Нужен ли полис осаго если автомобиль не эксплуатируется

Обновлено: 02.07.2024

Со 2 января вступили в силу поправки в правила дорожного движения, которые освободили водителей, купивших электронный полис ОСАГО от необходимости возить с собой его распечатку на бумаге. Инспектору достаточно предъявить электронный полис на смартфоне или планшете.

Надо сказать, что такая норма действовала и до этого. Соответсвующие поправки в закон об ОСАГО вступили в силу еще в мае 2019 года. Однако правила дорожного движения исправлены не были. Поэтому возникали конфликты на дороге - инспекторы дорожно-патрульной службы требовали на дороге с водителей предъявить именно распечатку. А если ее не было - выписывали штраф за управление машиной без документов.

С этой ситуацией не раз приходилось разбираться Верховному суду. В итоге он даже в постановлении Пленума ВС четко прописал, что если водитель приобрел электронный полис, то возить с собой бумажную копию ему необязательно. Верховный суд напомнил, что правила дорожного движения утверждаются постановлением правительства. А закон имеет большую силу, чем постановление правительства. Следовательно, в ситуации, когда у водителя нет распечатки полиса, требуется руководствоваться законом об ОСАГО, а не правилами дорожного движения.

Однако не все сотрудники ГИБДД изучают постановление Пленума Верховного суда. В итоге конфликты на дорогах продолжались. Поэтому МВД и разработало поправки в правила дорожного движения.

В новом пункте Правил 2.1.1.1, так же как и в законе, прописано, что в случае если был заключен электронный договор, то предъявляется полис в виде электронного документа или его копия на бумажном носителе. Таким образом споров на дороге больше возникать по этому вопросу не должно. Теперь правила соответствуют закону об ОСАГО.

Регресс по ОСАГО с 1 марта 2021 года

В этой статье речь пойдет об изменении, которое будет внесено в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" с 1 марта 2021 года.

Суть его сводится к тому, что страховые компании получат дополнительный повод для предъявления регрессного требования к водители. Речь идет о ситуации, когда у водителя своевременно не пройден техосмотр. Рассмотрим данный вопрос подробнее.

Для начала хочу напомнить о том, что такое регрессное требование. Данный термин применяется в ситуации, когда водитель стал виновником дорожно-транспортного происшествия и должен возместить ущерб, причиненный другим участникам движения. По умолчанию такой ущерб возмещает страховая компания виновника.

Однако, если будет выяснено, что водитель допустил одно из серьезных нарушений, представленных в специальном списке, то страховая компания впоследствии потребует возместить ущерб от самого водителя. То есть страховка фактически не сработает.

Так вот, в этой статье рассматривается изменение закона "Об ОСАГО", которое вводит дополнительную ситуацию, когда страховая имеет право взыскать стоимость ремонта с самого водителя.

Регресс при отсутствии техосмотра у любого транспортного средства

Изменение внесено в часть 1 статьи 14 закона "Об обязательном страховании ТС":

Статья 14. Право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред

1. К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если:

и) на момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов;

и) на момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов, либо на момент наступления страхового случая, произошедшего вследствие неисправности транспортного средства, истек срок действия диагностической карты;

Подпункт "и" рассказывает о регрессном требовании за отсутствие техосмотра. С 1 марта 2021 года оно будет возможно в двух случаях:

1. Для легкового такси, автобуса, грузовика для перевозки пассажиров, транспортного средства для перевозки опасных грузов отсутствие диагностической карты автоматически приводит к регрессу. Причем не имеет значения причина, по которой произошло ДТП. Это требования действует и в настоящее время.

2. Для всех остальных транспортных средств (в том числе личных легковых автомобилей, всех грузовиков и т.д.) действует другое правило. Регресс возможен лишь в том случае, если диагностическая карта отсутствует и причиной ДТП стала неисправность транспортного средства.

Например, Андрей стал виновником ДТП. Он ехал на личном легковом автомобиле и не уступил дорогу другому автомобилю при перестроении. Машина Андрея не прошла технический осмотр, то есть не имеет действующей диагностической карты.

В этом случае причиной ДТП стало нарушение требований ПДД, поэтому регрессное требование страховая предъявить Андрею не сможет.

Другой пример. Борис ехал на личном легковом автомобиле и у машины на ходу отвалилось левое переднее колесо. Колесо продолжило движение и совершило столкновение со встречным автомобилем. У машины Бориса техосмотр не пройден.

В этом случае причиной ДТП стала техническая неисправность, то есть страховая сможет предъявить Борису регрессное требование. Соответственно, за ремонт чужого автомобиля Борис заплатит "из своего кармана".

На самом деле, основной причиной ДТП в России является именно нарушение требований правил дорожного движения. Аварии из-за технических неисправностей происходят не так уж часто. Да и техосмотр у большинства водителей пройден своевременно. Поэтому рассматриваемое сегодня нововведение не приведет к колоссальному увеличению исков страховых компаний к водителям.

Обратите внимание, в новом подпункте и речь идет о любых технических неисправностях. В том числе и о тех, которые на техосмотре не проверяются.

Кроме того, хочу напомнить, что если техосмотр автомобиля пройден, а причиной ДТП стала техническая неисправность, которая могла быть выявлена на техосмотре, то в этом случае страховая компания может предъявить регрессное требование к оператору технического осмотра.

Таким образом, с 1 марта 2021 года страховые компании получат право взыскивать возмещение практически за все ДТП, причиной которых стали технические неисправности. Если техосмотр не пройден, то за ДТП заплатит владелец автомобиля. Если техосмотр пройден, то за ДТП заплатит пункт технического осмотра.

Единственное исключение составляет ситуация, когда техосмотр пройден, а причиной аварии послужила неисправность, которую на техосмотре не проверяют. В этом случае ущерб возместит сама страховая компания.

В заключение хочу отметить, что если Вы всегда вовремя проходите техосмотр, то беспокоиться Вам не о чем. Рассматриваемое нововведение абсолютно никак на Вас не повлияет.

ВОПРОС: Страховая компания при заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств требует от меня предоставить автомобиль для осмотра в другом районе города, с чем я не согласен. Вправе ли страховая компания в связи с моим несогласием отказать в заключении договора?

Кроме того, согласно п.1.7 Правил при недостижении соглашения относительно места осмотра транспортного средства или в случае составления договора обязательного страхования в виде электронного документа осмотр транспортного средства страховщиком не проводится.

Таким образом, страховая компания не вправе отказать Вам в заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств лишь на том основании, что между Вами и страховщиком не достигнуто соглашение относительно места осмотра транспортного средства.

В России много лет действует закон, по которому страхование ответственности водителя за ДТП обязательно. Однако бывают ситуации, когда отсутствие ОСАГО нарушением не будет. Когда же страховка обязательна, а в каких случаях можно ездить без страховки законно и какие проблемы могут возникнуть у водителя при этом?

В каких случаях можно обойтись без полиса и на каких транспортных средствах можно ездить без ОСАГО?

Когда страховка обязательна?

Прежде всего, нужно разобраться, что представляет собой ОСАГО — это полис, которым страхуется ответственность водителя за вред, причинённый в результате ДТП. В результате, если произошла авария, то значительную часть ущерба в пределах, определяемых законом, возмещает не непосредственный виновник из своего кармана, а страховая компания, с которой был заключён договор.

  • Водитель не смог предъявить полис (например, забыл дома) – 500 рублей.
  • Договор вообще не оформлялся – 800 рублей.
  • Договор заключался, но истёк срок действия полиса – 800 рублей (сколько можно ездить с просроченной страховкой?).
  • Договор действующий, но сейчас не страховой период по нему – 500 рублей.
  • Договор заключался, период актуален, но на конкретного водителя действие полиса не распространяется – 500 рублей.

Важно: нужно помнить, что недействующий или отсутствующий полис – это постоянное нарушение. В результате ГИБДД формально может за отсутствие страховки штрафовать несколько раз за день, пока недочёт не будет исправлен.

О грубых нарушениях условий страхования ОСАГО читайте в этой статье.

Как передвигаться без страховки законно?

Тем не менее, из правила об обязательности ОСАГО предусмотрены некоторые исключения. Согласно законодательству, они касаются:

  • определённого срока при покупке нового автомобиля;
  • некоторых категорий транспорта;
  • некоторых категорий водителей.

Итак, кто, когда и как может ездить без страхового полиса?

В каких случаях можно обойтись без полиса?

Самый распространённый и известный вариант, когда отсутствие полиса не будет административным правонарушением – это ситуация, когда автомобиль только что куплен. В течение 10 дней с момента, как был заключён договор, новый владелец может ездить без страхования. Это правило подтверждено было ещё в 2014 году Верховным Судом РФ в решении № 12-АД13-3. Подробнее о том, сколько можно ездить без ОСАГО после покупки нового автомобиля, читайте тут.

Этот способ можно применять сколько угодно раз, чем пользуются некоторые недобросовестные автовладельцы. Они раз за разом заключают фиктивные договора – и каждый раз начинается отсчёт 10 дней заново. Формально букву закона они не нарушают: правило о сроке есть, оно соблюдается. Однако здесь могут возникнуть проблемы, о которых будет сказано далее.

Кроме того, ОСАГО можно не приобретать в следующих случаях:

Кроме того, полис нужен не для всех транспортных средств. Без ОСАГО могут ездить:

  • Автомобили и иные виды транспорта, конструктивно не предназначенные для скоростей свыше 20 км/ч.
  • Транспорт армии и других военизированных структур – за исключением легковых машин и автобусов.
  • Любой неколёсный транспорт (гусеничные и полугусеничные машины, аэросани и т. д.).
  • Прицепы на легковые автомобили. Отдельно на них полис покупать не надо.

Отсутствие ОСАГО мешает только управлению автомобилем, а не владению им. Если машина стоит в гараже или на парковке, владелец может не покупать полис, если пока не планирует ездить на ней.

Риски и возможные проблемы

Самый главный риск при пользовании автомобилем без ОСАГО – это то, что в случае ДТП ущерб придётся возмещать в полном объёме. По состоянию на 2018 год полис компенсирует (ст. 7 ФЗ об ОСАГО):

  1. при вреде жизни или здоровью – до 500 000 рублей на потерпевшего;
  2. при ущербе имуществу – до 400 000 рублей на каждого из потерпевших.

Если нет договора со страховой компанией, эти суммы виновному придётся выкладывать из своего кармана. Поскольку же размер ущерба, который возникает при ДТП, часто куда выше, многие владельцы машин не только не пренебрегают ОСАГО, но даже заключают дополнительные договора. Их возможность предусмотрена п. 5 ст. 4 ФЗ об ОСАГО. Если такой страховой договор заключён, страховщик возмещает полный вред, а не только указанный в ст. 7 минимум. Стоит дополнительный полис дороже обычного, однако всё же куда меньше возможного ущерба.

  • В первый раз – штраф не менее 500 и не более 800 рублей.
  • Во второй – штраф 5000 рублей либо лишение прав от 1 до 3 месяцев.


Страхование ответственности за возможный вред при ДТП – это обязанность каждого владельца автомашины. Есть некоторые способы, позволяющие эту обязанность законным образом не выполнять, однако в конечном итоге при аварии хитрость может обернуться против самого автовладельца. Таким образом, ОСАГО – это не то, на чём стоит экономить владельцу автомобиля.

Читайте также: