Проверка технического состояния приборов освещения и световой сигнализации

Обновлено: 04.07.2024

Лабораторная работа №11. ТЕХНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДАЛЬНЕГО, БЛИЖНЕГО СВЕТА И ПРОТИВОТУМАННЫХ ФАР

Цель работы: изучить устройство прибора и технологию технической диагностики фар автомобиля.

Задачи работы:

  • 1. Изучить устройство прибора технической диагностики фар ОП.
  • 2. Освоить технологию технической диагностики фар.
  • 3. Произвести контроль правильности установки фар автомобиля.

Теоретическая часть

Повышение режима работы автомобильного транспорта до двух-трех смен приводит к необходимости их эксплуатации в темное время суток, когда происходит половина дорожно-транспортных происшествий. Повышение скоростных качеств автомобиля требует высокой надежности и уверенности в его управлении, которые обеспечиваются техническим состоянием систем управления, сигнализации, работой внешних световых приборов, содержанием и качеством дорожного покрытия и другими факторами. Техническое состояние внешних световых приборов и их правильное использование при эксплуатации автомобиля должны обеспечивать особую культуру дорожного движения. Так как неправильная установка или нарушение правил включения фар, указателей поворотов, светосигнальных огней могут создать одним автомобилем до ста дорожных ситуаций в час. Одним из приборов позволяющих диагностировать внешние световые приборы автомобиля является прибор диагностики фар модели ОП.

Прибор ОП (рис. 43) предназначен для контроля силы света фар автомобилей, направления светового потока фар и правильности их установки. Прибор состоит из основания 19 на колесах; стойки 18, установленной на основании вертикально; оптической камеры 7 и ориентирующего устройства 8. Оптическая камера представляет собой корпус, в котором установлены линза, пузырьковый уровень, смотровое стекло, экран, перемещающийся по вертикали при помощи отсчетного диска 3, и индикатор силы света 6. На экране сверху вниз установлены фотоэлементы для измерения силы света противотуманной фары в теневой области пучка света, дальнего света и силы ближнего света в теневой области пучка света, ближнего света, противотуманной фары в области пучка света. На задней стенке камеры расположены кнопки 4а, 46, 4в, 4г, 4д включения фотоэлементов для измерения силы света соответствующих фар, ручка 5 потенциометра калибровки напряжения питания и съемная крышка 2, за которой располагаются калибровочные резисторы и элемент питания.

Прибор диагностирования фар модели ОП

Рис. 43. Прибор диагностирования фар модели ОП:

  • 1 - уровень; 2 - крышка; 3 - диск; 4 - кнопки; 5 - ручка потенциометра;
  • 6 - индикатор силы света; 7 - оптическая камера;
  • 8 - ориентирующее устройство; 9- упорная гайка; 10 - шайбы; 11 - ручка;
  • 12 - уровень; 13 - кронштейн; 14 - винт; 15 - упорный винт; 16 - ручка;
  • 17 - фиксатор; 18 - стойки; 19 - основание

Перемещение оптической камеры по стойке производится при ослабленном упорном винте 15 (против часовой стрелки до упора) и при нажатом рычаге фиксатора 17. При этом оптическая камера поддерживается за ручку, расположенную с противоположной стороны камеры. Фиксация оптической камеры на необходимой высоте осуществляется при отпускании рычага фиксатора 17 и закручивании упорного винта 15 по часовой стрелке до упора. Высота установки контролируемой фары определяется по шкале, нанесенной на стойку, в миллиметрах по верхнему краю кронштейна 13 фиксатора.

Установка оптической оси прибора в горизонтальной плоскости производится по пузырьковому уровню поворотом оптической камеры относительно оси винта 14 и фиксируется ручкой 16.

Ориентирующее устройство щелевого типа предназначено для установки оптической оси прибора параллельно оси автомобиля. Ориентирующее устройство 8 устанавливается в одно из трех отверстий стойки через упорную гайку 9 две шайбы 10 и фиксируется ручкой 11.

Подготовка прибора и автомобиля к технической диагностике фар

Проверка фар должна проводиться в помещении, исключающем воздействие прямых солнечных лучей на оптическую систему прибора.

Рабочая площадка, на которой размещают транспортное средство и прибор, должна быть горизонтальной, неровности площадки должны быть не более 3 мм на 1 м.

Проверку фар необходимо проводить при неработающем двигателе.

Автомобиль установить на рабочей площадке в положении, соответствующем его прямолинейному движению.

Очистить поверхность рассеивателей фар от загрязнений.

Довести давление в шинах передних и задних колес автомобиля до номинального.

Выбрать люфты подвески, для чего необходимо создать несколько колебаний автомобиля в вертикальном направлении и дождаться успокоения.

Обеспечить загрузку легковых автомобилей массой (70±20) кг (человек или груз) на заднем сиденье. Остальные автотранспортные средства проверяются без загрузки.

Включить фары и переключением проверить исправность и правильность их работы.

Прибор установить на рабочей площадке, перед автомобилем, напротив проверяемой фары, на расстоянии 300-400 мм между линзой камеры и рассеивателя фары таким образом, чтобы передвижение прибора от одной фары к другой могло производиться перпендикулярно продольной оси автомобиля.

Установить прибор по высоте так, чтобы центр линзы прибора совпадал ориентировочно с центром фары.

Установить оптическую ось прибора в горизонтальной плоскости по пузырьковому уровню.

Установить прибор так, чтобы наблюдаемая в ориентирующее устройство 8 горизонтальная линия, проходила через две любые наиболее характерные симметричные точки передка автомобиля (верхние участки ободков фар, подфарники и т.д.).

Проверить исправность элемента питания нажатием на кнопку 22, при этом стрелка индикатора должна отклониться на отметку ?. При необходимости произвести подстройку ручкой потенциометра 5.

Техническая диагностика фар европейской системы светораспределения (С, НС, CR, HCR)

Установить отсчетным диском 3 требуемую величину снижения левого участка светотеневой границы пучка ближнего света фары в зависимости от высоты ее установки в соответствии с табл. 25.

Разметка шкалы диска соответствует величине снижения в миллиметрах с расстояния 10 м. Высота установки фары над уровнем пола считывается по рискам, нанесенным на стойке прибора (по верхней кромке кронштейна фиксатора).

Тема: Определение технических характеристик и проверка технического состояния световой сигнализации.

Цель: Научиться определять характеристики световой сигнализации

Время:2 часа

Проверка технического состояния прочих приборов освещения и световой сигнализации осуществляется в последовательности, указанной ниже:

1. Проверить правильность и соответствие установки световых приборов на транспортном средстве. Определить наличие на приборах освещения и сигнализации обозначений, указывающих на утверждение их типа и определяющих функциональное назначение приборов, особенности монтажа. При необходимости измерить расстояния, нормируемые при установке световых приборов.

2. Оценить целостность и надежность крепления приборов.

3. Оценить работоспособность приборов и соответствие режимов их включения и выключения. Для этого опробовать приборы путем включения их на разных режимах работы. При этом световая индикация работы приборов в кабине водителя должна соответствовать установленным требованиям.

4. Проверить работу указателей поворота в установленном режиме. Для этого определить количество миганий света в минуту с помощью секундомера не менее чем по 10 проблескам и сравнить полученное значение с допустимым.

5. Визуально сравнить силу света парных световых приборов транспортного средства, которая для парных фонарей одного функционального назначения должна различаться не более чем в два раза.

6. Проверить соответствие установки светоотражателей нормативным требованиям.

7. При необходимости проверить правильность нанесения светоотражающей или контурной маркировки на бортах транспортного средства.


Основные отказы и неисправности системы освещения и световой сигнализации и их поиск.

Цель: ознакомиться с основными отказами и неисправностями системы освещения и световой сигнализации, а также изучить способы их поиска.

В системе освещения и световой сигнализации возможны следующие основные неисправности.

Вся система освещения не работает. Причиной неисправности может быть обрыв провода общего для всех приборов освещения или отключение предохранителя системы освещения в результате короткого замыкания в цепи. В этом случае необходимо выключить все приборы освещения и заменить или включить предохранитель. Затем, постепенно включая приборы освещения, надо убедиться в исправности системы. Если при включении того или иного потребителя предохранитель вновь отключает цепь питания, то это значит, что в цепи этого потребителя есть короткое замыкание. Если же при этом приборы освещения не работают, то это указывает на обрыв в цепи общей для всех приборов освещения, т. е. от амперметра до главного переключателя или в самом переключателе.

Не горят отдельные лампы. Чаще всего это бывает при перегорании нитей ламп, а также при плохом контакте в патроне лампы, переключателях, выключателях, на соединительных панелях и обрыве или отсоединении провода.

Повреждение цепи и неисправность переключателей определяют контрольной лампой или вольтметром.

Частое перегорание нитей накала ламп происходит при повышении регулируемого напряжения в системе энергоснабжения, а также при сильной вибрации спирали ламп ввиду слабого крепления лампы в патроне, оптического элемента в корпусе или фары (фонаря) в целом. При этих неисправностях необходимо проверить и отрегулировать регулятор напряжения и закрепить винты крепления оптических элементов и фар.

Уменьшение силы света приборов освещения. Причиной этого может быть загрязнение отражателя и рассеивателя оптического элемента, потемнение колбы лампы, плохой контакт лампы в патроне, окисление контактных пластин в выключателях и переключателях.

Основные неисправности указателей поворота. Чаще всего возникают следующие неисправности: нарушение регулировки прерывателя, что вызывает изменение частоты миганий света и даже сваривание контактов; перегорание струны, которое происходит при сильном ее натяжении и повышении напряжения генератора выше установленной величины; перегорание одной из сигнальных ламп вызывает в зависимости от степени натяжения струны или очень частое мигание включенной лампы, или прекращение вибрации контактов прерывателя.

Поиск неисправностей системы освещения и световой сигнализации. Нарушение оптимального режима работы приборов системы освещения и световой сигнализации происходит из-за повреждения или износа оптических элементов и нарушения электрической цепи между оптическими элементами и источниками тока.
О необходимости замены оптического элемента фары в целом или отдельных его частей судят по величине силы света, которая при правильной регулировке фар и номинальном напряжении на контактах лампы должна быть не менее 8500 кд. Силу света оптического элемента определяют с помощью прибора модели К-303.

Падение напряжения в токоподводящей цепи проверяют вольтметром, замеряя величину напряжения в начале и в конце цепи, питающей потребитель. Разность напряжений будет величиной падения напряжения в проверяемой цепи.

Падение напряжения для электрической цепи фар, сигналов торможения, указателей поворота и противотуманных фар не должно превышать 0,9 В для 12-вольтных и 0,6 В—для 24-вольтных систем электрооборудования автомобиля; для электрических цепей передних и задних фонарей, освещения номерного знака, салона автобуса и кабины автомобиля эта величина составляет 0,6 и 0,4 В (соответственно для 12- и 24-вольтных систем).

В процессе эксплуатации также изменяется направление светового пучка фар (разрегулировка фар), что оказывает влияние на видимость дороги как при движении с дальним, так и с ближним светом.

Большое влияние на положение фар при эксплуатации оказывают условия проведения первоначальной регулировки фар и в меньшей степени — ослабление винтовых соединений и другие эксплуатационные факторы.

Ответить на вопросы :
1.Какие операции необходимо провести для проверки работоспособности световых приборов?
2.При неисправности каких приборов освещения запрещена эксплуатация автомобиля ?
3. Какие принципы и как производится устранение неисправности световых приборов ?
4. Каким прибором и как производится проверка светорассеивание фар?
5.Как проверить исправность переключателя указателей поворота ?

Читайте также: