Почему водитель машины если ему сказать впереди яма тормозит хотя яму он не видит

Обновлено: 07.07.2024

Искусство езды по разбитым дорогам, как известно, может существенно продлить жизнь подвеске. Хороший водитель сканирует дорогу почище видеокамеры и вовремя тормозит. Но что значит вовремя? К примеру, можно ли оттормаживаться непосредственно перед препятствием? Давайте разберемся.

 Фото: iStock

Сила воздействия на упругие элементы подвески зависит от целого ряда факторов, и скорость движения, загрузка автомобиля и рельеф дороги имеют здесь первостепенное значение.

Фото: скриншот с www.youtube.com

Скажем, если в среднестатистической "легковушке" расположились пятеро, а багажник забит до отказа, а ям прямо по курсу - пруд пруди, то запас по энергоемкости шасси, иначе говоря его способность поглощать и распределять энергию удара, заметно сокращается. Стоит колесу или колесам попасть в выбоину или наехать на "лежачего полицейского", и подвеску может "пробить" - амортизаторы замкнутся на ограничители, и энергия удара пойдет на кузов, сотрясая ходовую и весь экипаж автомобиля.

Понятно, что со скоростью на разбитой дороге не стоит "перебарщивать". Хотя некоторые водители убеждены в обратном. Мол - дашь газу, амплитуда колебаний подвески уменьшится, и машина проскочит добрую половину дорожных неровностей, двигаясь только по их верхушкам. На самом же деле принцип "больше скорость - меньше ям" не работает. Экипажу, возможно, будет комфортнее, но нагрузка на элементы подвески в таком случае серьезно возрастает - ведь удар принимают на себя ступичные подшипники, поворотные кулаки, а также диски и шины. Причем, чем тяжелее автомобиль, и выше скорость движения, тем больший вред наносится конструкции.

Что будет, если не тормозить перед "лежачими полицейскими"? Энергия удара будет передаваться в этом случае в сайлентблоки и рычаги подвески. Будут страдать также опорные подшипники, амортизаторы и колесные диски. Более того, вред будет наноситься даже коробке передач, поскольку при прохождении препятствия под тягой на всю трансмиссию оказываются повышенные ударные нагрузки.

Однако многие водители пускаются и в другую крайность - заприметив по курсу яму или неровный стык, они попросту бьют по тормозам перед этим дорожным браком, удерживая ногу на педали тормоза при проезде неровностей. И снова ошибка. Ведь что происходит при таком алгоритме?

При резком нажатии на тормоз автомобиль, образно говоря, клюет носом, и пружины и амортизаторы сжимаются. Если скорость высока, ход подвески быстро вырабатывается. В результате, когда колесо наезжает на края выбоины, энергия удара не гасится, а переходит на элементы шасси. И эти ударные нагрузки, разумеется, очень даже ощущают водитель и пассажиры. Нередки ситуации, когда водитель пробивает в такой ситуации сразу два передних колеса, гнутся диски, дают течь амортизаторы.

Фото: pixabay.com

Получается, экстренно тормозить перед ямами, следуя на высокой скорости, категорически запрещено? Не совсем так. Тут все зависит от момента, в который водитель предпринимает торможение. Проще говоря, бить по тормозам нужно не прямо перед препятствием, а не доезжая до него 5-7 метров. Непосредственно перед выбоиной или дорожным выступом нужно убрать ногу с тормоза и слегка нажать на газ. Тогда подвеска начнет, как говорят спортсмены, разгружаться, автомобиль присядет на заднюю ось, пружины и амортизаторы передней подвески разожмутся и часть массы автомобиля снимется с преодолевающего препятствие "передка".

Начинающим водителям стоит взять за правило попросту отпускать педаль тормоза перед препятствием. Уже этот алгоритм позволит значительно снизить нагрузку на подвеску и колеса. Опытные же водители могут практиковать не только поперечную динамическую нагрузку, о которой мы рассказали выше, но и продольную. Суть состоит в разгрузке одного из бортов автомобиля. Так происходит, к примеру, когда машина движется на высокой скорости по дуге. На элементы шасси с внешней стороны поворота оказывается в этом случае повышенная нагрузка. Колеса же, идущие по внутренней стороне виража, напротив, разгружаются.

Но как использовать этот принцип? Чтобы разгрузить колеса со стороны, которой предстоит преодолеть дорожный изъян, нужно коротко повернуть руль в сторону препятствия, а затем спешно вернуть его в исходное положение. Такой прием используют в том числе гонщики на треке, чтобы снять нагрузку с колес, проходящих поребрик (ограничитель гоночной трассы).

Добавим, что, конечно же, любое препятствие на дороге лучше не "атаковать", а объехать. Тогда автомобиль будет избавлен от слишком интенсивного торможения, а подвеска - от перегрузки. Важно также учитывать, что при езде по основательно разбитым дорогам следует сделать выбор в пользу колес с максимально высокопрофильными покрышками, которые активнее участвуют в процессе амортизации и к тому же оберегают колесные диски от контактов с острыми краями ям.

Выбоина

Автомобиль состоит из конструктивных элементов, которые подчиняются законам физики. Подвеска, кузов с грузом, двигатель и трансмиссия испытывают действие множества сил, и, зная про них, можно творить чудеса.

Усиление удара

Некоторые раллийные пилоты, выступавшие в восьмидесятые годы на отечественных заднеприводных машинах, умудрялись так раскачивать их на ровной дороге, что перепрыгивали колесом через спичечный коробок. Эти же специалисты могли во время гонок в степи перепрыгнуть колесом через яму, намытую весенними дождями. Элементы этой методики можно использовать для сохранения колес и амортизаторов и при проезде рытвин на асфальтовых дорогах.


Движение автомобиля необходимо рассматривать с позиций теоретической механики. На самом деле движется не один автомобиль, а целая система, в которой действует множество внутренних сил. Она имеет свой центр масс, который не всегда и не у всех расположен точно в середине кузова. В зависимости от характера его перемещения и ведут себя многие составляющие части. Если центр масс замедляется, то передние колеса испытывают заметно большие нагрузки, чем задние.

К примеру, если сильно ударить по тормозам, то машина присядет на передок и сожмет пружины в подвеске под действием сил инерции. Ход подвески будет сильно выработан, и если в этот момент колесо налетит на острые края ямы, то энергия удара не погасится амортизаторами, а жестко ударит по элементам шасси. То есть сила удара просуммируется с силой торможения. Машине приходится несладко, ну а первой жертвой могут стать колеса. При запредельных нагрузках покрышки не выдерживают и лопаются, а диски гнутся.

В общем, ничего привлекательного. Поэтому на кочках и непосредственно на ямах тормозить не рекомендуется.


Поддать газу

На ямах лучше действовать наоборот и отпускать педаль газа, предоставляя машине возможность преодолеть разбитый участок поступательно. Тогда амортизаторы подвески примут удары во всеоружии.

Чтобы еще больше увеличить ход передней подвески, опытные водители на переднеприводных машинах даже немного поддают газу на кочках. Происходит обратный процесс. Центр масс автомобиля ускоряется и придавливает корму, а передок разгружается. В этот момент даже видно, как капот немного приподнимается над землей. Амортизаторы еще больше освобождают штоки и могут гасить энергию ударов большей силы.


Но когда же тормозить? Конечно же, задолго до ям. Завидев их впереди, лучше с силой ударить по тормозам вплоть до срабатывания АБС, чтобы максимально замедлиться. Ну а за 5-7 метров до ям, какой бы ни была оставшаяся скорость, нужно отпустить все педали и пронестись через проблемный участок накатом. Прогрохотать по дорожным неровностям на скорости в 70 км/ч гораздо безопаснее, чем влететь в ямы на 45 км/ч с полностью выжатыми тормозами и с колесами на грани блокировки.

Правда, при проведении такого маневра необходимо убедиться в его безопасности. Если впереди на ямах уже оттормозился и медленно переваливается через ухабы грузовик, то лучше гасить скорость любыми возможными способами. Лучше потерять колесо на яме, чем расплющить нос.


Типичная ситуация: водитель видит яму слишком поздно. Начинает тормозить, но тормозного пути не хватает, и колесо попадает в глубокую выбоину. Результат — грыжа на боковине. И это — в лучшем случае. В худшем придется списать литой диск и разорванную об острый край асфальта покрышку.

Поэтому, лучше выбирать модели шин с индексом XL. Так обозначают именно усиленную боковину. А вот покрышки с низким сопротивлением качению, в плюсах которых значатся низкий расход топлива и большой выбег, советуем обходить стороной: их структура значительно нежнее.


Сохранность колес зависит и от водительских навыков. На высокой скорости яму можно просто перескочить, минимизировав последствия удара. От этого больше страдает подвеска: сайлентблоки, подшипники ступиц и иные элементы шасси, но это тема другой статьи.


Отличие между бывалым водителем и новичком в том, что второй делает много ошибок и учится, как правило, на собственном опыте. Бывалый вооружен опытом, знает массу секретов, полезных фишек и прочих вещей, которые в совокупности упрощают жизнь автомобилисту.

Автотематика окутана большим количеством мифов и различных секретов, одни просто придуманы для устрашения "молодых", а другие действительно имеют право на жизнь и подкреплены конкретными фактами. Сегодня поговорим о том, почему же нельзя резко тормозить непосредственно перед ямами. Разберемся, так ли это важно, почему этого делать нельзя и вообще откуда "растут ноги" у этой страшилки.

Физика во всем виновата!

Почему нельзя тормозить перед ямами? Например, мне когда-то было вообще непонятно! То, что нельзя резко тормозить зимой или резко газовать в гололед — это понятно даже ребенку, а какую опасность несет торможение перед ямами? Оказывается, вред есть, однако не столько для водителя и пассажиров, сколько для самого транспортного средства.

Всему виной физика. Именно благодаря законам физики происходят подобные явления, поэтому не заглянув в корень проблемы, невозможно понять ее суть. Во время движения, автомобиль, как и любое транспортное средство, подчиняется сразу нескольким десяткам законам физики, благодаря которым он колесит по дороге. Двигаясь, авто имеет центр тяжести, который увы не всегда расположен по центру кузова и, как правило, может измениться в зависимости от скорости и резких маневров.

А ямы и торможение тут причем?


Резкое замедление приводит к тому, что центр тяжести смещается на переднюю часть, в результате чего последняя испытывает серьезные нагрузки. Если добавить ко всему этому резкое исчезновение ровной поверхности под колесами, проще говоря яма или ямы, получаем следующий эффект. Вы движетесь, на приличной скорости обнаруживаете ямы, начинаете резко тормозить, центр тяжести смещается на переднюю часть кузова, кузов и колеса нагружаются максимально, после чего вы влетаете всем весом в большую яму, словно в бетонную стену.

Кроме того, что колеса и подвеска со всеми ее узлами получает серьезный удар, вы ко всему прочему рискуете повредить кузовные детали, днище кузова, поддон, бампер и прочие элементы. При резком торможении происходит резкий клевок передней части, пружины сжимаются и кузов существенно опускается вниз. Из-за резко изменившегося клиренса, в результате торможения и ухода колес в яму, вы рискуете в прямом смысле "встрять" передней частью в неровности и ямы. Думаю, понятно!?

С другой стороны, если резко дать "газу", произойдет обратный эффект, центр тяжести сместится на заднюю ось. Авто наоборот "присядет" на задние колеса, а "передок" разгрузится, что позволит снять нагрузку с передней части авто, распределив вес авто более равномерно.

Если использовать такую технику во время езды по неровностям и ухабам, можно избежать резкого удара нагруженных передних колес об острые края ямы. Центр тяжести сместится на заднюю часть авто, передняя "разгрузится", а часть удара будет погашена передними амортизаторами и пружинами. Напрашивается вопрос: Получается, что перед ямами нужно добавлять газу? Тогда зачем все притормаживают и преодолевают их так осторожно. Вопрос вполне логичен, однако не следует воспринимать его слишком буквально, действовать лучше планомерно и размеренно!

Проезжаем правильно!

Как вы уже поняли, резкое торможение непосредственно перед ямами, приводит к тому, что вы на большой скорости влетаете заторможенными нагруженными колесами в яму, разбивая ходовую часть, а также колеса, рискуя повредить кузовные элементы. Вместо резкого торможения лучше притормозить заранее, то есть за несколько метров до ямы таким образом, чтобы вы приближались к плохому участку дороги уже в медленном темпе и могли проехать неровности плавно, без вреда для вашего авто.

Если же вы увидели плохой участок дороги слишком поздно, лучше действовать следующим образом. Притормозите насколько это возможно, но как только приблизитесь к ямке, отпустите педаль тормоза и позвольте автомобилю проехать поврежденный участок. Таким образом центр тяжести будет распределен более-менее равномерно, подвеска плавно примет удар и проезд такого участка дороги окажется не столь опасным для ходовой части.

Второй вариант. Обнаружив ямы, притормаживаем, если это возможно, избегая вышеупомянутого эффекта, затем, как только передние колеса приблизились к "обрыву", слегка поддаем "газку" (кратковременно) и проезжаем яму. У кого-то сейчас произошел "взрыв" в голове. Как это, нажать на газ перед ямой? Да, оказывается такая техника проезда участков с плохим дорожным покрытием наиболее оптимальна для подвески. Что происходит? Перед ямой вы добавляете "газу", центр тяжести смещается на задние колеса, передняя часть авто разгружается и колеса, а также передняя подвеска не получает такого удара и урона. Проезд получается, как бы с подвешенными передними колесами, вы словно пролетаете этот участок. Выходит, есть смысл в поговорке: "Чем больше скорость — тем ровнее дорога!"? Да, есть в этой пословице смысл, нажимая на газ во время езды по неровной дороге задняя часть кузова опускается, а передняя чуть-чуть приподнимается, что позволяет проехать "гребенку" легче и без такой существенной нагрузки на ходовую часть. Однако не следует все понимать слишком буквально, не стоит полагать, что если вы разгонитесь до сотни перед ямами, то вы вообще пролетите их. Нет, это опасно и, скорее всего, закончится печально для ваших колес, стоек и ходовой части в целом.

Итак, подведем итоги

Увидев впереди проблемный участок, замедляемся, тормозим эффективно таким образом, чтобы максимально снизить скорость вплоть до экстренного торможения, конечно же при условии, что сзади вас нет автомобилей. После этого аккуратно проезжаем ямы накатом, максимально медленно.

Если же ямы обнаружены слишком поздно, оттормаживаемся по возможности, после чего, либо просто проезжаем накатом, либо кратковременно поддаем "газку" и проезжаем проблемный участок.

Помните, что лучше слегка переборщить со скоростью и пролететь по ямам грохоча ходовой, нежели на скорости влететь в яму колесами с выжатыми тормозами. В худшем случае вы порвете какой-нибудь сайлентблок или погнете диск, но зато бампер, поддон и прочие кузовные элементы останутся целыми. В любом случае это намного лучше, нежели разбить "передок", пытаясь затормозить в последний момент. Также обращаю ваше внимание на тот факт, что данные советы носят общий характер, если у вас автомобиль оснащен низкопрофильными шинами, большими дисками или обвесам по всему кузову, скорее всего вам следует руководствоваться другими правилами проезда ям и неровностей. Тюнингованные авто имеют абсолютно другие ходовые характеристики, поэтому что-либо советовать сложно, действовать нужно по обстоятельствам, исходя из параметров и особенностей конкретной модели.

Читайте также: