Протокол о дтп мотоциклиста

Обновлено: 30.06.2024

Мотоциклисты постоянно шныряют из ряда в ряд. Так вообще можно? Вообще — да, а вот кто будет виноват, случись авария, — отдельный вопрос.

Представьте, что вы за рулем синего автомобиля и двигаетесь в крайней левой полосе.

Вам нужно перестроиться в правую полосу для последующего поворота направо. Справа от вас, чуть позади, медленно едет автомобиль с прицепом. Вы включаете сигнал поворота и уверенно уходите направо. И тут происходит удар — столкновение с мотоциклистом, которого вы даже не видели.

Если же все серьезней, без представителей правоохранительных органов не обойтись. Задача водителей – содействовать достоверному изложению сведений в документе, который после станет базовым в рамках административного или уголовного производства.

Когда выдается и кем составляется?

Протокол составляют только сотрудники полиции. Какое именно подразделение документирует осмотр, определяется в зависимости от потенциальной квалификации правонарушения (о том, как вызвать на место происшествия сотрудника ГИБДД, куда звонить, что сообщать и как действовать на месте ДТП, читайте тут).

Фиксацией обстановки на месте таких происшествий занимаются полицейские следственно-оперативной группы органа внутренних дел, к которому территориально относится место аварии

Важно! Сотрудник полиции при составлении протокола не просто выполняет функции стенографиста, а выполняет ряд процессуальных норм, следование отразится на дальнейшей правовой оценке происшествия.

Как оформить, если нет тяжело раненых и погибших?

Протокол осмотра места ДТП составляется сотрудником полиции на специальном номерном бланке сразу по прибытию экипажа на место аварии. Осмотр производится при участии двух понятых или с видеофиксацией (ч. 3 ст. Статья 28.1.1 КоАП РФ). Документ состоит из трех структурных блоков:

  • общие сведения;
  • описательная часть;
  • заключительные положения.

Общие сведения

  1. Вводной части – сведения о сотруднике ГИБДД, составляющем протокол (ФИО, звание, должность), и понятых (ФИО, контактные данные). Дата, точное время ДТП и заполнения протокола.
  2. Описания правонарушения:
  3. сведения о водителях – участниках аварии (ФИО, номер страхового полиса, водительского удостоверения, контактные данные);
  4. место аварии и тип (столкновение, наезд на пешехода и прочее);
  5. марки, регистрационные номера и другая информация об автомобилях участников.

Описательный блок

Непосредственно фиксирует все обстоятельства ДТП, его следы на дороге и окружающих поверхностях и сооружениях, состояние автомобилей после аварии.

Основная часть

Протокол обязательно содержит описания и характеристики:

  • дороги – автомагистраль, общего пользования, главная или второстепенная на перекрестке и прочие;
  • дорожного покрытия участка и его качество – наличие ям, придорожной территории;
  • знаков и разметки – наличие, особенности, является ли участок аварийным;
  • освещенности участка, видимости водителей;
  • направления движения на участке;
  • расположения транспортных средств (с точными замерами);
  • отпечатков протекторов, тормозного пути, если есть обломки, лужи потекших жидкостей – указывается наличие и расположение;
  • следов пострадавшего, в том числе следы крови, отпечатки рук и ног, элементы одежды.

Включает все предварительные технические сведения, которые можно собрать на месте. Они, вместе с последующими экспертными выводами, лягут в основание окончательного установления обстоятельств аварии и определения виновника. В него входит полное описание:

  • видимых повреждений транспортных средств;
  • следов внутри и на поверхности авто, в том числе биологических материалов, отпечатков пальцев и прочего;
  • состояния колес (давление, степень износа протектора);
  • состояние органов управления – положение рулевого колеса, рычагов, показания приборов;
  • состояния тормозов, включая стояночный;
  • работоспособности осветительных приборов, состояния остекления и зеркал;
  • груза и его состояния, если таковой был.

Важно! В случае необходимости будет назначена автотехническая экспертиза для установления технического состояния авто на момент аварии. Водители могут обратиться за независимой экспертизой для оценки ущерба.

Завершающий раздел

Включает в себя:

  • Дополнительную информацию – перечень приложений к протоколу: ;
  • фототаблица;
  • водительские удостоверения;
  • список изъятых предметов;

Если у участников осмотра есть замечания, комментарии которые хотят внести в протокол, или они хотят отметить несогласие с указанными данными, эти сведения также вносятся в заключительную часть. Сотрудник ГИБДД обязан это сделать, указав от кого поступило заявление.

Как составить при аварии со смертельным исходом и тяжкими телесными повреждениями?

В отличие от вышеприведенного примера, протокол осмотра места аварии с тяжкими последствиями составляется согласно ст. 166, 167, 180 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Закон требует составлять документ ясно и доступно, избегая неопределенных или субъективных оценок и терминов. Он не может содержать предположений, разъяснений и выводов – только объективное описание обнаруженного.

Единого бланка протоколов по УПК не существует, однако закон регламентирует его содержание и структуру. Она подобна структуре административного протокола и также состоит из трех блоков, но есть и различия.

Как заполнять вводную часть?

Общие сведения о лицах, участвующих в осмотре, времени, месте, обстоятельствах процессуального действия. В этом разделе обязательно указываются:

  • дата, время начала и время окончания осмотра;
  • место;
  • ФИО, должности, звания сотрудников полиции и привлеченных специалистов, производящих осмотр;
  • ФИО, при необходимости адрес и контактные данные понятых и других участников процедуры (участников аварии, их представителей и так далее);
  • правовое основание и повод для осмотра;
  • текущие условия – погода, освещенность участка, автомобилей и прилегающей территории;
  • роспись участников об ознакомлении с правами и обязанностями в ходе осмотра;
  • сведения о применении технических средств – измерительных приборов, фото и видеоаппаратуры.

Основная

Подробно описывает обстановку на месте и установленные обстоятельства происшествия. Автомобиль рассматривается как один из предметов на месте преступления, и его описание не выделяется в отдельный логический раздел. Сведения излагаются в порядке хода осмотра. Раздел включает описания и характеристики:

  • Места происшествия – в случае ДТП это, зачастую, участок дороги. Даются все возможные характеристики полотна, инфраструктуры, знаков и разметки.
  • Объектов осмотра:
  • автомобилей;
  • придорожной растительности или сооружений, если таковые находятся в зоне осмотра;
  • следов торможения или отпечатков колес;
  • обломков;
  • потеков собранных следов;

Заключительный блок

Содержит список приложений (схем, фотографий, изъятых предметов, направления трупа и улик на исследования, слепки и оттиски), сведения об ознакомлении всех участников осмотра с протоколом и их подписи. Если есть замечания или возражения со стороны понятых, привлеченных специалистов и других лиц, они также фиксируются в заключительной части.

В протокол могут быть внесены вопросы, замечания, ходатайства и заявления защитника или фигуранта. Если кто-либо из участников отказывается подписывать протокол, причины также вносятся в документ, и удостоверяются подписями понятых или защитника.

Протокол осмотра места происшествия – базовый процессуальный документ, на который будут опираться дальнейшие следственные действия. Нарушение требований к обязательным элементам, порядку фиксации, не упоминание изъятых предметов, несоблюдение права участников не подписывать протокол и другие отклонения от законодательных норм могут сделать документ недействительным.

Ни административный, ни уголовно-административный кодексы РФ не предполагают прямого участия водителя в составлении протокола осмотра места ДТП. Но, хотя роль гражданина ограничена предоставлением информации и подписью под документом, к процессу осмотра и составлению протокола следует подойти очень серьезно.

Помните, что предоставление недостоверных данных сотрудникам полиции может повлечь дополнительную ответственность. Обратите внимание должностных лиц, ведущих осмотр, на значимые, на ваш взгляд, детали. Ознакомьтесь с точкой зрения оппонента, и если не согласны – сообщите об этом. Если считаете, что правоохранители действуют необъективно – выразите претензию, вплоть до внесения в протокол.

Внимание! При оставлении места ДТП сотрудники ГИБДД составляют протокол, в котором указывают или лишение права управлять ТС на срок от 1 до 1.5 года или адин. арест до 15 суток, согласно ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

При аварии с тяжелыми повреждениями или смертельным исходом водитель, оставивший место ДТП, будет привлечен к уголовному расследованию по ст. 264 УК РФ.

    и выгодно ли прибегать к его услугам?
  • Для чего нужен журнал учета дорожно-транспортных происшествий и как его правильно заполнять? , если есть ОСАГО и КАСКО?

Внимательно читайте документ перед подписанием. Именно на его основании будет определяться мера ответственности каждой из сторон. Опротестовать согласованный с вами протокол значительно хлопотнее, чем изначально добиться корректного изложения собственной позиции.

Для решения вашего вопроса – обратитесь за помощью к юристу. Мы подберем для вас специалиста. Звоните 👇

Практика показывает, что многие водители негативно относятся к мотоциклистам, которые двигаются с ними в одном ряду, а точнее - к их манере вождения. И такая тенденция появилась не просто так - ведь такие маневры можно расценивать как настоящую провокацию аварии. А вот вопрос о том, кто будет отвечать за ДТП в таком случае, волнует еще больше.

ДТП с мотоциклистом в одном ряду — кто виноват

Такая ситуация очень стандартная - автомобиль спокойно движется по своей полосе, а мотоциклист в этом же направлении начинает его обгонять. Или же байкер, показывая свою крутость, движется параллельно, а потом пытается обогнать машину, которая идет впереди. Такие вот моменты и приводят к возникновению ДТП.

Чтобы ответить на вопрос, кто будет считаться виноватым в такой аварии, нужно вспомнить Правила дорожного движения и обратиться к пункту 9.10. Здесь говорится, что водитель обязан соблюдать соответствующий боковой интервал, который сможет обеспечивать безопасность во время движения.

Однако, понятия о безопасности на дороге у всех почему-то разные. Например, недалекие мотоциклисты считают, что 10 см до боковины попутного автомобиля - это очень даже безопасный промежуток. А вот водитель ощущает дискомфорт уже тогда, когда между боковой стороной его автомобиля и попутного остается меньше метра.

Так как в правилах не указано особого интервала, можно делать вывод - если ДТП не произошло, значит этот промежуток считается безопасным. Заметим, что это уже не первая недоработанная часть в ПДД. Никто не запрещает двум транспортным средствам двигаться параллельно в одном направлении, а в качестве измерителя здесь должен выступать глазомер и собственные ощущения водителя. Поэтому, когда возникает подобное ДТП, виновный определяется следующим образом - изучают, кто и каким образом соблюдал требования пункта 8.4 ПДД.

В нем указывается, что приоритетом обладает то ТС, которое движется и не меняет направления, то есть - не совершает никаких маневров. Практика показывает, что мотоциклисты очень часто опережают автомобили и проскакивают в промежутке между полосами. Делаем еще один вывод - мотоциклист при таких условиях совершает сразу несколько маневров. Если в результате случается столкновение с автомобилем, который движется по своей полосе, водителя двухколесного ТС признают виновным. Хорошим доказательством будет запись с регистратора других машин или же камера, которую многие байкеры устанавливают на шлемы.

ДТП с мотоциклистом в одном ряду — кто виноват 3

Итог. ДТП с участием мотоцикла - всегда очень неприятная ситуация. Трудно доказать свою невиновность и одной, и другой сторону, так как для этого требуется запись с регистратора.

Топ-5 самых дешевых машин с большим багажником. Список и цены

На этой неделе в соцсетях появилось очередное видео автомобильной аварии, снятое на видеорегистратор. Автомобиль, совершая поворот, сталкивается с мотоциклистом. Но не все в этой аварии оказалось очевидно. В комментариях к ролику зрители до сих пор не могут однозначно назвать виновника ДТП.

Виноват ли мотоциклист?

На коротком видеоролике заметно, что автомобиль совершает маневр с включенным поворотником, то есть дает другим участникам дорожного движения сигнал о своем перестроении. Одновременно с этим мотоциклист врывается в кадр набольшой скорости и не успевает затормозить перед столкновением. Это и позволило некоторым комментаторам и экспертам предположить, что вина за ДТП лежит на нем.

Почему произошла авария?

Руководитель учебного центра подготовки водителей 21-го технологического колледжа Борис Багдасарян не стал напрямую называть виновника, но объяснил, какие обстоятельства повлияли на возникновение аварийной ситуации.



Кого признают виновным в ГИБДД

Такое же мнение высказал действующий сотрудник экзаменационного отделения ГИБДД. По словам представителя Госавтоинспекции, совершая маневр перестроения, водитель легкового автомобиля обязан был пропустить мотоцикл, потому что тот двигался по крайней правой полосе без изменения траектории движения.


Читайте также: