Сбил корову кто виноват водитель или хозяин коровы

Обновлено: 05.07.2024

Корова, переходившая в неположенном месте (не по зебре и не на светофор без хозяина,который должен был в таком случае перевести животное через проезжую часть, или скотина случайно вышедшая на дорогу) - хозяин животного несет ответственность за сбитую корову раз, второе - по идее штраф хозяину за "недосмотр" скотиной своей,и третье - материальный ущерб нанесенный транспортному средству, если таковое имело быть место. Водитель сбивший корову так сказать по выше описанному случаю + к этому: не успел затормозить (наличие тормозного пути на дорожном покрытии), не увидел,поздно заметил(торопился, уснул за баранкой) и другие более серьезные тому причины - сотрудник ДПС на месте происшествия: все обстоятельства дела будут учитываться.

Во всяком случае водила прав - нормальный, адекватный чел не будет спецом сбивать животное!


Неприятный факт, но до сих пор большинство российских автомобильных дорог проходят сквозь населенные пункты. И если в городах движение хоть как-то регулируется, да и люди, в большинстве своем, образованные, и знают, где и как нужно переходить проезжую часть, то в деревнях ситуация в корне отличается. Местные граждане не шибко чтут ПДД, а уж принадлежащий им крупный рогатый скот, порой праздно шатающийся вдоль дорог, тем более. Вот и сбивают его почем зря. А попасть в ДТП с коровой чревато не только списанием автомобиля в утиль, но смертью и животного, и находящихся в машине пассажиров. Никому не желаем попасть в такую ситуацию, и тем не менее разобраться в ней стоит.

Итак, дано: что будет, если водитель сбил корову на трассе в темное время суток, при этом в его автомобиле погиб пассажир? Решение этой задачи нужно начать с повторения пунктов 25.4 и 25.6 ПДД, которые четко разъясняют правила перегона скота. Согласно им, скот можно перегонять в светлое время суток; как можно ближе к правому краю дороги; перегон стада через ЖД-пути должен осуществляться небольшими группами; запрещено вести животных по дороге с асфальтно- и цементобетонным покрытием при наличии иных путей; запрещено оставлять животных без присмотра.

В принципе, если ни один из этих пунктов не был соблюден, а водитель ТС не нарушал, то вся ответственность за ДТП с животным ложится на погонщика скота. Правда, санкции предусмотрены смешные — 800 рублей в виде штрафа, согласно ч. 2 ст. 12.29 КоАП РФ. Если ДТП все же не удалось избежать, а потерпевшая сторона получила легкий или средний вред здоровью, то штраф для погонщика может быть увеличен до 1500 рублей. На этом наказания для пастуха заканчиваются, и наступает черед владельца скота, на которого ложится бремя ответственности за причиненный ущерб автовладельцу и его пассажирам.


Так, если погонщик нарушил правила, перечисленные выше, а водитель авто ничего не нарушал, но все же сбил корову, например, ночью, то погонщику влепят максимальный штраф, а с владельца животного придется взыскивать компенсацию ущерба в судебном порядке.

Если погонщик выполнил все условия, обозначенные в пунктах 25.4 и 25.6 Правил, а водитель сбил корову, двигаясь с превышением скорости, например, в населенном пункте, то в ДТП виновным будет признан именно водитель. Компенсацию владельцу скотины будет возмещена по полису ОСАГО. Если суммы, положенной по страховке не хватит, оставшуюся часть добивает виновник ДТП. Ему так же придется оплачивать ремонт своего автомобиля из собственных средств, разумеется, если нет полиса КАСКО. Есть и третий вариант — когда виноват и водитель, и погонщик скота. В этом случае суд определит степень виновности каждого, и воздаст по заслугам.

Как видно, в аварии с животными нет ничего хорошего ни при каком исходе. Как правило, владельцы коров богаты лишь коровой, курами, утками и другой живностью, которую можно вырастить, продать или съесть. А потому компенсацию ущерба пострадавшей стороне придется получать очень долго. Другое дело — если бы на корову (а иногда хочется чтобы и на людей тоже) нужно было бы оформлять страховой полис ОСАГО. Но пока это из мира фантастики. Поэтому в населенных пунктах, да и за их пределами, всем водителям нужно быть особенно внимательными.

Что делать, если на дороге сбили корову?

С окончанием зимнего стойлового периода буренки стремятся побыстрее выйти к сочной зеленой травке. Но этому мешает то, что луг всегда находится за околицей населенного пункта. В любом случае надо перейти дорогу. Это порой чревато тем, что водители наезжают на выбежавшее на дорогу животное. Кого винить за такое ДТП? Попробуем разобраться в ситуации.

С другой стороны, в провинции (там, где держат домашний скот) должен быть на дороге предупреждающий знак. Если такого знака нет, а вы налетели на корову, то смело можете подавать в суд на ее владельца. Он обязан был смотреть за своей кормилицей. Скажем, неподалеку от своего дома вбить в землю кол и держать на нем корову на длинной веревке, не позволяющей ей оказаться на дороге.

Еще один важный момент. Домашний скот на свободном выпасе должен находиться в специально организованном сельчанами стаде с пастухом. Если корова отбилась от такого стада и, выбежав на дорогу, столкнулась с машиной, то претензии уже будут к пастуху.

Но нюанс в том, что после развала колхозно-совхозного производства сельчане редко где нанимают пастуха. А зачем, дескать, когда окрест села или деревни много стало выпасов? Это раньше сельчанину под выпас отдавали неудобицы, поскольку все остальное было строго учтено в колхозах и совхозах. При свободном бродяжничестве домашнего скота он попадал на хлебные поля и делал потраву. Имелись бригады загонщиков. Скот, замеченный в потраве, отгоняли на колхозный или совхозный двор и выписывали солидный штраф владельцам. Помимо штрафа надо было еще уплатить за содержание и кормление. Сейчас такого и в помине нет.

Это лишь в Индии корова — священное животное. Там она может лечь посреди улицы, и все будут ее обходить и объезжать. Но там и климат совершенно иной. Во всяком случае, коровы в Индии спокойные. А у нас после суровой зимы буренки, покинув надоевший хлев, видя зеленый корм, летят к нему, потеряв всякую осторожность. Им абсолютно все равно, что любой транспорт мгновенно остановить невозможно. Даже при сильном нажатии на тормоз машина по инерции еще едет несколько метров. Если как-то и удается при этом избежать лобового столкновения, то касательное все равно происходит.

Что тут можно рекомендовать владельцу машины?

  • Ни в коем случае не пытаться скрыться с места ДТП. Не забывайте, что при кажущемся безлюдье номер на авто хорошо виден. Найдется человек, который его запомнит.
  • Лучший вариант — сделайте фото места происшествия с разных точек. Благо фотоаппарат нынче есть в любом мобильном телефоне.
  • Разумеется, сотрудников ГИБДД надо вызвать вам, не дожидаясь, когда это сделает владелец коровы.

Суд в Калмыкии разделил ответственность за ДТП между коровой, сбежавшей ночью от хозяев, и водителем, налетевшим на нее в тумане. Неприятная встреча произошла 29 октября 2019 года в 23 часа 20 минут на дороге Городовиковск - Яшалта. Легко представить ужас водителя, увидевшего, как в лобовое стекло вонзаются рога и копыта. Корове, безусловно, было еще тяжелее. Но она, в отличие от человека за рулем, нарушала правила.

"Причиной ДТП послужил бесконтрольный выпас в ночное время сельскохозяйственных животных - коров, принадлежащих Б. Согласно экспертному заключению, рыночная стоимость восстановительного ремонта поврежденной автомашины без учета износа деталей составила 171 140 рублей", - сообщили в Верховном суде Республики Калмыкия.

Фото: iStock

Поскольку корова - не дикий зверь, она не имеет права шастать где-то по ночам. Поэтому работодатели водителя - а он попал в аварию на служебной машине - подали иск к хозяйке рогатого нарушителя.

"В рамках проведения проверки по факту ДТП ответчик Б. указала, что она и ее сыновья занимаются разведением крупного рогатого скота. На ночь скот загоняется в хозяйственный двор ее домовладения, - рассказывают в Верховном суде Калмыкии. - Ей позвонил сосед и сообщил: произошло ДТП с участием ее коровы. Выйдя во двор, она обнаружила, что ограждение заднего двора сломано, а часть коров отсутствует".

Наивно ожидать дисциплинированного поведения от коров, когда и не все люди отличаются законопослушанием. Потому рачительные хозяева должны укреплять заборы. Поскольку в данном случае забор не выдержал, хозяйка должна ответить за корову.

"При таких обстоятельствах следует признать, что ответчик как собственник крупного рогатого животного должна была обеспечить такие условия его содержания, которые бы предотвратили бесконтрольный выход животного на проезжую часть дороги, ставший причиной аварийной ситуации", - поясняют в суде.

Поскольку собственник крупного рогатого скота допустила безнадзорное нахождение коровы ночью на проезжей части автодороги, она должна возместить вред. Однако ВС Калмыкии особо отметил, что согласно ГК, если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, размер возмещения должен быть уменьшен.

"При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства", - подчеркивают в суде.

Как рассказал сам водитель, он двигался в полночный час на автомобиле со скоростью 80 км/ч, видимость на дороге была затруднена плотным туманом.

"Таким образом, водитель автомобиля, двигаясь по дороге между сельскими населенными пунктами, жители которых преимущественно занимаются разведением в том числе сельскохозяйственных животных, в темное время суток при недостаточной видимости не обеспечил контроль за движением своего автомобиля и при возникновении опасности для движения в связи с выходом коровы на дорогу, которую был в состоянии обнаружить, не принял мер к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства и допустил столкновение с животным",- посчитал ВС Калмыкии. Поэтому было решено, что в аварии вина обоюдная. С ответчика взыскано 85 570 рублей, то есть половина суммы ремонта.

Читайте также: