Тахографы на городские автобусы отменят

Обновлено: 07.07.2024

В сентябре водителей, владельцев автопарков и тех, кто перевозит опасные грузы, ждали изменения в законодательстве.

Контроль за предрейсовым осмотром автомобилей стал строже, изменились правила оснащения перевозчиков опасных грузов аппаратурой спутниковой навигации, сдвинулся срок обязательного оснащения коммерческих транспортных средств системами вызова оперативных служб. Рассказываем подробно.

Утвердили порядок предрейсового контроля автомобилей

Кого это коснулось. Изменения коснулись юридических лиц и ИП, которые перевозят пассажиров и грузы автобусами и грузовыми автомобилями — как на основании договора, так и для собственных нужд.

Когда вступило в силу. Новый порядок вступил в силу с 1 сентября 2021 года и действует до 1 сентября 2027.

Что контролируют. Объем проверок почти не изменился: как и прежде, проверяют тормоза, рулевое управление, давление в шинах, крепление запасного колеса и другие параметры, влияющие на безопасность.

Контроль проводят во время подготовки к выполнению одного или нескольких рейсов с оформлением путевого листа. Более четко оговорено время проведения контроля: теперь это можно сделать в любой промежуток времени с момента въезда автомобиля на парковку по возвращении из рейса до выезда с этой парковки.

Контролировать техническое состояние автомобиля могут как работники юридического лица или ИП, так и работники сторонней организации, которых специально привлекли для контроля. Результаты контроля, как и раньше, придется фиксировать в специальном журнале, но фамилию водителя в нем теперь можно не указывать.

Как сделать ремонт и не сойти с ума

Грузовики, перевозящие опасные грузы, и автобусы, перевозящие детей, нужно оснащать минимум двумя спутниковыми системами

Кого это коснется. Изменения коснутся владельцев грузовиков, которые перевозят опасные грузы, и автобусов с числом мест более 8, предназначенных для перевозки детей.

Когда вступило в силу. Новые правила вступили в силу с 1 сентября 2021 года и действуют до 1 сентября 2027.

Что теперь устанавливают на автомобиль. Аппаратуру спутниковой навигации на такие автомобили устанавливали и раньше. Но новые правила уточняют, что теперь такая аппаратура должна обеспечивать определение местоположения автомобиля по сигналам не менее двух действующих глобальных навигационных спутниковых систем. Обязательная система — ЭРА-ГЛОНАСС , вторая — на выбор собственника.

Информация о координатах автомобиля, направлении и скорости движения, времени и дате фиксации местоположения транспортного средства должна поступать с интервалом не более 30 секунд.

Продлен срок оснащения грузовиков и автобусов системами вызова оперативных служб

Кого это коснулось. Тех, кто производит на территории Таможенного союза автомобили с числом мест более 8, автобусы и грузовики. Также это коснется тех, кто приобретает такие автомобили. На грузовики, перевозящие опасные грузы, и автобусы, перевозящие детей, эта отсрочка не распространяется.

Когда вступило в силу. Предполагалось, что оснащать устройством экстренного вызова грузовики и автобусы нужно будет с 22 сентября 2021 года. Теперь этот срок перенесли — автомобили пока можно будет не оборудовать такими устройствами.

Что изменилось. До 31 декабря 2021 года включительно грузовики и автобусы можно не оснащать системами вызова оперативных служб. Исключение — грузовики, которые перевозят опасные грузы, и автобусы, которые перевозят детей.

Транспортные средства, выпущенные с 22 сентября 2021 года по 31 декабря 2021 года, можно и продавать без устройств и систем вызова. Но продавец обязан проинформировать покупателя, что устройство необходимо установить до 31 декабря самостоятельно. В электронном ПТС обязаны сделать специальную пометку.

Компании и индивидуальные предприниматели для безопасности перевозимых пассажиров должны обеспечить автобусы тахографами и системой ГЛОНАСС, проводить медосмотр водителей перед рейсом и выполнить еще более десяти условий. Критерии, по которым Ространснадзор станет проверять перевозчиков, отражены в разработанном ведомством проверочном листе.

По вине водителей автобусов происходит около 4% от всех аварий на автотранспорте. Фото: Михаил Синицын

По вине водителей автобусов происходит около 4% от всех аварий на автотранспорте. Фото: Михаил Синицын

Документ представлен для общественного обсуждения. Как пояснили "РГ" в Ространснадзоре, с 1 января 2021 года вступит в силу постановление, по которому предусмотрен лицензионный контроль перевозчиков автобусами. Для контроля нужен проверочный лист.

Важная роль в обеспечении безопасности пассажиров отведена автоматизированным системам. Тахографы - специальные устройства, - будут фиксировать скорость движения, манеру езды и продолжительность работы водителя. Система ГЛОНАСС позволит отслеживать местоположение автобуса, то есть его маршрут.

Водители должны проходить инструктаж и стажировки. Перевозить пассажиров на автобусах допустят только оформленных по трудовому договору сотрудников с нужной квалификацией и российским водительским удостоверением категории "D". Но могут быть также иностранные водительские права категории "D" для граждан Киргизии или тех государств, где использование русского языка закреплено в качестве официального.

Сведения о пассажирах и экипаже автобуса должны передаваться в автоматизированную централизованную базу персональных данных, где собираются сведения о пассажирах на международных и междугородних рейсах на всех видах транспорта. Автобусы должны принадлежать лицензиату на праве собственности или ином законном основании, проходить регулярное техобслуживание.

Контроль по чек-листу скорее носит профилактический характер, говорит вице-президент Российского автотранспортного союза Валерий Алексеев. "Для перевозчика это удобно. Но любая компания, конечно же, будет писать, что у нее все хорошо", - продолжает эксперт. Подтвердить эти сведения смогут в ходе проверки, если будут нарушения или жалобы. По сути начнет действовать риск-ориентированный подход. Количество нарушений снизится в долгосрочной перспективе, говорит Алексеев.

Срок оснащение автобусов тахографами переносится?

Изначально планировалось, что с 1 июля 2020 года транспортные средства, имеющие более 8 мест для сидения и осуществляющие регулярные городские пассажирские перевозки, должны быть оснащены тахографами (категории М2 и М3). Позже Правительство дважды переносило этот срок — сначала на 1 июля 2021 года, потом на 1 января 2022 года. Сообщалось, что сроки обязательной установки тахографов в пассажирские автобусы переносятся из-за пандемии коронавируса и упавшего пассажиропотока.

Новым проектом постановления (скачать >) предлагается снова перенести срок — на 1 марта 2023 года. Причиной для этого остаётся снижение пассажиропотока из-за пандемии.

Также в Минтрансе привели данные Росстата, согласно которым в январе 2021 года автобусами перевезено около 564,4 миллиона человек, в октябре — 716,8 миллиона, что ниже на 30,6 и 17,4 процента соответственно по сравнению с аналогичными периодами 2019 года.

Тем не менее количество пассажиров постепенно увеличивается. По данным министерства, тенденция роста пассажиропотока и вакцинация населения дают основания полагать, что к декабрю 2022 года транспортный спрос достигнет значений 2019 года.

Справочно: тахографы — записывающие устройства, автоматически регистрирующие скорость и маршрут автомобиля, время работы и отдыха водителя. Устройства также позволят отслеживать и выписывать штрафы за нарушение скоростного режима. Ожидается, что внедрение такого устройств позволит уменьшить нагрузку на дорожных инспекторов, сократить их число и автоматизировать процесс обработки данных.


По статистике, ДТП (в том числе из-за несоблюдения режима труда и отдыха водителями) являются одной из наиболее частых причин гибели и причинения ущерба жизни и здоровью туристов. Нередко туроператоры и турагенты, в том числе организаторы отдыха и туризма детей привлекают недобросовестных автоперевозчиков, которые не соблюдают режим труда и отдыха водителей.

Так, для водителей штраф за выход на линию без тахографов или их блокировка выросла с 1–3 тысяч рублей до 3–5 тысяч рублей.

Должностные лица, выпустившие на линию транспортное средство с поломанным тахографом или без него, заплатят штраф от 7 тысяч до 10 тысяч рублей (сейчас 5–10 тысяч), ИП оштрафуют на сумму от 15 тысяч до 25 тысяч рублей, юридических лиц от 20 тысяч до 50 тысяч рублей, возможно приостановление деятельности на срок до 90 суток (в действующем законе ответственность для юрлиц и ИП отдельно не предусмотрена). Повышенные дифференцированные штрафы устанавливаются и за несоблюдение режима труда и отдыха водителей (в настоящее время штраф для всех одинаков — от одной до трех тысяч рублей).

Обязательная установка тахографа для указанных выше транспортных средств (категории М2 и М3), а также оценка соблюдения данного требования, осуществляемая в рамках государственного контроля (надзора), при рассмотрении дел об административных правонарушениях, будет отложена до 1 марта 2023 года.


Наш канал Telegram посвящен вопросам безопасности туризма. Э тот ресурс - агрегатор новостей, позиций, мнений, комментариев и руководящих документов! Подписывайтесь и будьте всегда в курсе всех новых событий отрасли!
Перейти на канал и подписаться >


Тахограф на городском автобусе

При этом изначально тахографы для городских автобусов должны были стать обязательными с 1 июля 2019 года, затем требование перенесли на 2020 год. На этот раз законодатели вновь передумали и отложили требование еще на год.

Информация о Постановлении Правительства №944

2020.07.08 Постановление Правительства Российской Федерации № 944 от 27 июня 2020 года "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 марта 2019 г. №382" опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации.

Документ вступает в силу 16 июля 2020 года.

Перенос требования о наличии тахографов на городских автобусах на 1 июля 2021 года

Внимание! Требование об установке тахографов на городские автобусы перенесено на 1 января 2022 года.

Изменение внесено в пункт 2 Постановления Правительства №382:

Изменение сводится к тому, что до 1 июля 2021 года городской общественный транспорт (автобусы) может эксплуатироваться без тахографов.

Примечание. Нужно понимать, что предыдущая редакция документа уже начала действовать с 1 июля 2020 года, а новая редакция начинает действовать только с 16 июля 2020 года.

То есть, с 1 по 15 июля 2020 года тахографы для городских автобусов являются обязательными. И теоретически может быть наложен штраф за их отсутствие.

Отмена тахографов для автобусов, имеющих тахографы ЕСТР

Рассмотрим новый пункт 4, внесенный в Постановление Правительства:

Итак, в документ добавлено исключение, позволяющее не устанавливать российские тахографы на автобусы, на которых уже установлены европейские тахографы (ЕСТР). Причем данное исключение используется только при одновременном выполнении следующих условий:

  • автобус выполняет междугороднюю перевозку (не городскую и не пригородную);
  • автобус имеет карточку допуска ТС к осуществлению международных автоперевозок.

Если же автобус, оснащенный тахографом ЕТСР, используется в городских или пригородных перевозках, то не смотря на наличие европейского тахографа придется дополнительно установить и отечественный вариант.

В заключение хочу отметить, что требование о наличии тахографов в очередной раз перенесли. При этом обычному водителю или пассажиру совершенно не понятно, с чем связаны постоянные переносы. Так что не исключено, что и через год требование еще раз перенесут. С другой стороны, рано или поздно оно станет обязательным. После этого на все городские автобусы установят тахографы, а их водители не смогут нарушать требования законодательства, связанные с соблюдением режима труда и отдыха водителей:

Читайте также: