Ока автомат зарядное устройство

Обновлено: 07.07.2024

Устройство в условиях хранения аккумулятора в зимнее время позволяет автоматически включать его на зарядку при снижении напряжения и также автоматически выключать зарядку при достижении напряжения, соответствующего полностью заряженному аккумулятору. Зарядное устройство обеспечивает два режима работы - ручной и автоматический.

В ручном режиме работы тумблер SA1 находится во включенном состоянии. После включения тумблера Q1 напряжение сети поступает на первичную обмотку трансформатора Т1 и загорается индикаторная лампочка HL1. Переключателем SA2 устанавливается необходимый ток зарядки, который контролируется амперметром РА1. Напряжение контролируется вольтметром PU1. Работа схемы автоматики на процесс зарядки в ручном режиме не влияет.

В автоматическом режиме тумблер SA1 разомкнут. Если напряжение аккумуляторной батареи меньше 14,5 В, напряжение на выводах стабилитрона VD5 получается меньше, чем необходимо для его отпирания, и транзисторы VT1, VT2 заперты. Реле К1 обесточено и его контакты К1.1 и К1.2 замкнуты. Первичная обмотка трансформатора Т1 подключена к сети через контакты реле К1.1. Контакты реле К1.2 замыкают переменный резистор R3. Происходит зарядка аккумуляторной батареи. При достижении напряжения на аккумуляторе 14,5 В стабилитрон VD5 начинает проводить ток, что приводит к отпиранию транзистора VT1, а следовательно, и транзистора VT2. Срабатывает реле и контактами К1.1 выключает питание выпрямителя. Благодаря размыканию контактов К1.2 в цепь делителя напряжения включается дополнительный резистор R3. Это приводит к увеличению напряжения на стабилитроне, который теперь остается в проводящем состоянии даже после того, как напряжение на аккумуляторной батарее окажется меньше 14,5 В. Зарядка аккумулятора прекращается и наступает режим хранения, в процессе которого происходит медленный саморазряд. В этом режиме схема автоматики получает питание от аккумуляторной батареи. Стабилитрон VD5 перестанет пропускать ток только после того, как напряжение аккумуляторной батареи понизится до 12,9 В. Тогда вновь запрутся транзисторы VT1 и VT2, реле обесточится и контактами К1.1 включит питание выпрямителя. Вновь начнется зарядка аккумулятора. Контакты К1.2 также замкнутся, напряжение на стабилитроне дополнительно понизится, и он начнет пропускать ток только после того, как напряжение на аккумуляторе увеличится до 14,5 В, то есть когда аккумулятор будет полностью заряжен.

Настройка узла автоматики зарядного устройства производится следующим образом. Соединитель ХР1 к сети не подключается. К соединителю ХР2 вместо аккумуляторной батареи присоединяется стабилизированный источник постоянного тока с регулируемым выходным напряжением, которое устанавливается по вольтметру, равным 14,5 В. Движок переменного резистора R3 устанавливается в нижнее по схеме положение, а движок переменного резистора R4 — верхнее по схеме положение. При этом транзисторы должны быть заперты, а реле обесточено. Медленно вращая ось переменного резистора R4, нужно добиться срабатывания реле. Затем на клеммах соединителя Х2 устанавливается напряжение 12,9 В и медленным вращением оси переменного резистора R3 нужно добиться отпускания реле. В связи с тем что при отпускании реле резистор R3 замыкается контактами К1.2, эти регулировки оказываются независимыми одна от другой. Сопротивления резисторов делителя напряжения R2—R5 рассчитаны таким образом, что срабатывание и отпускание реле должны происходить соответственно при напряжениях 14,5 и 12,9 В в средних положениях переменных резисторов R3 и R4. Если необходимы другие значения напряжений срабатывания и отпускания .реле, а пределов регулировки переменными резисторами окажется недостаточно, придется подобрать сопротивления постоянных резисторов R2 и R5.

Реле — любого типа с двумя группами размыкающих или переключающих контактов, надежно работающее при напряжении 12 В. Можно, например, использовать реле РСМ-3 паспорт РФ4.500.035П1 или РЭС6 паспорт РФО.452.125Д.

ВРЛ 108.

Список радиоэлементов

Фомин В. Опубликована: 2005 г. 0 0


Вознаградить Я собрал 0 0

Оценить статью

Средний балл статьи: 0 Проголосовало: 0 чел.

Комментарии (6)
| Я собрал ( 0 ) | Подписаться

Для добавления Вашей сборки необходима регистрация

0


Собрал, немного изменены резисторы 2,3,4,5 но сумма та же. Транзисторы поставил КТ209 и 815. Все работает, но 209 сильно греется после включения реле и перегорает. Что сделал не так?

0


Ток базы транзистора VT1 ничем не ограничен! Я поставил в разрыв эмиттера резистор 150 Ом и работает все ОК.

0


В схеме ОШИБКА! Коллекторный ток КТ209 через базу-эмиттер КТ503 коротится на "-", поэтому между коллектором 209 и базой 503 (815) необходимо впаять ограничительный резистор 1-1,5 кОм! КТ209 можно заменить любой маломощной серией транзисторов с р-п-р проводимостью, а КТ503 средней мощности с проводимостью п-р-п с коллекторным током для срабатывания РЕЛЕ! Вперёд!


Это зарядное устройство верой и правдой служит уже года 4, причём оно в отличии от многих других самодельных и промышленных автозарядок имеет несколько преимуществ, которые и сподвигли на создание сего девайса. Во-первых простота и надёжность схемы (без всяких процессоров) и наглядный простой светодиодный индикатор – полоска по вольтам. Псевдо-аналоговый вольтметр на 12 светодиодах был сделан на микросхеме UAA180, которую выпаял с какого-то тахометра. А к контактам АС подключаем трансформатор ~14 В / 5 А.

Схема автоматической зарядки для батарей авто

Зарядное устройство автомат для автомобильных АКБ

Зарядное устройство автомат для автомобильных АКБ

Автоматизация зарядки основана на так называемом компараторе – система, взятая из старых схем по заряду батареек + немного собственных модификаций. Задача модуля состоит в том, чтобы управлять реле (с контактами на 10 А), которое в свою очередь подает 12 В выпрямленного напряжения от основной вторичной обмотки на свинцовый АКБ.

Зарядное устройство автомат для автомобильных АКБ

Зарядное устройство автомат для автомобильных АКБ

Зарядное устройство автомат для автомобильных АКБ

Зарядное устройство автомат для автомобильных АКБ

Контроллер имеет вентилятор на достойном кулере из старого источника питания ПК. В качестве датчика температуры использовались 4 диода 1N4148, соединенных последовательно, получив изменение напряжения примерно 10 мВ / С. Установлен порог переключения примерно 40C, но вентилятор редко включается даже летом.

Зарядное устройство автомат для автомобильных АКБ

Зарядное устройство автомат для автомобильных АКБ

Корпус готовый из набора. Лицевая панель напечатана на желтой клейкой бумаге, на которой также прикрепил самоклеющуюся пленку. Решение оказалось надёжным и сохранилось в течение 4-х лет в самых трудных условиях (гаражи, подвалы) без повреждений. Под трансформатором, на задней панели и в верхней части, просверлил несколько десятков вентиляционных отверстий. Вентилятор был установлен таким образом, чтобы он вытягивал теплый воздух наружу. В течение многих часов работы корпус зарядного лишь слегка теплый.

Зарядное устройство автомат для автомобильных АКБ

Принцип действия автоматического ЗУ

Выпрямитель для заряда АКБ имеет 3 режима работы, выбранных переключателем:

  1. Автоматическая зарядка – заряд начнется только после подключения батареи, если ее напряжение будет больше 10 В и закончится, когда оно достигнет 15 В;
  2. Нет зарядки – переключатель в среднем положении – полезен для замера фактического напряжения батареи;
  3. Непрерывная зарядка – на клеммах постоянно подается напряжение, независимо от того, подключена ли батарея и каково ее реальное напряжение.

Вольтметр имеет нижнюю пороговую настройку измеряемого напряжения и верхнюю. Там использованы потенциометры, чтобы точно установить пороговые значения. Диапазон измеряемого напряжения составляет 6 вольт, поэтому 6 [В] / 12 [LED] = 0,5 В / LED, и на практике оно так и есть. Задача вольтметра – показать, какое примерно напряжение находится на клеммах аккумулятора.

Зарядное устройство автомат для автомобильных АКБ

За последние годы это самодельное зарядное устройство зарядило десятки батарей, в том числе у соседей по гаражному массиву. Начиная от новых 80 Ач – до старых 36 Ач и собрало очень лестные отзывы. Несмотря на отсутствие регулировки тока зарядки, схема работает отлично. Чем выше емкость аккумулятора, тем выше начальный зарядный ток (низкое внутреннее сопротивление батареи). Самый высокий ток составляет 6 А при зарядке аккумулятора емкостью 80 Ач. Типичный начальный ток 3-5 А, в зависимости от типа батареи. По завершении процесса система отключается, что слышно щелчком реле.

Зарядное устройство автомат для автомобильных АКБ

Какой вольтаж должен быть на авто АКБ

Обратите внимание что газы (то есть разделение воды на кислород и водород), являются признаком окончания зарядки аккумулятора, этот процесс начинается когда напряжение батареи превышает 14,4 В (2,4 В на ячейку). Производители аккумуляторов рекомендуют зарядку до 15 В (2,5 В на ячейку). Превышение этого напряжения может привести к повреждению аккумулятора. Также, по словам производителей, напряжение в установке автомобиля должно составлять 13,9-14,5 В. В конце зарядки ток составляет около 1 А.

Превышение значения 14,5 В приводит к довольно быстрому увеличению электролиза, в случае неоткрытых батарей – это реальная проблема. Для AGM и GEL еще хуже, потому что, если системы рекомбинации не справятся, то даже инвазивная заливка не является вариантом. Возможен уход активной массы и проблемы с АКБ в более позднее время, если не сразу.

Типичный автомобильный аккумулятор, состоящий из 6 ячеек, имеет:

  • электродвижущая сила: приблизительно 12,6 В
  • номинальное напряжение одной ячейки: 2,105 В
  • минимальное зарядное напряжение 10,8 В
  • после окончания заряда минимум: 13,9 В, максимум 14,5 В
  • коэффициент саморазряда аккумулятора : 3-20% в месяц
  • типичный зарядный ток 1 / 10 С
  • долговечность: 500 – 800 циклов.

Напряжение батареи должно быть измерено через 12 часов после зарядки, чтобы обеспечить точные данные. После полной зарядки напряжение быстро падает до 13,2 В, а затем медленно до 12,6 вольт. В случае глубокой разрядки аккумулятора, целесообразно зарядить его постоянным током до напряжения 16 вольт.

НАЖМИТЕ ТУТ И ОТКРОЙТЕ КОММЕНТАРИИ

Да ,уж……навертел. Напиши подробнее как настраивать.нарисуй блок схему как и что подсоеденять….какие диоды используются как датчик температуры…

а где это стрелочка температуры? там только лампа индикатора показывает прогрет ли двтигатель! У моего соседа на ОКЕ и без аккумулятора куча чего поломалось.

Семён и его команда капитальные красавчики) Это уже не морда а произведение искусства. Смотрел и наслаждался, серия очень сочная и красивая) Ну а теперь ждем чистовую сборку)

Периодические трудности с аккумулятором совсем достали :) 'Если что мы его выдернем', ваша манера общения веселит обстановку :D

Хотелось бы, чтобы подробнее порекомендовал бы по аккумулятору на вазе 1111 ока! почему забыли сказать, что были дизельные версии Фрилов 160 л.с Автомобиль у меня с 2008 года и до сих пор использую. Особо надежным я бы не назвал его! есть детские болячки, есть и проблемные места. но когда в него влюбляешься, о замене авто даже и мысли нет! скоро 10 лет как использую. Юбилей)

вы еще расскажите о 'умной зарядке' и системе рекуперации энергии при торможении. А то я тоже намерял 15 Вольт сразу после заводки и впал в панику, что аккум дохлый совсем (хотя может так оно и есть :)). А после включил приборку в тестовый режим и заметил, что во время движения эти 15 Вольт превращаются то в 13.2, то в 14,4, то в 15 во время торможения, то в 12.8 во время разгона. И это не глюк! действите в частности описано тут:

Мне все так до аккумулятора не добраться :) Был такой случай. На советских машинах раньше ставили выключатель массы. То есть минус. Установлен он был пям в кабине. И мой знакомый, по запарке на работающем моторе с включенными фарами вырубил массу. В результете сгорели все электроприборы. Физику этого явления понять сложно, но я всегда сначала снимаю плюс. Потом массу. И ставлю сначала массу а потом плюс. А если ты рукожоп и что то там замкнешь вообще не подходи к машине с отверткой. Езжай в сервис. Там все сделают.

Зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов, которое не имеет автоматического выключения, например опубликованное вчера , желательно дополнить автоматом, включающим его при понижении напряжения на АКБ до минимума и отключающим после зарядки. Особенно это актуально при использовании батареи в качестве резервного питания или при долгосрочном хранении АКБ без работы - для предотвращения саморазряда.

Предлагаемая схема включает АКБ на зарядку при понижении на ней напряжения до определенного уровня и отключает при достижении максимума.

Максимальным напряжением для кислотных автомобильных аккумуляторов является величина 14,2. 14,5 В , а минимально допустимое при разряде - 10,8 В . Минимум желательно ограничить для большей надежности величиной 11,5. 12 В .

Работа схемы

Предлагаемая схема состоит из компаратора на транзисторах VT1 и VT2 и ключа на VT3, VT4.

Такая сложная схема коммутаций используется по двум причинам: во-первых, обеспечивается развязка высоковольтной цепи от низковольтной; во-вторых, чтобы реле К2 включалось при максимальном напряжении АКБ и отключалось при минимальном.

Контакты К1.1 реле К1 переключаются в нижнее по схеме положение. В процессе зарядки АКБ напряжение на резисторах R1 и R2 возрастает, и при достижении на базе VT1 отпирающего напряжения, транзисторы VT1 и VT2 открываются, закрывая ключ VT3 , VT4 .

Реле К1 отключается, включая К2 . Нормально замкнутые контакты К2.1 размыкаются и обесточивают зарядное устройство. Контакты К1.1 переходят в верхнее по схеме положение. Теперь напряжение на базе со­ставного транзистора VT1 , VT2 определяется падением напряжения на резисторах R1 и R2 . По мере разряда АКБ напряжение на базе VT1 снижается, и в какой-то момент VT1 , VT2 закрываются, открывая ключ VT3 , VT4 . Снова начинается цикл зарядки. Конденсатор С1 служит для устранения помех от дребезга контактов К1.1 в момент переключения.

Конструкция, детали и наладка

Печатная плата для схемы из одностороннего фольгированного стеклотекстолита приведена ниже.

Читайте также: