение происшествий.

Внимательность — это умение сосредоточить психическую деятельность на каком-либо объекте или действии. Внимание характеризуется количеством объектов, которые могут быть восприняты одновременно и достаточно ясно, умением сознательно и быстро переносить внимание с одних объектов на другие.

Наблюдение — один из способов познания, основанный на непосредственном восприятии предметов и явлений при помощи органов чувств.

Наблюдательность — это умение подмечать существенное в предметах и явлениях. Она особенно важна для водителя, в деятельности которого требуются быстрота и точность ориентировки.

Внимание водителя должно быть постоянно сосредоточено на обстановке движения. Он не должен отвлекаться и ослаблять свое внимание к изменяющейся обстановке и управлению автомобилем.

Водителю необходимо совершенствовать и развивать свою наблюдательность и зрительную память, быть осмотрительным и настороженным.

Осмотрительность —это умение наблюдать, умение обозреть окружающую обстановку полностью.

Настороженность — способность быть напряженно-внимательным, умение быстро оценивать окружающую обстановку.

В процессе управления автомобилем могут возникнуть ситуации, когда не остается времени на раздумья, а надо принимать решения.

Развитое чувство осмотрительности и настороженности обеспечивает своевременное обнаружение из многих обозреваемых объектов объекта опасности или препятствия, которые могут потребовать от водителя принятия необходимых мер.

Водителю требуется постоянно оценивать положение подвижных и неподвижных объектов, их удаленность друг от друга и от управляемого автомобиля.

Эти оценки осуществляются посредством познавательных процессов — восприятий, в основном зрительных и слуховых. При восприятии пространства для водителя исключительно важен глазомер, т. е. умение определять расстояние до элементов дороги и находящихся на ней объектов.

По перемещению поверхности дороги и различных неподвижных предметов водитель должен оценивать скорость и направление движения своего автомобиля и их изменения, длительность тех или иных промежутков времени, продолжительность действий и перемещений, совершаемых водителями других транспортных средств и пешеходами.

Глазомер позволяет водителю оценить обстановку при выезде на перекресток, выборе дистанции и интервала, объезде и обгоне, выезде из ворот и т. д.

При встрече с опасностью на дороге водитель должен быстро сообразить, как ее избежать без ущерба для других участников движения.

Время реакции водителя, т. е. время от начала восприятия опасности до начала действий водителя, направленных на ее устранение, является одним из важнейших факторов в обеспечении безопасности движения.

Под психомоторной реакцией понимается ответное действие на раздражение (изменение дорожной обстановки, сигнал).

В каждой психомоторной реакции различают скрытый период, т. е. время, протекающее от момента появления раздражителя до начала ответного действия, и период рабочих (мышечных) движений, т. е. время от начала движения до его завершения.

Реакции могут быть простые и сложные.

Простая реакция — это возможно быстрое ответное действие на заранее известный раздражитель, например быстрое нажатие на педаль тормоза при появлении красного света светофора, если водитель, ожидая появления сигнала, приготовился к торможению.

Сложная реакция — это, например, быстрое нажатие на педаль тормоза при появлении пешехода, но после выбора этого действия как наиболее целесообразного из других возможных (поворот рулевого колеса, изменение скорости движения, подача звукового сигнала). Сложная реакция требует значительно большего времени, чем простая.

Правильность, точность, скорость реакций и успешная работа водителя в целом определяются в огромной степени его эмоциональным состоянием, т. е. душевными переживаниями человека и его отношением к окружающей действительности.

Положительные эмоции благоприятно воздействуют на водителя: он спокоен, бодр и уверен в своих действиях.

Для водителя особенно важна способность правильно, точно и быстро действовать в напряженном состоянии, вызванном аварийной ситуацией.

При этом водитель должен проявлять волевые качества — самообладание и решительность.

Отрицательные эмоции (раздражение, возмущение, испуг), возникающие из-за неприятностей по работе или неурядиц в семье, угнетают психическое состояние человека. Поглощенный своими переживаниями водитель становится рассеянным, невнимательным и может допустить ошибки, приводящие к дорожно-транспортным происшествиям.

Способность не поддаваться растерянности и страху, точно и быстро действовать в сложной и опасной ситуации (эмоциональная устойчивость) является одним из важных качеств водителя автомобиля.

Большое влияние на способность водителя автомобиля быстро и безопасно ориентироваться в дорожной обстановке оказывает утомляемость , т. е. временное снижение работоспособности человека, наступающее в процессе работы.

Главными причинами, вызывающими утомление водителей, являются: продолжительность непрерывного вождения автомобиля; психологическое состояние водителя перед началом работы, зависящее от отдыха перед работой, общего самочувствия, настроения; монотонность и однообразие движений; плохая вентиляция, слишком высокая или низкая температура воздуха в кабине, шум, вибрации и др.

По мере развития утомления у водителя снижается внимательность, точность и координация движений при управлении автомобилем, увеличивается время ответной реакции на изменение дорожной обстановки.

Ровная однообразная дорога, монотонный шум двигателя, равномерные колебания вызывают сонливость. Водитель начинает дремать, а иногда и засыпает.

Моменты потери бдительности во время длительной езды чаще всего кратковременны. После мгновенного провала наступает период бодрствования. Однако именно в момент такой кратковременной потери бдительности возможно дорожно-транспортное происшествие.

При длительных поездках необходимо периодически делагь остановки, во время которых следует выйти из кабины и выполнить несколько физических упражнений.

Так как способность быстро ориентироваться в сложной обстановке и принимать необходимые меры предосторожности ухудшается при нарушении режима труда и переутомлении, важное значение для работоспособности водителя имеет правильная организация труда и отдыха, соблюдение им личной гигиены, своевременное и нормальное питание.

На психофизиологические функции водителя отрицательно влияет употребление алкоголя. У водителя, находящегося в степени опьянения, появляются излишняя самоуверенность, неосторожность, невнимательность.

Даже малая доля алкоголя увеличивает время реакции, сильно снижает точность действий. Заметно уменьшается точность восприятия, ухудшаются глазомер и переключение внимания с объекта на объект.

Следовательно, употребление алкоголя водителем перед работой и во время движения даже в минимальном количестве недопустимо.

Психофизиологическое состояние водителя автомобиля не сохраняется постоянным. Оно зависит от здоровья, возраста, стажа работы и тренированности.

Психическая деятельность водителя стимулируется поступающей информацией. Для оптимального протекания психических процессов необходим оптимальный уровень информационной нагрузки. Избыток или недостаток информации способствует развитию утомления.

Работоспособность водителя

Другие рефераты по предмету


ЗАВИСИМОСТЬ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ОТ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ВОДИТЕЛЕЙ

Для повышения безопасности дорожного движения большое значение имеет предупреждение случаев управления автомобилем в болезненном состоянии. У больного водителя снижается работоспособность, что нередко приводит к ошибкам и ДТП. Однако водители, зная, что управление автомобилем в болезненном состоянии является нарушением Правил дорожного движения и в случае ДТП может усугубить их вину, обычно скрывают это при расследовании, а медицинская экспертиза при отсутствии жалоб со стороны водителя проводится крайне редко. В результате причины таких ДТП часто остаются нераскрытыми, что не позволяет установить их истинное значение в общей транспортной аварийности. Установлена прямая зависимость между состоянием здоровья водителей и безопасностью дорожного движения.
Исследования французских ученых показали, что 6,8 % ДТП со смертельным
исходом происходит в результате физических недостатков, утомления и
обмороков водителей. Из 1300 случаев лишения водительских прав лиц,
нарушивших Правила дорожного движения, 150 водителей имели остроту зрения
ниже допустимой нормы, у 138 отмечалось повышенное артериальное давление,
42 страдало расстройством двигательных функций, 34 психическими
расстройствами, 31 диабетом, 14 сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Таким образом, 31,5 % водителей Франции, лишенных водительских прав в
результате нарушения ПДД, имели отклонения в состоянии здоровья. В США 4,2 % ДТП со смертельным исходом происходят в результате обмороков, утомления и физических недостатков водителей. В ФРГ из 12 млн чел., Имеющих водительские права, 70 тыс. больны диабетом заболеванием, при котором человек иногда внезапно теряет сознание. В Великобритании 1,2 2,4%, а в ФРГ 0,25 2,0% водителей, совершивших ДТП, страдали различными
хроническими заболеваниями. В нашей стране, по данным А. И. Вайсмана, вероятность совершения ДТП водителями с сердечно-сосудистыми заболеваниями возрастает на 10 %, с заболеваниями желудочно-кишечного тракта на 16 %, периферической нервной системы на 33 %. У 25 % водителей диагностирована гипертоническая болезнь, а среди всего мужского населения страны в возрасте до 40 лет этим заболеванием страдает лишь 13,4 %. При обследовании 4 тыс. водителей выявлено, что среднее число заболеваний водителей (на 100 чел.), выполняющих пассажирские перевозки, составляет 8,84 %, а водителей грузовых автомобилей 2,0%. Опрос 8 тыс. водителей показал, чт

Управление автомобилем в утомленном и болезненном состоянии

Все водители транспортных средств знают, что не всегда удается сесть за руль полностью отдохнувшим и выспавшимся, полностью работоспособным.

В тоже время практически каждый, кто столкнулся с переутомлением, понимает, что в утомленном состоянии водитель не может адекватно реагировать и принимать верные решения. Утомленное и болезненное состояние можно сравнить с состоянием водителя, употребившего алкогольные напитки, и говорить в данном случае о безопасности дорожного движения не приходится.

Пилот самолета, диспетчер, лицо, управляющее атомным реактором, никогда не допускаются до работы без осмотра медика, в тоже время многие из нас забывают, что водитель автомашины приравнивается к данной категории, так как управляет источником повышенной опасности для окружающих.

Если водитель находится в состоянии утомления , уровень безопасности движения существенно снижается – утомление негативно влияет практически на все основные функции восприятия человека, а также на некоторые психофизиологические характеристики.

В первую очередь страдает зрительное восприятие: утомленный водитель хуже видит удаленные или мелкие объекты на дороге, не может точно определить расстояние до того или иного объекта или оценить скорость движения остальных участников дорожного движения. Но ухудшается не только качество восприятия – утомление самым негативным образом влияет на его организацию: уставший человек медленнее переключает внимание с одного объекта на другой. Водитель, который управляет автомобилем в состоянии утомления , дольше, чем обычно, концентрирует внимание на отдельных встреченных им объектах, и медленнее реагирует на внезапные перемены ситуации на дороге.

Утомление способно также негативно воздействовать и на память человека – многие водители замечали, что в конце какой-либо длительной поездки они тратят намного большее количество времени не только на обнаружение сигнала, но и на его оценку, то есть на переработку полученной информации. В фазе утомления человек обычно проявляет два вида нежелательных реакций – как чрезмерно замедленные, так и чересчур быстрые.

Обычно утомление развивается во время длительных поездок за рулем и обнаруживает себя уже на 4-5 час вождения. Еще через пару часов утомление начинает ощущаться явно, а водители, которые сидят за рулем более 9 часов, поддерживают свой физический тонус уже исключительно собственными волевыми усилиями.

Если работоспособность водителя резко падает (такое, как правило, происходит во время длительных многочасовых поездок за рулем), опасность возникновения дорожно-транспортного происшествия значительно возрастает.

Водитель, чувствуя сонливость, может какое-то время преодолевать ее и достаточно надежно управлять автомобилем, но он должен знать, что засыпание может наступить внезапно и он этот момент может не заметить, что создает очень серьезную угрозу для безопасности дорожного движения. Поэтому, если у вас появилась сонливость за рулем, то бороться с ней на ходу не следует. Нужно остановиться и поспать непродолжительное время или проделать гимнастические упражнения. Только после снятия сонливости можно продолжать путь.

Характерным признаком наступающего утомления может служить появление, казалось бы, незначительных ошибочных действий: рассеянное внимание, желание выпрямиться, переменить позу. При таких признаках утомления необходимо немедленно прекратить движение. Первые признаки утомления, появившиеся после нескольких часов за рулем, не опасны для водителя и легко устраняются кратковременным отдыхом. Доказано, что при одном и том же времени отдыха несколько коротких перерывов значительно эффективнее одного продолжительного перерыва.

Сколько тяжелых автокатастроф происходит в мире из-за того, что водитель движущейся машины незаметно для самого себя задремал. В преддверии летних отпусков, а значит, долгой и порой утомительной дороги, хотим напомнить читателям, как распознать усталость и не допустить засыпания за рулем.

sleep

Во сне человек восстанавливает затраченную энергию. Сон — это циклический процесс, но и уровень бодрствования меняется от высокого, когда человек активен и деятелен, до низкого — дремоты, опасной для водителя.

Побороть сонливость можно только одним способом — остановить машину, как только представится возможность, и поспать (подремать) минимум 15–20 мин. Остальное — кофе, курение, громкая музыка, открывание окон — не действует, кто бы что ни говорил. Однако водитель может замедлить наступление предельной усталости, правильно подготовившись к поездке.

Всем водителям целесообразно:

И еще несколько простых рекомендаций.

Пассажирам, по возможности, следует создавать комфортные условия водителю: поддерживать беседу с разговорчивым человеком и, наоборот, не отвлекать молчуна.

Читайте также: