Обязанности водителя инкассатора росинкас

Обновлено: 05.07.2024

Подборка наиболее важных документов по запросу Должностная инструкция водителя инкассатора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Должностная инструкция водителя инкассатора

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Фирма получила "фотоштраф" из ГИБДД: а надо ли платить?
(Суховская М.Г.)
("Главная книга", 2014, N 7) Некоторые организации прощают своим работникам "фотоштрафы", понимая, что, не нарушив ПДД, они бы просто не смогли нормально выполнить свою работу. Характерный пример - водители-инкассаторы, которым должностная инструкция предписывает ставить автомобиль на минимальном расстоянии от двери клиента, чтобы максимально обеспечить сохранность наличности. А часто это требование нельзя соблюсти из-за запрещающих стоянку дорожных знаков.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Вопрос: Банк купил бронированный автомобиль и собирается собственными силами организовать перевозку (доставку) денежных средств и ценностей между внутренними подразделениями. Можно ли возложить обязанности по осуществлению данной функции на водителя автомобиля при условии, что его будет сопровождать вооруженный охранник (по договору с ЧОП)?
(Консультация эксперта, 2015) При этом должность водителя-инкассатора должна быть предусмотрена штатным расписанием, и для нее необходимо разработать должностную инструкцию. Соответствующая указанной должности трудовая функция подлежит включению в трудовой договор на основании ст. 57 Трудового кодекса РФ.

Нашему герою — 28 лет. Три из них он отслужил в спецназе ГРУ. Вернулся на гражданку в Казань и решил попробовать себя в качестве инкассатора

Нашему герою 28 лет. Три года он отслужил в спецназе ГРУ. Вернулся на гражданку в Казань и решил попробовать себя в качестве инкассатора Фото: Виталий Невар / ТАСС

Об инсайдере

Нашему герою 28 лет. Три года он отслужил в спецназе ГРУ. Вернулся на гражданку в Казань и решил попробовать себя в качестве инкассатора. Прошел четырехмесячную аттестацию: проверки у психологов и наркологов, изучение теории — как истории службы, так и тонких правил транспортировки денег. Наш собеседник успел поработать и в офисе Центробанка в Казани, перевозил наличку по Татарстану и даже грузил миллиардный кеш в аэропорту.

Но отработал в качестве денежного курьера не больше года. Работа, признался он, скучная, низкооплачиваемая, в ней не хватает экшена. Зато уж если что-то и происходит, то случай сразу становится резонансным.

Как отбирают инкассаторов и учат стрелять

  • Я служил в армии по контракту, поэтому у меня была привилегия. В инкассаторы устраиваются только те, у кого за спиной была служба и есть военный билет. Для тех, кто служил по контракту, есть набор экзаменов: сдаешь рукопашный бой, стрельбу, теорию. Прежде чем устроиться в инкассаторскую службу, нужно пройти четырехмесячную аттестацию, курсы: история инкассаторской службы, рукопашный бой.
  • Поскольку на службе у инкассатора всегда с собой огнестрел, то необходимо пройти комиссию у психолога. Работа ведь связана с оружием, деньгами и риском для жизни. Также надо сдать анализы на алкоголь, наркотики и посетить невролога. Причем это делается не только во время аттестации, но и перед каждой сменой.
  • Через четыре месяца инкассатору выписывают табельное оружие. Перед выдачей он проходит теорию и стреляет в тире. Там проверяют на меткость, чтобы оружие в руках держалось уверенно. Обучение с оружием такое: процентов 80 теории и 20 процентов практики. Хотя я бы сделал наоборот, потому что на практике ты узнаешь больше. А теорию можно проговаривать вечно.
  • В тире мы стреляем раз в неделю. Нас учили стойке, правильной стрельбе — из укрытия, напрямую, с напарником, с пакетом с деньгами и без денег. Практикуются ситуации, когда у тебя этот пакет украли. То же самое проделывается и в рукопашном бою.

О правилах работы

О психологии, коллективе и жажде наживы

Нашему герою — 28 лет. Три из них он отслужил в спецназе ГРУ. Вернулся на гражданку в Казань и решил попробовать себя в качестве инкассатора

Нашему герою 28 лет. Три года он отслужил в спецназе ГРУ. Вернулся на гражданку в Казань и решил попробовать себя в качестве инкассатора Фото: Виталий Невар / ТАСС

Об инсайдере

Нашему герою 28 лет. Три года он отслужил в спецназе ГРУ. Вернулся на гражданку в Казань и решил попробовать себя в качестве инкассатора. Прошел четырехмесячную аттестацию: проверки у психологов и наркологов, изучение теории — как истории службы, так и тонких правил транспортировки денег. Наш собеседник успел поработать и в офисе Центробанка в Казани, перевозил наличку по Татарстану и даже грузил миллиардный кеш в аэропорту.

Но отработал в качестве денежного курьера не больше года. Работа, признался он, скучная, низкооплачиваемая, в ней не хватает экшена. Зато уж если что-то и происходит, то случай сразу становится резонансным.

Как отбирают инкассаторов и учат стрелять

  • Я служил в армии по контракту, поэтому у меня была привилегия. В инкассаторы устраиваются только те, у кого за спиной была служба и есть военный билет. Для тех, кто служил по контракту, есть набор экзаменов: сдаешь рукопашный бой, стрельбу, теорию. Прежде чем устроиться в инкассаторскую службу, нужно пройти четырехмесячную аттестацию, курсы: история инкассаторской службы, рукопашный бой.
  • Поскольку на службе у инкассатора всегда с собой огнестрел, то необходимо пройти комиссию у психолога. Работа ведь связана с оружием, деньгами и риском для жизни. Также надо сдать анализы на алкоголь, наркотики и посетить невролога. Причем это делается не только во время аттестации, но и перед каждой сменой.
  • Через четыре месяца инкассатору выписывают табельное оружие. Перед выдачей он проходит теорию и стреляет в тире. Там проверяют на меткость, чтобы оружие в руках держалось уверенно. Обучение с оружием такое: процентов 80 теории и 20 процентов практики. Хотя я бы сделал наоборот, потому что на практике ты узнаешь больше. А теорию можно проговаривать вечно.
  • В тире мы стреляем раз в неделю. Нас учили стойке, правильной стрельбе — из укрытия, напрямую, с напарником, с пакетом с деньгами и без денег. Практикуются ситуации, когда у тебя этот пакет украли. То же самое проделывается и в рукопашном бою.

О правилах работы

О психологии, коллективе и жажде наживы

Профессия инкассатора считается одной из самых опасных в мире. Как такие специалисты работают в Беларуси и как устроен их служебный транспорт – в репортаже Автобизнеса.

Что за работа у инкассаторов и какой транспорт они используют

Если не вдаваться в подробности, основная функция службы инкассации – перевозка наличных денег и других ценностей. Деньги могут доставляться из одного отделения банка в другое, от клиента в банк, кроме того, сотрудники инкассаторской службы занимаются перевозкой кассет и загрузкой их в банкоматы, инфокиоски и другие устройства. Оказывать такие услуги могут банки и небанковские кредитно-финансовые организации, у которых есть подходящая лицензия.


"Основной документ, который регламентирует нашу работу, – Банковский кодекс. Кроме него еще есть ряд законодательных актов", – поясняет исполнительный директор – начальник ГКИЦ по г. Минску ЗАО "НФКО "ИНКАСС.ЭКСПЕРТ" Алексей Ероховец.

Несмотря на то что у каждой организации свои отличия в работе и оборудовании, общие требования есть для всех. Перевозить ценный груз обязаны в бронированных автомобилях, каждый инкассатор должен быть вооружен и оснащен спецсредствами защиты. Обязательно наличие специальных помещений, которые подходят требованиям безопасности для хранения ценностей, оружия и боеприпасов.

"Специальные автомобили, используемые в служебной деятельности, как правило, приобретаются уже в оборудованном заводом-изготовителем состоянии и готовыми к эксплуатации. Наряду с этим имеется возможность переоборудования транспорта и в Республике Беларусь. Срок службы спецавтомобиля при надлежащем обслуживании, как правило, составляет 7-8 лет, после чего машина утилизируется либо после так называемой "разбронировки" идет на реализацию", – рассказывает наш собеседник.


В автопарке компании несколько автомобилей марки Volkswagen – это модели Crafter, Transpoter, Caddy, но есть также Ford и Peugeot. Как правило, организации отдают предпочтение машинам с дизельным двигателем из-за сочетания мощности и экономичности. По словам Алексея Ероховца, в теории можно заказать переоборудование любого автомобиля любой марки, но именно эти модели показали себя наиболее подходящими под требования службы инкассации. В основном такие же автомобили используются в аналогичных компаниях России, Украины и других стран.

Для защиты работников и сохранности перевозимого груза автомобиль инкассации обшивается листами брони, стекла меняются на пуленепробиваемые.

"Все машины инкассации разные и используются для конкретных задач. Для комфортной работы сотрудников автомобили оборудованы кондиционерами и обогревателями, кроме того, мы запрашиваем дополнительные источники освещения в салоне, столик для работы с документами и держатели для оружия. И конечно, для безопасности людей в каждом автомобиле есть система аварийного пожаротушения, запасной выход, ведется аудио- и видеозапись", – поясняют сотрудники.

Круглое окошко в стекле автомобиля называется бойницей. Его открывают, только когда необходимо вести огонь при отражении нападения, в другое время держать его открытым запрещено. Для общения с сотрудниками правоохранительных органов, к примеру с инспекторами ГАИ, имеется специальное переговорное устройство.

Пробеги у инкассаторских машин достаточно большие – 180 машин, которые есть в организации по всей республике, проезжают около 16 тысяч километров в день.

Кого берут в инкассацию и что собой представляет работа

Бригада, с которой нам удалось пообщаться, состоит из трех человек: водителя Татьяны и инкассаторов Алексея и Вадима. Да, мы не ошиблись – служебный автомобиль водит девушка.


Татьяна пришла в организацию вслед за мужем. До работы в инкассации занималась пулевой стрельбой.

"Я работаю в этой компании около четырех лет, до этого трудилась на Минском автозаводе. "Права" у меня уже 14 лет, я всегда любила автомобили и хотела работать водителем. Когда впервые высказала мужу желание пойти водителем в инкассацию, он подумал, что я шучу. На протяжении трех лет периодически общалась с ним на эту тему, так сказать, готовила морально, потому что девушек в инкассации до этого не было. После уточнения возможности трудоустройства в компанию женщин меня пригласили на собеседование, я прошла обучение и начала работать", – вспоминает она.

По словам Татьяны, во время первых самостоятельных поездок, конечно, коллеги очень удивлялись, увидев ее за рулем, но потом привыкли.

"Работа водителя напряженная, потому что, когда инкассаторы выходят из машины, она блокируется, необходимо постоянно следить за окружающей обстановкой, так как люди бывают разные: кто-то пробует заговорить, увидев за рулем девушку, кто-то – сфотографировать. Но это все рабочие моменты, а каких-то серьезных инцидентов на работе я не помню. На дороге другие водители тоже первое время обращали много внимания, сейчас я этого уже не замечаю. В целом работа мне очень нравится", – говорит она.

Не смутили девушку даже жесткие условия работы – маршрут и график расписаны вплоть до минут. Водитель при исполнении обязанностей не может отлучаться от автомобиля даже по личным надобностям. Обед, заправка и мойка автомобиля – все это можно делать только на базе в специально отведенное время.

График работы у инкассаторов зависит от того, какие функции выполняет бригада: обслуживает торговые точки, банкоматы или выполняет другую работу. У каждого сотрудника свои функции, водитель все время находится в машине.

Каждый из инкассаторов экипирован бронежилетом и имеет при себе оружие, сотрудники пользуются служебными специализированными средствами связи.

"Все инкассаторы хорошо стреляют. На постоянной основе проходят занятия по стрельбе, где каждый должен показать определенный результат. Кроме того, проверяются профессиональные знания сотрудников, их физическая готовность. Перед выездом на маршруты они проходят инструктаж", – рассказывает заместитель начальника ГКИЦ в г. Минске Андрей Подобед.

При трудоустройстве в службу инкассации предпочтение отдается физически и психологически выносливым людям, так как работникам приходится носить зачастую очень тяжелые сумки, а при общении с людьми разрешать сложные, иногда конфликтные ситуации. Одним из самых главных требований является отсутствие нарушений законодательства.

"Также предпочтение отдаем проходившим службу в силовых ведомствах и Вооруженных силах. Важна физическая подготовка и умение обращаться с оружием. При трудоустройстве водителем учитывается даже наличие штрафов по камерам фиксации скоростного режима. К тому же кроме нас будущих работников проверяют в органах внутренних дел, чтобы человек получил разрешение на ношение оружия. Если это разрешение ему не дадут, работать он не сможет", – поясняет Андрей Подобед.


За время работы серьезных инцидентов в компании не было.

"Обычно случаи нападения на инкассатора или кражи денег самими сотрудниками становятся широко известны. Попытка нападения на сотрудника, насколько я помню, последний раз была в 2018 году. Инкассаторы имеют четкий алгоритм действий в любой нестандартной ситуации", – поясняют сотрудники.

Что касается конфликтов, обычно работники инкассации сталкиваются с недовольством пешеходов и велосипедистов, когда вынуждены оставлять автомобиль на тротуаре и отправляться в торговую точку. По ПДД нарушений они не допускают – в Правилах есть пункт, который при отсутствии других возможностей подъезда к дверям торговых точек разрешает подъезжать к ним транспортным средствам, которые их обслуживают, при этом должна быть обеспечена безопасность дорожного движения. Однако большинство людей понимает, что инкассаторская машина иногда вынуждена остановиться в непосредственной близости от точки сбора ценностей для обеспечения безопасности инкассаторов и сохранности груза.


Напоследок мы поинтересовались у инкассаторов, не возникают ли у них нечестные мысли во время работы.

"Мы относимся к деньгам как к грузу, который нужно перевезти и обеспечить его сохранность", – ответили сотрудники.

Читайте также: