Романовский мост через волгу где находится

Обновлено: 26.06.2024

Зеленодольский железнодорожный мост (Романовский мост, Красный мост, Свияжский мост [1] ) — железнодорожный мост через Волгу между Зеленодольском и посёлком Нижние Вязовые.

Первый, Романовский мост, построен в 1910—1913 годах по проекту инж. Белелюбского Н. А. и Пшеницкого А. П.

Длина моста 1063,2 м (схема 18,2 + 55 + 6×158,4 + 39,6 м).

Металлические полупараболические пролётные строения (фермы) с ездой понизу.

Высота судоходного пролёта: 21,2 м — от проектного уровня, 17,2 м — от нормального подпорного, 13,1 м — от расчётного уровня.

Романовский железнодорожный мост через Волгу (1913г.) – объект культурного наследия (памятник градостроительства и архитектуры) регионального (республиканского) значения в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 января 1993 г. № 39

Испытания моста прошли 6 июня 1913 г. По мосту со скоростью 20 верст в час прошли пять паровозов по десять тысяч пудов каждый, к которым были прицеплены еще несколько вагонов. Одновременно под пролетами моста стояло несколько судов, на одном из которых находился и автор проекта Н.А. Белелюбский, решивший таким образом доказать надежность моста. Испытания прошли успешно.

Торжественное открытие состоялось 11 июля 1913 г. при большом стечении народа. На правом берегу в деревне Вязовые в честь этого события состоялась закладка часовни по проекту А.В. Щусева, строительство которой так и не было завершено.

Пролетные строения русловой части моста по схеме 6х158,4м представляли собой разрезные решетчатые фермы на заклепках с параболическим очертанием верхних поясов. Максимальная высота ферм 24м. Отличительной особенностью пролетных строений Н.А. Белелюбского является свободное нежесткое опирание поперечных балок проезжей части, которые работают под переменными напряжениями в значительно более тяжелом режиме, чем элементы главных ферм. В современной практике такое инженерное решение не применяется.

Правобережная пойменная эстакада со стороны г. Свияжска представляла собой 6 каменных арок пролетами приблизительно по 21м. Между эстакадой и ближайшей русловой опорой было установлено металлическое пролетное строение в виде полигональной фермы с ездой поверху. Аналогичное пролетное строение было и по левому берегу между последней промежуточной русловой опорой и устоем. В годы Гражданской войны каменные арки и крайние пролетные строения были взорваны.

В 1955-1957 гг. Мостоотрядом №1 Главмостостроя в 26 м ниже по течению был построен мост второго пути по проекту Лентрансмостопроекта. Каменная аркада из-за многочисленных дефектов и слабой кладки была разобрана и заменена насыпью, пролетное строение 0-1 заменено железобетонным. Опоры 2-8 наращены по высоте, а опоры 2-7 еще и забраны в железобетонный пояс и рубашки. Старый ледорез был разобран, а вновь возведенный был облицован гранитом. Старое пролетное строение 39,6 м с правого берега перевезено на левый и установлено на мосту второго пути. В пролете 1-2 установлено новое металлическое клепаное строение с ездой понизу.

В 1974-1975 гг. по проекту Гипротранспути произведен ремонт пролетных строений и переустройство мостового полотна. В 1994 г. также по проекту Гипротранспути пролетное строение № 9 заменено на новое сварное с ездой поверху.

К 2004 году техническое состояние моста уже не соответствовало требованиям безопасности. Засорились и остановились катки, что привело к необходимости ограничения движения по скорости и другим параметрам. Были обнаружены многочисленные дефекты конструкций, состояние оценено как непригодное для дальнейшей эксплуатации. Рекомендовано заменить исторические клепаные фермы новыми с другой конструктивной схемой и формой.

Учитывая невозможность устранения указанных выше повреждений и в целях безопасной эксплуатации моста, рекомендовано осуществить замену пролетных строений и ремонт опор.

Также было получено заключение Федерального агентства по культуре и кинематографии Министерства культуры Республики Татарстан от 18.12.2006 г. № 5232-07,3-0/36/3 (с учетом рекомендаций заседания Экспертного совета при Политехническом музее от 20.11.2006г. № 15) о невозможности исключения Романовского железнодорожного моста из списка памятников истории и культуры регионального значения и о необходимости сохранения одного из шести пролетов моста длиной 158,4 м, определив при этом его дальнейшее местонахождение, с рекомендациями по изготовлению двух моделей моста для передачи в Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации и Национальный музей Республики Татарстан, изготовлению альбома-буклета по истории моста с фотофиксацией всех этапов его демонтажа и отдельных его деталей.

Проектом предусмотрено: установка пролетного строения в створе пирсов на капитальных опорах в береговой зоне моста, устройство смотровой площадки с ограждением, устройство подъездной дороги со щебенистым покрытием, устройство технологического прохода с ограждением. При этом, учитывая, что данное сооружение будет относиться к опасным объектам, доступ должен быть ограничен, а освещение смонтировано только для выполнения работ по осмотру состояния элементов пролетного строения, а лестницы и проходы предназначены только для обслуживающего персонала и охраны.

«Предложенное место установки пролетного строения, обеспечение его безопасной эксплуатации не позволяют в полной мере использовать его историко-познавательный и научно-технический потенциал. Более эффективным в данном плане было бы сохранение наиболее важных элементов конструкции с их размещением в границах или в непосредственной близости от населенного пункта и с возможным более продуманным решением в качестве монументального объекта…

Определение демонтированного пролетного строения в настоящий момент как недвижимого объекта культурного наследия невозможно по формальным основаниям, т.к. ферма в соответствии с действующим Гражданским кодексом не является объектом недвижимости…

- местонахождение сооружения моста через р.Волгу, его композиционные характеристики как доминанты, участвующей в соединении и формировании исторической панорамы правого и левого берега р.Волги на зеркале воды;

- местонахождение направляющих опорных каменных быков моста: 5 речных и 2 береговых,

90 лет назад, 11 июля 1913 года, был открыт Романовский мост через Волгу близ Зеленого Дола.

В любом случае казанского путешественника поджидали многочисленные неудобства.

Поэтому в Казанской губернии так долго и настойчиво шли поиски места для строительства железнодорожного моста через Волгу. Вариантов было более десятка, в конце концов победил проект архитектора Н.А.Белелюбского — того самого, который спроектировал первый мост через Волгу — Александровский в Сызрани, открывшийся в 1876 году.

28 февраля 1910 года состоялась торжественная закладка Романовского моста — его заранее нарекли в честь 300-летия дома Романовых. Руководил строительством инженер И.Н. Цышевский. Стоимость постройки оценили в 9 миллионов рублей (сумма по тем временам космическая). В строительстве участвовали более тысячи человек. Металлические фермы моста высотой в 11 саженей посередине и шириной по 4 сажени пролетом по 75 сажень (около 150 метров) изготовили в нижегородском пригороде Сормове. Работа кипела день и ночь.

Строительство шло трудно. Из-за отсутствия в те времена подъемных кранов было немало аварий, к сожалению, не обошедшихся без человеческих жертв. Дважды падали в реку готовые, поставленные на место фермы.

Но несмотря ни на что мост был выстроен к июню 1913 года. 6 июня было днем больших зрелищ — здесь прошли испытания моста. На берегу установили пять паровозов по десять тысяч пудов каждый и прицепили к ним состав из нескольких вагонов. Вся эта махина набрала скорость в 20 верст в час и промчалась по мосту.

В это же время под его пролетами поставили несколько судов, которые принимали участие в стройке. В одном из пароходов находился сам Николай Аполлонович Белелюбский, решивший продемонстрировать надежность своего детища. Испытания прошли успешно.

Так должна была выглядеть часовня Щусева (сохранился ее первый ярус).

Церемония торжественного открытия состоялась 11 июля при большом стечении народа и гостей. В честь этого события на правом берегу в Вязовых состоялась закладка часовни по проекту А.В.Щусева, которая, увы, так и осталась недостроенной. Сегодня о ней напоминает красивое квадратное строение с колоннами из красного кирпича. Его можно увидеть из окон проходящих поездов справа по пути следования в Москву.

Романовский железнодорожный мост через Волгу

Республика Татарстан, Зеленодольский район, перегон: 754 км перегона Свияжск — Зелёный Дол участка Канаш — Агрыз Горьковской железной дороги 9 пикет. На 1273 км р. Волга, считая от Московского Южного порта

Наименование, дата и номер решения органа государственной власти о постановке объекта на государственную охрану

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан "О включении в Список памятников истории и культуры республиканского (Республика Татарстан) значения памятников истории и архитектурных сооружений г. Казани и районов Республики Татарстан, исключении из Списка памятников истории и культуры памятников, утративших историческое значение, передаче на баланс Министерства культуры Республики Татарстан памятников истории и культуры" № 39 от 28.01.1993 г.

Читайте также: