Особенности расследования дтп совершенных на железнодорожных переездах

Обновлено: 07.07.2024

По прибытии на место происшествия следователь должен начинать осмотр с повреждения ТС, вызванных пожаром, не обращая внимание на повреждения, полученные при столкновении или опрокидывании ТС. Это обусловлено двумя причинами: повреждения ТС, возникшие в результате пожара более очевидны и поэтому их легче выявить: пламя во время пожара не сдвигает предметы со своих мест, тогда как во время осмотра ТС они могут быть случайно перемещены. Перед осмотром необходимо произвести фото- и видеосъемку, а также некоторые измерения, прежде чем пепел тех или иных доказательств будет развеян ветром.

Осмотр ТС, подвергшегося воздействию огня, необходимо начинать с внешней части кузова.

Если на поверхности кузова имеются участки сгоревшей и несгоревшей краски (небольшие вздутии участка), можно сделать вывод, что горел бензин. Если несгоревшая краска постепенно переходит в обгоревшую (длинный вздутый участок), можно предположить, что горение протекало медленно и без бензина. На основании этого следователь может сделать вывод: горел ли бензин или какие-то везли и детали.

При медленном горении (без участия бензина) стекла кузова ТС остаются неповрежденными. О таком горении могут свидетельствовать и такие факты: непроникновение огня под капот и в багажник; при горении внутри салона кузова крыша будет иметь незначительные признаки деформации, коврики на полу сгорают, но при этом пол не повреждается, а пружины обгоревших сидений упругости не теряют. При сильном же огне с участием бензина, других горюче смазочных или легковоспламеняющихся веществ происходит оплавление стекол, сильная деформация крыши и т.д. Следует иметь в виду, что, если возгорание является результатом самовоспламенения, бензобак всегда остается без повреждений и в нем остается бензин, который в жидком состоянии не воспламеняется.

Основное правило при осмотре повреждений, вызванных пожаром: ничего не трогать. Этого правила необходимо особенно строго придерживаться при производстве осмотра внутренней части салона кузова ТС. Прежде чем дотронуться до сгоревших предметов (бумага, вещи и пр.), необходимо произвести их фото- и видеосъемку, произвести необходимые замеры и указать месторасположение этих вещей и предметов относительно кузова ТС. Правильно проведенные осмотр, описание и фиксация повреждений ТС, вызванных пожаром, помогут следователю с помощью специалиста-эксперта установить причины возгорания и очаг воспламенения.

По окончании осмотра повреждений ТС, вызванных пожаром, следователь может приступить к осмотру повреждений, возникших в результате ДТП.

Повреждения, являющиеся следствием ДТП, имеют свои особенности:

• повреждения, полученные при столкновении ТС, расположены на внешней части кузова ТС, в то время как основная часть повреждений, возникших при пожаре, находится внутри;

• при ДТП происходит деформация кузова, при пожаре это

происходит очень редко;

• повреждения, возникающие при ДТП, располагаются в одном

направлении, имеют определенную форму и ограничены определенной частью кузова; при пожаре повреждению подвергается обширная часть ТС;

•в результате ДТП нарушается форма отдельных частей кузова, в то время как при пожаре она остается неизменной;

• в результате пожара старые и полученные при ДТП

повреждения ТС выглядят одинаково, но при соскабливании ножом можно обнаружить отличительные черты: старые будут иметь ржавчину и грязь (эти участки не горят), новые - имеют чистый (блестящий) металл.

Особенности расследования ДТП совершенных на железнодорожных переездах.

Столкновение ТС с подвижным составом железных дорог на переездах является одним из наиболее тяжелых видов ДТП, так как влечет за собой многочисленные человеческие жертвы и увечья, связано с большими потерями времени и огромным материальным ущербом.

При расследовании ДТП на железнодорожных переездах следователь прежде всего должен выяснить причину этого происшествия.

Особенности расследования таких ДТП:

• ДТП совершается в строго определенном месте - на железнодорожном переезде;

• в происшествии участвуют различные виды ТС и железнодорожные подвижные составы;

• происшествия совершаются при определенных условиях: когда водитель ТС допускает нарушение ПДД по тем или иным причинам, а машинист железнодорожного состава не имеет технической возможности избежать наступления вредных последствий; ввиду неисправности средств сигнализации (без нарушений ПДД).

Основными причинами таких ДТП являются:

• недостаточное расстояние видимости как для водителей ТС, так к для машинистов локомотивов;

• недостаточное число полос движения и их ширина на переезде:

• отсутствие специальных дорожек для движения пешеходов;

• отсутствие носителей предупредительной информации или неисправность сигнализации на переезде;

• несоблюдение водителями, пешеходами и другими участниками установленных правил пересечения железнодорожных путей.

Расстояние видимости для водителей ТС на железнодорожных переездах должно быть не менее 400 м от переезда в обе стороны, для машинистов локомотивов - не менее 1000 м от переезда. Если эти условия

невозможно выполнить, устанавливаются светофорно-предупредительная сигнализация и шлагбаумы, которые должны быть видны водителю на расстоянии не менее 400 м от переезда.

Скорость, обеспечивающая уверенное движение через переезд и безопасность, должна составлять не менее 30 км/ч.

В зимнее время следователю в протоколе осмотра необходимо отражать состояние покрытия переезда (обледенение, снежный накат и т.п.).

Ширина проезжен части на протяжении 200 м в обе стороны от переезда и ширина настила переезда должна составлять не менее 6 м.

Следует иметь в виду, что включение запрещающих сигналов светофоров и закрытие автоматических шлагбаумов осуществляется приближающимися поездами. Опережение включения автоматической сигнализации составляет не менее 30 с, а при электрических и механических шлагбаумах и оповестительных сигналах — не менее 40 с.

Основной причиной наездов на пешеходов ТС и железнодорожных составов на переездах является отсутствие самостоятельных пешеходных дорожек или отдельных пешеходных переходов, что ас позволяет разделить транспортные и пешеходные потоки.

Особое внимание при осмотре ДТП следователь должен уделять поиску и фиксации всех причин, условий и факторов, а также изъятию вещественных доказательств, которые позволила бы ему определить механизм совершения ДТП. Обязательно проведение фото- и видеосъемки места ДТП, отдельных деталей, узлов ТС и подвижного состава, подходов к переезду и т.п.

Цель и порядок проведения служебных расследований ДТП.

Цель служебного расследования ДТП - установление обстоятельств, условий и причин возникновения ДТП, выявление нарушений установленных норм и правил, регламентирующих безопасность дорожного движения (БДД), а также разработка мероприятий по устранению причин ДТП,

Служебное расследование должно выявить организационно-технические причины ДТП. Должны быть установлены лица, ответственные за нарушение правил, инструкций и приказов по обеспечению БДД и за выявленные недостатки.

Служебное расследование ДТП возложено на руководителей АТП, которые своим приказом назначают соответствующую комиссию. Срок расследования должен быть не более 3 суток, если ДТП не связано с ранением или гибелью людей, и 5-7 суток - при их наличии. Инженеры по безопасности движения АТП выясняют причины ДТП, оценивают ущерб, разрабатывают мероприятия по их устранению и обеспечивают выполнение этих мероприятий.

В целях профилактики ДТП на железнодорожном переезде сотрудниками ОГИБДД совместно с работниками Шимановской дистанции пути проведено профилактическое мероприятие, в ходе которого участникам дорожного движения вручены памятки о правилах поведения на железнодорожных переездах.

Сотрудники Госавтоинспекция Магдагачинского района напомнили, что в соответствии с требованиями п. 16 Правил дорожного движения, водители могут пересекать железнодорожные пути только по железнодорожным переездам, уступая дорогу железнодорожному транспортному средству. При подъезде к железнодорожному переезду водитель обязан убедиться в отсутствии приближающего железнодорожного транспортного средства и руководствоваться указаниями дежурного по железнодорожному переезду, требованиями светофоров, дорожных знаков, дорожной разметки, положением шлагбаума и звуковым сигналом.

При вынужденной остановке транспортного средства на железнодорожном переезде водитель обязан включить аварийную световую сигнализацию, немедленно высадить пассажиров и принять меры для освобождения железнодорожного переезда, а также для предупреждения машиниста, приближающего железнодорожного транспортного средства об опасности в соответствии с требованиями Правил.

За нарушение лицом, управляющим транспортным средством, правил проезда железнодорожного переезда предусмотрена административная ответственность, предусмотренная статьей 12.10 КоАП РФ и наказание в виде штрафа в размере одной тысячи рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от трех до шести месяцев.

Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются: неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов. Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Тем не менее, ехать в поезде примерно в три раза безопаснее, чем лететь на самолете, и в 10 раз безопаснее, чем ехать в автомобиле.

ОСНОВНЫЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА

Знайте, что с точки зрения безопасности самые лучшие места в поезде - центральные вагоны, купе с аварийным выходом-окном или расположенное ближе к выходу из вагона, нижние полки.

Как только Вы оказались в вагоне, узнайте, где расположены аварийные выходы и огнетушители. Соблюдайте следующие правила:

* при движении поезда не открывайте наружные двери, не стойте на подножках и не высовывайтесь из окон;

* тщательно укладывайте багаж на верхних багажных полках;

* не срывайте без крайней необходимости стоп-кран; запомните, что даже при пожаре нельзя останавливать поезд на мосту, в тоннеле и в других местах, где осложнится эвакуация;

* курите только в установленных местах;

* не возите с собой горючие, химически- и взрывоопасные вещества;

* не включайте в электросеть вагона бытовые приборы;

* при запахе горелой резины или появлении дыма немедленно обращайтесь к проводнику.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВАРИИ

При крушении или экстренном торможении закрепитесь, чтобы не упасть. Для этого схватитесь за поручни и упритесь в стену или сиденье ногами. Безопаснее всего опуститься на пол вагона. После первого удара не расслабляйтесь и держите все мышцы напряженными до тех пор, пока не станет окончательно ясно, что движения больше не будет.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПОСЛЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВАРИИ

Сразу после аварии быстро выбирайтесь из вагона через дверь или окна-аварийные выходы (в зависимости от обстановки), так как высока вероятность пожара. При необходимости разбивайте окно купе только тяжелыми подручными предметами. При покидании вагона через аварийный выход выбирайтесь только на полевую сторону железнодорожного пути, взяв с собой документы, деньги, одежду или одеяла. При пожаре в вагоне закройте окна, чтобы ветер не раздувал пламя, и уходите от пожара в передние вагоны. Если это невозможно - идите в конец поезда, плотно закрывая за собой все двери. Прежде чем выйти в коридор, подготовьте защиту для дыхания: шапки, шарфы, куски ткани, смоченные водой. Помните о том, что при пожаре материал, которым облицованы стены вагонов - малминит - выделяет токсичный газ, опасный для жизни.

Оказавшись снаружи, немедленно включайтесь в спасательные работы: при необходимости помогите пассажирам других купе разбить окна, вытаскивайте пострадавших и т.д.

Если при аварии разлилось топливо, отойдите от поезда на безопасное расстояние, т.к. возможен пожар и взрыв. Если токонесущий провод оборван и касается земли, удаляйтесь от него прыжками или короткими шажками, чтобы обезопасить себя от шагового напряжения. Расстояние, на которое растекается электроток по земле, может быть от двух (сухая земля) до 30 м (влажная).

Протяженность железных дорог в России составляет 125 тыс. км. Этим видом транспорта перевозится основная масса грузов - 50% и осуществляется большинство пассажирских перевозок - 47%.

На железных дорогах в постоянном движении находится 42 тыс. грузовых и 20 тыс. пассажирских поездов, в том числе пригородных. По железным дорогам перевозятся миллионы тонн различных химически опасных, взрывоопасных и легковоспламеняющихся грузов, контейнеры с радиоактивными веществами. При нарушении необходимых требований эксплуатации и обслуживания железнодорожного транспорта возможны ЧС со значительными человеческими жертвами, огромным материальным и экологическим ущербом.

Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются:

  • неисправности пути;
  • неисправности подвижного состава;
  • неисправности средств сигнализации;
  • неисправности централизации и блокирования;
  • ошибки диспетчеров;
  • невнимательность и халатность машинистов.
  • Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах.

Во время поездки соблюдайте следующие правила:

  • при движении поезда не открывайте наружные двери, не стойте на подножках и не высовывайтесь из окон;
  • тщательно укладывайте багаж на верхних багажных полках и не перегружайте их вещами или закрепляйте так, чтобы при резком торможении не стать жертвой собственных чемоданов и коробок;
  • не срывайте без крайней необходимости стоп-кран; запомните, что даже при пожаре нельзя останавливать поезд на мосту, в тоннеле и в других местах, где осложнится эвакуация;
  • курите только в установленных местах;
  • не возите с собой горючие, химически - и взрывоопасные вещества;
  • не включайте в электросеть вагона бытовые приборы;
  • при запахе горелой резины или появлении дыма немедленно обращайтесь к проводнику;
  • при реальной угрозе немедленно покидайте вагон через тамбурные двери и аварийные выходы; в крайнем случае, выбивайте подручными предметами (лестницами - стремянками, жесткими дипломатами, вырванными из гнезд столиками и одежными полками) оконные стекла;
  • не тянитесь к чемоданам; ваша жизнь не стоит находящихся в них вещей.

Действия пассажиров при крушении поезда:

  • Отойдите от окон и дверей:
  • Ухватитесь за неподвижные части вагона и упритесь во что-нибудь ногами;
  • Вагон покидайте через выходы и окна. В первую очередь эвакуируйте пострадавших и детей;
  • Чтобы не попасть под шаговое напряжение (при крушении электропоезда и обрыве контактного провода) отойдите от пути не менее чем на 30 м;
  • Окажите первую медицинскую помощь пострадавшим.

Наибольшую угрозу для пассажиров представляют первый и последний вагоны поезда. Первый сминается и сбрасывается с пути при столкновении в лоб. С последним то же самое происходит при столкновении сзади, только в еще более катастрофических масштабах.

Читайте также: