Торцевое биение колеса велосипеда что это

Обновлено: 07.07.2024

Такое повреждение, как восьмёрка, преследует всех велосипедистов. Особенно сильно от этого страдают владельцы больших колёс – 28 и 29 дюймов. Исправлять их желательно научиться самому, так как обращаться каждый раз в мастерскую и накладно, и займёт много времени. Для обычного исправления, если у вас не клещевые спортивные, а обычные ободные тормоза, можно обойтись без станка для балансировки или иных приспособлений, достаточно будет спицевого ключа.

Виды восьмёрок

В зависимости от характера, можно условно поделить все искривления колёс на два вида – восьмёрка и яйцо.

  • Восьмёрка – это искривление обода колеса, при котором он во время вращения создаёт биение в направлении оси вращения.
  • Яйцо – искривление обода, при котором он будет создавать биение в радиальном направлении, вдоль спиц.

По степени тяжести можно также выделить несколько групп:

В первых двух случаях не потребуется выполнять каких-то дополнительных закупок материала, новых спиц или обода. В последнем случае придётся докупить спицы, выбраковать деформированные, при деформации обода – заменить его. Придётся также полностью переспицовывать колесо вне зависимости от того, целы ли все спицы или нет.

Инструменты и материалы для работы

Как выбрать спицевой ключ

Этот инструмент – самый важный. От него зависит, сколько восьмёрок выдержат ваши ниппеля и комфорт работы. Существуют ключи двух типов: фрезерованные, в виде круглой штучки с прорезями под различные гайки ниппелей спиц, и штампованные, с одним-двумя пазами под гайку. Выбирать надо фрезерованный. Пусть он стоит и дороже, но и прослужит дольше, и работать с ним удобнее. К тому же им можно спицевать не только колёса обычного велосипеда, но и колёса скутеров, мопедов, мотоциклов, велосипедов для шоссейных гонок с малыми ниппелями, велосипеды для экстремальной езды.

Техника

Процесс исправления малой восьмёрки

При исправлении осевого биения обода (восьмёрки) выявляется участок обода, на котором биение существует:

При перекрёстной спицовке, если спицы переплетаются друг через друга, настоящее натяжение проверить очень сложно, поэтому такую спицовку применять нежелательно. Никаких преимуществ по прочности она не даёт, а работу затрудняет.

После натяжения спиц опять проверяют биение, при необходимости исправление повторяют. Когда всё нормально – восьмёрка исправлена.

Процесс исправления средней восьмёрки

При подтягивании спиц до нужного усилия делают так – в начале подтягивают спицы от ниппеля шины в одном направлении через четыре, затем доходят до начальной и смещаются на одну. После этого также через четыре тянут в другом направлении. Смещаются в том же направлении на одну и дальше тянут через четыре в том направлении, что и в начале, затем ещё раз смещаются и дотягивают остальные в противоположном. Такой способ обеспечит равномерное натяжение и минимум исправлений. Если число спиц отличное от 36 – подтягивают с шагом в 3, 2, 5 спиц или другим подходящим.

Большая восьмёрка

При повреждениях обода и спиц, при сильных искривлениях, затрудняющих езду нужно разбирать колесо полностью. Снимают колесо, покрышку и камеру. Ослабляют все спицы и проверяют, деформировался ли обод. Если деформировался – его заменяют.

Не пытайтесь исправлять обод. Всё равно не получится – вы только сомнёте его края, и он будет непригоден для использования. Просто купите новый.

После этого выбраковывают сломанные спицы, проверяют целые, не деформировались ли они. Обращают внимание на состояние изгиба возле ступицы – он должен быть одинаковым на всех спицах. Те, что отличаются – заменяют.

Проверяют состояние отверстий ступицы. Если имеются растянутые до овала отверстия – ступицу также заменяют на новую

Если вы много катаетесь на велосипеде, то иногда вам приходится и чинить их. Одна из неисправностей, с которой приходится сталкиваться это восьмерка колеса, или овал.



КПДВ — первые результаты измерения овальности колеса
Я долго не мог решить проблему со своим колесом, поэтому пришлось собрать электронную систему измерения.

Для начала немного объяснений, что же такое восьмерка и овал колеса?
Восьмерка — отклонение обода колеса в сторону, в результате чего при езде колесо как бы виляет:


Овал (или яйцо) — когда обод находится не на равном расстоянии от оси колеса, в результате чего колесо подпрыгивает:


И горб и яма приводят к овалу колеса.

Первая проблема, возникшая передо мной — был выбор чувствительного элемента. То есть, как превратить неровность колеса в цифровой сигнал, соответствующий отклонению? Многие из доступных вариантов были отброшены: звуковой детектор расстояния чувствителен к рельефу поверхности, а измерять нужно по узкой кромке обода, детектор расстояния на ик-диоде и ик-приемнике по этим же причинам вызывал у меня опасения (но есть вероятность, что можно было использовать и их).

Немного подумав, я вспомнил принцип действия сканирующего микроскопа — щуп движется по поверхности образца и по отклонению щупа и измеряется рельеф. Идея мне понравилось, и быстро была собрана простейшая схема:



На схеме: обод колеса в держателе колеса (если нет держателя, можно просто оставить обод в велосипеде), шаговый двигатель в тисках, прикрученных к табуретке, кнопка, приклеенная на ось шагового двигателя, контроллер шагового двигателя на чипе LN2003, ардуино, управляющая всей этой схемой и передающая данные на компьютер

Алгоритм измерения простейший: шаговый двигатель начинает приближать кнопку к ободу, как только кнопка нажимается, шаговик возвращается в начальное положение, количество шагов передается на компьютер, это действие повторяется для каждой спицы. Точность оказалась вполне достаточная — 10 или больше шагов на 1мм, то есть принципиально можно настроить колесо с точностью до 0.1мм. Присланные ардуино данные простая программка превращает в понятный график, где видно, какие спицы куда крутить, для исправления проблем.

После полной настройки своего колеса, картинка заметно улучшилась:

Выравнивая новую шину на ободе заметил, что обод имеет небольшое биение как восьмёрку так и яйцо, но и то и другое около миллиметра, как вы считаете это норма или с этим нужно бороться?

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является архивной.

Я первый раз, со всем этим.
Я конечно выслушал мнения, но не здесь.
Что вам трудно лишний раз поделиться своими соображениями на этот счёт?
Говорят меньше 1мм на практике не выравнивается, особенно если яйцо?
Правда, что по гарантии делать не будут скажут норма?

Т.к. тема является архивной.

Мне не трудно - мне невыносимо на эти вопросы отвечать, ибо я в этом ни бум-бум))))) Вот про монтажки я понимаю ;-)

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является архивной.

Грамотно пишут 0.2мм, а не 0.02см(эт так,на всякий случай).
Да,это реальные и с реальной эксплуатацией колеса.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является архивной.

Зависит от уровня ободов,нет жестких стандартов,приходят обода по 1000бакинских и у них 0.4-0.5 биение - гавно, приходится их доводить.

Т.к. тема является архивной.

С профессионалами спорить сложно, но смею напомнить, что есть такая штука, как биение вала втулки. Оценим его в 2.5 мкм (половина допуска диаметра шариков подшипников - реально эта цифра в разы больше). Базовый радиус подшипника возьмем в 10 мм. Отсюда из подобия треугольников получаем биение обода 26" на базовом радиусе 280мм в 0,07 мм. И я не представляю как сделать его меньше только путём регулировки натяжения спиц.

Реально жизни такова, что на советских велосипедах с ножным тормозом биение обода до 1 мм считалось допустимым, и на них можно было вполне комфортно ездить.

Как устранить люфт на переднем или заднем колесе велосипеда?

Люфт колеса

Понятие люфта

Он представлен маленьким зазором, который появляется между вращающимися элементами механического типа. Такие предметы взаимосвязаны, поэтому при изменении плоскости втулки или оси вращения появляется люфт. Он заключается в том, что во время движения колесо катится не прямо, а делает восьмерки. Поэтому для комфортной и безопасной езды нужно убрать люфт на заднем колесе.

Если не выполнить оперативный ремонт, то усложняется процесс управления велосипедом, а также возникает биение на руль, поскольку колесо смещается в разные направления от оси движения.

Почему появляется?

Перед тем, как устранить люфт колеса, важно определить, почему возникла данная неисправность. К основным причинам ее появления относится:

  • за счет длительного эксплуатационного срока истирается втулка;
  • высокая степень износа конуса, который иначе называется радиусной гайкой;
  • из-за езды по выбоинам и ямам повреждаются дорожки качения, располагающиеся в подшипниках;
  • насечки, которые располагаются на контргайках, а также предназначены для надежного соединения с конусом, сильно истираются.

Люфт колеса

Обычно такие причины возникают у людей, которые часто пользуются своим средством передвижения. За счет существенных нагрузок на колеса и другие части велосипеда, происходят частые поломки, а также истираются основные детали. Дополнительно учитывается качество материала, из которого сделан байк. Для решения проблемы часто приходится менять детали, которые ломаются, повреждаются, смещаются или истираются.

Внимание! Для предотвращения раскручивания рекомендуется обеспечивать надежное сцепление гаек.

Не нужно заменять элементы велосипеда, если причина люфта заключается в ослаблении фиксации контргайки и радиусной гайки. Поэтому для устранения проблемы достаточно только немного затянуть данные элементы. Для этого рекомендуется пользоваться подходящим ключом. Зазор, образовавшийся после монтажа колеса между контргайкой и велосипедной рамой, заполняется специальной шайбой.

Как выявить люфт?

Внимание! Допускается минимальный люфт на великах, но он увеличивается с течением времени, поэтому целесообразно выполнить обслуживание и ремонт, чтобы не пришлось в будущем выполнять работу в дорожных условиях.

Если велосипедист обнаруживает данную неисправность, то он задумывается о том, как устранить люфт на колесе. Для этого учитываются правила:

  • первоначально определяется причина появления проблемы;
  • люфт может быть на обоих колесах;
  • снимается аккуратно проблемное колесо;
  • берётся один край оси, который нужно двигать вверх и вниз;
  • если ось шатается, то надо подтянуть контргайку, а также радиусную гайку, причем процесс нужно выполнять с обеих сторон;
  • после регулировки устанавливается колесо;
  • проверяется состояние велосипеда, для чего на нем нужно немного прокатиться и резко затормозить;
  • если проблема осталась, то придется разбирать втулку, после чего осматривать все детали внутри данного изделия.

Внимание! Если удалось устранить люфт заднего колеса благодаря подтягиванию гайки, то важно убедиться, что отсутствует сильное зажатие, из-за которого колесо не сможет свободно и легко крутиться, а если затянуть слишком слабо, то это приведет к повторному шату.

Процесс ремонта немного отличается для переднего и заднего колеса. Если велосипедист планирует выполнять обслуживание своими руками, то важно изучить правильную инструкцию, чтобы не совершить серьезных ошибок.

Заднее колесо

Как устранить люфт заднего колеса велосипеда? Для этого выполняются последовательные действия:

  • первоначально велосипед переворачивается и закрепляется;
  • снимается колесо, на котором выявлен люфт;
  • на многих популярных моделях задняя втулка содержит трещотку, которую нужно правильно демонтировать, поскольку под ней находится контргайка и конус, а иначе не получится правильно отремонтировать или отрегулировать втулку;
  • освобожденная втулка разбирается на составные части;
  • все детали хорошо протираются ветошью с обезжиривателем, что позволяет удалить грязь и остатки старого смазочного материала;
  • изучается состояние радиусных гаек и других деталей;
  • если выявляются какие-либо сколы, царапины или иные виды механических повреждений, то деталь придется полностью заменить, установив новое изделие;
  • после изучения всех деталей выполняется сборка втулки, причем предварительно каждый элемент покрывается качественным смазочным составом, позволяющим повысить срок эксплуатации и предотвратить быстрый износ;
  • накручиваются контргайки и радиусные гайки;
  • со стороны, где располагается трещотка, поджимается контргайка с конусом;
  • с другой стороны нужно правильно откорректировать подшипники;

Люфт колеса

  • иногда во время зажима вторых гаек подшипники немного расслабляются, а чтобы предотвратить этот негативный момент, рекомендуется воспользоваться помощью другого человека или зафиксировать элемент велосипедной рамой;
  • трещотка устанавливается на место;
  • проверяется, насколько легко и свободно вращается деталь, после чего она надежно фиксируется;
  • собирается колесо, для чего все элементы закрепляются в правильном порядке;
  • оно устанавливается на раму;
  • если обнаруживается зазор, то он закрывается шайбой большого размера;
  • со стороны, где располагается трещотка, колесо прижимается, для чего целесообразно пользоваться зажимной гайкой;
  • оценивается состояние подшипников, поскольку перетяжка или слабая фиксация становятся причиной поломки оборудования, а также невозможно будет воспользоваться велосипедом по назначению;
  • колесо надежно фиксируется и со второй стороны.

После выполнения работы проверяется, насколько легко крутится колесо, а также устранен ли люфт. Если реализованы правильные действия, то обеспечивается плавность вращения и отсутствие шата. Люфт заднего колеса устранить довольно просто. Для этого не нужно иметь специфические инструменты или обладать опытом работы.

Переднее колесо

Нередко такая неисправность возникает и на переднем колесе. Заметить ее намного проще, поскольку появляются сильные удары на руле. Как устранить люфт переднего колеса? Выполняются правильные этапы:

  • колесо демонтируется с велосипедной рамы;
  • разбирается последовательно втулка;
  • детали чистятся от загрязнений;
  • проверяются элементы на поломки или сильный износ;
  • если нет никаких проблем, то наносится смазка, после чего монтируются подшипники;
  • с одной стороны оси закручивается конус;
  • накручивается контргайка;
  • ось устанавливается в правильном положении;
  • с другой ее стороны накручивается как контргайка, так и конус;
  • при устранении люфта переднего колеса важно убедиться, что концы оси обладают идентичной длиной;
  • регулируются и фиксируются подшипники, для чего применяется 2 ключа;
  • колесо прикрепляется к раме и закручиваются зажимные гайки;
  • зазоры удалятся с применением качественных и надежных шайб;
  • тонкими ключами регулируются контргайки и конусы;
  • проверяется качение.

Заключение

Люфт может возникать как на заднем, так и на переднем колесе велосипеда. Он появляется обычно при длительной эксплуатации байка. Процесс его устранения считается не слишком сложным, поэтому может выполняться своими руками. Для этого нужно только следовать правильной инструкции.

Читайте также: