Стартер ст 103 устройство

Обновлено: 05.07.2024

предназначен для запуска дизельных двигателей ЯМЗ 236, 238, 240, 8424.10, 8481.10 и их модификаций.
Стартер выпускается в климатических исполнениях УХЛ и Т по ГОСТ 15150:
исполнение СТ103А.3708000 – для умеренного и холодного климата, исполнение СТ103А.3708000 – для экспорта в страны с умеренным и холодным климатом, исполнение СТ103А.3708000 – для тропического климата.
Стартер относится к восстанавливаемым изделиям.
Стартер выпускается в соответствии с ТУ 37.003.1059-81.

Номинальное напряжение, В 24
Номинальная мощность при
питании от аккумуляторной
батареи 190 Ач, кВт 9,0
Пусковая мощность при
питании от аккумуляторной
батареи 190 Ач, кВт, не менее 4,8
Параметры шестерни:
модуль 4,25
число зубьев 11
Направление вращения вала
со стороны привода правое
Степень защиты IP66
Масса стартера, кг 34,4

В стартерах применяют четырехполюсные электродвигатели постоянного тока с последовательным или смешанным возбуждением. Сила тока, питающая стартер при его работе, не остается постоянной и зависит от степени заряда аккумуляторной батареи, сопротивления электрической цепи и скорости вращения якоря. Обмотка якоря и обмотка возбуждения выполнены из проводов большого сечения и малой длины, поэтому стартеры обладают малым сопротивлением в результате чего при полном торможении якоря в момент включения, например, стартеров СТ 130-В, СТ 130, СТ 142-В грузовых автомобилей и 29.3708 или СТ 230-62 легковых автомобилей потребляют силу тока от 850 А до 550 А.


При вращении якоря его обмотка пересекает силовые линии магнитного поля обмотки возбуждения и в проводниках якоря индуктируется ЭДС, действующая навстречу току в цепи стартера и уменьшающая силу этого тока. При холостом ходе якоря (без нагрузки) скорость вращения его возрастает до 5 тыс. мин , при этом сила тока снижается до 110 . 80 А С увеличением силы тока, питающего стартер, возрастает магнитное поле возбуждения, которое взаимодействуя с магнитным потоком якоря, развивает большой крутящий момент, что облегчает пуск двигателя. Наибольший крутящий момент будет при неподвижном якоре, когда в цепи стартера сила тока максимальна. На рис. 2.1 представлен стартер легковых автомобилей CТ 29.3708.

Основные узлы стартера – корпус или стартер 16 с обмотками возбуждения, якорь 18 с обгонной муфтой 4, крышка 6 со стороны привода с рычагом 5, крышка 14 со стороны коллектора с щеткодержателями и тяговое реле. Крышки 6, 14 и корпус соединены двумя стяжными болтами. Корпус изготовлен из свернутой в цилиндр и сваренной в стыке мягкой полосовой стали. Внутри корпуса закреплены винтами четыре стальных полюса 17, на которые надеты катушки обмотки. Корпус вместе с катушками и полюсами образует статор. Три катушки статора (сериесные) соединены с обмоткой якоря последовательно, а одна (шунтовая) – параллельно. Поэтому возбуждение стартера и является смешанным. Оно обеспечивает сравнительно низкую частоту вращения якоря на холостом ходу, что уменьшает износ втулок подшипников, облегчает условия работы обгонной муфты и предотвращает разнос якоря.


Через сериесные катушки и обмотку якоря протекает основной ток, потребляемый стартером. Поэтому они намотаны медной лентой с большим поперечным сечением. Через шунтовую катушку протекает сравнительно небольшой ток, зависящий в основном от напряжения аккумуляторной батареи. Поэтому шунтовая катушка намотана медным проводом в эмалевой изоляции. Катушки оплетены хлопчатобумажной лентой и пропитаны лаком. Якорь 18 состоит из вала, на который напресован сердечник, набранный из пластин электротехнической стали, и коллектор 12.

Рис. 2.1. Общий вид стартера легкового автомобиля:

1 – ограничительное кольцо; 2 - шестерня привода; 3 – ролик обгонной муфты; 4 – обгонная муфта; 5 – рычаг привода; 6 – крышка со стороны привода; 7 – якорь реле; 8 – обмотка реле; 9 – контактная пластина; 10 – крышка реле; 11 – контактные болты; 12 - коллектор; 13 – щетки; 14 – крышка со стороны коллектора; 15 – кожух; 16 – корпус; 17 – полюс стартера; 18 – якорь; 19 – поводковое кольцо.

В пазы сердечника уложена обмотка, выполненная из медной ленты, концы обмотки припаяны к пластинам коллектора. Вал якоря вращается в двух металлокерамических втулках, пропитанных маслом. Задняя втулка запрессована в крышку 14, а передняя расположена в картере сцепления.

Передний конец вала якоря входит в эту втулку при закреплении стартера на картере сцепления. В стартере применен коллектор торцового типа.

Он представляет собой пластмассовый диск, в котором залиты медные контактные пластины коллектора. Применение торцевого коллектора позволило уменьшить длину стартера и его массу. Кроме того, такой коллектор способствует более стабильной и длительной работе щеточного контакта.




Обгонная муфта состоит из наружного кольца с роликами 3 и внутреннего, объединенного с шестерней 2 привода. В наружном кольце имеется три паза переменной глубины. В более глубокой части паза ролики могут свободно вращаться, а в менее глубокой заклиниваются между наружными и внутренним кольцом.

Одновременно якорь реле через рычаг перемещает обгонную муфту с шестерней. Ступица обгонной муфты, поворачиваясь на винтовых шлицах вала якоря стартера, поворачивает также и шестерню, что облегчает ввод ее в зацепление с венцом маховика.

Через замкнутые контакты тягового реле идет ток, питающий обмотки статора и якоря, и якорь стартера начинает вращаться со ступицей и наружным кольцом обгонной муфты. Поскольку ролики муфты смещены пружинами в менее глубокую часть паза наружного кольца, а шестерня торопится венцом маховика, то ролики заклиниваются между наружным и внутренним кольцом обгонной муфты и крутящий момент от вала якоря передается через муфту и шестерню к венцу маховика. В результате торможения шестерни ступица муфты свинчивается со шлицев вала якоря и шестерня досылается до упора в кольцо, полностью водя в зацепление с венцом маховика. После пуска двигателя частота вращения шестерни превышает частоту вращения якоря стартера. Внутреннее кольцо обгонной муфты увлекает ролики в более глубокую часть паза наружного кольца, сжимая пружины плунжеров. В этой части паза ролики свободно вращаются не заклиниваясь, и крутящий момент не передается от маховика двигателя на вал якоря.


На рис. 2.2 показан стартер установленный на грузовых автомобилях, обычно мощностью 1,03 1,04 кВт. с принудительным электромагнитным включением шестерни привода и дистанционным управлением. Работа его аналогична выше описанной.


Рис. 2.2. Общий вид стартера грузового автомобиля:

1 – соединительный провод; 2 – щетки; 3 – контактный диск; 4 – шток диска; 5 – якорек; 6 – регулировочный винт; 7 – шток; 8 – рычаг; 9 – опора рычага; 10 - шестерня; 11 – винтовой вал якоря; 12 – ограничительное кольцо; 13 – шлицы вала якоря; 14 – пружина; 15 – кольцо; 16 – поводковая муфта; 17 – пазовый ролик; 18 – обмотка якоря; 19 – обмотка полюса; 20 – якорь; 21 – бандаж обмотки якоря; 22…24 – устройство поводковой муфты.

Стартер СТ 103, СТ 142Б – четырехполюсный, напряжением 24 В имеет значительную мощность 6…7,3 кВт – устанавливают для пуска дизельных двигателей. Технические характеристики стартеров приведены в табл. 2.1.

Категория: "Запчасти МТЛБ"
Раздел: "Каталог электрооборудования"
Номенклатура: "СТ103"

Стартер СТ103 МТ-ЛБ предназначен для осуществления запуска двигателя транспортера путем поворота его коленчатого вала и вызываемых при этом сжатия и воспламенения топливовоздушной смеси от давления, возникающего в камере сгорания.

Стартер представляет собой электродвигатель постоянного тока, мощностью 9.5л.с., работающий от бортовой сети транспортера 24В. Питание стартера током осуществляется от аккумуляторных батарей машины. Тяговое реле стартера электромагнитное, оно размещено на корпусе стартера и системой приводов соединено с якорем электродвигателя. В момент пуска двигателя реле стартера вводит в зацепление с маховиком двигателя шестерню, одновременно с этим замыкаются контакты электродвигателя, и происходит пуск двигателя. После осуществления пуска, реле автоматически выводит шестерню из зацепления с венцом маховика, предохраняя стартер от разрушения.

Предохраняет стартер СТ103 МТ-ЛБ от случайного срабатывания сблокированный с его цепью управления реле-регулятор РР-390, который автоматически отключает стартер от аккумуляторных батарей при запущенном двигателе и поддерживает цепь управления стартером выключенной, пока работает двигатель.

Для включения стартера используется кнопка, расположенная на щитке управления слева. Сам же стартер смонтирован на блоке двигателя слева.

При пуске работе стартера неизбежно возникновение больших токов в цепи управления, поэтому важно, во-первых, поддерживать аккумуляторные батареи в заряженном и полностью работоспособном состоянии, а во-вторых, пользоваться стартером с повышенным вниманием, обеспечив все необходимые для запуска двигателя условия до того, как стартер будет задействован.

Купить Стартер СТ103

💡 Если Вы хотите добавить контактные данные менеджера в свой телефон, наведите камеру сканера на своем смартфоне, oтcкaниpуйтe QR-кoд, пoлучeнную инфopмaцию добавьте в свои кoнтaкты. Teпepь данные мeнeджepа добавлены в контакты. Звоните, пишите и оставляйте заявки.

Наиболее характерными режимами работы стартера являются:

  • режим максимальной мощности Pmax при токе стартера приблизительно равном 0,5 Iт ;
  • режим полного торможения при токе Iт , частоте вращения n = 0 и максимальном крутящем моменте Mmax ;
  • режим холостого хода при токе холостого хода Ix и максимальной частоте вращения nmax .

Параметры этих режимов являются контрольными и их значения задаются в технических условиях.
В таблице 1 приведены значения основных параметров некоторых типов отечественных стартеров, используемых в автомобильных системах пуска двигателей российских производителей.

Таблица 1. Характеристики стартеров, используемых на отечественных автомобилях

Российские производители электрооборудования, а также производители стран ближнего зарубежья выпускают широкий спектр продукции для систем пуска автотракторных двигателей, в том числе - стартеров. Разнообразие применяемых на автомобильной, дорожно-строительной, сельскохозяйственной и другой моторизованной технике стартеров обосновано мощностью двигателей, на которых устанавливаются стартеры, а также условиями пуска и эксплуатации.
Перечень типов и моделей стартеров, наиболее часто встречающихся на отечественной технике, а также их основные характеристики, приведены в таблице 2 .

Таблица 2. Типы и модели стартеров, используемых на различных видах отечественной техники

Читайте также: