Правила оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом

Обновлено: 05.07.2024

Президиум ВАС РФ сформулировал правовую позицию по вопросу определения срока, за который начисляется штраф за задержку вагона под погрузкой. Его исчисление должно идти с момента подачи вагона под грузовые операции

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 04.12.2012 N 10101/12 (далее – Постановление) указал, как следует определять период, за который начисляется штраф за задержку вагона под погрузкой. По мнению суда, если вагон находился в пользовании перевозчика, то указанный срок должен отсчитываться с момента его подачи под грузовые операции.

Обстоятельства дела

Между железнодорожным перевозчиком и обществом был заключен договор на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования (далее – договор, путь). Согласно его условиям перевозчик осуществлял подачу вагонов, расстановку на месте погрузки, выгрузки и уборку вагонов с пути. Стороны установили технологическое время на выполнение погрузочно-разгрузочных операций. За задержку вагонов под погрузкой, выгрузкой имущественную ответственность должно было нести общество.

Вагоны перевозчик получил в возмездное пользование по договору с грузовой компанией. Согласно его условиям датой предоставления вагонов для перевозок грузов является указанная в накладной дата приема груза к перевозке на железнодорожной станции.

Общество задержало вагон под погрузкой свыше установленного технологического срока, о чем свидетельствовали ведомости подачи и уборки вагонов. В связи с этим перевозчик начислил обществу штраф и направил уведомление с требованием об оплате. Поскольку общество отказалось добровольно исполнять требования перевозчика, последний обратился в арбитражный суд с иском о взыскании суммы начисленного штрафа.

Суд первой инстанции требования перевозчика удовлетворил в полном объеме. Судами кассационной и апелляционной инстанции данное решение было оставлено без изменения.

Не согласившись с указанной позицией, общество обратилось в ВАС РФ с заявлением о пересмотре судебных актов в порядке надзора.

Передавая дело на рассмотрение Президиума ВАС РФ, коллегия судей указала, что спорным является вывод судов о моменте перехода права пользования вагонами к перевозчику. Между тем от того, является ли им момент подачи вагона под грузовые операции или момент приема груза к перевозке, зависит срок, за который должен начисляться штраф.

Позиция Президиума ВАС РФ

Президиум ВАС РФ в удовлетворении заявления отказал, обжалуемые судебные акты оставил без изменения. Он указал, что исходя из материалов дела в период, за который был начислен штраф, вагоны находились под погрузкой. Договором, заключенным между перевозчиком и грузовой компанией, предусмотрена плата за использование вагонов для перевозки. Поскольку вагон находился у перевозчика на праве возмездного пользования, взыскание штрафа за его задержку под погрузкой правомерно. Начисляться штраф, согласно позиции Президиума ВАС РФ, должен с момента подачи вагона под грузовые операции в соответствии с Правилами оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом [1].

В Постановлении содержится оговорка о том, что в связи с определением правовой позиции по рассмотренному вопросу вступившие в силу судебные акты по делам со схожими фактическими обстоятельствами могут быть пересмотрены по новым обстоятельствам, если для этого нет других препятствий.

Судебная практика по данному вопросу

К настоящему моменту по подобным спорам существует судебная практика, содержащая выводы, схожие с высказанными Президиумом ВАС РФ (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 13.12.2012 по делу N А56-44246/2011, ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.09.2012 по делу N А74-552/2012, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2012 по делу N А21-3708/2012).

[1] Пункт 7 Приказа МПС РФ от 18.06.2003 N 43 "Об утверждении Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом".

Могут ли к грузоотправителю быть применены санкции, установленные статьей 98 УЖДТ РФ, если перевозчиком установлено превышение грузоподъемности (перегруз) вагона, однако сведения о грузе, указанные в транспортной железнодорожной накладной, соответствуют фактически перевозимой массе груза?

В рассматриваемой ситуации к грузоотправителю санкции, установленные статьей 98 УЖДТ РФ, быть применены не могут.

Порядок оформления и взыскания штрафов устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Согласно статье 102 УЖДТ РФ за превышение грузоподъемности (перегруз) вагона, контейнера грузоотправитель (отправитель) уплачивает перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку фактической массы данного груза (грузобагажа).

Порядок оформления и взыскания штрафов устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом и правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.

Как разъяснено в пункте 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" при возникновении между грузоотправителем и перевозчиком спора, связанного с взысканием перевозчиком штрафа, предусмотренного статьей 98 УЖДТ РФ, арбитражным судам следует иметь в виду, что штраф за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименования грузов, особых отметок, сведений о грузах, их свойствах, в результате чего снизилась стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, взыскивается при условии представления перевозчиком доказательств, подтверждающих факт нарушения, вызвавшего одно из названных последствий.

Указанный штраф подлежит взысканию независимо от того, понес ли перевозчик какие-либо убытки.

Возмещение перевозчику понесенных убытков не может служить основанием освобождения от взыскания данного штрафа.

Штраф за отправление запрещенных для перевозки железнодорожным транспортом грузов подлежит взысканию за сам факт такого отправления. Данный штраф подлежит взысканию, если это нарушение обнаружено перевозчиком после заключения договора перевозки груза.

Как сами нарушения, так и их последствия могут быть установлены перевозчиком как на станции отправления, так и на станции назначения или в период перевозки.

Учитывая изложенные положения, если перевозчиком установлено превышение грузоподъемности (перегруз) вагона, однако сведения о грузе, указанные в транспортной железнодорожной накладной, соответствуют фактически перевозимой массе груза, к грузоотправителю могут быть применены только санкции, установленные статьей 102 УЖДТ РФ.

СРОЧНЫЙ МАСТЕР-КЛАСС ПО НДС

ООО обратилось в суд с иском к ОАО о взыскании убытков.

Решением арбитражного суда, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных исковых требованиях отказано. Арбитражный суд Московского округа постановлением от 10.09.2021 N А40-186483/2020 оставил указанные судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Обращаясь в арбитражный суд с рассматриваемым иском, ООО в обоснование заявленных исковых требований указало, что решением арбитражного суда от 26.11.2019 по другому делу суд взыскал с ООО в пользу АО штраф за сверхнормативный простой вагонов. ООО исполнило указанное решение арбитражного суда и оплатило договорную неустойку, что подтверждается соответствующими платежными поручениями.

Истец полагает, что вышеуказанными судебными актами доказано ненадлежащее исполнение обязательств со стороны ОАО, а именно несвоевременная подача вагонов к местам выгрузки и уборки вагонов на станциях, а также задержка работниками станций оформления порожних вагонов к перевозке, что привело ко взысканию с ООО (заказчик) штрафной неустойки за сверхнормативный простой вагонов по договору, заключенному с АО (исполнитель).

Суды, исследовав и оценив доводы сторон и собранные по делу доказательства, руководствуясь положениями действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения , принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в п.12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", пришел к выводу об отсутствии предусмотренной законом совокупности обстоятельств для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку установил, что не доказан состав убытков, возмещения которых истец требовал в исковом заявлении.

При этом судом первой инстанции было установлено, что груз по спорным накладным был доставлен на станции назначения в срок либо раньше срока, указанного в накладных, что подтверждается календарным штемпелем на оборотной стороне накладных, и в пределах этого срока передан грузополучателям; передача груза в пределах срока доставки подтверждается памятками приемосдатчика на подачу вагонов; ОАО не допустило действий, повлекших сверхнормативное использование вагонов; простой вагонов на станциях произошел по причине нарушения срока для выгрузки груза грузополучателями, таким образом, отсутствует вина ОАО.

1. Перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором, а отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

2. Перевозчик и отправитель груза освобождаются от ответственности в случае неподачи транспортных средств либо неиспользования поданных транспортных средств, если это произошло вследствие:

непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;

прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленного в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом;

в иных случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами.

Комментарий к Ст. 794 ГК РФ

В случае предупреждения грузоотправителем перевозчика о неиспользовании вагонов, контейнеров не менее чем за два дня до дня погрузки размер штрафа снижается на одну треть (Постановление Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30).

Другой комментарий к Ст. 794 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Комментируемая статья содержит общие положения об ответственности за нарушение обязательства по подаче транспортных средств и предъявлению груза к перевозке. Положения данной статьи касаются только договоров перевозки груза и не распространяются на отношения по перевозке пассажира и багажа.

За неисполнение обязанностей по подаче транспортных средств и предъявлению груза к перевозке УЖТ и КВВТ предусматривают взыскание штрафов, исчисляемых в минимальных размерах оплаты труда за каждую тонну (контейнер) груза. Данные штрафы, по сути, представляют собой исключительную неустойку, т.е. ответственность перевозчика носит ограниченный характер.

На морском и воздушном транспорте с неисправной стороны могут быть взысканы причиненные контрагенту убытки в полном объеме (ст. 128, п. 3 ст. 129 КТМ). Ответственность может наступить как при неподаче (несвоевременной подаче) транспортного средства, так и в случае подачи транспортных средств, не пригодных к перевозке указанного в заявке груза.

2. Грузоотправитель несет ответственность за неиспользование предоставленных перевозчиком в соответствии с заявкой транспортных средств, а также за некоторые другие нарушения, в частности, превышение грузоподъемности транспортного средства, искажение в заполняемых им перевозочных документах сведений о грузе, нарушение сроков погрузки. На железнодорожном и внутреннем водном транспорте с грузоотправителя в таких случаях взыскивается неустойка. Причем эта неустойка не всегда носит исключительный характер. Так, за неправильное указание в транспортной накладной наименования груза, особых отметок и необходимых при перевозке груза мер предосторожности, за предъявление запрещенного для перевозки груза или неправильное указание свойств груза штраф с грузоотправителя взыскивается независимо от возмещения вызванных этим убытков перевозчика (ст. 98 УЖТ, п. 1 ст. 120 КВВТ). На железнодорожном транспорте предусмотрен определенный порядок оформления и взыскания штрафов (см. Приказ МПС России от 18 июня 2003 г. N 43 "Об утверждении Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом" (БНА РФ. 2003. N 42. С. 129)).

На морском и воздушном транспорте грузоотправитель за нарушение обязанностей по предъявлению груза к перевозке и других обязательств, связанных с передачей груза перевозчику, возмещает перевозчику причиненные этим убытки.

Применение мер ответственности не освобождает грузоотправителя от платы за пользование транспортным средством.

3. В п. 2 ст. 794 содержится перечень обстоятельств, при которых перевозчик и отправитель груза освобождаются от ответственности в случае неподачи либо неиспользования поданных транспортных средств. Данный перечень не является исчерпывающим. Он может быть дополнен транспортными уставами и кодексами. Так, УЖТ предусматривает освобождение от ответственности грузоотправителя при обстоятельствах исключающих возможность выполнения операций по погрузке, выгрузке грузов, аварии у грузоотправителя, в результате которой прекращено осуществление его основной производственной деятельности; если не были использованы вагоны и контейнеры, поданные грузоотправителю без его согласия сверх указанных в заявке. Если грузоотправитель в результате уплотненной загрузки вагонов, контейнеров по согласованию с перевозчиком использует меньшее число вагонов, контейнеров, чем предусмотрено заявкой, штраф за неиспользование соответствующего числа вагонов, контейнеров не взыскивается (ст. 116 УЖТ).

Статья 117 УЖТ предусматривает, что перевозчик освобождается от уплаты штрафа за невыполнение принятой заявки, если неподача вагонов вызвана невнесением грузоотправителем платы за перевозку грузов и иных причитающихся перевозчику платежей за перевозки грузов.

Кроме того, перевозчик не отвечает в случае неподачи под погрузку не принадлежащих ему вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузоотправителя или от организаций, с которыми последний связан договором, регламентирующим обеспечение такими вагонами, контейнерами.

В случае задержки грузоотправителем вагонов, контейнеров в связи с погрузкой, выгрузкой грузов, очисткой и промывкой вагонов, контейнеров перевозчик освобождается от уплаты штрафа за неподачу такому грузоотправителю того числа вагонов, контейнеров, которое задержано и не может быть подано для погрузки грузов по указанной причине.

Перевозчик, а также грузоотправитель освобождаются от ответственности за неисполнение обязательств по подаче и использованию транспортных средств, если это произошло из-за спасания жизни людей или имущества на воде (ст. 118 КВВТ).

4. При применении мер ответственности за нарушение обязательств по подаче транспортных средств и предъявлению груза к перевозке необходимо учитывать, что помимо неустоек за невыполнение обязанностей по предъявлению к перевозке грузов взимается сбор. Указанный сбор не является мерой имущественной ответственности и не может быть уменьшен по правилам, установленным для снижения штрафа, в частности, по статье 333 ГК РФ (п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 6 октября 2005 г. N 30).

Читайте также: