Сцепление газ 51 аналоги

Обновлено: 05.07.2024

На автомобилях ГАЗ-52, ГАЗ-51 используется однодисковая сухая корзина сцепления, состоящая из диска нажимного с кожухом и с рычагами выключения сцепления в сборе и ведомого диска. Штампованный жесткий кожух прикреплен к маховику с помощью установочных болтов (6 штук). Нажимной диск обработанными с высокой точностью выступами плотно входит в просеченные окна кожуха, что обеспечивает его правильную установку по отношению к оси вращения. Эти выступы обеспечивают передачу вращения через кожух от маховика к нажимному диску, выполненному из серого чугуна.

Ведомый диск корзины сцепления ГАЗ-52 (рис.2) представляет из себя тонкий разрезной стальной диск, который заклепками закреплен между фланцем (поз.5 на рисунке 2) и диском (поз.2). Фрикционная накладка (поз.1) обращена к маховику и жестко присоединена заклепками к стальному диску, между накладкой (поз.6) и диском размещены шесть волнистых пружин пластинчатого типа. В момент включения сцепления эти пружины выпрямляются, а фрикционная накладка (поз.6) подходит постепенно к диску (поз.3). Таким образом обеспечивается плавное включение сцепления. Собранный и готовый к установке диск с помощью грузика (поз.7) подвергается статической балансировке. Величина допустимого дисбаланса при этом составляет 18 кг/см.

Толщина фрикционных накладок в процессе износа уменьшается. Из-за этого расстояние между маховиком и нажимным диском постепенно снижается, а концы рычагов приближаются к торцевой поверхности подшипника, вследствие чего происходит уменьшение первоначального зазора. Поэтому свободный ход педали автомобиля ГАЗ-52 должен составлять З5-45 мм, что соответствует требуемой величине зазора примерно 4 мм. Регулируется свободный ход откручиванием (увеличение хода) или закручиванием (уменьшение хода) регулировочной гайки (поз.26, рисунок 1). Двигатели автомобилей ГАЗ-52 и ГАЗ-51 широко используются для установки на автопогрузчики львовского производства АП-40814, 4045, 4014.

Устройство муфты сцепления (корзины) ГАЗ-52 (52-1601090)

Рис.1 - Устройство корзины сцепления ГАЗ-52 (52-1601090)

1 — оттяжная пружина вилки выключения сцепления; 2 — кожух сцепления; 3 — нажимная пружина; 4 — теплоизоляционная шайба пружины; 5 — маховик; 6 — первичный вал коробки передач; 7 — подшипник первичного вала; 8 —регулировочный винт, 9 — ведомый диск сцепления; 10 — картер сцепления; 11 — палец; 12 — нажимной диск сцепления; 13 — игольчатый подшипник; 14 — рычаг выключения сцепления; 15 — ролик; 16 — масленка; 17 — шланг; 18 — опорная вилка рычага; 19 — муфта выключения сцепления; 20 — передняя крышка коробки передач; 21 — оттяжная пружина муфты; 22 — подшипник выключения сцепления; 23 — шаровая опора; 24 — чехол вилки; 25 — вилка выключения сцепления; 26 —регулировочная гайка; 27 — тяга выключения сцепления; 28 — вилка тяги выключения сцепления; 29 — оттяжная пружина педали сцепления; 30 — валик педали сцепления; 31 — педаль сцепления.

Устройство ведомого диска корзины сцепления ГАЗ-52

Рис.2 - Ведомый диск муфты сцепления ГАЗ-52

1 и 6 — фрикционные накладки; 2 — диск; 3 — стальной диск; 4 — волнистые пружины; 5 — ступица; 7 — балансировочный грузик.

Здесь приведены четыре таблицы взаимозаменяемых деталей автомобилей ГАЗ. Первая из этих таблиц взята из книги "Автомобиль "Волга" ГАЗ-24. Конструктивные особенности, техническое обслуживание и текущий ремонт", 6-ое издание, Москва, "Транспорт", 1995 год. Вторая - из книги "Автомобиль "Волга" ГАЗ-3102 и его модификации", Москва, Арго-книга, 1996 год. Указано количество каждой детали. Во вторую таблицу входят взаимозаменяемые детали ГАЗ-21 и ГАЗ-24, не вошедшие в первую таблицу. Третья таблица взята из книги "Автомобиль "Волга" ГАЗ-24", Москва, Машиностоение, 1972 год. В этой таблице указана применяемость ("+" - деталь применяется, "-" - деталь не применяется) деталей автомобиля ГАЗ-24 на автомобилях ГАЗ-21, ГАЗ-13, ГАЗ-20, ГАЗ-53А и ГАЗ-51. Четвертая таблица взята из книги "Спутник автолюбителя", К.С. Шестопалов, Москва, "Физкультура и спорт", 1963 г. В таблице указано количество деталей на один автомобиль.

Как вы можете заметить, номера состоят из двух частей. Например, 21-3504039. Цифра 21 означает, что эта деталь 21-ой "Волги" (а, например, число 20 - "Победу"). 3504039 - собственно номер детали. Т.е. все детали, номер которых начинается с 20-, - победовские*****. Кстати, сравнивая каталоги запчастей для ГАЗ разных лет, можно наблюдать такую картину: в одном каталоге номер детали был 21-номер_детали, в другом 24-номер_детали, в третьем 31-номер_детали. Причем сами номера одинаковые. Это означает, что сама деталь с 21-ой "Волги", а потом они, не меняя саму деталь, просто изменяли префикс 21 на 24 и т.д. Т.е. сами детали одинаковы.

Таблица 1
Детали автомобиля ГАЗ-21, взаимозаменяемые с деталями автомобилей ГАЗ-24, ГАЗ-53, ГАЗ-66

Таблица 2
Детали автомобиля ГАЗ-21, взаимозаменяемые с деталями автомобилей ГАЗ-24 и ГАЗ-3102

Таблица 3
Взаимозаменяемые детали автомобиля ГАЗ-24

Таблица 4
Взаимозаменяемые детали автомобилей М-21И "Волга", М-20В "Победа", ГАЗ-69 и ГАЗ-51А

* Одно кольцо по выбору.
** Подбор.
*** Для автомобилей с передними барабанными тормозами.
**** В оригинале таблицы именно так и написано - 1 цилиндр.
***** Из этого правила могут быть и исключения. Например, в третьей таблице колпак защитный имеет номер 21-3505065, но на ГАЗ-21 он не подходит.
******Видимо, здесь следует читать "20-1104091".

Обслуживание сцепления и приводом выключения сцепления заключается в периодической проверке состояния сцепления и привода, регулировке свободного хода педали сцепления, смазке упорного подшипника муфты выключения сцепления и валика педали, а также в устранении отдельных неисправностей, возникающих во время работы сцепления.

Рис. 5. Сцепление ГАЗ-51

а — вид на масленку со стороны заднего торца сцепления; 1 — маховик; 2 — картер; 3 — фрикционная накладка ведомого диска; 4 — корзина 52-1601090; 5 — теплоизоляционная шайба; 6 — кожух; 7 — нажимная пружина; 8 — масленка подшипника; 9— пластина демпфера; 10 — муфта выключения сцепления; 11— вилка выключения сцепления; 12 — тяга; 13 — масленка валика педали; 14 — оттяжная пружина педали; 15 — педаль; 16 — регулировочная гайка тяги; 17 — рычаг выключения; 18—пружинящая пластина; 19—диск сцепления; 20 — пружина демпфера; 21 — регулировочный винт; 22 — первичный вал коробки передач; 23 — фрикционная шайба демпфера; 24 — ступица ведомого диска; 25 — палец

Для смазки упорного подшипника необходимо при первом техническом обслуживании повернуть крышку колпачковой масленки на два-три оборота.

При более частой и обильной смазке возможно попадание излишней смазки на диски сцепления. Более редкая смазка подшипника приводит к загустеванию смазки в отверстиях подвода ее из кольцевой полости муфты к подшипнику.

Если шланг подвода смазки к упорному подшипнику по какой-либо причине снимался или заменялся новым, то при установке его необходимо заполнить смазкой.

Для этого нужно дважды выжать в него смазку из полностью заправленной колпачковой масленки и снова заполнить масленку смазкой, которая будет подаваться к упорному подшипнику выключения сцепления. Валик педали сцепления смазывается также при первом техническом обслуживании через масленку 13 (рис. 5).

Основными деталями сцепления ГАЗ-51, требующими замены при ремонте в процессе эксплуатации, являются подшипник выключения сцепления, ведомый диск и корзина 52-1601090.

Для того чтобы снять диски, необходимо снять коробку передач и нижнюю часть картера сцепления, затем отвернуть болты крепления кожуха сцепления к маховику; при этом следует отвертывать постепенно все болты, чтобы не погнуть опорные лапы кожуха или не сорвать болты, которые отвертываются последними.

Отъединенные от маховика диски сцепления могут быть вынуты из картера только в определенной последовательности и положении, так как вторая поперечина рамы частично перекрывает нижний люк картера сцепления.

Сначала нужно вынуть корзину, повернув его одной из лап кожуха вниз и приподняв ведомый диск, а затем вынуть ведомый диск.

При износе или повреждении фрикционных накладок ведомого диска ГАЗ-51 накладки необходимо заменить. Новые накладки следует приклепать так, чтобы головки заклепок утопали на глубину не менее 1 мм.

Биение рабочих поверхностей накладок должно быть не более 0,7 мм при замере на радиусе 110 мм от центра диска. При большем биении диск должен быть осторожно выправлен при помощи специальной оправки.

Если на поверхности корзины будут обнаружены коробление, задиры поверхности, глубокие кольцевые канавки или трещины, то диск нужно заменить или отремонтировать проточкой и последующим шлифованием.

При разборке корзины сцепления ГАЗ-51 необходимо сделать метки на кожухе и диске, с тем, чтобы при сборке обеспечить первоначальное положение этих деталей и, следовательно, сохранить балансировку.

Толщина отремонтированного диска не должна отличаться от толщины нового диска более чем на 1,5 мм. Разность расстояний от каждой из осей трех отверстий под оси рычагов выключения сцепления до обработанной поверхности диска не должна быть более 0,15 мм, а поверхность должна быть плоской (при проверке на плите щуп 0,08мм не должен проходить).

При сборке отремонтированного нажимного диска с кожухом необходимо подложить под пружины, кроме теплоизоляционных шайб, металлические шайбы для компенсации уменьшения толщины диска.

После сборки корзины ГАЗ-51 с кожухом следует отрегулировать положение головок винтов рычагов выключения сцепления, используя для этого свободный маховик. Нажимной диск, собранный с кожухом сцепления, следует установить на поверхность маховика, подложив под нажимной диск в трех местах шайбы толщиной 9,7 мм, и завернуть болты крепления кожуха к маховику.

Шайбы могут быть заменены новым ведомым диском. Затем, завертывая или отвертывая регулировочные винты рычагов, добиваются того, чтобы размер от торца маховика до головок винтов был равен 53,2±0,75 мм. При этом головки всех регулировочных винтов могут отклоняться от плоскости, параллельной торцу маховика, не более чем на 0,4 мм.

После регулировки винты необходимо закернить, вдавив металл рычагов в прорези на регулировочных винтах. Ведомый и нажимной диски сцепления устанавливают в последовательности, обратной разборке сцепления.

Перед установкой поверхности трения маховика и корзины сцепления ГАЗ-51 необходимо протереть куском чистой ткани, слегка смоченной в бензине, а в отверстие шарикоподшипника первичного вала коробки передач, установленного в маховике, заложить тугоплавкую смазку (консталин или смазку 1-13).

После того как ведомый и нажимной диски заведены в картер сцепления, ведомый диск долен быть сцентрирован по отношению к оси коленчатого вала двигателя, для чего в шлицевое отверстие ступицы ведомого диска вставляют оправку. Вставить оправку надо так, чтобы конец ее вошел в шарикоподшипник в маховике. Для этой же цели можно использовать запасной первичный вал коробки передач.

Перед креплением кожуха сцепления к маховику необходимо, вращая маховик, совместить метки на кожухе и маховике, с тем, чтобы сохранить совместную балансировку коленчатого вала с маховиком и сцеплением.

Отгрузка запчастей на львовские погрузчики 4014, 40814, 40810, 4081, 41030 производится во все города России: Кемерово, Екатеринбург, Челябинск, Новосибирск, Улан-Удэ, Киров, Пермь, Красноярск, Иркутск, Омск, Барнаул, Томск, Братск, Тюмень, Лысьва, Новокузнецк, Миасс, Серов, Чита, Берёзовский, Междуреченск, Нижний Тагил, Бийск, Минусинск, Сатка, Курган, Новый Уренгой, Норильск, Ноябрьск, Октябрьский, Оренбург, Орск, Прокопьевск, Прохладный, Псков, Рубцовск, Рыбинск, Рязань, Салават, Саранск, Сарапул, Северодвинск, Сибай, Сочи, Ставрополь, Старый Оскол, Стерлитамак, Сургут, Сызрань, Таганрог, Тамбов, Тобольск, Усть-Илимск, Ухта, Хабаровск, Ханты-Мансийск, Чистополь, Чусовой, Шадринск, Шахты, Шелехов, Электросталь, Элиста, Энгельс, Якутск, Вологда, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Белгород, Орёл, Казань, Ростов-на-Дону, Воронеж, Брянск, Краснодар, Саратов, Мурманск, Тула, Ногинск, Волгоград, Иваново, Пенза, Чебоксары, Волжский, Ярославль, Сыктывкар, Ижевск, Самара, Махачкала, Волжск, Йошкар-Ола, Сокол, Уфа, Архангельск, Тверь, Подольск, Ульяновск, Смоленск, Тольятти, Владикавказ, Петрозаводск, Курск, Владимир, Череповец, Набережные Челны и др.

Технические операции по замене и регулировкам сборочных узлов и компонентов автопогрузчиков ЛЗА

Сцепление однодисковое, сухое. К маховику 4 прикреплен стальной кожух 10. В вильчатых кронштейнах 9, закрепленных в кожухе, установлены на осях 1 на опорных роликах три рычага 7. Рычаги соединены с проушинами выступов нажимного диска 6 при помощи осей 8 на игольчатых подшипниках. Между кожухом и нажимным диском установлены девять нажимных пружин 20 на теплоизолирующих прокладках.

Между маховиком и нажимным диском установлен ведомый разрезной диск 3 с накладками, приклепанный наглухо к ступице 2. Диск сделан пружинящем. Для этого передняя накладка приклепана непосредственно к диску, имеющему отдельные секции, а задняя накладка — к шести стальным волнистым пружинящим пластинам 24, которые, в свою очередь, приклепаны к диску.

В устройство выключающего механизма сцепления входят муфта 13 выключения с оттяжной пружиной и с упорным шариковым подшипником 12, установленная на направляющей втулке 14, прикрепленной к картеру коробки передач; выключающая вилка 18, снабженная оттяжной пружиной 22 и установленная на шаровом пальце 17, закрепленном в картере сцепления; регулируемая тяга 19 с фиксирующей пружиной и педаль 15, закрепленная на валике с рычагом и снабженная оттяжной пружиной 16. Сцепление заключено в картер 6, имеющий вентиляционные люки и отъемный кожух 21. Люк выхода вилки из картера закрыт чехлом. Для смазки подшипника на крышке бокового люка картера установлена масленка 23, соединяемая с муфтой выключения гибким шлангом.

В концы рычагов 7 ввернуты регулировочные винты 11, головки которых должны быть установлены точно в одной плоскости. Эту регулировку производят при сборке сцепления и при ремонте, после чего винты закернивают в рычагах. Величина зазора между головками винтов и подшипников муфты выключения должна быть равна 3—4 мм. Величину зазора регулируют изменением длины тяги 19 педали при помощи регулировочной гайки. Свободный ход педали при этом должен быть равен 34—45 мм.

Читайте также: