Ремонт по осаго запчасти оригинал или аналог

Обновлено: 07.07.2024

Дешевле, но не лучше

Большая часть комплектующих, которые входят в так называемую ремонтную корзину, зарубежного производства. Это примерно 5 тыс. комплектующих, чаще всего страдающие в ДТП: фары, крылья, бамперы, багажники и т. д. Каждые полгода Российский союз автостраховщиков рассчитывает стоимость ремонтной корзины. Шесть месяцев назад цифры поразили – цены на детали выросли в среднем на 23% к 2019 году.

Однако Российский союз страховщиков утверждает, что полисы не дорожают. Средняя цена ОСАГО остаётся на уровне 2019 года – 5 440 рублей. Пока что страховщики не намерены повышать цены. Напротив, ищут способы сдержать рост цен.

РСА предлагает Центробанку включить в ремонтную корзину детали подешевле. Проблема в том, что бюджетные аналоги автоматически попадают в категорию некачественных, если стоят на 30% меньше оригинала. Но из-за скачка курса валют зарубежные детали дорожают порой больше, чем на треть. И получается, что хорошие отечественные запчасти выбраковываются только из-за разницы в ценах.

ЦБ отказался менять правила расчёта ремонтной корзины, зато разрешил страховщикам учитывать цены на детали в онлайн-магазинах. Бывает, что в интернете запчасти стоят дешевле, чем в торговых точках.

Что будет с ценой на ОСАГО?

Итак, страховщики утверждают, что средняя стоимость полиса осталась на уровне 2019 года, и обещают сдержать подорожание. Но детали – не единственное, что влияет на страховую премию.

Вспомним, что в сентябре 2020 года Центробанк расширил базовый тарифный коридор ОСАГО. Для владельцев легковых автомобилей тариф расширился на 10%, для юрлиц – на 20%, для таксистов – на 30%. Для части водителей страховка должна была подешеветь. Для других, напротив, вырасти.

Автомобилисты начали жаловаться на подорожание страховки в октябре 2020. РСА ещё тогда утверждал, что цена выросла незначительно – с 5 409 до 5 437 рублей. По данным независимых исследований, полисы подорожали до 5 622 рублей. В Москве и Подмосковье – до 9 198 и 9 119 рублей в среднем.

КС РФ: после ДТП автовладелец вправе требовать с виновника возмещения стоимости новых запчастей и ремонта

КС РФ пришел к выводу, что если страховая выплата по ОСАГО не покрывает причиненного в результате ДТП ущерба, то потерпевший вправе через суд взыскать с виновника аварии недостающую разницу между стоимостью новых деталей и стоимостью запчастей, определенной с учетом их износа. При этом виновный в ДТП, при положительном решении суда, производит выплату за счет своих личных средств. Об этом говорится на официальном сайте КС РФ 1 .

Суд подчеркнул, что Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее – закон об ОСАГО) является дополнительной мерой защиты прав потерпевшего и не исключает действия общих правил Гражданского кодекса об обязательствах из причинения вреда.

Также КС РФ напомнил, что ранее Верховным Судом Российской Федерации была уже высказана позиция по данному вопросу. В частности, Cуд указывал, если для восстановления автомобиля понадобились новые детали, то такие расходы следует включать в состав реального ущерба (п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 года № 25). Но, как указывает КС РФ, cудебная практика впоследствии пошла по противоположному пути. А это приводит к несоразмерному ограничению права потерпевшего на возмещение вреда, причиненного источником повышенной опасности, нарушению конституционных гарантий, права собственности и права на судебную защиту.

Судебную практику по вопросам взыскания сумм компенсационных выплат по ОСАГО можно найти в "Энциклопедии судебной практики. Закон об ОСАГО" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Добавим, что размер расходов на запчасти в том числе в ходе восстановительного ремонта по ОСАГО определяется с учетом износа комплектующих изделий, подлежащих замене. При этом на указанные комплектующие изделия не может начисляться износ свыше 50% их стоимости (п. 19 ст. 12 закона об ОСАГО). А вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме причинителем вреда (абз. 1 п. 1 ст. 1064 ГК РФ).

Вы по ОСАГО обратились к ремонтный центр? Если да, то установку запчастей в этом случае регулирует несколько законов. N 40– Федеральный закон об обязательном страховании гражданской. Ответственности владельцев транспортных средств и Единая методика определения расходов на восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства при ОСАГО.

7.2.1. В отношении запасных частей:

В исследовании учитываются только данные по новым сертифицированным запасным частям. При этом в выборку цен не включаются цены на “неоригинальные” запасные части (не имеющие упаковки, торгового обозначения производителя транспортного средства либо установленного им идентификационного номера.

Единая Методика, п. 3.1:

Целью расчета расходов на восстановительный ремонт является установление наиболее вероятной величины затрат, необходимых для приведения транспортного средства в состояние, в котором оно находилось до дорожно-транспортного происшествия

То есть если до ДТП на автомобиле были оригинальные детали, то для возвращения его в изначальное состояние надо ставить оригинальные же детали.

3.6.4. Определение размера расходов на запасные части проводится с учетом следующих условий:

наименование детали (узла, агрегата) приводится на русском языке и должно содержать полное наименование, указанное в каталоге запасных частей для этой марки (модели, модификации) транспортного средства, составленном производителем транспортного средства, или в электронной базе данных стоимостной информации в отношении деталей (узлов, агрегатов), а при отсутствии таких источников – в программно-расчетном комплексе или прайс-листе поставщика соответствующей детали (узла, агрегата), и их уникальный номер, присвоенный производителем транспортного средства (поставщиком детали (узла, агрегата) или программно-расчетного комплекса);

при замене детали (узла, агрегата) на новую деталь (узел, агрегат) такая замена не должна ухудшать безопасность транспортного средства и должна соответствовать обязательным требованиям, если такие требования установлены производителем транспортного средства или законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения.

Вы можете задать страховщику или представителю ремонтной организации вполне закономерный вопрос: откуда на неоригинальных запчастях возьмутся каталожные номера производителя автомобиля? И насколько эти запчасти будут соответствовать качеству и безопасности оригинальных запчастей производителя? Думаю, эти вопросы станут для указанных сторон риторическими.

Есть несколько вариантов:

Согласиться. В принципе, если и до аварии у вас была сильно подержанная машина, в которой и так половина запчастей были неоригинальными. Но если у вас была новая машина с оригинальными деталями, то этот пункт отменяем сразу и готовимся к бою.

Взять выплату деньгами. Можно заключить соглашение со страховой и взять выплату деньгами. Но этот вариант не лишен минуса: выплату сделают с учетом износа транспортного средства и по ценам РСА, а значит, вряд ли итоговая сумма покроет вам стоимость действительно качественного ремонта.

И тут нужно действовать так:

– соглашайтесь на ремонт без возражений, но при этом – это важно! – не подписывайте никаких договоров с СТО или страховой. А вам будут подсовывать для подписи цессию (переуступку права требования), разные соглашения об использовании бывших в употреблении запчастей и др. НИЧЕГО НЕ ПОДПИСЫВАЙТЕ.

– как только ремонт будет завершен, приходите принимать авто с аккредитованным независимым техническим экспертом. Он установит факт некачественного ремонта. А по-другому и быть не может, потому что, согласно букве закона, ремонт аналогами не может являться качественным и отвечающим требованиям Единой Метрики!

– Далее вы идете в суд, который признает ремонт некачественным (а по другому никак, потому что это прописано в законе!) и обязывает страховую устранить последствия ремонта за свой счет или же выплатить компенсацию. Плюс будет наложен штраф за каждый день простоя при некачественном ремонте. Также вам должны будут возместить стоимость услуг независимого эксперта и судебные издержки.

Это долгий путь, наполненный потрепанными нервами и существенными расходами, но особого выбора у вас и нет. Поэтому я желаю вам пройти его мужественно и до конца. Удачи!

Здравствуйте.
Случилось ДТП, я пострадавший, у виновника ОСАГО.
Моему автомобилю 5 лет (оф. гарантии уже нет).
Отдал автомобиль в сервис по направлению страховой компании для выявления скрытых повреждений.
После оценки скрытых повреждений они должны пригласить меня в сервис для согласования ремонта.
В сервисе возможно предложат установку неоригинальных запчастей из-за нехватки сумм.
1) Могу ли я отказаться от установки неоригинальных запчастей?
2) Могу ли я, в случае если предложат в сервисе неоригинал, попросить список запчастей, которые они собираются установить на мое авто и с этим списком обратиться в страховую? Я уверен в этом списке не будет оригинальных запчастей и они не будут соответствовать требованиям безопасности. И вообще они не лицензированы, в оригинальных каталогах значатся запчасти только самого производителя.
Ведь если я сейчас соглашусь на ремонт в будущем не смогу предъявить претензию по качеству запчастей. Или смогу?
Как мне быть? C уважением.
Само собой, о гарантии соблюдения стандартов безопасности, предъявляемых автопроизводителем к запасным частям, в случае аналога речи и не идет.

Страховщик после осмотра поврежденного транспортного средства потерпевшего и (или) проведения его независимой технической экспертизы выдает потерпевшему направление на ремонт на станцию технического обслуживания и осуществляет оплату стоимости проводимого такой станцией восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего в размере, определенном в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, с учетом положений абзаца второго пункта 19 настоящей статьи.
При проведении восстановительного ремонта в соответствии с пунктами 15.2 и 15.3 настоящей статьи не допускается использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), если в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства требуется замена комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов). Иное может быть определено соглашением страховщика и потерпевшего.
Минимальный гарантийный срок на работы по восстановительному ремонту поврежденного транспортного средства составляет 6 месяцев, а на кузовные работы и работы, связанные с использованием лакокрасочных материалов, 12 месяцев.
В случае выявления недостатков восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства их устранение осуществляется в порядке, установленном пунктом 15.2 или 15.3 настоящей статьи, если соглашением, заключенным в письменной форме между страховщиком и потерпевшим, не выбран иной способ устранения указанных недостатков.
Претензия потерпевшего к страховщику в отношении результатов проведенного восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства рассматривается с учетом особенностей, установленных статьей 16.1 настоящего Федерального закона.

Таким образом, при проведении восстановительного ремонта Вы праве отказаться от установки неоригинальных запчастей. Также, на основании ст. 10 Закона о защите прав потребителя вы имеете право получить информацию о всех запчастях, которые находятся в наличчи у станции техобслуживания.

Читайте также: